Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНА ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОТРЕБНОСТИ / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишенко Галина А.

Актуальность. В статье рассматривается актуальные вопросы формирования познавательных интересов студентов ВУЗа физической культуры. Формирование глубокого и устойчивого интереса к изучению педагогической деятельности студентов ВУЗа физической культуры - задача, решение которой требует специальных психолого-педагогических знаний. Формирование познавательных интересов и профессиональной ориентации требует от преподавателя как целенаправленной отработки учебной деятельности в единстве всех ее компонентов (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), так и специальных педагогических воздействий, адресованных к разным сторонам мотивационно-потребностной сферы студентов как условия повышения профессионального интереса. Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие формированию и развитию познавательных интересов студентов физической культуры. Методы и организация исследования: В основу исследования положена следующая гипотеза: если в основу психолого-педагогических условий будут положены принципы непрерывности, систематичности, ретроспективности, инвариантности и программно - методического обеспечения это будет способствовать формированию и развитию познавательных интересов студентов вуза физической культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишенко Галина А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COGNITIVE INTERESTS STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Relevance. The article deals with the current issues of the formation of cognitive interests of students of the University of Physical Culture. The formation of a deep and stable interest in the study of pedagogical activity of students of the University of Physical Culture is a task that requires special psychological and pedagogical knowledge. The formation of cognitive interests and professional orientation requires the teacher to both purposefully work out educational activities in the unity of all its components (lectures, practical classes, independent work), and special pedagogical influences addressed to different sides of the motivational and needful sphere of students as a condition for increasing professional interest. Research methods and organization: The research is based on the following hypothesis: if the principles of continuity, systematicity, retrospectivity, innovation and software and methodological support are put into the basis of psychological and pedagogical conditions, this will contribute to the formation and development of cognitive interests of students of the University of physical culture

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-70-74 Оригинальные статьи / Original Articles

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ ВУЗа ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

УДК 796.81

Галина А. Шишенко

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО "УралГУФК", Россия

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается актуальные вопросы формирования познавательных интересов студентов ВУЗа физической культуры. Формирование глубокого и устойчивого интереса к изучению педагогической деятельности студентов ВУЗа физической культуры - задача, решение которой требует специальных психолого-педагогических знаний. Формирование познавательных интересов и профессиональной ориентации требует от преподавателя как целенаправленной отработки учебной деятельности в единстве всех ее компонентов (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), так и специальных педагогических воздействий, адресованных к разным сторонам мотива-ционно-потребностной сферы студентов как условия повышения профессионального интереса..

Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие формированию и развитию познавательных интересов студентов физической культуры.

Методы и организация исследования: В основу исследования положена следующая гипотеза: если в основу психолого-педагогических условий будут положены принципы непрерывности, систематичности, ретроспективности, инвариантности и программно - методического обеспечения это будет способствовать формированию и развитию познавательных интересов студентов вуза физической культуры

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, познавательные интересы, профессиональна подготовка, физическая культура, потребности, способности.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования: Шишенко Г. А. Психолого-педагогические условия формирования познавательных интересов студентов ВУЗа физической культуры// Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте, 2022. №2. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-70-74

Статья поступила: 24.06.2021 г.

Статья принята в печать: 15.06.2022 г.

Статья опубликована: 25.10.2022 г.

Информация для связи с автором: gced@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COGNITIVE INTERESTS STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE

Galina A. Shishenko

Ekaterinburg Institute of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia

Abstract

Relevance. The article deals with the current issues of the formation of cognitive interests of students of the University of Physical Culture. The formation of a deep and stable interest in the study of pedagogical activity of students of the University of Physical Culture is a task that requires special psychological and pedagogical knowledge.

The formation of cognitive interests and professional orientation requires the teacher to both purposefully work out educational activities in the unity of all its components (lectures, practical classes, independent work), and special pedagogical influences addressed to different sides of the motivational and needful sphere of students as a condition for increasing professional interest.

Research methods and organization: The research is based on the following hypothesis: if the principles of continuity, systematicity, retrospectivity, innovation and software and methodological support are put into the basis of psychological and pedagogical conditions, this will contribute to the formation and development of cognitive interests of students of the University of physical culture

Key words: psychological and pedagogical conditions, cognitive interests, professional training, physical culture, needs, abilities.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Shishenko G. A. Psychological and pedagogical conditions for the formation of cognitive interests of students of the University of Physical Culture // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №2 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-6-2-70-74

Введение. Успех будущей педагогической деятельности студентов физической культуры во многом зависит от познавательных интересов студентов. По окончании вуза педагог, учитель физической культуры, преподаватель физического воспитания или тренер, призваны успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития. Эффективность учебно-воспитательного процесса будет зависеть от условий формирования познавательных интересов студентов. Для решения этих задач современное образование требует поиска новых условий формирования познавательных интересов студентов, что позволило бы повысить уровень их профессиональной подготовки.

В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место занимают проблемы, саморазвития, самообразования, самореализации человека. В связи с этим изменяются и требования, предъявленные к современному специалисту, а это в свою очередь, требует пересмотра организации, содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов с целью формирования у них познавательных интересов от которых будет завесить индивидуальный стиль деятельности будущего специалиста.

Выбор тематики статьи определен потребностями профессиональной подготовки педагогических кадров в области физической культуры.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей, интересов и способностей студентов потребовала существенной реорганизации системы профессионального образования.

Управление формированием и развитием познавательных интересов студентов - процесс сложный, требующий учета много-

образных условий, источников, взаимодействие которых определяют и содержание познавательных интересов, и их направленность и динамику.

Недостаточно разработанными остаются управление формированием и развитием познавательных интересов студентов физической культуры.

Анализ состояния данной проблемы показывает, что недостаточно разработаны педагогические условия формирования познавательных интересов студентов физической культуры. Отсюда вытекает противоречие между необходимостью формирования психолого-педологических условий и развития познавательных интересов студентов физической культуры и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования.

В связи с вышеизложенным была сформулирована проблема исследования: какими должны быть педагогические условия, способствующие формированию познавательных интересов студентов ВУЗа физической культуры?

Цель исследования - выявить педагогические условия, способствующие формированию и развитию познавательных интересов студентов физической культуры.

Объект исследования - процесс формирования психолого-педагогических условий и развития познавательных интересов студентов физической культуры.

Предмет исследования - разработка программно-методического обеспечения развития познавательных интересов студентов вуза физической культуры.

В основу исследования положена следующая гипотеза: если в основу психолого-педагогических условий будут положены принципы непрерывности, систематичности, ре-троспективности, инвариантности и программно-методического обеспечения это

будет способствовать формированию и развитию познавательных интересов студентов вуза физической культуры. Цель и гипотеза исследования обусловили поставку следующих задач:

1. Выявить степень разработанности проблемы в теории и практике обучения.

2. Уточнить сущность понятия психолого- педагогические условия формирования и развития познавательных интересов студентов физической культуры.

3. Разработать программно-методическое обеспечение по развитию познавательных интересов студентов физической культуры.

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики.

Методы и организация исследования. Поставленная проблема изучалась на основе использования комплекса теоретических и эмпирических методов исследования: анализа психолого-педагогической литературы, анализа психолого-педагогических исследований по данной теме, педагогического эксперимента;

Исследование проводились на базе Екатеринбургского института физической культуры (финал) УралГУФК. В исследование приняли участие студенты 2-го курса института. Исследование проводилось в течение года.

В программно-методическое обеспечение по развитию познавательных интересов студентов физической культуры вошли принципы непрерывности, систематичности ретроспективности инвариантности и следующие блоки: когнитивный, мотивацион-ный, операциональный, рефлексивный.

Когнитивный блок предусматривает развитие познавательных интересов у студентов физической культуры через овладение системой профессиональных знаний, общих педагогических, психологических, управленческих, а также специальных знаний при условии создания ситуации успеха и переводе объективно интересного в лич-ностно значимое

Мотивационный блок предусматривает формирование активной жизненной позиции, стремление к достижению успеха как ценности профессиональной деятельности, обеспечение условий личностного самоопределения студента осознания своей индивидуальности и самоактуализации через психологические условия воздействуя на

эмоциональную, нравственную и личностную стороны, то есть на потребностно-моти-вационную сферу.

Операциональный блок включает умения анализировать ситуации, проектировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, задачами и организаторскими способностями и осуществлять управление через взаимодействие со студентами через планы, наставления, советы, указания, беседы, включать студентов в общественно значимую деятельность, активизировать самостоятельную деятельность студентов, переход к новым формам обучения, осуществлять связь учебной и внеучеб-ной деятельности.

Рефлексивный блок предусматривает оптимизацию самооценки и уверенности в успехе за счет полученных знаний умений и навыков студентами физической культуры на занятиях.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить основные условия развития и формирования познавательных интересов студентов физической культуры. Эти условия можно характеризовать как психологические и педагогические.

Психологические и педагогические аспекты влияния на развитие интереса к познанию имеют специфику отличий. Психологические условия будут воздействовать на эмоционально-нравственную и личностную стороны, то есть на потребностно-моти-вационную сферу.

Педагогические условия влияют на развития содержательной и операциональной стороны интереса и развивают интеллект студентов.

Анализ полученных результатов по степени разработанности проблемы в теории и практике обучения позволяет сделать вывод, что психологические условия формирования и развития познавательного интереса студентов физической культуры связывают с формированием эмоционального - положительной атмосферы учения при доминирующей роли преподавателя. (М.В. Матю-хина, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, Б.В. Баранин)

Роль преподавателя заключается в следующем; создать ситуацию успеха для студента, чтобы разбудить внутренние силы и направить их на развитие познавательных интересов. Педагог стремится перевести

объективно интересное в личностно значительное.

Ученые подчеркивают, что при формировании положительного отношения к учению необходимо учитывать отношение студентов в учебном коллективе (А.В. Мудрик, А.В. Петровский). Одним из условий развития познавательных интересов студентов будет формирование микроклимата в группе.

Важно осуществлять управление при информационном взаимодействии со студентами через планы, наставления советы, указания, замечания, беседы, что является одним из условий формирования познавательных интересов. Преподаватель включает студентов в общественно-значимую деятельность, в которой могут проявиться и реализоваться их познавательные интересы.

Одним из источников формирования интереса к познанию является содержание учебного материала, который будет основой расширения кругозора студентов по физической культуре. Педагогические условия развития интереса к познанию связаны с его операционально-деятельностной стороной. Этой цели могут служить отдельные дидактические методы обучения (Г.В. Кудрявцев, И.Д. Зверев, Ю.К. Бабанский).

Активизирует процесс развития интереса и самостоятельная познавательная деятельность студентов (В.Оконь, Б.Г. Ананьев, А.Б. Кузнецова). Переход к новым формам обучения определяет путь к формированию познавательного процесса.

Такими формами организации учебной деятельности на занятиях являются: урок-исследование с элементами экспериментирования (Н.Г. Морозов); проблемное обучение ( И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Г.В. Кудрявцев).

Одним из условий развития познавательного интереса в педологическом процессе является связь учебной и внеучебной деятельности (Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, Б.Г. Ананьев).

Анализ научно - методической литературы позволил сделать вывод что в психолого-педологической науке выявлены и ука-

заны многие источники и условия формирования и развития познавательных интересов.

В ходе экспериментальной работы методом опроса, беседы и анкетирования проверена эффективность предлагаемой методики.

После проверки эффективности предлагаемой методики выявлено, что процент развития познавательных интересов у студентов физической культуры с 15% поднялся до 25% в результате применения разработанного нами программно-методического обеспечения только развития познавательных интересов студентов вуза физической культуры.

В исследовании при опросе выявлено, что недостаточно разработанными остаются условия развития познавательных интересов. Кроме того, следует отметить, что большинство студентов причиной снижения познавательного интереса отмечают отсутствие должного внимания со стороны преподавателя 13% (8 студентов); неудачное выполнение задания 73,3% (44 студента); причины отсутствовали для 11% (7 студентов). Данные анкетирования выявили, что только 15% студентов второго курса осознают необходимость развития познавательных интересов и понимают, что это повысило бы уровень их профессиональной подготовки.

Выводы. Учебная деятельность студентов будет осуществляться на основе предполагаемой методики, включающей программно-методическое обеспечение по развитию познавательных интересов студентов физической культуры и дидактические материалы (уроки-диалоги, деловые и ролевые игры, опережающее домашнее задание, проблемное обучение урок исследования, метод кейсов (классический, инцидент, инсценировка), в которых отражены инвариантная и вариативная составляющие содержание, формы и методы деятельности преподавателя и студентов.

© Галина Александровна Шишенко, 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2 -е изд., испр. и допол. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018

2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.:ФиС, 2016.

3. Педагогика. Под ред. В.В. Белорусовой и И. Н. Решетень. М., «Физ-культура и спорт», 2017.

4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н.Шиянов. -М.: Школа - Пресс, 2919.

5. Психологические вопросы физического воспитания в школе. -М.,2020.

6. Григоренко В. Г. Профессионально - педагогическая мотивация и тех-нология ее формирования / В. Г. Григоренко. - Бердянск: Модем, 2003. - 148 с.

7. Ильин. Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - Спб. : Питер, 2000. - 512 с.

8. Ильин. Е. П. Психология физического воспитания : учеб. Пособ. для пед. институтов / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1987. -187 с.

LIST OF LITERATURE

1 Ilyin E. P. Psychology of physical education: Textbook for institutes and faculties of physical culture: 2nd ed., ispr. and additional St. Petersburg: Publishing House of A. I. Herzen RSPU, 2018

2. Matveev L. P. Theory and methodology of physical culture. - M.:FiS, 2016.

3. Pedagogy. Edited by V.V. Belorusova and I. N. Resheten. M., "Physical culture and sport", 2017.

4. Pedagogy: A textbook for students of pedagogical educational institutions /V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishchenko, E. N.Shiyanov. -M.: School - Press, 2919.

5. Psychological issues of physical education at school. -M., 2020.

6. Grigorenko V. G. Professional and pedagogical motivation and the technology of its formation / V. G. Grigorenko. - Berdyansk: Modem, 2003. - 148 p.

7. Ilyin. E. P. Motivation and motives / E. P. Ilyin. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 512 p.

8. Ilyin. E. P. Psychology of physical education : studies. Help. for ped. institutes / E. P. Ilyin. - M. : Enlightenment, 1987. -187 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Галина Александровна Шишенко

к.п.н., доцент, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», г. Екатеринбург, Россия

Galina Aleksandrovna Shishenko

Cand. Sci., Associate Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines Ekaterinburg Institute of Physical Culture Ekaterinburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.