Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишенко Галина А., Сергеева Лариса А.

Актуальность. Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не выявлен до конца вопрос о формировании целостной личности студентов физической культуры через патриотическое воспитание. Не достаточно уделяется внимания патриотическому воспитанию в сфере среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишенко Галина А., Сергеева Лариса А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF AN INTEGRAL PERSONALITY OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE

Relevance Despite numerous studies, the issue of the formation of a holistic personality of physical education students through patriotic education has not yet been fully identified. Not enough attention is paid to patriotic education in the field of secondary vocational education

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-7-3-69-74 Оригинальные статьи / Original Articles

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 37.013

Галина А. Шишенко

Лариса А. Сергеева

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО "УралГУФК", г. Екатеринбург, Россия

Аннотация

Актуальность. Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор не выявлен до конца вопрос о формировании целостной личности студентов физической культуры через патриотическое воспитание. Не достаточно уделяется внимания патриотическому воспитанию в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова патриотизм, патриотическое воспитание, цель и задачи патриотического воспитания.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования: Шишенко Г.А., Сергеева Л.А. Патриотическое воспитание как фактор формирования целостной личности студентов физической культуры // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте, 2022. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-7-3-69-74

Статья поступила: 12.05.2022 г.

Статья принята в печать: 15.06.2022 г.

Статья опубликована: 25.10.2022 г.

Информация для связи с автором: gced@sport-ural.ru

PATRIOTIC EDUCATION AS A FACTOR IN THE FORMATION OF AN INTEGRAL PERSONALITY OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE

Galina A. Shishenko

Larisa A. Sergeeva

Ekaterinburg Institute of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia

Abstract

Relevance Despite numerous studies, the issue of the formation of a holistic personality of physical education students through patriotic education has not yet been fully identified. Not enough attention is paid to patriotic education in the field of secondary vocational education.

Key words: words patriotism, patriotic education, the purpose and objectives of patriotic education.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest.

For citation Shishenko G.A., Sergeeva L.A. Patriotic education as a factor in the formation of an integral personality of students of physical culture // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №3 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-7-3-69-74

Введение. Одной из задач современного российского образования является развитие патриотического воспитания студентов. Сегодня воспитание должно быть ориентировано на воспитание гражданина и патриота.

Сказанное подтверждают слова А.В. Пономарева, который говорит что « решая проблему патриотического воспитания студентов, современное общеобразовательное учреждение сосредотачивает свои усилия на формировании у студентов

ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине [2.с 23]

«Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины.

Будучи явлением историческим, в разные эпохи патриотизм имел различное социальное, гражданское содержание. Это подтверждается различными определениями данного понятия. Так в словаре Брокгауза и Эфрона можно найти такое определение: «Патриотизм - любовь к Отечеству, вытекающее из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации» [12. с.27]

Исторически сложилось, что российскому народу на протяжении многих веков приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на своё национальное существование.

Мы в праве гордиться ратной доблестью наших предков и должны стремиться к тому, чтобы память о их великих делах и свершениях жила вечно. Если человек чтит память своих предков и гордиться тем, что удалось достичь его народу за всю его историю, то можно считать такого человека истинным патриотом.

Наша задача через патриотическое воспитание сформировать целостную личность как носителя сознания, социальных ролей, участника общественных процессов. На основе чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется ответственность за ее могущество и независимость, сохраняются её материальные и духовные ценности, развивается благородство и достоинство самой личности.

Чувство патриотизма выступает как интегральное качество личности, включающее в себя чувство любви человека к родным местам, гордость за свой народ, чувство ощущения неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатство своей Родины, сохранить и приумножить национальные и общечеловеческие ценности культуры.

В. А. Сластенин рассматривает патриотизм как качество личности, которое проявляется « в любви к своему Отечеству, преданности и готовности служить своей

Родине» В патриотизме, по мнению ученого, заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; уважение к другим народам и странам [9.с 30].

Таким образом, патриотизм и любовь к Родине сочетаются с общечеловеческими чувствами. Поэтому базовой основой процесса формирования любви к Родине, чувства патриотизма в условиях современного колледжа являются духовно - нравственные общечеловеческие и национальные ценности.

Через формирование чувства долга и ответственности за свою страну, за своё поведение, свою деятельность, чувства привязанности к родине, понимание нравственных потребностей народа, всё это является основой общественно-культурной жизни людей.

Чтобы сформировать целостную личность через патриотическое воспитание студентам необходимо дать знание политики, политической системы страны, органов управления государством, участвовать в политической жизни страны.

Формирование чувства привязанности к Родине, своему Отечеству необходимо повышать в результате патриотического воспитания в образовательном процессе при изучении учебных дисциплин философии, истории, литературы, обществознания, право и других гуманитарных наук. Содержание гуманитарных предметов должно быть направлено на формирование гражданина патриота.

Утратили свою актуальность в молодёжной среде такие ценности как любовь к родине, гордость за принадлежность к ней. Причастность к защите отечества. Всё выше перечисленное создаёт угрозу духовно-нравственной безопасности Российских граждан, деформирует сознание подрастающего поколения. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать гражданское воспитание.

Выявление противоречий позволили сформулировать проблему исследования: одной из главных проблем патриотического воспитания является не соответствие Государственной политики в образовании и реальными результатами, которое формируется в учебно-воспитательном процессе [ 6. с 732]

Не достаточная теоретическая разработанность вопроса формирования патриотического воспитания студентов как фактора формирования целостной личности выявляет потребность в патриотическом воспитании студентов колледжа физической культуры

Патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений Государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению патриотов и основополагающих методов патриотического воспитания в формировании целостной личности.

Падение культурного и образовательного уровня населения ведёт к деградации, национальной катастрофе.

Национальная культура является важнейшим компонентом общественной жизни - стратегическим и духовным ресурсом нации.

Культурный уровень граждан, в том числе и студентов в значительной степени определяет идеологическую, образовательную и духовно-нравственную ситуацию в современном обществе.

В настоящий период патриотическое воспитание является одним из важнейших условий не только укрепления, но и дальнейшего развития Российского общества.

Без патриотизма нельзя построить сильное государство, привить подрастающему поколению понимание их гражданского долга, уважения к закону.

Сегодня знания о формировании целостной личности через патриотическое воспитание чрезвычайно важно, особенно в условиях современных геополитических процессах, которые происходят в мире.

Роль патриотического воспитания в формировании целостной личности в настоящее время достаточно актуальна, так как позволяет сформировать систему взглядов, развить у студентов способность самостоятельно мыслить, избегать односторонних выводов и оценок.

Одной из государственных задач, осуществляемых колледжем, является воспитание высоконравственной, патриотической личности с четкими гражданскими позициями.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: определить педагогические условия орга-

низации процесса патриотического воспитания как фактора формирования целостной личности.

Недостаточная теоретическая разработанность вопроса формирования целостной личности через патриотическое воспитание определили выбор темы исследования «Патриотическое воспитание как фактор формирования целостной личности студента физической культуры».

Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетных форм и основополагающих методов патриотического воспитания в формировании целостной личности - все это определило актуальность и значимость данного исследования.

Цель исследования: формирование целостной личности через патриотического воспитание.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания в образовательном процессе.

Предмет исследования: педагогические методы и организация процесса воспитания как фактора формирования целостной личности.

Проблема формирования целостной личности в процессе патриотического воспитания явилась основанием для формирования гипотезы.

Гипотеза исследования: формирование целостной личности в процессе патриотического воспитания позволит укрепить чувство привязанности к Родине, будет способствовать формированию умственных, нравственных качеств студентов через разработанные методы воспитания патриотизма и рекомендации по развитию патриотического воспитания.

Методика и организация исследования:

Для решения данной проблемы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, опрос, ана-литико - оценочная шкала сформирован-ности патриотического отношения подростков, диагностирование.

Методологическими основами исследования послужили идеи и работы ведущих учёных - педагогов Шалва Амонашвили, Н.К Крупская, А.С Макаренко, Ф.С.Ушин-ского. [7.с.510, 11 .с.27]

Исследования проводились на базе колледжа физической культуры. В исследовании приняли участие студенты 2 курса

Екатеринбургского колледжа физической культуры Федерального Государственного образовательного учреждения высшего образования «Уральского Государственного Университета физической культуры» в количестве 92 человек. Исследование проводилось в течение учебного года.

Новизна работы: разработаны методы патриотического воспитания, выработаны рекомендации по патриотическому воспитанию студентов.

Результаты исследования: был сделан теоретический анализ работ, в которых рассматривались вопросы патриотизма России представителями прогрессивной философской мысли (Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков), представители Советской системы (И.К. Крупская, А.П. Макаренко, В.А. Су-хомлинский и другие) [4.с. 518, 7.c. 510, 10 c.35]

В настоящее время вопросы патриотического воспитания рассматриваются многими авторами (В.Н. Афонина, Т.И. Власова, И.М. Дуранов, А.А. Козлов, Б.Т. Лихачёв и другие) [1.с. 91, 3.с. 209, 5.с.55]

Труды исследователей различных направлений (Е.В. Первак, М.И. Афанасьева, В. В. Дьяченко, С.В. Кривых, В. П. Лукьянова, В. Ф. Фролова и др.) утверждают актуальность патриотического воспитания учащейся молодёжи [8.с.39-40].

Анализ работ ведущих педагогов позволил выявить недостаточную разработанность методического обеспечения (фундаментальные разработки, учебные программы, методические рекомендации).

Определена специфика работы по патриотическому воспитанию студентов колледжа через беседы, наблюдения, через творческую деятельность.

Специфика работы по патриотическому воспитанию студентов и молодёжи направлены на широкое вовлечение студентов в атмосферу жизнедеятельности, на помощь и моральную поддержку пожилых людей и ветеранов, а также одиноких людей.

Особое значение приобретает то, что помогает объединить и сплотить людей.

Разработаны различные методы патриотического воспитания студентов учебного заведения: вовлечение молодых людей в активную общественно-патриотическую деятельность, в научно-исследователь-

скую деятельность, реализацию социальных проектов, тематических фестивалей и акций, дискуссии и встречи с ветеранами войн.

Полученные результаты наблюдения показали, что качество патриотического воспитания будет зависеть от индивидуальной активности студентов, отражающемся в интересе к общественной жизни и любви к Родине.

В результате диагностирования заполнялась таблица, в которой выставлялись баллы в сумме показывающие уровень сформированности отношения студентов к фактам и событиям патриотического характера, баллы переводились в проценты. Были получены следующие результаты, которые варьировались в весьма широкой шкале - от очень сильного интереса у одних респондентов 58%, что характеризует высокий уровень, средний уровень составил 29% и низкий 13%.

Разработаны рекомендации по развитию патриотического воспитания студентов.

Патриотизм молодых поколений лучше воспринимается через поступки, через конкретные примеры, традиции, изучении национальной культуры, которая призвана защитить от вседозволенности, культа насилия и моральной дезадаптации.

Заключение: Исходя из анализа вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: в настоящий период патриотическое воспитание является одним из важнейших условий не только укрепления, но и дальнейшего развития Российского общества. Без патриотизма нельзя построить сильное государство. Привить подрастающему поколению их гражданский долг и уважение к закону.

Без любви к Родине, без воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма невозможно сохранить вековые традиции, нравственные ценности, любовь к Отечеству, уважение к труду, национальное и религиозное уважение, справедливость и готовность к защите Родины.

В ходе проведённого исследования были получены следующие результаты:

- определена специфика по патриотическому воспитанию студентов колледжа физической культуры;

- разработано педагогическое и методическое обеспечение: учебные программы, уроки истории;

- разработана методика по организации и проведению занятий по гуманитарным предметам;

- разработаны разнообразные формы и средства с учетом возрастных особенностей студентов;

- рекомендованы формы работы по патриотическому воспитанию со студентами колледжа физической культуры: написание и защита индивидуальных и научных проектов, проведение молодёжных и спортивных соревнований, круглых столов, диспутов;

- предложено изучение студентами истории своего народа, своих предков, своей семьи;

- рекомендовано привлечение студентов физической культуры к волонтёрскому движению;

© Галина Александровна Шишенко, 2022 © Лариса Александровна Сергеева, 2022

- рекомендовано разработать программы по патриотическому воспитанию студентов физической культуры с целью формирования целостной личности;

Среднее образование должно рассматриваться не только как место профессионального образования, но и как среда формирования активного гражданина, преданного своей стране, патриота с чёткими позициями.

Для этой цели рекомендуем развивать самостоятельность в обучении, стремление мыслить, отстаивать свою точку зрения в ходе общественной, патриотической, учебной, природосберегающей деятельности, что позволит через патриотическое воспитание формировать целостную личность студентов колледжа физической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонина В.Н. Государственная молодёжная политика в условиях демократизации общественной жизни России. - Ростов на Дону.: Изд-во Северо-Кавказской Академии госслужбы. - 2002. - 91 с.

2. Воспитательная среда Университета: традиции и инновации: Монография/ А.В. Пономарёв и др.-Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 408с.

3. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. - Ростов на-Дону, Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 1999.- 209с.

4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1986г.// Полн .собр. соч.-М, 1982.-Т. 24.- 518 с.

5. Дуранов И.М. К вопросу о взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма//Вестник ОГУ.- 2001 .-№ 1.- с. 55

6. Кенжаев Ш.Х, Бокиев Ф.Э., Аманов Г.А. Организация воспитательной деятельности в Вузе/ Молодой учёный. - 2013.-с.728-731

7. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти томах. - М: Академии педагогических наук, 1957г.- 510с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Первак Е.В. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы организации работы с молодёжью» - Екатеринбург, 2009. - с.39-40

9. Сластенин В.А. Методы воспитательной работы. - М, 2002г.-307с.

10.Сухомлинский В.Н Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1976. - 35с

11. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Пед. соч. в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1988. - Т 2. - 27 с.

12.Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона-М: Терра, 1993 REFERENCES

1. Afonina V.N. State youth policy in the conditions of democratization of public life in Russia. - Rostov on Don.: Publishing House of the North Caucasian Academy of Civil Service .- 2002.-91 p.

2. Educational environment of the University: traditions and innovations: Monograph/ A.V. Ponomarev et al.-Yekaterinburg: Ural Publishing House. unita, 2015. - 408s.

3. Vlasova T.I. Theoretical and methodological foundations and practice of education of spirituality of modern schoolchildren. - Rostov-on-Don, Publishing House of the Rostov State Pedagogical University, 1999.-209s.

4. Dostoevsky F.M. Diary of a writer for 1986.// Full collection of soch.-M, 1982.-vol. 24.- 518 p.

5. Duranov I.M. On the question of the relationship between the education of citizenship and patriotism//Bul-letin of OSU.- 2001.-No. 1.- p. 55

6. Kenzhaev Sh.X., Bokiev F.E., Amanov G.A. Organization of educational activities at the University/

Young scientist. - 2013.-pp.728-731

7. Krupskaya N.K. Pedagogical essays. In 10 volumes. - Moscow: Academy of Pedagogical Sciences, 1957- 510s.

8. Pervak E.V. Motivational foundations of students' voluntary activity// Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Topical issues of the organization of work with youth" - Yekaterinburg, 2009. -pp.39-40

9. Slastenin V.A. Methods of educational work. - M, 2002.-307s.

10. Sukhomlinsky V.N. Motherland in the heart. - M.: Molodaya gvardiya, 1976. - 35s

11. Ushinsky K.D. About the moral element in Russian education. Ped. op. in 6 volumes. - M.: Pedagogy, 1988. - T 2. - 27 p.

12. Brockhaus and Efron's Encyclopedic Dictionary-M: Terra, 1993

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Шишенко Галина Александровна Кандидат педагогических наук., доцент Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», г. Екатеринбург, Россия Shishenko Galina Aleksandrovna Cand. Sci., Associate Professor Ekaterinburg Institute of Physical Culture Ekaterinburg, Russia

Сергеева Лариса Александровна Преподаватель Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», г. Екатеринбург, Россия Sergeeva Larisa Alexandrovna Teacher Ekaterinburg Institute of Physical Culture Ekaterinburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.