Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / НАУЧНАЯ ШКОЛА НАЧИНАЮЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломовцева Ольга В.

Актуальность. В статье раскрывается специфика преподавания экономических дисциплин в колледже физической культуры. Рассматриваются виды учебно-познавательной деятельности, направленные на развитие экономической грамотности и формирование у студентов экономического знания как в рамках изучения экономических дисциплин, так и в результате посещения студентами семинаров. Большое внимание уделяется решению различных практических заданий и ситуационных задач экономического характера. Цель исследования: выявить уровень развития экономической грамотности у студентов колледжа физической культуры. Методы и организация исследования. В исследовании принимали участие студенты колледжа физической культуры, обучающиеся на дневном отделении. В процессе преподавания экономических дисциплин у студентов колледжа физической культуры формируются знания основ экономической науки, спортивного маркетинга, экономики физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECONOMIC LITERACY AMONG STUDENTS OF THE COLLEGE OF PHYSICAL CULTURE

The article reveals the specifics of teaching economic disciplines at the College of Physical Culture. The types of educational and cognitive activities aimed at the development of economic competence and the formation of students' economic knowledge are considered both as part of the study of economic disciplines and as a result of students attending seminars. Much attention is paid to solving various practical tasks and situational tasks of the economic character.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021-3-3-35-39 Оригинальные статьи / Original Articles

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 377.112.4 Ольга В. Ломовцева

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК, г. Екатеринбург, Россия.

Аннотация

Актуальность. В статье раскрывается специфика преподавания экономических дисциплин в колледже физической культуры. Рассматриваются виды учебно-познавательной деятельности, направленные на развитие экономической грамотности и формирование у студентов экономического знания как в рамках изучения экономических дисциплин, так и в результате посещения студентами семинаров. Большое внимание уделяется решению различных практических заданий и ситуационных задач экономического характера.

Цель исследования: выявить уровень развития экономической грамотности у студентов колледжа физической культуры.

Методы и организация исследования. В исследовании принимали участие студенты колледжа физической культуры, обучающиеся на дневном отделении. В процессе преподавания экономических дисциплин у студентов колледжа физической культуры формируются знания основ экономической науки, спортивного маркетинга, экономики физической культуры.

Ключевые слова: экономическое знание, экономическая грамотность, учебно-познавательная деятельность, ситуационные задачи, деловые игры, научная школа начинающих управленцев.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования: Ломовцева О.В. Развитие экономической грамотности у студентов колледжа физической культуры // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2021. №3. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021 -3-3-35-39

Статья поступила: 06.11.2021

Статья принята в печать: 06.12.2021

Статья опубликована: 18.12.2021

Информация для связи с автором: lomovceva_olga@mail.ru

DEVELOPMENT OF ECONOMIC LITERACY AMONG STUDENTS OF THE COLLEGE OF PHYSICAL CULTURE

Olga V. Lomovtseva

Ekaterinburg Institute of Physical Education (branch) of URALGUFC, Ekaterinburg, Russia

Abstract

The article reveals the specifics of teaching economic disciplines at the College of Physical Culture. The types of educational and cognitive activities aimed at the development of economic competence and the formation of students' economic knowledge are considered both as part of the study of economic disciplines and as a result of students attending seminars. Much attention is paid to solving various practical tasks and situational tasks of the economic character.

Keywords: economic knowledge, economic literacy, educational and cognitive activity, situational tasks, business games, scientific school of novice managers.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Lomovtseva O. V. Development of economic literacy among students of the college of physical culture // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №2. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2021 -3-3-35-39

Введение. Исходя из современных условий жизни можно с уверенностью утверждать, что наличие экономических знаний и правильное их применение является важнейшим условием повышения уровня жизни населения нашей страны. Экономические знания способствуют развитию экономической грамотности, которая необходима не только в повседневной жизни, но и в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Важнейшей целью преподавания экономических дисциплин в колледже физической культуры является формирование у студентов экономического мышления, которое способствует развитию умения понимать смысл и мотивы деятельности участников экономического процесса, их взаимную зависимость во всех фазах воспроизводства ради достижения высоких результатов.

Реализуя федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, колледж физической культуры готовит будущих педагогов по физической культуре и спорту, один из основных видов деятельности которых заключается в организации и руководстве соревновательной деятельностью спортсменов в том или ином виде спорта.

Процесс руководства соревновательной деятельностью подразумевает совокупность организационной и руководящей работы, наличие определенных знаний, в том числе и экономических, применение которых необходимо для эффективного выполнения должностных обязанностей. Данный факт свидельствует о необходимости наличия экономической грамотности у будущих выпускников физкультурного колледжа.

Под понятием экономической грамотности (согласно словарю С.М. Вишнякова) понимается готовность к участию в экономической деятельности, состоящая в знаниях теоретических основ хозяйственной деятельности, понимании природы экономических связей и отношений, в умении анализировать конкретные экономические ситуации. [1]

Экономические знания человек получает не только в процессе обучения, но и в течение всей жизни. Это связано с тем, что экономическая ситуация постоянно меняется,

а, следовательно, появляется необходимость в получении новой экономической информации и в правильном ее понимании, что в свою очередь влечет за собой постоянную потребность в расширении имеющихся знаний и в приобретении новых.

Студенты колледжа физической культуры экономические знания получают в процессе изучения экономических дисциплин на втором и третьем курсе обучения, а также усовершенствуют их в процессе прохождения практики на третьем и четвертом курсах.

Цель исследования: выявить уровень развития экономической грамотности у студентов колледжа физической культуры.

Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие студенты колледжа физической культуры и спорта, обучающиеся на дневном отделении. Необходимость формирования экономических знаний у студентов колледжа определяется не только условиями жизни в современном обществе, но и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Образовательный процесс в колледже направлен на формирование у студентов компетенций, среди которых можно выделить необходимость составлять и оформлять документацию, в том числе и финансовую, а также заниматься вопросами эффективного управления спортивной деятельностью, связанной с достижением поставленных целей развития спорта в нашей стране, с реализацией программ спортивной подготовки спортсменов и предоставлением населению физкуль-турно-спортивных, физкультурно-оздоровительных и зрелищных услуг. Будущая деятельность выпускников физкультурного колледжа в первую очередь носит педагогических характер, но при этом владение экономическими знаниями может быть необходимо студентам при выполнении ими своих должностных обязанностей, связанных с расчетами временных, материальных и финансовых затрат, с составлением смет и иных финансовых документов спортивной организации. Наличие экономических знаний, их правильное применение в той или иной ситуации, способствующее получению наиболее выгодного результата, позволяет

https://saebipcas.elpub.ru/ 36

Уо!.3 (№3) 2021

судить об уровне развития экономической грамотности у студентов.

Новикова О.Н., Плотникова Е.Г. и Худякова М.А. в структуре экономической грамотности выделяют теоретическую и практическую составляющие. Мы же считаем, что развитию экономической грамотности у студентов колледжа способствует применение следующих видов учебно-познавательной деятельности, включающей в себя:

Изучение экономических дисциплин по принципу - от простого к сложному. Так, вначале студенты изучают «основы экономики», потом «экономику физической культуры», «маркетинг в сфере физической культуры и спорта», и в заключении «спортивный менеджмент». Данная последовательность в изучении дисциплин предполагает, что экономические знания накладываются одно на другое. Также наблюдается постоянная взаимосвязь полученных знаний и сформированных умений.

Оптимальное сочетание теоретических и практических заданий при изучение экономического материала. В ходе теоретических занятий делается упор на изучение и понимание основных экономических понятий, категорий и законов. В процессе проведения практических занятий развивается умение действовать исходя из предложенных условий. Так на практических занятиях проводятся деловые игры, решаются ситуационные задачи, разрабатывается (составляется) документация экономического содержания.

Использование дополнительных видов учебной деятельности, не включенной в рабочие программы дисциплин. В качестве таких видов была организована научная школа «Школа начинающих управленцев», в рамках которой ведутся семинары экономической грамотности, на которых выступают ведущие специалисты учебного заведения и приглашенные гости. Также проводятся кафедральные конференции, нацеленные на организацию научно-познавательной деятельности студентов.

На выпускающей кафедре проводятся беседы с будущими работодателями на тему «Педагог - которого ждут». На данные беседы приглашаются потенциальные работодатели, заинтересованные в будущих выпускниках колледжа физической культуры. В основном это представители каких-либо спортивных школ, на базе которых

наши студенты могут проходить практику. В ходе данных бесед освящаются вопросы, качающие специфики работы в детских спортивных школах, говориться о требованиях к педагогическим работникам, о системе их премирования, о привлечении детей в спортивные школы. В ходе таких бесед не редко возникают вопросы экономического содержания, а, следовательно, студентам необходимо использовать все свои знания, для того чтобы понимать сообщаемую им информацию.

Повышение заинтересованности студентов. Для того, чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный экономический материал, преподавателям необходимо сформировать у них интерес к изучаемым дисциплинам. Для этого применяются различные методы и приемы обучения, направленные на активизацию познавательной деятельности студентов, заключающиеся в интересном изложении содержания учебного материала, применении активных и интерактивных методик обучения, с элементами проблемного обучения для изучения некоторых разделов и тем. С целью повышения уровня экономических знаний и понимания технологии их применения в тех или иных жизненных ситуациях, на занятиях часто проводятся деловые игры экономического характера. Например, такие игры как «Государство и мы», «Бизнес в сфере фитнес-инду-стрии», «Чтобы ваши финансы не пели романсы».

В процессе преподавания экономических дисциплин у студентов колледжа физической культуры формируются знания, касающиеся основ экономической науки, экономики фирмы, спортивного маркетинга, экономики физической культуры и спорта, спортивного менеджмента. Все эти знания способствуют формированию необходимых навыков, развитию личности студентов, повышают заинтересованность будущих выпускников к ведению предпринимательской деятельности. Все это в конечном итоге приводит к повышению экономической грамотности будущих работников физической культуры и спорта.

В ходе исследования анализировались данные об уровне экономической грамотности студентов колледжа физической культуры за разные периоды обучения. Рассматривался период обучения с 2017 по 2019 год (2 и 3 курс) и период обучения с

2019 по 2021 год (2-3 курс). За период обучения 2019-2021 годов в колледже применялись вышеперечисленные виды учебно-познавательной деятельности, тогда как в предыдущем периоде указанные виды учебно-познавательной деятельности использовались лишь частично. В качестве основного критерия развития экономиче-

ской грамотности у студентов рассматривались результаты тестирования по экономическим дисциплинам (тестирование ФЭПО (максимальное значение - 100%)) и результаты решения ситуационных задач при сдаче экзаменов по экономическим дисциплинам (максимальный балл - 5 баллов). Результаты исследования приведены в таблице 8.

Период обучения Количество студентов Результаты тестирования (ФЭПО) Период обучения

2017-2019 131 76 % 4,1

2019-2021 147 89 % 4,6

Таблица 8 - Результаты исследования развития экономической грамотности у студентов колледжа физической культуры

Table 8 - The results of the study of the development of economic literacy among students of the college of physical culture

В результате проведенного исследования развития экономической грамотности у студентов физкультурного колледжа можно отметить определенную зависимость: чем больше студенты выполняют практических заданий, тем выше у них уровень знаний и, как результат, выше уровень развития экономической грамотности, а, следовательно, и уровень подготовленности к выполнению руководящей работы в спортивной деятельности.

Выводы. Подводя итог можно отметить, что развитие экономической грамотности в рамках преподавания экономических дисциплин связано с применением различных видов учебно-познавательной деятельности, с использованием методов и приемов обучения, нацеленных на повышение заинтересованности студентов в получении и

© Ольга Викторовна Ломовцева, 2021

освоении экономических знаний, с применением интегративного подхода, а также с необходимостью приобщения студентов к решению проблемных ситуаций, возникающих не только в рамках образовательного процесса, но и к решению многочисленных проблем, реально существующих в экономике нашей страны в данный период времени.

Опыт реальной жизни и современной экономической ситуации, свидетельствует о том, что повышение экономической грамотности студентов физкультурного колледжа способствует достижению ими наибольших результатов при выполнении будущей профессиональной деятельности, в том числе и при выполнении руководящей работы в сфере физической культуры и спорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вишняков С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. [Текст] / С.М. Вишнякова — М.: НМЦ СПО. - 1999. - 538 с.

2. Евплова Е.В. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методическое пособие / Е.В. Евплова, И.И. Тубер. - Челябинск, Издательство ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский государственный технический колледж», 2015. - 108 с.

3. Новикова О.Н., Плотникова Е.Г., Худякова М.А.. Экономическая грамотность школьников, ее структура и средства формирования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - №4. - С. 72-81.

REFERENCES

1. Vishnyakov S.M. Professional education. Dictionary. Key concepts, terms, actual vocabulary. [Text] / S.M. Vishnyakova - M .: NMC SPO. - 1999. - 538 p.

2. Evplova E.V. Methods of teaching economic disciplines: teaching aid / E.V. Evplova, I.I. Tuber. - Chelyabinsk, Publishing house GBOU SPO (college) "South Ural State Technical College", 2015. - 108 p.

3. Novikova O.N., Plotnikova E.G., Khudyakova M.A. Economic literacy of schoolchildren, its structure and means of formation // Pedagogical journal of Bashkortostan. - 2020. - No. 4. - S. 72-81.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Ломовцева Ольга Викторовна, препо- Lomovtseva Olga Viktorovna, teacher. даватель. Екатеринбургский институт Ekaterinburg Institute of Physical educa-физической культуры (филиал) ФГБОУ tion, Ekaterinburg. Russia. ВО УралГУфК, г. Екатеринбург, Россия._

https://saebipcas.elpub.ru/ 39

Vol.3 (№3) 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.