Таким образом, повышение качества жизни сельского населения является сегодня актуальным, данная проблема существует более 30 лет. Без должного участия со стороны государства в развитии сел, обеспечении этих местностей материальными ресурсами будет наблюдаться сокращение численности сельского населения и, как следствие, деградация сельского хозяйства и увеличение урбанизации. Выявленные проблемы качества жизни населения в сельских районах
затрагивают все социальные значимые объекты, например, снижение доступности медицины, некачественное образование, безработица.
В 2020 г. завершилась государственная программа по развитию сельского хозяйства. Для повышения качества жизни сельского населения важно определить основные направления по улучшению ситуации. Данные мероприятия следует проводить не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
Библиографический список
1. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва. URL: https://krasstat.gks.ru/ (дата обращения: 16.10.2022). © Афанасьева А. А., 2022
УДК 330+336.11"312"
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Куценко Светлана Юрьевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры агротехнологий и ветеринарной медицины
Куценко Илья Александрович,
магистрант
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье проанализированы процессы формирования экономической культуры и финансовой грамотности у обучающихся на различных ступенях образования. Актуальность темы исследования определяется изменениями, происходящими прежде всего в экономической и социальной жизни населения России. В связи с этими изменениями возникает множество проблем, связанных с отсутствием у людей экономической грамотности и элементарных знаний в области финансов. Следовательно, возрастает значение изучения вопросов как экономической, так и финансовой грамотности на уровне и высшего, и среднего профессионального образования. Нами предложены рекомендации, позволяющие повысить эффективность обучения экономической культуре и финансовой грамотности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин студентами сельскохозяйственного колледжа и сельскохозяйственного института Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова.
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическая культура, инвестиции, экономические знания, система образования, педагогический эксперимент.
ECONOMIC CULTURE AND FINANCIAL LITERACY: FEATURES OF FORMATION IN MODERN CONDITIONS
Kutsenko Svetlana Yurievna,
Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Agricultural technologies and Veterinary Medicine Department
Kutsenko Ilya Aleksandrovich,
graduate student
Katanov Khakass State University (Abakan)
The article analyzes the processes offormation of economic culture and financial literacy among students at various levels of education. The relevance of the research topic is determined by the changes taking place primarily in the economic and social life of the Russian population. In connection with these changes, there are many problems associated
with the lack of economic literacy and basic knowledge in the field offinance. Consequently, the importance of studying issues of both economic and financial literacy at the level of higher and secondary vocational education is increasing. We have proposed recommendations to improve the effectiveness of teaching economic culture and financial literacy in the process of studying general professional disciplines by students of the agricultural College and the agricultural institute of the Khakass State University named after N. F. Katanov.
Key words: financial literacy, economic culture, investments, economic knowledge, education system, pedagogical experiment.
В настоящее время в России, как и в мире в целом, происходят глобальные изменения, связанные с перестройкой экономической, политической, социальной и иных сфер жизни. Безусловно, эти преобразования тем или иным образом сказываются на разных сторонах жизни современного общества в целом и конкретного человека в частности. Оказываясь участником трудовых отношений, решая задачи экономического характера, сталкиваясь с необходимостью находить ответы на те или иные финансовые вопросы, современные люди часто встречаются с рядом проблем, разрешить которые они не могут либо затрудняются вследствие отсутствия у них соответствующих знаний. Отсюда становится понятной важность обучения людей - и прежде всего подрастающего поколения - хотя бы основам экономической и финансовой грамотности, то есть введения азов экономического и финансового образования в образовательных учреждениях разных ступеней.
Сейчас в общеобразовательных учреждениях вопросы финансовой грамотности и осознанного экономического поведения включены в программы мероприятий внеурочной деятельности обучающихся. В структуре среднего профессионального образования вопросы экономического и финансового поведения индивидуума также затрагиваются, но в рамках освоения им общепрофессиональных компетенций. Студенты высшей ступени образования получают основы экономических и финансовых знаний на занятиях дисциплин базовой или вариативной части, например: «Экономика» (либо «Основы экономики»), «Экономическая теория» (либо «Основы экономической
теории»), «Экономика организации», «Экономика образования», «Основы экономической культуры», «Основы финансовой грамотности» и пр. (Здесь, естественно, мы не говорим о тех, кто обучается по специализированным направлениям и профилям, таких как экономика, бухгалтерский учёт и аудит, менеджмент и др.).
Современная рыночная экономика требует формирования новых профессиональных качеств у специалистов как среднего, так и высшего звена. Поэтому в настоящее время перед теми, кто даёт экономические знания и в целом перед системой экономического образованиям стоят следующие задачи:
- воспитывать экономически активного члена общества, способного включиться в экономическую жизнь страны;
- воспитывать экономически грамотного члена общества, умеющего анализировать экономические процессы;
- формировать у обучающихся основы экономического мышления, позволяющие приобрести навыки осмысления новых экономических институтов, их взаимосвязей и на основе этого аргументированно объяснять свои экономические действия;
- помочь приобрести опыт самостоятельного принятия экономических решений на практике и формировать навыки применения экономических знаний для анализа и объяснения соответствующих явлений, событий, ситуаций.
Решение названных сложных задач предполагает непрерывный характер экономического образования. Главное требование непрерывности обучения: освоение экономических знаний по принципу «от простого к сложному», по-
степенное проникновение «внутрь» экономических явлений, дальнейшая конкретизация уже полученных знаний. Единство непрерывного образования означает единство цели образования на всех его этапах и во всех его звеньях.
На современном этапе, когда рынок всё больше проникает во все без исключения сферы человеческой жизни, к экономическому образованию предъявляются особые требования. Система экономического образования должна быть переориентирована на формирование творческой, самостоятельно мыслящей личности, способной ориентироваться в новой экономической системе и в новых экономических ситуациях.
Вряд ли ошибёмся, если скажем, что для студентов средних профессиональных учебных заведений как будущих специалистов экономическое образование играет важную роль. Готовить обучающихся к жизни, помочь им правильно выбрать модель поведения - главные задачи экономических знаний. Связано это с тем, что в настоящее время в трудовых коллективах к работникам предъявляются всё более жёсткие требования, в частности к уровню их квалификации, профессионализму, экономической грамотности, к наличию таких личностных качеств, как деловитость, предприимчивость, хозяйственность, способность принимать решения в различных условиях. Это означает, что выпускник колледжа (техникума, училища) должен обладать определённой суммой знаний по теории и практике в области экономики и предпринимательства. Одновременно уже на уровне среднего профессионального образования необходимо в рамках экономического образования формировать финансовую грамотность и экономическую культуру.
Экономические знания закладываются, в частности, при изучении такого предмета, как «Экономическая теория» с двумя его раздела-
ми «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Указанная дисциплина формирует у обучающихся важные навыки, необходимые для правильной научной оценки происходящих в экономической жизни процессов; кроме того, она формирует банк экономических понятий, раскрывает экономические законы и их действия в условиях рынка. Поэтому первой общепрофессиональной дисциплиной, изучаемой студентами специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» сельскохозяйственного колледжа сельскохозяйственного института ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», является предмет «Основы экономической теории». Конкретизировать и дополнять экономические знания позволяют дисциплины, изучаемые позже, такие как «Экономика организации» и «Бизнес-планирование». Изучение этих предметов поможет студентам осознать свои права и обязанности как налогоплательщиков, потребителей или будущих предпринимателей, правильно сориентироваться в сложившейся системе экономических отношений.
Система экономических знаний в сельскохозяйственном колледже сельскохозяйственного института ХГУ им. Н. Ф. Катанова призвана обеспечить:
- формирование навыков экономического самообразования и самореализации личности;
- формирование у студентов целостного понимания информации о достоинствах и недостатках экономических систем и вариантов общественного выбора, об организации отраслевых рынков, о рынке труда, о национальной и мировой экономике, о деятельности и стратегии предприятий, фирм и т. д.;
- систематическое обновление всех аспектов образования в сфере экономических дисциплин;
- развитие традиций участия студентов в научной деятельности по экономике;
- подготовку квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности.
Реализация перечисленных задач возможна при проведении занятий по дисциплине «Основы экономической теории». Особую роль для реализации задач, стоящих перед экономическими знаниями играет педагогический эксперимент, осуществляемый в рамках данной дисциплины. Педагогический эксперимент - это специально организованное исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приёмов и нового содержания физического воспитания и тренировки [1]. В отличие от изучения сложившегося опыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существует в практике, эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение. В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественных условиях путём их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых. В педагогике общеизвестно, что субъект исследования очень изменчив и обладает сознанием, поэтому при проведении эксперимента необходимо учитывать множество характеров, особенностей воспитания и способностей студентов. В педагогическом эксперименте субъект исследования может сознательно помогать или сопротивляться экспериментатору. В этом состоит основное отличие педагогического эксперимента от других: физического, биологического, инженерного и прочих.
Говоря о педагогическом эксперименте, мы имеем в виду эксперимент, проведённый в 2007 году на базе разработанного нами «Словаря экономических терминов и формул», являющегося приложением к нашему учебному пособию [2]. Следует сказать, что первоначально применение данного словаря задумывалось именно как педагогический экспери-
мент, имевший свои гипотезу, цели, задачи и другие атрибуты эксперимента. По окончании эксперимента мы получили разные результаты. Наиболее высокие показатели качества знаний и высокие результаты в ходе интернет-тестирования дали испытуемые, включённые в экспериментальную группу, в которой и применялся уже названный словарь. Впоследствии опыт применения «Словаря...» был обобщён и получил распространение в нашем колледже при изучении общепрофессиональных дисциплин экономической направленности. В течение пятнадцати лет материалы по теме: «Применение «Словаря экономических терминов и формул» при изучении общепрофессиональных дисциплин» обобщались, накапливались, систематизировались для отдельных форм активного обучения: деловых игр, конкурсов, анкетирования, тестирования, делового общения (см. об этом: [2]). Впоследствии этот эксперимент с учётом полученных по результатам его проведения данных, совершенствованием «Словаря...», опытом его применения в учебном процессе был проведён нами ещё раз (см. об этом далее).
Внедрение в учебный процесс «Словаря экономических терминов и формул» значительно увеличивает возможности рационального использования рабочего времени на занятиях, так как теперь нет необходимости тратить его на конспектирование под диктовку. Повышается также эффективность подготовки преподавателя к теоретическим и практическим занятиям и эффективность их проведения; кроме этого, совершенствуются умения и навыки студентов, формируемые у них в рамках изучаемой дисциплины. Применение «Словаря.» способствует и более глубокому познанию изучаемой студентами дисциплины. Заметим также, что умелое использование указанного словаря способствует активизации познавательной деятельности студентов, помогает приобретению навыков самостоятельного выполнения заданий, развивает у обучаемых
творческий подход к решению ставящихся перед ними проблем. При этом студенты развивают не только умения мыслить, анализировать, формулировать и аргументировать свою точку зрения, но и собственные творческие способности.
Прежде чем провести педагогическое исследование, мы поставили перед собой задачу разработать словарь по учебной дисциплине «Основы экономической теории», для чего мы определились в количестве базовых определений по каждой теме, которые должны знать студенты в соответствии с формируемыми компетенциями. В ходе самого эксперимента выявляли эффективность использования разработанного словаря по параметрам, названным в предыдущем абзаце: степень глубины усвоения студентами учебной дисциплины; эффективность подготовки преподавателя к проведению занятий; продуктивность проведённых занятий; активизация познавательной деятельности студентов, приобретение ими навыков самостоятельной работы, апробирование разных форм и методов обучения и др.
Применение «Словаря экономических терминов и формул» при изучении студентами среднего профессионального образования таких общепрофессиональных дисциплин, как «Основы экономики» и «Основы экономической теории», способствует прежде всего активизации у них познавательной деятельности на занятиях по названным учебным дисциплинам. В частности, результаты подобной работы можно проследить, проанализировав показатели успеваемости и качества знаний студентов за 2017-2021 гг. по дисциплине «Основы экономической теории»; на протяжении всех этих лет успеваемость составляет 95-100 %, качество знаний колеблется в пределах 50-80 %.
Помимо сказанного, использование «Словаря...» позволяет добиться высоких результатов обучаемых и в научной деятельности, что отражается в итогах их участия в разных ме-
роприятиях на вузовском и региональном уровнях. Так, на протяжении 2017-2021 гг. студенты сельскохозяйственного колледжа сельскохозяйственного института ХГУ им. Н. Ф. Катанова по результатам региональных и межрегиональных олимпиад по микроэкономике занимали первые места. Традиционно высоки уровень подготовки и количество участников нашего колледжа в различных конкурсах бизнес-идей, инвестиционных проектов по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения». Участие наших студентов в подобных мероприятиях показывает, что они обладают неплохими знаниями в области основ рыночной экономики, налогообложения, финансовой системы. Достаточно хорошо сформированы у них умения оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; наши студенты умеют находить и использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки.
Начиная с 2018-2019 учебного года мы вернулись к более масштабному по времени проведения педагогическому эксперименту на основе применения уже усовершенствованного «Словаря экономических терминов и формул» и опыта его использования в учебном процессе (на занятиях по изучению экономических дисциплин). Эксперимент проводился на вторых курсах специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова. В контрольной группе 2-23 занятия проводились без применения данного словаря и без проведения словарных диктантов. В группе 2-26 - экспериментальной - на каждом занятии проводилось пополнение учебного словаря экономических терминов и формул, который вели студенты; с ними же после изучения каждого раздела выполнялся словарный диктант. В группе 2-23 качество знаний на протяжении 2018-2022 учебных годов составляло 75-80 %;
в группе 2-26 за этот же период качество знаний равнялось 52-65 %.
Таким образом, использование «Словаря...» при изучении общепрофессиональных дисциплин, в частности дисциплины «Основы экономической теории», с одной стороны, явилось средством активизации познавательной деятельности студентов, а с другой -позволило повысить качество знаний студентов.
Заметим, что с 2022-2023 учебного года «Словарь экономических терминов и формул» в полном объёме доступен для обучающихся: он выложен на образовательный портал ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова».
Считаем необходимым обратить внимание преподавателей, ведущих занятия по общепрофессиональным дисциплинам с опорой на наш словарь, на следующие моменты:
- при работе со словарём студенты не только должны уметь находить изучаемые термины и их определения, но и решать, опираясь на материалы пособия, конкретные задания практического характера;
- рекомендуем организовывать с обучающимися дискуссии по предложенным заданиям и вопросам, учитывая при этом уровень подготовки студентов;
- материалы нашего словаря можно использовать при разработке как теоретических, так и практических занятий; с этой целью к словарю приложены наборы опорных конспектов.
Всё сказанное ранее позволяет резюмировать следующее: полученные на занятиях по «Основам экономики» или «Основам экономической теории» знания позволяют сформировать определённый уровень теоретической подготовки и практических умений обучающихся, которые в свою очередь становятся базой для закладывания основ экономической культуры и финансовой грамотности. Именно основ, так как небольшое количество аудиторных часов, отведённых на изучение, например, дисциплины «Основы
экономической теории», которую изучают студенты специальности 21.02.05 «Земельно -имущественные отношения» сельскохозяйственного колледжа ХГУ им. Н. Ф. Катанова, не позволяет в полной мере сформировать у них экономическую культуру и финансовую грамотность. Так, при изучении темы «Социальная политика» можно рассмотреть вопросы, связанные с угрозой финансовой устойчивости домохозяйств, личной безработицы и личной инфляции. Рассматривая тему «Распределение доходов», студентам можно предложить произвести расчёты практического характера или кейс-задания по формированию личного бюджета семьи.
Финансовая грамотность в узком смысле - это своеобразное умение распоряжаться личными деньгами, осознание ответственности за свои решения. В общенаучном смысле финансовая грамотность представляет собой совокупность знаний, установок, навыков в сфере финансового, экономического поведения человека, способствующих повышению качества жизни, улучшению благосостояния [3]. Помимо этого, финансовая грамотность включает в себя понимание человеком ключевых финансовых понятий, уверенность и способность управлять личными финансами через долгосрочное финансовое планирование и краткосрочные решения на основе учёта изменений экономических условий и жизненных событий. В целом же личную финансовую грамотность определяет совокупность знаний отдельного человека обо всех экономических явлениях.
В структуре подготовки высшего образования направления 35.03.04 «Агрономия», профиля «Технологии возделывания сельскохозяйственных культур» Сельскохозяйственного института ХГУ им. Н. Ф. Катанова в 2021 году включена универсальная компетенция «Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности». Формирование
данной компетенции предусматривается только в рамках одной дисциплины Б1.О.39 «Экономика и организация предприятий АПК», и она предполагает умение проводить укрупнённые расчёты затрат на производство и реализацию продукции. Конечно, для полноценного формирования экономической культуры и финансовой грамотности у студентов неэкономических специальностей и направлений сказанного недостаточно. Полагаем необходимым во все экономические и управленческие дисциплины учебного плана направления 35.03.04 «Агрономия» включить вопросы обучения как финансовому поведению, так и экономической культуре. Так, в рамках названного направления целесообразно рассматривать вопросы экономической культуры и управления личными финансами в ходе изучения дисциплин Б1.О.04 «Экономика» и Б1.О.15 «Менеджмент и маркетинг», а вопросы кибермошенничества и финансовых манипуляций - при изучении дисциплины Б1.О.16 «Цифровые технологии в АПК». В рамках изучения дисциплины «Экономика и организация предприятий АПК» также возможно увеличить объём формируемых знаний и умений по экономической культуре и финансовой грамотности. Этому будет способствовать учебно-методическое обеспечение изучаемых дисциплин, в которое, кроме учебных пособий, рекомендуем включить одноимённый практикум, в структуру которого входит и упомянутый ранее словарь экономических терминов [4].
Систематизируем недостатки, достоинства и проблемы, которые возникают при формировании у обучающихся экономической культуры и финансовой грамотности; они представлены в предлагаемой ниже таблице.
Реалии современного мира убеждают нас в том, что, наряду с базовыми экономическими знаниями, студентам среднего профессионального образования, впрочем, как и обучающимся на высшей ступени образова-
ния, необходимо не только привить навыки владения экономической культурой, но и формировать финансовую грамотность. Помимо управления личными финансами, рационального пенсионного планирования и использования налоговых льгот, важным является защита себя и окружающих от кибер-манипуляций и финансовых мошенничеств. Окружающий нас мир стремительно меняется, и потому экономически и финансово грамотный молодей человек будет способен при принятии личных экономических решений объективно оценивать изменения, происходящие в сфере как экономики, так и финансов. Прочные экономические знания о фискальной, финансовой системах, бизнес -планировании создают основу для формирования умений вести себя финансово грамотно и распространять эти знания и умения на ближайшее окружение, семью, родных. В этом отношении проблемой является отсутствие соответствующих знаний и опыта у лиц, проживающих в сельской местности [5]. Реалии современной жизни показывают, что, как правило, представители старшего поколения, не имея знаний в области финансовой грамотности и экономической культуры, не умеют оценивать индивидуальные риски, становятся мишенью для рыночных манипуляций и финансовых мошенников.
Таким образом, изучая со студентами непрофильных направлений вопросы финансовой грамотности и экономической культуры, мы готовим их к тому, что они смогут принимать обоснованные и осознанные экономические и финансовые решения в различных областях жизнедеятельности. Немаловажным является и своеобразный эффект синергии, когда экономически и финансово хорошо обученное поколение грамотных молодых людей будет действовать совместно с родителями, бабушками и дедушками, передавая им свои экономические и финансовые знания, умения и опыт.
Недостатки, достоинства и проблемы, возникающие при реализации модели формирования универсальной компетенции в области экономической культуры и финансовой грамотности в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин студентами сельскохозяйственного колледжа и сельскохозяйственного института Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова
№ п/п Недостатки модели Достоинства модели Проблемы модели
1 Отсутствие заданий для проведения занятий в игровой и других интерактивных формах Возможность преподавателю самостоятельно разработать рабочую программу по предлагаемому макету Отсутствие опыта и системы знаний у преподавательского состава, недостаточное ресурсное обеспечение, в том числе ПО на рабочем месте
2 Постоянные изменения в финансовом и налоговом законодательстве Формирование практических умений, в том числе вести личный бюджет Низкая мотивация обучения у студентов неэкономических направлений специальностей
3 Большой объём результатов обучения (требований к знаниям, умениям и владению опытом) на фоне небольшого объёма учебных часов, отводимых на изучение дисциплин Эффект синергии и возможность личного обмена информацией в студенческой или домашней среде Слишком большой объём изучаемой информации
Библиографический список
1. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы. М.: Юрайт, 2020. 258 с.
2. Куценко С. Ю. Основы экономической теории: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2020. 92 с.
3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М.: КНОРУС, 2012. 112 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209619 (дата обращения: 27.04.2022).
4. Куценко С. Ю. Экономика и организация предприятий АПК: практикум. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2021. 136 с.
5. Куценко С. Ю. Экономические особенности экспорта сельскохозяйственной продукции Республики Хакасия // Актуальные вопросы социально-экономического и культурного развития Республики Хакасия (1991-2021): материалы Региональной научно-практической конференции, посвященной 30-летию образования Республики Хакасия. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 2021. С. 25-29.
© Куценко С. Ю., Куценко И. А., 2022