Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРОВ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРОВ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поляк Дина А., Осадчая Людмила А., Светлакова Марина В.

Актуальность. В данном исследовании отражена реализация цифровизации области физической культуры и спорта в Российской Федерации за счёт реализации курсов повышения квалификации тренеров спортивных школ г. Екатеринбурга и Свердловской области. На основе внедрения цифровых продуктов и сервисов в физкультурно-спортивных организациях предполагается повышение эффективности управления, тренировочного процесса, взаимодействия с гражданами. В данном исследовании показан опыт повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта на базе факультета повышения квалификации Екатеринбургского института физической культуры (филиал)»УралГУФК»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF COACHES IS ONE OF THE DIRECTIONS OF DIGITALIZATION OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS INDUSTRY

Relevance. This study reflects the implementation of digitalization of the field of physical culture and sports in the Russian Federation through the implementation of advanced training courses for coaches of sports schools in Yekaterinburg and the Sverdlovsk region. Based on the introduction of digital products and services in physical culture and sports organizations, it is expected to increase the efficiency of management, the training process, and interaction with citizens. This study shows the experience of professional development of specialists in the field of physical culture and sports on the basis of the Faculty of Advanced Training of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch)"UralGUFK"

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРОВ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-8-4-23-27 Оригинальные статьи / Original Articles

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТРЕНЕРОВ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК 378.046.4

Дина А. Поляк

Людмила А. Осадчая

Марина В. Светлакова

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК»,

г. Екатеринбург, Россия

Аннотация.

Актуальность. В данном исследовании отражена реализация цифровизации области физической культуры и спорта в Российской Федерации за счёт реализации курсов повышения квалификации тренеров спортивных школ г. Екатеринбурга и Свердловской области. На основе внедрения цифровых продуктов и сервисов в физкультурно-спортивных организациях предполагается повышение эффективности управления, тренировочного процесса, взаимодействия с гражданами. В данном исследовании показан опыт повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта на базе факультета повышения квалификации Екатеринбургского института физической культуры (филиал)»УралГУФК».

Ключевые слова: цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, повышение квалификации тренеров.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования: Поляк Д.А., Осадчая Л.А., Светлакова М.В. Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности тренеров - одно из направлений цифровизации отрасли физической культуры и спорта // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №4 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-8-4-23-27

Статья поступила: 11.05.2022 г. Статья принята в печать: 08.12.2022 г. Статья опубликована: 26.10.2022 г.

Информация для связи с автором: polli402008@yandex.ru

INCREASING THE LEVEL OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF COACHES IS ONE OF THE DIRECTIONS OF DIGITALIZATION OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

INDUSTRY

Dina A. Polyak

Lyudmila A. Osadchaya

Marina V. Svetlakova

Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of UralGUFC,

Yekaterinburg, Russia

Annotation.

Relevance. This study reflects the implementation of digitalization of the field of physical culture and sports in the Russian Federation through the implementation of advanced training courses for coaches of sports schools in Yekaterinburg and the Sverdlovsk region. Based on the introduction of digital products and services in physical culture and sports organizations, it is expected to increase the efficiency of management, the training process, and interaction with citizens. This study shows the experience of professional development of specialists in the field of physical culture and sports on the basis of the Faculty of Advanced Training of the Yekaterinburg Institute of Physical Culture (branch)"UralGUFK".

https://saebipcas.elpub.ru/ Vol.8 (№4) 2022

Keywords: digitalization, information and communication technologies, professional development of trainers.

Conflict of interest: the author declares that there is no conflict of interest

For citation: Polyak D.A., Osadchaya L.A., Svetlakova M.V. Improving the level of information and communication competence of coaches is one of the directions of digitalization of the physical culture and sports industry // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №4 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-8-4-23-27

Введение. В свете информатизации общества в настоящее время в Российской Федерации проходят процессы внедрения информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы деятельности. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры и спорта.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Министерства спорта Российской Федерации является «цифровая трансформация в сфере физической культуры и спорта». В соответствии с приказом № 971 от 25.11.2019 «Об утверждении Концепции цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации на период 2019-2024 гг.» общей целью реализации данной Концепции является преобразование процессов в сфере ФКиС для повышения их эффективности за счет «перехода к цифровой модели управления и электронному формату взаимодействия» [2, С.5].

Целью данного исследования является содействие цифровизации области физической культуры и спорта, которая предполагает внедрение в физкультурно-спортивных организациях цифровых продуктов и сервисов, способствующих повышению эффективности управления, тренировочного процесса, взаимодействия с гражданами. Для необходима подготовка соответствующих кадров.

Методика и организация исследования

Проведенное в 2020 году Министерством спорта исследование «Индекс цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта регионов РФ» показало, что компонент индекса «Кадры для цифровой трансформации физической культуры и спорта» в Свердловской области очень низкий и составил 10,5 (при среднем показателе - 20,2). Подавляющее большинство работников спортивных организаций не

имеют соответствующих знаний и сформированных на необходимом уровне умений работы в области информационно-коммуникационных технологий [1, ^6].

С 2020 года на базе Факультета повышения квалификации Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» реализуются программы повышения квалификации «Цифровые технологии в области физической культуры и спорта» и «Современные информационные технологии» для практикующих специалистов в области физической культуры и спорта (тренеров спортивных школ, методистов и управленцев).

Данные программы направлены на формирование и актуализацию у слушателей информационно-коммуникационных компетенций: знаний и умений работы с различными типами данными, внедрения и использования цифровых сервисов, применения цифровых коммуникации в форме проведения вебинаров и видеоконференций, владения интернет-технологиями.

Результатами освоения программ повышения квалификации является формирование у слушателей следующих компонентов информационно-коммуникационных компетенций:

□ знания основных направлений и этапов цифровой трансформации отрасли физической культуры и спорта;

□ знания программных средств обработки данных, редакторов электронных таблиц и умения их применять;

□ знания интернет технологии в профессиональной деятельности и умения их применять;

□ знания элементов видеоанализа в спорте и умения их применять;

□ знания информационных технологий отслеживания функционального состояния спортсменов и умения их применять в профессиональной деятельности.

При обучении применяются дистанционные образовательные технологии, компо-

ненты электронной информационно-образовательной среды института, а именно платформа «Nextdoud», официальный сайт института (www.sport-ural.ru), электронная почта слушателей ФПК, электронные библиотечные системы, облачное хранилище.

Преподаватели обеспечивают условия для освоения слушателями учебных дисциплин/модулей в дистанционном режиме в полном объеме: проводили занятия в соответствии с расписанием, организуя взаимодействие со слушателями с использованием прикладных инструментов для проведения опПпе-занятий.

Результаты освоения Программы определялись приобретаемыми слушателями компетенциями, т.е. способностью применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В начале занятий слушателям курсов было предложено провести анализ проблемного поля. В результате данного анализа и входного тестирования выявлено противоречие между потребностями слушателей в использовании современных 1Т-технологий в процессе профессиональной деятельности и недостаточным уровнем сформированности соответствующих знаний и умений.

В результате проделанной подготовительной работы и входного этапа мониторинга было запланировано проектирование «Цифрового офиса» для работы тренера /

инструктора-методиста детской спортивной школы. Каждый слушатель индивидуально или в группе определял, какие офисные технологии ему нужны для эффективной работы в качестве тренера / инструктора-методиста и конструировал (в команде единомышленников) соответствующий «пакет» программного обеспечения (ПО).

В итоге совместной работы выявлено что слушателями известен алгоритм планирования тренировочного процесса, для его реализации предложено разработать элемент плана тренировочного процесса на период с использованием программ текстового редактора на основе облачного хранилища. Далее, с учетом существующей системой мониторинга готовности юных спортсменов слушатели разрабатывали элемент системы мониторинга готовности юных спортсменов на основе электронных таблиц. В дальнейшем на основе алгоритма составления отчёта о работе тренера-преподавателя спортивной школы были разработаны отчёты о работе тренера-преподавателя на определённый период. Для реализации коммуникации с родителями юных спортсменов и с коллегами разработаны опросы со сбором результатов на основе использования облачного хранилища. В таблице 1 представлена предложенная слушателям курсов повышения квалификации маршрутная карта.

Таблица 1 - Маршрутная карта интерактивного курса «Разработка «цифрового офиса» тренера спортшколы»

Table 1 - Route map of the interactive course "Development of the digital office of the sports school coach"

Тема Предшествующие темы

1. Планирование тренировочного процесса и отчётность тренера-преподавателя

2. Мониторинг подготовленности юных спортсменов 1

3. Офисное ПО

3.1. Текстовые редакторы 1, 2

3.2. Электронные таблицы 1, 2

3.3. Презентационная графика 1, 2

4. Коммуникационные технологии 1, 2

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе реализации данного курса слушатели активно общались между собой с помощью средств коммуникации (Telegram, e-mail и другие). Создавали совместные продукты - элементы плана тренировочного процесса в текстовом редакторе, компоненты мониторинга физической готовности и достижений спортсменов в электронных таблицах и отчёты в презентационной графике в облачном хранилище.

По завершении обучения слушатели представили свои коллективные проекты «цифрового офиса» тренера спортшколы, обсудили результаты своей деятельности и оценили их. По завершении обучения слушатели представили свои коллективные проекты «цифрового офиса» тренера спортшколы, обсудили результаты своей деятельности и оценили их.

Итоговая аттестация слушателей по программам повышения квалификации проходила в форме защиты итоговой аттестационной работы.

В 2021 году было обучено по программе «Цифровые технологии в области ФК и С» (150 часов) по Федеральному проекту 102 человека.

По программе «Современные информационные технологии (144 часа) прошли повышение квалификации 41 человек.

В 2022 году обучили по программе «Цифровые технологии в области ФК и С» (148 часов) обучено 19 человек.

Выводы

Таким образом, за два года реализации программ повышения квалификации в области цифровизации физической культуры и спорта на базе Факультета повышения квалификации Екатеринбургского института физической культуры (филиал) УралГУФК прошли повышение квалификации 162 специалиста г. Екатеринбурга. Реализация курса позволила обосновать необходимость повышения уровня сформированно-сти информационно-коммуникационной компетенции тренеров и управленцев детско-юношеских спортивных школ и доказать эффективность этой работы.

© Дина Анатольевна Поляк, 2022 © Людмила Александровна Осадчая, 2022 © Марина Васильевна Светлакова, 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Индекс цифровой трансформации сферы физической культуры и спорта регионов РФ в 2020 году - Текст : электронный // Министерство спорта Российской Федерации : официальный сайт. -2020. - URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/2020_Minsport_reg_survey.pdf (дата обращения 18.04.2022).

2. Приказ № 971 от 25.11.2019 «Об утверждении Концепции цифровизации государственной системы подготовки и управления в сфере физической культуры и спорта Министерства спорта Российской Федерации на период 2019-2024 гг.» - Текст : электронный // Министерство спорта Российской Федерации : официальный сайт. - 2019. - URL: https://minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/34338/ (дата обращения: 18.04.2022).

REFERENCES

1. Index of digital transformation of the sphere of physical culture and sports of the regions of the Russian Federation in 2020 - Text : electronic // Ministry of Sports of the Russian Federation : official website. - 2020. - URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/2020_Minsport_reg_survey.pdf (accessed 18.04.2022).

2. Order No. 971 of 25.11.2019 "On approval of the Concept of digitalization of the state system of training and management in in the sphere of physical culture and sports of the Ministry of Sports of the Russian Federation for the period 2019-2024." - Text : electronic // Ministry of Sports of the Russian Federation : official website. - 2019. - URL: https://minsport.gov.ru/documents/ministry-orders/34338 / (accessed: 04/18/2022)..

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Поляк Дина Анатольевна к. пед. наук, доцент Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», г. Екатеринбург, Россия Polyak Dina Anatolyevna Cand. Sci., Associate Professor Ekaterinburg Institute of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia

Осадчая Людмила Александровна к. пед. наук, доцент Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», г. Екатеринбург, Россия Osadchaya Lyudmila Aleksandrovna Cand. Sci., Associate Professor Ekaterinburg Institute of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia

Светлакова Марина Васильевна к. биол. наук, доцент Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК», г. Екатеринбург, Россия Svetlakova Marina Vasilyevna Cand. Sci., Associate Professor Ekaterinburg Institute of Physical Culture, Ekaterinburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.