Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля'

Педагогические условия формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасевич Игорь Владимирович, Сазонов Игорь Юрьевич

Целью представленного в статье исследования явилось разработка и обоснование педагогических условий, направленных на формирования интереса к будущей профессиональной деятельности студентов вуза физической культуры. Структура работы основывалась на принципе системного детерминизма и заключалась в теоретическом и практическом обосновании проблемы формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры. Результаты, полученные в ходе опроса студентов относительно условий обучения в вузе физкультурно-спортивного профиля, позволяют сделать вывод о необходимости учета эмоционально-психологического климата при построении учебного процесса, а также значимости внеучебной работы со студентами на различных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасевич Игорь Владимирович, Сазонов Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for the formation of interest in the future professional activities of university students of physical culture profile

The purpose of the research presented in the article was to develop and substantiate the pedagogical conditions aimed at generating interest in the future professional activity among the students of the university of physical culture. The structure of the work was based on the principle of systemic determinism and consisted in the theoretical and practical substantiation of the problem of forming interest in future professional activity among students of the university of physical culture. The results obtained during the survey of students on the conditions of study at the university of physical education and sports profile allow us to conclude that it is necessary to take into account the emotional and psychological climate in the construction of the educational process, as well as the importance of extracurricular work with students at various stages of study.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физкультурно-спортивного профиля»

интернете уделяется юмору, видео, музыке и фильмам. Такие ключевые моменты ЗОЖ, как саморазвитие и индивидуальное сбалансированное питание, находятся вне сознания студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крамаренко, Н.С. Самоосуществление человека в условиях реального и виртуального мира: субъектный подход : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Крамаренко Н.С. - М., 2014. - 41 с.

REFERENCES

1. Kramarenko, N.S. (2014), Self-realization of the person in the conditions of the real and virtual world: subjective approach, dissertation, Moscow.

Контактная информация: pegwlad@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

УДК 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Игорь Владимирович Тарасевич, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Юрьевич Сазонов, кандидат педагогических наук, профессор, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК

Аннотация

Целью представленного в статье исследования явилось разработка и обоснование педагогических условий, направленных на формирования интереса к будущей профессиональной деятельности студентов вуза физической культуры. Структура работы основывалась на принципе системного детерминизма и заключалась в теоретическом и практическом обосновании проблемы формирования интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры. Результаты, полученные в ходе опроса студентов относительно условий обучения в вузе физкультурно-спортивного профиля, позволяют сделать вывод о необходимости учета эмоционально-психологического климата при построении учебного процесса, а также значимости внеучебной работы со студентами на различных этапах обучения.

Ключевые слова: педагогические условия, студенты, интерес к будущей профессиональной деятельности.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INTEREST IN THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE PROFILE

Igor Vladimirovich Tarasevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Yuryevich Sazonov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) Ural State University of Physical Culture

Annotation

The purpose of the research presented in the article was to develop and substantiate the pedagogical conditions aimed at generating interest in the future professional activity among the students of the university of physical culture. The structure of the work was based on the principle of systemic determinism and consisted in the theoretical and practical substantiation of the problem of forming interest in future professional activity among students of the university of physical culture. The results obtained during the survey of students on the conditions of study at the university of physical education and sports profile allow us to conclude that it is necessary to take into account the emotional and psychological climate in the construction of the educational process, as well as the importance of extracurricular work with students at various stages of study.

Keywords: pedagogical conditions, students, interest in future professional activities.

Важнейшей стороной профессиональной деятельности любого специалиста является постоянное обновление знаний, при котором объем информации, необходимый для плодотворной работы, возрастает с большой скоростью. Совершенно очевидно, что в целях формирования по-настоящему компетентных специалистов-выпускников вуза, отвечающих современным требованиям, необходимы инновационные подходы в обучении. Таким подходом, на наш взгляд, является обращение к стимуляции интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

При уточнении требований к выпускникам вуза физкультурно-спортивного профиля особое внимание необходимо уделить:

- инновационным направлениям, связанных с подготовкой конкурентоспособного специалиста по физической культуре и формирующимся как ответ на общественную необходимость, при этом студенты должны научиться транслировать и совершенствовать полученный в процессе подготовки опыт;

- внедрению учебно-профессиональных требований подготовки специалистов, отражающих потребности в квалифицированных работниках региона или конкретного ведомства;

- создание возможности подготовки профессионалов для смежных с физической культурой и спортом областей общественной, культурной и производственной сфер [4].

Все чаще в системе подготовки профессионалов по физической культуре возникает вопрос о качестве подготовки и, соответственно, о сложностях, препятствующих подготовке высококвалифицированного выпускника.

Педагог высшей школы в условиях отсутствия познавательных стимулов у студентов заниматься, начинает следовать принципу удовлетворения минимума требований к себе. Студент же в условиях отсутствия моральных, да и материальных стимулов, приобщился к тому, что главное - это получение диплома при минимуме затрат на приобретение глубинных знаний и квалификации.

Эффективность и оптимизация процесса обучения могут быть достигнуты лишь в том случае, если уровень подготовки преподавателя отвечает требованиям времени. Актуальной в настоящее время является необходимость перестройки мышления педагога на овладение интенсивной технологией обучения посредством применение передовых методов обучения. Для достижения продуктивных результатов в учении, педагогу необходимо внедрять в практику прогрессивные методов построения учебного процесса, разрабатывать систему мер, обеспечивающую оптимальные темпы и высокий уровень подготовки кадров в вузе [1].

В условиях подготовки современного специалиста одна из главных задач преподавателя заключается в том, чтобы не транслировать конкретные профессиональные знания, а заложить основу для развития самостоятельного мышления, творческого восприятия окружающего мира. При этом у студента происходит осознания себя в нравственном отношении полноценным и полезным обществу, в котором он находится. Выполнение данной задачи раскрывает потенциал для дальнейшего пополнения своих знаний, так как только через собственную деятельность, через свои интеллектуальные усилия и размышления можно достичь высот подлинного образования [4].

Как показывает практика, ранее на первом месте стояло общество, социальный заказ, но в современных условиях исходя из нового Закона РФ об образовании 2013 года, на передний план выдвигается личность, ее интересы. Данное понимание подводит нас к многоуровневой системе высшего образования, которое заключается в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.

Профессиональна подготовка будущего педагога, тренера в сфере физической культуры и спорта происходит посредством формального усвоения знаний, которые не несут той объективной характеристики, позволяющей овладеть практическими приемами

работы в сфере тренерской и преподавательской деятельности по физической культуре. Вследствие этого происходит трансформации профессиональных ценностных ориентаций у будущих выпускников, что приводит к негативным последствиям в будущей профессиональной деятельности. А именно выпускники не могу грамотно организовать учебно-тренировочный процесс, решить поставленные профессиональные задачи [3].

В рамках внедрения новых государственных стандартов в образовательный процесс вуза происходит реструктуризация образовательного процесса. Данные преобразования происходят благодаря оптимизации учебных планов, путем сжимания учебной информации, посредством введения дополнительных учебных предметов, которые в достаточной мере позволяют формировать профессиональные компетенции выпускника вуза физкуль-турно-спортивной направленности. Но и данный факт не дает гарантии, что выпускник в полной мере освоит весь необходимый учебный материал, так как обратной стороной данного процесса будет являться высокий уровень загруженности студента, который помимо учебной деятельности активно занимается спортивным совершенствованием в рамках своего вида спорта [1].

Вузы призваны готовить, прежде всего, квалифицированного специалиста широкого профиля. Студент должен уметь целенаправленно и самостоятельно углублять знания сквозь призму научно-практической деятельности. В этой связи учащийся должен быть научен методам использования фундаментальных знаний уже в вуз. Будущий специалист должен пройти практическую адаптацию в условиях производства с тем, чтобы самому усвоить всю широту спектра требований к квалификации, чтобы приобщиться к своевременному требованию современного тренировочного процесса. По этой причине высшая школа должна исходить не из формального преподнесения знаний будущему специалисту, которые значительны по объему, а научить творчески, применять полученные знания, воспитывать интерес в самостоятельном применении своих знаний и удовлетворении своих интеллектуальных потребностей [2].

Данную проблему можно разрешить лишь посредством строгой и взвешенной регламентацией процесса обучения, постепенного вовлечения студентов в творческий процесс познания, начиная с элементарных вещей, но обязательно через деятельность самого учащегося, путем внедрения практических задач. В этой связи критерием качества знаний студентов будет выступать успешность их применения при решении практических задач, при этом высокое качество знаний обеспечивается только в том случае, когда процесс учения будет направлен на формирование интереса к будущей профессиональной деятельности на основе полученных знаний по физической культуре и спорту.

Исходя из компонентов интереса относительно будущей профессиональной деятельности мы определили ряд педагогических условий по его формированию. Прежде всего, мы должны уточнить, что нами понимается под педагогическими условиями. В научной литературе можно встретить различные точки зрения на данную проблематику.

Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности.

Под педагогическим условием Н. М. Борытко [3] понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.

Таким образом, под «педагогическими условиями» подразумевается комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности. При этом ученые В. А. Беликов, А. Я. Найн [5] говорят о невозможности сведения условий «только к внешним обстоятельствам, к обстановке, к совокупности объектов, оказывающих влияние на процесс, так как образование личности представляет собой единство

субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления».

Выделяя педагогические условия формирования интереса относительно будущей профессиональной деятельности, мы имеем в виду факторы и среду, в которой это формирование происходит наиболее благоприятно.

Важным педагогическим условием пробуждения интереса к будущей профессиональной деятельности студентов является педагогическое содействие формированию у студентов положительного эмоционального настроя и создание благоприятного психологического климата в ходе учебного процесса.

Содержание деятельности преподавателя по формированию у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности составляют:

- методология научного исследования, включающая обоснование условий формирования интереса к будущей профессиональной деятельности;

- выбор актуальных средств и методов для стимулирования интереса учащихся;

- подбор учебных заданий для самостоятельной работы учащихся по изучаемым дисциплинам [1].

Еще одним педагогическим условием развития интереса к будущей профессиональной деятельности является планомерное и эффективное построение внеучебной деятельности студентов. Основными составляющими внеучебной деятельности студентов, которые представляют собой единую интеграцию воспитательных элементов, являются:

- актуальные формы построения творческих мероприятий, способствующие проявлению креативности у студенческой молодежи;

- внедрение инноваций в информационную систему вуза, для освещения основных актуальных направлений проводимых воспитательных отделом;

- расширение структуры психологического сопровождения студентов в рамках актуальных воспитательных мероприятий;

- привлечение в организационную и управленческую структуру воспитательного отдела инициативных студентов, а также создание стимулов для их активного участия в данных структурах;

- создание научно-исследовательских кружков для студентов с учетом их потребностей и интересов за пределами учебного процесса [5].

Таблица 1 - Общая характеристика условий обучения в вузе (с позиции студентов)

Характеристика Состояние

Определение Характер взаимоотношений, построенный между преподавателями и студентами на взаимном доверии, уважении

Условия Доброжелательный микроклимат в группе. Продуктивное сотрудничество между преподавателями и студентами. Материально-техническое обеспечение учебной деятельности. Материальное благополучие участников образовательного процесса. Учёт индивидуальных потребностей студентов

Закономерности Согласованность взаимодействия администрации, преподавателей, студентов. Ответственность участников образовательного процесса за результаты деятельности

Принципы Сотрудничество, доверие, уважение, поощрение.

Критерии оценки эффективности Степень удовлетворенности учебой: эмоциональный комфорт, увлечение учебной деятельностью

В таблице приведены данные опроса студентов Екатеринбургского института физической культуры (филиала) ФГБОУ ВО УралГУФК по вопросу условий обучения в вузе. Несмотря на то, что к данной проблеме у опрошенных разный подход, существуют общие вопросы, которые студенты оценивают одинаково высоко. Все опрошенные указывают, что основными признаками комфортной учебной деятельности являются: организация учебной деятельности с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся; наличие внутренней мотивации; создание доверительных взаимоотношений «студент-преподаватель» и «студент-студенческая группа». Кроме того, в большинстве ответов особое внимание уделяется возможности самоутверждения студента не только в учебной

деятельности, но и в общественной жизни группы, вуза.

Постоянная занятость студентов в различных формах вне учебной работы позволяет выработать определенные профессиональные качества будущих специалистов, так как проведение любого вне учебного мероприятия требует четкости, разработанности, умения проявлять инициативу и принимать решения.

Рассмотренные педагогические условия обучения, при правильной их организации должны развивать интерес к профессиональной деятельности у студентов вуза физкуль-турно-спортивного профиля, помогать студентам видеть в учебных дисциплинах логическую стройность, системность, упорядоченность связей и процессов в вузе; развивать у них навыки и умения, необходимые для плодотворной творческой учебно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие / А. А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006.

- 240 с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения : современная интерпретация / В.И. Загвязинский.

- М. : Академия, 2001. - 192 с.

4. Кузьмин, А.М. Педагогические основы физической культуры: воспитательные аспекты : учеб.-метод. комплекс для студентов 2 курса вуза физической культуры / А.М. Кузьмин ; Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 2000. - 19 с.

5. Найн, А.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многоуровневого высшего физкультурного образования / А. Я. Найн // Теория и практика физической культуры. - 1995.

- № 10. - С. 46-47.

REFERENCES

1. Verbitsky, A.A. (1991), Active higher education: a contextual approach: method. manual, Higher. school, Moscow.

2. Zeer, E.F. (2006), Psychology of professional development, Academy, Moscow.

3. Zagvyazinsky, V.I. (2001), Learning theory: modern Interpretation, Academy, Moscow.

4. Kuzmin, A.M. (2000), Pedagogical foundations of physical culture: educational aspects: a textbook. Method. complex for students of the 2nd year of the university of physical culture, UralGAFK, Chelyabinsk.

5. Nine, A.Ya. (1995), "The prognostic paradigm of humanization of continuous multi-level higher physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 46-47.

Контактная информация: igorx45@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2018

УДК 355.23

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Дмитрий Александрович Тезиков, старший преподаватель кафедры, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Елена Ивановна Сахарчук, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ)

Аннотация

В статье раскрываются особенности моделирования процесса воспитания инициативности учащихся кадетских полицейских классов в условиях учебного сотрудничества. Выделены педагогические условия и обоснованы этапы моделирования.

Ключевые слова: моделирование, воспитание инициативности, педагогическое условие, учебное сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.