Научная статья на тему 'Научно-методические основы формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры'

Научно-методические основы формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасевич Игорь Владимирович, Сазонов Игорь Юрьевич

Целью представленного в статье исследования явилось формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности студентов вуза физической культуры на основе разработки и применении на практики педагогических условий, обуславливающих планомерное воздействие на обучающихся в образовательном процессе. В статье представлено теоретическое и практическое обосновании проблемы формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы свидетельствующие о изменении уровня мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности, могут быть учтены в разработке программ учебных дисциплин как в вузах физкультурно-спортивной направленности, так и педагогической направленности. Анализ рассматриваемой проблематики позволяет констатировать, что формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов будет более успешным в случае создания в образовательной среде вуза определенных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасевич Игорь Владимирович, Сазонов Игорь Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodical bases of formation of motivation to future professional activity at students of physical culture higher school

The aim of the research presented in the article was the formation of motivation for the future professional activity of students of the physical culture university on the basis of the development and application of the pedagogical conditions in practice, which determine the planned impact on students in the educational process. The theoretical and practical substantiation of the problem of the formation of motivation for the future professional activity of the students of the higher educational institution of the physical culture has been presented in the article. The results obtained in the course of the experimental work testifying to changes in the level of the students' motivation for future professional activity can be taken into account in the development of curriculum programs both at sports schools, and establishments of the pedagogical orientation. The analysis of the problems under consideration allows us to state that the formation of motivation for future professional activity among students will be more successful if certain educational conditions are created in the educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «Научно-методические основы формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры»

7. Taymazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), "Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.

Контактная информация: simakov-tkd@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2018

УДК 796.077.5

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Игорь Владимирович Тарасевич, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Юрьевич Сазонов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО УралГУФК

г. Екатеринбург

Аннотация

Целью представленного в статье исследования явилось формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности студентов вуза физической культуры на основе разработки и применении на практики педагогических условий, обуславливающих планомерное воздействие на обучающихся в образовательном процессе. В статье представлено теоретическое и практическое обосновании проблемы формирования мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы свидетельствующие о изменении уровня мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности, могут быть учтены в разработке программ учебных дисциплин как в вузах физкультурно-спор-тивной направленности, так и педагогической направленности. Анализ рассматриваемой проблематики позволяет констатировать, что формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности у студентов будет более успешным в случае создания в образовательной среде вуза определенных педагогических условий.

Ключевые слова: мотивация, педагогические условия, активные и интерактивные методы, студенты.

SCIENTIFIC AND METHODICAL BASES OF FORMATION OF MOTIVATION TO FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY AT STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE

HIGHER SCHOOL

Igor Vladimirovich Tarasevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Yurievich Sazonov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Department chairman, The Ekaterinburg Institute of Physical Education, Ekaterinburg

Annotation

The aim of the research presented in the article was the formation of motivation for the future professional activity of students of the physical culture university on the basis of the development and application of the pedagogical conditions in practice, which determine the planned impact on students in the educational process. The theoretical and practical substantiation of the problem of the formation of motivation for the future professional activity of the students of the higher educational institution of the physical culture has been presented in the article. The results obtained in the course of the experimental work testifying to changes in the level of the students' motivation for future professional activity can be taken into account in the development of curriculum programs both at sports schools, and establishments of the pedagogical orientation. The analysis of the problems under consideration allows us to state that the formation of motivation for future professional activity among students will be more successful if certain educational conditions are created in the educational environment of the university.

Keywords: motivation, pedagogical conditions, active and interactive methods, students.

Актуальность исследования обусловлена спецификой современной ситуации приема абитуриентов в учебные заведения: большинство из них выбирают образовательное учреждение по рекомендации значимых лиц (родителей, тренеров), на основе наличия бюджетных мест или по принципу престижности той или иной специализации (легкая атлетика, спортивные игры, единоборства и др.). В иерархии мотивов выбора будущей профессии отсутствует интерес к ней. Такое положение дел чревато тем, что образование становится формальным и сказывается на процессе обучения в вузе, проявляясь в снижении мотивации обучения после первого семестра, повышении риска отчисления из учебного заведения в связи с неуспеваемостью.

В научных исследованиях термин «мотив» имеет конкретное значение в качестве побуждения к деятельности. Эта деятельность непосредственно связана с теми потребностями, которые должны быть удовлетворены, то есть вызвать активность субъекта под влиянием определенных условий или факторов [2].

Что касается термина «мотивация», то он представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». При этом «мотивация» используется в современной психологии и педагогике в двояком смысле. Первое как систему факторов, детерминирующих поведение. Второе как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Часто в научной литературе мотивация понимается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его активность. Разъяснения по поводу значения терминов «мотив» и «мотивация» дает Б.Ф. Ломов [3]. Ученый, характеризуя мотивы относит их к факторам, определяющим формирование личности, а мотивацию к более глубинному личностному образованию, возникшему благодаря появлению системы мотивов. Так же Б.Ф. Ломов отмечает, что мотив может формироваться только в деятельности, являясь ее системообразующим компонентом.

В науке существует множество подходов по исследованию мотивации, а также изучению ее структуры. Была предпринята попытка классифицировать мотивацию исходя из группировки отдельных мотивов. Важными отмечаются исследования учебно-профессиональной, где изучаются профессиональные мотивы деятельности, способствующие успешному овладению профессией. Множество работ направлено на выявление психологических механизмов порождения и развития мотивации, а также психологических механизмов развития личности [1]. При этом акцентируются самые разные аспекты: от выявления ситуационных детерминант поведения до онтогенетического развития мотивации. Мотивы определяются в психологии как внутренние детерминанты деятельности. «Мотивы» - отмечает Е. В. Шорохова, - «выступают как стимулы, реальные двигатели человеческой деятельности, как мощнейшие регуляторы поведении» [4].

В науке существуют две противоположные точки зрения на мотивацию. С одной стороны, она признается реальной особенностью психической жизни человека, с другой -отрицается сама необходимость в представлениях, связанных с мотивацией. Как пишет Д. Дьюсбери, «понятие мотивации используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно понятна».

Цель исследования: состоит в разработке педагогических условий, направленных на формирование мотивации студентов вуза физкультурно-спортивного профиля к будущей профессиональной деятельности.

Нами был проведён опрос студентов Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «УралГУФК» с целью выяснить, какова степень значимости проблемы организации оптимальных условий учебной деятельности. Результаты отображены в таблице 1.

В таблице приведены данные опроса студентов вуза по вопросу условий обучения в вузе. Несмотря на то, что к данной проблеме у опрошенных разный подход, существуют общие вопросы, которые студенты оценивают одинаково высоко.

Таблица 1 - Общая характеристика условий обучения в вузе (с позиции студентов)

Характеристика Состояние

Определение Характер взаимоотношений, построенный между преподавателями и студентами на взаимном доверии, уважении

Условия Доброжелательный микроклимат в группе. Продуктивное сотрудничество между преподавателями и студентами. Материально-техническое обеспечение учебной деятельности. Материальное благополучие участников образовательного процесса. Учёт индивидуальных потребностей студентов

Закономерности Согласованность взаимодействия администрации, преподавателей, студентов. Ответственность участников образовательного процесса за результаты деятельности

Принципы Сотрудничество, доверие, уважение, поощрение.

Критерии оценки эффективности Степень удовлетворенности учебой: эмоциональный комфорт, увлечение учебной деятельностью

Все опрошенные указывают, что основными признаками комфортной учебной деятельности являются: организация учебной деятельности с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающихся; наличие внутренней мотивации; создание доверительных взаимоотношений «студент-преподаватель» и «студент-студенческая группа». Кроме того, в большинстве ответов особое внимание уделяется возможности самоутверждения студента не только в учебной деятельности, но и в общественной жизни группы, вуза.

Нами был организован педагогический эксперимент с целью повышения уровня мотивации студентов, в количестве 75 человек, возраст испытуемых варьировал от 17 до 19 лет.

Выделяя педагогические условия формирования мотивации относительно будущей профессиональной деятельности, мы имеем в виду факторы и среду, в которой это формирование происходит наиболее благоприятно.

Итак, первым условием для развития мотивация студентов к будущей профессиональной деятельности выступают активные и интерактивные методы обучения, направленные на развитие учебно-познавательной активности студентов и поддержание их интереса на протяжении всего периода обучения в вузе.

Нами применялись активные и интерактивных методы обучения для формирования у студентов мотивации к будущей профессиональной деятельности:

• Включение в занятие проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце занятия как задание на следующий семинар. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.

• Использование мозгового штурма как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала.

• Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период проведения занятия посредством вопросов, анализа конкретных ситуаций.

• Использование тренинговых занятия, основная цель которых -обучение основам конструктивного эмоционального общения и преодоление барьеров общения, раскрепощения и создания благоприятного психологического климата в группах.

Вторым условием пробуждения мотивации к будущей профессиональной деятельности студентов является педагогическое содействие формированию у студентов положительного эмоционального настроя и создание благоприятного психологического климата в ходе учебного процесса.

Содержание деятельности преподавателя по формированию у студентов мотивации к будущей профессиональной деятельности составляют:

- выбор актуальных средств и методов для стимулирования интереса учащихся;

- подбор учебных заданий для самостоятельной работы учащихся по изучаемым дисциплинам.

До и после проведения эксперимента нами был проведено два среза на изучение уровня мотивации студентов вуза физической культуры. В качестве диагностического инструментария мы использовали методику «Мотивация обучения в ВУЗе» разработанную Т. И. Ильиной.

Таблица 2 - Сравнительный анализ уровня мотивации студентов до и после эксперимента

студенты Методика «Мотивации обучения в вузе», %

низкий средний высокий

до 40,0 50,30 9,70

после 14,20 50,10 35,70

Таким образом, при подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности, педагог должен уметь использовать широкий арсенал средств и методов, чтобы подвести студента к самостоятельному решению профессиональных и учебных задач, тем самым создав основу для личностного роста профессионала.

При этом у студента происходит осознания себя в нравственном отношении полноценным и полезным обществу, в котором он находится. Студент должен уметь целенаправленно и самостоятельно углублять знания сквозь призму научно-практической деятельности. В этой связи учащийся должен быть научен методам использования фундаментальных знаний уже в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012.

- № 2. - С. 1-18.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006.

- 240 с.

3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М. : Наука, 1984. - 444 с.

4. Шорохова, Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике [Электронный ресурс] / Т.В. Шорохова // Эйдос. - 2004. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2004/1205.htm (дата обращения: 20.03.2018).

REFERENCES

1. Gushchin, Yu.V. (2012), "Interactive methods of teaching in higher education", Psychological journal of the International University of Nature, Society and Man "Dubna", No. 2, pp. 1-18.

2. Zeer, E.F. (2006), Psychology of Professional Development, Academy, Moscow.

3. Lomov, B.F. (1984), Methodological and theoretical problems ofpsychology, Science, Moscow.

4. Shorokhova, T.V. (2004), "The problem of determining the category of "interest" in modern domestic psychology and pedagogy", Eidos, available at: http://www.eidos.ru/journal/2004/1205.htm.

Контактная информация: Igorx45@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.04.2018

УДК 796.011

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Наталья Викторовна Титушина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва, Виталий Викторович Бобков, соискатель, Московский городской педагогический университет, Москва

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих направленность подготовки к сдаче норм комплекса ГТО. В качестве основных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.