Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование речи / лексико-грамматическая сторона / дети дошкольного возраста / лингвистические исследования / логопедические исследования / speech formation / lexico-grammatical aspect / preschool children / linguistic research / speech therapy research

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Простова Л.С.

Данная статья посвящена изучению процесса формирования лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста, который имеет важное значение для их языкового, когнитивного и социального развития. Лингвистические и логопедические исследования играют значительную роль в понимании этого процесса и в разработке методов его стимуляции. В данной статье рассматривается роль указанных видов исследований, их значимость для понимания формирования лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста и возможные пути коррекции речевых нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Простова Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL SIDE OF SPCH IN CHILDREN WITH GENERAL SPCH UNDERDEVELOPMENT

This article is devoted to the study of the process of formation of the lexical and grammatical side of speech in preschool children, which is important for their linguistic, cognitive and social development. Linguistic and speech therapy studies play a significant role in understanding this process and in developing methods to stimulate it. This article examines the role of these types of research, their importance for understanding the formation of the lexical and grammatical side of speech in preschool children and possible ways to correct speech disorders.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 37

Простова Л.С.

магистрант

Чувашский государственный университет им. И.Я. Яковлева

(г. Чебоксары, Россия)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: данная статья посвящена изучению процесса формирования лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста, который имеет важное значение для их языкового, когнитивного и социального развития. Лингвистические и логопедические исследования играют значительную роль в понимании этого процесса и в разработке методов его стимуляции. В данной статье рассматривается роль указанных видов исследований, их значимость для понимания формирования лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста и возможные пути коррекции речевых нарушений.

Ключевые слова: формирование речи, лексико-грамматическая сторона, дети дошкольного возраста, лингвистические исследования, логопедические исследования.

Для эффективной коммуникации необходимо умение выражаться связно, используя последовательность логически связанных и смысловых предложений. Это включает в себя описание и повествование на основе изображений или серии изображений, а также рассказы, основанные на личном опыте ребенка, а также пересказы текстов, прочитанных или услышанных.

Наша постоянная забота как родителей, учителей, логопедов, психологов и дефектологов заключается в развитии словарного запаса, грамматических навыков и умения связно выражать свои мысли у детей. Мы достигаем этого, общаясь с ребенком, интересуясь его успехами и проблемами, выслушивая его мнение, рассказывая о природе, животных и людях, а также обсуждая картины и

содержание книг. Мы также играем с словами, проводя различные игры, такие как "Один - много" и "Назови ласково". [10; 12].

Словопредложение является основным элементом в развитии структуры детской речи. В начальных этапах оно выполняет ту же функцию, что и целое предложение у взрослых. Например, слово "стул" может означать "посади на стул" или "придвинь стул". Хотя по структуре оно состоит из одного слова, функционально оно приближается к предложению., [438].

Ребёнок, безусловно, усваивает начальные грамматические формы, такие как склонения, спряжения сравнительной и превосходной степени, а также различные способы образования сложных слов, от окружающих его людей, когда его развитие подготовило его к этому. Однако он не ограничивается простым запоминанием словообразований и словосочетаний, которым его научили взрослые.

Порядок появления словообразовательных форм в речи малышей изменяется в зависимости от значения и роли слова в языковой структуре. В результате этого, вначале дети учатся использовать слова, которые они могут легко увидеть и которые четко различаются друг от друга

Например, в самом начале ребёнок осваивает милые формы существительных, а затем, через некоторое время, начинает изучать профессии, глаголы с приставками и другие более сложные формы, которые несут более глубокий смысл.

Таким образом, овладение словообразованием лексико-грамматической стороны речи осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», - 2000. - 438 с.;

2. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», - 2003.- С. 1012.

Prostova L.S.

Chuvash State University (Cheboksary, Russia)

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF LEXICAL AND GRAMMATICAL SIDE OF SPCH IN CHILDREN WITH GENERAL SPCH UNDERDEVELOPMENT

Abstract: this article is devoted to the study of the process of formation of the lexical and grammatical side of speech in preschool children, which is important for their linguistic, cognitive and social development. Linguistic and speech therapy studies play a significant role in understanding this process and in developing methods to stimulate it. This article examines the role of these types of research, their importance for understanding the formation of the lexical and grammatical side of speech in preschool children and possible ways to correct speech disorders.

Keywords: speech formation, lexico-grammatical aspect, preschool children, linguistic research, speech therapy research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.