Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования культуры межнационального взаимодействия студенческой молодежи'

Психолого-педагогические условия формирования культуры межнационального взаимодействия студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования культуры межнационального взаимодействия студенческой молодежи»

лей музыки позволило выявить ее взаимосвязь с насущными потребностями науки и практики, раскрыть содержательные аспекты проблемы и определить пути ее практического решения.

Библиографический список

1. А бульханова-Славская К.А. Акмеологичес-кое понимание личности. // Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2006. - С. 256-268.

2. А бульханова-Славская К.А. Акмеологичес-кое понимание субъекта. // Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 2006. - С. 268-279.

3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М. : Академия, 2004. - 336 с.

4. Апресян Р.Г. Этика в высшем образовании // http//ethicscenter. ru/ed/ed. html.

5. Деркач А .А. Акмеология: личностное и про-

фессиональное развитие человека. - М., 2000. -536 с.

6. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Наука, 1977. - 332 с.

7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

8. Кан-КаликВ.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

9. Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности. Теория, методология, технология: Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1999. - 367 с.

10. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта (Поиск их смысла в диалоге с наукой, искусством и самим собой). Учеб. пособ. - М., 1998. - 156 с.

11. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М.: Собор, 1997. - 560 с.

Ц.Г. Джиоева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Актуальной задачей психолого-педаго-гической науки становится установле-. ние целей образования как оптимальной модели общественного устройства. Об образовании в подлинном смысле слова можно говорить там, где есть кулыура. Цели образования - это те культурные ценности, к которым в процессе обучения и воспитания должен быть приобщен человек.

Влияние философских учений, (А. Маслоу, К. Роджерс), обращение к гуманистической педагогике Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили привели к рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на воспитуемого как субъект воспитания [8]. Гуманистическая позиция требует осознания и признания личности воспитанника как главной ценности в психолого-педагогическом процессе, осознания и признания его способностей и права на саморазвитие, признание субъект-субъект-ных отношений определяющими в педагогической системе. В свете идей гуманизма воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях.

Одной из центральных задач, решаемых в условиях гуманизации образовательного процесса, является проблема межнационального взаимодействия студенческой молодежи и развития творческого потенциала субъектов педагогических отношений. Формирование межнационального взаимодействия личности в образовательных учреждениях предполагает ее раскрытие в контексте самоценности, духовного и нравственного богатства, способности творить не только индивидуальный, но и межнациональный социально значимый культурный мир.

Культура межнационального взаимодействия является, как известно, необходимым атрибутом любой сферы межнациональных отношений, что обусловливает настоятельную необходимость ее формирования в среде современной молодежи, в том числе - студенческой. По своей природе данный феномен относится к духовной жизни социума и в специфической форме отражает общественно-политическую, нравственную сущность межнациональных отношений. В настоящее время подход к формированию у молодежи культуры межнационального взаимодействия

© Ц.Г. Джиоева, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

67

и интернационализма начинает пересматриваться. В чем же суть и каковы принципы его обновления? С одной стороны, это принцип возрождения исторических корней, прогрессивных традиций, морально-этических ценностей народа, восхождения к истокам как вечной живительной силе науки. Воспитание культуры межнационального взаимодействия, патриотизма и интернационализма немыслимо без знания истории Родины. И стремление расширить и углубить свои познания свидетельствует не только о желании восполнить пробелы в образовании, свойственном каждому просвещенному индивиду, но и о повышении собственной духовной культуры [4]. С другой стороны, как нельзя более целесообразным и совершенно необходимым представляется приближение содержания изучаемых дисциплин к окружающей жизни, к реалиям и потребностям сегодняшнего дня.

Взаимосвязанная реализация реформирования школы общеобразовательной и основных направлений перестройки высшей школы, комплексный подход к постановке всего дела воспитания с учетом национальных особенностей учащейся молодежи, ее социального и национального состава, отличающейся определенными чертами разных сторон жизни, труда и быта характеризует специфики подготовки будущего специалиста в многонациональном вузе в период качественного преобразования общества [2]. Особенно это важно в условиях политики плюрализма мнений, когда в средствах массовой информации излагаются совершенно разные взгляды и мнения на происходящие изменения в стране и за ее пределами. Сюда же нужно добавить поток информации о негативных явлениях нашей истории, который влечет за собой разрушение идеалов, нередко травмирует сознание молодого поколения, формирует цинизм и пессимизм. В результате все чаще молодежь выражает сомнение и недоверие по поводу многих социальных и нравственных ценностей нашего общества.

Известно, что от успешно поставленной воспитательной работы в вузе все больше зависит ход экономического, социально-политического и культурного развития народа, так как все природные и общественные явления, воздействуя на личность, преломляются через ее внутреннюю среду, через всю совокупность осознанных и неосознанных психических процессов [1]. Формируя личность будущего специалиста посредством

развития у него культуры межнационального взаимодействия, вуз одновременно определяет жизнь будущего поколения, активная жизнедеятельность которого будет проходить в XXI столетии. Поэтому от качества сегодняшней подготовки студентов высшей школы во многом зависит умение последующих поколений решать задачи совершенствования, обновления, демократизации общества, овладения культурой межнационального взаимодействия.

Изучение философской, социологической, психолого-педагогической, литературы по указанной проблеме показывает, что вопросы воспитания культуры межнационального взаимодействия, патриотизма, интернационализма находятся в центре творческого поиска многих выдающихся философов и социологов, педагогов и психологов, и деятелей культуры [2]. Исследованию проблем межнациональных отношений, национальной политики, интернационально-патриотического воспитания молодежи большое внимание уделяли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.С. Кон и др. Серьезные исследования имеются в области проблем патриотического воспитания в национальных школах, в ходе изучения национальных культур и языков (Т.Е. Джагаева, З.Б. Цал-лагова и др.). Что же касается педагогики высшей школы, то проблема подготовки специалистов в области воспитания культуры межнационального взаимодействия в полиэтнической образовательной среде продолжает оставаться недостаточно исследованной.

При многонациональном составе студентов нередко приходится констатировать недостаточный уровень национального сознания большой части молодежи. Все более остро ощущается необходимость изменения содержания, форм и методов педагогического взаимодействия в зависимости от специфики вуза (гуманитарного, технического, медицинского), поэтому данная проблема требует оптимального решения. Вузовские программы и учебные пособия упускают из вида вопросы воспитания культуры межнационального взаимодействия, патриотического и интернационального воспитания. А между тем совершенно очевидно, что наименее устойчивой к национальным эксцессам является молодежь,

и, прежде всего учащиеся и студенчество. Можно объяснить причины участия студенческой молодежи в межэтнических кризисах, ссылаясь на

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

запущенность социальной сферы, наследия прежних лет, деятельность мафии и т.п. Однако непреложным остается сам факт участия в них молодежи, и это свидетельство того, что в условиях вуза процессу формирования культуры межнационального взаимодействия не уделяется должного внимания. На данном этапе образования учебный процесс направлен в основном на вооружение студентов лишь профессиональными знаниями, умениями, навыками, носит односторонний характер, в результате чего воспитание отодвигается на второй план.

Сегодня доминирующее положение занимает обучение, развитие интеллекта студентов, а воспитательный потенциал учебных дисциплин, формирующий нравственные качества, духовные ценности, культуру человеческих взаимоотношений, не используется в должной мере. Воспитательная работа сводится зачастую к определенной совокупности проводимых мероприятий. Особенно актуальны эти вопросы в воспитательном процессе многонационального вуза, когда каждый факультет, каждая группа представляет собой полиэтнический коллектив, при этом представители разных национальностей в различной степени подвержены процессу интернационализации и формирования культуры межнационального взаимодействия.

Особую важность данные вопросы приобретают именно сегодня, в условиях усиления таких негативных тенденций, как огульная, бездоказательная критика героического прошлого народов нашей страны, ее истории, узконационалистические настроения, космополитизм и пр.

Существующие исследования не всегда учитывают тот факт, что за годы учебы студент развивается интеллектуально, духовно, нравственно, физически, поэтому необходимо изменять средства, формы, методы воспитательной работы по мере прогрессивного развития личности с учетом национальных особенностей региона, связанных с историей, традициями, культурой того или иного этноса.

Недостаточно разработан региональный подход к феномену культуры межнациональных отношений и межнационального общения в современных условиях развития национального самосознания народов, кардинальных преобразований школьной и вузовской политики, модернизации содержания и технологий высшего образования. Явления, происходящие в экономической, поли-

тической, социальной сферах развития общества, неизбежно ведут к изменениям в сознании людей, поэтому даже достаточно апробированное высокоэффективное воспитательное воздействие не дает ожидаемых результатов при механическом переносе в новые условия [6].

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в системе вузовского образования необходимо формировать в каждой развивающейся личности в определенной мере утраченных возвышенных чувств, воспитание толерантности, миролюбия, отзывчивости, патриотизма через приобщение к истории культуры как собственного, так и других народов.

В работах современных исследователей утверждается, что образование - не столько способ просвещения индивида, сколько механизм развития культуры, формирование образа мира и че-ловека-личности в нем. Процесс формирования культуры межнационального взаимоотношения студенческой молодежи - многомерный и многоступенчатый. Особенно ценится умение самостоятельно учиться, принимать решения, рационально распределять свое время, приобретать новые знания и навыки, приспосабливаться к постоянно меняющимся требованиям времени.

Межнациональные взаимоотношения характеризуется морально-волевыми, социально-значимыми факторами, практическими умениями и навыками. В условиях образовательных учреждении воспитательная эффективность рассматриваемого феномена обеспечивается организацией учебного процесса. В основу формирования межнациональных взаимоотношении, рассматриваемого нами в условиях национального региона, (на примере республики Южная Осетия) был заложен зарубежный и отечественный опыт толерантного подхода к формированию межнациональной культуры молодежи. Для решения выдвинутой проблемы были внесены изменения в организации процесса обучения и воспитания студентов государственного университета республики Южная Осетия.

В современном обществе доминирующее положение занимает обучение, развитие интеллекта студентов, однако воспитательный потенциал учебных дисциплин, формирующий нравственные качества, духовные ценности, культуру человеческих взаимоотношений, используются не достаточно. Особенно актуальны эти вопросы в воспитательном процессе многонациональ-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

69

ного вуза, где любой факультет и группа представляет собой полиэтнический коллектив, состоящий из представителей разных национальностей. С этой целью мы считаем, что в системе вузовского образования необходимо формировать личность студента в духе толерантности, миролюбия, отзывчивости и уважения к культуре других народов.

Библиографический список

1. Батракова И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб.: Санкт-Петербург, 1995. - 37 с.

2. Битинас Б. Т. Введение в диагностику воспитания // Педагогика. - 1989. - №4. - С. 64-66.

3. Джагаева Т.Е. Педагогические основы раз-

вития экономического мышление школьников и студентов в условиях региона (на примере Республики южная Осетия). - Владикавказ: Изд-во Северо-осетинского гос. ун-та им. К.Л. Хетагу-рова, 2001. - 95 с.

4. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1989. - 189 с.

5. Крупская Н.К. Сочинения в десяти томах. -М.: АПН, 1959. - 280 с.

6. ОмаровA.M. Управление: искусство общения. - М., 1982. - 240 с.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.

8. МатюшкинА.М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. - М.: Знание, 1977. - 44 с.

А.Б. Дороднев ТРАВМА ПОТЕРИ ЗРЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ

В статье приводятся результаты исследования того, как травма потери зрения проявляется в ответах на личностные опросники и в содержании автобиографических рассказов. Основное внимание уделяется механизмам совладания с травмой, как они могут быть зафиксированы в речевой продукции и ответах на личностные опросники.

Переживание слепоты сильнейшим образом блокирует все формы человеческой деятельности: трудовую, семейную, неформальное общение. С потерей зрения человек, как правило, вынужден оставить работу, а если он успевал только в профессиональной области, то потеря работы для него чрезвычайно психотравмирующая ситуация и переживается тяжело [3; 4; 7].

В исследованиях по адаптации незрячих отмечается что, с потерей зрения снижается мобильность, поток получаемой информации и степень свободы. Все это приводит к повышению уровня зависимости от окружающих. Также снижаются или утрачиваются ведущие функции в семье. Все это вызывает переживание собственной несостоятельности, беспомощности [5].

После потери зрения, человек утрачивает легкость, непринужденность, автоматизированность поведения у него возникает быстрое утомление, вызванное сильным напряжением, утрачиваются многие, выработанные ранее навыки, прежде всего, ориентация в пространстве. Как правило, в основе испытываемого слепым страха лежит

несколько причин. Их осознание, вера в свои возможности и активная деятельность являются источником избавления от этих страхов [6].

Достаточно часто у ослепших наблюдаются тревожные опасения, связанные с искаженными представлениями о взаимоотношениях людей друг с другом, особенно, об отношении окружающих зрячих к людям с дефектами зрения. Базой для тревожных ожиданий служат следующие ложные представления: окружающие люди плохие и жестокие, им нельзя доверять; я неполноценный, никому не нужный человек; ситуация настолько драматична, что из нее нет выхода и можно ожидать только одних неприятностей и др.

Изучение связи процессов адаптации к травме потери зрения с индивидуальными различиями в темпераменте и характере испытуемых -весьма актуальная, но малоисследованная область. В частности, как влияют тяжесть и продолжительность травмы на характер и темперамент незрячих? Какова роль демографических переменных?

Нами была обнаружена следующая особенность - одни незрячие много говорят о потере

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

© А.Б. Дороднев, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.