Научная статья на тему 'Травма потери зрения и ее влияние на личность'

Травма потери зрения и ее влияние на личность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
434
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дороднев Антон Борисович

В статье приводятся результаты исследования того, как травма потери зрения проявляется в ответах на личностные опросники и в содержании автобиографических рассказов. Основное внимание уделяется механизмам совладания с травмой, как они могут быть зафиксированы в речевой продукции и ответах на личностные опросники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Травма потери зрения и ее влияние на личность»

ного вуза, где любой факультет и группа представляет собой полиэтнический коллектив, состоящий из представителей разных национальностей. С этой целью мы считаем, что в системе вузовского образования необходимо формировать личность студента в духе толерантности, миролюбия, отзывчивости и уважения к культуре других народов.

Библиографический список

1. Батракова И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб.: Санкт-Петербург, 1995. - 37 с.

2. Битинас Б. Т. Введение в диагностику воспитания // Педагогика. - 1989. - .№4. - С. 64-66.

3. Джагаева Т.Е. Педагогические основы раз-

вития экономического мышление школьников и студентов в условиях региона (на примере Республики южная Осетия). - Владикавказ: Изд-во Северо-осетинского гос. ун-та им. К.Л. Хетагу-рова, 2001. - 95 с.

4. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М., 1989. - 189 с.

5. Крупская Н.К. Сочинения в десяти томах. -М.: АПН, 1959. - 280 с.

6. ОмаровA.M. Управление: искусство общения. - М., 1982. - 240 с.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.

8. МатюшкинА.М. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. - М.: Знание, 1977. - 44 с.

А.Б. Дороднев ТРАВМА ПОТЕРИ ЗРЕНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ

В статье приводятся результаты исследования того, как травма потери зрения проявляется в ответах на личностные опросники и в содержании автобиографических рассказов. Основное внимание уделяется механизмам совладания с травмой, как они могут быть зафиксированы в речевой продукции и ответах на личностные опросники.

Переживание слепоты сильнейшим образом блокирует все формы человеческой деятельности: трудовую, семейную, неформальное общение. С потерей зрения человек, как правило, вынужден оставить работу, а если он успевал только в профессиональной области, то потеря работы для него чрезвычайно психотравмирующая ситуация и переживается тяжело [3; 4; 7].

В исследованиях по адаптации незрячих отмечается что, с потерей зрения снижается мобильность, поток получаемой информации и степень свободы. Все это приводит к повышению уровня зависимости от окружающих. Также снижаются или утрачиваются ведущие функции в семье. Все это вызывает переживание собственной несостоятельности, беспомощности [5].

После потери зрения, человек утрачивает легкость, непринужденность, автоматизированность поведения у него возникает быстрое утомление, вызванное сильным напряжением, утрачиваются многие, выработанные ранее навыки, прежде всего, ориентация в пространстве. Как правило, в основе испытываемого слепым страха лежит

несколько причин. Их осознание, вера в свои возможности и активная деятельность являются источником избавления от этих страхов [6].

Достаточно часто у ослепших наблюдаются тревожные опасения, связанные с искаженными представлениями о взаимоотношениях людей друг с другом, особенно, об отношении окружающих зрячих к людям с дефектами зрения. Базой для тревожных ожиданий служат следующие ложные представления: окружающие люди плохие и жестокие, им нельзя доверять; я неполноценный, никому не нужный человек; ситуация настолько драматична, что из нее нет выхода и можно ожидать только одних неприятностей и др.

Изучение связи процессов адаптации к травме потери зрения с индивидуальными различиями в темпераменте и характере испытуемых -весьма актуальная, но малоисследованная область. В частности, как влияют тяжесть и продолжительность травмы на характер и темперамент незрячих? Какова роль демографических переменных?

Нами была обнаружена следующая особенность - одни незрячие много говорят о потере

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

© А.Б. Дороднев, 2008

зрения, в деталях описывают весь ужас произошедшего с ними, а другие даже не упоминают о ней. Почему для кого-то потеря зрения это тема номер один, а для кого-то она ушла на второй план? На эти вопросы предстоит ответить, выяснить, какие черты характера незрячего связаны с речевыми единицами, упоминаний о травме, а какие черты характера связаны с отсутствием подобных речевых единиц.

Знание этих взаимосвязей будет способствовать более углубленному и полному пониманию процессов адаптации у инвалидов по зрению. Основное практическое значение данного исследования состоит в том, что изучение особенностей адаптации инвалидов по зрению способствует улучшению реабилитационных мер в работе с ними.

Всего в исследовании приняло участие 102 человека, 57 мужчин и 45 женщин. Средний возраст по всей выборке 42 года. Средний возраст мужчин 40 лет, средний возраст женщин 43 года. Средняя длительность травмы 21 год. С остаточным зрением 41 испытуемый, тотально слепых 61. Испытуемых с высшим образованием 15 человек остальные со средним.

В данной работе применялся метод контент-анализа автобиографической речевой продукции. Так же применялся опросник структуры характера и темперамента Клонинджера (ТС1-140) адаптированный на русской выборке [2]. Незрячим давалась инструкция рассказать о самом запомнившемся событии в их жизни. Все рассказы записывались на диктофон, а затем, транскрибировались. Далее проводился контент-анализ. Регистрировались речевые единицы: «упоминания о травме» (собственно упоминания, а также описания обстоятельств потери зрения). Испытуемые были разделены на шесть групп по критериям: наличие или отсутствие упоминания о травме; тотально слепые или с остаточным зрением; потерявшие зрение с рождения или потерявшие его в процессе жизни. Подсчет контент-категорий производился с учетом объема текстов по формуле Л. Готтшалка и Г. Глезер [1, с. 252].

На втором этапе испытуемые заполняли опросник Клонинджера.

Сравнение средних значений всех группы незрячих со средними значениями по выборке позволяют констатировать, что слепым свойственна тревожность с обостренной реакцией на социальное неодобрение. Они сентиментальны, чутки, жалостливы, не стесняются проявлять свои

эмоции на людях, легко заражаются эмоциями других людей и часто воспринимают чужие переживания как свои собственные. Им свойственно обостренное чувство единства со вселенной и всем, что ее составляет: природой, людьми; такие люди ощущают себя сопричастными и ответственными за все происходящее в мире.

В ходе эксперимента испытуемые были разделены на две группы: те, кто потерял зрение в процессии жизни и те, кто уже родился слепым. У потерявших зрение в процессе жизнедеятельности, обнаружены относительно более высокие результаты по шкале: «Целенаправленность». Испытуемые, которые не видят с рождения, показали более высокие значения по следующим шкалам: «Избегание опасности», «Тревога о будущем», «Застенчивость», «Соматопсихическая хрупкость». В то же время, не видящие с рождения, имеют заниженные значения по шкалам «Поиск нового» и «Любознательность».

Из вышесказанного предположительно можно сделать вывод, что люди, потерявшие зрение в процессии жизни, легче адаптируются к окружающей среде, нежели люди, не видящие с рождения. Не слепые с рождения более терпимы, стремятся к сотрудничеству и кооперации. У них сильнее выражены такие качества как самостоятельность, собранность, уверенность в себе. Они более активно ставят перед собой цели и с большей вероятностью добиваются их.

Ослепшие с рождения, наоборот, осторожны и предусмотрительны, тревожно-заботливы, неуверенны в себе, боязливы, полны сомнений и предчувствий, нервозны, легко падают духом, пессимистичны. Они утомляемы и ранимы, вследствие чего сильно нуждаются в одобрении и поддержке, излишне чувствительны к неодобрению и критике. Такие люди с трудом приспосабливаются к изменениям в привычном распорядке, предпочитают не выделяться и не проявлять особой активности или инициативы. Ослепшие с рождения застенчивы, недоверчивы, могут вступить в отношения с незнакомыми людьми только при наличии надежных гарантий принятия. Субъективно воспринимают себя человеком как утомляемого, слабого, хрупкого и уязвимого для негативного влияния среды.

Так же, в данной работе, производилось сравнение еще двух групп: незрячие, имеющие остаточное зрение, и незрячие, не видящие вообще -тотально слепые.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

71

У тех испытуемых, которые имеют остаточное зрение более высокие значения по шкале: «Социальная конформность».

Тотально слепые испытуемые показали более высокие значения по шкалам: «Избегание опасности», «Страх неопределенности», «Застенчивость», «Сентиментальность».

Эти две группы значительно отличаются друг от друга. Видно, что тотально слепые, в отличие от незрячих с остаточным зрением, более тревожны, менее инициативны, пассивны, с трудом приспосабливаются к новым условиям, менее уверенные в себе люди. Они застенчивы и стеснительны, с осторожностью идут на контакт с другими людьми.

Перейдем к рассмотрению личностных детерминант частоты упоминания о травме. Почему одни незрячие в своих рассказах упоминают о травме, а другие нет? Что стоит за этим феноменом? Какого его психологическое значение? Каковы психологические механизмы его реализации? Различия между группами, упоминавшими и не упоминавшими о травме, сводятся к двум шкалам измерения «Самотрансцендентности», а именно к «Самозабвению» и «Г ипертрофиро-ванной эмпатии». Именно по этим двум шкалам, значимо повышены результаты инвалидов по зрению, упоминавших о травме. Наиболее существенные различия имеются по шкале «Самозаб-венность». То есть по тяготению к расширению границ своего «Я» в ситуации поглощающей деятельности или тесных эмоциональных отношений. Повышение по шкале «Самозабвенность», скорее всего, отражает стремление человека уйти от переживаемой им травмирующей ситуации. Для рассказов характерно персистирующее упоминание о травме, по-видимому, отражающее флэшбеки, которые затем сменяются желанием погрузиться в другой предмет, например: изучение иностранных языков, музыка. Вот, например, что говорит испытуемая М.К., в рассказе которой обнаружено наибольшее количество упоминания о травме: «Со временем я стала заниматься музыкой, лепила, вязала. Я учила английский и получала какую-то радость от этого. Сейчас я изучаю французский язык». Затем следуют высказывания о том, что нужно повышать свою адаптивность, планирование деятельности, в общем, -какая-то разработка проекта новой жизни. Данный паттерн речевого поведения - стрессирую-щее воспоминание, затем уход в поглощающую

деятельность, затем формирование проекта новой жизни - весьма характерен для текстов лиц, потерявших зрение.

Таким образом, становится понятен компенсаторный механизм, связанный с самозабвением. Он позволяет понизить напряжение, дезорганизацию, вызванную стрессом и получить возможность для организации более адаптивных паттернов поведения. Затем флешбеки могут возвращаться, но и весь этот механизм может быть повторен снова. Таким образом, постепенно субъект движется в сторону преодоления пост-стрессового расстройства.

Сказанное не означает, что люди не говорящие о травме менее адаптивны. По крайней мере, их самооценка, которую мы видим из результатов опросника Клонинджера, показывает отсутствие значимых различий по «адаптивным» шкалам теста Клонинджера и даже наоборот несколько более высокие значения по этим шкалам у лиц, вообще не упоминавших о травме. Рост частоты упоминаний характеризует активность процесса формирования адаптивных паттернов поведения, а не абсолютное значение достигнутых результатов. Сформированные стратегии адаптивного поведения могу вообще не нуждаться в обсуждении для своего функционирования. То есть, наиболее адаптированные инвалиды по зрению могут вообще не говорить о своей травме, ввиду отсутствия в этом необходимости.

Таким образом нами получен обобщенный психологический портрет инвалида по зрению. Это, в основном, сентиментальные люди, не стесняющиеся проявлять свои эмоции, эмпатичны и часто воспринимают чужие переживания, как свои собственные. Им свойственно обостренное чувство единства со вселенной и всем, что ее составляет: природой, людьми.

Люди, потерявшие зрение в процессии жизни, легче адаптируются к окружающей среде, нежели люди, не видящие с рождения. У них сильнее выражены такие качества как самостоятельность, собранность, уверенность в себе. Они с большей вероятностью строят перед собой цели и добиваются их.

Тотально слепые, в отличие от незрячих с остаточным зрением, более тревожны, не инициативны, пассивны, с трудом приспосабливаются к новым условиям, неуверенные в себе люди. Они застенчивы и стеснительны, с осторожностью идут на контакт с другими людьми. Субъективно

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

воспринимают себя, как хрупкая и слабая личность. Те, у кого сохраняется остаточное зрение, обладают более низким уровнем тревожности, им присущи такие черты, как практичность и твердость, эмоционально более устойчивы.

Для тех незрячих, которые находятся в процессе преодоления стресса от потери зрения, и еще не справились с ним, свойственно в своих рассказах упоминать о своей травме. Выраженное самозабвение выступает у них в качестве компенсаторного механизма, который помогает им справиться с тяжелыми переживаниями, вызванными потерей зрения. Незрячие, которые в своих рассказах не упоминают о травме, - люди, уже прошедшие процесс адаптации и в значительной степени справившиеся с постстрессовым расстройством, вызванным потерей зрения. Результаты данного исследования могут быть учтены в реабилитационной работе со слепыми.

Библиографический список

1. Алмаев Н.А. Элементы психологической теории значения. - М.: Изд-во ИП РАН, 2006.

2. Алмаев Н.А., Островская Л.Д. Апробация краткой версии «Опросника структуры характера и темперамента Клонинжера (ТС1-140)» на русскоязычной выборке // Психологический журнал. - 2005. - №6. - С. 77-86.

3. БарашБА., ДемьяновЮ.Г., Головина Т.П., Сорокин В.М. Шалагина Т. С. Трудности в общении инвалидов по зрению и пути ихустранения. - М., 1991.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. - 2000.

5. Кондратов А.М. Проблемы социальной реабилитации слепых. - М., 1990.

6. ЛитвакА.Г. Трудности в общении инвалидов по зрению и пути их устранения. - М.

7. Силкин Л.Н. Проблемы социально-психологической реабилитации слепых. - М., 1981.

Г.А. Ильина ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Жестокое обращение с детьми и подростками - тема, которая остается актуальной во все времена, поскольку дети - самая незащищенная и уязвимая часть общества, полностью зависящая от взрослых. В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос. Российские дети, как и дети других стран, подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами межнациональных конфликтов и т.д.

Для специалистов - психологов, педагогов, клиницистов, юристов - эта тема все чаще становится предметом научных исследований. Так российским социологом Г. Силасте было выявлено, что насилие в семье - столь же обычное явление, как и насилие на улицах городов. Насильственные действия в той или иной форме совершаются в каждой четвертой «отечественной семье». Подлинным национальным бедствием стали и убийства с целью избавления от больных и немощных детей, в том числе, чтобы завладеть их имуществом [5, с. 42].

Статистика, приведенная Н.К. Асановой, свидетельствуют о том, что органы внутренних дел

ежегодно регистрируют 7-8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела. На самом деле, далеко не все жертвы обращаются за помощью в правоохранительные органы: только одна жертва из ста прибегает к помощи милиции в случае сексуальной агрессии [1, с. 39].

В России, по данным Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи, ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет систематически подвергаются избиению в семье. Более 50 тысяч ребят спасаются бегством из дома. Беглецы чаще подвергаются опасности насилия и являются более уязвимыми и психологически и физически. Общая статистика такова: мальчиков избивают в три раза чаще, чем девочек, 60% пострадавших - дошкольники и 40% - школьники. Среди зверски избитых и помещенных в стационар детей 10% погибают от травм и различных осложнений.

Виновниками плохого обращения из общего числа случаев жестокого обращения с детьми чаще всего являются родители (94,2%), из них 85% - родители родные. Родители или замещающие их лица плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные

© ГА. Ильина, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2008

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.