Научная статья на тему 'О детерминации совладающего с трудностями поведения у лиц с нарушением зрения'

О детерминации совладающего с трудностями поведения у лиц с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Екатерина Александровна, Куфтяк Елена Владимировна

Данная статья направлена на изучение факторов, детерминирующих совладающее с трудностями поведение у лиц с нарушением зрения. В статье проаначизирован характер влияния нарушения зрения на социачьное и личностное развитие индивида, а также представлены эмпирические данные по проблеме взаимосвязи выбора стилей и стратегий совпадающего поведения лиц с патологией зрения с их личностными свойствами и качествами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О детерминации совладающего с трудностями поведения у лиц с нарушением зрения»

ПСИХОЛОГИЯ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Е.А. ИВАНОВА, Е.В. КУФТЯК

О ДЕТЕРМИНАЦИИ СОВЛАДАЮЩЕГО С ТРУДНОСТЯМИ ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Данная статья направлена на изучение факторов, детерминирующих совладающее с трудностями поведение у лиц с нарушением зрения. В статье проаначизирован характер влияния нарушения зрения на социачьное и личностное развитие индивида, а также представлены эмпирические данные по проблеме взаимосвязи выбора стилей и стратегий совпадающего поведения лиц с патологией зрения с их личностными свойствами и качествами.

Нарушение зрения относится к числу негативных событий, выходящих за пределы обычного человеческого опыта, и выступающих, как стрессогенный фактор.

В обыденном, повседневном сознании нарушение зрения ассоциируется чаще всего с физической патологией органов зрения. В медицинском аспекте под нарушением зрения понимается снижение или полная утрата способности глаза воспринимать световое излучение. В основе возникновения данной патологии лежат многочисленные структурные нарушения в строении и функционировании зрительного анализатора, являющиеся следствием различных заболеваний и травм. Однако, проблема зрительной депривации не исчерпывается её медико-биологическим аспектом. Носителем нарушения зрения является человек, который переживает не биологические причины зрительной патологии, а ее психосоциальные последствия.

Полная утрата зрения или нарушение функций зрительного анализатора являются для человека одним из самых тяжелых стрессов, изменяющих его психофизиологическое состояние, влияющих на личность и поведение. Потеря зрения оказывает на индивида психотравмирующее воздействие, сила и продолжительность которого зависят от тяжести зрительного нарушения и личностных особенностей индивида, а также от причины потери зрения, динамики развития глазного заболевания, длительности зрительного нарушения, наличия сопутствующих заболеваний. Кроме того, для успешной реализации целей и задач реабилитационного процесса нужно учи-

тывать наличие дополнительных психотравмирующих факторов (внутрисемейные конфликты, бытовые конфликты с соседями, снижение или потеря социального статуса и т.д.) (И.С. Авакянс; Ю.М. Борисова, 2000).

Одним из последствий состояния зрительной депривации выступает изменение отношений человека с окружающим миром, вызывающее у него острые, болезненные эмоциональные реакции (А.Г. Литвак, 1998; В.А. Феоктистова, 1979; Л.И. Солнцева, 2005; Г.В. Никулина, 2004; В.З. -Кантор, 2004; А А. Быков, 2007; Л.С. Выготский, 1934). Практический опыт реабилитации лиц с нарушением зрения позволяет говорить о чрезвычайном разнообразии этих реакций. Многочисленные исследования в облас ти специальной психологии объясняют это разнообразие с позиции свойств и качеств личности людей со зрительной недостаточностью. Т.С. Шалагина(1991), А.Г-. Литвак (1993) утверждают, что характер реакций на зрительную депривацию, а также поведение и жизнедеятельность индивида в условиях зрительной недостаточности определяются моральноволевыми свойствами личности и интеллектом.

Проблема обусловленности взаимодействия человека с нарушенным зрением с окружающим миром его личностными особенностями была подробно изучена в исследованиях А.А. Быкова (2006,2007). По данным исследователя, наиболее значимое влияние на личностную сферу индивида с патологией зрения оказывает социальный фактор, а именно ограниченность социальных контактов. Доказано, что нарушение социальных контактов приводит к возникновению ряда откло-

©Е.А. Иванова, Е.В. Куфтяк, 2008 2 1 5

нений в личностной и мотивационно-потребно-стной сферах у лиц с нарушением зрения с различным временным периодом прибывания в состоянии зрительной депривации (слепорожденные, утратившие зрение в детском возрасте, взрос-лоослепшие). К таким отклонениям относятся: изменения в динамике потребностей, связанных с затруднениями их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; снижение способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.

Нарушение социальных контактов при отсутствии или недостаточно квалифицированном педагогическом вмешательстве может вызвать у людей с нарушенным зрением появление негативных характерологических особенностей, таких как упрямство, равнодушие к окружающим, замкнутость, нерешительность, эгоцентризм, отсутствие любознательности, внушаемость.

А.А. Быков и С.А. Гильд выделили условия, неблагоприятно влияющие на формирование у лиц с патологией зрения этих черт характера. К таким условиям относятся в равной мере как чрезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания.

Свойства и качества личности в своих проявлениях весьма многообразны. В контексте изучения обусловленности взаимодействия человека со зрительной недостаточностью с окружающим миром его личностными особенностями А.Г. -Литвак, Т.С. ШалагинаиВ.М. Сорокин(1991)сре-ди свойств и качеств личности людей с нарушением зрения особо выделили «локус контроля». Это достаточно устойчивая тенденция личности приписывать причины своего поведения и поступков внешним обстоятельствам, либо относить их на свой счет. «Локус контроля» это стремление отказываться от ответственности, либо принимать ее. В первом случае принято говорить об экстернальном типе личности, во втором об ин-тернальном.

Исследователи убеждены в том, что в структуре личности важное значение в плане предсказания поведения и реакции человека на состояние зрительной депривации имеет свойство ин-тернальности-экстернальности. В зависимости от преобладания того или иного типа могут формироваться разные стили поведения и жизнедеятель-

ности. Практика социально-психологической реабилитации лиц с нарушением зрения показывает, что интернальный и экстернальный типы требуют разной стратегии реабилитационной работы.

Важным условием оказания людям с нарушением зрения реабилитационной помощи является знание о том, каким образом лица данной категории справляются с жизненными трудностями, поэтому в качестве объекта исследовательского внимания мы избрали совладающее с трудностями поведение лиц с нарушенным зрением.

Анализ литературных источников показал, что современная тифлопсихология располагает данными о трудностях, которые испытывает человек, находящийся в условиях зрительной депривации, об особенностях личностной, мотивационно-по-требностной и эмоционально-волевой сфер людей с патологией зрения, о характере переживания лицами данной категории эмоционального стресса. Данные об особенностях совладания людьми с нарушением зрения с жизненными трудностями и его психологической детерминации в настоящий момент времени в тифлопсихологии отсутствуют. Программы социально-психологической реабилитации людей с патологией зрения не учитывают характера их взаимодействия с трудными жизненными ситуациями.

В ходе изучения особенностей совладания с жизненными трудностями у данной категории лиц мы предположили, что совладающее поведение людей с нарушенным зрением отличается своеобразием, которое проявляется в следующих аспектах:

- выбор стратегий совладания с трудностями у людей с нарушением зрения связан с преобладающим у них локусом контроля (экстерналь-ность или интернальность);

- совладающее поведение индивида с нарушенным зрением связано с его личностными особенностями.

С целью изучения особенностей совладания с жизненными трудностями у лип с нарушением зрения во взаимосвязи с их личностными качествами и локусом субъективного контроля нами проводится эмпирическое исследование, в котором на настоящий момент времени приняло участие 76 человек в возрасте от 18 до 65 лет. Выборка исследования включала в себя экспериментальную и контрольную группу испытуемых.

Экспериментальная группа (50 человек) -

люди с нарушением зрения различной степени выраженности (с различной степенью тяжести зрительного нарушения (тотально незрячие -острота зрения 0,000 %, частично видящие - острота зрения от 0,005 до 0,04 % и слабовидящие -острота зрения от 0,05 до 0,2 %) и разным временным периодом нахождения в состоянии зрительной депривации (слепорожденные, потерявшие зрение в детстве, недавно ослепшие). Социальный статус испытуемых экспериментальной группы отличался разнообразием. Среди них: студенты средних и высших учебных заведений, рабочие специализированных предприятий для незрячих, безработные.

Испытуемые контрольной группы (26 человек) - лица, потерявшие работу и находящиеся на учете в Костромской службе занятости.

Базу исследования составили: Федеральный центр реабилитации слепых г. Волоколамска Московской области, КУК библиотека-центр культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению и Костромская служба занятости населения.

На данном этапе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики: «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса, С. Фолкман (WCQ, The Ways of Coping Questionnaire, i9SS), адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой (2004); методика многомерного измерения копинга «Ко-пинг-поведениев стрессовых ситуациях» Н. С. Эн-длера, Дж. A. Паркера (CISS, Coping Inventory for Stressful Situations, І990) адаптированная Т.Л. Крюковой (2002); Методика определения уровня субъективного контроля Дж. Роттера (У СК) адаптированная Е.Ф. Бажиным, CA. Голыкиной, A.M. Эткщдом (i9S9); Личностный опросник Р. Кетге-ла І6 PF, в адаптации A.A. Руковишникова и Н.В. Соколовой (І995).

Обработка эмпирических данных осуществлялась при помощи методов математической статистики с соответствующим выбором непараметрических критериев.

На основании анализа эмпирических данных мы определили частоту выбора тех или иных стратегий совладания у испытуемых экспериментальной и контрольной группы:

Ранжирование стилей совладания по частоте выбора показало, что для испытуемых экспериментальной группы наиболее предпочитаемым является стиль проблемно-ориентированного

копинга. Достаточно часты случаи выбора людьми с нарушением зрения эмоционально-ориентированного копинга. Копинг ориентированный на избегание, а также субстили «отвлечение» и «Социальное отвлечение» испытуемые экспериментальной группы в трудных ситуациях выбирают значительно реже. Мы установили, что взаимодействие испытуемых экспериментальной группы с жизненными трудностями осуществляется посредством выбора продуктивных стратегий совладания. Наиболее часто люди со зрительной недостаточностью выбирают стратегию «самоконтроль» и стратегию «планирование решения проблемы», а также стратегии «положительная переоценка» и «поиск социальной поддержки». К сравнительно редко выбираемым людьми с нарушением зрения стратегиям совладания относятся: «дистанцирование», «конфронтация», «принятие ответственности» и «бегство-избегание». Такой вариант распределения выборов стилей и стратегий совладания в экспериментальной группе мы объясняем тем, что своеобразие трудностей, испытываемых людьми с нарушением зрения, требует от них активизации когнитивного потенциала и коммуникативной деятельности, не позволяя им избегать решения возникающих проблем, или вступать в конфликтное взаимодействие с окружающими.

Наиболее предпочитаемыми стилями совла-дающего поведения среди испытуемых контрольной группы являются проблемно-ориентированный копинг и копинг, ориентированный на избегание. Реже испытуемые контрольной группы выбирают стиль эмоционально-ориентированного копинга, а также субстили «отвлечение и «социальное отвлечение». В отличие от лиц с нарушенным зрением, люди, находящиеся в статусе безработных, часто выбирают не только конструктивные стратегии совладания (такие как «самоконтроль», «поиск социальной поддержки»), но и неконструктивные («дистанцирование», «конфронтация»). Нужно отметить, что стратегии «дистанцирование» и «конфронтация» выбираются испытуемыми контрольной группы чаще, чем стратегия «поиск социальной поддержки». Количество выборов стратегий «планирование решения проблемы», «бегство-избегание», «положительная переоценка», «принятие ответственности» меньше, чем в экспериментальной группе. Характер многих трудностей, испытываемых людьми с сохранным зрением, делает воз-

можным устранение негативного воздействия трудностей, путем их избегания, ухода от их преодоления, или решения проблемы посредством вступления в конфликт и проявления жесткого, подавляющего поведения по отношению к окружающим.

Днализируя результаты эмпирического исследования, мы установили, что между испытуемыми экспериментальной и контрольной группы существуют различия в определении уровня субъективного контроля и личностных особенностях.

Обнаружено различие в интернальности в семейных отношениях (М =4,35, М ==5,52, при р =0,05). Интернальность в сфере семейных отношений более свойственна испытуемым контрольной группы. Люди с сохранным зрением в семейных отношениях в большей степени полагаются на себя, тогда как испытуемые экспериментальной группы вынуждены во многом полагаться на своих близких. Многие моменты в семейной жизни, по мнению лиц с нарушением зрения, определяются внешними факторами, а не их поведением и деятельностью по причине ограничения их зрительных возможностей.

Выявленное нами различие по фактору «интеллект» (М =5, М =2,6, при р =0,0 І), свидетельствует о том, что показатели интеллекта у испытуемых экспериментальной группы выше, чем у испытуемых контрольной группы. Исследованиями ряда авторов (Л.И. Солнцева, 2006, A.A. Быков, 2007, В.М. Сорокин, i9S2) доказано, что люди с нарушением зрения вынуждены регулярно тренировать и активизировать познавательные процессы. Так, например, тренировка памяти необходима вследствие запоминания информации, которая не может быть воспринята зрительно в нужный момент.

Среди испытуемых экспериментальной группы существуют различия в определении уровня субъективного контроля и индивидуально-личностных особенностях по половому признаку. Между испытуемыми экспериментальной и контрольной группы наблюдается различие в интер-нальности в межличностных отношениях (U - iSi, при р =0,03). Женщины с нарушенным зрением проявляют более высокую интернальность в межличностных отношениях, по сравнению с мужчинами. В исследованиях ведущих отечественных реабшштологов (М.Н. Наумов, i9S4;

B.C. Сверлов, І965; М.С. Сорокина, І999) отмеча-

ется, что женщины с нарушенным зрением в большинстве случаев проявляют большую по сравнению с мужчинами, самостоятельность в решении возникающих проблем. Решение возникающих проблем для лиц с нарушением зрения тесно связано с характером межличностных взаимоотношений с окружающими и умением их адекватно выстраивать.

Наряду с вышерассмотренными наблюдается различие в интернальности в области здоровья (U = 172, при р =0,02). Мужчины с патологией зрения в отличие от женщин, больше уделяют внимания состоянию своего физического здоровья и полагают, что их благополучие во многом зависит от того, как они будут относиться к своему здоровью и поддерживать его. Такое поведение мужчин может быть связано с опасением усугубления состояния своей беспомощности, вызванной зрительной недостаточностью.

Различие по фактору «доминантность» (U = 136, при р =0,05), на наш взгляд, обусловлено тем, что женщина выполняет сложные социальные роли (роль матери), поэтому позволить себе уклониться или переложить свои обязанности на окружающих, она не может. В данном случае женщина вынуждена проявлять высокую доминантность, демонстрировать волевые качества личности, не позволяя своим негативным пгре-живаниям завладеть ею.

Различие по фактору «смелость» (U =123, при р =0,00) указывает на то, что данное качество у женщин экспериментальной группы проявляется выше, чем у мужчин. Мы полагаем, что в этом случае речь идет о смелости в признании факта своего нарушения как существующей реальности и готовности, несмотря на этот факт вести активный образ жизни стремиться к независимости, преодолевать жизненные трудности. Мужчины теряют жизненно значимые социальные позиции, погружаясь в свои страдания.

В контрольной группе испытуемых нами были выявлены достоверно значимые различия в выбираемых стратегиях совладания с трудностями и личностных особенностях по половому признаку.

Обнаруженное нами различие в выборе стратегии «поиск социальной поддержки» (U =9, при р =0,05) между женщинами и мужчинами обусловлено более высокой коммуникативной активностью женщин.

Также наблюдается различие по фактору «до-

минантность» (и =9, при р =0,05). Женщины контрольной группы отличаются активной жизненной позицией и выполняют ряд социальных ролей, требующих от них доминирования в межличностных и семейных отношениях. Данное различие наблюдается как в экспериментальной, так и в контрольной группе, что позволяет нам говорить об отсутствии влияния нарушения зрения на проявление у женщин этого свойства личности. Напротив, длительное взаимодействие с трудной, кризисной ситуацией может стимулировать его развитие.

Взаимосвязь локуса субъективного контроля с выбором стилей и стратегий совладающего поведения в экспериментальной группе позволяет нам определить ряд закономерностей совладаю-щего поведения людей с нарушениями зрения:

Общая интернальность испытуемых экспериментальной группы связана с выбором ими в трудных жизненных ситуациях проблемно-ори-ентированнош копинга (г =0,35, при р =0,01) и стратегии «социальное отвлечение» (г =0,29, при р =0,05). Это указывает, что при решении проблем и поиске выхода из трудной ситуации испытуемые с ярко выраженной обшей интернальностью полагаются на свои силы, когнитивный и личностный потенциал, а также ищут отвлечения в социально направленных видах деятельности. При недостаточности общей интернальности испытуемые чаще выбирают стратегию «бегство-избегание» (г =-0,42, при р =0,00).

Интернальность в области достижений у людей с нарушением зрения определяет выбор ими копинга, ориентированного на избегание (г =0,30, при р =0,04), а также стратегии «социальное отвлечение» (г =0,36, при р =0,01). Достижения лиц с нарушенным зрением в какой-либо области жизнедеятельности способствуют избеганию решения проблем в трудно доступной для них сфере.

Важным этапом обретения значимых достижений незрячими является планирование своих действий, поэтому преобладание интернальнос-ти в области достижений способствует выбору ими стратегии «планирование решения проблемы» (г =0,30, при р =0,04). Нужно отметить, что низкий уровень интернальности в области достижений у людей с нарушением зрения способствует предпочтению ими стратегии «бегство-избегание» (г =-0,38, при р =0,01). При отсутствии стремления к достижениям в какой-либо деятель-

ности индивид утрачивает стимул к преодолению трудных ситуаций.

Доминирование у лиц с патологией зрения интернальности в межличностных отношениях предопределяет выбор ими стратегии «планирование решения проблемы» (г =0,33, прир =0,02), что обусловлено желанием поддерживать с окружающими позитивные отношения и конструктивно решать с их помощью возникающие проблемы.

Недостаточная интернальность в области здоровья является причиной выбора незрячими копинга ориентированного на избегание (г =-0,28, при р =0,05) и стратегии «отвлечение» (г —0,32, при р =0,02). Преодоления трудных ситуаций, обусловленных ограничением здоровья, которые, по мнению испытуемых, решить они не смогут лучше избегать, устраняться от них.

Картина выбора испытуемыми контрольной группы стратегий совладания во взаимосвязи с преобладающим локусом субъективного контроля выглядит несколько иначе, нежели у испытуемых экспериментальной группы. Основное различие состоит в том, что выбор испытуемыми широкого круга стратегий совладания с жизненными трудностями определяется доминированием интернальности в основных сферах жизнедеятельности личности (семейные отношения, производственные отношения, межличностные отношения, здоровье, неудачи, достижения). Сходства между испытуемыми экспериментальной и контрольной группы касаются обусловленности выбора проблемно-ориентированного копинга (г =0,46, при р =0,02), (г =0,41, при р =0,04), а также стратегий «социальное отвлечение» (г =0,65, при р =0,00), (г =0,50, при р =0,01) и «планирование решения проблемы» (г =0,55, при р =0,00), (г =0,54, при р =0,00) общей интернальностью, а также интернальностью в области достижений. Тогда как у испытуемых экспериментальной группы мы отметили наличие обусловленности выбора некоторых стратегий («бегство-избегание», «отвлечение») недостаточностью интернальности в области достижений и здоровья. У испытуемых контрольной группы похожие связи отсутствуют.

Таким образом, выбор людьми с нарушением зрения стилей и стратегий совладания действительно связан с преобладающим у них локусом контроля.

Наличие высокого уровня общей интерналь-ности, интернальности в межличностных отно-

шениях и интернальности в области достижений определяет выбор следующих стилей и стратегий: проблемно-ориентированный копинг, планирование решения проблемы, социальное отвлечение. Тогда как недостаточность общей интерналь-ности, а также интернальности в области достижений и интернальности в области здоровья является базовым условием для выбора незрячими таких стратегий как: бегство-избегание, отвлечение.

Картину взаимосвязи совладающего с трудностями поведения с личностными особенностями у лиц со зрительной недостаточностью составляют следующие закономерности.

Преобладание в структуре личности незрячих фактора «теплота» является условием, определяющим выбор ими следующих стратегий совладания с жизненными трудностями: «поиск социальной поддержки» (г =0,47, при р =0,00), «социальное отвлечение» (г =0,29, при р =0,04), «планирование решения проблемы» (г =0,33, прир =0,02). «Социальное отвлечение», «поиск социальной поддержки» и «планирование решения проблемы» представляют собой стратегии, направленные на преодоление трудных жизненных ситуаций посредством межличностного взаимодействия с окружающими, что особенно актуально для лиц со зрительной депривацией, которым часто бывает необходимо полунить поддержку/помощь. Теплота во взаимоотношениях с окружающими способствует наиболее частому выбору вышеперечисленных стратегий совладания.

Недостаточность фактора «сила я» приводит к выбору незрячими в трудных ситуациях эмоционально-ориентированного копинга (г =-0,67, при р =0,00), а также стратегии «бегство-избегание» (г =-0,33, при р =0,02). Стремление избежать преодоления трудной ситуации выступает показателем психологической слабости личности. Сила «я» определяется нами как предиктор совладающего поведения у лиц с нарушением зрения.

Фактор «импульсивность» предопределяет выбор людьми со зрительной недостаточностью копинга, ориентированного на избегание (г =0,36, прир =0,01), стратегий «отвлечение» (г =0,30, при р =0,04) и «социальное отвлечение» (г =0,41, при р =0,00), «поиск социальной поддержки» (г =0,42, при р =0,00). Для незрячего первичная реакция на трудную ситуацию может быть сформулирована следующим образом: «Эту проблему я сам решить не смогу», Взаимодействие с трудной

ситуацией происходит либо в направлении избегания, устранения от решения проблемы с сопутствующим поиском способа отвлечения от негативных переживаний, либо в направлении поиска социальной поддержки от окружающих, которые могут взять на себя активную деятельность по решению данной проблемы.

Фактор «смелость» способствует осуществлению незрячими в трудных ситуациях поиска социальной поддержки (г =0,30, прир =0,04). В свою очередь, уход людей с нарушением зрения в негативно окрашенные эмоциональные переживания, стремление замкнуться в себе, погрузиться в свою боль и страдания свидетельствует о недостаточности у них смелости для конструктивного сопротивления трудной ситуации, они не могут найти в себе внутренних сил и решительности для совладания с жизненными трудностями.

Фактор «подозрительность» у испытуемых экспериментальной группы имеет двустороннюю разнонаправленную связь со стилями совладания. Подозрительность у незрячих связана с выбором в трудных ситуациях проблемно-ориентированного (г =0,30, при р =0,04) и эмоционально-ориентированного копинга (г =0,33, при р =0,02), что обусловлено обоснованным пониманием опасности, исходящей от окружающих в связи с невозможностью визуального контроля их действий и поведения.

Мятежность выступает предиктором выбора испытуемыми экспериментальной группы таких стратегий совладания как «принятие ответственности» (г =-0,38, при р =0,01) и «положительная переоценка» (г =-0,30, прир =0,04). Выбор незрячими данных стратегий наблюдается только при недостаточной выраженности этого личностного качества.

Таким образом, выбор людьми с нарушением зрения стратегий совладающего поведения действительно связан с личностными особенностями. Среди личностных особенностей, обусловливающих выбор незрячими стилей и стратегий совладания мы можем выделить следующие: теплота, импульсивность, смелость, мятежность, сила«я».

Среди личностных особенностей испытуемых контрольной группы, определяющих выбор ими таких стилей и стратегий совладания, как копинг, ориентированный на избегание (г =0,41, при р =0,04), стратегия «положительная переоценка» (г

=0,60, при р =0,00) и стратегия «социальное отвлечение» (г =0,43, при р =0,03) присутствуют доминантность, проницательность и эмоциональная сензитивность.

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что свойства и качества личности людей с нарушением зрения и преобладающий у них тип локуса субъективного контроля выступают факторами, детерминирующими совладаю-щее с трудностями поведение лиц данной категории.

Библиографический список

1. Быков А.А. Стрессменеджмент: методическое пособие. -М.: РГБС, 2006. - 64 с.

2. Быков А.А. Социально-психологическая реабилитация инвалидов по зрению (преодоление посттравматического синдрома у недавно ослепших): методическое пособие. - М.: РГБС, 2000.-56 с.

3. Быков А.А. Коррекция негативных психологических установок инвалидов по зрению: методические рекомендации. -М.: РГБС, 2007. - 84 с.

4. Диагностика и коррекция неадекватных установок на инвалидность и отношение к дефекту у слепых: методические рекомендации. / под ред. А.Г. Литвака. - Волоколамск, 1992. - 56 с.

5. Кантор В. 3. Педагогическая реабилитация

и стиль жизни слепых и слабовидящих: учебнометодическое пособие.-СПб., 2004.- 108 с.

6. Литвак А.Г. Эмоциональные состояния ослепших. // Диагностика развития и коррекция сенсорной сферы у лиц с нарушением зрения: матер, междун. научно-пед. конф. / под ред. Е.М. Папиной.-М.: Логос, 1997.-С. 87-89.

7. Никулина Г. В. Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению в условиях реабилитационного процесса: учеб.-метод, пособие. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.-142 с.

8. Никулина Г. В., Никулина И. Н. Развитие самооценки в условиях зрительной недостаточности: Монографическое исследование. - СПб.:

РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. -15 8 с.

9. Психологическая коррекция установок на инвалидность у ослепших: методические рекомендации для реабилитологов / под ред. А.Г. Литвака. -Волоколамск, 1992.-42 с.

10. Учебные программы по социально-психологической реабилитации взрослых инвалидов по зрению / под ред. В. А. Феоктистовой. - СПб.: Медико-социальный центр реабилитации инвалидов по зрению, 2000. - 48 с.

11. Феоктистова В.А. Преодоление психологических конфликтов // Наша жизнь. -1979. - №

9.-С. 7-11.

12. Шалагина Т. С. Состояние душевного кризиса // Наша жизнь. -1979. - № 9. - С. 40-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.