Научная статья на тему 'Общие основы семейной акмеологии'

Общие основы семейной акмеологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
208
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / СЕМЕЙНАЯ АКМЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ACMAEOLOGY / FAMILY ACMAEOLOGY / SOCIAL HEALTH / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толстов Сергей Николаевич, Шмелева Елена Александровна, Зобнина Татьяна Венеровна

В статье рассмотрены вопросы семейной акмеологии как раздела акмеологического знания, изучающего проблемы формирования здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толстов Сергей Николаевич, Шмелева Елена Александровна, Зобнина Татьяна Венеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family acmaeology general bases

Questions of family acmaeology as the chapter of acmaeological knowledge studying healthy lifestyle formation problems are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Общие основы семейной акмеологии»

фективность их деятельности. Результаты данного исследования могут оказаться полезны для дальнейшего научного изучения проблем социокультурного сервиса, а также для проведения маркетинговых исследований субъектами социально-культурной сферы с учетом гендерного фактора.

Библиографический список

1. Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2003. - 123 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

3. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб: Прайм-Еврознак, 2007. - 318 с.

4. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. - Калининград: Ка-линингр. ун-т, 1999. - 309 с.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2004. - 352 с.

7. Материальное положение и стиль жизни российского среднего класса, осень 2007. Туризм и отдых: Исследование агентства Quans Research [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.4p.ru/main/research/131805/ (дата обращения 17.03.2011).

8. Мезенцева Е.Б. Теоретические подходы к гендерной экономике // Теория и методология гендерных исследований. - М.: МЦГИ, МВШСЭН, МФФ, 2001. - С. 109-163.

9. Назарова И.Б. Ценности и ценностные установки студенческой молодежи: гендерный аспект // Интернет-конференция «Дети и молодежь» (1.03.-4.04.2010 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/text/33373130/ (дата обращения 18.03.2011).

10. «Портрет» российского туриста по данным социологического опроса // Служба континентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.s-cont.ru/node/2496 (дата обращения 17.03.2011).

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 720 с.

УДК 614

Толстов Сергей Николаевич

доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор,

Шмелева Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент,

Зобнина Татьяна Венеровна

кандидат психологических наук, доцент Шуйский государственный педагогический университет

sgpu@sspu.ru

ОБЩИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ АКМЕОЛОГИИ

В статье рассмотрены вопросы семейной акмеологии как раздела акмеологического знания, изучающего проблемы формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: акмеология, семейная акмеология, социальное здоровье, профессионализм.

В настоящее время в исследовании проблем формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) сформировались философско-социологические, медико-гигиенические и психолого-педагогические направления (Н.А. Евстратова, 1997; Н.К. Иванова, 2000). Одним из междисциплинарных направлений исследований данной проблемы является семейная акмеология.

Акмеология - наука, изучающая проблемы личностно-профессионального развития, достижения вершин профессиональной деятельности. Внутри ее сформировались инженерная, педаго-

гическая, медицинская, коррекционная и т.д. акмеология.

Семейная акмеология изучает акмеологичес-кие условия и факторы формирования и развития психо-физиологического, духовно-нравственного и социального здоровья и долголетия. Исходя из формулировки Всемирной организации здравоохранения, которая определяет здоровье как «.. .состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», социальное здоровье можно понимать как состояние социального благополучия.

© Толстов С.Н., Шмелева Е.А., Зобнина Т.В., 2011

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

145

Рис. 1. Влияние образования на образ жизни и здоровье обучающихся

В научных публикациях данная категория пока не нашла полного отражения. С одной стороны, социальное здоровье рассматривается как здоровье общества (Г.С. Никифоров, 2003), с другой, существует категория социального здоровья индивида, включающая степень овладения человеком социальным опытом, готовность к ответственной деятельности и участию в общественных отношениях (Л.А. Байкова, 2007). Если несколько углубиться в это определение, можно указать, что здоровье - это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение индивидом социальных функций (Т.Н. Горбец, О.И. Жданов, М.Ф. Секач, В. А. Хра-пик, А.А. Деркач, 2005). Созвучным является

взгляд на здоровье академика РАМН Ю.П. Лисицына, который указывает, что здоровье представляет единство биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему быть полноценным членом семьи и общества. Несомненно, социальное здоровье индивида неразрывно связано с другими уровнями здоровья: физическим, психическим, психологическим, нравственным. Поэтому при рассмотрении проблемы формирования социального здоровья одним из ведущих подходов является биопсихосоциальный, учитывающий достаточную условность перехода от биологического уровня здоровья к психологическому, а от него к социальному (В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, Б.Ф. Ломов, Дж. Энгель).

146

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

Таблица1

Сфера педагогического и медицинского влияния на формирование здоровья

Г руппы факторов, формирующих здоровье Сфера медицинского воздействия Сфера педагогического воздействия

Поведенческие Непосредственное влияние через пропаганду ЗОЖ Непосредственное влияние путем воспитания культуры здоровья, достижения валеологической грамотности, формирования мотивации на ЗОЖ

Социальные Опосредованное влияние на качество жизни через повышение уровня медицинского обслуживания, улучшение здоровья, повышение работоспособности и роста социальной успешности Непосредственное влияние через использование здоровьесберегающих технологий и создание здоровьесберегающей среды. Опосредованное влияние через воспитание социальной резистентности, обучение основам безопасной жизнедеятельности

Биологические Непосредственное путем профилактики генетических заболеваний Опосредованное, через специальные знания об организме, наследственности, конституции (биология)

Медицинские Непосредственное, через медикопрофилактическое обслуживание Опосредованное, через воспитание культуры потребления медицинских услуг

Экологиче ские Опосредованное влияние через мониторинг здоровья, анализ заболеваемости, изучение влияния экологических факторов на здоровье Опосредованное влияние через экологическое воспитание, специальные знания о среде обитания, о правилах поведения в среде (экология, гигиена, ОБЖ, физика и т.д.)

Исходя из вышесказанного, социальное здоровье понимается нами как многоуровневое явление, включающее индивидуальную и общественную составляющие и отражающее возможности отдельного человека и определенных групп населения эффективно выполнять продуктивную здоровьесохраняющую работу.

В связи с этим, понятие о профессионализме специалиста должно трактоваться с учетом современных требований к деятельности по охране социального здоровья региона. Профессионализм специалиста понимается нами как единство готовности личности и готовности деятельности. Профессионализм личности, в русле разрабатываемой нами проблемы включает, в том числе, и культуру здоровья специалиста. Профессионализм деятельности содержит профессиональноважные качества, обеспечивающие эффективную деятельность в сфере охраны социального здоровья региона.

Семейная акмеология изучает медицинские, социальные, психологические воздействия на

процесс формирования ЗОЖ. Для выделения доли влияния педагогического процесса на состояние здоровья необходимо учитывать четкое разграничение сферы здравотворческого влияния педагогики и медицины, закономерностей формирования здоровья в системе образования. Пример подобного разграничения представлен в таблице 1. В русле данной тематики анализу подлежит взаимосвязанная триада: акмеологические условия и факторы, образ жизни, и здоровье. Здоровьесберегающие образовательные технологии здесь являются производным звеном, через которое осуществляется прямое и косвенное влияние акмеологических условий и факторов на образ жизни и здоровье (рис. 1).

Библиографический список

1. Толстов С.Н., Карасева Т.В. Акмеология социального здоровья и ресурсов человека: Учебник-альбом. - М., 2011. - 136 с.

2. Толстов С.Н. Акмеология медицины. - М., 2011. - 97 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.