Научная статья на тему 'Методологические принципы акмеологического подхода к психологической подготовке студентов педагогического университета'

Методологические принципы акмеологического подхода к психологической подготовке студентов педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1291
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / АКМЕОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ACMEOLOGY / EDUCATIONAL WORK / PROFESSIONAL TRAINING / CREATIVITY / PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Галина Михайловна, Зобнина Татьяна Венеровна

Рассматриваются возможности применения акмеологического подхода к психологической подготовке студентов-педагогов. Цель предложенного подхода целостная организация процесса их психологической подготовки и формирование у будущих педагогов психологических предпосылок самореализации в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological principles of the acmeological approach to psychological training of pedagogical university students

The possibilities of acmeologic approach implementation for psychological training of the students future pedagogues are under consideration. The purpose of the proposed approach is a holistic organization of their psychological preparation and formation among future teachers the psychological prerequisites to self-actualization in professional activities.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы акмеологического подхода к психологической подготовке студентов педагогического университета»

школьников 7-17 лет с разными типами телосложения : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Левушкин С.П. - М., 2005. - 48 с.

7. Леонтьева, Т.Н. На уроках в сельской малокомплектной школе / Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников // Физическая культура в школе. - 1998. - № 3. - С. 23-29.

8. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений : руководство для работников системы образования / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М. : Вариант, 2005. - 584 с. : ил. - (В помощь образовательному учреждению : «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»).

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

УДК 159.9.01; 159.9:001.8

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Галина Михайловна Бирюкова, доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор,

Северо-Западная академия государственной службы, Санкт-Петербург,

Татьяна Венеровна Зобнина, кандидат психологических наук, доцент, Шуйский государственный педагогический университет

Аннотация

Рассматриваются возможности применения акмеологического подхода к психологической подготовке студентов-педагогов. Цель предложенного подхода - целостная организация процесса их психологической подготовки и формирование у будущих педагогов психологических предпосылок самореализации в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психология, акмеология, педагогическая деятельность, профессиональное обучение, творчество, профессиональная самореализация

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF THE ACMEOLOGICAL APPROACH TO PSYCHOLOGICAL TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Galina Mihajlovna Birjukova, the doctor of philosophical science, candidate of psychological sciences, professor,

Northwest Academy of State Service,

St.-Petersburg,

Tatyana Venerovna Zobnina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

Shuisky State Pedagogical University

Annotation

The possibilities of acmeologic approach implementation for psychological training of the students - future pedagogues are under consideration. The purpose of the proposed approach is a holistic organization of their psychological preparation and formation among future teachers the psychological prerequisites to self-actualization in professional activities.

Keywords: psychology, acmeology, educational work, professional training, creativity, professional self-actualization.

Известно, что основной целью в деятельности любого образовательного учреждения лежит такая организация учебно-воспитательного процесса, которая в наибольшей степени способствовала бы личностно-профессиональному развитию человека.

Поскольку период обучения в вузе является важным этапом на пути профессионального развития человека, представляется возможным использовать понятие «ак-меологический подход» в образовании, предполагающий моделирование и развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной культуры человека и направленный на развитие внутреннего потенциала, высших достижений примени-

тельно к сфере профессионального образования. С нашей точки зрения, в данном случае это понятие отражает ориентацию процесса профессиональной подготовки на формирование у студентов предпосылок достижения своей вершины в предстоящей профессиональной деятельности. Чтобы очертить круг психологических предпосылок профессиональной самореализации применительно к тому или иному виду деятельности, необходимо построить ее модель-описание, спроецировать эту модель на структуру психических качеств человека, выделить те из них, которые в наибольшей мере соответствуют требованиям данного вида деятельности. Ориентация на развитие этих свойств у студентов и создание условий для их формирования, включая отбор и организацию содержания учебного материала, выбор форм и методов работы со студентами составляет сущность акмеологического подхода к их профессиональной подготовке.

Важной частью системы образования студентов педагогического университета является их психологическая подготовка. Сущность акмеологического подхода к психологической подготовке студентов-педагогов можно определить как задачу «формирования и закрепления в самосознании студента востребованную необходимость в самопознании, саморазвитии и самореализации» [2], что неизбежно приведет к актуализации личностного и профессионального Я.

Психологические предпосылки достижения профессионализма в сфере педагогической деятельности, выделяемые с учетом ее специфики, представляют собой совокупность психических качеств, обусловливающих возможность освоения педагогической профессии и дальнейшего самосовершенствования в ней. К ним правомерно отнести профессиональную мотивацию, психологические компоненты операционной сферы педагогической деятельности (профессионально необходимые знания, самосознание), креативные качества личности.

Система принципов, положенных в основу акмеологического подхода к психологической подготовке студентов-педагогов, включает в себяі

- принципы исследования эффективной педагогической деятельности и ее субъекта (детерминизма, взаимодействия и развития, комплексности, системности),

- принципы развития человека на пути к достижению профессионализма (субъекта и субъектности, активности, моделирования, рефлексивности, принцип перевода потенциального в актуальное, принцип оптимальности, принцип формирования позитивной Я-концепции личности).

В применении этих принципов мы видим возможность формирования у студентов качеств, которые помогут им осуществлять в будущем поэтапное движение к высоким показателям в профессиональной деятельности.

Ознакомление студентов с принципом детерминизма, раскрывающим причинно-следственную связь явлений, и принципом взаимодействия и развития, получившим свое выражение в фундаментальной концепции эволюции, позволит им опираться на них в профессиональной деятельности при организации и проведении исследовательской работы, анализе и интерпретации полученных данных. Данные принципы были положены нами в основу исследований, проведенных со студентами-педагогами.

Методологический принцип комплексности направлен «на интеграцию знания о различных качествах, свойствах и состояниях человека и различных систем, в которых он осуществляет свою жизнедеятельность» [2]. Учет данного принципа в психологической подготовке студентов предполагает их ознакомление с основными характеристиками комплексного исследования, с сущностью комплексного подхода к изучению человека как индивида, субъекта деятельности, личности разработанного Б.Г. Ананьевым и его сотрудниками. Реализация этого принципа в рамках нашего исследования предусматривала также выявление влияния психолого-акмеологической подготовки на динамику развития разных сфер психики студентові мотивационной сферы, психологических компонентов операционной сферы педагогической деятельности, их творческих способностей.

Опираясь на принцип системности, близкий, по сути, к принципу комплексности и выражающий системность научного знания, мы раскрываем его сущность в содержании учебного материала, а также учитываем данный принцип при организации учебного материала, отражающей генезис психического и процесса его познания. Исходя из этого, мы анализируем психические процессы, состояния и свойства личности в связи друг с другом, в их физиологических детерминантах, в контексте воздействий социальной среды. Выделяя в психическом развитии человека три плана: биологический, возрастной, культурно-исторический, - системный подход мы применяем при анализе филогенеза, онтогенеза психики. Учитывая специфику сферы образования, на системный подход мы опираемся при анализе ее функционирования, рассматривая при этом в качестве основного фактора развития психики включение человека в систему непрерывного образования. Опора на данный принцип развивает системное мышление студентов - необходимое условие реализации системного подхода в предстоящей профессиональной деятельности, поиска новых путей развития системы образования и создания авторской системы деятельности. Системный принцип был положен нами и в основу организации опытно-экспериментальной работы со студентами.

Принцип субъекта и субъектности, обозначаемый нередко в последние годы как основополагающий для акмеологии, базируется на идеях С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся в потребности и способности человека к самосовершенствованию. Идея субъектности связана с объективной закономерностью развития психики, заключающейся в том, что движущей силой этого развития является собственная активность человека. Данная идея широко разрабатывается современной психологической наукой, являясь в последние десятилетия опорной для психологии личности. Так, В.А. Петровский рассматривает субъектность как конституирующую характеристику личности, оперируя понятиями «виртуальной субъектности», соотносимой с зарождением в человеке личностного, и «отраженной субъектности» как идеальной представленности одного человека в другом. Идея «отраженной субъектности» важна для педагогической психологии, акмеологии, так как преподаватель своими знаниями, опытом «отражает» себя в них, внося вклад в формирование предпосылок достижения ими своей «вершины» в жизни.

Правомерность опоры на принцип активности личности, производный от принципа субъекта и субъектности и являющийся одним из принципов психологической теории деятельности, обусловлена рассмотрением активности как качества субъекта-деятеля, позволяющего прогнозировать будущее и управлять своим поведением на пути к намеченной цели. Необходимость учета активности студентов вытекает из ведущего принципа отечественной психологической науки - принципа единства сознания и деятельности.

Реализация принципа активности в работе со студентами предполагает стимулирование их сил в решении встающих перед ними задач, содействие проявлению ими инициативы, развитию чувства долга и ответственности, формированию у них своей жизненной позиции. Во многом активизация деятельности студентов достигается посредством применения активных методов обучения. В том случае, если студентам присуща высокая активность, можно говорить об установлении между ними и преподавателем субъектно-субъектных отношений. Принимая во внимание наметившуюся в последние годы тенденцию перехода от обучения к учению, опора на принцип активности в подготовке студентов представляется нам правомерной и целесообразной.

Принцип перевода потенциального в актуальное предполагает содействие развитию внутренних ресурсов студентов, определяющих их возможности, как актуально используемых, так и тех, которые могут быть востребованы в будущем. Реализации данного принципа способствует выполнению студентами заданий, находящихся в зоне их ближайшего развития, раскрывающих вполне достижимые ими перспективы развития (научно-исследовательские задания, проблемные задачи, разбор ситуаций из практики педагогической деятельности, дискуссии и др.). Данный принцип предусматрива-

ет также ориентацию будущих педагогов на последующее развитие своего потенциала, т.е. влияние на их мотивационную сферу как движущую силу самореализации личности. Принцип перевода потенциального в актуальное тесно связан с принципом оптимальности, заключающимся в создании благоприятных (оптимальных) условий для формирования у студентов профессионально важных качеств личности.

Основанием для опоры на принцип рефлексивности в работе с будущими учителями является рассмотрение высокого уровня развития самосознания педагога как условия его успешной трудовой деятельности. Этот принцип тесно связан с идеями психологов-гуманистов о том, что самосознание обнаруживает подлинное Я человека, способствует самоактуализации, помогает разрешению личных проблем, избавлению от психологических травм, открывает новые жизненные горизонты. Реализуется данный принцип посредством:

- содействия осознанию студентами значимости рефлексии для труда педагога; ознакомления их с приемами самопознания, с разными трактовками и аспектами исследования рефлексии;

- ориентации студентов на самопознание в процессе обучения в вузе и за его пределами; выполнения тренинговых, игровых упражнений, а также ряда разработанных нами заданий на рефлексию учебных действий, познавательных психических процессов.

Наряду с этим мы используем схему самоанализа личности, составленную нами в соответствии с параметрами Я-концепции, представленными в шкалах семантического дифференциала.

Рассматривая Я-концепцию личности как интерпсихический и интрапсихиче-ский феномен, а, также принимая во внимание, выявленное в ряде исследований влияние особенностей Я-концепции педагога на характер его взаимодействия с учащимися и на эффективность его деятельности в целом, мы считаем целесообразным опираться в работе со студентами-педагогами на принцип формирования позитивной Я-концепции личности. Этот принцип находит свое выражение в том, что психолого-акмеологическая подготовка дает развернутое представление о Я-концепции, обозначает ее роль в самореализации личности, формирует установку на самопринятие. Позитивная Я-концепция формируется при положительном подкреплении как самом общем условии создания ситуаций успеха. Этому может содействовать любой преподаватель, способный и стремящийся к эффективному педагогическому общению, которое всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности. Положительно оценивая себя, студенты смогут не только лучше учиться, но и успешнее выполнять профессиональную деятельность, способствуя формированию позитивной Я-концепции у их будущих воспитанников.

Развитию у студентов способности к прогнозированию как особо важного для педагогической деятельности качества, а также обеспечению преемственности вузовской подготовки студентов и их будущей профессиональной деятельности содействует опора на принцип моделирования. В соответствии с деятельностным подходом формирование у студентов профессионально необходимых качеств предусматривает создание в ходе обучения ситуаций, воспроизводящих в моделируемой форме ее отдельные фрагменты. Разрешение возникающего при этом противоречия между требованиями, предъявляемыми осваиваемой профессией, и наличным уровнем их знаний и умений правомерно рассматривать как движущую силу развития студентов. Данный принцип реализуется и при ознакомлении студентов с моделями педагогической деятельности разных уровней продуктивности, сравнение которых помогает им сформировать свой образ-цель, направляющий их движение по пути освоения профессии.

Опора на принцип моделирования сближает акмеологический подход со знаково-контекстным подходом к обучению в вузе [3], предусматривающим формирование профессиональных знаний и умений через предметную профессиональную деятельность, ее имитацию, разбор ситуаций, т.е. через предметную и социальную активность

студентов. Принцип моделирования тесно связан с принципом целевого детерминизма (одного из базисных принципов гуманистической психологии, предполагающего изучение личности в аспекте ее ориентаций на будущее).

Учитывая современный перелом в развитии общества, представляется возможным включить в число принципов «развивающей помощи» и принципы ментальности, компенсации, конструктивной роли неудач.

Принцип ментальности означает содействие сохранению в структуре терминальных ценностей студентов высокой значимости таких ценностей, как познание, продуктивная жизнь, развитие, творчество, уверенность в себе. Данный принцип реализуется посредством убеждения студентов в том, что эти ценности дают наибольшее ощущение полноты и полезности жизни, чувство удовлетворенности ею.

Принцип компенсации состоит в замещении блокированных внешними обстоятельствами путей и способов самореализации иными способами, доступными и приемлемыми для человека, в формировании у него новых целей для сохранения надежд на будущее, поиска дополнительных возможностей для осуществления своих намерений, поддержания потребности в самоактуализации на высоком уровне.

Сущность принципа конструктивной роли неудач, связанного с представлением о развитии как многонаправленном изменении объекта, включающем процессы роста (приобретения) и упадка (потерь), состоит в том, что осознание неудачи и извлечение из нее уроков может и должно становиться предпосылкой личностного роста человека, а не возникновения патологических и социально неприемлемых форм поведения. Для этого важно рассматривать неудачи не как непреодолимые кризисные ситуации в жизни, но и видеть в них возможность приобретения нового опыта, мобилизации конструктивных сил человека.

В реализации вышеотмеченных принципов мы видим возможность формирования у студентов качеств, которые помогут им осуществлять в будущем поэтапное движение к высоким показателям в профессиональной деятельности. Их формирование основывается на сформулированном Л.С.Выготским положении о ведущей роли обучения в развитии психики, на понятии зоны ближайшего развития. Данные принципы определяют методологию разработки системы психолого-акмеологической подготовки студентов, распространяющейся преимущественно на область аудиторной работы с ними. Они дополняют общие дидактические принципы, находя свое отражение в целях, содержании, формах, методах работы со студентами и подчеркивая их активную позицию как субъектов учебной деятельности, обусловливая установление между ними и преподавателями субъектно-субъектных отношений.

Реализация названных принципов предусматривает соответствующую организацию всех блоков процесса подготовки студентов: целевого, содержательного, процессуального, контрольно-регулирующего.

В качестве главных целей психолого-акмеологической подготовки студентов мы выделяем следующие:

- приобретение студентами знаний о функционировании и развитии психики;

- повышение уровня информированности студентов в области психологии профессионализма;

- выработку у студентов акмеологической установки на устойчивое саморазвитие в жизни;

- укрепление позитивного отношения к избранной профессии, к себе и окружающим людям;

- формирование у студентов-педагогов творческого отношения к труду, развитие их творческих способностей;

- повышение уровня рефлексивной культуры студентов;

- формирование у студентов желания и умения нацеливать их будущих воспитанников на достижение вершин в созидательной деятельности.

Целевой блок системы психолого-акмеологической подготовки будущих педа-

гогов предполагает ориентацию студентов на достижение высоких результатов в учебной, а затем в профессиональной деятельности, на непрерывное самосовершенствование в жизни, привнося тем самым новое качество целей в их психологическую подготовку.

Важным аспектом содержательного блока психолого-акмеологической подготовки студентов, формируемого для реализации поставленных целей и отражающего современное состояние этих областей научного знания, является расширение знаний о сущности, детерминантах, стратегиях достижения акме, об уровнях продуктивности педагогической деятельности. Определяя категорию «акме» как высший уровень развития человека в жизни и рассматривая ее в качестве системообразующей категории психолого-акмеологического знания, к акмеологической тематике мы относим многогранную проблему прогрессивной и гуманистической самореализации личности; вопросы профессионализма и профессионализации личности; проблематику творчества; вопросы самопознания и саморазвития личности.

По мнению ряда исследователей, наиболее тесной является связь акмеологии с психологией развития и психологией личности. Исходя из того, что основная сфера самореализации взрослого человека - его трудовая деятельность, мы видим возможности установления связи профессиональной акмеологии с теми отраслями психологии, которые изучают особенности психики и поведения людей в разных видах профессиональной деятельности.

Возрастающая с годами ответственность, самостоятельность личности, а также обусловленность достижений взрослого человека «историей» его развития в предыдущие годы жизни, в частности, характером тех микроакме, на которые он поднимался раньше, делает правомерным включение акмеологической тематики в содержание курса возрастной психологии. Это предусматривает наряду с характеристикой особенностей психического развития в детском, подростковом, юношеском возрасте, составляющей основное содержание психологической подготовки будущих педагогов по данному курсу, также и анализ особенностей функционирования психики в период взрослости.

Достаточно тесной нам представляется связь педагогической психологии и ак-меологии образования (педагогической акмеологии). Развитие акмеологических идей в процессе преподавания педагогической психологии предполагает раскрытие сущности акмеологического подхода к исследованию педагогической деятельности и личности педагога. Этот подход, теоретически и экспериментально обоснованный Н.В. Кузьминой, заключается в выявлении особенностей эффективной педагогической деятельности (результаты которой в значительной мере обусловливают достижения учащихся в жизни), в характеристике уровней продуктивности педагогической деятельности, в анализе динамики профессионального развития педагога.

Широкое место в системе профессиональных знаний педагога принадлежит социально-психологическим знаниям. Синтез социальной психологии и акмеологии, в основе которого лежит многоплановая проблема влияния социума на самореализацию личности, содействует расширенному освещению вопроса о системе факторов и условий профессионального развития личности, включая в их число субъективнообъективные факторы (социальное окружение человека).

Активизация умственной деятельности студентов как важнейшее условие эффективности усвоения учебного материала достигается в значительной мере посредством создания на занятиях проблемных ситуаций. В соответствии с правилами управления процессом усвоения знаний в проблемной ситуации мы предлагаем студентам ряд вопросов-заданий, при поиске ответа на которые они открывают для себя что-то новое. Это позволит студентам использовать свои знания при анализе сходных явлений и в широком диапазоне условий действия.

Исходя из того, что любые методы, приводящие к положительным изменениям в личности, способствуют её развитию, к активным методам обучения мы относим и

методы саморазвития личности. Учитывая связь самопонимания и саморазвития личности, в их числе мы используем методы самопознания. Также анализируем внутренние механизмы стилеобразования, методы самовоспитания, приемы саморегуляции, соотносимой с уровнем развития личности. Совершенствование у студентов умений самоорганизации наряду с контролем и оценкой деятельности составляет сущность контрольно-регулирующего блока подготовки будущих педагогов.

Учитывая зависимость достижений человека от его способностей и условий развития, следовательно, невозможность сформировать у всех студентов профессионально важные качества личности на одинаково высоком уровне, мы говорим преимущественно об их индивидуальной ресурсной успешности, сопоставимой с социально значимыми достижениями. Очевидно, что реализация формируемых предпосылок будет зависеть и от условий жизни и от деятельности выпускников вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанова, Е.И. Психология взрослых - основа акмеологии / Е.И. Степанова. - СПб. : Изд-во СПб АА, 1995. - 168 с.

2. Деркач, А.А. Акмеология : учеб. пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. -СПб. : Питер, 2003. - 256 с.

3. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход : метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа , 1991. - 207 с.

4. Кузьмина, Н.В. Предмет акмеологии / Н.В. Кузьмина. - СПб. : Политехника, 2002. - 189 с.

5. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 2008. - 126 с.

Контактная информация: my-internet@mail.ru

УДК 796.07; 796.034.2

УПРАВЛЕНИЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕМ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Татьяна Вадимовна Волосникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обсуждается проблема повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольном учреждении за счет грамотно организованной системы управления этим процессом. Система управления оздоровлением дошкольников рассматривается как совокупность многоуровневых, сложных подсистем: обеспечивающей, научной, управляющей и управляемой.

Ключевые слова: дошкольное учреждение, оздоровление детей, система управления.

AGEMENT OF CHILDREN'S HEALTH IMPROVEMENT IN PRESCHOOL

INSTITUTION

Tatyana Vadimovna Volosnikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Herzen State Pedagogical University of Russia,

St.-Petersburg

Annotation

The problem of health improving work efficiency in preschool institution at the expense of competently organized control system of this process is discussed in the article. The health improvement management system for preschool children is considered as a set of multilevel, difficult subsystems: providing, scientific, operating and operated.

Keywords: preschool institution, health improvement of children, control system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.