3. БодалевА.А., ВасинаН.В. Познание человека человеком. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
4. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - № 1. - С. 71-80.
5. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 2. -С. 95-106.
6. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. - Пермь, 2005. - 190 с.
7. Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 65-71.
8. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995. - 215 с.
9. Кукосян О. Г. Профессия и познание. - Ростов-на-Дону: Изд. Рост. ун-та. 1981. - 157с.
10. Метод контент-анализа в психологических исследованиях: учеб.-метод. пособие / под ред.
О.И. Кильченко. - Пермь, 2007. - 113 с.
11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2003. -С. 157-198.
12. ЧупасоваМ.К. Место качественных методов в анализе социальных представлений // Социально-психологические исследования: Сб. науч. трудов. - Тверь, 2002. - С. 27-34.
УДК 316.64
Катунова Валерия Валерьевна
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
katunova@mail.ru
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
В статье представлены результаты исследования гендерных аспектов социальных установок личности в сфере туризма. В рамках структурного подхода к анализу социальных установок представлены культурно обусловленные различия в мужской и женской группах респондентов.
Ключевые слова: социальная установка, гендер, туризм, туристская деятельность.
Туризм как один из вариантов человеческой активности возможно изучать с различных методологических позиций. В настоящее время туризм как деятельность представлен в следующих областях социального знания:
- в экономической (в русле потребностно-де-ятельностного подхода);
- в реабилитационной (с точки организации процесса восстановления и развития физических, психических, эмоциональных, интеллектуальных сил человека);
- в антропоэкологической (с упором на среду как арену туристской деятельности человека);
- в социальной (туризм как общественное движение).
В частности, в психологии туризм определяется как вид досуговой деятельности, связанный с перемещением людей в оздоровительных, познавательных, деловых или иных целях [1]. Туризм взаимодействует с досуговой деятельностью и отдыхом, так как сочетает в себе такие виды деятельности, как расширение познания и восстановление сил. Тем не менее, рекреация не может быть исчерпана субъектно-деятельностным подходом,
туризм же, напротив, адекватно и полно может быть описан в методологических координатах деятельности, включая ее структуру [6; 11]. Одна из центральных позиций в структуре деятельности принадлежит социальным установкам, именно поэтому в фокусе представляемого эмпирического исследования находятся социальные установки различных социальных групп в области туризма.
Социальные установки обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения [2; 4; 5 и др.]. Они являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Так, социальные установки личности в области туризма отражают индивидуальные и культурно-обусловленные особенности личности, которые находят свое отражение в туристской деятельности. Согласно трехкомпонентной структурной модели М. Смита [2], этот конструкт включает когнитивный (содержащий представление о социальном объекте), аффективный (отражающий эмоционально-оценочное отноше-
142
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Катунова В.В., 2011
ние к объекту) и конативный (выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) уровни. Расширенная модель Ф. Зимбардо и М. Ляйппе предполагает дополнительно включение таких компонентов, как ценностная диспозиция и предшествующее поведение личности [5].
Поскольку социальные установки непосредственно связаны с системой ценности личности, при планировании представляемого пилотного исследования, посвященного туристской деятельности городских и сельских жителей, мы предположили, что обнаружим существенные различия, сравнивая социальные установки групп мужчин и женщин, обусловленные гендерной социализацией.
В исследовании, проведенном в апреле-июне 2010 г., приняли участие 160 жителей Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В качестве основного инструмента использовалась анкета (выявление характеристик респондента, его опыта участия в туризме и предпочтений в этой сфере и т. д.). Далее были отобраны 139 анкет двух групп (женщин и мужчин) так, чтобы группы имели сходные внутренние распределения социально-демографических характеристик респондентов (табл. 1).
В ходе анализа полученных данных выявлено, что представители обеих групп являются активными потребителями всех форм туризма: в общей сложности ими произведено 350 выборов различных форм туризма. Общую осведомленность о различных туристических направлениях обе группы респондентов показали на еще более высоком уровне (602 общих выбора в вопросе осведомленности о различных видах туризма).
Учитывая, что поведенческая составляющая социальной установки представляется не только непосредственным поведением (реальными, осуществленными действиями), но и интенциями (намерениями, ожиданиями, планами) [5], возможности для ее анализа в гендерном аспекте представляются гораздо более широкими. При гендерном анализе показаний респондентов, которые возможно соотнести с конативным компонентом социальной установки, выявлены следующие тенденции. При выборе места отдыха и мужчины, и женщины отмечают большую степень доверия рекомендациям знакомых людей, чем личному опыту и рекомендациям компетентных лиц (туристическим агентам) (выбор женщин - в 53,4% случаев, мужчин - в 68,2%); выявленный уровень внешнего доверия мужчин при этом выше. Женщины показывают большую склонность доверия своим предпочтениям и желаниям (в 35,6% случаев, мужчины - в 18,2%). При этом в планировании отпуска женщины более склонны к внешней ориентации - на мнение других, чем мужчины, или, как можно предположить, менее заинтересованы в получении соци-ально-одобряемой оценки своего поведения и своих суждений. Внешняя ориентированность социальных установок индивидуальной деятельности женщин и направленность деятельности на поддержание социальной интеграции во многом подтверждается более масштабными исследованиями [8; 9]. Примечательно, что при заполнении анкет мужчины в 1,7 раза чаще женщин вносили в них собственноручные записи и пояснения, в 1,3 раза чаще заполняли графы «иной выбор».
Рекреационная деятельность мужчин предполагает большую активность территориального
Таблица1
Основные социально-демографические характеристики респондентов опроса (п=139, 2010 г.)
Социально-демографический параметр Относительные характеристики групп (по умолчанию - в % от числа членов группы)
Мужчины Женщины
Число респондентов 66 чел. 73 чел.
Средний возраст 29,3 лет 28,5 лет
С высшим образованием 43,8% 62,1%
С незаконченным высшим образованием 37,0% 24,2%
Со средним образованием 19,2% 13,6%
Состоят в браке 34,8% 45,2%
Не состоят в браке 65,2% 54,8%
Средний объем семьи 2,9 чел. 2,8 чел.
Городские жители 97,0% 98,6%
Сельские жители 3,0% 1,4%
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
143
плана. Поездки за границу на время отдыха осуществляют 39,4% мужчин, и лишь 20,5% женщин. Согласно общероссийским тенденциям, мужчины действительно чаще выезжают за границу [10]. Занятие активными видами туризма показано 72,7% мужчин и 45,2% женщин. Во время туристических путешествий мужчины чаще предпочитают активные средства передвижения - велосипед, пешие прогулки и походы (в 22,7% случаев, женщины - только в 12,3%). Мы можем предположить существование взаимосвязи индивидуальной территориальной и физической активности с некоторыми культурно-ценностными аспектами социальных установок, но эта гипотеза требует более широкого исследования. Социально-поведенческий аспект туристской деятельности, обусловленный совместным проведением отдыха и направленностью рекреационной деятельности на общение - с друзьями, родственниками, близкими также имеет ряд дифференциаций. Женщины в большей степени отмечают свои предпочтения в отдыхе совместно с членами семьи (49,3%, мужчины - 13,6%), мужчины - в компании друзей (50,0%, женщины - 26,0%).
В данном исследовании когнитивный компонент социальных установок может быть определен через осведомленность респондентов о различных туристических направлениях и через познавательную направленность их деятельности (знакомство с достижениями культуры, науки и техники, другими культурами, посещение исторических мест и т.д.). Анализ уровня осведомленности представителей обеих групп в области туризма выявил его высокую дифференцирован-ность - мужчинами сделано 166 выборов известных им видов туризма, женщинами - в 1,8 раза больше. При этом мужчины показали, что на 24,3% чаще, чем женщины, удовлетворяют свои рекреационные потребности через посещение объектов культурно-познавательной направленности (архитектурных сооружений, музеев, галерей и т.д.).
Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. С позиций этого компонента были оценены стремление к получению новых эмоций и фактор комфорта условий реализации туристской деятельности. Установлено, что по фактору комфорта в дороге и уровня финансовых затрат на путешествия данных группы не имеют значимых различий, но значительно
различаются по предпочтениям уровня индивидуального удобства места проживания. Преимущественная часть мужской группы (83,3%) для реализации рекреационных потребностей выбирает удобства эконом-класса (отели 2-3 звезды, жилье знакомых, родственников и т.д.), большая часть группы женщин (72,6%) - съемное жилье и отели уровня 4-5 звезд. Анализ ответов респондентов выявил также тенденцию относительно большего стремления мужчин к получению новых впечатлений (77,2% выборов, у женщин -49,3%) и романтическим приключениям (25,8% выборов, у женщин - 5,4%) в процессе туристской деятельности. Для женщин же более характерны выборы эмоционально-насыщенной деятельности, связанной с паломничеством, посещением религиозных мест, святынь (32,8%, для женщин - 21,2%).
В целом, в соотношении выборов целей туризма у группы мужчин относительно более выражены когнитивный, экологический компоненты, а также эмоциональный компонент, связанный с получением новых ощущений, испытанием приключений, эмоциональной разрядкой. У группы женщин относительно более развиты рекреационный и социальный аспекты туристской деятельности. При этом для обеих групп наблюдается превалирование выборов рекреационных, познавательных и увеселительных целей, что в значительной степени отражает основные общероссийские тенденции характеристик туристского поведения [7; 10].
Таким образом, проведенное исследование указывает на наличие гендерных аспектов в системе социальных установок личности в сфере туризма. Полученные данные во многом подтверждают более широкое структурное наполнение понятия социальной установки, предложенное Ф. Зимбардо и М. Ляйппе [5], на примере туристской деятельности, так как на планировании и организацию данной деятельности, выбор формы ее реализации во многом влияет полученный индивидуальный опыт личности и социальная обусловленность.
Совокупность социальных установок личности - это своеобразная программа ее поведения в ходе организации и реализации туристской деятельности. Учет их гендерных различий предполагает более точно направленную в социокультурном плане работу институтов и субъектов в сфере туризма, и, соответственно, большую эф-
144
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
фективность их деятельности. Результаты данного исследования могут оказаться полезны для дальнейшего научного изучения проблем социокультурного сервиса, а также для проведения маркетинговых исследований субъектами социально-культурной сферы с учетом гендерного фактора.
Библиографический список
1. Акимова Л.А. Социология досуга. - М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2003. - 123 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб: Прайм-Еврознак, 2007. - 318 с.
4. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. - Калининград: Ка-линингр. ун-т, 1999. - 309 с.
5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2004. - 352 с.
7. Материальное положение и стиль жизни российского среднего класса, осень 2007. Туризм и отдых: Исследование агентства Quans Research [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.4p.ru/main/research/131805/ (дата обращения 17.03.2011).
8. Мезенцева Е.Б. Теоретические подходы к гендерной экономике II Теория и методология гендерных исследований. - М. : МЦГИ, МВШСЭН, МФФ, 2001. - С. 109—1б3.
9. Назарова И.Б. Ценности и ценностные установки студенческой молодежи: гендерный аспект II Интернет-конференция «Дети и молодежь» (1.03.—4.04.2010 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:IIecsocman.edu.ru/textI33373130I (дата обращения 18.03.2011).
10. «Портрет» российского туриста по данным социологического опроса II Служба континентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.s-cont.ru/node/249б (дата обращения 17.03.2011).
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 720 с.
УДК 614
Толстов Сергей Николаевич
доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор,
Шмелева Елена Александровна
кандидат педагогических наук, доцент,
Зобнина Татьяна Венеровна
кандидат психологических наук, доцент Шуйский государственный педагогический университет
sgpu@sspu.ru
ОБЩИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ АКМЕОЛОГИИ
В статье рассмотрены вопросы семейной акмеологии как раздела акмеологического знания, изучающего проблемы формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова: акмеология, семейная акмеология, социальное здоровье, профессионализм.
В настоящее время в исследовании проблем формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) сформировались философско-социологические, медико-гигиенические и психолого-педагогические направления (Н.А. Евстратова, 1997; Н.К. Иванова, 2000). Одним из междисциплинарных направлений исследований данной проблемы является семейная акмеология.
Акмеология - наука, изучающая проблемы личностно-профессионального развития, достижения вершин профессиональной деятельности. Внутри ее сформировались инженерная, педаго-
гическая, медицинская, коррекционная и т.д. акмеология.
Семейная акмеология изучает акмеологичес-кие условия и факторы формирования и развития психо-физиологического, духовно-нравственного и социального здоровья и долголетия. Исходя из формулировки Всемирной организации здравоохранения, которая определяет здоровье как «.. .состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», социальное здоровье можно понимать как состояние социального благополучия.
© Толстов С.Н., Шмелева Е.А., Зобнина Т.В., 2011
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
145