Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университет им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науеи, 2&0Ф, №У 4 (16), с. 93-9&
УДК 316.3
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
© 2009 г. И.Б. Кузнецова-Моренко, П.О. Ермолаева
Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан
[email protected] [email protected]
Поступила в редакцию 07.09.2009
Представлены результаты социологического исследования внутреннего и въездного туризма в Республике Татарстан (РТ), проведенного в рамках разработки программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2008-2010 гг.»: анализ установок населения на туризм, оценок качества развития туризма и мер по повышению туристической привлекательности Республики Татарстан, исследование заинтересованности и потребности населения в осуществлении туристических поездок на территории РТ, рекомендации по развитию внутреннего туризма в РТ.
Ключевые слова: туристический сервис, продукт туризма, туристический комплекс, внутренний туризм, внешний туризм, рынок туристических услуг, туристические объекты.
Туризм является одним из крупнейших, высокодоходных и динамично развивающихся социальных институтов современного мира. Во многих странах он превратился в одну из ведущих отраслей экономики, являясь надежным источником пополнения бюджета.
Несмотря на высокий туристско-рекреаци-онный потенциал, Российская Федерация занимает на мировом рынке далеко не лидирующую позицию. На ее долю приходится всего лишь около одного процента мирового туристического потока [1]. Вместе с тем последние данные Всемирной Торговой Организации демонстрируют положительные тенденции развития российского рынка туристических услуг: прогнозируется, что к 2010 году Россия займет девятое место в мире по приему иностранных туристов (29.5 миллиона человек), что позволит создать дополнительно 1.6 миллиона рабочих мест и увеличить ежегодный доход государства на 36.9 миллиарда долларов [2, с. 8].
Важнейшей особенностью российского института туризма является резкое повышение требований потребителя туристических услуг как к качеству, так и к ассортименту туристического продукта. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе (повышение благосостояния, качества жизни, мобильности населения), а также структурные изменения в потребительских и досуговых практиках в сочетании с процессами возрождения этнической самобытности позволяют говорить о формировании принципиально иной конфигурации российского туристического рынка. Одной из его
характерных особенностей является укрепление позиций и развитие туристического сектора в регионах путем создания комплексных целевых программ как способа стратегического планирования туристической отрасли.
Примером внедрения такого рода проектов выступает республиканская целевая программа «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2008-2010 гг.», направленная на создание «современного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего права граждан на отдых, удовлетворение их потребностей в разнообразных и качественных туристических услугах» [3]. Можно справедливо утверждать, что через осуществление данной программы проявляется попытка государства в институционализации и легитимизации туристической сферы путем интеграции ее в социально-политическую систему общества и решения комплекса правовых, экономических и социокультурных задач [4, с. 28].
С целью выявления путей решения вышеперечисленных проблем, а также решения целого корпуса других задач, направленных на усиление туристической привлекательности Республики Татарстан, авторами статьи было проведено комплексное социологическое исследование осенью 2007 года. Цель исследования заключалась в анализе общественного мнения населения РТ и отдельных целевых групп (представители туриндустрии, рекламного и игорного бизнеса, приезжих) о современном состоянии сферы внутреннего туризма и перспективах его развития. Для исследования мнения населения РТ применялась квотная репрезентативная вы-
Санаторно-курортный Пляжно-экскурсионный Круизный Пляжный Экскурсионный Спортивный Охотничий и рыболовный Экологический Этнический Образовательный Другой
10
15
20
25
Рис. 1. Какой вид отдыха кажется Вам наиболее привлекательным?, %.
борка объемом 1600 единиц. Кроме этого было проведено 15 экспертных интервью с представителями управляющего и среднего звена крупнейших туристических компаний г. Казани; 12 экспертных интервью с представителями управляющего и среднего звена крупнейших рекламных компаний города; фокус-группа с представителями игорного бизнеса республики; массовый опрос (118 человек) приехавших в г. Казань туристов1.
В качестве методологической базы исследования применялась традиция структурного-функционализма, в рамках которой туризм может быть рассмотрен как экономический институт и институт миграционной рекреации. При изучении мотивации совершения туристических поездок, факторов повышения туристической привлекательности региона применялся феноменологический подход, делающий акцент на понимании действий и оценочных суждений субъектов, на достижении взаимопонимания между представителями различных социальных сил.
Приведем отдельные результаты данного исследования - анализ установок населения на туризм, оценки качества развития туризма и мер по повышению туристической привлекательности Республики Татарстан, исследование заинтересованности и потребности населения в осуществлении туристических поездок на территории РТ.
Лидером массовых предпочтений в рейтинге привлекательности видов туризма для населения республики стал санаторно-курортный ту-
ризм (20%) (см. рис. 1). Далее, по мере убывания приоритетности, расположились пляжно-экскурсионный (15%), круизный (14%), пляжный (13%), экскурсионный (10%) виды проведения отдыха. Объединяющим фактором для всех вышеперечисленных видов туризма выступает социально-демографический портрет потребителей туристических услуг: ими являются женщины среднего возраста со средним специальным образованием и наличием семьи и детей. Лишь в случае с экскурсионным туризмом доминируют лица с высшим образованием, что, очевидно, является следствием иного содержания самого отдыха, предъявляющего более высокие требования к интеллектуальному и культурному уровню отдыхающих. Можно сделать предположение, что в обозримом будущем привлекательность экскурсионных туров для массового потребителя туристических услуг будет только возрастать. Появление новых структурных образцов проведения свободного времени выдвигает на авансцену в процессе потребления досуговых практик не столько эстетическое наслаждение, сколько процесс получения новой информации.
В современном урбанизированном мире все более рельефно выражается потребность людей проводить свой отпуск на природе, в экологически чистых местах. Следуя этой логике, можно отметить следующую тенденцию: жители крупных городов республики (Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск) чаще других отдают предпочтение экологическому туризму. Важно создать все необходимые условия для
0
5
поддержания данной мотивации: строить и оборудовать специальные зоны для занятия экологическим туризмом, устанавливать партнерские отношения с охраняемыми зонами.
Установки населения на поведение в турист-ско-рекреационной сфере были изучены нами через оценку респондентами своего прошлого опыта проведения отпуска и ориентаций на будущее. По результатам исследования, свой прошлогодний отпуск абсолютное большинство (каждый второй житель республики) провело в месте своего постоянного проживания; каждый седьмой - в других уголках России и в других городах и населенных пунктах Татарстана. Предпочтения населения относительно проведения отпуска на Родине переносятся и на будущий отпуск. Так, каждый пятый татарстанец предпочитает провести свой будущий отпуск в месте своего постоянного проживания, в республике Татарстан. Вместе с тем примерно столько же опрошенных хотели посетить другие места и уголки России, в частности Кавказ, Краснодарский край (24%), Санкт-Петербург, Карелию, Кижи (18%), Дальний Восток, в том числе озеро Байкал (13%), Москву, города Золотого кольца (10%). Путешествие в страны Европы и страны Ближнего зарубежья отметил лишь каждый восьмой опрошенный.
Столь устойчивую ориентацию населения на проведение отдыха в пределах Республики Татарстан можно объяснить как богатым природ-но-рекреационным потенциалом региона (33,5% респондентов ответили, что в РТ много красивых и интересных мест, хорошие курорты), отсутствием материальной возможности отдыха за пределами республики (22%), физиологическими причинами («возраст и здоровье не позволяют далеко уехать», 12%), отсутствием языкового барьера (12%), так и социально-психологическими мотивами - поддержание родственных и дружеских связей (15.5%), привычка, комфорт (2%). В то же время лишь 5.5% опрошенных отметили, что они остаются на отдых в Татарстане в связи с наличием хороших курортов. Значительная доля респондентов, проводящих отпуск в Татарстане, не пользуется услугами курортов, а отдыхает на дачах и «дикарями».
Что касается материального аспекта, то, несмотря на демократизацию «индустрии впечатлений», повышение ее доступности для разных слоев населения, все же можно наблюдать существенные классовые различия не только в склонности отдельных лиц по сравнению с другими к совершению поездок, но и в выборе мест отдыха, продолжительности поездок, мотива-
ции, стиля путешествия и в глубинных культурных образцах туристических практик [5, с. 373-392]. В этой связи туризм выступает важным маркером социального статуса в современном обществе. «Не выезжать» - то же самое, что не иметь машины или дома. Путешествовать сегодня становится своего рода хорошим тоном среднего класса. Наряду с профессиональной деятельностью, путешествия становятся важнейшей сферой личностной самореализации человека [6, с. 97]. Если следовать данной логике и учитывать, что характер и регулярность совершения туристических поездок выступает одним из ключевых классифицирующих признаков зачисления индивидов в определенные социальные слои, можно утверждать, что средний класс России находится в зачаточном состоянии.
Одним из возможных решений проблемы развития внутреннего туризма может выступать принципиально иная туристическая стратегия регионов, направленная не на доставку населения к местам туристического показа, а к приближению (по мере возможности) туристических объектов к местам непосредственного расселения людей [6].
С целью более глубокого изучения поведенческих практик потребителей туристических услуг в общей группе населения мы выделили группу так называемых активных потребителей туристического продукта. Критерием отбора являлась частота совершения населением туристических поездок за год. Другими словами, активные потребители - это лица, совершающие туристические поездки как минимум один раз в год. По результатам нашего исследования, в структуре населения в процентном отношении их численность составляет 42%.
Основной целью совершения туристической поездки для подавляющего числа респондентов из данной целевой группы является отдых (47%). На втором месте находится гостевая цель визита - посещение родственников, друзей (12%), 9% респондентов путешествуют с познавательной и развлекательной целями.
Показательно, что более трети респондентов затруднились оценить качество развития туризма в республике, поскольку им не приходилось с ним сталкиваться. Положительные оценки удовлетворенности качеством развития туризма в республике (36%) лишь незначительно превышают отрицательные (28%). Таким образом, ситуацию с развитием туристической отрасли в Республике Татарстан сложно назвать успешной. Среди основных проблем, мешающих развитию туристической отрасли в республике,
населением были отмечены следующие: плохая транспортная инфраструктура, нехватка гостиниц и гостиничных номеров эконом-класса, недостаток информации о привлекательных туристических зонах и объектах РТ, низкое качество услуг, отсутствие информационных щитов в городе. Несмотря на то, что набор узловых проблем туристической отрасли РТ имеет свою, республиканскую, особенность и варьируется в зависимости от региона, такой показатель, как «неудовлетворительное сопровождение населения информацией в сфере туризма» имеет устойчивую преемственность с данными других исследований, проведенных в разных регионах РФ.
Проблема информационного вакуума, который существует в сфере информированности потребителей об имеющихся в республике привлекательных туристических зонах и туристических услугах, была неоднократно озвучена представителями туриндустрии: «...молодежь, по нашим опросам, совершенно не знает ничего, что есть в республике Татарстан. Не рассматривает Татарстан как вариант, где можно отдохнуть, хотя для этого сейчас очень большой ресурс, и многие города республики готовы откликнуться, готовы принять молодежь, а молодежь об этом просто не знает. Не только молодежь». «Хотелось бы поехать на прекрасную
экскурсию. Может быть, они есть, просто мы об этом не знаем.» (из интервью с руководителями и менеджерами казанских турагенств).
Среди мер, которые будут способствовать повышению эффективности функционирования туризма, населением, в первую очередь, были отмечены меры, связанные с совершенствованием материальной базы туризма: необходимость строительства гостиниц эконом-класса (41%), развитие дорожной инфраструктуры (28%), благоустройства туристских зон (21%), создание новых точек быстрого и недорого питания (22%). Вместе с тем повышение квалификации обслуживающего персонала (30%), создание единого туристско-информационного центра (23%), государственного органа, занимающегося развитием туризма (16%) также были признаны населением важными для повышения эффективности республиканского туризма.
Исследование в районном разрезе свидетельствует, что степень информированности населения относительно туристических мест на территории РТ напрямую зависит от степени географической близости или удаленности места
их постоянного проживания от туристического объекта. В этом отношении жители г. Казани лучше всего знают объекты туристического показа, расположенные на территории или в окрестностях города. Например, Казанский Кремль известен 93.1% респондентов, озеро Глубокое -87.1% респондентов и т.д. Аналогичные выводы справедливы и для других районов.
Кроме того, известность туристических маршрутов РТ среди населения зависит от успешности позиционирования места туристического показа и, соответственно, узнаваемости его бренда на туристическом рынке. Подтверждение тому - большая доля опрошенных по всем районам, хорошо знающих Казанский Кремль и Раифский монастырь. Подобные выводы справедливы для вопроса о местах фактического отдыха респондентов. Чем ближе расположен туристический объект к географическому пространству проживания респондентов, тем большая доля респондентов его посещала и тем меньшая доля респондентов желает его посетить в будущем.
Важной находкой исследования было то, что большая часть населения не связывает памятники стариныг и природные объекты с понятием туризма. Так, отвечая на вопрос «В каких местах Вам уже удалось побывать?», гораздо больший процент респондентов признался в знании этих объектов. Так, Кремль посетили 90.8% опрошенных, Раифский монастырь -73.1% и так далее (отметили же, что знают Кремль, всего 73.7%). Особенно ярко эта ситуация проявляется в знании мест природного туризма. Так, например, в Волжско-Камском заповеднике побывало около одной трети опрошенных, но отметили, что знают это как туристический объект только около одной десятой. Таким образом, можно предположить, что понятие «туристические маршруты» не связывается населением с посещением данных мест. Путешествия, как правило, организуются самостоятельно.
Как можно заметить по данным опроса, наибольшую известность у населения имеют объекты культурно-исторического значения. Заповедники, парки, озера также могут стать полноценными объектами внутреннего туризма. Значимые новые спортивно-культурные сооружения (ипподром, Ледовый дворец, Баскет-холл) могут привлечь в ближайшем будущем потенциально большое количество туристов со всей республики. Для этого необходимо создавать специальные комплексные туры, включающие в себя разнообразие туристических объектов как Казани, так и республики в целом.
Турист выступает своего рода коллекционером впечатлений, поэтому важно таким образом позиционировать потенциальные объекты туризма, чтобы они могли привлечь внимание представителей разных категорий населения. Туристический объект, даже самый небольшой, должен быть связан с комплексом сувенирной продукции, кафе и дополнительных впечатлений, которые может получить турист, например, от театрализованного действия, хэппэнин-га, детского шоу, музыкального представления и т.п. При непосредственном посещении туристических достопримечательностей происходит своего рода проверка на аутентичность, подлинность данных объектов; сопоставление с их первичным социально сконструированным восприятием, ретранслируемым через разные коммуникативные каналы. Важно, чтобы эти подлинные знаки были правдивыми в историческом и научном смысле. Для туриста важно не только увидеть знак, но также и проникнуть в некоторые внутренние особенности. Однако в подлинные переживания туриста входит не только взаимодействие с отметками-символами, но и участие в коллективном ритуале [7].
Исследование выявило, что регулярно проводит свои отпуска в Республике Татарстан большая часть населения. За последние три года треть респондентов не выезжала за пределы республики в период отпуска. Каждый пятый житель Татарстана предпочитает проводить отпуск за пределами республики.
Респонденты, выезжающие за пределы Татарстана в дни отпусков, - это в большей части потребители зарубежных туров и любители пляжного отдыха на российском побережье Черного моря. Так, 39.8% выезжают, чтобы «посмотреть другие города, страны», «посмотреть жизнь других народов» (15.2%). Для десятой доли респондентов, не остающихся на отпуск в Татарстане, главным мотивом покинуть республику на время отдыха выступает отсутствие в Татарстане хорошего сервиса (10.3%).
При наличии возможностей (семейных, материальных, здоровья) потенциальное число выезжающих за пределы Татарстана на период отпусков может значительно увеличиться. Так, более трети респондентов (35.8%) отметили, что хотели бы выехать, 27.8% затруднились с ответом. Однозначный отказ выразили 36.4% населения.
Большая часть «претендентов» на выездной туризм объясняет свои мотивы желанием «посмотреть другие города и страны» (63%), «посмотреть жизнь других народов» (9%). 14.4% хотели посетить друзей и родственников, про-
живающих за пределами РТ. 3.3% опрошенных заявили, что в других регионах и странах дешевле отдых, 4.1% привлекает более качественный сервис.
Итак, наиболее популярными занятиями та-тарстанцев по выходным являются домашние дела и выезды на природу. В рейтинге привлекательности видов проведения отпуска для населения лидерами выступают санаторно-курортный туризм, пляжно-экскурсионный туризм и круизные туры. Регулярно проводят свои отпуска в Республике Татарстан 67.4% респондентов. За последние три года не выезжала за пределы республики в период отпуска треть опрошенных. Исторический и «природный» туризм внутри республики имеют практически равное количество сторонников среди населения РТ. Наименьший интерес у населения республики вызывают фольклорно-этногра-фические и экологические туры. Наиболее предпочтительными объектами при планировании будущих туристических поездок по РТ для населения являются остров Свияжск, Булгары и Голубое озеро.
Можно дать следующие рекомендации для повышения эффективности развития республиканского института туризма и соответствия республиканской туристической отрасли мировым стандартам гостеприимства: (1) благоустройство инфраструктуры и основных мест туристского показа; (2) строительство гостиниц эконом-класса, рассчитанных на привлечение и удержание основных потребителей туристических услуг - туристов со средним размером дохода; (3) повышение информированности о туристическом продукте республики как на внутреннем рынке, так и на мировой арене путем проведения систематических рекламно-информационных кампаний, создания обновленного Интернет-сайта и единого туристско-инфор-мационного центра; (4) усиление ориентации туристических услуг республики на демонстрацию этноконфессионального колорита Татарстана; (5) создание условий для развития предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; (6) развитие новых направлений/видов туризма (например, «туры выходного дня»). В отличие от других отраслей экономики туризм ориентирован на долговременные выгоды, увеличение которых напрямую зависит от качества и содержания отношений между потребителями и производителями туристических услуг.
Примечания
1. Исследование проводилось по заказу Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Результаты исследования были включены в разработку программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2008-2010 гг.».
Список литературы
1. Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 года. URL: http://www.travelexpo. ru/concp_rt.htm (дата обращения: 20.02.08).
2. Республиканская целевая программа «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2008-
2010 гг.». ЦПЭИ АН РТ. Казань, 2007.
3. «О программе развития туризма в Республике Татарстан на 2005-2010 гг.». URL: www. tatminmolsport.ru/index.php?cat=t (дата обращения: 20.02.08).
4. Cohen E. The Sociology of Tourism: approaches, issues, and findings // Annual Review of Sociology. 1988. 10.
5. Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Society. London: Sage Publication, 2002.
6. Зелетдинова Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы // Социологические
SOCIOLOGICAL ASPECTS OF REGIONAL TOURISM DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
I.B. Kuznetsova-Morenko, P.O. Ermolaeva
The article addresses the results of the sociological survey of the domestic and inbound tourism in the Republic of Tatarstan which was conducted under the development of the program «Development of the tourism industry in the Republic of Tatarstan for 2008-2010 years». The findings contain an analysis of the population's attitudes on tourism, an evaluation of the quality of tourism development, an interest and demand in performing tours on the territory of the Republic of Tatarstan; suggest actions on the enhancement of the tourism attractiveness of the Republic of Tatarstan and the recommendations on domestic tourism development are given.
Keywords: tourist services, tourist product, tourist complex, domestic tourism, inbound tourism, tourist market, places of tourist demonstration.
исследования. 2005. № 11. С. 96-105.
7. Джафари Д. Феноменология туризма. URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2000n8/p23-26.htm (дата обращения: 20.02.08).