Научная статья на тему 'Анализ и динамика показателей развития туристической отрасли на примере Республики Татарстан'

Анализ и динамика показателей развития туристической отрасли на примере Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
914
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / TOURISM INDUSTRY / ДИНАМИКА ТУРПОТОКА / DYNAMICS OF TOURIST FLOW / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / TOURISM PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердникова О.А., Иванов С.Е.

В данной статье приводятся данные и показатели развития туристической отрасли в Республике Татарстан за 2005 2013 гг. Описаны основные тенденции в сфере туризма и факторы, влияющие на ее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and dynamic of tourism development indices on the experience of the Republic of Tatarstan

This article presents data of the development of tourism in the Republic of Tatarstan from 2005 till 2013, the main trends in the tourism industry and the factors infl uencing on its development.

Текст научной работы на тему «Анализ и динамика показателей развития туристической отрасли на примере Республики Татарстан»

БП

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

Анализ и динамика показателей развития туристической отрасли

на примере Республики Татарстан

О.А. БЕРДНИКОВА,

доцент кафедры экономики труда, ученый секретарь Ученого совета Института социальных и гуманитарных знаний (г. Казань), к.э.н. (oberdnikova@mail.rul

В статье приводятся данные и показатели развития туристической отрасли в Республике Татарстан за 2005-2013 гг. Описаны основные тенденции в сфере туризма и факторы, влияющие на ее развитие.

За последние 20 лет туристическая отрасль сделала качественный скачок. В настоящее время на сферу туризма приходится каждое седьмое рабочее место. Количество путешествующих в мире многократно увеличивается из года в год. Этому способствуют социально-экономические и политические изменения в ряде стран. Туризм стал культурной потребностью многих слоев населения.

Современные тенденции в развитии туризма

За последнее время в туризме можно наблюдать несколько основных тенденций. Туристические маршруты распространяются все шире и на все новые страны. Меняются маршруты и внутри стран. Если раньше туристы посещали в основном крупные города и столицы государств, то сейчас они стремятся шире познакомиться со страной, узнать ее национальные особенности и колорит, изучить местные традиции, посмотреть, как живут люди в провинции, в маленьких городах и деревнях.

С.Е. ИВАНОВ,

председатель

Государственного Комитета по туризму Республики Татарстан (s.ivanov@tatar.ru)

Analysis and dynamic of tourism development indices on the experience of the Republic of Tatarstan

This article presents data of the development of tourism in the Republic of Tatarstan from 2005 till 2013, the main trends in the tourism industry and the factors influencing on its development.

Наблюдается существенный рост самостоятельного туризма на фоне бурного развития информационных технологий и активного вовлечения населения в этот процесс. Большинство перевозчиков, отельеров, рестораторов представлены во всемирной сети. Все более простые программные продукты предлагаются для освоения потребителям. Использование Интернета позволяет не только самостоятельно выбрать туристический маршрут, ознакомится с рекомендациями и отзывами других путешественников, но и забронировать или оплатить услуги. Эта тенденция особенно характерна для развитых стран. Российские производители товаров, услуг и туристы также начинают использовать всемирную сеть, однако пока не так активно.

Рост событийного туризма. Если раньше туризм реализовывал в основном культурно-познавательную функцию, то теперь к ней добавилась развлекательная составляющая. Множество туристов едут из одной страны в другую ради какого-то события. Это может быть

зз □□в

ВВЕЗ

33

3

Ключевые слова:

туристическая отрасль, динамика турпотока, туристический продукт.

3 Ч

33

33

в

Key words::

tourism industry, dynamics of tourist flow, tourism product.

№ 1 • 2015 век КАЧЕСТВА

73

п Ч нн Ч.

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ВЕВ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

пп н

Олимпиада, чемпионат, футбольный матч суперлиги, период цветения сакуры, карнавал, национальный праздник или концерт. Люди желают лично присутствовать при интересных событиях. Вот почему важно идентифицировать и продвигать то или иное национальное или государственное событие, вокруг которого можно развивать событийный туризм.

Сокращение средней продолжительности поездок связано с ускорением ритма жизни населения планеты. Огромный поток и доступность информации, высокая мобильность, развитие транспорта, удешевление перевозок - все это ведет к появлению новых возможностей для путешествий. Люди стараются путешествовать не раз в год в течение месяца, а несколько раз, но меньшими сроками. Все более актуальными становятся поездки на выходные, туры выходного дня. В России эта тенденция особенно ярко выражена, так как, во-первых, работодатели предпочитают не отпускать своих сотрудников на долгое время, а во-вторых - у людей появилось больше возможностей для путешествий как заграницей, так и по России.

Выбор альтернативных вариантов транспорта и размещения. Для перевозки туристов используются все виды транспорта: авиа-, железнодорожный транспорт, автобусные туры и автомобильный туризм. Увеличению туристического потока способствует развитие авиаперевозок в дешевом ценовом сегменте (low cost). Особенно это актуально для развивающихся стран (Бразилии, Китая, России). Наряду с традиционными видами существует речной туризм, океанские круизы, велотуризм и др. Для размещения туристы используют как стандартные гостиницы и отели, так и хостелы, частные апартаменты.

Экономические показатели и факторы развития туризма

Развитие туризма как отрасли характеризуется системой определенных экономических показателей. Они отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону. К основным показателям можно отнести:

^ объем туристского потока - постоянно прибывающих в страну туристов - характеризуют следующие показатели:

- общее количество туристов (в том числе организованных и самостоятельных);

- количество турдней (ночевок, койко-дней);

- средняя продолжительность пребывания туристов в стране.

^ объем оказанных туристских услуг: денежное выражение оказанных услуг в туристической отрасли по направлениям (гостиницы, перевозки, экскурсии и т.д.). Туризм как товар реализуется в форме услуг. Тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Кроме услуг туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность таких товаров и услуг образует «туристский продукт» [1]. ^ состояние и развитие материально-технической базы: количество гостиниц, санаториев, перевозчиков, экскурсоводов и т.д.

Следует отметить, что развитие туристической отрасли в той или иной стране зависит от ряда факторов. Одни факторы - географическое положение, природно-климатические условия - даны стране изначально. Другие факторы обусловлены историческим и социально-экономическим развитием страны: наличием культурно-исторических ценностей, возрастом цивилизаций, существовавших на ее территории, социально-экономическими факторами развития страны, политикой и государственным режимом, демографическими, экологическими и технологическими факторами. Все эти факторы можно назвать внешними, то есть обуславливающими среду, в которой существует отрасль туризма.

Соответственно, можно выделить и внутренние факторы, такие как развитие материально-технической базы, целенаправленная поддержка туризма властями (нормотворческая деятельность), обеспеченность туриндустрии кадрами, активная ра-

Таблица 1. динамика .^..стического потока в Респ,_лике Татарстан ,тыс. человек, 1

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Численность лиц, обслуженных коллективными 638,2 732,4 896,6 908,2 977 1113,5 1277,5 1479,5 1666,4

средствами размещения, тыс. чел.,

в том числе:

• с деловыми, образовательными 314,9 320,8 412,15 503,5 532,4 459,9 582,4 553 -

и профессиональными целями;

• с целью досуга, рекреации, отдыха; 151,8 165,8 181,95 198,1 225,2 385,2 401,9 611 -

• с целью лечения и профилактики; 145,2 147,9 144,3 140,7 148,5 113,2 148,5 133,5 -

• прочее 26,3 97,9 81,9 65,9 70,9 155,2 144,7 182

век КАЧЕСТВА № 1

2015

г

Таблица 2. Динамика посетителей музеев и музеев-заповедников Республики Татарстан (чел.)

Музей-заповедник 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Казанский Кремль 471 376 330 660 400 200 806 487 807 748 1 215 059

Елабужский 87 200 115 500 130 000 136 800 140 000 360 400

Болгарский 36 000 36 100 50 000 83 096 133510 192 872

Свияжск - 7000 10 000 17 000 43 287 108 412

Таблица 3. Динамика обслуживания круизных туристов в речном порту г. Казани (чел.)

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Количество принятых судов (шт.) 1006 839 978 824 564 679

Количество обслуженных туристов (чел.) 139 256 114 311 133 784 105 773 71 163 111 500

Таблица 4. Динамика пассажиропотока аэропорта «Казань» (чел.) |

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Прибыло пассажиров 173 154 163 954 482 925 616 905 751 653 927 597

Убыло пассажиров 165 173 164 578 475 676 602 513 735 251 919 661

бота со СМИ по продвижению брендов стран, городов и направлений.

Развитие туристической отрасли в конкретной стране зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Но динамика экономических показателей коррелирует именно с внутренними факторами, то есть связана с активными действиями органов власти, направленными на развитие туризма.

Показатели развития туризма в Республике Татарстан

Республика Татарстан (РТ) играет заметную роль в развитии туристической отрасли Российской Федерации, показывая устойчивую положительную динамику по основным показателям. Ежегодный прирост туристского потока в РТ составляет в среднем 12%. Туристский поток в 2013 г. составил 1662,4 тыс. человек (табл. 1) [2]. В представленной таблице учитываются данные турпотока только по информации гостиниц, отелей и хостелов. В этот объем не входят самостоя-

БП

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

тельные однодневные поездки, а также поездки с размещением на частных квартирах, у родственников и т.д.

По данным Министерства молодежи, спорта и туризма РТ в 2013 г. объем оказанных туристических услуг составил 8,3 млрд руб., что в 4 раза больше, чем в 2005 г., а удельный вес в общем объеме оказанных платных услуг-около 4%.

Положительная динамика сферы туризма в РТ достигается благодаря продуманной политике органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата в сфере туризма, развития и совершенствования туристической инфраструктуры.

Татарстан считается одним из наиболее развитых регионов в гостиничной сфере Поволжья и является лидером в федеральном округе по ряду основных показателей, характеризующих состояние гостиничного рынка. Средства размещения пользуются высоким спросом у клиентов, а по количеству отелей РТ также опережает соседей. В 2012 г. в г. Казани открылось 2 гостиницы («Регина» и «Биляр») на 143 номера, а также 8 хостелов.

В республике работает более 600 туристических компаний, в том числе 42 туроператора, 86% которых занимаются развитием внутреннего и въездного туризма. Активная политика органов государственной власти в РТ направлена на поддержку сферы туризма и создание условий для развития частно-государственного партнерства в туристической индустрии. Например, подготовлено и утверждено постановление кабинета министров Республики Татарстан от 21.08.2012 № 724 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан на возмещение затрат орга-

Таблица 5. Объем платных услуг населению по отдельным видам (млн руб.) 2005-2013 г.

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Платные услуги - всего, 54 914,6 69 612,2 93 325,8 121 130 128 798,8 147 737,3 163 299,1 188 859,5 213 615,7

в том числе:

- гостиниц и аналогичных 716,6 945,4 1463,3 1621,8 1753,5 1990,9 2294,0 2730,1 3454,0

средств размещения

- туристские 338,7 509,5 673,3 847,5 890,4 1016,3 1140,0 1602,3 2133,1

- санаторно-оздоровительные 1026,8 1257,3 1582,2 1985,9 2241,5 2166,0 2310,3 2562,6 2731,0

- в % к предыдущему году 141,52 130,26 137,11 119,8 109,6 105,9 111,0 110,4 104,5

Итого по туризму 2082,1 2712,2 3718,8 4455,2 4885,4 5173,2 5744,3 6895,0 8318,1

№1 • 2015 век КАЧЕСТВА

АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА

п \ нн ппэ □ □2

ПП ..*

н

низаций, осуществляющих деятельность социальной значимости в сфере туризма» [3]. Создание системы предоставления субсидий в сфере туризма позволит оказать поддержку туристским организациям, осуществляющим деятельность социальной значимости на территории Республики Татарстан в сфере внутреннего и въездного туризма. ■

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6. Количество коллективных средств размещения в РТ в 2013 г. 1

Показатели Общее количество Количество мест

Количество коллективных средств размещения, 347 35 448

- гостиницы в том числе: 202 14 107

- мотели 9 226

- общежития для приезжих 11 737

- меблированные комнаты 9 142

- пансионаты 2 57

- другие предприятия гостиничного типа 17 984

- специализированные средства размещения (санаторно-курортные, базы отдыха и другие предприятия отдыха) 97 19 195

Литература

1. http://www.coolreferat.com/.

2. Итоги работы Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ за 2013 год: Материалы коллегии 1 февраля 2014 г. // http://mdmst.tatarstan.ru/rus/.

ки Татарстан от 21.08.2012 № 724 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан на возмещение затрат организаций, осуществляющих деятельность социальной зна-

3. Постановление Кабинета Министров Республи- чимости в сфере туризма».

НОВОСТИ -> NEWS НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ -> NEWS

Создание STEM-центров в регионах России

Корпорация Intel и Всероссийский Фестиваль науки объявили о региональном расширении совместного проекта по созданию центров научно-технического творчества для школьников. В планах организаторов - определить до 10 образовательных учреждений в 7-10 регионах России, которые получат статус «STEM-центра», а также финансовую поддержку от организаторов и партнеров проекта.

В 2014 г. в России открылись 155 STEM-центров в Москве, Московской области и Поволжском федеральном округе. В соответствии с планами организаторов проекта, в 2015 г. к программе присоединятся до 7 новых регионов. Участниками проекта теперь могут стать не только вузы, но и школы, научные лаборатории, центры дополнительного образования детей и другие образовательные учреждения.

Проект «STEM-центры» с 2015 г. будет в большей степени фокусироваться на развитии инженерно-технического и изобретательского потенциала старших школьников. Эти новые направления призваны воспитать следующее поколение изобретателей, инновато-ров и предпринимателей, работающих над проектами в сфере высоких технологий.

«Сеть проектных лабораторий «STEM-центры» -уникальная возможность для каждого школьника стать настоящим ученым и инженером, войти в состав проектной исследовательской группы, увидеть в действии современное лабораторное оборудование. В STEM-центрах учащиеся старших классов выполняют научные исследования различной тематики под руководством молодых ученых и профессиональных педагогов общеобразовательных учреждений, - сказал заместитель проректора МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Дирекции Фестиваля науки Леонид Гусев, объявляя о новом этапе развития программы в Центре коллективного пользования физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. - Проект «STEM-центры» - уникальный пример успешной реализации этой задачи под эгидой крупнейшей промышленной компании (Intel), флагмана российского образования (МГУ имени М.В. Ломоносова) и уникального российского проекта по популяризации науки (проект - NAUKA 0+, который реализуется Министерством образования и науки РФ, Правительством Москвы и МГУ имени М.В. Ломоносова)». ■ www.intel.ru

76

BGK КАЧЕСТВА №1 • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.