Научная статья на тему 'Исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг города Москвы в современных экономических условиях'

Исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг города Москвы в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2258
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ГОСТИНИЧНАЯ УСЛУГА / ТУРИЗМ / МОСКВА / MARKET / HOTEL SERVICE / TOURISM / MOSCOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова Л. И., Харитонова Т. В.

Предмет и тема. Исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг, характеризующегося растущим спросом на данные услуги, является актуальным, особенно в условиях экономической и политической нестабильности в стране. Цели и задачи. Основная цель статьи выявление и исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг на примере Москвы, где располагается 1/3 предприятий российской туриндустрии. Методология. В статье с помощью сравнения и анализа выявлены особенности индустрии гостеприимства города крупнейшего участника рынка гостиничных и туристических услуг, а также проблемы функционирования и специфика гостиничного рынка российской столицы. Комплексное исследование гостиничных услуг позволило определить негативные моменты в развитии туристской сферы: недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, ограниченная транспортная доступность, высокий уровень цен, слабая политика продвижения турпродуктов на рынке. Авторами обобщена и проанализирована официальная информация о внутреннем и въездном туризме за последние пять лет. Представлена численность туристов, размещенных в коллективных средствах размещения Москвы. В настоящее время основные производители гостиничных услуг столицы гостиницы, мини-отели, апартаменты, хостелы и другие средства размещения. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что, несмотря на санкции и сложную политическую обстановку, гостиничный рынок Москвы продолжает развиваться и стремиться к международным стандартам качества. За I полугодие 2014 г. в Москву с деловыми целями прибыло 1,2 млн чел., что на 4,4% больше, чем за такой же период в 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the issues and prospects of hotel market development in Moscow under the current economic conditions

Importance It is reasonable to study issues and prospects of developing the Moscow hotel market as it demonstrates growing demand for accommodation services. The research is especially relevant during economic and political instability. Objectives The research identifies and investigates issues and prospects of the hotel market, illustrating the case study of Moscow, where one-third of the Russian tourism entities operates. Methods Using comparison and analysis, we identify the specifics of the hospitality sector of Moscow and issues of operations in the hotel market of Moscow. Results As a result of a comprehensive review of the hotel market, we find negative aspects of the tourism development, i.e. lack of highly professional specialists, limited transport access, high prices, weak policy for promoting tourism products in the market. We summarized and reviewed official information on the domestic and inbound tourism for the recent five years. The article indicates the number of tourists accommodated in lodging facilities of Moscow. Currently, the hotel and accommodations services are provided by hotels, minihotels, apartments, hostels and other lodging facilities. Conclusions and Relevance We conclude that, notwithstanding the sanctions and complicated political situation, the hotel market of Moscow continues to develop and strive to the international quality standards. For H1 2014, 1.2 million people arrived in Moscow for business purposes, i.e. 4.4 percent up year-on-year.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг города Москвы в современных экономических условиях»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Мониторинг экономических процессов

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Людмила Ивановна ЧЕРНИКОВА3*, Татьяна Викторовна ХАРИТОНОВАЬ

а доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики,

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация [email protected]

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация [email protected]

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 14.05.2015 Одобрена 04.06.2015

УДК 338.48

Ключевые слова: рынок, гостиничная услуга, туризм, Москва

Аннотация

Предмет и тема. Исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг, характеризующегося растущим спросом на данные услуги, является актуальным, особенно в условиях экономической и политической нестабильности в стране. Цели и задачи. Основная цель статьи — выявление и исследование проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг на примере Москвы, где располагается 1/3 предприятий российской туриндустрии.

Методология. В статье с помощью сравнения и анализа выявлены особенности индустрии гостеприимства города — крупнейшего участника рынка гостиничных и туристических услуг, а также проблемы функционирования и специфика гостиничного рынка российской столицы.

Комплексное исследование гостиничных услуг позволило определить негативные моменты в развитии туристской сферы: недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, ограниченная транспортная доступность, высокий уровень цен, слабая политика продвижения турпродуктов на рынке. Авторами обобщена и проанализирована официальная информация о внутреннем и въездном туризме за последние пять лет. Представлена численность туристов, размещенных в коллективных средствах размещения Москвы. В настоящее время основные производители гостиничных услуг столицы — гостиницы, мини-отели, апартаменты, хостелы и другие средства размещения. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что, несмотря на санкции и сложную политическую обстановку, гостиничный рынок Москвы продолжает развиваться и стремиться к международным стандартам качества. За I полугодие 2014 г. в Москву с деловыми целями прибыло 1,2 млн чел., что на 4,4% больше, чем за такой же период в 2013 г.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Активное формирование мирового рынка гостиничных услуг началось во второй половине ХХ в. Именно тогда произошло разделение гостиничных услуг для бизнес-туристов, самостоятельных путешественников и семейного отдыха. Это стало основой современной концепции развития индустрии гостеприимства.

Если в конце XIX — начале XX в. гостиница представляла собой индивидуальное и чаще всего семейное заведение, то в наши дни это сложный многофункциональный хозяйственный комплекс.

Золотым веком гостиничной индустрии считаются 1960-1980-е гг. Именно в этот период развернулось бурное строительство новых гостиниц по всему миру.

Крупномасштабное увеличение мощности этого хозяйства стимулировалось общим экономическим подъемом, а также динамично растущим спросом на продукты и услуги индустрии гостеприимства.

В 1990-х гг. бурный рост сменился спадом, после чего с начала XXI в. начался период относительной стабилизации гостиничного бизнеса.

Мировые тенденции во второй половине XX в. определили и динамичное развитие российского гостиничного хозяйства: создавались курортные зоны с разнообразной инфраструктурой размещения туристов и отдыхающих: от крупных пансионатов и гостиничных комплексов до небольших кемпингов, предназначенных в основном для активного отдыха.

В тот период особый импульс развития получило гостиничное хозяйство Москвы. Подъем, в частности, был вызван подготовкой к проведению в городе XXII летних Олимпийских игр 1980 г. Несмотря на это, отечественный рынок гостиничных услуг существенно уступал в качестве зарубежному и не соответствовал международным стандартам.

Главной характеристикой современного рынка гостиничных услуг является высокий уровень конкуренции, обусловленный значительным количеством хозяйствующих субъектов, а также развитием применяемых ими конкурентных стратегий и маркетинговых технологий.

Также одной из специфических черт современного рынка гостиничных услуг является его унификация. Для повышения качества предоставляемых услуг постоянно разрабатываются и совершенствуются профессиональные стандарты отрасли и эталоны обслуживания.

Стандарты в сфере гостеприимства — это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, призванных гарантировать установленный уровень качества всех операций при оказании гостиничных и сопутствующих им услуг.

В последние несколько лет наблюдается рост интереса туристов к России. Москва как столица Российской Федерации представляет особенный интерес для приезжих гостей. Столицу посещают как иностранные гости, так и граждане России.

Негативными моментами отставания развития туристической сферы можно считать:

- недостаточное количество высоко-квалифицированных работников в данной сфере;

- сложную ситуацию с транспортной доступностью ряда объектов;

- высокие цены туристских услуг, не всегда соответствующие заявленному качеству;

- слабую политику продвижения региональных турпродуктов как на местном, так и на международном рынках.

Данные проблемы не только физически тормозят развитие туристического комплекса региона, но и придают негативную окраску его имиджу, снижая перспективы развития. В свою очередь, проблемы развития этой сферы в целом напрямую влияют на состояние и тенденции развития рынка гостиничных услуг.

В Москве сосредоточено около 1/3 предприятий туриндустрии Российской Федерации. На долю столичных компаний приходится около 30% общего объема реализации туристских услуг, 74% годового оборота пятидесяти крупнейших отечественных туроператоров и 36% доходов гостиничного хозяйства Российской Федерации. Число ночевок в гостиницах города составляет около 23% от показателя Российской Федерации. Здесь сконцентрировано 17,9% номерного фонда и 4,3% всех гостиничных предприятий Российской Федерации.

Тем не менее потенциал Москвы как туристического центра реализован далеко не в полном объеме. В то время как по уровню обеспеченности гостиницами уровня 4 - 5 звезд Москва приблизилась к показателям европейских столиц, по обеспеченности 2- 3-звездочными гостиницами и в целом малобюджетными средствами размещения — существенно отстает от большинства мегаполисов. Все это в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в город иностранных и российских граждан в частном секторе, функционирующем преимущественно в теневой сфере экономики.

На приведенной диаграмме Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации (рис. 1) отмечено количество туристов, размещенных в столице, по отношению к общему количеству размещенных по всей стране. Диаграмма составлена по данным субъектов Российской Федерации за 2009-2013 гг.

Указанный показатель не превышает 10,9%. Это свидетельствует в первую очередь об относительно слабом развитии внутреннего туризма в России.

На следующей диаграмме отмечено количество иностранных граждан, размещенных в столице, по отношению к количеству всех иностранных граждан, размещенных в Российской Федерации (рис. 2).

Из рассмотрения рис. 1, 2 следует, что и количество и россиян, и зарубежных граждан, размещенных в Москве, неуклонно росло с 2009 по 2013 г. То же можно сказать и в отношении роста общего количества граждан, размещенных в РФ. Причем численность иностранных граждан, размещенных в Москве, составляет около 40% от аналогичного показателя по Российской Федерации. Это наглядно иллюстрирует тот факт, что иностранцы намного чаще посещают столицу, чем другие города

Рисунок 1

Динамика развития средств размещения в Москве в 2009-2013 гг., тыс. чел.:

1 — численность вселенных в коллективных средствах размещения города; 2 — общая численность россиян, вселенных в коллективные средства размещения РФ

35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

31 798,4

32 522,0

2009

2010

2011

2012

2013

Рисунок 2

Динамика развития иностранного туризма в Москве в 2009-2013 гг., тыс. чел.:

1 — численность иностранных граждан, вселенных в коллективные средствах размещения города; 2 — общая численность иностранных граждан, вселенных в коллективные средствх размещения РФ (без учета микропредприятий)

4 443,3

4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

2009

2010

2011

2012

2013

России. Если гостиничный продукт в Москве будет соответствовать международному уровню, это приведет к еще большему увеличению спроса со стороны иностранных гостей.

Показатели количества въезжающих в Москву иностранцев и прирост туристского потока в 2013 г. в разрезе стран первой десятки по числу прибытий в город представлены на рис. 3.

По данным комитета по туризму и гостиничному хозяйству города, несмотря на экономические санкции и сложную политическую обстановку, за I полугодие 2014 г. в Москву с деловыми целями

прибыли 1,2 млн чел., что на 4,4% больше, чем за такой же период в 2013 г. В конце 2014 г. 43% от общего числа международных прибытий в столицу составляли бизнес-туристы.

Если сравнивать показатели I полугодия 2014 и 2013 гг., то необходимо отметить изменения, произошедшие в структуре туристских потоков в Москву. Сказались политическая обстановка в связи с событиями на Украине и реакция на это западных стран.

В настоящее время основным производителем на московском рынке гостиничных услуг

Рисунок 3

Количество иностранных граждан, въезжающих в Москву, и прирост туристского потока по итогам 2013 г.

□ Приросттурпотока в Москву в 2013 г. по сравнению с 2012 г, %

I Количество въезжающих в столицу по итогам 2013 г., десятки тыс. чел.

55,344

являются гостиницы, мини-отели, загородные дома, апартаменты, хостелы и другие средства размещения. Общая численность гостиниц, по данным Мосгорстата (формы 1 -КСР), в конце 2013 г составила 215 ед., что аналогично показателю 2012 г. (рис. 4), общая емкость номеров — 38,16 тыс. номеров и 72,3 тыс. мест.

Следует отметить, что наиболее значительный рост общего числа гостиниц и аналогичных средств размещения (со 198 до 215 ед.) состоялся в 2010 г

В 2013 г. Москомтуризм выявил 519 малых коллективных средств размещения (КСР) с номерным фондом 7 265 номеров, представленных мини-отелями — 335 ед. (5 543 номера), хостелами — 125 ед. (941 номер) и апартаментами — 59 ед. (781 номер). Потребителями услуг таких форматов КСР являются граждане, прибывшие с туристскими и деловыми целями, а также для получения образования.

С точки зрения уровня комфортности, по данным Мосгорстата за 2012 г., доминируют трехзвездочные гостиницы —22. Четырехзвездочных насчитывается 12, пятизвездочных— 8, двухзвездочных— 6, и 52 единицы составляют средства размещения вне категорий.

На сайте ВашОтель.ги указано 1 099 гостиниц Москвы, которые распределены по звездности (рис. 5).

В 2014 г. утвержден новый актуализированный Генеральный план города Москвы на период до 2025 года, разработанный с учетом присоединенных территорий и предполагающий реализацию всего комплекса мероприятий по развитию туристской инфраструктуры города, которая должна принимать до 6,8 млн туристов ежегодно. Для этого в документе предусмотрено строительство трех-, четырех- и пятизвездочных комплексов и гостиниц, а также трехзвездочных гостиниц в составе

Рисунок 4

Общая численность гостиниц и аналогичных средств размещения в Москве в 2006-2013 гг., ед.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 5

Распределение московских гостиниц по уровню комфорта, ед.:

1 — 1 звезда; 2 — 2 звезды; 3 — 3 звезды; 4 — 4 звезды; 5 — 5 звезд; 6 — без категории

1; 33

2; 76

6; 604

3; 207

4; 139

V5; 40

многофункциональных комплексов, апарт-отелей и мотелей.

С 1 июля 2015 г. предоставление услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания будет возможно только при наличии свидетельства о присвоении категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». К сожалению, по состоянию на 27 ноября 2014 г. только 78 гостиницам выданы свидетельства о присвоении категории.

Можно предположить, что после прохождения классификации всеми без исключения средствами

размещения система московских отелей по уровню звездности будет выглядеть совершенно иным образом. Однако уже сегодня можно утверждать, что гостиниц эконом-класса и бюджетных отелей достойного качества в столице явно не хватает.

Об этом постоянно идет речь на разных уровнях. Например, в отчете «Гостиничный комплекс Москвы — обзор рынка 2012» говорится об имеющейся потребности в коллективных средствах размещения эконом-класса, нынешнее предложение которых не в силах удовлетворить спрос во время массовых мероприятий мирового значения. Стоит отметить, что с 2010 по 2013 г. в городе построено 23 гостиничных объекта.

Постановлением правительства Москвы от 07.10.2011 № 476-ПП (ред. от 15.05.2014) утверждена государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы». Однако эксперты считают ее слишком оптимистичной. Так, по данным агентства недвижимости KnightFrank, большая часть номеров, а именно 23 000, была введена в эксплуатацию во время инвестиционного бума в 2006-2011 гг. В соответствии с планами столичного правительства до 2025 г. это число должно значительно вырасти — появятся 343 гостиницы на 92 700 номеров. При этом правительство, объявляя о стройках, само не является инвестором.

Предыдущее московское правительство обещало довести количество мест в гостиницах города до 170 000-200 000 к 2010 г., но в конце 2012 г. количество гостиниц в городе составляло 328 (на

97 852 места), что практически вдвое меньше запланированного. Причем чтобы ввести в действие новую гостиницу, потребуется в среднем 3 - 4 года при самом благоприятном сценарии.

По мнению экспертов, спрос на гостиничные услуги начал повышаться во всем мире. Однако результаты развития этого рынка в Москве за первые шесть месяцев 2014 г. неоднозначны. Так, по данным компании JLL, в 2012 г. в столице росли во всех сегментах показатели доходности на номер (RevPAR) и загрузки. Но в 2014 г. эксперты зафиксировали негативное влияние санкций, нестабильной экономической ситуации и ослабления курса рубля. RevPAR в среднем снизился на 5,4% по сравнению с 2013 г.

Такая тенденция вполне объяснима с учетом сокращения загрузки гостиниц. В Москве идет падение спроса на размещение, хотя снижение курса рубля для зарубежных туристов в России явно выгодно.

Наиболее серьезному влиянию кризиса подверглись гостиницы верхнего ценового сегмента. Так, по итогам 9 мес. 2014 г. в люксовом сегменте наблюдалось снижение цен на 2%, а загрузка составила 60%. В целом доходность снизилась с начала года на 7%, а в летние месяцы — на 17% по сравнению с 2013 г. Эксперты JLL считают 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

худшим для этого сегмента за все время с 2010 г., так как впервые доходность на номер опустилась ниже верхнего предела среднего сегмента.

При этом на верхнем уровне среднего ценового сегмента (UpperMidscale) доходность не снижалась, а росла. Данный сегмент продемонстрировал рост RevPAR на 2% благодаря перемещению спроса из более дорогих гостиниц верхнего ценового сегмента. Отели верхнего предела среднего сегмента сумели удержать загрузку на уровне 70%, сократив тариф на 4%.

Среднеценовой сегмент в целом стабилен. Эксперты компании JLL считают это хорошим результатом, демонстрирующим, что спрос на услуги размещения в Москве зависит от цены, и это является «абсолютно рыночным» фактором.

Таким обр азом, спр аве длив о сказать, что функционирование рынка гостиничных услуг в настоящее время проходит в условиях неопределенности при наличии определенного спектра рисков. Сложившаяся политическая и экономическая ситуация по результатам 2014 г. оказывает негативное влияние прежде всего на верхние ценовые сегменты. Для остальных же ситуация может стабилизироваться при условии достаточного расширения предложения.

Список литературы

1. Филатов К.С. Тенденции интеграции рынка гостиничных услуг московского региона на мировой рынок // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 3. С. 85-88.

2. КовальчукА.П., Евстигнеев А.М. Развитие локального рынка индустрии гостеприимства (на примере Москвы) // Российское предпринимательство. 2014. № 16. С. 145-155.

3. Статистические данные по РФ. URL: http://www.russiatourism.ru/content/8/section/81/detail/ 4124.

4. Ильин Д. Москва приглашает в гости. URL: http://www.moscowtorgi.ru/archive/2014-04/#/124/ zoomed.

5. Статистика въездного и внутреннего туризма. URL: http://moscomtour.mos.ru/statistika_i_analitika/ reviews-of-the-hotel-market-of-moscow.

6. Программа развития гостиничной индустрии Москвы может оказаться невыполнимой. URL: http:// www.pogostite.ru/novosti/304.

7. Моментальное бронирование гостиниц. URL: http://www.vashotel.ru/gostinicy/rossiya/moskva.

8. Обзор гостиничного рынка Москвы за первые 3 квартала 2014 г. URL: http://www.cre.ru/rus/ analytics/3/0/33917.

9. Дручевская Л.Е. Перспективы и особенности развития гостиничного бизнеса в России // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6. С. 16-22. URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number44/ contents.

10. Духовная Л.Л. Роль и значение хостелов в процессе повышения привлекательности туристской дестинации на примере Москвы // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 2. С. 17-23. URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number49/contents.

11. Кривошеева Т.М., Харитонова Т.В., Асоян Т.М. Использование мониторинговых технологий в процессе разработки стратегии развития рынка гостиничных услуг (на примере Московского региона) // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 9. С. 52-62. URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number47/ contents.

12. Ларионова А.А., Зайцева Н.А., Сурова С.А., Бронникова Е.М., Дмитриева Н.В., Рогов В.В., Смирнова Д.Б. Влияние финансового кризиса на изменение системы управления гостиницами: монография. Смоленск: Маджента, 2013. 138 с.

13. Ларионова А.А., Новикова Н.Г. Концептуальные основы формирования стратегий развития предприятий гостиничного бизнеса // Общественные науки. 2012. № 2. С. 286-289.

14. ПодсеваловаЕ.Н., Юманова О.С. Финансовое оздоровление предприятия туристской индустрии как этап антикризисного управления. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=943346&selid=16563865.

15. Черникова Л.И., Заернюк В.М. Стимулирование притока инвестиций для модернизации России // Сервис plus. 2011. № 3. С. 87-92.

16. Юманова О. Туристская индустрия: факторы эффективности // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 6. С. 114-120.

17. Dukhovnaya L.L., Kholodtsova I.I., Polyakov V.V. Comparative analysis of the state of the hotel market in the Russian Federation and abroad // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. № 12s. P. 248-252.

18. Kharitonova T. V., Chkhikvadze N.A. Research of competence-based tourism educational systems conformity with requirements of a modern business-society // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. № 30. P. 22-24.

19. Karmanova T.E., Podsevalova E.N., Zikirova S.S., Silaeva A.A., Leonova V.P. Cluster model of regional tourist business in Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 6. P. 279-286.

20. Kryukova E.M., Sokolova A.P. Assessment of efficiency of the hotel management by a Russian company // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. № 30. P. 51-54.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Monitoring of Economic Processes

STUDYING THE ISSUES AND PROSPECS OF HOTEL MARKET DEVELOPMENT IN MOSCOW UNDER THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Lyudmila I. CHERNIKOVA3*, Tat'yana V. KHARITONOVAb

^Russian State University of Tourism and Service, Cherkizovo, Pushkinsky District, Moscow region, Russian Federation [email protected]

bRussian State University of Tourism and Service, Cherkizovo, Pushkinsky District, Moscow region, Russian Federation [email protected]

"Corresponding author

Article history: Abstract

Received 14 May 2015 Importance It is reasonable to study issues and prospects of developing the Moscow hotel market

Accepted 4 June 2015 as it demonstrates growing demand for accommodation services. The research is especially relevant

during economic and political instability.

Objectives The research identifies and investigates issues and prospects of the hotel market, illustrating the case study of Moscow, where one-third of the Russian tourism entities operates. Methods Using comparison and analysis, we identify the specifics of the hospitality sector of Moscow and issues of operations in the hotel market of Moscow.

Results As a result of a comprehensive review of the hotel market, we find negative aspects of the tourism development, i.e. lack of highly professional specialists, limited transport access, high prices, weak policy for promoting tourism products in the market. We summarized and reviewed Keywords: market, hotel service, official information on the domestic and inbound tourism for the recent five years. The article tourism, Moscow indicates the number of tourists accommodated in lodging facilities of Moscow. Currently, the

hotel and accommodations services are provided by hotels, minihotels, apartments, hostels and other lodging facilities.

Conclusions and Relevance We conclude that, notwithstanding the sanctions and complicated political situation, the hotel market of Moscow continues to develop and strive to the international quality standards. For H1 2014, 1.2 million people arrived in Moscow for business purposes, i.e. 4.4 percent up year-on-year.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Filatov K.S. Tendentsii integratsii rynka gostinichnykh uslug moskovskogo regiona na mirovoi rynok [Trends in the integration of the hotel services in the Moscow region into the global market]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and Applied Research of the Cooperative Sector of Economy, 2013, no. 3, pp. 85-88.

2. Koval'chuk A.P., Evstigneev A.M. Razvitie lokal'nogo rynka industrii gostepriimstva (na primere Moskvy) [Developing the local hospitality market (the case study of Moscow)]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 16, pp. 145-155.

3. Statisticheskie dannye po RF [Statistical data on the Russian Federation]. Available at: http://www. russiatourism.ru/content/8/section/81/detail/ 4124. (In Russ.)

4. Il'in D. Moskva priglashaet v gosti [Moscow invites you]. Available at: http://www.moscowtorgi.ru/ archive/2014-04/#/124/zoomed. (In Russ.)

5. Statistika v"ezdnogo i vnutrennego turizma [Statistics of inbound and internal tourism]. Available at: http:// moscomtour.mos.ru/statistika_i_analitika/reviews-of-the-hotel-market-of-moscow/. (In Russ.)

6. Programma razvitiya gostinichnoi industrii Moskvy mozhet okazat'sya nevypolnimoi [The program for developing the hotel industry of Moscow may prove unfeasible]. Available at: http://www.pogostite.ru/ novosti/304. (In Russ.) (accessed 31.10.2012)

7. Momenta! 'noe bronirovanie gostinits [Instant hotel booking]. Available at: http://www.vashotel.ru/gostinicy/ rossiya/moskva. (In Russ.)

8. Obzor gostinichnogo rynka Moskvy zapervye 3 kvartala 2014 g [A review of the Moscow hotel market for the first three quarters of 2014]. Available at: http://www.cre .ru/rus/analytics/3/0/33917. (In Russ.) (accessed 29.10.2014)

9. Druchevskaya L.E. [Prospects and specifics ofthe development of hotel business in Russia]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2013, no. 6, pp. 16-22. (In Russ.) Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number44/ contents.

10. Dukhovnaya L.L. [The role and importance of hostels in the process of enhancing the attractiveness of tourist destinations, the case study of Moscow]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2014, no. 2, pp. 17-23. (In Russ.) Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number49/contents.

11. Krivosheeva T.M., Kharitonova T.V., Asoyan T.M. [The use of monitoring techniques in articulating the hotel market development strategy]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2013, no. 9, pp. 52-62. (In Russ.) Available at: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number47/contents.

12. Larionova A.A., Zaitseva N.A., Surova S.A., Bronnikova E.M., Dmitrieva N.V., Rogov V.V., Smirnova D.B.

Vliyanie finansovogo krizisa na izmenenie sistemy upravleniya gostinitsami: monografiya [The effect of the financial crisis on changes in hotel management system: a monograph]. Smolensk, Madzhenta Publ., 2013, 138 p.

13. Larionova A.A., Novikova N.G. Kontseptual'nye osnovy formirovaniya strategii razvitiya predpriyatii gostinichnogo biznesa [Conceptual bases for formulating the hotel industry development strategy].

Obshchestvennye nauki = Social Science, 2012, no. 2, pp. 286-289.

14. Podsevalova E.N., Yumanova O.S. Finansovoe ozdorovlenie predpriyatiya turistskoi industrii kak etap antikrizisnogo upravleniya [Financial recovery of the tourism company as a stage of crisis management]. Available at: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=943346&selid=16563865. (In Russ.)

15. Chernikova L.I., Zaernyuk V.M. Stimulirovanie pritoka investitsii dlya modernizatsii Rossii [Increase of investment inflow for the modernization of Russia]. Servis plus = Service Plus, 2011, no. 3, pp. 87-92.

16. Yumanova O. Turistskaya industriya: faktory effektivnosti [Tourism industry: effectiveness factors]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Issues of Theory and Practice of Management, 2011, no. 6, pp. 114-120.

17. Dukhovnaya L.L., Kholodtsova I.I., Polyakov V.V. Comparative Analysis of the State of the Hotel Market in the Russian Federation and Abroad. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 12s, pp. 248-252.

18. Kharitonova T.V., Chkhikvadze N.A. Research of Competence-Based Tourism Educational System's Conformity with Requirements of a Modern Business-Society. World Applied Sciences Journal, Series Management, Economics, Technology & Tourism, 2014, vol. 30, iss. 30, pp. 22-24.

19. Karmanova T.E., Podsevalova E.N., Zikirova S.S., Silaeva A.A., Leonova V.P. Cluster Model of Regional Tourist Business in Russia. Asian Social Science, 2015, vol. 11, no. 6, pp. 279-286.

20. Kryukova E.M., Sokolova A.P. Assessment of Efficiency of the Hotel Management by a Russian Company.

World Applied Sciences Journal, Series Management, Economics, Technology & Tourism, 2014, vol. 30, no. 30, pp. 51-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.