Научная статья на тему 'Познание индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий'

Познание индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
299
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ЛИЦА СОЦИОНОМИЧЕСКИХ И НЕСОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ / COGNITION OF INDIVIDUALITY / SUBJECT AND OBJECT OF COGNITION / PEOPLE OF SOCIONOMICAL AND NON-SOCIONOMICAL PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зарипова Лина Зефаровна, Жданова Светлана Юрьевна

Представлены результаты исследования особенностей познания индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий; методический инструментарий, выделены и проанализированы соответствующие категории. Выявлены как общие, так и специфические тенденции познания малознакомого человека представителями разного типа профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognition of individuality of unfamiliar person by people of socionomical and non-socionomical professions

The article presents the results of research of cognition of individuality of unfamiliar human by people of socionomical and non-socionomical professions; methodological toolkit; relevant categories are revealed and analyzed. Both general and specific trends in cognition unfamiliar human by people of different profession are identified.

Текст научной работы на тему «Познание индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий»

УДК 159.923

Зарипова Лина Зефаровна, Жданова Светлана Юрьевна

доктор психологических наук, доцент Пермский государственный университет [email protected], [email protected]

ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МАЛОЗНАКОМОГО ЧЕЛОВЕКА У ЛИЦ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ И НЕСОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Представлены результаты исследования особенностей познания индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий; методический инструментарий, выделены и проанализированы соответствующие категории. Выявлены как общие, так и специфические тенденции познания малознакомого человека представителями разного типа профессий.

Ключевые слова: познание индивидуальности, субъект и объект познания, лица социономических и несоци-ономических профессий.

Индивидуальность человека как научная проблема широко обсуждается в на. учной среде, эксплицирована в психологической и междисциплинарной литературе. Индивидуальность и познание как психологические категории являются многоплановыми и могут быть рассмотрены с позиции объекта и субъекта познания. Изучение скрытого, имплицитного знания об индивидуальности с позиции субъекта, ее познающего, представляется достаточно важным, поскольку способствует более полному и глубокому пониманию феномена индивидуальности, изучению рефлексивного знания о нем, а также углубляет знание теории индивидуальности, способствует более полному и целостному ее пониманию [7]. Подход к индивидуальности человека как к субъекту познания становится все более распространенным [1; 3; 4; 5; 6; 9 и др.]. Опираясь на данные [3; 9] о закономерностях познания людьми друг друга в связи с возрастом, гендером, этносом и профессией, можно предположить, что познание индивидуальности малознакомого человека будет иметь свою специфику у субъектов разных профессий.

С целью изучения особенностей познания индивидуальности у представителей разных профессиональных групп (социономических и несоциономических [7; 8]) было организовано собственное исследование. Выборочную совокупность составили представители 2 групп профессий: первый тип профессий «человек-человек» (врачи, юристы, педагоги) и второй тип - «человек-техника» (инженеры, машинисты и др.), «человек-знак» (программисты, редакторы и др.), «человек-художественный образ» (художники, дизайнеры и др.). Объем выборки - 311 человек,

возраст от 18 до 72 л. В диссертационном исследовании был использован следующий методический инструментарий: метод свободного описания, метод рисунка, метод определений, метод семантического дифференциала, метод фотографий [3]. Для обработки полученного материала были применены качественные [2; 10; 12;] и количественные методы [11], а именно: экспертная оценка, контент-анализ (сегментарный тип) и ср* -угловое преобразование Фишера, 4-х клеточный корреляционный анализ. В ходе одной из задач исследования были изучены особенности познания индивидуальности малознакомого человека.

Результаты анализа данных представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, в результате исследования были выявлены общие для лиц социономических и несоциономических профессий тенденции, проявляющиеся в том, что в познании индивидуальности малознакомого человека особо значимы свойства личности (79,5% ссылок в среднем). Участники обеих групп исследования детально характеризуют темперамент: «этот человек по темпераменту скорее всего «холерико-сангвиник», «наверное, меланхолик» и др.; описывают характер: «веселый», «принципиальный», «скромный», «организованный», «дружелюбная» и др., отражают способности объекта познания: «пишет стихи», «имеет художественный дар», «прекрасно владеет владеет английским», «артистична» и др. Таким образом, обследованные отмечают качества, значимые в первую очередь для общения и деятельности, внешне легко определяемые, при этом поясняя, что в человеке, знакомом им менее года, «оценивать психологические качества пока трудно».

Таблица1

Т аблица результатов познания индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий

Место категории в структуре индивидуальности Категории Подкатегории Частота встречаемости признака Значе- ния Ф- крите- рия Фише- ра

в группе лиц социон. профессий (% доли) в группе лиц несоцион. профессий (% доли)

1. Характеристика индивидного уровня индивидуальности Физические качества Пол, возраст, характеристика внешности (рост, вес, внешний облик, цвет глаз, волос) 0,32 0,42 2,31**

2. Характеристика познавательной сферы и личностного уровня индивидуальности Психоло- гические особенности Особенности познавательной сферы (психические процессы, интеллект) 0,21 0,25 1,21

Свойства личности (темперамент, характер, способности) 0,79 0,80 0,85

Мотивационная сфера личности (мотивы, потребности, интересы, ценности) 0,20 0,38 3 71***

Особенности общения 0,62 0,40 1,64*

Эмоцное отверже- ние Отрицательные качества 0,26 0,16 1,70*

Эмоцное одобрение Положительные качества 0,38 0,30 0,61

Эготизм Употребление личных местоимений (я, мы, мне, мой) 0,08 0,18 2 70***

3. Характеристики социальнопсихологического уровня индив-дуальности Социалые роли Социальные роли и статус 0,13 0,12 0,14

Ссылка на других людей Ссылка на знакомых, друзей, членов семьи 0,22 0,13 1,82*

Метафора и/или оценка 0,21 0,31 2,24**

Примечание: р - уровень значимости; * - р<0,05; **

Вместе с этим, представители социономичес-кого и несоциономического труда положительно характеризуют индивидуальность малознакомого человека (частота ссылок на категорию «Положительные качества» 38% и 30% соответственно): «поддержит в трудную минуту», «сердобольный, понимающий», «умеет сглаживать конфликтные ситуации», «уважает партнера по жизни», «умеет давать ценные советы», «бескорыстно служит детям», «уважает мнение других», «редкая честность и порядочность» и др. Респонденты утверждают, что малознакомый объект познания «за короткое время проявил себя с хорошей стороны», указывая этим на значимость фактора времении.

- р<0,01; *** - р<0,001.

Наряду с этим, обследованные обращаются к физическим данным малознакомого объекта познания (37% в среднем по двум группам): «это девушка, около 23 лет», «подросток 13 лет», «голубые глаза», «рыжие волосы», «обувь на высоком каблуке», «носит темную одежду» и др. Авторы текстов склонны оценивать облик человека, знакомого им менее 1 года: «симпатичная», «неординарный внешний вид», «обаятельный», «стильный», «выглядит моложе своих лет» и т.д. Таким образом, респонденты останавливаются на ярких, привлекающих внимание деталях внешнего облика индивидуальности познаваемого объекта.

Характеризуя индивидуальность малознакомого человека, участники исследования всех ти-

пов профессий обращаются к «Особенностям познавательной сферы» (частота встречаемости соответственно 21% и 25%). Респонденты описывают психические процессы, интеллект объекта познания: «умный», «интеллектуальный», «обладает определенным уровнем интеллекта», «логичный», «неординарность мышления», «анали-тичный, строгий и критичный ум» и др. Менее 1 года знакомства оказывается достаточным для характеристики познавательных процессов.

Описывая объект познания, участники исследования обеих групп выборки поясняют, что «первоначально обращаешь внимание на социальное положение человека, то место, которое он занимает в обществе» (ссылка на категорию «Социальные роли/статус» 12,5% в среднем). Респонденты указывают на статус описыыаемого человека: «муж», «лидер», «медсестра», «деловой партнер», «поэт» и др.

В ходе исследования были также выявлены некоторые особенности. Так, в познании индивидуальности малознакомого человека лица со-циономических профессий используют категорию «Особенности общения» значимо чаще представителей несоциономического труда (64% и 40% соответственно; р = 1,64, р<0,05). Респонденты характеризуют коммуникативную сферу объекта познания: «общительная», «разговорчивый», «менее общителен с людьми, которых мало знает», «простой и приятный в общении», «легко идет на общение» и т.д. Такие данные можно объяснить тем, что с позиции обследованных профессий типа «человек-человек» «индивидуальность выражается в манере разговора», «если часто общаться, можно узнать индивидуальность», «пока не пообщаюсь с человеком, не могу сделать выводы» и др.

Особенное в познании индивидуальности выражено в значимо высокой встречаемости категории «Ссылка на других людей» у лиц социо-номических профессий (22% к 13% соответственно; р = 1,82, р<0,05). Авторы текстов указывают, что объект познания «хорошо относится к друзьям», «эгоистичный в отношении других, но предан близким», «чувствует состояние находящихся рядом людей», «притягивает к себе людей» и др. Респонденты видят индивидуальность малознакомого человека в связи с его взаимодействием с другими людьми.

Специфические черты также заключаются в высокой частоте ссылок на подкатегорию «От-

рицательные качества» у респондентов профессий типа «человек - человек», в отличие от лиц других профессий (26% к 16%; р=1,70, р<0,05). Участники исследования социономического труда пишут, что объект познания: «безответственный», «неискренний», «жесткий» и др., что может быть обусловлено, профессиональными особенностями, их нахождением в т.н. «зоне риска», повышенным уровнем выгорания, подверженностью профессиональной деформации, наличием таких черт, как цинизм, скептицизм, отстраненность, которые неизбежны и являются негативным следствием социономической деятельности.

Особенные черты познания индивидуальности малознакомого человека в группе лиц несо-циономических профессий проявляются в том, они в отличие от представителей других профессий, уделяют больше внимания физическим качествам, подробно останавливаясь на деталях роста, цвете глаз и волос, стилевых предпочтениях (42% и 32% соответственно; р = 2,31, р<0,01): «молодой парень», «женщина, 38 лет, невысокая», «длинные волосы», «индивидуальные черты лица: кончик носа - острый, лоб маленький», «белоснежные зубы», «с бородой», «зеленые глаза», «чернобровая», «блондинка с голубыми глазами», «одевается с большим вкусом», «опрятна», «модная», «внешне элегантно одетый, ухоженный», «с особой манерой одеваться», «любит розовый цвет в одежде», «стиль - спортивный» и др. Авторы текстов также в целом оценивают внешний облик малознакомого человека: «неординарный внешний вид», «красивая», «яркая внешность», «внешне миловидная» и т.д. Участники исследования поясняют, что «видны только внешние качества, внутренние закрыты пока», «внешность малоинформативна».

Различия в познании индивидуальности малознакомого человека провились также в частоте ссылок на подкатегорию «Мотивационную сферу личности»: лица несоциономических профессий достоверно чаще представителей социо-номического труда обращаются к мотивам, потребностям, интересам и ценностям объекта познания (38% и 20% ссылок соответственно, р = 3,71, р<0,001): «любит и удовлетворен своей работой», «самоотверженно борется за права женщин», «характерна твердость и упорство в достижении цели», «своеобразный комплекс интересов: любовь к естественным наукам сочетается с любовью к литературе», «знает, как дружить

и ценит дружбу», «материалист, но страется поддерживать свое духовное развитие», «любит украшать вокруг себя: дом, кабинет, двор», «ведет здоровый образ жизни», «у него жажда к знаниям и к жизни вообще», «всегда добьется своей цели», «стремление к познанию» и т.д. При этом участники данной группы отмечают, что «индивидуальность - о чем говорит, какие темы затрагивает, характеризует те или иные вещи и явления», «индивидуальность определяю по отношению к системе ценностей». Респонденты подчеркивают значимость данной сферы, возможность ее познания в малознакомом человеке.

Использование личных местоимений в познании индивидуальности малознакомого человека является более характерным для представителей несоциономических профессий (18% и 8% соответственно; р = 2,70, р<0,01): «данного человека я плохо знаю», «я знаком с ней менее года», «мне хорошо...», «мой знакомый» и др. Полученнные результаты можно объяснить большой включенностью в процесс познания индивидуальности малознакомого человека, апелляцией к собственному опыту, рефлексией.

У представителей профессий типа «человек -знак», «человек - техника», «человек - художественный образ» выявлена высокая частота встречаемости категории «Метафора и/или оценка» (31% к 21% соответственно; р = 2,24, р<0,01). Участники данной группы исследования отмечают, что объект познания: «тонкая натура», «вулкан», «бутон нераскрывшегося цветка» и др. Вместе с этим, обследованные склонны к оценке его индивидуальности: «эта индивидуальность приятная, милая и редкая», «аномальный», «эталон настоящего человека» и др.

Результаты изучения познания индивидуальности малознакомого человека у лиц разных профессий, позволяют сделать следующие выводы:

1. Общие тенденции в раскрытии индивидуальности через обращение к свойствам личности. Индивидуальность описывается через характер, способности конкретого объекта познания, иногда отождествляется с личностью. Из психологических особенностей респондентами отмечается познавательная сфера малознакомого человека, темперамент. Характерно эмоциональное одобрение и принятие объекта познания. Знание об индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий носит скорее избирательный и фраг-

ментарный характер, респондентами подчеркивается сложность такого познания («индивидуальность «размыта», «не открыта до конца», «пока это «темный лес»). Участники обеих груп исследования отмечают гипотетический характер знания, особенно в отношении психологических особенностей, познавательной и др. сфер, более реалистичными и познаваемыми являются данные о физическом облике малознакомого человека. Вместе с тем, авторы склонны к категоричной оценке объекта познания, для них характерны стереотипные суждения.

2. Особенным для представителей профессий типа «человек-человек» является выделение в индивидуальности малознакомого человека особенностей его общения, при описании его индивидуальности, ссылаются на других людей, знакомых, друзей, членов семьи. Индивидуальность в таком понимании - «социально активна», инициирует и поддерживает социальные контакты, взаимодействия. Вместе с этим, лица соционо-мического труда тяготеют к оцениванию объекта познания: как отрицательному, так и положительному, что преимущественно.

У лиц профессий типа «человек-знак», «человек-техника», «человек-художественный образ» отмечается тенденция к детальному описанию индивидуальности малознакомого человека через его внешние данные. В другом человеке особо выделяется его мотивационная сфера, интересы, направленность, ценности, цели и способы их достижения. Характеризуя процессуальную сторону познания индивидуальности, стоит отметить, что авторы текстов предпочитают метафорический способ познания малознакомого человека вербальному.

Итак, исследование профессиональных особенностей познания человека имеет теоретическое и практическое значение. Оно дополняет ранее изученные индивидуальные и возрастные особенности данного феномена и позволяет описать его с большей полнотой, направляя на дальнейшее раскрытие совокупности закономерностей и механизмов познания индивидуальности человека [9].

Библиографический список

1. Андреева Г.М. К проблематике социального познания // Мир психологии. - 1999. - N° 3. - С. 15-23.

2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М.: МГУ 1992. - С. 18-29.

3. БодалевА.А., ВасинаН.В. Познание человека человеком. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.

4. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - N° 1. - С. 71-80.

5. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 2. -С. 95-106.

6. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. - Пермь, 2005. - 190 с.

7. Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 65-71.

8. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995. - 215 с.

9. Кукосян О. Г. Профессия и познание. - Ростов-на-Дону: Изд. Рост. ун-та. 1981. - 157с.

10. Метод контент-анализа в психологических исследованиях: учеб.-метод. пособие / под ред. О.И. Кильченко. - Пермь, 2007. - 113 с.

11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2003. -С. 157-198.

12. ЧупасоваМ.К. Место качественных методов в анализе социальных представлений // Социально-психологические исследования: Сб. науч. трудов. - Тверь, 2002. - С. 27-34.

УДК 316.64

Катунова Валерия Валерьевна

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

[email protected]

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

В статье представлены результаты исследования гендерных аспектов социальных установок личности в сфере туризма. В рамках структурного подхода к анализу социальных установок представлены культурно обусловленные различия в мужской и женской группах респондентов.

Ключевые слова: социальная установка, гендер, туризм, туристская деятельность.

Туризм как один из вариантов человеческой активности возможно изучать с различных методологических позиций. В настоящее время туризм как деятельность представлен в следующих областях социального знания:

- в экономической (в русле потребностно-де-ятельностного подхода);

- в реабилитационной (с точки организации процесса восстановления и развития физических, психических, эмоциональных, интеллектуальных сил человека);

- в антропоэкологической (с упором на среду как арену туристской деятельности человека);

- в социальной (туризм как общественное движение).

В частности, в психологии туризм определяется как вид досуговой деятельности, связанный с перемещением людей в оздоровительных, познавательных, деловых или иных целях [1]. Туризм взаимодействует с досуговой деятельностью и отдыхом, так как сочетает в себе такие виды деятельности, как расширение познания и восстановление сил. Тем не менее, рекреация не может быть исчерпана субъектно-деятельностным подходом,

туризм же, напротив, адекватно и полно может быть описан в методологических координатах деятельности, включая ее структуру [6; 11]. Одна из центральных позиций в структуре деятельности принадлежит социальным установкам, именно поэтому в фокусе представляемого эмпирического исследования находятся социальные установки различных социальных групп в области туризма.

Социальные установки обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения [2; 4; 5 и др.]. Они являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Так, социальные установки личности в области туризма отражают индивидуальные и культурно-обусловленные особенности личности, которые находят свое отражение в туристской деятельности. Согласно трехкомпонентной структурной модели М. Смита [2], этот конструкт включает когнитивный (содержащий представление о социальном объекте), аффективный (отражающий эмоционально-оценочное отноше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.