УДК 159.923
Зарипова Лина Зефаровна, Жданова Светлана Юрьевна
доктор психологических наук, доцент Пермский государственный университет Linochka03@gmail.com, Svetlanaur@gmail.com
ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МАЛОЗНАКОМОГО ЧЕЛОВЕКА У ЛИЦ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ И НЕСОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Представлены результаты исследования особенностей познания индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий; методический инструментарий, выделены и проанализированы соответствующие категории. Выявлены как общие, так и специфические тенденции познания малознакомого человека представителями разного типа профессий.
Ключевые слова: познание индивидуальности, субъект и объект познания, лица социономических и несоци-ономических профессий.
Индивидуальность человека как научная проблема широко обсуждается в на. учной среде, эксплицирована в психологической и междисциплинарной литературе. Индивидуальность и познание как психологические категории являются многоплановыми и могут быть рассмотрены с позиции объекта и субъекта познания. Изучение скрытого, имплицитного знания об индивидуальности с позиции субъекта, ее познающего, представляется достаточно важным, поскольку способствует более полному и глубокому пониманию феномена индивидуальности, изучению рефлексивного знания о нем, а также углубляет знание теории индивидуальности, способствует более полному и целостному ее пониманию [7]. Подход к индивидуальности человека как к субъекту познания становится все более распространенным [1; 3; 4; 5; 6; 9 и др.]. Опираясь на данные [3; 9] о закономерностях познания людьми друг друга в связи с возрастом, гендером, этносом и профессией, можно предположить, что познание индивидуальности малознакомого человека будет иметь свою специфику у субъектов разных профессий.
С целью изучения особенностей познания индивидуальности у представителей разных профессиональных групп (социономических и несоциономических [7; 8]) было организовано собственное исследование. Выборочную совокупность составили представители 2 групп профессий: первый тип профессий «человек-человек» (врачи, юристы, педагоги) и второй тип - «человек-техника» (инженеры, машинисты и др.), «человек-знак» (программисты, редакторы и др.), «человек-художественный образ» (художники, дизайнеры и др.). Объем выборки - 311 человек,
возраст от 18 до 72 л. В диссертационном исследовании был использован следующий методический инструментарий: метод свободного описания, метод рисунка, метод определений, метод семантического дифференциала, метод фотографий [3]. Для обработки полученного материала были применены качественные [2; 10; 12;] и количественные методы [11], а именно: экспертная оценка, контент-анализ (сегментарный тип) и ср* -угловое преобразование Фишера, 4-х клеточный корреляционный анализ. В ходе одной из задач исследования были изучены особенности познания индивидуальности малознакомого человека.
Результаты анализа данных представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, в результате исследования были выявлены общие для лиц социономических и несоциономических профессий тенденции, проявляющиеся в том, что в познании индивидуальности малознакомого человека особо значимы свойства личности (79,5% ссылок в среднем). Участники обеих групп исследования детально характеризуют темперамент: «этот человек по темпераменту скорее всего «холерико-сангвиник», «наверное, меланхолик» и др.; описывают характер: «веселый», «принципиальный», «скромный», «организованный», «дружелюбная» и др., отражают способности объекта познания: «пишет стихи», «имеет художественный дар», «прекрасно владеет владеет английским», «артистична» и др. Таким образом, обследованные отмечают качества, значимые в первую очередь для общения и деятельности, внешне легко определяемые, при этом поясняя, что в человеке, знакомом им менее года, «оценивать психологические качества пока трудно».
Таблица1
Т аблица результатов познания индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий
Место категории в структуре индивидуальности Категории Подкатегории Частота встречаемости признака Значе- ния Ф- крите- рия Фише- ра
в группе лиц социон. профессий (% доли) в группе лиц несоцион. профессий (% доли)
1. Характеристика индивидного уровня индивидуальности Физические качества Пол, возраст, характеристика внешности (рост, вес, внешний облик, цвет глаз, волос) 0,32 0,42 2,31**
2. Характеристика познавательной сферы и личностного уровня индивидуальности Психоло- гические особенности Особенности познавательной сферы (психические процессы, интеллект) 0,21 0,25 1,21
Свойства личности (темперамент, характер, способности) 0,79 0,80 0,85
Мотивационная сфера личности (мотивы, потребности, интересы, ценности) 0,20 0,38 3 71***
Особенности общения 0,62 0,40 1,64*
Эмоцное отверже- ние Отрицательные качества 0,26 0,16 1,70*
Эмоцное одобрение Положительные качества 0,38 0,30 0,61
Эготизм Употребление личных местоимений (я, мы, мне, мой) 0,08 0,18 2 70***
3. Характеристики социальнопсихологического уровня индив-дуальности Социалые роли Социальные роли и статус 0,13 0,12 0,14
Ссылка на других людей Ссылка на знакомых, друзей, членов семьи 0,22 0,13 1,82*
Метафора и/или оценка 0,21 0,31 2,24**
Примечание: р - уровень значимости; * - р<0,05; **
Вместе с этим, представители социономичес-кого и несоциономического труда положительно характеризуют индивидуальность малознакомого человека (частота ссылок на категорию «Положительные качества» 38% и 30% соответственно): «поддержит в трудную минуту», «сердобольный, понимающий», «умеет сглаживать конфликтные ситуации», «уважает партнера по жизни», «умеет давать ценные советы», «бескорыстно служит детям», «уважает мнение других», «редкая честность и порядочность» и др. Респонденты утверждают, что малознакомый объект познания «за короткое время проявил себя с хорошей стороны», указывая этим на значимость фактора времении.
- р<0,01; *** - р<0,001.
Наряду с этим, обследованные обращаются к физическим данным малознакомого объекта познания (37% в среднем по двум группам): «это девушка, около 23 лет», «подросток 13 лет», «голубые глаза», «рыжие волосы», «обувь на высоком каблуке», «носит темную одежду» и др. Авторы текстов склонны оценивать облик человека, знакомого им менее 1 года: «симпатичная», «неординарный внешний вид», «обаятельный», «стильный», «выглядит моложе своих лет» и т.д. Таким образом, респонденты останавливаются на ярких, привлекающих внимание деталях внешнего облика индивидуальности познаваемого объекта.
Характеризуя индивидуальность малознакомого человека, участники исследования всех ти-
пов профессий обращаются к «Особенностям познавательной сферы» (частота встречаемости соответственно 21% и 25%). Респонденты описывают психические процессы, интеллект объекта познания: «умный», «интеллектуальный», «обладает определенным уровнем интеллекта», «логичный», «неординарность мышления», «анали-тичный, строгий и критичный ум» и др. Менее 1 года знакомства оказывается достаточным для характеристики познавательных процессов.
Описывая объект познания, участники исследования обеих групп выборки поясняют, что «первоначально обращаешь внимание на социальное положение человека, то место, которое он занимает в обществе» (ссылка на категорию «Социальные роли/статус» 12,5% в среднем). Респонденты указывают на статус описыыаемого человека: «муж», «лидер», «медсестра», «деловой партнер», «поэт» и др.
В ходе исследования были также выявлены некоторые особенности. Так, в познании индивидуальности малознакомого человека лица со-циономических профессий используют категорию «Особенности общения» значимо чаще представителей несоциономического труда (64% и 40% соответственно; р = 1,64, р<0,05). Респонденты характеризуют коммуникативную сферу объекта познания: «общительная», «разговорчивый», «менее общителен с людьми, которых мало знает», «простой и приятный в общении», «легко идет на общение» и т.д. Такие данные можно объяснить тем, что с позиции обследованных профессий типа «человек-человек» «индивидуальность выражается в манере разговора», «если часто общаться, можно узнать индивидуальность», «пока не пообщаюсь с человеком, не могу сделать выводы» и др.
Особенное в познании индивидуальности выражено в значимо высокой встречаемости категории «Ссылка на других людей» у лиц социо-номических профессий (22% к 13% соответственно; р = 1,82, р<0,05). Авторы текстов указывают, что объект познания «хорошо относится к друзьям», «эгоистичный в отношении других, но предан близким», «чувствует состояние находящихся рядом людей», «притягивает к себе людей» и др. Респонденты видят индивидуальность малознакомого человека в связи с его взаимодействием с другими людьми.
Специфические черты также заключаются в высокой частоте ссылок на подкатегорию «От-
рицательные качества» у респондентов профессий типа «человек - человек», в отличие от лиц других профессий (26% к 16%; р=1,70, р<0,05). Участники исследования социономического труда пишут, что объект познания: «безответственный», «неискренний», «жесткий» и др., что может быть обусловлено, профессиональными особенностями, их нахождением в т.н. «зоне риска», повышенным уровнем выгорания, подверженностью профессиональной деформации, наличием таких черт, как цинизм, скептицизм, отстраненность, которые неизбежны и являются негативным следствием социономической деятельности.
Особенные черты познания индивидуальности малознакомого человека в группе лиц несо-циономических профессий проявляются в том, они в отличие от представителей других профессий, уделяют больше внимания физическим качествам, подробно останавливаясь на деталях роста, цвете глаз и волос, стилевых предпочтениях (42% и 32% соответственно; р = 2,31, р<0,01): «молодой парень», «женщина, 38 лет, невысокая», «длинные волосы», «индивидуальные черты лица: кончик носа - острый, лоб маленький», «белоснежные зубы», «с бородой», «зеленые глаза», «чернобровая», «блондинка с голубыми глазами», «одевается с большим вкусом», «опрятна», «модная», «внешне элегантно одетый, ухоженный», «с особой манерой одеваться», «любит розовый цвет в одежде», «стиль - спортивный» и др. Авторы текстов также в целом оценивают внешний облик малознакомого человека: «неординарный внешний вид», «красивая», «яркая внешность», «внешне миловидная» и т.д. Участники исследования поясняют, что «видны только внешние качества, внутренние закрыты пока», «внешность малоинформативна».
Различия в познании индивидуальности малознакомого человека провились также в частоте ссылок на подкатегорию «Мотивационную сферу личности»: лица несоциономических профессий достоверно чаще представителей социо-номического труда обращаются к мотивам, потребностям, интересам и ценностям объекта познания (38% и 20% ссылок соответственно, р = 3,71, р<0,001): «любит и удовлетворен своей работой», «самоотверженно борется за права женщин», «характерна твердость и упорство в достижении цели», «своеобразный комплекс интересов: любовь к естественным наукам сочетается с любовью к литературе», «знает, как дружить
и ценит дружбу», «материалист, но страется поддерживать свое духовное развитие», «любит украшать вокруг себя: дом, кабинет, двор», «ведет здоровый образ жизни», «у него жажда к знаниям и к жизни вообще», «всегда добьется своей цели», «стремление к познанию» и т.д. При этом участники данной группы отмечают, что «индивидуальность - о чем говорит, какие темы затрагивает, характеризует те или иные вещи и явления», «индивидуальность определяю по отношению к системе ценностей». Респонденты подчеркивают значимость данной сферы, возможность ее познания в малознакомом человеке.
Использование личных местоимений в познании индивидуальности малознакомого человека является более характерным для представителей несоциономических профессий (18% и 8% соответственно; р = 2,70, р<0,01): «данного человека я плохо знаю», «я знаком с ней менее года», «мне хорошо...», «мой знакомый» и др. Полученнные результаты можно объяснить большой включенностью в процесс познания индивидуальности малознакомого человека, апелляцией к собственному опыту, рефлексией.
У представителей профессий типа «человек -знак», «человек - техника», «человек - художественный образ» выявлена высокая частота встречаемости категории «Метафора и/или оценка» (31% к 21% соответственно; р = 2,24, р<0,01). Участники данной группы исследования отмечают, что объект познания: «тонкая натура», «вулкан», «бутон нераскрывшегося цветка» и др. Вместе с этим, обследованные склонны к оценке его индивидуальности: «эта индивидуальность приятная, милая и редкая», «аномальный», «эталон настоящего человека» и др.
Результаты изучения познания индивидуальности малознакомого человека у лиц разных профессий, позволяют сделать следующие выводы:
1. Общие тенденции в раскрытии индивидуальности через обращение к свойствам личности. Индивидуальность описывается через характер, способности конкретого объекта познания, иногда отождествляется с личностью. Из психологических особенностей респондентами отмечается познавательная сфера малознакомого человека, темперамент. Характерно эмоциональное одобрение и принятие объекта познания. Знание об индивидуальности малознакомого человека у лиц социономических и несоциономических профессий носит скорее избирательный и фраг-
ментарный характер, респондентами подчеркивается сложность такого познания («индивидуальность «размыта», «не открыта до конца», «пока это «темный лес»). Участники обеих груп исследования отмечают гипотетический характер знания, особенно в отношении психологических особенностей, познавательной и др. сфер, более реалистичными и познаваемыми являются данные о физическом облике малознакомого человека. Вместе с тем, авторы склонны к категоричной оценке объекта познания, для них характерны стереотипные суждения.
2. Особенным для представителей профессий типа «человек-человек» является выделение в индивидуальности малознакомого человека особенностей его общения, при описании его индивидуальности, ссылаются на других людей, знакомых, друзей, членов семьи. Индивидуальность в таком понимании - «социально активна», инициирует и поддерживает социальные контакты, взаимодействия. Вместе с этим, лица соционо-мического труда тяготеют к оцениванию объекта познания: как отрицательному, так и положительному, что преимущественно.
У лиц профессий типа «человек-знак», «человек-техника», «человек-художественный образ» отмечается тенденция к детальному описанию индивидуальности малознакомого человека через его внешние данные. В другом человеке особо выделяется его мотивационная сфера, интересы, направленность, ценности, цели и способы их достижения. Характеризуя процессуальную сторону познания индивидуальности, стоит отметить, что авторы текстов предпочитают метафорический способ познания малознакомого человека вербальному.
Итак, исследование профессиональных особенностей познания человека имеет теоретическое и практическое значение. Оно дополняет ранее изученные индивидуальные и возрастные особенности данного феномена и позволяет описать его с большей полнотой, направляя на дальнейшее раскрытие совокупности закономерностей и механизмов познания индивидуальности человека [9].
Библиографический список
1. Андреева Г.М. К проблематике социального познания // Мир психологии. - 1999. - N° 3. - С. 15-23.
2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. - М.: МГУ 1992. - С. 18-29.
3. БодалевА.А., ВасинаН.В. Познание человека человеком. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
4. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы // Психологический журнал. -2002. - Т. 23. - N° 1. - С. 71-80.
5. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 2. -С. 95-106.
6. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. - Пермь, 2005. - 190 с.
7. Каверина Р.Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий // Вопросы психологии. - 1978. - № 4. - С. 65-71.
8. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М., 1995. - 215 с.
9. Кукосян О. Г. Профессия и познание. - Ростов-на-Дону: Изд. Рост. ун-та. 1981. - 157с.
10. Метод контент-анализа в психологических исследованиях: учеб.-метод. пособие / под ред. О.И. Кильченко. - Пермь, 2007. - 113 с.
11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2003. -С. 157-198.
12. ЧупасоваМ.К. Место качественных методов в анализе социальных представлений // Социально-психологические исследования: Сб. науч. трудов. - Тверь, 2002. - С. 27-34.
УДК 316.64
Катунова Валерия Валерьевна
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
katunova@mail.ru
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
В статье представлены результаты исследования гендерных аспектов социальных установок личности в сфере туризма. В рамках структурного подхода к анализу социальных установок представлены культурно обусловленные различия в мужской и женской группах респондентов.
Ключевые слова: социальная установка, гендер, туризм, туристская деятельность.
Туризм как один из вариантов человеческой активности возможно изучать с различных методологических позиций. В настоящее время туризм как деятельность представлен в следующих областях социального знания:
- в экономической (в русле потребностно-де-ятельностного подхода);
- в реабилитационной (с точки организации процесса восстановления и развития физических, психических, эмоциональных, интеллектуальных сил человека);
- в антропоэкологической (с упором на среду как арену туристской деятельности человека);
- в социальной (туризм как общественное движение).
В частности, в психологии туризм определяется как вид досуговой деятельности, связанный с перемещением людей в оздоровительных, познавательных, деловых или иных целях [1]. Туризм взаимодействует с досуговой деятельностью и отдыхом, так как сочетает в себе такие виды деятельности, как расширение познания и восстановление сил. Тем не менее, рекреация не может быть исчерпана субъектно-деятельностным подходом,
туризм же, напротив, адекватно и полно может быть описан в методологических координатах деятельности, включая ее структуру [6; 11]. Одна из центральных позиций в структуре деятельности принадлежит социальным установкам, именно поэтому в фокусе представляемого эмпирического исследования находятся социальные установки различных социальных групп в области туризма.
Социальные установки обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения [2; 4; 5 и др.]. Они являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Так, социальные установки личности в области туризма отражают индивидуальные и культурно-обусловленные особенности личности, которые находят свое отражение в туристской деятельности. Согласно трехкомпонентной структурной модели М. Смита [2], этот конструкт включает когнитивный (содержащий представление о социальном объекте), аффективный (отражающий эмоционально-оценочное отноше-