© 2005 г. С. Т. Джанерьян
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ Я-КОНЦЕПЦИИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН СО СТАБИЛЬНЫМ ТИПОМ КАРЬЕР
Профессиональная Я-концепция есть системное двухкомпонентное образование, обладающее специфическими характеристиками, имеющее своим функционально-целевым назначением обеспечение реализации человеком определенного по содержанию смыслового отношения к профессиональной деятельности. Подсистемами профессиональной Я-концепции выступают отраженные в ее содержании личностные и субъектно-деятельностные свойства работающего человека, конкретизирующиеся в разнородных по содержанию и по функциям интенцио-нальных, инструментальных и экспрессивные чертах. Системообразующим фактором профессиональной Я-концепции выступает содержание целес-редственного смыслового отношения человека к его профессии, выраженное в соответствующем смыс-лообразующем мотиве профессиональной деятельности и презентирующее в образе предметно-профессиональную деятельность как занимающую место цели (или средства, или ценности) в отношении потребностей и ценностей субъекта. В зависимости от содержания системообразующего фактора профессионал осмысливает себя в целом и свои отдельные свойства (субъектно-деятельностные или личностные) в качестве цели-ценности, актуальной цели или средства по отношению к предметно-профессиональной деятельности, что и обусловливает специфическое содержание, структуру и характеристики профессиональной Я-концепции. Эмпирическим выражением профессиональной Я-кон-цепции являются самоописания субъектов.
Смысловое отношение к профессиональной деятельности есть психологическое отношение, в котором профессиональная деятельность (или ее отдельные стороны) презентируется в сознании субъекта как представление о ее месте, роли, функциональном назначении в жизнедеятельности, о ее значении для реализации тех или иных потребностей и ценностей субъекта, и которое выражается в форме смыс-лообразующих мотивов конкретной деятельности. Нами выделены ценностные и потенциально конфликтные ценностные отношения, потребностно-технологические и потенциально конфликтные по-требностно-технологические отношения, средственные и потенциально конфликтные средственные отношения, амбивалентные (актуально конфликтные) отношения. В ценностном отношении деятельность (содержание, цели, результаты) воплощает личностную ценность самого субъекта, не только реализующуюся в этой деятельности, но и выводящую его за пределы последней. Здесь человек служит целям профессии настолько, насколько они воплощают его собственные ценности, тогда сам он и его профессиональное дело рассматриваются им как единое целое, как ценности-цели самого человека. В по-
требностно-технологическом отношении деятельность (содержание, цели, результаты) воспринимается субъектом как его актуальная цель по удовлетворению собственной привычно актуализирующейся потребности (и стоящих за ней внутренних процессуально ориентированных мотивов) в этой деятельности. Субъект выполняет служебную функцию - функцию средства - в достижении цели деятельности. При потребностно-технологическом отношении субъект заинтересован в стабилизации содержания, условий, целей, результатов деятельности, ибо в противном случае невозможно удовлетворение его привычной потребности в деятельности привычными же способами. В средственных отношениях деятельность (содержание, цели и результаты) рассматривается субъектом как средство достижения его собственных целей, удовлетворения потребностей и стоящих за ними внешних смыслообразующих мотивов, не связанных непосредственно с содержанием, целью и результатами деятельности.
Потенциально конфликтным может быть любое смысловое отношение к профессии, при котором общее содержание смыслового отношения к профессии характерно для человека в целом, а какие-то отдельные из его субъектно-деятельностных или личностных проявлений тяготеют к реализации иного по смыслу отношения к профессии. Наличие потенциально конфликтных смысловых отношений не препятствует доминированию единого по содержанию смыслового отношения человека к его профессии. Актуальная конфликтность отношений проявляется в отсутствии единого устойчивого смыслового отношения человека к профессии, и каждые в отдельности из его свойств либо тяготеют к одновременной реализации различных по содержанию смысловых отношений, либо только какое-то одно из его свойств устойчиво связано с определенным смысловым отношением.
Указанные типы смысловых отношений человека к профессиональной деятельности различаются по специфическому осмыслению работающими субъектами своих целей и целей деятельности, по особому восприятию ими своей профессиональной деятельности, но, главным образом, по содержанию смыслообразующих мотивов деятельности.
На основе выделенного В. А. Ганзеном [1] метода базиса для описания интегральных характеристик системного объекта нами рассматривались пространственные, временные, интенсивностные и информационные характеристики профессиональной Я-концепции. В качестве пространственных характеристик Я-концепции выступили ее генерализован-ность по содержанию и концентрированность на сферах жизнедеятельности, отражающие полноту осознания человеком себя как субъекта деятельно-
сти и как личности в контексте его профессии-карьеры. Эмпирически генерализованность рассчитывалась на основе определения предпочтительности неслучайно употребленных в самоописаниях подкатегорий, отражающих в отдельности инструментальные, экспрессивные и интенциональные черты в субъектно-деятельностных и личностных свойствах.
Профессиональная Я-концепция считалась генерализованной по содержанию, если в текстах самоописаний все подкатегории употреблялись без значимых предпочтений какой-либо из них. Профессиональная Я-концепция считалась фрагментарной по содержанию, если в текстах самоописаний отдельные подкатегории не употреблялись, а среди наличествующих имели место значимо предпочитаемые. Профессиональная Я-концепция считалась дифференцированной по содержанию, если на фоне наличия в текстах самоописаний всех подкатегорий имело место значимое предпочтение в употреблении отдельных из них.
Временными характеристиками Я-концепции выступили отнесенность в самоописаниях субъект-но-деятельностных и личностных свойств к соответствующим временным периодам - к настоящему, прошлому, будущему. В качестве эмпирических показателей временных характеристик рассматривались временные коэффициенты настоящего, прошлого или будущего. Они рассчитывались как отношение числа упоминаний различных свойств человека в соответствующем времени (настоящем, прошлом или будущем) к числу всех упоминавшихся в различных временных периодах свойств. Временная отнесенность Я-концепции к тому или иному временному интервалу считалась установленной, если показатели соответствующего временного коэффициента неслучайно наличествовали в текстах самоописаний.
К интенсивностным характеристикам отнесена субъективная значимость в содержании Я-концепции тех или иных черт, включенных в субъ-ектно-деятельностные или личностные свойства. В качестве эмпирического показателя субъективной значимости конкретной черты в общем содержании Я-концепции выступили преимущественная частота ее встречаемости (употребления категории) в тексте самоописания наряду с ее преимущественной вербальной детализированностью. Преимущественная частота встречаемости той или иной черты определялась на основе выявления значимых предпочтений частоты употребления соответствующей по содержанию подкатегории в тексте самоописаний. Преимущественная вербальная детализированность определялась на основе выявления числа слов, выражающих данную подкатегорию.
К информационным характеристикам были отнесены способы самоотношения, представленные в текстах самоописаний. Субъектный и объектный способы самоотношения понимались нами как модусы подхода или способы отношения человека к
себе самому, выражающиеся в свойствах характера и обращении человека с самим собой [2-4]. Различия между субъектным и объектным способами самоотношения проявляются в самоописаниях в доминировании в них тех или иных черт, свойств человека; указаниях на специфику авторства, инициирования поведения и действий; демонстрации или отрицании собственной результативности и продуктивности; наличии или отсутствии временной перспективы; подчеркивании или отрицании индивидуальности; особенностях знаков и критериев (внешних или внутренних) самоотношения; наличии или отсутствии приписывания человеку другими людьми или самоприписывания ценности. Указанные признаки легли в основу выделения в самоописаниях эмпирических признаков субъектного и объектного способов самоотношения.
В качестве эмпирического показателя субъектного способа самоотношения определялась разность между абсолютными значениями индивидуальных субъектных и объектных упоминаний в текстах самоописаний. Далее полученная совокупность значений разностей разбивалась на три градации: выраженная объектность, выраженная субъектность, средняя (нейтральная) субъектность. В первую градацию вошли значения разностей, которые были меньше значений 40-го процентиля; во вторую -значения разностей, которые были больше значений 60-го процентиля всей совокупности; в третью -значения разностей, которые располагались в диапазоне между значениями 40 и 60-го процентилей, включая эти значения. Преимущественная выраженность того или иного способа самоотношения рассчитывалась с помощью биномиального критерия как неслучайность частоты встречаемости сочетания «нейтральная субъектность и выраженная объектность» по отношению к выраженной субъектности или сочетания «нейтральная и выраженная субъектность» по отношению к выраженной объектности. В итоге доминирование сочетания «нейтральная субъект-ность и выраженная объектность» квалифицировалось как объектный, доминирование сочетания «нейтральная и выраженная субъектность» - как субъектный, а в остальных случаях - как смешанный способы самоотношения.
В психологической литературе широко обсуждаются различия между планированием, выбором, реализацией, завершением профессиональных карьер мужчинами и женщинами. Как правило, указанные различия анализируются без учета типов (стабильного или нестабильного) карьер, выступая следствием различной по содержанию профессиональной мотивации, а вместе с тем и различных по содержанию отношений мужчин и женщин к их профессиональной деятельности и карьере. В литературе акцентируется внимание на решающей роли Я-концепции на всех этапах карьеры. Однако работы, специально посвященные мужским и женским вариантам профессиональных Я-концепций субъектов, обнаруживающих сходные по содержанию смысло-
вые отношения к профессии, практически отсутствуют. Цель настоящего исследования заключалась в установлении различий между особенностями характеристик профессиональных Я-концепций мужчин и женщин, реализующих стабильные карьеры в разных типах профессий. К стабильным были отнесены карьеры в одной и той же, постоянной на всем протяжении жизненного пути профессии.
В эмпирической части исследования сравнивались пространственные, временные, интенсивност-ные, информационные характеристики для сходных типов профессиональных Я-концепций мужчин и женщин, реализующих стабильные карьеры в социо-(тип «Человек») и несоциономических (типы «Техника», «Знак», «Природа», «Художественный образ») профессиях. На основе подвергнутых факторному и регрессионному анализам свыше 400 профессиональных самоописаний были выделены 4 группы мужских и женских вариантов Я-концепций. Группу 1 составили мужские (17 чел.) и женские (70 чел.) варианты профессиональных Я-концепций, которые имеют своим системообразующим фактором ценностное потенциально конфликтное отношение к профессиональной деятельности; группу 2 - мужские (11 чел.) и женские (39 чел.) варианты профессиональных Я-концепций, имеющих своим системообразующим фактором потребностно-технологическое потенциально конфликтное отношение к профессиональной деятельности; группу 3 - мужские (11 чел.) и женские (81 чел.) варианты профессиональных Я-концепций, имеющих системообразующим фактором средственное потенциально конфликтное отношение к профессиональной деятельности; группу 4 - мужские (21 чел.) и женские (45 чел.) варианты профессиональных Я-концепций, имеющих системообразующим фактором амбивалентное смысловое отношение к профессиональной деятельности.
Влияние пола на специфику различных характеристик профессиональных Я-концепций неоднозначно и обусловлено как типом последних, так и типом профессий.
При наличии ценностного потенциально конфликтного отношения к деятельности профессиональные Я-концепции мужчин и женщин, работающих в социономических профессиях, различаются только по специфике пространственных (генерали-зованность и концентрированность) и временных характеристик; а профессиональные Я-концепции мужчин и женщин, работающих в профессиях иных типов, - по специфике пространственных (концен-трированность), временных и интенсивностных характеристик. При наличии потребностно-технологического потенциально конфликтного отношения к деятельности профессиональные Я-концепции мужчин и женщин, работающих в со-циономических профессиях, различаются по специфике пространственных (концентрированность), временных и интенсивностных характеристик. Для потребностно-технологических потенциально конфликтных отношений, присущих субъектам несо-
циономических профессий, а также для средствен-ных потенциально конфликтных или амбивалентных отношений, присущих субъектам социо- или несоциономических профессий, мужские и женские варианты профессиональных Я-концепций различаются по специфике всех их характеристик - пространственных, временных, интенсивностных, информационных. Иными словами мужские и женские варианты профессиональных Я-концепций субъектов, реализующих стабильную карьеру в социономиче-ских профессиях, наиболее сходны при их ценностном потенциально конфликтном отношении к профессиональной деятельности.
Половая дифференциация и тип профессий субъектов по-разному влияет на своеобразие каждой из характеристик в каждом из рассматриваемых типов профессиональных Я-концепций.
У представителей социономических профессий мужские и женские варианты для любого из типов профессиональных Я-концепций различаются по генерализованности и соотносятся как фрагментарные - дифференцированные. Различия по специфике концентрированности неоднозначно проявляются для мужских и женских вариантов тех профессиональных Я-концепций, системообразующим фактором которых являются потенциально конфликтные ценностные, по-требностно-технологические или амбивалентные отношения субъектов к их профессии.
У представителей несоциономических профессий различия по специфике генерализованности установлены между мужскими и женскими вариантами профессиональных Я-концепций, системообразующим фактором которых выступают средственные потенциально конфликтные или амбивалентные отношения к профессии; различия по специфике концен-трированности - для Я-концепций, системообразующим фактором которых выступает любое из потенциально конфликтных отношений к профессии.
Половая дифференциация и тип профессий субъектов по-разному влияют на своеобразие временных характеристик их профессиональных Я-концепций. Женские варианты каждого из типов Я-концепций в отличие от их мужских развернуты в более широкой временной перспективе. Исключение составляют профессиональные Я-концепции субъектов несоциономи-ческих профессий: здесь мужские варианты представлены в настоящем и прошлом, а женские - в настоящем и будущем.
Содержательное совпадение интенсивностных характеристик - субъективно значимых черт - зафиксировано для мужских и женских вариантов профессиональной Я-концепции, обусловленной ценностным потенциально конфликтным отношением субъектов к их социономической профессии. В каждом из других типов Я-концепций субъективно значимыми чертами для их мужских вариантов (и независимо от типа профессии мужчин) выступают субъектно-деятельностные инструментальные черты, а для женских вариантов (и в их обусловленности типами Я-концепций и типами профессий) -
наряду с субъектно-деятельностными инструментальными и другие содержательно различающиеся черты.
Различия в информационных характеристиках -способах самоотношения - между мужскими и женскими вариантами для каждого в отдельности из типов профессиональных Я-концепций неоднозначны и зависят от типа профессии их субъектов. Для субъектов социономических профессий установлены различия между мужчинами и женщинами по способу их самоотношения в случаях их Я-концепций, обусловленных средственным потенциально конфликтным или амбивалентным отношениями; а для субъектов несоциономических профессий - в случаях каждого из типов Я-концепций, исключая обусловленные ценностным потенциально конфликтным отношением.
Результаты проведенного анализа мужских и женских вариантов профессиональных Я-концепций субъектов стабильной карьеры, работающих в разнотипных профессиях, позволяют представить следующие психологические рекомендации.
Наименее целостными являются профессиональные Я-концепции субъектов, обнаруживающих амбивалентные отношения к их профессиональной деятельности. Для указанной категории лиц необходимо развернутое психологическое консультирование, направленное на формирование карьерных планов, осознание субъектами места профессии в своей жизни и своего места в этой профессии, на осознание и выработку своего отношения к профессии.
На расширение осознаваемого человеком в себе должны быть направлены мероприятия по отношению к мужчинам, работающим в любом из типов профессии и обнаруживающим потенциально конфликтные отношения к ней; либо работающим в социономической профессии и обнаруживающим амбивалентное отношение к ней; а также к женщинам, работающим вне социономической профессии и обнаруживающим потенциально конфликтные ценностное, потребностно-технологическое и амбивалентное отношения к деятельности.
На расширение временной перспективы, в частности на сравнительное осознание и осмысление человеком себя на всем протяжении его карьеры, включая одновременно прошлое и будущее, должны
Ростовский государственный университет
быть направлены психологические мероприятия по отношению к мужчинам, работающим вне соционо-мических профессий и обнаруживающим любое из потенциально конфликтных отношений к своей деятельности; либо работающим в социономической профессии и обнаруживающим потребностно-технологическое потенциально конфликтное или амбивалентное отношения к ней.
На актуализацию субъектного способа самоотношения должны быть направлены психологические мероприятия по отношению к мужчинам и женщинам, работающим в любом из типов профессий и обнаруживающим потенциально конфликтное по-требностно-технологическое отношение к своей деятельности; а также к женщинам, работающим вне социономической профессии и обнаруживающим амбивалентное отношение к своей деятельности.
Наличие половой дифференциации в специфике пространственных, временных, интенсивностных, информационных характеристик профессиональных Я-концепций предполагает изучение последних не в связи с различными смысловыми отношениями мужчин и женщин к их профессии, как это имеет место в современных сравнительно-психологических исследованиях, а в связи со сходными смысловыми отношениями мужчин и женщин к их профессии. При сходном смысловом отношении субъектов к их профессиональной деятельности мужские и женские варианты профессиональных Я-концепций различаются.
Литература
1. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
2. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. Москва; Воронеж, 1995.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989.
4. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
18 марта 2005 г.