культурных ценностей и ценностных ориентаций, определяющих национальное сознание и вектор направленности этнических констант, и, вместе с тем, привносящих свое содержание в понимание явлений искусства и культуры.
Интерпретируя музыкальное сочинение, студент как бы вскрывает некий психологический материк своеобразно запечатленного человеческого бытия. Ведь философские и социальные основания, наполняя специфическим содержанием психологические импульсы, укореняются и прорастают в музыкальной ткани. В своем создании композитор спрессовывает многослойный спектр идей и образов времени, а исполнитель призван их расшифровать и, последовательно передавая из одной эпохи в другую, выразить в своем искусстве. Поэтому при освоении формы и содержания музыкального произведения студент при направляющей поддержке педагога открывает широкий культурный пласт этнохарактерных идей и способов их эмоционального и интеллектуального выражения в стилистических, образных, фактурных характеристиках музыки. Таким образом, интерпретируя сочинение, студент неминуемо воссоздает художественную картину мира, что становится важным формирующим звеном его исполнительского стиля.
Реализации принципа неразрывного одновременного формирования художественной картины мира и этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента способствует направленность образовательного процесса на установление постоянно актуализирующихся межпредметных связей. Последнее предполагает интеграцию теоретических знаний и представлений, полученных на занятиях по истории художественной культуры, истории музыки, истории стилей, анализа и интерпретации произведений искусства, общей и музыкальной психологии, психологии творчества, и практического опыта в процессе профессиональной подготовки на занятиях по основному музыкальному инструменту, концертмейстерскому классу, ансамблю [4; 5; 6].
Развитие этнокультурного самосознания и самопознания личности является еще одним важным условием реализации этнокультурного подхода к современному образованию в целом и к музыкально-исполнительской деятельности студента в частности.
Реализация этого условия согласуется с принципом рефлексии развития личности в культурно-исторической эволюции. Становление личности в процессе развития общества и культуры и сопряженное с этим осознание человеком себя как личности, позволяют возвыситься над собой, сделать предметом своего познания себя самого. Процесс самопознания и самосознания личности, предполагающий вычленение собственного «Я» из окружающего мира, природы и общества, оценку самого себя, собственных переживаний, оказывает непосредственное влияние на выявление и выра-
жение пространства индивидуального в музыкально-исполнительском стиле. При этом замечено, что уровень индивидуальной культуры исполнителя зависит от динамики развития и уровня культуры национальной исполнительской школы.
Развитие в процессе музыкально-исполнительской деятельности художественно-образной формы самопознания, для которой характерно как рациональное, так и эмоционально-интуитивное постижение музыкального произведения обнаруживает сущностные основы собственно процесса творчества, характеризующееся личностной вовлеченностью во внеличное. Этот процесс проявляется в поиске так называемого сверхиндивидуального в интерпретации музыкального сочинения, что сопряжено вместе с тем с открытием существенных для человека глубин и потенций и представлении себя как свободной развитой творческой личностью.
Индивидуализированные характеристики стиля проявляются в процессе интерпретации сочинения, когда нахождение «живого центра» произведения, то есть изначально породившей его духовной основы, затрагивает «глубинный нерв» психической организации исполнителя. В этой точке пересечения личностных и художественных потенций обнаруживается уникальная потребность исполнителя к воспроизведению, прежде всего, духовного слоя сочинения. Именно обращение к своему сверхиндивидуальному началу - особого рода «самовосхождение» - открывает путь воссоздания сочинения в той же духовной плоскости, что и его создание. Здесь-то и вырисовывается автопортрет исполнителя, в котором за реально прочерченными линиями и формами сочинения угадывается неповторимо самобытная индивидуальная составляющая его стиля.
Реализация принципа рефлексии развития личности в культурно-исторической эволюции обнаруживает теснейшую взаимосвязь самопознания личности с эволюцией более широкой сферы - самопознания в художественном мышлении, искусстве.
В контексте обозначенного выше условия эффективного формирования музыкально-исполнительского стиля студента важной задачей педагога становится развитие у студентов этнокультурного и этно-ориентированного музыкально-эстетического сознания.
Являясь одним из важнейших структурных компонентов национального сознания, этнокультурное самосознание связано с пониманием людьми своей принадлежности к определенной этнокультурной общности, а также осознанием этнокультурных ценностей и представлений данной общности в целостной системе этнокультурных отношений. Развитие у студентов эт-ноориентированного музыкально-эстетического сознания, которое отражает культурно универсальные и этноспецифические дефиниции стиля, связано с воспроизводством особого рода «звучащего сознания», позволяющего исполнителю определенного этноса, сохраняя колорит своего этнохарак-
терного наследия, одновременно создавать общекультурные общественно значимые смыслы, тем самым самореализовываться через этномузыкаль-ную культуру общества.
Реализация обозначенного условия способствует развитию у студентов глубоких позитивных чувств к истории, культурным традициям своего народа, что приводит, с одной стороны, к воспроизводству особенностей национальной исполнительской школы и сохранению целостности этнокультурных традиций с другой.
В качестве третьего условия формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента выступает развитие у студентов этнокультурной идентичности, во многом продолжающее линию развития этнокультурного сознания. Это условие сопряжено с принципом целостного восприятия формы и особенностей другой культуры, осознание которых ведет к пониманию и дифференциации собственной этнокультурной идентичности.
Формирование этнокультурного стиля студента реализовывается как на уровне внутреннего диалога, происходящего между «Я-рельным» и «Я-идеальным», так и на более широком уровне диалога национальных исполнительских школ, этнокультурных традиций и целостных культур. Именно подобного рода полилоговое взаимодействие, с одной стороны, повышает эффективность формирования исследуемого стиля, а с другой - порождает новые смыслы в музыкальном мышлении и формирует новые этнокультурные нормы. Особенно ярко этот принцип проявляется в сотворческом диалоговом общении «студент - преподаватель», а также в ансамблевой исполнительской деятельности.
Таким образом, в музыкально-исполнительской деятельности студенты, осваивая культурные нормы, этнические и социально-нравственные представления, формируют определенные личностные установки и ценностные ориентации, определяющие этнокультурный аспект идентичности.
Четвертое условие эффективного формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента - развитие личностной этномузыкальной культуры студента, с одной стороны имеет самостоятельное значение, а с другой - обобщает важнейшие характеристики трех вышеизложенных условий и вырастает до уровня принципа этнокультурного развития личности студента.
Характеризуя принцип развития этномузыкальной культуры, следует подчеркнуть важность воспитания у студентов интегрированного качества, позволяющего создавать этномузыкальные ценности через национальносвоеобразное познание мира и себя в этом мире, а также способствующего самореализации личности в музыкальном аспекте как представителя этноса. Именно это качество определяет во многом мировоззрение и менталитет людей конкретного этноса.
Соблюдение принципа развития этномузыкальной культуры студента предполагает целый ряд общих положений: развитие чувства сопричастности к обществу, истории, Родине, жизни народа в целом, всему человечеству; постижение красоты мира и природы, гармонии человека с окружающей средой; осмысление идеи о ценности человеческой жизни, человеческого труда, физического и нравственного здоровья, семьи; необходимость формирования чувства личной ответственности за сохранение и развитие родного разговорного и музыкального языка; усвоение и осознание правильности народных понятий о красоте, добре, истине, любви; формирование эмоционально-эстетического отклика на окружающую действительность; необходимость уважительного отношения людей друг к другу, почитания родителей, родных, старших; участие в возрождении и сохранении этному-зыкального искусства.
Развитие этномузыкальной культуры студента как условие эффективного формирования его исполнительского стиля предполагает два основных направления - приобщение студентов, то есть изучение, воспитание, сохранение этнокультурных традиций и непосредственное развитие этно-ориен-тированного интонационного слуха.
Приобщение к этнокультурным традициям - наиболее устойчивой стереотипной части национальной культуры - позволяет сохранить уникальность своей культуры и, вместе с тем, вести диалог с представителями самых различных мировых этносистем и культур. Анализируя различные исполнительские интерпретации, студенты изучают устойчивые основы и особенности национальных исполнительских школ, выявляя в них модальные, то есть наиболее типичные, распространенные, культурно обусловленные черты и маргинальные, характеризующиеся, прежде всего, отклонением от общепринятой нормы и внестилевым мышлением.
Развитие этно-ориентированного интонационного слуха связано с выявлением интонационных констант, определяющих национальное своеобразие каждого народа. Развитие способности человека к восприятию, переживанию, представлению и воспроизведению интонационных констант, представляющих концепты эмоциональных состояний, способствует расшифровке национального мировоззрения, мировосприятия, мирочувство-вания, национального характера определенного народа, эмоционального строя его души.
Таким образом, в процессе развития личностной этномузыкальной культуры студенты через постижение национального менталитета осваивают свойственный данной этнической общности стиль жизни и культуры, присущую данной нации систему ценностей, взглядов, норм поведения. В результате чего, глубинный духовный пласт общественного сознания и коллективного бессознательного исторического, мифологического, идеологического и психологического содержания становится неотъемлемой частью личностной и профессиональной культуры студентов.
Подводя итог вышесказанному, сформулируем основные положения системы психолого-педагогических условий и принципов эффективного формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента:
1. Направленность образовательного процесса на осознание студентом этнокультурной сущности музыкально-исполнительской деятельности, предполагающее:
а) понимание музыкально-исполнительской деятельности как выражения этнокультурной ментальности;
б) выявление в национальных исполнительских школах модальных основ и маргинальных особенностей;
в) целенаправленное воздействие педагога на восприятие студентом музыкального произведения как носителя этнокультурных традиций, в котором отражены общие и национальные характеристики эпохи и психической деятельности человека;
г) осознание студентом собственной этнокультурной идентичности и развитие его способностей к целостному восприятию формы и особенностей другой культуры;
д) развитие этноориентированного слуха и этноориентированного музы-калыю-эстетического сознания студента.
2. Направленность образовательного процесса на неразрывное одновременное формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента и его художественной картины мира, предусматривающее:
а) установление постоянно актуализирующихся межпредметных связей, интеграцию теоретических знаний и практического опыта в процессе профессиональной подготовки студента;
б) оценивание и принятие студентом себя как носителя этнокультурных традиций и этнокультурного исполнительского стиля, а свою творческую деятельность как часть целостной этнокультурной системы и основания для развития личностных этнокультурных ориентаций;
в) воспитание у студентов интегрированного качества, позволяющего создавать этномузыкальные ценности и собственный этнокультурный исполнительский стиль через национально-своеобразное познание мира и себя в этом мире как представителя этноса.
г) развитие у студентов чувства сопричастности к обществу, истории, Родине, формирование эмоционально-эстетического отклика и чувства личной ответственности за возрождение, сохранение культурных традиций своего народа и продолжение исполнительских традиций национальной исполнительской школы.
д) формирование у студента мотивации к расширению его профессиональных этнокультурных интересов и кругозора.
3. Открытость образовательного процесса для творческого саморазвития студента, в котором его личностные ценности выступает в качестве смысловых регуляторов формирования его этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности, предполагающие:
а) активизацию педагогом познавательной и эмоционально-волевой сфер студента, его духовных способностей в процессе неразрывного создания нового продукта - оригинальной интерпретации музыкального сочинения - и трансформации личности студента;
б) формирование у студента мотивационной сферы с ведущим мотивом, заключающимся в его стремлении к нахождению своего интерпрета-торского решения;
в) развитие у студента способностей к усвоению и переосмыслению этнокультурных традиций исполнения музыкального сочинения, к преодолению барьеров, стандартов в исполнении сочинения, к установлению истинности и непротиворечивости собственного интерпретаторского решения;
г) использование педагогом личного опыта студента в построении проекта, т.е. плана-модели художественного образа сочинения.
д) развитие у студента специальных исполнительских навыков выражения индивидуальной исполнительской воли в архитектурно-звуковом оформлении музыкального материала и высокого уровня способностей к широкому использованию средств музыкальной выразительности в соответствии с ресурсами индивидуальной исполнительской техники.
Библиографический список
1. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / Е. А. Климов. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1969. - 278 с.
2. Ильин, Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты [Текст] / Е. П. Ильин // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 85-93.
3. Вахтель, Л. В. О возможностях реализации этнокультурного подхода в профессиональном обучении психологов / Л. В. Вахтель // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности : коллективная монография / под ред. К. М. Гайдар. — Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2007. — С. 284-295.
4. Вахтель, Л. В. Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента : монография [Текст] / Л. В. Вахтель. - Воронеж : Воронеж, гос. пед. ун-т, 2004. - 134 с.
5. Вахтель,Л.В.Психологиятворчества:учебно-методическоепособие [Текст]/ Л. В. Вахтель. - Воронеж : Воронежский гос. ун-т, 2006. - 32 с.
6. Вахтель, Л. В. История художественной культуры : учебно-методическое пособие [Текст] / Л. В. Вахтель. - Воронеж : Воронежский гос. пед. ун-т, 2007. -58 с.
УДК 370
А. И. Улзытуева
К ПРОБЛЕМЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА
Проблемы поликультурного образования, при котором происходит ознакомление детей с различными национальными культурами, являются важными в современном полиэтническом обществе. Решение данных проблем актуально и для дошкольного образования.
Л. А. Степашко считает: «По существу каждая школа должна иметь свой вариант культурного образовательного пространства, регионального и общего, и это в современном мире является необходимым условием социализации и инкультурации индивида: конкретного человека» [10, с. 11]. И далее: «Знамением нашего времени с его динамично развивающимся сотрудничеством между странами во всех сферах человеческой деятельности следует считать формирующееся в общественном сознании представление о «мировом образовательном пространстве» [10, с. 11]. Применительно к конкретному региону, Забайкальскому краю, следует говорить, таким образом, об образовательном пространстве, общем (Российском), региональном и мировом.
Известно, что первым звеном непрерывного образования является дошкольное, следовательно, культурное образовательное пространство должно создаваться и в дошкольных учреждениях, где ребенок воспитывается, развивается, обучается, социализируется. Социализация же рассматривается во взаимодействии процессов идентификации и обособления. Идентификация - это процесс становления и развития идентичности.
В нашем исследовании мы изучаем проблему обучения речевому общению дошкольников в условиях двуязычия (бурятско - русского и русско-бурятского). Решение данной проблемы невозможно без обращения к понятиям «идентичность», «этничность» с тем, чтобы изучить особенности социокультурного развития ребенка. Важно также понять, как происходит процесс идентификации ребенка в условиях билингвизма.
Процесс идентификации происходит в ходе общения, коммуникации, сопоставления, сравнения. В результате взаимодействия (прямого или опосредованного) с иной группой данная область обретает свои «особые» признаки. Поэтому исследователи считают, что идентичность - это символическое средство объединения с одними и дистанцирования от других.
Проблема идентичности, по мнению А. П. Садохина, связана с «Я-кон-цепцией», при этом «Я» здесь вовсе не равно личности, это некий феномен, характеризуемый внутренним единством, близкий к понятию самосозна-
ния, которое складывается из представлений человека о себе и для себя, а также из представлений о себе для других» [9, с. 155]. Далее автором выделяется несколько уровней идентичности.
Первый уровень - личностно-психологический. На данном уровне ребенок осознает себя человеком, происходит это довольно рано. В программе социального развития ребенка С. А. Козловой «Я - человек» уже для младшей группы обозначены такие разделы, как «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди» [7]. Ребенок осознает себя человеком, членом семьи (сыном, дочерью, братом, сестрой, внуком и пр.).
Второй уровень - социально - психологический. На этом этапе может идти речь о принадлежности к социальной группе. Думается, что детский сад, группа детского сада-это тоже социальная группа, т. к. ребенок вступает во взаимодействие с детьми, со взрослыми, складываются внесемейные межличностные, субъект - субъектные отношения, он представляет определенную группу, сравнивает свою группу с другими группами дошкольного учреждения, понимает, что детский сад отличается от школы и т. д. Данный уровень включает и этносоциологическую идентичность, т. е. индивид осознает свою принадлежность к определенному этносу. Этническая идентификация ребенка происходит, как правило, на начальном этапе путем подражания взрослым, неосознанно копирования стереотипов поведения, принятых в семье и в том окружении, где он растет, воспитывается. «Эт-ничность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым идентифицируют себя сами люди или идентифицируются другими людьми как члены определенной этнической группы» [9, с. 90]. Главным условием существования этничности является наличие последовательного деления на «мы» и «они», поскольку этничность предусматривает отношения между группами людей, которые различаются по определенным культурным характеристикам. Этничность может существовать в условиях сравнения и коммуникаций.
Межкультурная коммуникация выводит на передний план проблему формирования этнокультурной идентичности. Смысл понятия «этнокультурная идентичность» отражает термин, предложенный русским философом и этнопсихологом Г. Г. Шпетом, рассматривавшим этнокультурную идентичность как переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделение от других. Считая этнокультурную идентичность составной частью социальной идентичности, современные исследователи предпринимают попытки выделить присущие только ей особенности.
Возникает вопрос, можно ли отождествлять понятия «этническая идентичность» и «этнокультурная идентичность»? Само название данных понятий свидетельствует о том, что второе понятие (этнокультурная идентичность) шире по значимости первого. Известно, что достаточно большое количество представителей национальных меньшинств не знают нацио-