Научная статья на тему 'Категория «Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности»'

Категория «Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
161
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вахтель Лариса Викторовна

Рассматривается новая в психолого-педагогической науке категория «этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности». Автор обозначает теоретико-методологические принципы изучения исследуемого стиля, формулирует его понятие, определяет структуру и основные функции применительно к образовательному процессу в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Вахтель Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория «Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности»»

способностей студентов художественно-графического факультета педагогических институтов необходимо учитывать все компоненты структуры изобразительных и педагогических способностей, а также их свойств. Следует учитывать, что все они тесно связаны между собой и лишь их гармоничное сочетание определяет уровень профессионализма.

Литература

Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности / Б.Г. Ананьев // Проблемы способностей. М., 1962.

Бакушинский, А.Б. Художественное творчество и воспитание / А.Б. Бакушинский. М.: Нов. Москва, 1925.

Батищев, Г.С. Диалектика творчества / Г.С. Батищев. М., 1984.

Библер, В.С. Мышление как творчество /

B.С. Библер. М., 1975.

Гальтон, Ф. Наследственность таланта: законы и последствия / Ф. Гальтон. М.: Мысль, 1996.

Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2004.

Зинченко, В.П. О методах развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку / В.П. Зинченко // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: сб. / отв. ред. Н.Н. Ростовцев. М.: МГПИ, 1983.

Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. М.: АПН СССР, 1961.

Леонтьев, А.Н. Художественное творчество и психология / А.Н. Леонтьев. М., 1991.

Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопр. психологии. 1989. № 6. С. 29 - 33.

Никифорова, О.И. Исследование по психологии художественного творчества / О.И. Никифорова. М., 1972.

Петровский, А.В. Способности и труд / А.В. Петровский. М., 1966.

Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарёв. М.: Педагогика, 1976.

Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. М.: Наука, 1976.

Рубинштейн, С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории /

C.Л. Рубинштейн // Психология индивидуальных различий. М., 1982.

Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. М.: Просвещение, 1966.

Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Якобсон, П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон. М., 1970.

Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. М.: Изд-во «Флинта», 1997. С. 224.

Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин. СПб.: Михайлова В.А., 2000. 349 с.

Bono, E. de New think: The use of lateral thinking in the generation of new ideas / E. de Bono. N.Y.: Basic Books, 1967.

Л.В. ВАХТЕЛЬ,

(Воронеж)

КАТЕГОРИЯ «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ СТИЛЬ МУЗЫКАЛЬНОИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рассматривается новая в психологопедагогической науке категория «этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности». Автор обозначает теоретикометодологические принципы изучения исследуемого стиля, формулирует его понятие, определяет структуру и основные функции применительно к образовательному процессу в вузе.

Фундаментальное теоретико-методологическое и научно-практическое изучение новой в психолого-педагогической науке категории этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента направлено на актуальное сегодня исследование этнокультурной сущности музыкально-исполнительской деятельности как феномена, обусловливающего развитие многосложной художественной картины мира студента, его этнокультурного самосознания и идентичности в процессе формирования исполнительского стиля в вузе.

Категория этнокультурного стиля музыкально -исполнительской деятельности предполагает рассмотрение взаимодействия различных этносов и культур, этнических особенностей представлений, поведения и деятельности людей, универсальных и специфических проявлений психики в

© Вахтель Л.В., 2008

контексте мировой художественной культуры. Данный ракурс стимулирует изучение национально-культурных особенностей психики и художественной картины мира представителей разных этносов, динамики индивидуального и общественного этно-сознания, а также трансформации этнокультурной идентичности.

Исследование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента позволяет объединить различные науки и области наук, изучающие категорию стиля: психологию деятельности и личности, психологию творчества, этническую и культурно-историческую психологию, герменевтику, стилеведение и интер-претологию в искусствознании и филологии, культурологические основы и историю художественной культуры, личностно-деятельностный, антропологический, аксиологический и акмеологический подходы в теории и практике инновационной педагогической психологии.

В качестве методологических принципов изучения этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента выступают:

• принципы системного подхода, целостности психики, детерминизма, единства сознания и деятельности, а также единства процессов интериоризации и экстери-оризации;

• принцип развития, реализующий основные положения учения о развитии способностей в процессе формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента;

• антропологический принцип, подчеркивающий деятельный характер творчества и его связь с культурой, предполагающий изучение процессов индивидуального освоения культуры и расставляющий свои акценты во взаимоотношениях культуры и формирования личности;

• культурологические принципы, позволяющие в контексте исторического развития рассматривать категории художественного и психического в исследуемом стиле, а также проследить эволюцию психики и культурной деятельности человека;

• аксиологический принцип, связанный с пониманием ценностной и диалоговой природы культуры, системой обмена ценностями и их осмыслением на грани диалога различных культур, обеспечивающим непрерывность традиций от прошлого к будущему;

• акмеологический принцип, в основе которого выступают высшие потенции и вершинные достижения как отдельного человека, так и целого народа, культуры, цивилизации, мирового сообщества, человечества;

• принципы герменевтики, согласно которым средства интерпретации выступают фактором формирования этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности;

• дидактический принцип, раскрывающий особенности этнокультурного подхода к современному психолого-педагогическо-му образовательному процессу, а также его специфику в музыкальном обучении;

• принцип волевой регуляции деятельности, предполагающий активизацию эт-ноориентированной познавательной, эмоциональной и духовной сфер исполнителя, обеспечивающий отражение субъектом внешних условий и требований деятельности в индивидуальном своеобразии ее процессуальной и результативной сторон;

• этнопсихологические принципы, способствующие выявлению общего и особенного в формировании этнокультурных представлений и ценностей, а также национальной специфики исполнительских школ.

Психолого-педагогическое изучение этнокультурной сущности музыкально-исполнительской деятельности связано, прежде всего, с осознанием роли этнокультурных традиций в формировании личности студента и необходимости их освоения в системе современного образования. Вместе с тем, этот феномен предполагает выявление общекультурных параметров и национально обусловленных особенностей формирования исполнительского стиля, понимание его природы, умещающей в своей внутренней организации диалектическое взаимодействие художественных и психических категорий, объективных и субъективных смыслов, типичных и индивидуализированных характеристик, модальных и маргинальных особенностей.

Применительно к профессиональной подготовке студента-исполнителя сущность этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности определяет присутствие в его структуре двух многослойных компонентов, связанных между собой и обусловленных друг другом. Один из них - индивидуальная исполнительская техника музыканта, включающая три основные характеристики его базового испол-

нительского комплекса: познавательную, творческую и техническую активность, представленные следующим образом.

Познавательная активность - когнитивный компонент комплекса, характеризует способности студента к:

• освоению формы и логической структуры сочинения;

• анализу содержания сочинения;

• выявлению взаимосвязи и закономерностей авторских ремарок и замысла;

• сравнению различных интерпретатор-ских решений;

• проведению параллелей с другими музыкальными сочинениями по принципу построения формы и выражения содержания.

Творческая активность - аффективный компонент комплекса, в котором проявляются способности студента к:

• интуитивному постижению музыкального материала;

• созданию разнохарaктерных художественных образов;

• проявлению фантазии и импровизации в воплощении художественного замысла сочинения;

• созданию неординарной интерпретации;

• проявлению в исполнении таких качеств, как поэтичность, свежесть, непосредственность;

• восприятию и построению широкого ассоциативного поля.

Техническая активность - конативный компонент комплекса, включающий в себя способности к:

• мелкой (пальцевой) технике - скорости, ловкости, точности исполнения гам-маобразных построений;

• крупной технике - силе, выносливости, координации в исполнении арпеджио и аккордовых построений.

Второй - собственно этнокультурный компонент, в основе которого - такие художественно-психические феномены, как художественная картина мира, этнокультурное самопознание художника, национальный менталитет.

Определение индивидуального стиля деятельности Е.А. Климова (1969) и В.С. Мерлина, выявление Е.П. Ильиным (1988) особого вида индивидуальных стилей - техники (индивидуальных приемов) специалистов своего дела, а также концептуальные положения этнокультурного подхода к музыкально-исполнительской деятельности (Вах-

тель 2007) позволили сформулировать следующее понятие. Этнокультурный стиль музыкально-исполнительской деятельности - это индивидуальная техника исполнителя во взаимосвязи с его этноориенти-рованной познавательной, эмоционально -волевой и духовной активностью, определяющая этнокультурный художественно-эстетический уровень интерпретации музыкального сочинения.

Характер взаимосвязей индивидуальной исполнительской техники и этнокультурной составляющей стиля, содержание психологического и художественного ядра, а именно смыслов и символов, миропонимания и мирочувствования в определенных ситуациях и контекстах, а также варианты персонификации во всех перечисленных категориях в полной мере отражены в функциях этнокультурного стиля музыкальноисполнительской деятельности студента.

Сформулированные и охарактеризованные ниже функции исследуемого стиля опираются на общие принципы функционирования музыкального искусства как специфического рода человеческого мышления и деятельности, выявленные В.Н. Холоповой (1990).

Коммуникативная функция этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности носит личностно-социальный характер и предполагает выраженное исполнительскими средствами индивидуальное отношение к объективно-социальному содержанию произведения искусства. В исполнительской деятельности студента данная функция связана с развитием коммуникативных способностей. Процесс интерпретации музыкального сочинения на занятиях по основному инструменту предполагает интеграцию основ исполнительского и педагогического искусства, что требует от преподавателя не только знаний и умений в области исполнительского искусства, но и широкого культурного кругозора, психолого-педагогического мастерства. Именно педагог, способствуя формированию исполнительского стиля студента, устанавливает ряд основополагающих коммуникаций: студент-исполнитель - музыкальное произведение в контексте эпохи и страны, студент-исполнитель - композитор и его жизнетворчество, студент-исполнитель - национальная исполнительская школа в свете традиций и новаций, студент-исполнитель - современная художественная картина мира, студент-ис-

полнитель - педагог, студент-исполнитель -личностное и индивидуальное Я в процессе самосовершенствования.

Отражательная функция этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности распределяется по трем векторам - отражение идей, отражение эмоций, отражение предметов и явлений окружающего мира.

Возникновение значимых жанров, стилей, типов музыкального искусства сопряжено с установками идейно-теоретического характера, выраженными нередко в решениях церковных соборов или художественных манифестах и обусловленными потребностью времени и человека определенным образом ощущать, воспринимать и передавать действительность.

Подобного рода художественно-психологические установки реализуются в выборе тех или иных музыкальных предпочтений. Так, благодаря стремлению итальянских гуманистов возродить древнегреческую драму с присущим ей языком декламации, ранняя итальянская опера была наделена скорее речитативным началом, нежели, казалось бы, более естественным для итальянцев кантиленным. Установка романтиков ХК в. на раскрытие внутреннего мира героя оживила лирическое дыхание и выражение глубоко личностных интимных чувств в музыке. Колоколь-ность, приобретшая в России традиционно судьбоносное значение, укоренилась в русской профессиональной и народной музыке, выражая национальную идею.

Мощная энергетика ритмических и мелодических импульсов времени отражена в эмоциональном строе музыки, диссонирующие потоки чувств и мыслей современной действительности нередко воплощаются в кричащие созвучия или, напротив, обеляются намеренно сверхпрозрач-ной фактурой. Реальность разного времени порождает также адекватные сюжеты, конкретные (ритм скачки коня или разгоняющегося локомотива, голос птицы или звонок телефона) и абстрактные (танец огня или лунный свет) образы в музыке.

Применительно к формированию этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента отражательная функция находит выражение в развитии рефлексивных способностей, предполагающих достижение высокого уровня развития этнокультурного сознания обучающегося.

Эстетическая функция этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности решает всеобъемлющую этическую задачу - формировать представления о добре и зле, благе, красоте, утешении и раскрывать отношение к счастью, любви, вере, очеловечивать мир. Исполнитель постигает и воссоздает музыкальное сочинение через его глубокое эмоциональное переживание, т.е. идентификацию своего эмоционального настроя со смысловым развертыванием произведения, через эмоциональное сострадание и самоотождест-вление. В музыкально-исполнительской деятельности студента данная функция отражается в стремлении к созданию интерпретации музыкального сочинения высокого этнокультурного художественно-эстетического уровня.

Философская функция этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности - это способность подлинного явления искусства отражать мир в интегрированной, философски обобщенной форме и одномоментно запечатлевать характерное для каждой эпохи мировоззрение. В этнокультурном исполнительском стиле выражены не только философские, эстетические, психологические искания определенного времени и национальной исполнительской школы, ее наиболее ярких представителей, но и целостная художественная картина мира каждой исторической эпохи. Интерпретируя сочинения И.-С. Баха, исполнитель воссоздает особенный эмоциональный строй музыки, в которой «восторг человека вырастает в ликующее воспевание всего сущего во вселенной» (Холопова 1990: 16). Сочинения Л. Бетховена заставляют вновь и вновь осознавать свойственные эпохе Просвещения утверждение мощи и торжества человеческого разума и воли.

Формирование этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента связано с формированием системы этнокультурных ценностей и ценностных ориентаций, а также целостной художественной картины мира. Воссоздавая музыкальную ткань сочинения, исполнитель сознательно и бессознательно воспроизводит специфические психологические импульсы и философско-социальные основания времени.

Духовная функция этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности подчеркивает линию философ-

ско-художественного и религиозного осмысления национальной ментальности, а также выявляет содержание музыкального искусства с точки зрения гармонизующего отношения к человеку в наиболее важных точках его взаимодействия с миром и самим собой. Осознавая духовные доминанты эпохи, национальной ментальности, студент-исполнитель наиболее полно и глубоко осознает смысл и назначение искусства, сущностные основы творчества и человеческой жизни.

Познавательно -просветительная функция этнокультурного стиля музыкальноисполнительской деятельности связана с расшифровкой произведения музыкального искусства как документа эпохи и знакомством различных аудиторий слушателей с малоизвестными сочинениями классиков, а также пропагандой современной музыки. Обозначенная функция определяет развитие широкого этнокультурного кругозора студента-исполнителя и чувство сопричастности к развитию традиций и стиля музыкально-исполнительского искусства.

Познавательная составляющая функции этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента направлена также на развитие художественного мышления студента, специфика которого заключается в целостности, внутренней зависимости и обусловленности всех его граней. Благодаря высокоразвитому художественному мышлению студент-исполнитель, выявляя меру и строй внутренних связей музыкального сочинения, способен воспринимать целостно его художественно-смысловую наполненность.

Развитие этноориентированной познавательной активности студента является важным стилеобразующим фактором, выстраивая и регулируя уже обозначенную нами выше систему отношений: студент-исполнитель - музыкальное произведение, студент-исполнитель - композитор, студент-исполнитель - национальная исполнительская школа, студент-исполнитель - современная художественная картина мира, студент-исполнитель - педагог, студент-исполнитель - «Я-концепция». Высокий уровень познавательной активности студента повышает эффективность его базового исполнительского комплекса в системе этнокультурного исполнительского стиля.

Творческая функция этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности выражает необходимость чело-

века в ощущении, восприятии и представлении себя как свободной развитой творческой личности. Приближаясь к истинному смыслу сочинения, исполнитель открывает и самого себя. Поэтому обозначенная функция предполагает, прежде всего, развитие умения студента создавать свою оригинальную интерпретацию музыкального сочинения. Реализация данной функции связана с активизацией этноори-ентированной познавательной, эмоционально-волевой, духовной сфер студента, способствующей волевому этнокультурному включению студента в процесс интерпретации сочинения и открывающей путь к адекватному духовному воспроизведению музыкального материала; развитие у студента умения выражать индивидуальную исполнительскую волю в архитектурно-звуковом оформлении музыкального материала.

Результатом длительного процесса ин-тепретирования музыкального сочинения является его публичный показ. В момент выступления студента-исполнителя происходит оценка созданной им интерпретации сочинения как конечного результата - продукта его исполнительской деятельности. Умение студента-исполнителя в ходе сценического выступления по-своему ярко, убедительно раскрыть и донести до слушателя смысл исполняемого сочинения имеет принципиальное значение в оценке созданной им интерпретации. Соответственно важной составляющей творческой функции этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности студента является повышение артистичности, уверенности студента в ходе публичного выступления.

Эвристическая функция этнокультурного стиля музыкально-исполнительской деятельности подразумевает сохранение, преемственность и трансформацию традиций музыкального исполнительского искусства как выражения национальных психологических конструктов, национального мировосприятия, мирочувствования, национального характера и языка. В деятельности студента-исполнителя эта функция актуализирует развитие этноориентированного слуха, воспроизводящего национально-самобытные интонационные константы.

Литература

Вахтель, Л.В. О возможностях реализации этнокультурного подхода в профессиональном обучении психологов / Л.В. Вахтель // Пси-

холог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: кол. монография / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2007. С. 284 - 295.

Ильин, Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е.П. Ильин // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 85 - 93.

Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. 278 с.

Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. М.: Мос. гос. консерватория, 1990. 253 с.

Ю.И. ЛЮТАШИН (Волгоград)

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Описывается технология оптимизации физической нагрузки на учебных занятиях атлетической гимнастикой студентов вуза, которая включает определенный алгоритм поиска такой величины нагрузки в силовых упражнениях, которая в наибольшей мере соответствует принципам оздоровительной направленности педагогического процесса. Приводятся конкретные рекомендации по дозировке физической нагрузки в зависимости от уровня подготовленности студентов.

Проблема планирования физических нагрузок как в спортивной тренировке, так и в физическом воспитании различных возрастных категорий населения в спортивной науке занимает одно из центральных мест. Это связано с тем, что именно нагрузки связывают в единое целое средства и методы физического воспитания с теми реакциями организма, которые они вызывают у занимающихся физической культурой. Активно эта проблема в физическом воспитании студентов стала разрабатываться еще в 80 - 90-е годы прошлого столетия. Интерес исследователей был сконцентрирован в основном в двух направлениях: первое - поиск эффективной организации содержания физического вос-

питания в вузах (Юдин 1991; Соловьев 1991); второе - нормирование нагрузок на занятиях физической культурой (Федчен-ко 1989; Куликов 1989). Следует подчеркнуть, что предлагаемые методики были рекомендованы на основе результатов оценки уровня физической подготовленности и общих рекомендаций по планированию нагрузки, принятых в теории и методике физического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос об оптимальных величинах физических нагрузок как оздоровительной, так и тренировочной направленности на учебных занятиях студентов вуза физической культурой остается в научной литературе открытым, хотя в некоторых публикациях приводятся их обобщенные характеристики и параметры (Бельский 1989; Висневски 1989; Смирнов 2000; Винокуров 2004).

С появлением новых методик, позволяющих беспрерывно фиксировать частоту сердечных сокращений во время выполнения любых упражнений в течение длительного времени, современных компьютерных программ для быстрого и точного расчета различных характеристик нагрузки (объем, интенсивность, мощность, расход энергии и т.д.) задачи её эффективного планирования на учебных занятиях в вузе становятся реально разрешимыми на качественно новом уровне исследований.

В эксперименте приняли участие 98 юношей-студентов 1 - 4-го курсов высших учебных заведений г. Волжского Волгоградской области и г. Волгограда в возрасте 17 - 20 лет, имеющих средний уровень физической подготовленности по показателям подтягивания на перекладине (8 -10 раз) и прыжков в длину с места (220 -225 см). Юноши на занятиях физической культурой после стандартной разминки выполняли на специальных тренажерах ряд упражнений атлетической гимнастики: жим двумя руками от груди в положении сидя; жим двумя ногами в положении лежа на спине; сгибание бедра в положении лежа на передней части туловища. Воздействие указанных упражнений региональное, т.к. при их выполнении в работе занято более половины всех мышечных групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На одном занятии всегда был только один вид испытаний: например, жим ру-

© Люташин Ю.И., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.