Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-волевой устойчивости у работников образовательных учреждений'

Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-волевой устойчивости у работников образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
750
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМООЦЕНКА / ЛИДЕРСТВО / МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EMOTIONAL STABILITY / GOAL SETTING / EMOTIONAL MATURITY / SELF-CONTROL / SELF-ESTEEM / LEADERSHIP / MOTIVATION / COMMUNICATION SKILLS / INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бровцев В.Н.

В статье рассмотрены проблемы формирования эмоционально-волевой устойчивости у работников образовательных учреждений. Представлены рекомендации для формирования компонентов эмоционально-волевой устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING EMOTIONAL STABILITY AMONG EMPLOYEES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers problems of formation of the emotional-volitional sustainability among employees of educational institutions. Recommendations for the formation of the components of the emotional-volitional stability

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-волевой устойчивости у работников образовательных учреждений»

УДК 159.947.33 ББК 88

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В.Н. БРОВЦЕВ, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия

e-mail: veniamin.brovcev@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы формирования эмоционально-волевой устойчивости у работников образовательных учреждений. Представлены рекомендации для формирования компонентов эмоционально-волевой устойчивости.

Ключевые слова: эмоционально-волевая устойчивость, целеполагание, эмоциональная зрелость, саморегуляция, самооценка, лидерство, мотивация, коммуникативность, интеллектуальный потенциал.

Актуальность. За последние годы в мировой науке значительную часть исследований занимает область изучения, посвященная регулятивным механизмам эмоциональных состояний человека и процесса их формирования в различных условиях деятельности, включая образовательный процесс.

Профессионализм педагогических

работников сопряжен с рядом особенностей, к коем можно отнести исключительную социальную значимость поставленных перед педагогами задач, а также наличие эмоциогенных факторов.

Профессионализм (важнейшие его стороны) был и является предметом изучения многих исследователей: М.И. Еникеева, В.Л. Васильева, В.В. Романова, Г.Г. Шиханцова, А.Р. Ратинова и др. Общим в их исследованиях был факт того, что в педагогической деятельности особую роль имеет эмоционально-волевая устойчивость как залог эффективной работы в каждодневных условиях трудовой педагогической

деятельности и быстрой адаптации к различного рода ситуациям.

Эмоционально-волевая устойчивость как профессионально важное качество личности работника образовательного учреждения являлось предметом исследования Л.М. Аболина, А.В. Алексеева, Ф.С. Алексеева, Б.Х. Варданяна, Л.П. Гримака, М.И. Дьяченко, П.Б. Зильбермана, О.В. Липунова, В.Л. Марищука, Е.А. Милеряна, Я. Рейковского, Т.О. Славнова, А.В. Чудина, Л.В. Шварца, Е.Г. Щукина и других. Знакомство с работами выше изложенных авторов показало, что нет единого

мнения в определении эмоционально-волевой устойчивости, ее существования как интегративного качества личности, а также неопределенны психологические механизмы и факторы влияющие на развитие данного психологического феномена.

В настоящее время понятие "эмоционально-волевая устойчивость" в современных исследованиях в области общей, педагогической психологии занимает достаточно прочную позицию. К.К. Платонов подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую, эмоционально-моторную и

эмоционально-сенсорную устойчивость. Он определяет эмоционально-волевую

устойчивость как степень волевого владения личности своими достаточно сильными эмоциями; эмоционально-моторную

устойчивость как свойство личности, проявляющееся в степени нарушений психомоторики под влиянием эмоций, наиболее отчетливо наблюдаемое проявление

напряженности; эмоционально-сенсорную устойчивость как свойство личности, проявляющееся в степени нарушения сенсорных действий под влиянием эмоций [9].

Исследователь П.Б. Зильберман понимает под эмоционально-волевой устойчивостью "интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые

обеспечивают оптимально успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке" [5].

Для рассмотрения тех или иных аспектов поведения и деятельности или свойств личности связанных с регуляцией эмоций. Для диагностики степени выраженности

эмоционально-волевой устойчивости в психологии предлагается использовать различные методы, направленные на выявление уровней психологических процессов, свойств или состояний, которые авторы рассматривают в качестве основных критериев эмоционально-волевой устойчивости.

В работе В.Э. Мильмана [6] отмечается, что эмоционально-волевую устойчивость можно определять по таким проявлением ее симптомов как: характер, интенсивность и длительность предсоревновательного и соревновательного эмоционального возбуждения, его колебания и степени влияния на успешность деятельности. А.Е. Ольшанникова [3] предлагает диагностировать эмоционально-волевую

устойчивость по качественным

(модальностным) и некоторым экспрессивным характеристикам устойчивых и

кратковременных эмоциональных переживаний. Вместе с тем, есть данные, доказывающие тот факт, что не всегда базальные эмоциональные переживания в различных их оттенках совпадают с внешними экспрессивными реакциями человека. Поэтому очень важной является проблема соответствия экспрессивных критериев эмоций определенному уровню эмоционально-волевой устойчивости. Как видно из предложенных выше определений эмоционально-волевой устойчивости в целом, существуют трудности в классификации определений по их различиям. Предлагая определения эмоциональной устойчивости и классификацию по их различиям, большинство исследователей определяют эмоционально-волевую устойчивость как свойство или качество личности, способствующее высокой продуктивности напряженной деятельности.

Теоретические трудности в рассмотрении эмоционально-волевой устойчивости также связаны с тем, что данное свойство, нередко характеризуемое как структурное психическое явление, включающее в себя несколько компонентов, проявляется по-разному в зависимости от условий и содержания деятельности, мотивации и целей, которые в данной конкретной ситуации ставит перед собой человек. Изучение эмоционально-волевой устойчивости и ее значения в деятельности человека проводилось для решения конкретных

задач и для определенных профессиональных групп.

Обобщая рассмотренные направления в изучении эмоциональной устойчивости, можно сказать, что настоящее психологическое свойство является одним из факторов поведения и регулятора деятельности. Важно подчеркнуть, что большинство авторов среди основных функций эмоциональной устойчивости выделяют регуляцию эмоций; стабилизацию деятельности; сопротивление дезадаптирующим факторам.

В то же время анализ подходов к изучению данной проблемы показал, что до сих пор отсутствует общепринятое представление о структуре и функциях, механизмах и детерминантах эмоциональной устойчивости. Возможно, это связано со сложной природой данного психологического феномена. Изучаемое психологическое свойство занимает как бы промежуточное положение между психическими состояниями и чертами личности. Проявляется это в размытости и относительности границ между понятиями "эмоциональная устойчивость", "эмоциональная неустойчивость", "эмоциональная

напряженность", "эмоционально-волевая

устойчивость", "эмоциональная

чувствительность" и др.

При формировании эмоционально-волевой устойчивости следует понимать, как распределить свои ресурсы и ожидания. В связи с этим предлагается распределить свои личностные, организационные, временные и т.д. возможности относительно трех уровней целеполагания.

Уровень краткосрочных целей определяется как возможность достижения чего-либо в течение ближайшего времени.

Уровень средних целей предусматривает срок их исполнения в более долгосрочной перспективе.

Уровень же долгосрочных целей может занять довольно длительное время, порой исчисляемое годами.

Для формирования более успешной эмоционально-волевой устойчивости в процессе профессиональной деятельности работников образовательных учреждений, существуют рекомендации, которые, в свою очередь, можно разделить на этапы:

Эмоциональная зрелость и ее формирование

1. Использование методики диагностики уровня эмпатии В.В. Бойко через опросники,

выявляющие диагностику эмоциональных состояний.

2. Для расширения и осознания эмоционально-чувственного опыта

использование методик и техник способствующих этому [7].

Формирование эмоционально-волевой

устойчивости

1. Выбор собственного способа саморегуляции для восстановления душевного равновесия.

2. Умения обозначить переживание и войти с ним в контакт.

3. Умение прибегнуть, через групповые занятия, к восстановлению внутреннего равновесия, не исключая, впрочем, другие системы саморегулирования.

4. Возможность через ощущения и эмоции чувствовать себя отделенным от них, на какое-то время абстрагироваться от любых решений и действий.

5. Поддержка окружающих людей как средство восстановления равновесия и навык саморегуляции [2].

Формирование способности к саморегуляции и выхода из стрессовой ситуации с наименьшими потерями хорошо сформулировал американский психотерапевт Д. Пауэлл:

1. Нужно вспомнить ощущения испытываемые вами в комфортной ситуации, что позволит улучшить общее душевное состояние.

2. Через физические нагрузки, расслабляя тело и мышцы, расслабляете психику.

3. Через реализм описываемой Вами ситуации, в которой пребываете, постарайтесь избегать слов "ненависть", "никогда", "всегда".

4. Устанавливайте и выполняйте цели сегодняшнего дня.

5. Перестаньте себя жалеть, принимайте помощь от любящих Вас людей, помните, что дружба - также мощное средство в борьбе со стрессом.

6. Научитесь проигрывать достойно, о прошедших неудачах старайтесь не думать как о поражениях.

7. Контролируйте свою реакцию на поступки людей, за чьё поведение Вы не можете отвечать. Вашей главной победой является победа над собственными эмоциями.

8. Время от времени угождайте себе, быть угодным для всех - задача не выполнимая.

9. Рисуя картину будущего, сравните ее с тем кризисом который переживаете в данный момент [1].

Наряду с методом анализа возникшей ситуации, выделением факторов, вызвавших стресс и способов его преодоления, заслуживает внимание метод "отключения", как устраняющий сложные стрессогенные проблемы. Способов "отключения" много: занятие спортом, прогулки на свежем воздухе, участие в общественной жизни коллектива и художественной самодеятельности,

благотворительность. Правильным будет снимать излишнее напряжение, глядя на него сквозь призму юмора. Эффективны также различные способы расслабления [4].

Формирование способности к адекватной самооценке

Представление человека о самом себе, образ самого себя, познания себя через собственное " Я" , способность к адекватной самооценке -есть важное составляющая в работе психолога, как осознание границ профессиональной компетенции при работе с различными запросами, а также как механизм взаимоотношений окружающего мира и личности.

Формирование самостоятельности

принятия решения

Решительность - это способность, через крепкость духа, через силу воли, через возможность в любой ситуации действовать быстро, рационально, не поддаваясь сомнениям, обходя препятствия, через уверенность в происходящем идти к намеченной цели, следствием чего будет принятие верного и своевременного решения или действия. Решительность - удел человека волевого и требует от него использование нескольких навыков:

1. Работая над собой, преодолевая трудности, человек вырабатывает в себе решительность.

2. Ставя перед собой ясную цель, легче устраняет препятствия к цели и воспитывает решительность.

3. Больше доверяя себе, прислушиваясь к своему " внутреннему голосу" , не обращая внимание на влияние из вне, человек развивает в себе решительность.

4. Использование психологических тренингов также помогает воспитывать решительность [6].

Формирование лидерства

Ваша наблюдательность и внимание к окружающим Вас, умение учится у них лидерским качествам, является довольно комфортным и легким способам обучения лидерству.

Поскольку в жизни каждого человека, в том числе и с ярко выраженными лидерскими качествами, случаются ошибки, то надо научиться использовать их как опыт в вашей практической деятельности ибо это будет нужным и полезным ресурсом.

Ставьте перед собой ясные цели, представьте конечный результат, определите сроки их выполнения, продвигайтесь вперед через промежуточные цели, это позволит Вам контролировать продвижения к главной. Лидерские качества формируются непрерывно, невозможно за небольшой промежуток времени поменять привычки, выработанные годами.

Учитесь рисковать в ситуациях Вам незнакомых и делать правильный выбор между риском и безопасностью. Выполните следующее задание:

1. Вспомните имена трех человек, с качествами лидера с которыми Вы были знакомы.

2. Попытайтесь выставить им как лидерам оценку "хорошо", "удовлетворительно", "плохо".

3. Укажите три основные характеристики каждого из них.

4. Из получившихся девяти характеристик выберете три которые повлияли на ваши собственные взгляды [11].

Рекомендации по формированию качеств мотивационного компонента и эмоционально-волевой устойчивости.

1. Переключайтесь на другой вид работы, используйте физические упражнения, если выполняемая Вами работа, монотонна и однообразна.

2. Соотнесите объем и сложность работ, рассчитайте время, за которое выполните ту или иную работу, тщательно ее планируйте [10].

Формирование мотивации саморегуляции и организованности психических состояний.

1. Грамотный настрой

Именно настрой, за минимальный промежуток времени, способен помочь Вам выполнить большой объем работы. Начинайте работу, прочувствовав ее размеры, определите сроки ее выполнения.

2. Успешное планирование

Составьте план предстоящей работы, даже если считаете, что опираться на заранее составленный план не интересно, попробуйте и поймете, что с его помощью жить легче, проще, удобнее. Удовольствие от выполненного не заставит себя ждать. Навык приходит с течением времени [8].

Пример планирования двигающего к цели:

• неважно, в какой последовательности, но составьте список дел на завтра

• с помощью букв А, В, С, Б определите их приоритетность . Дела под литерой А - самые важные для Вас дела, двигающие Вас к намеченной цели. Дела под литерой В - дела срочные, направленные на поддержание вашего статуса, а это написание планов, отчетов, необходимых для избежания неприятностей. Дела под литерой С - это дела, которые могут подождать, выполнение которых не является первостепенной задачей. Дела под литерой Б -дела, которые можно перепоручить, дабы разгрузить себя.

Проставив нумерацию для каждой буквы по степени важности и значимости предстоящего выполнения задач, получаем А1, А2, А3 и т.д., и это дает возможность свести к минимуму вероятность ошибок.

3. Ведение дневника

Ведите дневник каждодневно, лаконично описывая все проделанное и увиденное за день, включая просмотр телепрограмм, разговоры с друзьями и время, затраченное на это.

Рекомендации по формированию качеств интеллектуального компонента эмоционально -волевой устойчивости, находчивости, гибкости мышления и общей культуры.

1. Через литературу художественную, научную, политико-философскую, через умение анализировать прочитанное, Вы научитесь не только находить темы для обсуждения и ориентироваться в окружающем мире, но приобретете навык правильного формулирования мыслей, что в свою очередь, расширит Ваши возможности в общении с окружающими.

2. Позволяйте себе активизировать мышление через арифметических, интеллектуальных и иных задач в сферах, которых не хватает знаний и умений.

3. Помните, что в сложной ситуации, требующей адекватного решения, можно рассматривать ее как проблему, эмоционально окрашенную, вызывающую сопротивление,

растерянность, и как задачу, которую можно и нужно решать [8].

Формирование коммуникативности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Зная свои достоинства и верно их оценивая, развивайте их.

2. Научитесь видеть красоту во всем, что Вас окружает, не являются исключением и люди.

3. Относитесь к людям дружелюбно, с улыбкой, вежливо к ним обращаясь. Знайте, что это поднимает настроение и ощущение своей значимости.

4. С целью приобретения коммуникативных навыков, принимайте участие в мероприятиях, проводимых в вузе, готовьте доклады, проводите семинары, принимайте участие в круглых столах и т.д.

5. Уважение и интерес к иной точке зрения, умения ее принять, внимательно выслушав, вызовет в собеседнике чувства благодарности к Вам. Учитесь быть хорошим слушателем.

6. Обращайте внимание на людей, живущих и работающих рядом с Вами, часто их интересы могут пересекаться с Вашими.

7. Дневник, который Вы будете вести, описывая в нем любые, даже незначительные достижения в вопросе развития коммуникативных навыков, поможет Вам поверить в себя как в эффективного коммуникатора и обаятельного, доступного человека [7, 8].

Таким образом, при рассмотрении профессионально значимых качеств личности работника образовательных учреждений, можно сделать вывод о том, какую большую роль в их деятельности играет эмоционально-волевая устойчивость, затрагивающая все сферы их деятельности как фактор успешности, коммуникабельности и интеллектуального потенциала.

Список литературы

1. Алексеев А.В. Психологическая тренировка - метод психической саморегуляции /А.В. Алексеев //- М., 1979. - 144 с.

2. Алиев П.М. Ключ к себе: этюды о саморегуляции /П.М. Алиев //- М., 1980. - 350 с.

3. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: автореф. дисс. канд. психол.наук /О.Б. Дмитриева; МГУ. -М., 1996. - С23.

4. Емельянов Ю.Н. Теоритические и методические основы социально-психологического тренинга: учебное пособие / Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузин - Л.: ЛГУ, 1983. - 103 с.

5. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора: Очерки психологии труда оператора /П.Б. Зильберман //-М., Наука, 1974. - с. 138-172

6. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности: Стресс и тревога в спорте /В.Э. Мильман. - М: Физкультура и спорт, 1983. - с. 24-46

7. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга /Л.А. Петровский //-М.: МГУ, 1982. - 168 с.

8. Писаренко В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнования: Пути достижения трудной цели в спорте / В.М. Писаренко // - М., 1964. - 178 с.

9. Платонов К.К. Структура и развитие личности /К.К. Платонов //- М., 1986. - 426 с.

10. Рапохин М.П. Исследование эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности. // Психологический журнал, 1981. - Т.2. - №5. - с. 48-54

11. Филименко Ю.И., Показатели успешности психической саморегуляции: Вестник ЛГУ / Ю.И. Филименко // Экономика. Философия. Право. - Л - 1989. - №23. - с. 78-80

PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING EMOTIONAL STABILITY AMONG

EMPLOYEES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

V.N. BROVTSEV, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: veniamin.brovcev@mail.ru

Abstract

The article considers problems of formation of the emotional-volitional sustainability among employees of educational institutions. Recommendations for the formation of the components of the emotional-volitional stability.

Keywords: emotional stability, goal setting, emotional maturity, self-control, self-esteem, leadership, motivation, communication skills, intellectual potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.