Научная статья на тему 'Проблема эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации и ее влияние на их социокультурное самоопределение'

Проблема эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации и ее влияние на их социокультурное самоопределение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / EMOTIONAL STABILITY / УСТОЙЧИВОСТЬ / SUSTAINABILITY / ПОКАЗАТЕЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / INDICATORS OF EMOTIONAL STABILITY / КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / THE COMPONENTS OF EMOTIONAL STABILITY / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / SOCIO-CULTURAL SELF IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

В данной статье обосновывается актуальность проблемы развития эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования, а также влияние эмоциональной устойчивости на социокультурное самоопределение личности, уточняются ведущие понятия исследования, его структурные компоненты, теоретико-методологическая основа. Статья имеет интегративно-целевой характер, расширяет возможности вариативности методологических подходов, методов и приемов развития эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации в системе непрерывного повышения квалификации, системности, целостности и гибкости организации этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EMOTIONAL STABILITY OF STUDENTS OF PROFESSIONAL TRAINING COURSES AND ITS INFLUENCE ON THEIR SOCIO-CULTURAL SELF IDENTITY

The author of the article proves the relevance of the problem of development of emotional stability of students in the system of additional vocational training, as well as the influence of emotional stability on socio-cultural self identity, clarifies basic research concepts, its structural components, theoretical and methodological framework. Article is integrative-targeted; it enhances the variability of methodological approaches, methods and techniques of emotional stability of students in continuing professional development, system, integrity and flexibility in the organization of the process.

Текст научной работы на тему «Проблема эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации и ее влияние на их социокультурное самоопределение»

УДК 154.2: 378

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Савченков Алексей Викторович,

Челябинский государственный педагогический университет, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: alex2107@mail.ru

Аннотация В данной статье обосновывается актуальность проблемы развития эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования, а также влияние эмоциональной устойчивости на социокультурное самоопределение личности, уточняются ведущие понятия исследования, его структурные компоненты, теоретико-методологическая основа. Статья имеет интегративно-целевой характер, расширяет возможности вариативности методологических подходов, методов и приемов развития эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации в системе непрерывного повышения квалификации, системности, целостности и гибкости организации этого

процесса.

Ключевые понятия: эмоциональная устойчивость, устойчивость, показатели эмоциональной устойчивости, компоненты эмоциональной устойчивости, социокультурное самоопределение личности.

Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одной из основных задач называет «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии», что требует гибкой переориентации целей, содержания, организационных структур и методов обучения с абстрактно понимаемого «социального заказа», детерминированного общественной целесообразностью и социокультурными обстоятельствами, на нужды и запросы самого развивающегося общества.

Социокультурное самоопределение мы рассматриваем как базовый элемент процесса формирования и развития личности, который задает систему значимых ориен-таций на достижение желаемого уровня в структуре социальных отношений. В широком смысле личностное самоопределение является детерминантой социального. Социокультурное самоопределение, как результат усвоения социальных ценностей, является основой для профессионального самоопределения личности. В ходе данного процесса вырабатываются требования к определенной области профессиональной деятельности, развивается профессиональная субъектная позиция, формируется профессиональная идентичность. По нашему мнению, система непрерывного повышения квалификации способствует социокультурному самоопределению слушателей курсов.

Основной целью дальнейшего реформирования является создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей высокое качество образования, его многообразие и ориентацию на удовлетворение запросов личности и общества. В связи с этим система образования должна способствовать развитию эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации с целью повышения эффективности их обучения. Несоответствие между уровнем реальной и должной подготовки педагогических кадров в системе дополнительного профессионального образования сегодня очевидно, как и то, что система дополнительного профессионального образования только тогда оправдывает социальные ожидания, когда обеспечивает «опережающую» подготовку слушателей курсов.

Анализ педагогической и психологической деятельности преподавателей вузов показал, что одним из значимых факторов регуляции действий является эмоциональная устойчивость. Вместе с тем регулятивная функция эмоций оставалась и продолжает

оставаться вне поля зрения многих исследователей. Эмоциональная устойчивость является важной составляющей эмоционально-волевого компонента психологической подготовленности личности к различным видам деятельности; обеспечивает эффективное развитие других компонентов деятельности - в том числе мотивационно-го, гностического и оценочного. Значение эмоциональной устойчивости в успешной деятельности педагога обуславливается ролью эмоций и их влиянием на познавательные процессы, на качество этой деятельности. Особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной устойчивости для профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная устойчивость, как одно из профессионально значимых качеств и личностных особенностей педагога, отражает уровень его профессиональной готовности и является критерием эффективности деятельности.

Анализ широкого круга теоретических источников (Л.М. Аболин, Б.Х. Варданян, Дж.П. Гилфорд, П.Б. Зильберман, Р.Б. Кет-телл, Н.В. Кузьмина, В.Л. Марищук, А.К. Маркова, Е.А. Милерян, Л.М. Митина, А.Е. Ольшанникова, С.М. Оя, В.М. Пи-саренко, Я. Рейковский, О.А. Сиротин, П. Фресс и др.) свидетельствует о том, что в науке наработана значительная теоретико-методологическая база для решения проблемы развития эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования.

Особое направление составляют исследования, посвященные профессионально значимым качествам как условиям эффективности деятельности учителя (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.И. Щербаков и др.); связи эффективности профессиональной деятельности с личностными особенностями её субъекта (Л.Н. Анцыфёрова, Е.А. Климов, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов и др.).

Физиологическое объяснение эмоций мы находим в работах (теория В. Вундта; концепция Линдсея-Хебба и др.); эмоции в контексте теории психоанализа (Д. Раппорт, Р. Клейн и др.); теоретические представления о природе эмоций (К. Роджерс, Г. Арнольд); эмоции и мотивационная система человека (С. Томкинс, К. Изард); регуляторная роль эмоций в осуществлении психических функций (В.К. Вилюнас, С.Л. Рубинштейн, А.М. Свядощ, Б.М. Теп-лов, Д.Н. Узнадзе и др.).

Вместе с тем значительной трудностью является рассогласование теоретическо-ме-

тодологических подходов, отсутствие целостной системы развития эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования, а также произвольность в выборе методов и форм развития эмоциональной устойчивости. Всё это позволяет считать проблему актуальной для осмысления педагогической наукой и побуждает к созданию новых технологий обучения педагогов в системе дополнительного педагогического образования.

Устойчивость - это способность человека сохранять в различных условиях социальной нестабильности личностные позиции, владеть определёнными механизмами защиты по отношению к воздействиям, чуждым его личностным взглядам, убеждениям и мировоззрению в целом. Направленность личности является одним из проявлений её устойчивости. Она представляет собой совокупность потребностей и интересов личности, которые сосредоточены вокруг единого центра и являются одним из факторов саморегуляции поведения индивида.

Эмоциональная устойчивость должна сочетаться с гибким управлением эмоциональным состоянием - способностью человека создавать произвольно нужное настроение, изменять уровень эмоционального возбуждения. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными (по виду и силе) к конкретной ситуации, что позволяет, в частности, с одной стороны - экономить нервную энергию, с другой - использовать эмоциональную самостимуляцию (целенаправленное повышение уровня эмоционального возбуждения для увеличения работоспособности) для более полного использования своих потенциальных возможностей [7].

Эмоциональная устойчивость должна сочетаться с гибким управлением эмоциональным состоянием - способностью человека создавать произвольно нужное настроение, изменять уровень эмоционального возбуждения. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными (по виду и силе) к конкретной ситуации, что позволяет, в частности, с одной стороны, экономить нервную энергию, с другой - использовать эмоциональную самостимуляцию (целенаправленное повышение уровня эмоционального возбуждения для увеличения работоспособности) для более полного использования своих потенциальных возможностей [1].

В ходе многолетних исследований В.М. Писаренко пришел к выводу о том,

что причинами эмоциональной устойчивости являются:

1) особенности личности;

2) вид и характер протекания мыслительной и практической деятельности личности;

3) качества используемых личностью способов целенаправленного регулирования своего эмоционального состояния.

В трудах отечественных психологов существует четыре подхода к пониманию эмоциональной устойчивости: первый подход основные психологические факторы эмоциональной устойчивости выносит за ее пределы и усматривает их, прежде всего в волевых качествах, второй подход считает ее следствием интеграции разных психических процессов и явлений, третий подход при рассмотрении эмоциональной устойчивости имеет в виду резервы нервно-психической энергии, четвертый - прежде всего качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации [3].

Соглашаясь с мнением М.И. Дьяченко, мы считаем, что показателями эмоциональной устойчивости являются:

1) правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений (в этом плане эмоциональная устойчивость связана с таким психологическими процессами, как внимание, мышление);

2) последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей (связь эмоциональной устойчивости с мышлением);

3) поведенческие реакции - точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость речи, ее грамматический строй (связь с моторной памятью);

4) изменения во внешнем виде - выражение лица, взгляд, мимика пантомимика, тремор конечностей и т.д. [3].

В своем исследовании мы под «эмоциональной устойчивостью педагога» понимаем интегративное свойство личности, включающее в свою структуру эмоциональные, волевые, интеллектуальные и мотива-ционные компоненты психической деятельности, а также готовность к распознаванию эмоций и управлению эмоциональными состояниями других участников образовательного процесса. Можно констатировать, что эмоциональная устойчивость - это интегративное свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой, интеллектуальный и мотивационный компоненты. Эмоциональный компонент характеризуется мерой чувствительности

субъекта к критическим ситуациям жизнедеятельности, уровнем его возбудимости, тревожности, степенью выраженности эмоциональных переживаний. Интеллектуальный компонент характеризуется степенью выраженности интеллектуальных эмоций, определяющих познавательную активность индивида по самоорганизации и саморегуляции поведения. Мотивационный компонент эмоциональной устойчивости характеризуется системой мотивов, направленных на преодоление психологических барьеров, возникающих в напряженной ситуации. Волевой компонент определяется как внутренний или интернальный контроль личности за своим поведением, способность принимать ответственность за свои действия на себя, управлять своими эмоциями, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Система непрерывного повышения квалификации предполагает наличие трех уровней. Основной критерий эффективности системы повышения квалификации - переход слушателей курсов повышения квалификации с одного уровня на другой.

В качестве показателей развития эмоциональной устойчивости слушателей курсов повышения квалификации в системе повышения квалификации нами выделены:

- уровень фонда психолого-педагогических знаний;

- степень участия в упражнениях по развитию эмоциональной устойчивости;

- уровень специфики применения психолого-педагогических знаний при развитии эмоциональной устойчивости

- уровень проявления партисипатив-ности;

- степень овладения педагогом толерантным общением.

В качестве критериев развития эмоциональной устойчивости педагогов в системе повышения квалификации нами выделены: степень усвоения психолого-педагогических понятий, понимание профессиональной терминологии, степень владения педагогическими, психологическими и управленческими умениями и навыками, характер вариантов принятия решений, умение контролировать свое эмоциональное состояние, эмпатичность, точность выполнение заданий, своевременность движений, выражение лица, взгляд, мимика, грамматический строй речи, темби и скорость речи, уважительное отношение к позиции и ценностям других участников образовательного процесса, формирование представлений о себе как о субъекте образовательного

процесса, положительное, эмоциональное, устойчивое отношение к педагогической деятельности

1-й уровень: стартовая актуализация. Обучение осуществляется в интерактивных формах, обучающиеся отрабатывает новые технологии преподавания, отбирает методы и приемы обучения. Паралель-но с обучением на курсах обучающийся проводит занятия в студенческих группах, применяя новые знания. На первом уровне обучающийся приращивает знания об эмоциональной устойчивости; появляется потребность в развитии своей эмоциональной устойчивости, осознанность применения психолого-педагогических знаний для развития эмоциональной устойчивости, обучающийся курсов на занятиях со студентами применяет партисипативные методы обучения. В контексте практического обучения рождается особая педагогическая деятельность - «обобщение опыта обучения», которая заключается в сопоставлении разных процедур обучающей деятельности и выделение из них наиболее эффективных приемов.

2-й уровень. Выпускник системы курсов повышения квалификации - активный участник внутривузовских курсов повышения квалификации (чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий в интерактивной форме). Педагог знаком с теорией развития эмоциональной устойчивости. Во время проведения лекций и занятий преподаватель активно взаимодействует с другими участниками упражнения. Открыто выражает свои эмоции. Преподавателю удается проанализировать собственное эмоциональное состояние во время проведения упражнений. Демонстрирует высокую способность к адекватной самооценке и анализу своей деятельности и высокий уровень притязаний, будущие педагоги проявляют навыки саморегуляции и самоорганизации. Проявление пар-тисипативности характеризуется частичной направленностью на развитие эмоциональной устойчивости. Этап завершается мониторингом и представлением в Совет по научно-методическому обеспечению НИР послевузовского и дополнительного образования учебно-методических комплексов, курсов по выбору, для получения сертификата, лицензии на право проведения их в системе образования.

3-уровень. Программно-целевое фа-силитативнное управление повышением квалификации: преподаватель вуза - организатор авторских (проблемных) курсов.

Работает на основе сертификата, полученного по решению Совета по научно-методическому обеспечению НИР послевузовского и дополнительного образования. Педагог ярко проявляется способность предвидеть и преодолевать сложные жизненные ситуации, сохраняя при этом эмоциональную стабильность. Проявление партисипатив-ности характеризуется устойчивым стрем -лением строить общение с слушателями курсов повышения квалификации, учитывая их индивидуальные особенности. Педагог демонстрирует способность к адекватной самооценке, умение анализировать свои действия, проявляют познавательную активность, психологическую готовность адекватно реагировать на жизненные трудности. Педагог уважительно относится к позиции и ценностям других участников образовательного процесса, проявляет эмпатич-ность, некатегоричность суждений, умение использовать вариативные коммуникативные стратегии. Самоактуализация - важное условие инновационного поведения преподавателя во внешней образовательной среде, социуме.

В то же время итоги нашей исследовательской работы позволяют сформулировать следующее: возможности образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования для развития эмоциональной устойчивости педагогов далеко не исчерпаны. Не все аспекты данной проблемы изучены нами с достаточной степенью полноты, однако общий подход к построению модели развития эмоциональной устойчивости педагогов в системе дополнительного педагогического образования апробирован, и он дал положительные результаты. Наряду с этим мы считаем, что существует ряд вопросов, требующий более углубленного и серьезного изучения. Таковыми, с нашей точки зрения, являются выявление новых факторов и условий успешного развития эмоциональной устойчивости педагогов; детальная разработка методико-технологического обеспечения процесса развития эмоциональной устойчивости профессорско-преподавательского состава. С точки зрения этих направлений мы и будем продолжать дальнейшее исследование.

1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учебник для вузов / Г.М. Бреслав. - М.: Академия: Смысл, 2004. - 542 с.

2. Дудина, Л.И. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непре-

рывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров: моногр. / В.В. Латюшин, В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, Л.И. Дудина. - Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2009. - 189 с.

3. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко // Вопросы психологии. -1990. - № 1. - С. 106 - 112.

4. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска / В.И. Загвязинский. - Тюмень: Легион-Групп, 2005. - 74 с.

5. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 192 с.

6. Никитина, Е.Ю. Педагогические управления коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

7. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В.Э. Чудновский - М, Модэк, 2006. - 768 с.

References

1. Breslav, G.M. Psihologija jemocij: uchebnik dlja vuzov / G.M. Breslav. - M.: Akademija: Smysl, 2004. - 542 s.

2. Dudina, L.I. Konceptual'nye osnovy razrabotki i vnedrenija mnogourovnevoj sistemy nepreryvnogo povyshenija kvalifikacii professional'no-pedagogicheskih kadrov: monogr. / V.V. Latjushin, V.V. Bazeljuk, R.S. Dimuhametov, L.I. Dudina. - Cheljabinsk: OOO «REKPOL», 2009. - 189 s.

3. D'jachenko, M.I. O podhodah k izucheniju jemocional'noj ustojchivosti / M.I. D'jachenko, V.A. Ponomarenko // Voprosy psihologii. - 1990. -№ 1. - S. 106 - 112.

4. Zagvjazinskij, V.I. Prakticheskaja metodologija pedagogicheskogo poiska / V.I. Zagvjazinskij. -Tjumen': Legion-Grupp, 2005. - 74 s.

5. Mitina, L.M. Jemocional'naja gibkost' uchitelja: psihologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrekcija / L.M. Mitina, E.S. Asmakovec - M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut: Flinta, 2001. - 192 s.

6. Nikitina, E.Ju. Pedagogicheskie upravlenija kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnye podhody / E.Ju. Nikitina, O.Ju. Afanas'eva. - M.: MANPO, 2006. - 154 s.

7. Chudnovskij, V.Je. Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni / V.Je. Chudnovskij - M, Modjek, 2006. - 768 s.

UDC 154.2:378

THE PROBLEM OF EMOTIONAL STABILITY OF STUDENTS OF PROFESSIONAL TRAINING COURSES AND ITS INFLUENCE ON THEIR SOCIO-CULTURAL SELF IDENTITY

Savchenkov Aleksey Viktorovich,

Chelyabinsk State Pedagogical University,

Associate Professor

of the Department Chair

of Training Teachers

of Vocational Training

and Subjects Methodic,

Cand. Sc. (Pedagogy),

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: alex2107@mail.ru

Annotation

The author of the article proves the relevance of the problem of development of emotional stability of students in the system of additional vocational training, as well as the influence of emotional stability on socio-cultural self identity, clarifies basic research concepts, its structural components, theoretical and methodological framework. Article is integrative-targeted; it enhances the variability of methodological approaches, methods and techniques of emotional stability of students in continuing professional development, system, integrity and flexibility in the organization of the process.

Key concepts: emotional stability, sustainability,

indicators of emotional stability, the components of emotional stability, socio-cultural self identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.