УДК 15:371 ББК 88:74.00
А.В. Савченков, И.В. Забродина
эмоциональная устойчивость личности будущего педагога как социально-психологический фактор формирования профессиональной
идентичности
В статье рассматриваются подходы к развитию эмоциональной устойчивости будущих педагогов как одного из ведущих факторов формирования профессиональной идентичности. В представленной научно-исследовательской работе анализируется такие смысловые категории, как «эмоциональная устойчивость», «эмоциональная неустойчивость», «профессиональная идентичность». Формирование профессиональной идентичности будущих педагогов является одной из ключевых проблем современного образования и развитие их эмоциональной устойчивости несомненно поможет в разрешении искомой проблемы.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоциональная неустойчивость, высшее образование, профессиональная идентичность, будущий педагог.
A.V. Savchenkov, I.V. Zabrodina
emotional resilience of future teachers as a socio-psychological factor in formation of professional identity
The article discusses approaches to development of emotional resilience of future teachers as one of the leading factors in the formation of professional identity. The presented research work examines such semantic categories as "emotional resilience", "emotional instability", "professional identity." The formation of professional identity of future teachers is one of the key problems of modern education and the development of their emotional stability will undoubtedly help in solving the sought problem.
Key words: emotional resilience, emotional instability, higher education, professional identity, future teacher.
Эмоциональная устойчивость является психическим состоянием и исследуется не только психологами, но и педагогами, физиологами, социологами и другими специалистами. Анализ психологических особенностей деятельности педагога выявил, что одним из ключевых факторов регуляции данной деятельности является эмоциональная устойчивость, в то же время ее регулятивная функция в педагогической деятельности на данный момент не достаточно изучена. Эмоциональная устойчивость является важнейшей составляющей эмоционально-волевого компонента психологической готовности личности к педагогической
деятельности, и способствует эффективному развитию других компонентов - мо-тивационного, гностического, деятель-ностного, оценочного и т.д. [7].
Эмоции, как специфический психический процесс, являются ключевым регулятором действий человека. Источником эмоций прежде всего выступают биологические влечения личности и внешние и внутренние раздражители, они способны «связываться» с объектами и явлениями внешнего мира и становиться ценностями для субъекта деятельности [1].
Проанализируем понятие «эмоциональная устойчивость», представленное
в различных исследованиях. Р. Мильруд [5] определяет эмоциональную устойчивость как способность человека к преодолению состояние излишнего эмоционального возбуждения для эффективного выполнения профессиональной деятельности. М.И. Дьяченко и В.А. По-номаренко [3] считают эмоциональную устойчивость интегративным психическим состоянием, которое обеспечивает целесообразное поведение в экстремальной ситуации, по их мнению, эмоциональная устойчивость связана с волевой и психической устойчивостью личности.
Мы в нашем исследовании под эмоциональной устойчивостью будущего педагога понимаем интегративное качество личности, состоящее из мотивационного, когнитивного, действенно-практического и технологического структурных компонентов, оно обеспечивает готовность к распознаванию эмоций и управлению эмоциональным состоянием других субъектов образовательного процесса.
Проанализируем компоненты эмоциональной устойчивости педагога:
• мотивационный компонент предполагает ценностное отношение к развитию эмоциональных и волевых качеств, мотивацию к формированию эмоциональной устойчивости в период обучения в вузе;
• когнитивный компонент определяется наличием системы психолого-педагогических знаний о содержании, ключевых факторах и критериях развития эмоциональной устойчивости и понимает ее значимость для эффективного осуществления педагогической деятельности;
• действенно-практический компонент включает в себя практическую деятельность по применению и закреплению умений и навыков в области эмоциональной устойчивости в ходе педагогической деятельности;
• технологический компонент подразумевает теоретическое и методическое обеспечение процесса формирования эмоциональной устойчивости будущего педагога в процессе его обучения в вузе и на ранних этапах профессионально-педагогической деятельности.
Развитая эмоциональная устойчивость позволит будущему педагогу:
• достичь высокого уровня учебных достижений;
• применять самостоятельный и творческий подход к педагогической деятельности и с легкостью включаться в нее независимо от коллектива;
• теоретические знания об эмоциональной устойчивости в будущей педагогической деятельности;
• преодолевать жизненные трудности с минимальными эмоциональными, физиологическим и интеллектуальными потерями;
• овладеть коммуникативными и перцептивными умениями, навыками рефлексивной деятельности, основными формами и методами саморегуляции;
• разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные приемы их разрешения;
• взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на основе толерантного взаимодействия;
• правильно организовать пространство общения, создавать комфортную и психологически безопасную образовательную среду, устанавливать эмоциональный контакт и создавать благоприятный климат для общения;
• контролировать свое экспрессивное поведение и идентифицировать эмоциональное состояние других участников образовательного процесса, по их невербальным характеристикам;
• анализировать сложившуюся ситуацию взаимодействия;
• устанавливать контакт с аудиторией, вербально и невербально выражать свое эмоциональное состояние;
• мобилизировать все свои возможности в напряженных ситуациях, преодолевать фрустрационные воздействия, способность к выдержке и самообладанию;
• преодолевать стрессовую нагрузку, овладевать стрессовой ситуацией и действовать рациональным образом.
Обобщая вышесказанное, отметим, что, по нашему мнению, эмоциональная устойчивость выступает одним из ключевых критериев успешного овладения педагогической деятельностью.
В дальнейшем обратимся к проблеме профессиональной идентичности
0 Ь
1 Б -о о с; I
го т ^ ^
о х
о Ф
го ^ ГО о
2 | м ^ i
о о о «(и
ю с
Сй
а.
тi
2 я
к го
X .0
с; го
X
о
о _ с;
о *
Оё
го
X ^
о ^
ю го со
Ш
ей о
X
ф
т ей го
о
Ш
<
педагога. Идентичность в психолого-педагогической литературе рассматривается как тождественность, одинаковость, полное совпадение, это способность человека к самоопределению и самобытности. Человек достигает идентичности путем рефлексивной деятельности, направленной на его саморазвитие [6].
В исследовании Л.Б. Шнейдер [8] профессиональная идентичность рассматривается как психологическая категория, относящаяся к осознанию собственной принадлежности к определенной профессии или профессиональному сообществу. Е.П. Ермолаева [4] понимает под профессиональной идентичностью структурный компонент личности, который обеспечивает его успешную профессиональную адаптацию, идентичность рассматривается как ключевой фактор успешности профессиональной карьеры и базируется на профессиональной пригодности, компетентности, интересе к карьере. Профессиональная идентичность, по мнению автора, рассматривается как «характеристика внутреннего соответствия субъекта профессиональной деятельности социально-профессиональной среде» [4, с. 40].
Мы под профессиональной идентичностью педагога понимаем динамическое единство личностных и общественных представлений о педагогической деятельности, субъективные и социальные ожидания практической деятельности в рамках данной профессии.
Для обеспечения успешной профессиональной идентичности будущего преподавателя необходимо сформировать профессиональный интеллект студентов, их учебную идентичность, структуру ценностей, связанных с их будущей профессионально-педагогической деятельностью [2]. Учебная идентичность, по нашему мнению, является предпосылкой для проявления профессиональной идентичности будущего педагога. Показателями успешного формирования учебной идентичности является удовлетворенность собой как субъектом
обучения и условиями образовательной деятельности. Показателями эффективного формирования профессиональной идентичности будущего педагога является удовлетворенность результатом собственной педагогической деятельности, самооценка успехов и достижений в ней, важным для формирования профессиональной идентичности является оценка педагогом возможностей реализовать свои притязания в педагогической деятельности [9].
Нами были выявлены социально-психологические факторы эффективного формирования профессиональной идентичности будущих педагогов:
• высокий уровень притязаний;
• быстрая адаптация к педагогической деятельности, принятие других субъектов педагогической деятельности;
• эмоциональная комфортность, высокая самооценка своих достижений в педагогической деятельности;
• устойчивость к внешним раздражителям, стремление к доминированию в профессии, способность эффективно действовать в экстремальных ситуациях;
• профессиональная честность, доверие к себе и обучающимся;
• готовность к выполнению профессиональных ролей (преподаватель, исследователь, воспитатель и т.д.);
• активная вовлеченность в жизнь профессионального сообщества, принятие для себя миссии педагогического просвещения, решение социальных и педагогических проблем обучающихся, бескорыстная педагогическая помощь и т.д.;
• высокий уровень рефлексии профессионально-педагогической деятельности.
Подводя итоги вышесказанного, мы считаем, что высокий уровень развития эмоциональной устойчивости является одним из базовых условий успешного формирования профессиональной идентичности будущих педагогов. Данная проблема недостаточно проработана в психолого-педагогических исследованиях и требует дальнейшего теоретического и практического изучения.
Библиографический список
1. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности [Текст] / В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я.В. Латюшин. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 167 с.
2. Дудина, Л.И. Теория и технология непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров [Текст]: учебное пособие / Л.И. Дудина, З.В. Возгова, В.В. Базелюк, Р.С. Ди-мухаметов, И.В. Забродина, Л.Г. Корзунова. - Челябинск: Образование, 2010. - 281 с.
3. Дьяченко, М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости [Текст] / М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 106-112.
4. Ермолаева, Е.П. Психология социальной реализации профессионала [Текст]: монография / Е.П. Ермолаева. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 347 с.
5. Мильруд, Р. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя [Текст] / Р. Миль-руд // Вопросы психологии. - 1986. - № 9. - С. 47 - 55.
6. Профессиональная идентичность педагога: сравнительное международное исследование: коллективная монография [Текст] / под ред. Н.П. Сенченкова, А.П. Шпоны. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2016. - 214 с.
7. Савченков, А.В. Процессуально-технологические аспекты развития эмоциональной устойчивости будущего педагога [Текст] / А.В. Савченков / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». - 2012. - № 8. - С. 251-254.
8. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст]: учебное пособие / Л.Б. Шнайдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та, 2004. - 599 с.
9. Savchenkov A.V. Training of workers and specialists relevant to the requirements of high-tech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises. Revista ESPACIOS, Vol. 38 (No. 40). 2017. P. 35.
Referents i s
_û O
1. Dolgova V.I., Naprimerov A.A., Latushin Ya.V. Formation of emotional resilience of the individual. SPb.: i RGPU im. A.I. Herzen, 2002. P. 167. [in Russian].
2. Dudina L.I., Vozgova Z.V., Baztluk V.V., Dimukhametov R.S., Zabrodina I.V., Korzunova L.G. Theo- ^ ^
to ^
ry and technology, continuous improvement and development of professional pedagogy: textbook.. Chelyabinsk, Izd-vo ^ >s Obrazovaniye, 2010. 281 p. [in Russian].
3. Dyachenko M.I., Ponomarenko V.A. Approaches the studying emotional resilience. Questions of psychology, 1990. No. 1. P. 106-112. [in Russian].
4. Ermolaeva E.P. Psychology of social realization of a professional: monograph. M., Izdatelstvo "Institut psikhologiiRAN", 2008. P. 347. [in Russian].
5. Milrud R. Developing emotional regulation of teacher's behavior. Voprosy psikhologii, 1986. No. 9. P. 47-55. [in Russian].
6. Professional identity of a teacher: international comparative research: collective monograph / ed. P. Sen-chenkova, A.P. Veneer. Smolensk: Izdatelstvo Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016. P. 214. [in Russian].
7. Savchenkov A.V. Procedural and technological aspects in developing emotional resilience of future teachers. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Pedagogika, psikhologiya", 2012. No. 8. P. 251-254. [in Russian].
8. Schneider L.B. Professional identity: theory, experiment, training: textbook. M.: Izdatelstvo Moskovskogo psikhologo-sotsial'nogo universiteta, 2004. 599 p. [in Russian].
9. Savchenkov V. A. Training of workers and specialists relevant to the requirements of high-tech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises. Revista ESPACIOS, Vol. 38 (No. 40), 2017. P. 35. [in English].
Сведения об авторах: Савченков Алексей Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: [email protected]
Забродина Инга Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. ЕтаИ: [email protected]
Information about the authors: Savchenkov Alexey Viktorovich,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Training Teachers of Vocational
Training and Subject Methodologies,
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
Email: [email protected]
Zabrodina Inga Viktorovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methodologies, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 151.8:316 ББК 88.374:60.550.35
Э.А. Соколова
семейные проблемы воспитателей разных возрастных групп
В статье показаны семейные проблемы в понимании воспитателей разного возраста: до 24 лет, от 25 до 34 лет, от 35 до 44 лет и старше 45 лет. Во всех возрастных подгруппах отмечается значительное количество семейных проблем, среди которых наиболее значимыми являются проблемы взаимоотношений. Полученные результаты указывают на необходимость дифференцированной в зависимости от возраста психологической помощи воспитателями в решении и профилактике семейных проблем.
Ключевые слова: воспитатели, возраст, семья, взаимоотношения, непонимание, психологические проблемы.
E.A. Sokolova
family problems among educators of different age groups
ro m о
о
О
О <
О
The article shows family problems in the understanding of educators of different ages: under 24 ears, from 25 to 34, from 35 to 44 and over 45. In all age subgroups there is a significant number of family problems, among which the most significant are the problems of relationships. The results indicate the need for differentiated depending on the age of psychological care by educators in the solution and prevention of family problems.
Key words: educators, age, family, relationships, misunderstanding, psychological problems.