Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
способности / индивидуальность / личностно-ориентированный / дифференциация / интеллект / abilities / personality / personality-oriented / differentiation / intelligence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телешева Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема развития индивидуальных способностей младших школьников. Проделанная исследовательская работа на основе экспериментов приводит готовые директивы для повышения эффективности развития способностей обучающихся. Особое внимание уделяется вопросу повышения компетентности педагогического состава в данном вопросе. Отдельной задачей ставится повышение вовлеченности родителей в образовательный процесс с целью повышения эффективности индивидуального развития учащихся. Для проявления самостоятельности школьников и познавательного интереса в собственном развитии рекомендуется использовать личностно-ориентированные технологии и системно-деятельностный подход с активным включением обучающихся в разнообразные виды деятельности для развития индивидуальных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телешева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of developing the individual abilities of younger schoolchildren. The research work done on the basis of experiments leads to ready-made directives for increasing the effectiveness of the development of students' abilities. Special attention is paid to the issue of improving the competence of the teaching staff in this matter. A separate task is to increase the involvement of parents in the educational process in order to increase the effectiveness of individual development of students. For the manifestation of students' independence and cognitive interest in their own development, it is recommended to use personality-oriented technologies and a system-activity approach with the active inclusion of students in a variety of activities for the development of individual abilities.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

детям с ОВЗ. Так как, работая вместе, здоровый ребёнок будет выступать помощником для ребёнка с нарушением, направлять его и вводить в общество сверстников более успешнее и быстрее.

Оригинальность в работе с представленным сортером также заключается в том, что, уже начиная с младшего возраста, детей можно знакомить именно с музыкальным инструментом кантеле. Педагог сделает акцент на необычном контуре, предложит ребёнку провести пальчиком или сравнить с другим сортером. Расскажет, что форма тренажёра соответствует форме оригинального музыкального инструмента, включит мелодию инструмента или видео-материалы игры на нём. Детям нравится узнавать новое, поэтому, ранее не знакомая для них вещь, будет интереснее, а, благодаря правильной подаче специалиста, ребёнок может развивать кругозор, психические процессы, личностные качества и т.д.

Выводы. Проведённое исследование позволило обобщить, что сортер - полезная игра, направленная на разностороннее развитие:

• активизирует способности к сравнению, анализу, классификации, сортировке, помогает устанавливать причинно-следственные связи;

• развивает память - ребёнок запоминает, что чему соответствует, также на память влияет одновременное воздействие на зрение и осязание, тактильные ощущения;

• способствует межполушарному развитию головного мозга;

• учит различать фигуры по признакам (форма, цвет, количество, текстура);

• развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, которые влияют на мыслительные способности, логическое мышление и речевой аппарат;

• если сортеров несколько, то лучше иметь их в наличии из различных материалов, ребёнок научится отличать древесину, пластик, ткань и запомнит ощущения от каждого из них;

• формирует техническое мышление, конструкторские навыки;

• развивает усидчивость и внимательность, старательность, заставляет сосредоточиться;

• способствует раннему развитию обучающихся, не зря подобного рода игры-тренажёры являются основой педагогики раннего развития.

Польза сортера велика как для ребёнка, так и для отдыха родителей в интересном занятии с малышом [4,5]. Как показало исследование, сортер - универсальный развивающий тренажёр. Он очень прост по идее, но в то же время имеет широкие вариативные возможности по исполнению и сложности решаемых с помощью него задач.

Литература:

1. Диагностика умственного развития дошкольников / [Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Н.Б. Венгер и др.]; под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. - Москва: Педагогика, 1978. - 248 с.

2. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / Мария Монтессори. - М.: Задруга, 1913. - 339 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/5/0105/index.shtml?form_page=155 (Дата обращения: 08.08.2023)

3. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества. Развивающие игры / Б.П. Никитин. - Москва: Самокат, 2017. - 344 с.

4. Сортер - полезная развивающая игрушка для детей,- URL: https://o-krohe.ru/igrushki/sorter/.- О КРОХЕ (Дата обращения: 22.03.2023).

5. Талых, А.А. Разработка оригинальных комплектов развивающих игр-тренажёров и специфика их использования в дошкольных образовательных учреждениях / А.А. Талых, К.Д. Кемпи, К.Ю. Терентьев // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сборник научных трудов. - Москва: Перспектива, 2023. - Вып. 7. - С. 449-454

Педагогика

УДК 373.31

аспирант Телешева Наталья Владимировна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); ассистент кафедры экономических и гуманитарных дисциплин

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева» (г. Казань)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития индивидуальных способностей младших школьников. Проделанная исследовательская работа на основе экспериментов приводит готовые директивы для повышения эффективности развития способностей обучающихся. Особое внимание уделяется вопросу повышения компетентности педагогического состава в данном вопросе. Отдельной задачей ставится повышение вовлеченности родителей в образовательный процесс с целью повышения эффективности индивидуального развития учащихся. Для проявления самостоятельности школьников и познавательного интереса в собственном развитии рекомендуется использовать личностно-ориентированные технологии и системно-деятельностный подход с активным включением обучающихся в разнообразные виды деятельности для развития индивидуальных способностей.

Ключевые слова: способности, индивидуальность, личностно-ориентированный, дифференциация, интеллект.

Annotation. The article deals with the problem of developing the individual abilities of younger schoolchildren. The research work done on the basis of experiments leads to ready-made directives for increasing the effectiveness of the development of students' abilities. Special attention is paid to the issue of improving the competence of the teaching staff in this matter. A separate task is to increase the involvement of parents in the educational process in order to increase the effectiveness of individual development of students. For the manifestation of students' independence and cognitive interest in their own development, it is recommended to use personality-oriented technologies and a system-activity approach with the active inclusion of students in a variety of activities for the development of individual abilities.

Key words: abilities, personality, personality-oriented, differentiation, intelligence.

Введение. Вопрос развития способностей человека был загадкой для педагогов и психологов всех времен. С момента первого упоминания термина «способность» прошло более 2000 лет, однако и сегодня слова Платона о четких различиях в человеческих способностях являются актуальными. Позднее философские умозаключения стали складываться в научные труды, среди которых была книга испанского врача Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам», где автор призывал каждого человека «заниматься тем искусством, к которому имеет природный дар» [2, С. 24]. Другие же ученые, такие как Томас Гоббс и Джон Локк, критиковали мысль о врожденности способностей. Образовавшиеся в итоге долгих

дискуссий два направления в вопросе истинной природы способностей привели к большому числу исследований, созданию тестов и психодиагностических методов выявления способностей на разных этапах жизни человека.

В отечественной психологии принято классическое выделение общепсихологического и дифферециально-психологического подходов в вопросе развития способностей. Согласно первой точке зрения, каждый человек способен выполнять любую деятельность, а сама способность развивается в процессе этой деятельности. Согласно мнениям К.Д. Ушинского и В.Н. Дружининой именно правильно организованные педагогический и воспитательный процессы окажут основополагающее воздействие на формирование любых способностей у человекам [5, С. 47]. При дифферециально-психологическом подходе, сторонниками которого выступают Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, каждый человек индивидуален в своих способностях, и основу для их развития составляют имеющиеся у человека задатки.

Изложение основного материала статьи. Изучая вопрос развития способностей в условиях школы, мы видим вполне логичным обозначить возможность или невозможность педагогически управлять развитием способностей обучающихся, создать комплекс психолого-педагогических условий для эффективного развития индивидуальных способностей обучающихся. Для проведения исследования мы выбрали младших школьников, поскольку данный возрастной период характеризуется ярким формированием интересов, склонностей, интенсивным развитием и качественным преобразованием познавательных процессов. Ранее проведенный анализ существующих типологий способностей выявил традиционное и узкое разделение способностей на общие и специальные без определения их к предметным областям. Однако задача выявления именно предметной предрасположенности у учащихся натолкнула нас на выделение определенного спектра способностей, соответствующих доминантным типам интеллекта согласно наиболее научно обоснованной теории множественного интеллекта Г. Гарднера. Ученый выделяет девять типов интеллекта: логико-математический, вербальный, музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный, натураличстический и экзистенциональный. Каждый тип интеллекта соответствует ярко выраженным и высокоразвитым способностям в смежной области, что оправдывает использование терминологии для обозначения видов способностей: логико-математические, вербальные и т.д [1, С. 18].

Необходимо подчеркнуть условие развития определенной способности именно в процессе деятельности, направленной за удовлетворение определенной потребности. Поскольку человек проходит эволюционное развитие от базовых потребностей к духовным, для определения уровня развития каждой способности мы взяли за основу классическую иерархию потребностей А. Маслоу, где условно выделили три уровня: базовый (физические и потребности в безопасности), средний (социальные и потребности в признании) и высший (духовные потребности) [3].

Экспериментальная проверка гипотезы исследования о выявлении комплекса психолого-педагогических условий эффективности развития способностей младших школьников состояла из двух частей. Изначально был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании приняли участие 230 учащихся младших классов средней общеобразовательной школы № 41 г. Набережные Челны и средней общеобразовательной школы №16 г. Чистополь.

Констатирующий эксперимент проводился в два этапа, где изначально была собрана и получена объективная информация о степени заинтересованности учителей в развитии индивидуальных способностей младших школьников, а также определены причины трудностей, возникающие у преподавателей при реализации личностно-ориентированной технологии обучения. На данном этапе применялся метод экспертной оценки педагогической деятельности учителей, а именно наблюдение за качеством педагогического образования, где учитывались следующие элементы:

- степень осведомленности учителей начальной школы в вопросах оценки и развития индивидуальных способностей младших школьников;

- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;

- технологии, формы, средства и методы, используемые в обучении;

- степень вовлеченности родителей в образовательный процесс.

Далее проводился анализ и изучение программ и планов учителей, включая внеурочную деятельность, а также оценивалось наличие в образовательных учреждениях предметных кружков, филиалов центров дополнительного образования.

С целью выявления объективной информации об уровне мотивации и заинтересованности учителей в индивидуальном развитии обучающихся проводились глубинные беседы и анкетирование преподавателей, а также опрос родителей на классном родительском собрании.

На втором этапе констатирующего эксперимента проводилась обработка и систематизация материала, в результате чего были определены следующие результаты:

- 82% опрошенных учителей показали явную заинтересованность в необходимости развития индивидуальных способностей младших школьников, однако, у 65% из них выявлена недостаточная компетентность в данном вопросе;

- учебно-методическое и материально-техническое обеспечение всех исследуемых классов находится на удовлетворительном уровне;

- среди используемых технологий самыми часто применяемыми были выделены проектная технология (78%), технология проблемного обучения (65%), игровые и квест-технологии (45%), технология развивающего и личностно-ориентированного обучения (31%);

- 73% опрошенных учителей заявили о низкой степени вовлеченности родителей в образовательный процесс, сами же родители в большей степени (92%) заявили о высокой заинтересованности эффективного развития индивидуальных способностей своих детей и не против участия в жизни школы.

Таким образом, на основе проведенного констатирующего эксперимента были сформулированы следующие выводы:

- учителя начальной школы в исследуемых классах в большей степени заинтересованы в развитии индивидуальных способностей обучающихся, однако сталкиваются с трудностями недостаточности знаний в области психологических особенностей детей;

- также выявлена высокая загруженность учителей в связи с частой необходимостью работать в две смены, что, однозначно, лишает преподавателей возможности заниматься повышением компетентности в вопросе применения личностно-ориентированного подхода обучения и его объективной реализации;

- выявлена фактическая низкая включенность родителей в развитие детей, пассивность участие в образовательном процессе.

Следующий блок эксперимента заключался в экспериментальной проверке комплекса психолого-педагогических условий эффективности развития способностей младших школьников, среди которых были выделены:

- адекватность и соответствие форм, средств и методов работы индивидуальным особенностям учащихся;

- компетентность педагогического состава в вопросах оценки и развития способностей младших школьников;

- использование личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, как технологической основы развития способностей учащихся;

- вовлеченность родителей в образовательный процесс в системе взаимодействия «семья - школа».

Первая часть данного этапа была направлена на повышение компетентности учителей в вопросе развития индивидуальных способностей младших школьников. Она заключалась:

- в разработке рабочей методики диагностики учителем индивидуальных особенностей младших школьников и анализе собранной информации, а также проведение качественных и доказательных корреляций;

- в детализации направлений видов учебной и внеучебной деятельности по типам и уровням способностей, при включении в которые учащиеся смогут эффективнее развить свои индивидуальные способности;

- в составлении программы и плана по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс и их дальнейшей реализации;

На данной стадии учителям были предложены диагностические опросники, разделенные на десять блоков с тезисами для оценивания индивидуальных способностей каждого учащегося по различным типам и уровням. Проведенная диагностика позволила провести ряд корреляций и взаимосвязей между уровнем развития способностей внутри каждого класса в целом и для каждого обучающегося индивидуально. Начнем с анализа показателей логико-математических способностей младших школьников. Именно данный тип способностей показал самые яркие корреляции. Для начала определим термин «математических способностей», которые понимались различно умами великих ученых. В. Бетц говорил о «способности ясного осознания внутренней связи математических отношений и способность точно мыслить математическими понятиями». В. Литцман рассматривал «способность рассуждать в определенной ситуации с использованием символов, характеризующих математический язык» [2, С. 167]. Однако все исследователи сходятся во мнении о необходимости различать «школьные» способности к изучению, репродуцированию и самостоятельному применению математических знаний и творческие математические способности, заключающиеся в создании собственного математического продукта. Наиболее точное определение «школьных» математических способностей дал И. Верделин, относя к ним понимание, запоминание и умение правильно применять математические символы и методы [7, С. 79].

Психологию математических способностей детально изучал В.А. Крутецкий, приводя массу доказательных выводов о прямом влиянии развитых математических способностей школьников на память, логичность, гибкость и самостоятельность мышления [2, С. 183].

В ходе нашего исследования были обработаны результаты пяти начальных классов с общей численностью 230 учащихся. В ходе анализа, мы пришли к результатам о том, что высокие показатели развитых логико-математических способностей соответствуют развитым вербальным и визуально-пространственным способностям. Выявленная взаимосвязь позволяет сделать выводы о связи математических способностей и наличии пространственных представлении, а также способности к абстрагированию и обобщению. Именно данный комплекс становится базой для успешного развития вербальных и визуально-пространственных способностей на базе развитых математических способностей.

Изучая разницу в показателях уровня логико-математических способностей в разных классах, мы не видим нулевых отметок, так как данный тип способностей в любом случае присутствует в каждого учащегося. Традиционно принято выделять разноуровневость в развитии учащихся, где обычно идет разделение на способных, среднеспособных и малоспособных к определенной деятельности школьников. По мнению И.Х. Джонсона «абсолютной неспособности к математике, так называемой «математической слепоты» не существует» [2, С. 189]. В своем исследовании мы рекомендовали учителям не основывать диагностику учащихся на успеваемости, так как считаем логичным разделять понятия «способный ученик» и «хорошо успевающий ученик». В доказательство приведем цитату из статьи О. Битова «От поиска к открытию», где приводится мнение математиков по поводу многих учащихся: «Учатся они на «5», легко и быстро решают задачи, отвечающие известным им образцам. Натренированность их на «5+», способности - нуль или близко к тому» [2, С. 188] . Таким образом, низкая успеваемость это не доказательство неспособности в той или иной области, а скорее причина лени, пробелов в знаниях, отсутствия мотивации и средовых факторов для ее развития.

Возникает логичный вопрос: «Что влияет на уровень развития тех или иных способностей школьников»? Дать односложный ответ непросто, поскольку развитие способностей происходит в процессе деятельности и при создании комплекса определенных условий. Одним из предложенных нами в ходе исследования условий в комплексе обязательных для эффективного развития индивидуальных способностей младших школьников выступает применение технологий, основанных на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходов обучения. Так, проведя сравнительный анализ показателей развития способностей младших школьников разных классов, мы явно прослеживаем прямую зависимость между высоким уровнем логико-математических способностей и уровнем предоставления педагогически оправданной свободы обучающимся, а именно возможности в выборе типов, уровней и форм выполнения заданий. Именно грамотное сочетание комплекса личностно-ориентированного и системно-деятельного подходов в обучении с включением учащегося в активную позицию самостоятельного выбора и участия в формировании образовательного продукта является одним из ключевых условий для эффективного развития индивидуальных способностей младших школьников. Данные зависимости наглядно можно изобразить на графике, составленной по линейной формуле M = ЛО + СД где уровень логико-математических способностей младших школьников напрямую зависит от применения педагогом личностно-ориентированной и системно-деятельностной технологий.

Вербальные способности также показали обратные корреляции с логико-математическими способностями и межличностными умениями. Вербальный интеллект всегда концентрировал особое внимание психологов, поскольку именно способность оперировать словесной информацией выступает фундаментом для перехода от наглядно-действенного к логическому мышлению ребенка. Сравнительный анализ между разными классами выявил более высокие показатели уровня вербальных способностей обучающихся в тех классах, где на уроках чтения применяются занятия в форме обсуждений произведений, дискуссий, диспутов, а также частая групповая и парная проектная работа на интересующие ребят темы. Согласно результатам проведенных бесед и опросов с родителями младших школьников в экспериментальных классах выявлена прямая зависимость между уровнем вербальных и межличностных способностей ребенка и комфортным микроклиматом внутри семьи с доверительным и уважительным отношением друг к другу. Полноценное эмоциональное, искреннее отношение между родителями и детьми с ежедневным общением, совместной деятельностью является базой для формирования коммуникативных умений. В тех семьях, где был выявлен дефицит общения между родителями и ребенком, почти отсутствовала совместная деятельность, чаще воспитывались дети с низким уровнем вербальных способностей.

Вторая стадия экспериментальной проверки содержала включение учащихся в рекомендуемые виды деятельности согласно выявленным доминантным способностям обучающихся и отслеживание их уровня развития. Так, учителям был предложен список различных видов деятельности, в которые было рекомендовано включать обучающихся согласно наиболее развитым у них способностям. Для каждого типа способностей и уровня был выделен определенный спектр активностей, которые рекомендовано было предлагать учащимся с опорой на результаты диагностики и самостоятельный интерес детей. Так, например, для учащихся с развитыми натуралистическими и экзистенциональными способностями предлагалась активная исследовательская проектная деятельность, участие в научных конференциях, внеклассные

мероприятия в виде экскурсий в музеи, научные лаборатории, мастер-классы по экспериментированию. Данная активность проводилась учителями в третьей и четвертой четвертей учебного года, после чего было рекомендовано провести повторную диагностику с отслеживанием динамики. Показатели в доминантных областях развитых способностей младших школьников остались стабильными, некоторые из них изменились в сторону увеличения. Беседа с учащимися подтвердила устойчивый интерес учащихся к предложенной им деятельности, что соответствует их природной предрасположенности. Данный эксперимент доказал эффективность разработанной методики, направленной на развитие индивидуальных способностей младших школьников методов включения обучающихся в разнообразную деятельность согласно их особенностям, интересам и приоритетам.

Также выделена прямая зависимость между доминантными способностями у учащегося и посещением факультативных занятий, кружкой и секций в этой же или смежной областях. Так, младшие школьники с развитыми музыкальными способностями посещают музыкальную школу, хор, принимают активное участие в творческих школьных мероприятиях. Учащиеся с высокими показателями телесно-кинестетических способностей, как правило, посещают спортивные секции, участвуют в школьных спортивных мероприятиях, предпочитают подвижный досуг. Многие из обучающихся с хорошо развитыми визуально-пространственными способностями посещают художественную школу, дополнительные занятия по лепке, рисованию, конструированию. Так мы приходим к выводу о необходимости создавать средовые условия для детей в виде дополнительного предметного образования с целью эффективного развития индивидуальных способностей.

Выводы. Таким образом, проведенная исследовательская работа подтвердила гипотезу данного исследования в том, что создание и соблюдение комплекса психолого-педегогических условий, описанных раннее, положительно сказывается на эффективности развития индивидуальных способностей младших школьников. Разработанная в ходе работы методическая разработка может применяться учителями начальной школы для диагностики уровня способностей обучающихся и составления индивидуального маршрута развития каждого ученика.

Литература:

1. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.-512 с.

2. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. - М.: Издательство «Институт практической психологии; Воронеж Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 416 с. - URL: https://www.mathedu.ru/text/krutetskiy_psihologiya_matematicheskih_sposobnostey_shkolnikov_1998/p2/ (дата обращения: 14.07.2023)

3. Маслоу, А. Основные представления [о личности] / А. Маслоу. - Самара // Психология личности: учебное пособие / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 379 с.

4. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Генезис, 2003. - 192 с.

5. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, H.H. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320

6. Gardner, Howard. Multiple Intelligence: theory in practice / G. Howard. - New York: Basicbook, A Division of HarperCollins Publishers, Inc. 1993. - 324 p. - URL: https://archive.org/details/multipleintellig00gard/page/n5/mode/2up (дата обращения: 10.07.2023)

7. Werdelin, Ingvar. The mathematical ability: Bxperimental and factorial studies /1. Werdelin, C.W.K Gleerup, Copengahen, 1958. - 132 p. - URL: https://books.google.ru/books?id=tWJAAAAMAAJ&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 05.07.2023)

Педагогика

УДК 37

кандидат экономических наук, доцент Тойшева Ольга Анатольевна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Г. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); доктор экономических наук, доцент Александрова Ольга Борисовна Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Г. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель Агафонова Валентина Александровна

Филиал военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Г. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

УЧЕБНЫЕ ДИСКУССИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Аннотация. В статье рассматривается и обосновывается необходимость использования дискуссионного метода обучения в процессе изучение дисциплин профессионального цикла. Дискуссия является основным звеном между спорным вопросом и ответом на него, при этом ответ должен полностью удовлетворять всех участников. Использование данного метода в рамках занятий профессиональной направленности у обучающихся формируются навыки критического мышления, творческого подхода и познавательного интереса. Сложно представить образовательный процесс, в котором не применяются активные методы обучения, ведь именно они позволяют сделать любое занятие не только познавательным, но и интересным, что позволит повысить уровень подготовки по дисциплинам профессионально цикла. Авторы статьи считают, что при систематическом проведении дискуссий на учебных занятиях заставляет обучающихся с большей ответственностью подходить к процессу повторения ранее изученного материала, так как у них может возникнуть необходимость в его использовании, чтобы подтвердить или опровергнуть свою точку зрения. Авторы доказывают, что применение дискуссионного метода обучения позволит обучающимся, в дальнейшем, с уверенностью воспринимать процесс постоянного изменения профессиональной среды, так как в рамках дискуссии они приобретают навыки, которые позволят им стать профессионалами своего дела, готовыми к инициативности, избирательности, самостоятельности и уверенности в себе.

Ключевые слова: дискуссия, критическое мышление, активное обучение, развитие, творческий подход, познавательный интерес, виды дискуссий, микрогруппа.

Annotation. The article discusses and reveals the features of the widespread use of the discussion method, which is one of the most effective methods of active learning in order to develop critical thinking, initiative and activity of students. The discussion method of teaching is a group method, the basis of which is the development of the communicative abilities of students in the process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.