Научная статья на тему 'Особенности развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста'

Особенности развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный возраст / познавательные способности / познавательный интерес / познавательная активность / современные методы обучения / бастауыш мектеп жасы / танымдық қабілет / танымдық қызығушылық / танымдық белсенділік / оқытудың заманауи әдістері / primary school age / cognitive ability / cognitive interest / cognitive activity / modern teaching and learning methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — МОЛДАГАЛИЕВА КАРЛЫГАШ УМРБЕКОВНА

В статье рассматриваются особенности развития познавательных способностей младших школьников. Автор отмечает, что эффективность развития познавательных способностей у младших школьников достигается при помощи использования современных форм и методов повышения познавательной активности, обеспечивающих возможность для всех учащихся проявить умственную самостоятельность и инициативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — МОЛДАГАЛИЕВА КАРЛЫГАШ УМРБЕКОВНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of cognitive abilities of primary school students

The article considers the features of the development of cognitive abilities of primary schoolchildren. The author notes that the effectiveness of the development of cognitive abilities in primary schoolchildren is achieved through the use of modern forms and methods of increasing cognitive activity, providing an opportunity for all students to show mental independence and initiative.

Текст научной работы на тему «Особенности развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста»

7

Педагогическая наука и практика

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1

ГРНТИ 14.25.01

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассматриваются особенности развития

познавательных способностей младших школьников. Автор отмечает, что эффективность развития

познавательных способностей у младших школьников достигается при помощи использования

современных форм и методов повышения познавательной активности, обеспечивающих возможность для всех учащихся проявить умственную самостоятельность и инициативность.

Abstract

The article considers the features of the development

of cognitive abilities of primary schoolchildren. The

author notes that the effectiveness of the development

of cognitive abilities in primary schoolchildren

is achieved through the use of modern forms and

methods of increasing cognitive activity, providing

an opportunity for all students to show mental

independence and initiative.

4(42)/2023

Молдагалиева К.У.,

гимназия № 2,

г.Рудный

Негізгі сөздер: бастауыш

мектеп жасы, танымдық

қабілет, танымдық қызығушылық, танымдық белсенділік, оқытудың заманауи

әдістері.

Ключевые слова: младший

школьный возраст, познавательные способности, познавательный интерес, познавательная активность,

современные методы обучения.

Keywords: primary school

age, cognitive ability, cognitive

interest, cognitive activity,

modern teaching and learning

methods.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Мақалада бастауыш сынып оқушыларының танымдық қабілеттерін дамыту ерекшеліктері қарастырылады. Автор бастауыш сынып оқушыларының танымдық қабілеттерін дамытудың

тиімділігіне барлық оқушылардың ақыл-ой тәуелсіздігі мен бастамашылығын көрсетуге мүмкіндік

беретін танымдық белсенділікті арттырудың заманауи формалары мен әдістерін қолдану арқылы қол

жеткізілетінін атап өтті.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

8

Педагогическая наука и практика

Развитие познавательных способностей младших школьников – одна

из актуальных проблем в теоретичес­

ком и практическом развитии современной педагогики. Содержание познавательной деятельности подробно

раскрыли в своих работах М.А. Данилова, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый,

А.И. Савенков, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.

Развитие самостоятельности, инициативности, активности и творчес­

кого подхода к делу – это требования

жизни, определяющие во многом то

направление, в котором следует усовершенствовать

образовательный

процесс. Задача современных учителей – это поиск путей развития познавательной активности обучающихся,

и развитие познавательных навыков.

Чтобы добиться успехов в образовательном процессе, нужно активизировать процессы формирования и

развития познавательного интереса

к изучаемому материалу, повысить

творческую активность для углубления познавательной деятельности.

Работать над развитием познавательной активности у обучающихся – это

значит формировать положительное

отношение к учебной деятельности и

развивать стремление к познанию изу­

чаемых предметов, желание познать и

освоить все новое, что происходит в

окружающем мире. Забота о создании,

поддержании и развитии интереса к

предмету, к процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым

учителем.

Проблема развития способностей

является необходимым компонентом

разработки таких проблем, как совершенствование в организации урока,

написание учебных пособий, воспи-

тание самостоятельности учащихся,

повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.

Обучение – специально направленный процесс, при котором педагог

организует активную учебно-познавательную работу обучающихся для

овладения ими знаниями, умениями

и навыками, развитию креативных,

творческих способностей и моральных этических представлений. Большое значение для развития познавательных способностей имеет развитие

психических процессов – памяти,

внимания, воображения. Именно эти

процессы, по данным психологов, –

основа для развития мышления и творческих способностей обучающихся.

На сегодняшний день, в условиях

мощного экономического развития,

образование постепенно усложняется,

обучение переходит от простого научения материала к развитию творчески

мыслящего, думающего и умеющего

применять свои знания на практике

человека. Поэтому система образования должна обеспечить качественно

новый уровень общеобразовательной,

профессиональной подготовки. Уже в

начальных классах претерпевают изменения первостепенные цели обучения: на первом месте познавательная

функция, культ активности, самостоя­

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельности, нестандартности мысли,

что обеспечивает развитие интеллекта

ребенка.

Младший школьный возраст ограничивается рамками, которые соответствуют периоду получения начального

школьного образования и в нынешнее

время составляют период от 6-7 до

9-10 лет. Данный возрастной отрезок характеризуется осуществлением

дальнейшего физического и психо4(42)/2023

физиологического развития ребёнка,

посредством которого обеспечивается

основа для планомерного получения

знаний в школе. Речь, в первую очередь, идет о развитии деятельности

головного мозга и центральной нервной системы.

Особыми признаками, определяю­

щими ребёнка младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет) от других

возрастов, являются: словесно-логи­

ческое мышление, произвольная смыс­­

ловая память, произвольное вни­­мание,

письменная речь, анализ, реф­­лексия

содержания, оснований и спо­­собов

действий, планирование и уме­­ние действовать самостоятельно.

На основе этого учебная деятельность в младшем школьном возрасте

является ведущей. Она позволяет выя­

вить важнейшие изменения, которые

происходят в формировании психики

детей. Эти изменения отражают наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и определяются фундаментом, обеспечивающим

развитие на следующем возрастном

этапе. Повышение познавательной активности у учащихся младших классов приобретает особую значимость

потому, что именно в начальной школе формируется структура учебной

деятельности, влияющая на дальнейшее развитие личностной активности. Так, обучающиеся младшего

школьного возраста характеризуются

как конкретным, так и абстрактным

мышлением, их уровень психического

развития и интеллектуальных способностей достаточно высок. Младшие

школьники с интересом готовы вступать в систему отношений со сверстниками и взрослыми, сотрудничать

в решении проблемной ситуации.

4(42)/2023

9

Чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, необходимо сформировать у них положительные мотивы к учебе, пробудить

их мышление. Надо развить у обучаю­

щихся желание решать познавательные задачи, а реализовать это можно

при помощи использования современных форм и методов повышения познавательной активности учащихся.

Современных методов обучения,

направленных на развитие познавательных способностей, на сегодняшний день существует довольно большое количество. Для их реализации

на уроках учителя могут применять

уже готовые дидактические материалы или самостоятельно разрабатывать

новые. Это активные методы обучения, интерактивные методы, методы

обучения с использованием компьютерных технологий.

С помощью активных методов можно найти решение следующих задач:

1.Повышение познавательной активности школьников к изучению нового материала и самостоятельному

поиску в рамках изучаемой темы.

2.Увеличение познавательной мотивации к изучению предметов.

3.Развитие коммуникативных навыков, навыков эффективного взаимодействия в группах, умение донести

свою точку зрения аргументированно,

выслушать и уважать мнение другого.

4.Развитие навыков самостоятельного обучения, а именно поиска и

определения целевых учебных задач,

самостоятельный поиск их решения.

5.Развитие активной жизненной позиции и лидерских качеств.

6.Развитие ответственности за собственные действия и решения как в

совместной групповой деятельности,

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

10

Педагогическая наука и практика

так и в самостоятельной.

Общая работа учащихся в ходе познания, изучения академического материала значит, что каждый вносит свой

особый персональный взнос, происходит взаимообмен знаниями, мыслями,

методами работы. При этом совершается всё в благоприятной обстановке доб­

ра и взаимопомощи, что даёт возможность не только приобретать новейшие

знания, но и позволяет развить саму познавательную деятельность.

Для учащихся младших классов характерна повышенная эмоциональность, стремительная перемена настроения. По этой причине с целью

своевременного вовлечения в общую

работу абсолютно всех и каждого ученика, снятия стресса и напряжения и

имеются способы создания благоприятной ауры, такие, как: «Паутина», «Комплимент», «Это хорошо», «Аллитерация имени», «Поменяемся местами».

Завершающий метод можно применять

и в целях рефлексии. Методы, активизирующие мыслительную активность

учащихся: в их основе лежит стимулирование мыслительной деятельности

учащихся. Это методы «Четыре угла»,

«Смена собеседника», «Шифровка»,

«Шапка вопросов», «Минута говорения», «Алфавит», «Винегрет», «Шапка

вопросов». Методы организации познавательной деятельности учащихся

младших классов предполагают сочетание индивидуальной и групповой работы педагога и учащихся. Это метод «12-4», «Цепочка», «Аквариум».

Рефлексия является процессом и

результатом самоанализа учеником

своих знаний, поведения и состояния

собственного опыта. К методам рефлексивной деятельности относятся метод

«Зарядка», «Ключевое слово», «Итого-

вый круг». Для эффективной интеграции инновационных педагогических

технологий и методов в традиционную

классно-урочную систему, которая существенно ограничивает время, расписание и многие другие аспекты учебной

деятельности, могут быть использованы разные варианты интерактивного

взаимодействия учителя и учеников,

как вербальных, так и невербальных

[3, с.147]. При этом стоит отметить,

что полноценная реализация учебного

цикла не может быть осуществлена без

формирования определенных педагогических условий.

Таким образом, можем сделать следующий вывод по параграфу: эффективность развития познавательных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способностей у младших школьников

достигается при помощи использования современных форм и методов повышения познавательной активности,

обеспечивающих возможность для всех

учащихся проявить умственную самостоятельность и инициативность.

Среди современных форм и методов

развития познавательных способностей

у младших школьников выделяются:

1.Игра – это любимая форма деятельности школьников этого возраста.

Игры, применяемые на уроках в начальной школе, весьма разнообразны и могут применяться на любом этапе урока.

Кроссворды, игры с зашифровками, загадками совершенствуют воображение,

наблюдательность, сообразительность,

рассудительность и логику.

2.Интерактивные методы обучения и

методы обучения с использованием современных технологий в области компьютерной техники являются неотъемлемой частью современного урока в

школе. С помощью ИКТ урок становится более эффективен для современного

4(42)/2023

ребенка.

3.Непривычные формы уроков помогут пробудить у детей творческие способности, выявить их скрытые возможности. К таким формам организации

можно отнести уроки в форме путешествий в другую страну, в сказку. Также

зачастую учителя приглашают на уроки

гостей, которым нужно помочь преодолеть препятствия, победить злодеев. Такая форма помогает облегчить процесс

усвоения знаний, делает урок более эффективным за счет доброжелательной,

непривычной атмосферы.

4.Проектная и исследовательская

дея­тельность позволяет проявить самостоятельность, инициативность у обучающихся.

5.Проблемные ситуации помогают

активизировать познавательную деятельность. На уроках целесообразно

ввести проблемно-диалогическую технологию при помощи побуждающего

диалога. Такая технология вовлечет

всех учеников в образовательный процесс, так как ученики не будут бояться

ошибиться с ответом, потому что здесь

нет правильного и неправильного варианта.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская. – Москва:

Кнорус, 2011. – С. 269.

2.Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В.В.

Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.Ф. Фельдштейна: НИИ общ. и пед. психологии

АПН СССР. – Москва: Просвещение,

2015. – 251 с.

3.Зарукина Е.В. Активные методы

обучения: рекомендации по разработке

4(42)/2023

11

и применению: учеб.-метод. пособие

/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М. М.

Новик. – Санкт-Петербург: 2010. – 59 с.

4.Иванова А.В., Скрябина А.Г. Поз­­­­

навательная самостоятельность как пси­

холого-педагогичес­кая проблема в современном образовании // МНКО. 2019.

- №5 (78). - URL: https://cyberleninka.ru/

article/n/poznavatelnaya-samostoyatelnostkak-psihologo-pedagogicheskayaproblema-v-sovremennom-obrazovanii

(дата обращения: 19.12.2021).

5.Кравцова Е.Е. Психологические

особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова // Первое

сентября. – 2014 – № 40. – С. 32.

6.Кругликов В.Н., Платонов Е.В.,

Шаранов Ю.А. Деловые игры и другие

методы активизации познавательной

деятельности. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 190 с.

7.Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова. – Москва: Просвещение, 2016.

– 115 с.

8.Пастушкова М.А. Формирование

познавательных интересов младших

школьников в учебной деятельности:

автореф. дис. канд. пед. наук / М.А. Пастушкова. – Москва: Академия, 2010. –

258 с.

9.Рабзина А.Л. Активизация познавательной деятельности ребёнка на уроке в школе. – Москва: Учебный Центр

Перспектива, 2003. – 237 с.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.