Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность по предмету «Естествознание» как основа развития индивидуальных метанавыков обучающихся начальной школы'

Проектно-исследовательская деятельность по предмету «Естествознание» как основа развития индивидуальных метанавыков обучающихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естест­вознание / начальная школа / индивидуальные метанавыки / проектно-исследовательская деятельность. / жараты­лыстану / бастауыш мектеп / жеке метанавкалар / жобалау­зерттеу қызметі / natural science / elementary school / individual meta­skills / design and re se­ arch activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — САУЛАТОВА ЖАННА РОМАНОВНА

В данной статье рассматривается потенциал проектно-исследовательской деятельности в контексте предмета «Естествознание» на начальной ступени образования. Автором проводится анализ современных исследований и практических опытов в области проектной деятельности учащихся младших классов. Статья служит полезным ресурсом для учителей и педагогов, которые стремятся сделать образовательный процесс более эффективным и насыщенным. Её содержание может помочь определить лучшие практики во внедрении проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс начальной школы, способствующих развитию метанавыков, необходимых для успешного обучения и индивидуального роста учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — САУЛАТОВА ЖАННА РОМАНОВНА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project and research activity on the subject «Natural Science» as the basis for the development of individual metaskills of primary school students

The article considers the potential of design and re search activities in the context of the subject "Natural Science" at the initial stage of education. The author analyzes modern research and practical experiences in the field of project activities of primary school students. The article serves as a useful resource for teachers and educators who strive to make the educational process more efficient and richer. Its content can determine the best practices in the implementation of design and research activities in the educational process of primary school, contributing to the development of meta-skills necessary for successful learning and individual growth of students.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность по предмету «Естествознание» как основа развития индивидуальных метанавыков обучающихся начальной школы»

12

Педагогическая наука и практика

УДК 373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ

«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» КАК ОСНОВА

РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

МЕТАНАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Бұл мақалада білім берудің бастапқы кезеңіндегі "Жаратылыстану" пәні контекстіндегі жобалау­-зерттеу қызметінің әлеуеті қарастырылады. Автор

бастауыш сынып оқушыларының жобалық қызметі

саласындағы заманауи зерттеулер мен практикалық

тәжірибелерге талдау жасайды. Мақала білім беру

процесін тиімдірек және қарқынды етуге тырысатын

мұғалімдер мен тәрбиешілер үшін пайдалы ресурс

ретінде қызмет етеді. Оның мазмұны сәтті оқу және

оқушылардың жеке өсуі үшін қажетті метанәдістерді

дамытуға ықпал ететін бастауыш мектептің оқу процесіне жобалық-зерттеу қызметін енгізудегі ең жақсы

тәжірибелерді анықтауға көмектеседі.

Саулатова Ж.Р.,

общеобразовательная

школа № 1,

г. Тобыл ,

Костанайский район,

Костанайская область

Негізгі сөздер: жараты­

лыстану, бастауыш мектеп,

жеке метанавкалар, жобалау-зерттеу қызметі.

Ключевые слова: естест­

вознание, начальная шко­­ла,

индивидуальные метанавыки, проектно-исследовательская деятельность.

Keywords: natural science,

elementary school, individual

meta-skills, design and re­se­

arch activities.

Аннотация

В данной статье рассматривается потенциал проектно-исследовательской деятельности в контексте

предмета «Естествознание» на начальной ступени

образования. Автором проводится анализ современных исследований и практических опытов в области

проектной деятельности учащихся младших классов.

Статья служит полезным ресурсом для учителей и

педагогов, которые стремятся сделать образовательный процесс более эффективным и насыщенным. Её

содержание может помочь определить лучшие практики во внедрении проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс начальной школы, способствующих развитию метанавыков, необходимых

для успешного обучения и индивидуального роста

учащихся.

Abstract

The article considers the potential of design and re­­

search activities in the context of the subject "Natural

Science" at the initial stage of education. The author

4(42)/2023

Педагогическая наука и практика

13

Как известно, в Казахстане на данный

момент активно ведется работа по обновлению содержания системы образования,

заключающаяся в перестройке не только

структуры, но и подходов и методов обу­

чения. При этом большое значение придается привитию обучающимся таких необходимых для обучения в течение всей

жизни навыков, как: критическое мышление и креативность, командная работа

и лидерские качества, гибкость и умение адаптироваться к новым условиям,

инициативность и предпринимательские

навыки, грамотное и четкое изложение

мысли в устной и письменной формах

коммуникации, поиск и «добыча» новых

знаний, любознательность и мобильность. Анализ ГОСО общего среднего

образования Казахстана показывает, что

в нем наблюдается тенденция к формированию у школьников метанавыков,

метаумений и метазнаний, и тем самым

подтверждает наличие элементов метапредметного подхода к обучению.

Помимо этого, в современных требованиях Государственного общеобязательного стандарта начального образования

определены цели личностного развития

каждого ученика, определения его творческого потенциала и развития соответствующих способностей, формирования

интереса к обучению. В связи с этим, достижение таких важных стратегических

задач невозможно без обеспечения познавательной активности и интереса детей,

которые только начинают погружаться в

сферу познания и должны закрепиться в

своем желании образовываться. Это обус­

4(42)/2023

ловливает не только эффективное обу­

чение младших школьников на начальной ступени, но и успехи в последую­щих

классах и в самообразовании после выпуска из школы, в том числе в профессиональном развитии [1].

Учитывая актуальность проблемы,

идея нашего исследования заключается в переключении внимания младшего

школьника на внутренние познавательные процессы, связанные с планированием своей деятельности, самооценкой

и рефлексией, которое осуществляется

посредством вовлечения его в проектно-исследовательскую

деятельность

(косвенное и/или прямое), что обеспечит

высокий уровень развития метанавыков,

которые позволят ему быть успешным

как в учебе, так и в жизни, гибко адаптироваться к новым задачам.

Заметим, что в науке отсутствует общепринятое определение понятия «метанавыки», «метапознавательные навыки»,

а также методики по развитию метанавыков, в частности для младшего школьного

возраста[2]. В отечественной педагогике

значительный вклад в решение данной

проблемы внесли Ж.Аймауытов, Д.С.

Дюсеновой, М.Ш. Мусатаевой и др.

По мнению Д.С. Дюсеновой, метанавыки включают в себя: коммуникабельность (самопрезентация, публичное

выступление, аргументированная речь,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

навыки продаж и др.), адаптивность, организованность (тайм-менеджмент, планирование и целеполагание, настойчивость,

инициативность), рефлексия, лидерские

качества, работа в команде, гибкость [3].

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

analyzes modern research and practical experiences in the field of project activities of primary

school students. The article serves as a useful resource for teachers and educators who strive

to make the educational process more efficient and richer. Its content can determine the best

practices in the implementation of design and research activities in the educational process

of primary school, contributing to the development of meta-skills necessary for successful

learning and individual growth of students.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

14

Педагогическая наука и практика

Развитие метанавыков младших школьников – это процесс, который происходит

постепенно в течение их обучения. С возрастом и опытом дети улучшают свои метанавыки, что позволяет им становиться

более независимыми и успешными учениками [4].

В целом, метанавыки младших школьников представляют собой навыки управления собственным обучением и являются важным компонентом успешной

учебной деятельности и личностного

развития детей в начальной школе. Индивидуальные метанавыки помогают им

не только учиться более эффективно, но

и развивать критическое мышление и самостоятельность в обучении.

Одним из путей развития этих навыков

на начальной ступени образования является проектно-исследовательская дея­

тельность, интегрированная в предмет

«Естествознание». Содержание предмета

«Естествознание» призвано обеспечить

элементарный уровень естественно-научных знаний в рамках системы «Человек – Природа». Данный учебный предмет направлен на развитие природной

любознательности обучающихся, исследовательских навыков, формирование

научного понимания и видения окружающего мира. Содержание предмета структурировано по принципу «от простого к

сложному, от знакомого к незнакомому».

Осмысление причин и понимание взаи­

мосвязи явлений и процессов живой и

неживой природы, осознание многообразия и сложности окружающего мира расширит кругозор обучающихся. Учебный

предмет «Естествознание» является пропедевтическим курсом к изучению самостоятельных учебных предметов «Биология», «Физика», «География», «Химия»

на последующих уровнях образования,

а также закладывает основы исследовательских навыков, важных для любой от-

расли знаний.

Проектно-исследовательская деятельность (ПИД) представляет собой методический подход к обучению, целью которого является развитие учеников через

активное участие в создании и реализации проектов [5]. В контексте предмета

«Естествознание», ПИД позволяет учащимся исследовать окружающий мир, задавать вопросы, проводить эксперименты и находить ответы самостоятельно.

Подобный опыт способствует формированию метанавыков.

Рассмотрим, как проектно-исследовательская деятельность по предмету

«Естествознание» развивает индивидуальные метанавыки младших школьников:

1.Критическое мышление. Проекты

по естествознанию подразумевают анализ информации, выявление паттернов

и формулирование гипотез. Ученики

учатся критически оценивать данные и

извлекать из них выводы. Этот процесс

способствует развитию критического

мышления и способности аргументировать свои выводы.

2.Саморегуляция и планирование.

Участвуя в проектах, дети учатся управлять своим временем, создавать планы и

следовать им. Это развивает навыки саморегуляции, способность работать над

задачами и достигать поставленных целей.

3.Навыки исследования. Проекты по

естествознанию требуют поиска информации, сбора данных и их анализа. Ученики становятся исследователями, что

способствует развитию навыков поиска

и анализа информации, что является важным аспектом информационной грамотности.

4.Коммуникационные навыки. При выполнении проектов дети часто работают

в группах. Это обучает коммуникации,

4(42)/2023

умению выражать свои мысли и слушать

других, решать конфликты и совместно

добиваться целей.

При проведении ПИД-уроков по естествознанию учащиеся могут быть побуждены к формулированию гипотез и исследовательских вопросов, которые они

будут исследовать в рамках проекта. Это

помогает развивать навыки критического

мышления и анализа. Младшие школьники учатся самостоятельно исследовать и

понимать окружающий мир, а также применять полученные знания на практике.

Один из практических методов ПИД

для развития метанавыков младших

школьников на уроке естествознания –

это проведение наблюдений и экспериментов. Учащиеся могут самостоятельно выбирать объекты для наблюдения

и определять параметры, которые они

будут изучать. Например, они могут исследовать рост растений при различных

условиях или влияние разных видов питания на поведение животных. В процессе проведения экспериментов дети учатся формулировать гипотезы, планировать

и организовывать исследования, анализировать полученные данные и делать

выводы. Приведем пример проведения

такого эксперимента во 2 классе на уроке

«Естествознание».

Для эксперимента понадобятся вареное яйцо, стакан с кока-колой и зубная

паста. Учитель объясняет, что яйцо будет

символизировать эмаль зубов. Учитель

показывает яйцо (как эмаль) и объясняет,

что эмаль состоит из минералов, таких

как кальций и фосфор. Затем, учитель

помещает яйцо в стакан с кока-колой и

оставляет его там на некоторое время.

Ученики следят за процессом и записывают свои наблюдения. После некоторого времени, учитель достает яйцо из

кока-колы и показывает его ученикам.

Учащиеся видят, что яйцо стало корич4(42)/2023

15

невым и имеет пятна. Это символизирует, как кислоты в газировке повреждают

эмаль зубов.

Затем, учитель показывает, как использование зубной пасты (в данном случае,

на яйце) помогает очищать поверхность

и возвращает цвет яйцу (эмали). В заключении учитель просит подвести итоги эксперимента. Таким образом, в процессе проведения эксперимента младшие

школьники учатся наблюдать и воспринимать процессы и изменения вокруг себя.

В данном случае, они видят, как яйцо меняет свой цвет и структуру под воздействием кока-колы. Учащиеся сравнивают

начальное состояние яйца с его состоянием после воздействия кока-колы, что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

требует аналитических навыков, так как

они должны выявить изменения. Младшие школьники учатся задавать вопросы

и формулировать гипотезы. Например,

почему кока-кола влияет на цвет яйца?

Это способствует развитию способности

предполагать результаты исследований.

Наконец, эксперимент дает возможность

ученикам познакомиться с научным методом и практиковаться в его применении.

Следующим методом проектно-исследовательской деятельности является

работа с различными информационными источниками. Младшие школьники

могут изучать различные книги, статьи,

видео- и интернет-ресурсы, чтобы получить дополнительную информацию о

теме исследования. Они учатся анализировать и оценивать источники информации, различать факты от мнений, а также

собирать и систематизировать информацию для создания своего проекта.

Важным аспектом проектно-исследовательской деятельности является работа

в группах. Младшие школьники могут

работать в командах, где каждый член команды вносит свой вклад в проект. Они

учатся сотрудничать, обмениваться идея­

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

16

Педагогическая наука и практика

ми, аргументировать свои точки зрения

и принимать решения вместе. Это развивает навыки коммуникации, лидерства

и коллективного творчества. При проведении ПИД-уроков, важно создать условия для самостоятельного исследования

и творчества. Учащиеся должны иметь

возможность свободно выражать свои

мысли, задавать вопросы и искать ответы

самостоятельно. Учитель должен выступать в роли наставника и гида, направляя

учащихся, но не диктую им ответы.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность по предмету

«Естествознание» способствует развитию метанавыков учащихся начальной

школы. Эти навыки включают в себя анализ, критическое мышление, формулирование гипотез, работу в команде и самостоятельное исследование.

В ходе такой проектно-исследовательской деятельности дети:

1)развивают навыки самостоятельного

исследования и анализа информации;

2)учатся формулировать гипотезы и

проверять их на практике;

3)развивают навыки критического

мышления и обоснования своих выводов;

4)учатся сотрудничать в команде, обмениваться знаниями и опытом;

5)повышают мотивацию к обучению

через интересные и практические проекты.

В заключении отметим, что внедрение

проектно-исследовательской деятельнос­­

ти в учебный процесс по предмету «Естес­

твознание» в начальной школе имеет

значительный потенциал для развития

метанавыков и активного обучения. Она

обогащает учебный опыт детей, делает

уроки более интересными и практичес­

кими, а также способствует формированию готовности к самостоятельному исследованию и критическому мышлению,

что является важной основой для их бу-

дущего образования и развития. Поэтому

интеграция проектов по «Естествознанию» в учебный процесс начальной школы заслуживает серьезного внимания и

поддержки со стороны образовательных

учреждений.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Об утверждении государственных

общеобязательных стандартов образования всех уровней образования // [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://

adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669 (дата

обращения: 07.02.2022).

2.Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных

стан­­дартах: вопросы реализации // Интернет-журнал «Эйдос». – 2011. – №2.

– Режим доступа: http://www.eidos.ru/

journal/2011/0425-10.htm (дата обращения: 06.10.2023).

3.Мусатаева М.Ш., Дюсенова Д.С. Метапредметность как один из трендов современной лингводидактики // Журнал

«Абылай хан атындағы ҚазХҚ және ӘТУ

Хабаршысы / Известия КазУМО и МЯ

имени Абылай хана», серии «Филологические науки». – 2021. - № 68(1).

4.Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников:

новые практики формирования и оценивания / [Л.В. Арсентьева и др.]; под общ.

ред. О. Б. Даутовой и Е. Ю. Игнатьевой.

– СПб.: КАРО, 2015. - 158 с.

5.Ганиева Э.А. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в

современном образовательном пространстве // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/proektno-issledovatelskayadeyatelnost-obuchayuschihsya-vsovremennom-obrazovatelnomprostranstve (дата обращения: 06.10.2023).

4(42)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.