Научная статья на тему 'ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКСЕОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талыпова Аида Чингизовна, Калашникова Олеся Геннадьевна

Рассмотрены современные тенденции повышения эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников; сформулированы основные положения теории формирования проектно-исследовательской деятельности на основе праксеологического подхода; позиция авторов ориентирована на достижение результата обучения в начальном образовании, отвечающего ФГОС, познавательным потребностям и способностям школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талыпова Аида Чингизовна, Калашникова Олеся Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAXEOLOGICAL APPROACH TO INCREASE EFFICIENCY PROJECT RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS IN PRIMARY SCHOOLS

The modern trend of increasing the efficiency of design and research activities of junior schoolchildren; formulated the basic tenets of the theory of formation of engineering and research activities based on the praxeological approach; the position of the authors focused on the achievement of learning outcomes in primary education that meets the GEF, cognitive abilities and needs of the student.

Текст научной работы на тему «ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

А.Ч. Талыпова, О.Г. Калашникова

ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: праксеология, эффективность учебного процесса, проектно-исследовательская деятельность, младшие школьники, функционально-динамическая модель, уровни сформированности исследовательских умений.

Аннотация: Рассмотрены современные тенденции повышения эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников; сформулированы основные положения теории формирования проектно-исследовательской деятельности на основе праксеологического подхода; позиция авторов ориентирована на достижение результата обучения в начальном образовании, отвечающего ФГОС, познавательным потребностям и способностям школьника.

В настоящее время повышение эффективности деятельности является социально значимой задачей; подготовка же человека к выполнению социальных функций, как известно, начинается со школы. Начальная школа - важнейший этап образования, и от того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успешность каждого ученика [7]. Учителя начальных классов понимают ответственность и важность своей работы, не останавливаются на достигнутом, а ведут поиск новых, эффективных форм преподавания. Подтверждение тому - растущий интерес к проектной деятельности и востребованность ее в современной школе. В связи с этим необходимо уточнить вопросы, связанные с эффективностью учебного процесса и признаками, определяющими его влияние на развитие личности [1].

Данные проблемы рассматриваются праксеологией - наукой, устанавливающей нормы, принципы и законы эффективной деятельности, продуктивной работы, результативности труда. Термин «праксеология» был впервые использован французским социологом А. Эспинасом в 1890 году; с этого времени термин все чаще встречается в литературе [8]. Появление и становление праксеологии необходимо рассматривать как реализацию идеи эффективной, рациональной и в конечном итоге совершенной деятельности. Рассматривая праксеологию как методологию эффективной деятельности, представители польской школы - Т. Котарбиньский, Т. Пщоловский и Я. Зеленевский - считают предметом этой науки органическое соединение теоретического движения мысли и практического действия [3]. Именно это сочетание, по мнению О. Ланге и Н.Я. Сацкого, определяет успешную реализацию потенциальных возможностей человека как главной производительной силы [9; 11 ].

Опираясь на праксеологию, в нашей стране проблему эффективности обучения, ее психолого-педагогические аспекты рассматривали Ю.К. Бабанский, В.Н. Блинов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Г.И. Щукина; повышению эффективности работы школ посвящены работы В.П. Беспалько, С.Г. Вершловского, А.М. Землянского, П. Мортимора, У. Глассера и др.; проблема эффективности образования рассматривалась в исследованиях Л.Ф. Колесникова, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова и др. [4].

Изучение основных положений праксеологии, исследование феномена эффективности в философском, реабилитационно-восстановительном, психолого-педагогическом и методическом аспектах позволяет уточнить теоретические основы эффективного обучения, поскольку праксеология - наука, исследующая нормы, принципы, структуру и закономерно-

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), В015 ёШаай

сти организации эффективной деятельности людей, решающая следующие основные задачи:

- выявление факторов, позволяющих повысить эффективность деятельности человека;

- использование критериев эффективной деятельности, выраженных величиной или количеством;

- социально-деятельностное приспособление (адаптация) и активное изменение среды в интересах личности;

- изменение субъекта деятельности с целью актуализации, саморегуляции, самосовершенствования;

- органическое соединение теории и практических действий субъектов деятельности [4; 12].

Данные факторы влияют на эффективность деятельности и субъектов обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе [6; 10]. Для этого в праксео-логии используются следующие принципы, пригодные и для теории эффективной проектно-исследовательской деятельности младших школьников: минимальной затраты средств или рационального (экономного) использования ресурсов; индивидуальной и социальной значимости деятельности; осторожных решений; гуманного поведения; оптимального взаимодействия социальных систем с внешней средой. Проведенный анализ позволил сформулировать теоретические основы эффективной деятельности субъектов обучения. Для достижения позитивного результата обучения проекно-исследовательской деятельности основное внимание необходимо уделять субъектно-целостному, праксеологически-процессуальному и эффективно-методическому аспектам.

Повышение эффективности обучения предметно-исследовательской деятельности возможно при реализации принципов ориентации на образовательные потребности школьников; диагностичности цели учебно-познавательной деятельности; взаимосвязи и расширенного взаимодействия субъектов обучения; значимости полученных результатов и др. В этом случае учитывается следующее: зависимость качества результатов обучения от способа приобретения знаний и умений; зависимость уровня школьного образования от характера взаимодействия (взаимосвязи основного и дополнительного образования); зависимость результатов обучения от познавательной самостоятельной активности школьников и др. Теоретические положения эффективного обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников на основе праксеологического подхода представлены в таблице 1.

Мировые тенденции в развитии образования свидетельствуют, что прогнозирование перемен, которые могут произойти при жизни одного поколения, оказывается практически невозможным. В этой ситуации школа должна готовить учащихся к жизни, о которой сами учителя не имеют ясного представления. Поэтому возрастают требования к реализации целей обучения, которое поможет адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, подготовиться к конструктивной деятельности в окружающей среде и создать условия для жизненного благополучия. Требования к целям эффективного обучения представлены в таблице 2.

ПРПНТИИП ОБРПЗОППНИП

Таблица 1

Теоретические основы повышения эффективности обучения проектно-исследовательской деятельности (ПИД)

младших школьников

Теоретический и Ядро теории Следствие Практические

эмпирический приложения

базис

1 Концептуаль- 1. Пдея: повышение 1. Модель 1. Рекомендации по:

ные основы эффективности обучения деятельности - использованию метод.

праксеологии: на основе рациональной учителя по системы повышения

лнчносгно- организации созданию эффективности проектно-

социальная деятельности субъектов методической исследовательской

значимость обучения и экономного системы. деятельности в начальной

эффект, деятель- использования ресурсов повышающей школе;

ности; окружающей среды. эффективность различных форм

ее экономическая обучения продуктов проектно-

целесооб- 2. Принципы проектно- исследовательской

разность; целост- праксеологнческого исследовательско деятельности (Web-сайт,

ность и гармонич- подхода к организации й деятельности в выставка, газета, журнал.

ность процесса обучения: начальной школе игра, коллекция, костюм.

компонентов - ориентация на макет, модель.

деятельности. потребности обу- 2. Требования к оформление кабинета.

чающихся; элементам пакет рекомендаций.

2. Тенденции - диагностичность целей методической праздник, прогноз, статья,

методики и результатов учебной системы. сценарий, учебное

поучения познавательной дея- отвечающие пособие, чертеж.

проектно- тельности; праксеологнческ экскурсия;

исследовательск - взаимосвязи субъектов им принципам. критериев оценки

ой деятельности обучения; эффективности проектно-

в начальной - значимость полученных 3. Определение исследовательской

школе: результатов для результата деятельности.

гуманизация жизнедеятельности обу- обучения

обучения; чаемых и др. проектно- 2. Программы и

личное тно исследовательско содержание экспе-

ориентированный 3. Закономерности: й деятельности в риментальной подготовки

подход; зависимость качества начальной школе учащихся.

диверсификация обучения от способа как системы

и приобретения знаний и взаимосвязанных 3. Диагностические

дифференциация умений., от уровня ее компонентов задания для определения

обучения. взаимосвязи основного и (обученности. >ровня сформированности

дополнительного обучаемости и проектно-

3. Результаты образования; зависимость адаптации к исследовательской

методических результата образования окружающей деятельности младших

исследований. от характера взаимодействия среде). школьников.

4. Опыт рабога субъектов обучения и др. 4. Критерии для

учителей определения 4 Пособия для учителей

4. Границы уровня по повышению

применимости теории: сформированное эффективности обучения

выделение условий ти проектно- проектно-

эффективного обучения исследовательско й деятельности исследовательской деятельности в начальной школе

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), в015 ёшаай

Таблица 2

Требования к целям обучения

Требование Осознание содержания требования учителем Принятие (понимание) сущности требования учеником

Потенциальная значимость Убеждение в том, что значение цели для процесса обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе должно быть стратегично: она должна быть значима не только для ближайших, но и для последующих этапов обличения Понимание значимости цели для последующего обучения и дальнейшей жизнедеятельности

Активизируемое тъ Мобилизация и реализация потенциальных возможностей \-чашкхся, раскрытие ресурсов для достижения цели Повышение заинтересованности, включение механизмов самоактивизацин

Днагностичность Использование разработанных показателей и критериев, позволяющих проверить степень и качество достижения цели Уточнение цели учения Анализ соответствия выдвинутым критериям. Оценка возможности осуществить диагностирование выполнения цели

Днфференциро-ванность Постановка различных целей дтя учащихся с неоднородным составом класса, осуществление принципа гуманизации] Уменьшение тревожности и осознание возможности достижения успеха в обучении

Реальность Дифференциация целей с учетом подготовленности учащихся к выполнению поставленной цели (знания, возрастные и психические особенности и т. д.; учет временного фактора, наличие оборудования для выполнения лабораторных работ и демонстраций: наличие методического обеспечения) Осознание и учет ресурсного обеспечения, сопоставление требуемого и реального. Ограничение цели или отказ от некоторых целевых элементов для обеспечения ее реальности

Временная определенность Четкий учет времени, отводимого на реализацию этапов достижения цели, сопоставление реального и запланированного времени выполнения цели. Корректирование времени прохождения этапов с \-четом обязательной детальной реализации обобщающего этапа Осознание ограниченности времени достижения цели и результата промежуточных этапов. Формирование умений сосредоточиться на главных факторах выполнения задания, сопоставить реальное время выполнения о запланированным, интенсифицировать отдельные этапы, выделить время для заключительного этапа

Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, сформированы не-

ПРПНТИИП ОБРПЗОППНИП

обходимые навыки и умения. То есть необходима особая готовность, «зрелость», характеризующаяся следующим.

1. Сформированность коммуникативных умений, лежащих в основе эффективного социально-интеллектуального взаимодействия в процессе обучения, к каковым относятся:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников; делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

- умение договариваться (выбирать доброжелательно самое верное / рациональное / оригинальное решение / рассуждение).

Данные навыки формируются с первых дней в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые правила общения, регулирующие как внешнюю сторону - построение высказываний, так и внутреннюю сторону - содержание высказываний.

2. Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»:

- развитые аналитико-синтетические действия;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- умение выделять общий способ действий;

- способность переноса общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность, что необходимо для преемственности дошкольного и начального школьного образования [5]; к «интеллектуальной зрелости» младших школьников также относятся гибкость, вариативность и самостоятельность мышления.

Целенаправленное формирование обобщенности умственных действий и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в процессе становления у учащихся центрального психического новообразования - теоретического мышления с помощью особого учебного теоретического содержания, активных методов и приемов обучения, диалоговых форм взаимодействия учителя с учениками и учеников друг с другом.

3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать решение учебной задачи с акцентом на положительное; указывая на недостатки, высказывать конструктивные пожелания, замечания.

Формирование перечисленных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности - необходимое условие становления субъектности младшего школьника в процессе обучения. Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в такую деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем. Нами разработана схема функционально-динамической модели ПИД (рис.1).

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы s(co). sois aSàsSâs

Компоненты модели проектно-исследовательской деятельности младших школьников:

Цель обучающийся Содержание ПИД Процесс реализации ПИД Субъекты организации ПИД Организационные формы н методы проведения реализации пид

1 _______________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

Лнагностика индиЕит.'алыю-личностных осооенностей суоьекта реализации 1ШД

Построение индивидуальной программы ПИЛ на основе результатов комплексной диагностики и потреоностн суоьекта

С

Осуществить ПИД в

СООТБеТСТБНН

с разработанной индивидуальным или ГрУППОВЫМ

маршрутом

£ 11 5 Si 3

Оценка уровня адаптации на основе соответствующих критериев. Анализ результатов оценки эффективности

ооученил суоьектов ПИД

Участвует в

процессе диагностики

Определение погендкашнвд возможностей субъекта, при ПОЫОЕШ ВЫХЕЛвНИЯ ннтерка к учебной деятельности v::cT:eEEb:;; способностей. критерии ¡к, СЛёДОЕатеЛЬСКЕХ УМгКИИ

участвует в разработке индивидуальной или групповой программы

nil

Составление программы ПИЛ с учетом ЕЕДИЕИДУаЛЬЕЬЯ особенностей, характера и степени выраженности заинтересованности s:

ПВД

Принимает активнее участие в реализации программы

пи:

Определение задач каждого этапа построения ПИД: 1) проблема. J.i план

(проектирование),

rinOHCK

информации,

4)продукт

:) презентация

>частвует в процессе оценки. При

необходимости — в составлении коррекгнониой программы

уточнение критериев сценки

:-т активности ооучениа ПИД анализ результатов;

До осуществления ПИД и после реализации ПИД Циклограмма совместной

активность: создание слагопрнтгных

условий: формирование положительных личностных установок;

- Число усвоенных учебных элементов;

- уровень усвоения учебного материал; -осознанность полученных знаний;

Контроль динамики уода реализации ПИД, возможности внесения^ измененийидополнений Е программу ПИЛ

Профессиональна! цшиишишеа

ПеДаГОССЕ Уро-ни

образовательных потребностей. ОбУЧёНКОСТИ и обучаемости учавпхх

Индивидуальная nvnnoi

Анкетирование. беседа, тестирование, наЗлюдение

Изучение

материала научно-

методической

литературы

Выявление

педагогических

приемов

определяющие

эффективность

осучення Ш1Д

Расширенное взаимодействие всед субъектов комплексной

р-еЗсЕЛИТМСЕЕ

Конструирование индивидуального ПИД карсрута и его анализ

Апробация комплекса пгиемов н методик об-.-чеккя ПЯЛ. выбор образовательной траектории; создание максимально

Индивидуальные. групповые

формы продуктов ПКД: (Ü'eb-саит, выставка, газета, игра, коллектив, макет, модель, оформление кабинета, пакет рекомендации, статья, сценарий

i

Мониторинг всех этапов реализации ПИД

Индивидуальные

Диагностические задания длв определения уровня сформированное ПИД. Критерии опенки эффективности ПИД

Познавательный

интерес к ПИД;

Устойчивые

внутренние

познавательные

мотивы.

Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, ф ори представления результата. Ексказквать много идей для с «пеняя проблем, смотреть ез проблему с новой

Подготовка к защите проектне-исследовательской работы

Оформление проектной папки

Определение

перспективы ПИД. Цели для самообразования субъектов

Оценка и экспертное заключение

ПИД

Рис. 1. Схема функционально-динамической модели проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Авторская модель проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов отображает содержание работы учителя по включению учащихся 2-4-х классов в данный процесс с учетом их мотивации, познавательного интереса и способностей. Функционально-динамической модель состоит из пяти взаимосвязанных блоков (рис.2 ).

ПРПНТИИП ОСРПЗОППНИП

Диагностический блок Блок построения программы Ш1Д Блок реализации программы П11Д Оценочно-коррекдионньш блок Завершающий блок

Рис. 2. Структура функционально-динамической модели ПИД младших школьников

Также определены основные компоненты модели ПИД:

1) Цель (создание оптимальных условий для формирования исследовательских умений младших школьников; требования к целям эффективного обучения представлены в таблице 2).

2) Обучающийся (ученик младших начальных классов и его познавательная активность).

3) Содержание ПИД (введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований).

4) Процесс реализации (организация ПИД - составление плана работы; выбор методов и порядок использования; циклограммы и методическая поддержка совместной деятельности).

5) Субъекты, организации ПИД (образовательное учреждение, количество младших школьников, педагоги, родители, научные руководители).

6) Организационные формы и методы реализации ПИД (типовые занятия - объяснение и практические работы, уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты).

Каждый блок направлен на решение задач обучения ПИД младших школьников и состоит из разнообразных методов и приемов, направленных на достижение позитивного результата. К каждому компоненту модели ПИД можно сформулировать требования, реализация которых повышает эффективность ПИД младших школьников. В частности, в первом блоке предложены варианты диагностирования по всем компонентам модели.

Во втором блоке -построение программы ПИД - внимание акцентируется на постепенном нарастании активности младших школьников, создании положительных личностных установок, на выработке новой линии поведения, укреплении уверенности учащихся в своих силах.

Построение программы ПИД основывается на учете психолого-педагогических, социальных и культурологических данных, установленных в результате диагностики, в частности таких, как содержание учебного / научно-познавательного материала, межличностное общение, ценностные ориентации, мотивация на данный вид деятельности.

Третий блок - реализация программы ПИД - выполнение проекта - предусматривает несколько последовательных этапов:

I этап. Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).

II этап. Сбор и обработка информации.

III этап. Разработка собственного варианта решения проблемы - актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы.

IV этап. Реализация плана действий (проекта).

пеппгогичесний журнал епшнортостпнп N 5(&о), ео15 ёшаай

V этап. Подготовка к защите проекта - оформление портфолио проекта; подготовка к защите проекта.

VI этап. Презентация проекта.

VII этап. Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы; личные впечатления).

Следует отметить, что реализация оценочно-коррекционного (четвертого) блока требует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

постоянного контроля за динамикой деятельности личности; динамикой эмоционального состояния школьника, его чувств и переживаний в процессе реализации ПИД. Контроль за ходом реализации ПИД, в свою очередь, предполагает выполнение диагностических процедур на всем процессе организации обучения ПИД, что позволяет вносить необходимые коррективы в задачи й программы обучения ПИД младших школьников; своевременно изменять и дополнять методы и средства проектно-исследовательского взаимодействия участников; осуществлять корректировку деятельности самих школьников в процессе ПИД. Результаты диагностики могут быть использованы для анализа и оценки эффективности результатов обучения ПИД; корректировки деятельности субъектов обучения для достижения поставленной цели; создания маршрутов обучения, соответствующих познавательным потребностям школьников.

Большое значение в достижении позитивного результата имеет деятельность самого учащегося. С этой целью в работе рассмотрена структура деятельности младшего школьника в процессе обучения его ПИД и на основе праксеологического подхода разработаны критерии оценки эффективности при анализе каждого элемента структуры деятельности (табл. З).

Таблица 3

Критерии оценки повышения эффективности деятельности

Компонент деятельности Критерий

Потребность - уровень заинтересованности в ПИД; - изучение учебного материала ^ сжРОРД^Р^ время: - высокая познавательная активность на уроках: - стремление постоянно исследоватьг экспериментировать, анализировать и т. д.

Мотив - устойчивость мотива: - тенденция к его повышению; - повышение активности и инициативности школьника

Цель - диагностичность; - потенциальная значимость; - реальность;

Средство - соответствие цели обучения; - соответствие индивидуальным особенностям субъектов; - соответствие возможностям школы

Действие - адекватность цели; - организованность; - логичность и последовательность; - рациональность и экономичность

Результат повышение: • уровня обученности; • уровня обучаемости; • степени адаптации к социальной и природной среде

Оценка выявление эффективности процесса обучения по следующим качествам: • экономичности; • социальности; • комплексности

Предложенная схема функционально-динамической модели ПИД на основе прак-сеологического подхода создает теоретические предпосылки реализации программы обучения ПИД и разработки критериев объективной оценки эффективности обучения: 1. Практичность в реализации исследования.

ПРПНТИИП ОБРПЗОППНИП

2. Мотивированность исследовательской деятельности.

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности.

4. Самостоятельность в осуществлении исследовательской деятельности.

На основе предложенных критериев представлена интервальная шкала определения уровней сформированности исследовательских умений младших школьников (табл. 4).

Таблица 4

Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников

^\Критерий уровни ^Ч. Практичность в реализации исследования Мотивированность исследовательской деятельности Проявление креативности в исследовательской деятельности Самостоятельность в осуществлении исследовательской деятельности

Исходный Нет знаний и конкретных умений Низкая Действия по аналогии Только под руководством

Начальный Первоначальные знания и элементарные умения Преобладают внешние процессы Коллективное творчество Частотная индивидуальная самостоятельность

Продуктивный Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования Внешние и внутренние мотивы к исследованию Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результаты Некоторые этапы учебного исследования может осуществлять самостоятельно

Креативный Умения, связанные с определением темы, цели, задач учебного исследования, использованием доступных методов, поиском информации в библиотеке и Интернете, приемами ее фиксации и обработки, составлением графиков, схем, рисунков, представлением результата исследования, его анализом и оценкой Устойчивые внутренние познавательные мотивы Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, форм представления результата, высказывать много идей для решения проблем, смотреть на проблему с новой позиции Практически все этапы учебного исследования может реализовать самостоятельно

В заключение отметим, что совершенствование проектно-исследовательской деятельности субъектов обучения не только практически значимая задача, связанная с повышением эффективности обучения младших школьников, но и задача повышения уровня подготовки школьников к выполнению основных жизненных функций (познавательной, трудовой, гражданской и др.). Праксеология как основу создания теории эффективного обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников в настоящее время еще нельзя рассматривать как целостную и достаточно формализованную теорию, так как она находится в процессе становления. Однако ее основные положения, закономерности и принципы уже успешно применяются в исследованиях фундаментального и прикладного характера [2]. Использование праксеологического подхода в обучении проектно-исследовательской деятельности дает возможность по-новому раскрыть сущность эффективности обучения, состоящую в переходе от когнитивного представления процесса обучения к целостному, когда познавательная деятельность субъектов обучения включает в сложное пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации человека. В таком контексте проектно-исследовательская деятельность младших школьников обретает собственный индивидуальный смысл для каждого из них; деятельность же учителя заключается в создании условий для овладения этим смыслом, что и позволяет повысить эффективность обучения проектно-исследовательской деятельности. Полагаем, что данный подход созвучен современным педагогическим представлениям о процессе обучения младших школьников.

аепагогичесний журнал Башкортостана N s(co). aois aSasSas

1. Асадуллин, Р.М. Еще раз о модернизации педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. №6 (49). 2013. - С.7-12.

2. Асадуллин, Р.М. Реконструкция педагогического образования: соединение фундаментального и прикладного знания // Педагогический журнал Башкортостана. №2 (51). 2014. - С.7-12.

3. Зеленский, Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления [Текст] / пер. с пол. Г.Э. Селезингера. М., 1971. - 230 с.

4. Зуев, П.В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход) [Текст] : монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000.-153с.

5. Исхакова, Г.Т. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] : монография / Г.Т. Исхаков. - Бирск, 2013. - 161 с.

6. Калашникова, О.Г.Формирование технологической культуры младших школьников в процессе проектного обучения : автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. пед.н. : Спец. 13.00.01 / Олеся Геннадьевна Калашникова ; [Удмурт. гос. ун-т]. - Ижевск : 2003. - 18 с.

7. Калашникова, О.Г., Талыпова, А.Ч., Ценева И.К. Профилактика оптической дисграфии у младших школьников с помощью графо-моторных навыков // Педагогический журнал Башкортостана. №6 (55). 2014. - С.93-100.

8. Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. - М. : издат. центр «Академия», 2005. - 256 с

9. Ланге, О. Оптимальные решения. Основы программирования [Текст]. М., 1967. - 174 с.

10. Проектирование в начальной школе : от замысла к реализации [Текст] : программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - 169с.

11. Сацкий, Н.Я. Методы и проблемы деятельности менеджеров и бизнесменов. Белая Церковь, 1993. -

124 с.

12. Талыпова, А.Ч. Комплексная реабилитация лиц с нарушениями голосообразования после резекции и удаления гортани [Текст] : автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.03) / Аида Чингизовна Талыпова ; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2001. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.