А.Ч. Талыпова, О.Г. Калашникова
ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ключевые слова: праксеология, эффективность учебного процесса, проектно-исследовательская деятельность, младшие школьники, функционально-динамическая модель, уровни сформированности исследовательских умений.
Аннотация: Рассмотрены современные тенденции повышения эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников; сформулированы основные положения теории формирования проектно-исследовательской деятельности на основе праксеологического подхода; позиция авторов ориентирована на достижение результата обучения в начальном образовании, отвечающего ФГОС, познавательным потребностям и способностям школьника.
В настоящее время повышение эффективности деятельности является социально значимой задачей; подготовка же человека к выполнению социальных функций, как известно, начинается со школы. Начальная школа - важнейший этап образования, и от того, насколько грамотно организован процесс обучения и воспитания на этой ступени, зависит успешность каждого ученика [7]. Учителя начальных классов понимают ответственность и важность своей работы, не останавливаются на достигнутом, а ведут поиск новых, эффективных форм преподавания. Подтверждение тому - растущий интерес к проектной деятельности и востребованность ее в современной школе. В связи с этим необходимо уточнить вопросы, связанные с эффективностью учебного процесса и признаками, определяющими его влияние на развитие личности [1].
Данные проблемы рассматриваются праксеологией - наукой, устанавливающей нормы, принципы и законы эффективной деятельности, продуктивной работы, результативности труда. Термин «праксеология» был впервые использован французским социологом А. Эспинасом в 1890 году; с этого времени термин все чаще встречается в литературе [8]. Появление и становление праксеологии необходимо рассматривать как реализацию идеи эффективной, рациональной и в конечном итоге совершенной деятельности. Рассматривая праксеологию как методологию эффективной деятельности, представители польской школы - Т. Котарбиньский, Т. Пщоловский и Я. Зеленевский - считают предметом этой науки органическое соединение теоретического движения мысли и практического действия [3]. Именно это сочетание, по мнению О. Ланге и Н.Я. Сацкого, определяет успешную реализацию потенциальных возможностей человека как главной производительной силы [9; 11 ].
Опираясь на праксеологию, в нашей стране проблему эффективности обучения, ее психолого-педагогические аспекты рассматривали Ю.К. Бабанский, В.Н. Блинов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Г.И. Щукина; повышению эффективности работы школ посвящены работы В.П. Беспалько, С.Г. Вершловского, А.М. Землянского, П. Мортимора, У. Глассера и др.; проблема эффективности образования рассматривалась в исследованиях Л.Ф. Колесникова, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова и др. [4].
Изучение основных положений праксеологии, исследование феномена эффективности в философском, реабилитационно-восстановительном, психолого-педагогическом и методическом аспектах позволяет уточнить теоретические основы эффективного обучения, поскольку праксеология - наука, исследующая нормы, принципы, структуру и закономерно-
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), В015 ёШаай
сти организации эффективной деятельности людей, решающая следующие основные задачи:
- выявление факторов, позволяющих повысить эффективность деятельности человека;
- использование критериев эффективной деятельности, выраженных величиной или количеством;
- социально-деятельностное приспособление (адаптация) и активное изменение среды в интересах личности;
- изменение субъекта деятельности с целью актуализации, саморегуляции, самосовершенствования;
- органическое соединение теории и практических действий субъектов деятельности [4; 12].
Данные факторы влияют на эффективность деятельности и субъектов обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе [6; 10]. Для этого в праксео-логии используются следующие принципы, пригодные и для теории эффективной проектно-исследовательской деятельности младших школьников: минимальной затраты средств или рационального (экономного) использования ресурсов; индивидуальной и социальной значимости деятельности; осторожных решений; гуманного поведения; оптимального взаимодействия социальных систем с внешней средой. Проведенный анализ позволил сформулировать теоретические основы эффективной деятельности субъектов обучения. Для достижения позитивного результата обучения проекно-исследовательской деятельности основное внимание необходимо уделять субъектно-целостному, праксеологически-процессуальному и эффективно-методическому аспектам.
Повышение эффективности обучения предметно-исследовательской деятельности возможно при реализации принципов ориентации на образовательные потребности школьников; диагностичности цели учебно-познавательной деятельности; взаимосвязи и расширенного взаимодействия субъектов обучения; значимости полученных результатов и др. В этом случае учитывается следующее: зависимость качества результатов обучения от способа приобретения знаний и умений; зависимость уровня школьного образования от характера взаимодействия (взаимосвязи основного и дополнительного образования); зависимость результатов обучения от познавательной самостоятельной активности школьников и др. Теоретические положения эффективного обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников на основе праксеологического подхода представлены в таблице 1.
Мировые тенденции в развитии образования свидетельствуют, что прогнозирование перемен, которые могут произойти при жизни одного поколения, оказывается практически невозможным. В этой ситуации школа должна готовить учащихся к жизни, о которой сами учителя не имеют ясного представления. Поэтому возрастают требования к реализации целей обучения, которое поможет адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, подготовиться к конструктивной деятельности в окружающей среде и создать условия для жизненного благополучия. Требования к целям эффективного обучения представлены в таблице 2.
ПРПНТИИП ОБРПЗОППНИП
Таблица 1
Теоретические основы повышения эффективности обучения проектно-исследовательской деятельности (ПИД)
младших школьников
Теоретический и Ядро теории Следствие Практические
эмпирический приложения
базис
1 Концептуаль- 1. Пдея: повышение 1. Модель 1. Рекомендации по:
ные основы эффективности обучения деятельности - использованию метод.
праксеологии: на основе рациональной учителя по системы повышения
лнчносгно- организации созданию эффективности проектно-
социальная деятельности субъектов методической исследовательской
значимость обучения и экономного системы. деятельности в начальной
эффект, деятель- использования ресурсов повышающей школе;
ности; окружающей среды. эффективность различных форм
ее экономическая обучения продуктов проектно-
целесооб- 2. Принципы проектно- исследовательской
разность; целост- праксеологнческого исследовательско деятельности (Web-сайт,
ность и гармонич- подхода к организации й деятельности в выставка, газета, журнал.
ность процесса обучения: начальной школе игра, коллекция, костюм.
компонентов - ориентация на макет, модель.
деятельности. потребности обу- 2. Требования к оформление кабинета.
чающихся; элементам пакет рекомендаций.
2. Тенденции - диагностичность целей методической праздник, прогноз, статья,
методики и результатов учебной системы. сценарий, учебное
поучения познавательной дея- отвечающие пособие, чертеж.
проектно- тельности; праксеологнческ экскурсия;
исследовательск - взаимосвязи субъектов им принципам. критериев оценки
ой деятельности обучения; эффективности проектно-
в начальной - значимость полученных 3. Определение исследовательской
школе: результатов для результата деятельности.
гуманизация жизнедеятельности обу- обучения
обучения; чаемых и др. проектно- 2. Программы и
личное тно исследовательско содержание экспе-
ориентированный 3. Закономерности: й деятельности в риментальной подготовки
подход; зависимость качества начальной школе учащихся.
диверсификация обучения от способа как системы
и приобретения знаний и взаимосвязанных 3. Диагностические
дифференциация умений., от уровня ее компонентов задания для определения
обучения. взаимосвязи основного и (обученности. >ровня сформированности
дополнительного обучаемости и проектно-
3. Результаты образования; зависимость адаптации к исследовательской
методических результата образования окружающей деятельности младших
исследований. от характера взаимодействия среде). школьников.
4. Опыт рабога субъектов обучения и др. 4. Критерии для
учителей определения 4 Пособия для учителей
4. Границы уровня по повышению
применимости теории: сформированное эффективности обучения
выделение условий ти проектно- проектно-
эффективного обучения исследовательско й деятельности исследовательской деятельности в начальной школе
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы 5(оо), в015 ёшаай
Таблица 2
Требования к целям обучения
Требование Осознание содержания требования учителем Принятие (понимание) сущности требования учеником
Потенциальная значимость Убеждение в том, что значение цели для процесса обучения проектно-исследовательской деятельности в начальной школе должно быть стратегично: она должна быть значима не только для ближайших, но и для последующих этапов обличения Понимание значимости цели для последующего обучения и дальнейшей жизнедеятельности
Активизируемое тъ Мобилизация и реализация потенциальных возможностей \-чашкхся, раскрытие ресурсов для достижения цели Повышение заинтересованности, включение механизмов самоактивизацин
Днагностичность Использование разработанных показателей и критериев, позволяющих проверить степень и качество достижения цели Уточнение цели учения Анализ соответствия выдвинутым критериям. Оценка возможности осуществить диагностирование выполнения цели
Днфференциро-ванность Постановка различных целей дтя учащихся с неоднородным составом класса, осуществление принципа гуманизации] Уменьшение тревожности и осознание возможности достижения успеха в обучении
Реальность Дифференциация целей с учетом подготовленности учащихся к выполнению поставленной цели (знания, возрастные и психические особенности и т. д.; учет временного фактора, наличие оборудования для выполнения лабораторных работ и демонстраций: наличие методического обеспечения) Осознание и учет ресурсного обеспечения, сопоставление требуемого и реального. Ограничение цели или отказ от некоторых целевых элементов для обеспечения ее реальности
Временная определенность Четкий учет времени, отводимого на реализацию этапов достижения цели, сопоставление реального и запланированного времени выполнения цели. Корректирование времени прохождения этапов с \-четом обязательной детальной реализации обобщающего этапа Осознание ограниченности времени достижения цели и результата промежуточных этапов. Формирование умений сосредоточиться на главных факторах выполнения задания, сопоставить реальное время выполнения о запланированным, интенсифицировать отдельные этапы, выделить время для заключительного этапа
Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, сформированы не-
ПРПНТИИП ОБРПЗОППНИП
обходимые навыки и умения. То есть необходима особая готовность, «зрелость», характеризующаяся следующим.
1. Сформированность коммуникативных умений, лежащих в основе эффективного социально-интеллектуального взаимодействия в процессе обучения, к каковым относятся:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников; делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать доброжелательно самое верное / рациональное / оригинальное решение / рассуждение).
Данные навыки формируются с первых дней в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые правила общения, регулирующие как внешнюю сторону - построение высказываний, так и внутреннюю сторону - содержание высказываний.
2. Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»:
- развитые аналитико-синтетические действия;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- умение выделять общий способ действий;
- способность переноса общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность, что необходимо для преемственности дошкольного и начального школьного образования [5]; к «интеллектуальной зрелости» младших школьников также относятся гибкость, вариативность и самостоятельность мышления.
Целенаправленное формирование обобщенности умственных действий и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в процессе становления у учащихся центрального психического новообразования - теоретического мышления с помощью особого учебного теоретического содержания, активных методов и приемов обучения, диалоговых форм взаимодействия учителя с учениками и учеников друг с другом.
3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать решение учебной задачи с акцентом на положительное; указывая на недостатки, высказывать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование перечисленных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности - необходимое условие становления субъектности младшего школьника в процессе обучения. Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в такую деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована учителем. Нами разработана схема функционально-динамической модели ПИД (рис.1).
пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп ы s(co). sois aSàsSâs
Компоненты модели проектно-исследовательской деятельности младших школьников:
Цель обучающийся Содержание ПИД Процесс реализации ПИД Субъекты организации ПИД Организационные формы н методы проведения реализации пид
1 _______________
3
Лнагностика индиЕит.'алыю-личностных осооенностей суоьекта реализации 1ШД
Построение индивидуальной программы ПИЛ на основе результатов комплексной диагностики и потреоностн суоьекта
С
Осуществить ПИД в
СООТБеТСТБНН
с разработанной индивидуальным или ГрУППОВЫМ
маршрутом
,л
£ 11 5 Si 3
Оценка уровня адаптации на основе соответствующих критериев. Анализ результатов оценки эффективности
ооученил суоьектов ПИД
Участвует в
процессе диагностики
Определение погендкашнвд возможностей субъекта, при ПОЫОЕШ ВЫХЕЛвНИЯ ннтерка к учебной деятельности v::cT:eEEb:;; способностей. критерии ¡к, СЛёДОЕатеЛЬСКЕХ УМгКИИ
участвует в разработке индивидуальной или групповой программы
nil
Составление программы ПИЛ с учетом ЕЕДИЕИДУаЛЬЕЬЯ особенностей, характера и степени выраженности заинтересованности s:
ПВД
Принимает активнее участие в реализации программы
пи:
Определение задач каждого этапа построения ПИД: 1) проблема. J.i план
(проектирование),
rinOHCK
информации,
4)продукт
:) презентация
>частвует в процессе оценки. При
необходимости — в составлении коррекгнониой программы
уточнение критериев сценки
:-т активности ооучениа ПИД анализ результатов;
До осуществления ПИД и после реализации ПИД Циклограмма совместной
активность: создание слагопрнтгных
условий: формирование положительных личностных установок;
- Число усвоенных учебных элементов;
- уровень усвоения учебного материал; -осознанность полученных знаний;
Контроль динамики уода реализации ПИД, возможности внесения^ измененийидополнений Е программу ПИЛ
Профессиональна! цшиишишеа
ПеДаГОССЕ Уро-ни
образовательных потребностей. ОбУЧёНКОСТИ и обучаемости учавпхх
Индивидуальная nvnnoi
Анкетирование. беседа, тестирование, наЗлюдение
Изучение
материала научно-
методической
литературы
Выявление
педагогических
приемов
определяющие
эффективность
осучення Ш1Д
Расширенное взаимодействие всед субъектов комплексной
р-еЗсЕЛИТМСЕЕ
Конструирование индивидуального ПИД карсрута и его анализ
Апробация комплекса пгиемов н методик об-.-чеккя ПЯЛ. выбор образовательной траектории; создание максимально
Индивидуальные. групповые
формы продуктов ПКД: (Ü'eb-саит, выставка, газета, игра, коллектив, макет, модель, оформление кабинета, пакет рекомендации, статья, сценарий
i
Мониторинг всех этапов реализации ПИД
Индивидуальные
Диагностические задания длв определения уровня сформированное ПИД. Критерии опенки эффективности ПИД
Познавательный
интерес к ПИД;
Устойчивые
внутренние
познавательные
мотивы.
Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, ф ори представления результата. Ексказквать много идей для с «пеняя проблем, смотреть ез проблему с новой
Подготовка к защите проектне-исследовательской работы
Оформление проектной папки
Определение
перспективы ПИД. Цели для самообразования субъектов
Оценка и экспертное заключение
ПИД
Рис. 1. Схема функционально-динамической модели проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Авторская модель проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов отображает содержание работы учителя по включению учащихся 2-4-х классов в данный процесс с учетом их мотивации, познавательного интереса и способностей. Функционально-динамической модель состоит из пяти взаимосвязанных блоков (рис.2 ).
ПРПНТИИП ОСРПЗОППНИП
Диагностический блок Блок построения программы Ш1Д Блок реализации программы П11Д Оценочно-коррекдионньш блок Завершающий блок
Рис. 2. Структура функционально-динамической модели ПИД младших школьников
Также определены основные компоненты модели ПИД:
1) Цель (создание оптимальных условий для формирования исследовательских умений младших школьников; требования к целям эффективного обучения представлены в таблице 2).
2) Обучающийся (ученик младших начальных классов и его познавательная активность).
3) Содержание ПИД (введение, способы мыслительной деятельности, этапы работы в рамках исследования, самостоятельные исследования, защита результатов самостоятельных исследований).
4) Процесс реализации (организация ПИД - составление плана работы; выбор методов и порядок использования; циклограммы и методическая поддержка совместной деятельности).
5) Субъекты, организации ПИД (образовательное учреждение, количество младших школьников, педагоги, родители, научные руководители).
6) Организационные формы и методы реализации ПИД (типовые занятия - объяснение и практические работы, уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты).
Каждый блок направлен на решение задач обучения ПИД младших школьников и состоит из разнообразных методов и приемов, направленных на достижение позитивного результата. К каждому компоненту модели ПИД можно сформулировать требования, реализация которых повышает эффективность ПИД младших школьников. В частности, в первом блоке предложены варианты диагностирования по всем компонентам модели.
Во втором блоке -построение программы ПИД - внимание акцентируется на постепенном нарастании активности младших школьников, создании положительных личностных установок, на выработке новой линии поведения, укреплении уверенности учащихся в своих силах.
Построение программы ПИД основывается на учете психолого-педагогических, социальных и культурологических данных, установленных в результате диагностики, в частности таких, как содержание учебного / научно-познавательного материала, межличностное общение, ценностные ориентации, мотивация на данный вид деятельности.
Третий блок - реализация программы ПИД - выполнение проекта - предусматривает несколько последовательных этапов:
I этап. Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).
II этап. Сбор и обработка информации.
III этап. Разработка собственного варианта решения проблемы - актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы.
IV этап. Реализация плана действий (проекта).
пеппгогичесний журнал епшнортостпнп N 5(&о), ео15 ёшаай
V этап. Подготовка к защите проекта - оформление портфолио проекта; подготовка к защите проекта.
VI этап. Презентация проекта.
VII этап. Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы; личные впечатления).
Следует отметить, что реализация оценочно-коррекционного (четвертого) блока требует
постоянного контроля за динамикой деятельности личности; динамикой эмоционального состояния школьника, его чувств и переживаний в процессе реализации ПИД. Контроль за ходом реализации ПИД, в свою очередь, предполагает выполнение диагностических процедур на всем процессе организации обучения ПИД, что позволяет вносить необходимые коррективы в задачи й программы обучения ПИД младших школьников; своевременно изменять и дополнять методы и средства проектно-исследовательского взаимодействия участников; осуществлять корректировку деятельности самих школьников в процессе ПИД. Результаты диагностики могут быть использованы для анализа и оценки эффективности результатов обучения ПИД; корректировки деятельности субъектов обучения для достижения поставленной цели; создания маршрутов обучения, соответствующих познавательным потребностям школьников.
Большое значение в достижении позитивного результата имеет деятельность самого учащегося. С этой целью в работе рассмотрена структура деятельности младшего школьника в процессе обучения его ПИД и на основе праксеологического подхода разработаны критерии оценки эффективности при анализе каждого элемента структуры деятельности (табл. З).
Таблица 3
Критерии оценки повышения эффективности деятельности
Компонент деятельности Критерий
Потребность - уровень заинтересованности в ПИД; - изучение учебного материала ^ сжРОРД^Р^ время: - высокая познавательная активность на уроках: - стремление постоянно исследоватьг экспериментировать, анализировать и т. д.
Мотив - устойчивость мотива: - тенденция к его повышению; - повышение активности и инициативности школьника
Цель - диагностичность; - потенциальная значимость; - реальность;
Средство - соответствие цели обучения; - соответствие индивидуальным особенностям субъектов; - соответствие возможностям школы
Действие - адекватность цели; - организованность; - логичность и последовательность; - рациональность и экономичность
Результат повышение: • уровня обученности; • уровня обучаемости; • степени адаптации к социальной и природной среде
Оценка выявление эффективности процесса обучения по следующим качествам: • экономичности; • социальности; • комплексности
Предложенная схема функционально-динамической модели ПИД на основе прак-сеологического подхода создает теоретические предпосылки реализации программы обучения ПИД и разработки критериев объективной оценки эффективности обучения: 1. Практичность в реализации исследования.
ПРПНТИИП ОБРПЗОППНИП
2. Мотивированность исследовательской деятельности.
3. Проявление креативности в исследовательской деятельности.
4. Самостоятельность в осуществлении исследовательской деятельности.
На основе предложенных критериев представлена интервальная шкала определения уровней сформированности исследовательских умений младших школьников (табл. 4).
Таблица 4
Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников
^\Критерий уровни ^Ч. Практичность в реализации исследования Мотивированность исследовательской деятельности Проявление креативности в исследовательской деятельности Самостоятельность в осуществлении исследовательской деятельности
Исходный Нет знаний и конкретных умений Низкая Действия по аналогии Только под руководством
Начальный Первоначальные знания и элементарные умения Преобладают внешние процессы Коллективное творчество Частотная индивидуальная самостоятельность
Продуктивный Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования Внешние и внутренние мотивы к исследованию Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результаты Некоторые этапы учебного исследования может осуществлять самостоятельно
Креативный Умения, связанные с определением темы, цели, задач учебного исследования, использованием доступных методов, поиском информации в библиотеке и Интернете, приемами ее фиксации и обработки, составлением графиков, схем, рисунков, представлением результата исследования, его анализом и оценкой Устойчивые внутренние познавательные мотивы Способность проявлять оригинальность в выборе темы, методов поиска, форм представления результата, высказывать много идей для решения проблем, смотреть на проблему с новой позиции Практически все этапы учебного исследования может реализовать самостоятельно
В заключение отметим, что совершенствование проектно-исследовательской деятельности субъектов обучения не только практически значимая задача, связанная с повышением эффективности обучения младших школьников, но и задача повышения уровня подготовки школьников к выполнению основных жизненных функций (познавательной, трудовой, гражданской и др.). Праксеология как основу создания теории эффективного обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников в настоящее время еще нельзя рассматривать как целостную и достаточно формализованную теорию, так как она находится в процессе становления. Однако ее основные положения, закономерности и принципы уже успешно применяются в исследованиях фундаментального и прикладного характера [2]. Использование праксеологического подхода в обучении проектно-исследовательской деятельности дает возможность по-новому раскрыть сущность эффективности обучения, состоящую в переходе от когнитивного представления процесса обучения к целостному, когда познавательная деятельность субъектов обучения включает в сложное пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации человека. В таком контексте проектно-исследовательская деятельность младших школьников обретает собственный индивидуальный смысл для каждого из них; деятельность же учителя заключается в создании условий для овладения этим смыслом, что и позволяет повысить эффективность обучения проектно-исследовательской деятельности. Полагаем, что данный подход созвучен современным педагогическим представлениям о процессе обучения младших школьников.
аепагогичесний журнал Башкортостана N s(co). aois aSasSas
1. Асадуллин, Р.М. Еще раз о модернизации педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. №6 (49). 2013. - С.7-12.
2. Асадуллин, Р.М. Реконструкция педагогического образования: соединение фундаментального и прикладного знания // Педагогический журнал Башкортостана. №2 (51). 2014. - С.7-12.
3. Зеленский, Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления [Текст] / пер. с пол. Г.Э. Селезингера. М., 1971. - 230 с.
4. Зуев, П.В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход) [Текст] : монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000.-153с.
5. Исхакова, Г.Т. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] : монография / Г.Т. Исхаков. - Бирск, 2013. - 161 с.
6. Калашникова, О.Г.Формирование технологической культуры младших школьников в процессе проектного обучения : автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. пед.н. : Спец. 13.00.01 / Олеся Геннадьевна Калашникова ; [Удмурт. гос. ун-т]. - Ижевск : 2003. - 18 с.
7. Калашникова, О.Г., Талыпова, А.Ч., Ценева И.К. Профилактика оптической дисграфии у младших школьников с помощью графо-моторных навыков // Педагогический журнал Башкортостана. №6 (55). 2014. - С.93-100.
8. Колесникова, И.А. Педагогическая праксеология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. - М. : издат. центр «Академия», 2005. - 256 с
9. Ланге, О. Оптимальные решения. Основы программирования [Текст]. М., 1967. - 174 с.
10. Проектирование в начальной школе : от замысла к реализации [Текст] : программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - 169с.
11. Сацкий, Н.Я. Методы и проблемы деятельности менеджеров и бизнесменов. Белая Церковь, 1993. -
124 с.
12. Талыпова, А.Ч. Комплексная реабилитация лиц с нарушениями голосообразования после резекции и удаления гортани [Текст] : автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.03) / Аида Чингизовна Талыпова ; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2001. - 23 с.