Научная статья на тему 'Проектная деятельность учащихся в начальной школе'

Проектная деятельность учащихся в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальная школа / проектирование / проект / дидактическое средство / решение проблемы / бастауыш мектеп / жобалау / жоба / дидактикалық құрал / мәселені шешу / primary school / design / project / didactic means / problem solving

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — БОЖКО ИННА ВАЛЕНТИНОВНА

Задача учителя – научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее целенаправленную деятельность по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Проектная работа связана с тем, что возникает потребность перейти из ситуации, где есть проблема, в ситуацию, где я решу эту проблему или найду способы её решения. Проекты в младших классах – это трудно, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project activities of students in primary school

The teacher's goal is to teach the student to plan and successfully implement his life projects. A project from a teacher's point of view is a didactic tool that allows to solve a problem when considering it in a certain situation. The project work is related to the fact that there is a need to move from a situation where there is a problem to a situation where this problem will be solved. Projects in primary school are difficult, as students are still too small to design, but it is possible.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность учащихся в начальной школе»

Педагогическая наука и практика

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аңдатпа

Мұғалімнің міндеті-баланы өзінің өмірлік жобаларын жоспарлауға және сәтті жүзеге асыруға үйрету. Мұғалімнің көзқарасы бойынша жоба-бұл белгілі

бір жағдайда қарастырылған кезде осы мәселеден

туындайтын мәселелерді шешу арқылы мәселені

шешудің жолын табуға бағытталған іс-әрекетке мүмкіндік беретін дидактикалық құрал. Жобалық жұмыс

проблемасы бар жағдайдан осы мәселені шешетін

жағдайға көшу немесе оны шешудің жолдарын табу

қажеттілігімен байланысты. Төменгі сыныптардағы

жобалар қиын, өйткені балалар дизайн үшін әлі кішкентай. Бірақ бұл мүмкін.

Аннотация

Задача учителя – научить ребёнка планировать и

успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое

средство, позволяющее целенаправленную деятельность по нахождению способа решения проблемы

путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Проектная работа связана с тем, что возникает потребность перейти из ситуации, где есть проблема,

в ситуацию, где я решу эту проблему или найду способы её решения. Проекты в младших классах – это

трудно, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.

Annotation

The teacher's goal is to teach the student to plan and

successfully implement his life projects. A project from

a teacher's point of view is a didactic tool that allows to

solve a problem when considering it in a certain situation.

The project work is related to the fact that there is a need

to move from a situation where there is a problem to a

situation where this problem will be solved. Projects in

primary school are difficult, as students are still too small

to design, but it is possible.

4(42)/2023

Божко И.В.,

учитель

начальных классов,

школа-лицей имени Абая,

г. Житикара,

Костанайская область

Негізгі сөздер:бастауыш

мектеп, жобалау, жоба, дидактикалық құрал, мәселені

шешу.

Ключевые слова: начальная школа, проектирование,

проект, дидактическое средство, решение проблемы.

Keywords: primary school,

design, project, didactic means,

problem solving.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.1.02:372.8

ГРНТИ 14.25.09

85

86

Педагогическая наука и практика

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Проектное обучение поощряет и

усиливает истинное учение со стороны

учеников, расширяет сферу

субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.

В. Гузеев

Вся наша жизнь - череда различных проектов.

Успех в современном мире во многом

определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить

дальнюю и ближайшую перспективу, найти

и привлечь необходимые ресурсы, наметить

план действий и, осуществив его, оценить,

удалось ли достичь поставленных целей. Задача учителя – научить ребёнка планировать

и успешно реализовывать свои жизненные

проекты. Важным становится воспитание

свободной личности, формирование у детей

способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать действия, сотрудничать в группах, быть

открытыми для новых контактов и культурных связей.

Проекты в младших классах – это трудно,

это проблематично, т.к. дети еще слишком

малы для проектирования. Но все-таки это

возможно.

Практика проведения учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным

процессом и ориентированное на развитие

исследовательской, творческой активности

детей, а также на углубление и закрепление

имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и

фронтальный характер, ее можно проводить

индивидуально и с большой группой детей.

Проект с точки зрения учащегося – это

возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; – де-

ятельность, позволяющая проявить себя,

попробовать свои силы, приложить свои

знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; – деятельность,

направленная на решение интересной проблемы, когда результат носит практический

характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим

для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать

проектированию, т.е. целенаправленной дея­

тельности по нахождению способа решения

проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее

в определенной ситуации.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно

использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии,

тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс.

Сегодня в школе есть все возможности

для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся –

проектной деятельности.

Проектом могут называть работу самого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

различного жанра: от обычного реферата и

нестандартного выполнения стандартного

задания (ответ по литературному чтению

или по естествознанию) до действительно

серьезного исследования с последующей защитой.

4(42)/2023

Педагогическая наука и практика

87

Затем возникает вопрос, что для этого

следует сделать.

Решив его, ученик увидит задачи своей

работы.

Следующий шаг – как это делать.

Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании

проекта. Также необходимо заранее решить,

чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат.

Только продумав все эти вопросы, можно

приступать к работе.

Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи

педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие проекты, которые

можно предлагать ребятам уже с первого

класса, кстати, проект – прекрасный способ

проверки знаний учащихся.

Начиная работу над проектом, взрослый здесь выступает в роли консультанта,

источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это

представляется очень важным.

Серьезные требования предъявляются к

письменной части проекта.

Это и оформление титульного листа, и

библиография, и размещение иллюстраций.

Замечательный опыт самопрезентации

дает ребятам процедура защиты проекта.

Она имеет свой строгий регламент – 7-10

минут на выступление и 3-5 минут – ответы

на вопросы.

Автор должен подготовить аннотацию

своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении

аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудиофрагменНеобходимо помочь автору будущего тов, компьютерной презентации и т.п. Необпроекта найти ответ на вопрос, зачем я со- ходимо также пригласить зрителей, а может

бираюсь делать этот проект.

быть, заранее договориться, какие вопросы

Ответив на этот вопрос, ученик опреде- они зададут, чтобы выступление выглядело

ляет цель своей работы.

еще более убедительным.

4(42)/2023

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно.

Как показывает опыт проектной деятельности в школе, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе

появляется в начальной школе. Проектная

деятельность позволяет удовлетворить важные потребности школьников, учесть их

психологические особенности.

Именно работа над проектом позволяет

задумать и поставить оригинальный опыт

или провести опрос среди одноклассников,

проявить собственное творческое видение

процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие.

Шаг за шагом.

Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели

своей работы, поэтому для тех, кто делает

первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом.

Роль учителя здесь весьма значительна,

хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь

взрослого необходима на этапе осмысления

проблемы и постановки цели.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

88

Педагогическая наука и практика

На протяжении нескольких лет в нашей

школе наблюдается, что проектная деятельность может научить детей умению:

• увидеть проблему и преобразовать ее в

цель собственной деятельности;

• поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

• оценить имеющиеся ресурсы, в том

числе собственные силы и время, распределить их;

• добывать информацию, критически

оценивать ее, ранжировать по значимости,

ограничивать по объему, использовать различные источники;

• планировать свою работу;

• выполнив работу, оценить ее результат,

сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

• увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

• развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт

интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);

• развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков.

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный

жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Все выше сказанное подтолкнуло создать

учебно-методический комплекс, в который

вошли: программа, методическое пособие

для учителя и рабочая тетрадь для ученика.

Особенностью является реализация педагогической идеи, формирования у младших

школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Каждое занятие поможет детям

шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления

перед независимой аудиторией, расширить

кругозор и обогатить их словарный запас

новыми понятиями из мира проекта.

В заключение хочется отметить, что проектная работа связана с тем, что возникает

потребность перейти из ситуации, где есть

проблема, в ситуацию, где я решу эту проблему или найду способы её решения. Особенность состоит в том, что нет готовых

рецептов. Когда нет известных средств для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

решения проблемы, запускается ситуация

проектирования. Таким образом, в проектной работе основная задача - найти пути достижения цели.

4(42)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.