Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ-ТРЕНАЖЁРА ВИДА «КАНТЕЛЕ-СОРТЕР» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ-ТРЕНАЖЁРА ВИДА «КАНТЕЛЕ-СОРТЕР» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развивающая игра-тренажёр / методическое сопровождение / дошкольные образовательные учреждения / кантеле / «кантеле-сортер» / межполушарное взаимодействие / educational game simulator / methodological support / preschool educational institutions / kantele / "kantele sorter" / interhemispheric interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Волошина Алеся Андреевна, Кемпи Ксения Дмитриевна

Представленная в статье оригинальная конструкция развивающей игры-тренажёра вида «кантеле-сортер» направлена на изучение дошкольниками эталонных геометрических форм, цвета, соотнесения размеров, счёта до пяти. Также тренажёр способствует активному развитию межполушарного взаимодействия отделов головного мозга обучающихся. Для эффективного внедрения игры-тренажёра в образовательную практику дошкольных образовательных учреждений разработано методическое сопровождение, включающее примеры упражнений для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, а также методические рекомендации доя воспитателей и родителей по использованию тренажёра как в индивидуальной, так и в групповой формах организации учебно-воспитательного процесса. В статье приводятся результаты исследования по теме: «Разработка оригинальных комплектов развивающих игр-тренажёров из древесины для образовательных и лечебно-профилактических учреждений Республики Карелия», проведённого в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов, аспирантов и лиц, имеющих учёную степень, финансируемой Правительством Республики Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талых Алексей Александрович, Волошина Алеся Андреевна, Кемпи Ксения Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The original design of the educational game-simulator of the “kantele-sorter” type presented in the article is aimed at the study by preschoolers of reference geometric shapes, colors, correlation of sizes, counting up to five. Also, the simulator contributes to the active development of interhemispheric interaction between the brain regions of students. For the effective implementation of the simulator game in the educational practice of preschool educational institutions, methodological support has been developed, including examples of exercises for children of younger, middle and older preschool age, as well as guidelines for educators and parents on using the simulator both in individual and in group forms of organization educational process. The article presents the results of a study on the topic: “Development of original sets of educational games-simulators made of wood for educational and medical institutions of the Republic of Karelia”, conducted as part of the implementation of the R&D Support Program for students, graduate students and persons with a scientific degree, funded by the Government of the Republic of Karelia.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ-ТРЕНАЖЁРА ВИДА «КАНТЕЛЕ-СОРТЕР» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

2. Зыбина, Е.П. Обзор технологии «Дополненная реальность» / Е.П. Зыбина, Е.М. Божко // Язык в сфере профессиональной коммуникации: материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов, Екатеринбург, 20 апреля 2017 года. - Екатеринбург: Издательство УМЦ-УПИ, 2017. - С. 140-145

3. Юлбарисова, Д.Р. Дополненная реальность - текущее состояние и тенденции развития / Д.Р. Юлбарисова, П.В. Максимов // МНИЖ. - 2014. - №8-1 (27). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnennaya-realnost-tekuschee-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 18.03.23)

4. Суханова, Н.Т. Информационные технологии в дизайн проектировании / Н.Т. Суханова, В.К. Майер // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». - № 4-6 (13), 2014. - С. 114-121

5. Береснев, Д.Р. Использование Технологии дополненной реальности в деятельности дизайнера интерьера / Д.Р. Береснев // Межвузовский сборник статей лауреатов конкурсов [Электронный ресурс]: сб. статей. Вып. 23 / Нижегор. гос. архитектур. - строит, ун-т; ред.кол.: В.Н. Бобылев [и др.]. - И. Новгород: ННГАСУ. - 2023. - С. 57-60

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Талых Алексей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); студент Волошина Алеся Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск); студент Кемпи Ксения Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИВАЩЕЙ ИГРЫ-ТРЕНАЖЁРА ВИДА «КАНТЕЛЕ-СОРТЕР» ДЛЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Представленная в статье оригинальная конструкция развивающей игры-тренажёра вида «кантеле-сортер» направлена на изучение дошкольниками эталонных геометрических форм, цвета, соотнесения размеров, счёта до пяти. Также тренажёр способствует активному развитию межполушарного взаимодействия отделов головного мозга обучающихся. Для эффективного внедрения игры-тренажёра в образовательную практику дошкольных образовательных учреждений разработано методическое сопровождение, включающее примеры упражнений для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, а также методические рекомендации доя воспитателей и родителей по использованию тренажёра как в индивидуальной, так и в групповой формах организации учебно-воспитательного процесса. В статье приводятся результаты исследования по теме: «Разработка оригинальных комплектов развивающих игр-тренажёров из древесины для образовательных и лечебно-профилактических учреждений Республики Карелия», проведённого в рамках реализации Программы поддержки НИОКР студентов, аспирантов и лиц, имеющих учёную степень, финансируемой Правительством Республики Карелия.

Ключевые слова: развивающая игра-тренажёр, методическое сопровождение, дошкольные образовательные учреждения, кантеле, «кантеле-сортер», межполушарное взаимодействие.

Annotation. The original design of the educational game-simulator of the "kantele-sorter" type presented in the article is aimed at the study by preschoolers of reference geometric shapes, colors, correlation of sizes, counting up to five. Also, the simulator contributes to the active development of interhemispheric interaction between the brain regions of students. For the effective implementation of the simulator game in the educational practice of preschool educational institutions, methodological support has been developed, including examples of exercises for children of younger, middle and older preschool age, as well as guidelines for educators and parents on using the simulator both in individual and in group forms of organization educational process. The article presents the results of a study on the topic: "Development of original sets of educational games-simulators made of wood for educational and medical institutions of the Republic of Karelia", conducted as part of the implementation of the R&D Support Program for students, graduate students and persons with a scientific degree, funded by the Government of the Republic of Karelia.

Key words: educational game simulator, methodological support, preschool educational institutions, kantele, "kantele sorter", interhemispheric interaction.

Введение. Известный итальянский педагог Мария Монтессори утверждала «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев», что благодаря взаимосвязи с окружающим миром и собственными исследованиями, ребёнок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Самостоятельно изученный жизненный опыт во время игр учит ребёнка анализировать, сравнивать, узнавать, обобщать ¡2].

Использование обучающих и развивающих игр один из важнейших постулатов педагогики раннего развития. Развивающие игры различных видов и конструкций активно внедряются в практику образовательных учреждений. К подобным видам игр можно отнести сортеры, геоконты, шнуровки, механо-тренажёры и многое другое.

Сортер - это развивающая игра, принцип которой основан на сортировке предметов по разным признакам: цвету, размеру и форме. Тренажёры-сортеры могут быть изготовлены из различных материалов: пластика, древесины, текстильных материалов и др.

Первые сортеры были придуманы в XX веке в Италии Марией Монтессори. Это были игрушки, в основе которых лежал принцип сортировки различных предметов. К ним относятся широко известные почтовые ящики, в которых в специальные прорези нужно поместить «письма» различных форм. При взаимодействии ребёнка с этим тренажёром отчётливо прослеживается, как малыш учится самостоятельно находить и исправлять свои ошибки. Эта, как покажется на первый взгляд, простая игра позволяет приобрести новые умения и навыки, способствует всестороннему развитию обучающегося.

Аналогичные сортерам приспособления, сделанные в виде рамок с прорезями и вкладышами, в своей практике используют известные отечественные педагоги Б.П. Никитин и Е.А. Никитина, активно занимающиеся методикой раннего развития детей [3].

Изложение основного материала статьи. Сортерты используются детьми уже с самого раннего возраста. Их популярность обусловлена тем, что они достаточно просто изготавливаются в домашних условиях из подручных средств.

Например, в картонной коробке можно сделать круглые отверстия и использовать крышки. В этом и заключается базовый функционал сортера: обучающийся должен в отверстие определённой формы вставить элемент такой же формы.

Сортер используют в своей работе специалисты-педагоги, занимающиеся с обучающимися дошкольного возраста. Например, воспитатель, работая с воспитанниками младшего дошкольного возраста, через сортер знакомит с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Это можно делать как во время индивидуальных занятий с детьми, так и в ходе групповых занятий. В последнем случае рекомендуется, чтобы у каждого ребёнка из группы должен быть сортер. Это делается для того, чтобы у детей не возникало конфликтов, и все могли учиться в одинаковых условиях.

Специалисты (дефектолог, психолог, логопед) активно используют сортеры различных видов на своих занятиях, так как они развивают речь, формируют высшие психические функции - основу интеллектуального развития ребёнка.

Представленный в статье «Кантеле-сортер» разработан и изготовлен преподавателями и студентами Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета в рамках проекта по теме: «Разработка оригинальных комплектов развивающих игр-тренажёров из древесины для образовательных и лечебно-профилактических учреждений Республики Карелия». В рамках проекта также были разработаны и изготовлены игры-тренажёры вида «Кантеле-конструктор» и «Кантеле-геоконт» [5].

Опытно-экспериментальный образец тренажёра вида «Кантеле-сортер» прошёл успешную апробацию и показал свою востребованность и эффективность в работе с детьми МДОУ №№ 117, 88, 54, 102 г. Петрозаводска и реабилитационного центра при Детской городской больнице г. Петрозаводска.

Подбор материала для игры-тренажёра проводился опытным путём. Наиболее эффективным материалом для основы тренажёра стала берёзовая фанера толщиной 6 мм. В основе сделаны прорези разных размеров эталонных геометрических форм: квадрата, прямоугольника, круга, треугольника и овала. В качестве подкладки использовалась ДВП. Такой материал позволяет не скользить тренажёру по столу во время занятий. Для соединения основы с подкладкой применятся клей ПВА (показал свою эффективность при склеивании заготовок из фанеры).

Для колков подобран погонаж из древесины берёзы диаметром 10 мм. Колки разные по высоте для соотнесения величины. Вкладыши-формы на оборотной неокрашенной стороне имеют разную шероховатость обработанной поверхности, что позволяет педагогу применять задания-упражнения на тактильные ощущения. Также на оборотную сторону можно приклеить шпон различных пород древесины для изучения (сравнения) текстуры.

При работе на тренажёре двумя руками одновременно необходимо соотносить размеры колков и вкладышей от меньшего к большему, и наоборот, а также их цвет. Колки и вкладыши окрашены в эталонные цвета: синий, красный, зелёный, желтый и коричневый.

Окраска колков и вкладышей сначала проводилась акварельной краской при помощи кисти. Так как в данном случае краска плохо сочеталась с материалом (фанерой) был выбран вариант нанесения акриловой краски методом распыления. Для окончательной отделки изделия использовано масло-воск (так как является безопасным покрытием и не наносит вред детскому здоровью). В качестве контура изделия выбран контур музыкального инструмента кантеле, при изготовлении использовался шаблон его контура.

Почему контур выполнен в виде кантеле? Кантеле - это символ, который объединяет в себе культуру, трудовую деятельность и историческое развитие многих поколений людей, живущих на Севере. Кантеле - национальный карельский музыкальный инструмент. О нём рассказывается в «Калевале», его изучают на уроках «Моя Карелия» и музыки в школах. Но, к сожалению, в настоящее время должного внимания к этому национальному инструменту в детских садах практически не уделяется. Многие дети слышали название инструмента, но не знают, как он выглядит, как звучит, и какова история его развития. В этом и определяется оригинальный подход в разработке тренажёров и поэтому в качестве контура для тренажёра выбран шаблон действительных размеров инструмента Кантеле.

У «Кантеле-сортера» остаются все перечисленные выше положительные стороны, как и у любого тренажёра вида сортера. Кроме этого, при помощи разработанного тренажёра обучающиеся уже с младшего дошкольного возраста будут приобщаться к культуре родного края, её особенностям и ценностям, которые передаются из поколения в поколение -ценить и уважать наследие предков. Обогащать их кругозор и развивать любознательность и мотивационную сферу. Предполагается, что кто-то из детей настолько заинтересуется музыкой и инструментом кантеле, что в будущем поступит в музыкальную школу и научится на нём играть, поддерживая культурное наследие Республики Карелия.

Тренажёр можно использовать в работе как с детьми с нормотипичным развитием, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Синонимами данного понятия в народе выступают: «ребёнок с проблемами», «особый ребёнок», «аномальные дети», «трудный ребёнок» и другие. Наличие какого-либо дефекта, или по-простому, недостатка, не определяет неправильного развития. Если ребёнок слышит на одно ухо или видит только одним глазом, то это не обязательно приведёт к отклонению в развитии, так как в этих случаях имеется возможность воспринимать сигналы зрительными и звуковыми анализаторами, которые сохранились [1].

Сортеры обладают большим развивающим потенциалом особенно в работе с детьми, имеющими заболевания центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Они помогают развивать умение сравнивать, анализировать, сортировать предметы, выстраивать связи со своими визуальными представлениями, тренировать мелкую моторику и координацию. Это прекрасная тренировка усидчивости, концентрации, памяти, целеустремленности, самостоятельности и уверенности в себе.

Варианты игр зависят от возраста детей. Если говорить о раннем возрасте - до трёх лет, то ребёнку можно показать, как вкладывать формы, затем предоставить ему возможность сделать это самостоятельно. В процессе таких заданий у обучающихся формируется представление об эталонных геометрических формах.

Далее, от 4 лет и старше можно подключать межполушарное развитие - работа двумя руками: одной рукой устанавливать вкладыши в ячейки-формы в основание тренажёра, другой - ставить колки. Колки разные по высоте. Также можно выделять фигуры только по цвету («возьми жёлтую фигуру и положи её в нужную прорезь») или по форме («установи овал в требуемое место»), У ребёнка развивается зрительное и слуховое внимание, восприятие, процессы мышления.

Тренажер позволяет изучать счёт до 5, углублять математические знания детей. В старшем дошкольном возрасте можно просить ребёнка взять вкладыш, соответствующий цифре, просить описать особенности каждой формы, в чём их отличия и в чем их сходства и т.д. Также можно работать над восприятием величины. Просить выложить ряд сначала по возрастанию, потом (перемешав все формы) по убыванию, объяснить почему ребёнок сделал правильно и не видит ли он ошибок.

«Кантеле-сортер» позволяет детям повышать коммуникативные навыки, которые необходимы в нашем социальном мире. Дети могут помогать друг другу в решении задач, объяснять и обсуждать историю тренажёра, с которой обязательно всех познакомит педагог. Также можно, благодаря тренажёру, повышать уровень толерантности у норматипичных детей к

детям с ОВЗ. Так как, работая вместе, здоровый ребёнок будет выступать помощником для ребёнка с нарушением, направлять его и вводить в общество сверстников более успешнее и быстрее.

Оригинальность в работе с представленным сортером также заключается в том, что, уже начиная с младшего возраста, детей можно знакомить именно с музыкальным инструментом кантеле. Педагог сделает акцент на необычном контуре, предложит ребёнку провести пальчиком или сравнить с другим сортером. Расскажет, что форма тренажёра соответствует форме оригинального музыкального инструмента, включит мелодию инструмента или видео-материалы игры на нём. Детям нравится узнавать новое, поэтому, ранее не знакомая для них вещь, будет интереснее, а, благодаря правильной подаче специалиста, ребёнок может развивать кругозор, психические процессы, личностные качества и т.д.

Выводы. Проведённое исследование позволило обобщить, что сортер - полезная игра, направленная на разностороннее развитие:

• активизирует способности к сравнению, анализу, классификации, сортировке, помогает устанавливать причинно-следственные связи;

• развивает память - ребёнок запоминает, что чему соответствует, также на память влияет одновременное воздействие на зрение и осязание, тактильные ощущения;

• способствует межполушарному развитию головного мозга;

• учит различать фигуры по признакам (форма, цвет, количество, текстура);

• развивает мелкую моторику, координацию движений, ловкость, которые влияют на мыслительные способности, логическое мышление и речевой аппарат;

• если сортеров несколько, то лучше иметь их в наличии из различных материалов, ребёнок научится отличать древесину, пластик, ткань и запомнит ощущения от каждого из них;

• формирует техническое мышление, конструкторские навыки;

• развивает усидчивость и внимательность, старательность, заставляет сосредоточиться;

• способствует раннему развитию обучающихся, не зря подобного рода игры-тренажёры являются основой педагогики раннего развития.

Польза сортера велика как для ребёнка, так и для отдыха родителей в интересном занятии с малышом [4,5]. Как показало исследование, сортер - универсальный развивающий тренажёр. Он очень прост по идее, но в то же время имеет широкие вариативные возможности по исполнению и сложности решаемых с помощью него задач.

Литература:

1. Диагностика умственного развития дошкольников / [Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Н.Б. Венгер и др.]; под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. - Москва: Педагогика, 1978. - 248 с.

2. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / Мария Монтессори. - М.: Задруга, 1913. - 339 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/5/0105/index.shtml?form_page=155 (Дата обращения: 08.08.2023)

3. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества. Развивающие игры / Б.П. Никитин. - Москва: Самокат, 2017. - 344 с.

4. Сортер - полезная развивающая игрушка для детей,- URL: https://o-krohe.ru/igrushki/sorter/.- О КРОХЕ (Дата обращения: 22.03.2023).

5. Талых, А.А. Разработка оригинальных комплектов развивающих игр-тренажёров и специфика их использования в дошкольных образовательных учреждениях / А.А. Талых, К.Д. Кемпи, К.Ю. Терентьев // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сборник научных трудов. - Москва: Перспектива, 2023. - Вып. 7. - С. 449-454

Педагогика

УДК 373.31

аспирант Телешева Наталья Владимировна

Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); ассистент кафедры экономических и гуманитарных дисциплин

ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева» (г. Казань)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития индивидуальных способностей младших школьников. Проделанная исследовательская работа на основе экспериментов приводит готовые директивы для повышения эффективности развития способностей обучающихся. Особое внимание уделяется вопросу повышения компетентности педагогического состава в данном вопросе. Отдельной задачей ставится повышение вовлеченности родителей в образовательный процесс с целью повышения эффективности индивидуального развития учащихся. Для проявления самостоятельности школьников и познавательного интереса в собственном развитии рекомендуется использовать личностно-ориентированные технологии и системно-деятельностный подход с активным включением обучающихся в разнообразные виды деятельности для развития индивидуальных способностей.

Ключевые слова: способности, индивидуальность, личностно-ориентированный, дифференциация, интеллект.

Annotation. The article deals with the problem of developing the individual abilities of younger schoolchildren. The research work done on the basis of experiments leads to ready-made directives for increasing the effectiveness of the development of students' abilities. Special attention is paid to the issue of improving the competence of the teaching staff in this matter. A separate task is to increase the involvement of parents in the educational process in order to increase the effectiveness of individual development of students. For the manifestation of students' independence and cognitive interest in their own development, it is recommended to use personality-oriented technologies and a system-activity approach with the active inclusion of students in a variety of activities for the development of individual abilities.

Key words: abilities, personality, personality-oriented, differentiation, intelligence.

Введение. Вопрос развития способностей человека был загадкой для педагогов и психологов всех времен. С момента первого упоминания термина «способность» прошло более 2000 лет, однако и сегодня слова Платона о четких различиях в человеческих способностях являются актуальными. Позднее философские умозаключения стали складываться в научные труды, среди которых была книга испанского врача Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам», где автор призывал каждого человека «заниматься тем искусством, к которому имеет природный дар» [2, С. 24]. Другие же ученые, такие как Томас Гоббс и Джон Локк, критиковали мысль о врожденности способностей. Образовавшиеся в итоге долгих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.