3. Саенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 3 (72). С. 162-165.
4. Саенко Л.А. Институциональные факторы изменения социальных отношений безработных: автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. социол. наук (22.00.04) / Саенко Людмила Александровна; СКГТУ. -Ставрополь, 2011. - 37 с.
5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Анализ факторов, приводящих к деструкции профессиональной социализации обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 70-71.
6. Саенко Л.А., Кулаева З.Т. О формировании нравственных ценностей студенческой молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 1. С. 93-97.
7. Саенко Л.А. Педагогические технологии внутрифирменного обучения: учеб.пособие. - Ставрополь: Бюро новостей, 2010. - 92 с.
8. Семенова Т.В. BYOD в школе - модная тенденция или необратимая реальность? / Преподавание информатики и информационных технологий в условиях развития информационного общества. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. - Нижний Новгород: ФГБОУВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2017. - С. 14-18.
9. Barsukova T.I., Shvachkina L.A., Rodionova V.I., Saenko L.A., Baranov S.T. Social exclusion as theoretical construct: conceptualization problems // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. № 2. С. 209-216.
10. Minin M.G., Shaykina O.I. «Flipped classroom» method with BYOD-technology application as a tool to develop communication skills in teaching foreign languages // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 46-53.
Педагогика
УДК 378.2
доктор педагогических наук, профессор Карпова Ольга Леонидовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); доктор педагогических наук, профессор Найн Александр Альбертович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Найн Альберт Яковлевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭМПАТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье показана степень научной разработанности проблемы актуализации эмпатического потенциала обучающихся. Уточнено понятие «эмпатический потенциал». Представлена авторская парадигма теоретико-методологического обоснования проблемы актуализации эмпатического потенциала обучающихся в образовательном процессе вуза физической культуры. На основе аксиологического и интегративно-развивающего подходов разработан и содержательно обоснован комплекс психолого-педагогических условий.
Ключевые слова: эмпатический потенциал, актуализация, аксиологический подход, интегративно-развивающий подход, комплекс психолого-педагогических условий, обучающиеся, вуз физической культуры.
Annotation. The article shows the degree of scientific development of the problem of actualization of the empathic potential of students. The concept of "empathic potential"is clarified. The author's paradigm of theoretical and methodological justification of the problem of actualization of the empathic potential of students in the educational process of the University of physical culture is presented. On the basis of axiological and integrative-developing approaches, a complex of psychological and pedagogical conditions is developed and substantially justified.
Keywords: empathic potential, actualization, axiological approach, integrative-developmental approach, complex of psychological and pedagogical conditions, students, University of physical culture.
Введение. Современные глобализирующие тенденции общественного развития свидетельствуют о том, что сегодня активно навязываются и зачастую внедряются в сознание молодежи прагматические ценности. В таких обстоятельствах важно сохранить и передать обучающимся истинные ценности, среди которых толерантность, милосердие, гуманность, отзывчивость и т.д. Именно на такой основе и должно проходить формирование личности будущего бакалавра физической культуры, который по своему призванию должен способствовать популяризации у населения здорового образа жизни, воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества.
При формировании ценностной структуры личности в образовательном процессе вуза физической культуры, построенном на субъект-субъектных взаимодействиях, важно сформировать у студентов способности понимать и чувствовать эмоции и состояния других людей. От этого во многом будет зависеть, как показывают отсроченные результаты исследования, профессиональная успешность бакалавра физической культуры.
Изложение основного материала статьи. Теоретико-методологическую основу исследования составили: философское учение о теории и искусстве понимания (В. Дильтей, Ф. Шлейермахер и др.), понимающая социология М. Вебера, учение о доминанте А.А. Ухтомского, психоаналитические теории личности и др.
В современной научной литературе эмпатия, хотя и недостаточно, однако занимает свою позицию в междисциплинарных исследованиях. В ряде изысканий [1-9] эмпатия изучается в различных проявлениях,
характеризующих смыслы, ценностные ориентации, индивидуальные качества, способности, потребности, умения, навыки общения, адекватность взаимных представлений друг о друге и др.
Так, например, Б. Х. Бгажноков рассматривает эмпатию как неотъемлемый процесс социализации. Автор пишет, что на всем протяжении человеческой истории, сочувствие находило выражение в различного рода ценностях, нормах, институтах; передаваемых из поколения в поколение способах, а также стандартах мышления и поведения [1, с. 67].
Рассматривая социальную эмпатию, Г.А. Сатаров отмечает, что она связана с возможностью адекватных суждений представителей одной социальной группы о членах другой [7, с. 35]. Такое представление эмпатии характерно для социологической науки.
В работе К.Г. Сердаковой и А.Г. Маджуга эмпатия раскрывается в контексте развития ценностно-смысловой сферы личности [8, с. 123-124].
В диссертационном исследовании Н.А. Скляр эмпатия понимается как сложное многоуровневое социально-психологическое свойство личности, в котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных: способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; способности развивать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; способности давать адекватный эмпатический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого [9, с. 9].
Следует согласиться с мнением Н.А. Прокофьевой, Е.А. Афанасьевой и Т.А. Меховой, которые отмечают, что воспитание эмпатии требует глубокого, творческого, нешаблонного подхода, основанного на признании каждого человека единой, неповторимой личностью, стремящейся к актуализации данных природой эмпатических способностей [6, с. 60]. Соглашаясь с позицией ученых, и принимая во внимание, что в каждой личности в той или иной степени заложен определенный эмпатический потенциал, важнейшей задачей, как показывает исследование, является его актуализация. Это соответствует принципам гуманноориентированной педагогики.
Рассматривая ключевую дефиницию изыскания «потенциал», отметим, что наиболее внятным и наукоемким выступает понятие «потенциальные способности» как способности обучающегося, которые еще не проявились в осуществляемой деятельности в полном объеме и содержании [4, с. 28].
Опираясь на проведенное исследование, само понятие эмпатического потенциала личности рассматривается нами как интегративная динамическая характеристика личности, включающая целостность знаний, умений, навыков, способностей, потребностей и ценностных ориентаций, позволяющая адекватно воспринимать, сопереживать, прогнозировать поведение собеседника и оптимально выстраивать стратегию взаимодействия в соответствии с меняющимися условиями.
Несмотря на имеющийся интерес ученых к проблеме эмпатии, в современной педагогической теории и практике, недостаточно исследованы психолого-педагогические условия актуализации эмпатического потенциала обучающихся в образовательном процессе вуза физической культуры.
В нашем исследовании, изучение проблемы актуализации эмпатического потенциала обучающихся вуза физической культуры наиболее наукоемко раскрывается на основе сформулированного и апробированного в образовательном процессе комплекса психолого-педагогических условий.
При этом, под психолого-педагогическими условиями нами понимается совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение сформулированных в изыскании задач [5, с. 376]. В свою очередь, под психолого-педагогическими условиями эффективности актуализации эмпатического потенциала обучающихся вуза физической культуры мы понимаем совокупность как внешних (внеаудиторных), так и внутренних (аудиторных) обстоятельств, то есть наличие предметно-пространственной среды вуза и внутренних объективных особенностей и возможностей личности, от наличия которых зависит успешность достижения поставленных в исследовании задач.
В процессе разработки комплекса психолого-педагогических условий мы исходили из того обстоятельства, что изучаемая проблема не может быть полностью решена путем реализации лишь одного условия. Нестандартность любой образовательной ситуации, процессы дифференциации и интеграции, лежащие в основе воспитания и обучения, а также актуальность разностороннего формирования личности обучающегося предопределяет необходимость разработки комплекса психолого-педагогических условий. Как показывает опытно-экспериментальная работа, при решении образовательной задачи по актуализации личностного потенциала, необходим комплекс условий, включающий как минимум три позиции [4, с. 72].
Методологическим основанием при разработке комплекса психолого-педагогических условий выступил, прежде всего аксиологический подход, так как эмпатический потенциал рассматривается нами в контексте формирования важнейших общечеловеческих и профессиональных ценностей. Еще один подход, который является достаточно инновационным и соответствует современным реалиям, это - интегративно-развивающий подход. Он позволяет раскрыть проблему актуализации эмпатического потенциала с позиции целостности, интеграции и развития образовательного процесса вуза физической культуры.
Опираясь на основные принципы, лежащие в основе данных подходов, был разработан и апробирован комплекс психолого-педагогических условий актуализации эмпатического потенциала обучающихся вуза физической культуры:
а) этапизация процесса актуализации эмпатического потенциала личности обучающегося в различных формах аудиторной и внеаудиторной деятельности;
б) создание рефлексивно-образовательной среды как пространства саморазвития эмпатических способностей обучающихся;
в) разработка критериально-оценочной парадигмы оценки уровня сформированности эмпатического потенциала студентов.
Содержательное наполнение разработанного комплекса психолого-педагогических условий актуализации эмпатического потенциала обучающихся вуза физической культуры представлено на рисунке 1.
Реализация первого психолого-педагогического условия происходила в соответствии с выделенными этапами. Первый, когнитивный этап, направлен на формирование целостной системы знаний об эмпатическом потенциале, включающей информационно-обучающий цикл относительно эмоциональных состояний индивида, вербальных и невербальных средствах общения в процессе физкультурно-спортивной деятельности и т.д.
Следующий, ценностно-деятельностный этап, содержит разнообразные методы, средства и приемы по актуализации эмпатического цикла личности. На данном этапе происходит демонстрация таких форм эмпатии, как сопереживание, сочувствие и содействие как способов эмоционально-нравственного взаимодействия в физкультурно-спортивной сфере. На данном этапе педагогу важно на собственном примере демонстрировать конструктивный ход взаимодействия с обучающимися, особенно в меняющихся условиях спортивной деятельности, когда необходимо укрепить командный дух спортсменов.
Эмпатический потенциал студентов вуза физической культуры
Методологическая основа: аксиологический и иитегративно-развивающий подходы
Комплекс психолого-педагогических условий актуализации эмпатического потенциала студентов
а ) этапизация процесса актуализации эмпатического потенциала личности обучающегося в различных формах аудиторной и внеаудиторной деятельности
1) когнитивным этап
3) рефлексивно-оценочный этап
б)создание рефлексивно-образовательной среды как пространства саморазвития эмпатических способностей обучающихся
1 г
2)цеппостпо-деяте:Iыш стпый эта11
1 г
в) разработка критериально-оценочной парадигмы оценки уровня сформированное™ эмпатического потенциала студентов
Рефлексивно-образовательная среда
эмпатийпые способности
Саморазвитие
Внешняя оценка эмпатического потенциала
Комплекс рефлексивных методов и приемов
Рисунок 1. Комплекс психолого-педагогических условий актуализации эмпатического потенциала
обучающихся вуза физической культуры
Заключительный, рефлексивно-оценочный этап, характеризуется осмыслением, оценкой и рефлексией собственного опыта реализации эмпатического потенциала. Эффективным является использование таких методов и приемов, как анализ, обсуждение, интроспекция (самонаблюдение), просмотр видеозаписей соревнований и пр. На практике используется обсуждение по следующей рефлексивной схеме (рисунок 2).
Обсуждаемая проблема Позиции тренера и —» Эмоциональная характеристика —» Вербальные/ невербальные
спортсмена взаимодеиствия средства общения
Рекомендации 4— Реальный/ идеальный способ взаимодействия - Ошибки/успех взаимодействия
Рисунок 2. Схема обсуждения рефлексивного взаимодействия тренера и спортсмена в процессе актуализации эмпатического потенциала студентов
Широкий потенциал реализации второго педагогического условия заложен в рефлексивно-образовательной среде как пространстве саморазвития эмпатических способностей обучающихся [2, с. 53]. К таким способностям, исходя из смысловой сущности ключевой дефиниции «эмпатический потенциал», следует отнести: способность адекватно воспринимать, сопереживать, прогнозировать поведение собеседника/партнера/соперника, способность подвергать рефлексии действия и поведение, способность оптимально выстраивать стратегию взаимодействия в соответствии с меняющимися условиями и др.
Комплекс рефлексивных методов и приемов, используемых в образовательном процессе вуза физической культуры, наиболее действенно способствует переносу состояния развития эмпатических способностей обучающихся в состояние саморазвития.
Исследование показало, что для эффективности и осознанности актуализации эмпатического потенциала обучающихся вуза физической культуры необходимо регулярно проводить диагностику. Как верно отмечает Н. А. Скляр, актуализация базовых эмпатийно-критериальных составляющих, таких как эмпатийная рефлексивность, эмпатийная аттракция, эмпатийная сензитивность, эмпатийный отклик и других оказывает влияние не только на высокую частотность проявления эмпатии в учебно-тренировочном процессе, но и на уровень профессионального акме [9, с. 22-23].
На начальной стадии уровень сформированности эмпатического потенциала оценивает педагог/тренер, при этом акцентируя внимание на возможностях самосовершенствования и саморазвития личности обучающегося. Далее, с помощью специально разработанного диагностического материала, студент может самостоятельно и осознанно проводить самодиагностику и в будущем совершенствовать свои эмпатические способности.
Выводы. Таким образом, эмпатия является приоритетным качеством становления будущего бакалавра физической культуры, оказывающим существенное влияние на его профессиональную успешность. С целью актуализации эмпатического потенциала в образовательном процессе вуза физической культуры подтвердил свою эффективность разработанный нами комплекс психолого-педагогических условий.
Литература:
1. Бгажноков, Б.Х. Вопросы теории. Культура эмпатии / Б.Х. Бгажноков // Этнографическое обозрение. - 2018. - № 1. - С. 55-68.
2. Карпова, О.Л. Развитие самообразовательной деятельности студентов : монография / О.Л. Карпова. - Челябинск: Уральская Академия, 2014. - 204 с.
3. Кашуба, И.В. Развитие эмпатического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Кашуба. - Магнитогорск, 2004. - 24 с.
4. Найн, А.Я. Педагогические основы организации опытно-экспериментального исследования: методич. пособие / А.Я. Найн, А.А. Найн. - Челябинск: УралГУФК, 2018. - 120 с.
5. Найн, А.Я. Теоретические основания рефлексивного управления образовательной организацией: монография / А.Я. Найн. - М.: Владос, 2019. - 412 с.
6. Прокофьева, Н.А. Роль образовательной среды школы в формировании эмпатии у подростков в условиях инклюзивного образования / Н.А. Прокофьева, Е.А. Афанасьева, Т.А. Мехова // Социальная педагогика в России. - 2017. - № 5. - С. 59-63.
7. Сатаров, Г.А. Социальная эмпатия в правосознании российских судей / Г.А. Сатаров // Общественные науки и современность. - 2017. - № 4. - С. 34-44.
8. Сердакова, К.Г. Педагогическое обеспечение процесса формирования эмпатической культуры студентов современного вуза / К.Г. Сердакова, А.Г. Маджуга // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2018. - № 3. - С. 118-128.
9. Скляр Н.А. Психолого-акмеологические условия формирования профессионально-педагогической эмпатии у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Скляр. - Кострома, 2005. - 24 с.