Научная статья на тему 'Психолого-педагогические средства формирования интереса к занятиям эстетической гимнастикой у детей младшего школьного возраста'

Психолого-педагогические средства формирования интереса к занятиям эстетической гимнастикой у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИИ / MOTIVATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / MEANS OF FORMING AND MAINTAINING MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьев Николай Борисович, Лабазова Анастасия Васильевна, Иванов Александр Дмитриевич, Воробьева Татьяна Владимировна

Проведен сравнительный анализ основных факторов, влияющих на интерес к занятиям эстетической гимнастикой у детей младшего школьного возраста. Исследована мотивационная сфера детей, устанавливающая наличие у ребенка внешних и внутренних мотивов обучения, их направленность и сила. Сформулированы психолого-педагогические средства, способствующие формированию и повышению интереса к занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьев Николай Борисович, Лабазова Анастасия Васильевна, Иванов Александр Дмитриевич, Воробьева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MEANS OF FORMATION OF INTEREST TO THE CLASSES OF AESTHETIC GYMNASTICS IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

A comparative analysis of the main factors affecting the interest in aesthetic gymnastics in children of primary school age has been carried out. The motivational sphere of children is investigated, which establishes whether the child has external and internal motives of learning, their orientation and strength. Psychological and pedagogical means are formulated that contribute to the formation and increase of interest in classes.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические средства формирования интереса к занятиям эстетической гимнастикой у детей младшего школьного возраста»

УДК 796.412

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н.Б. Воробьев, А.Д. Иванов, А.В. Лабазова, Т.В. Воробьева

Проведен сравнительный анализ основных факторов, влияющих на интерес к занятиям эстетической гимнастикой у детей младшего школьного возраста. Исследована мотивационная сфера детей, устанавливающая наличие у ребенка внешних и внутренних мотивов обучения, их направленность и сила. Сформулированы психолого-педагогические средства, способствующие формированию и повышению интереса к занятиям.

Ключевые слова: мотивация физкультурно-спортивной деятельности, дети младшего школьного возраста, средства формирования и поддержания мотивации.

Сегодняшнее общество глубоко заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было физически развитым и здоровым. Большое влияние физической культуры и спорта на здоровье, морально-волевые качества и духовный мир человека неоспоримо [1].Основные навыки здорового образа жизни, а также потребность в двигательной активности закладываются еще в дошкольном и младшем школьном возрасте, который имеет специфические особенности, связанные с началом обучения в школе.

Поступление в школу вносит значительные коррективы в жизнь ребенка, заканчивается период старшего дошкольного возраста, начинается период младшего школьного возраста, изменяется социальная ситуация развития ребенка, происходит «отрыв»его от семьи и расширение круга общения. Изменения «социального статуса» ребенка, связанные с появлением у него обязательной, общественно значимой учебной деятельности приводят к трансформации норм и правил поведения ценностей, формированию у него чувства ответственности. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает учение, ребенок включается в разные виды деятельности - игровую, трудовую, занятия спортом и искусством.

Происходят значительные изменения и мотивационной сфере ребенка, так, по мнению И.Ю.Кулагиной и С.В. Гани «...в младшем школьном возрасте сохраняется выраженная игровая мотивация. При этом к концу возрастного периода изменяются ее содержательные характеристики: дети переходят от традиционных игр к компьютерным» [3].

Значительную роль в младшем школьном возрасте играют занятия физической культурой и спортом. В работе Г.Д.Бабушкина и

В.Н. Смоленцевой сказано: «...учащиеся начальных классов положительно относятся к спортивной деятельности, необходимо именно в этом возрасте сформировать у них глубокий и устойчивый интерес к спорту» [6].

При формировании интереса к занятиям необходимо учитывать не конечный результат физкультурно-спортивной деятельности, а ориентироваться на затраченные школьником усилия или на индивидуальный прирост, так как в данной возрастной группе велико значение оценки учителя [6].

Интерес к спорту, по мнению Т.А. Поляковой - «есть результат воспитывающей системы, которая слагается из отдельных элементов: отношения к двигательной активности в семье, организации физической культуры в школе, качества работы СМИ. Отсутствие систематизированной и адресной информации о видах спорта, которыми могли бы заниматься все желающие, является ощутимым препятствием в привлечении населения, и конкретно детей, к активному образу жизни» [4].

Для формирования устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом необходимо приложить значительные усилия. При этом воздействие должно оказываться не только на уровне семьи и спортивной группы [5].

Многие дети начинают заниматься физической культурой еще до начала обучения в школе. В момент поступления в школу «ломается» определенный уклад, сложившийся у ребенка в дошкольном возрасте, значительно возрастают эмоциональные нагрузки, увеличивается время, отводимое на учебную деятельность, происходит снижение физической активности, связанное с урочной формой обучения. В данной ситуации, как дети, так и их родители становятся перед определенной дилеммой, связанной, прежде всего, с нахождением определенного баланса времени отводимого на учебную и физкультурную деятельность. Чаще всего происходит перераспределение приоритетов в пользу ведущей деятельности - учебной, как следствие, возникает проблема значительного «отсева» школьников из спортивных секций в течение первых лет обучения в школе.

Помимо «отсева» по причине дефицита времени, многие школьники покидают спортивные секции ввиду значительного снижения интереса к занятиям, связанного с многообразием видов деятельности, доступных ему в данном возрасте.

Вышеизложенные факты определили следующую цель исследовательской работы проводимой нами: сформулировать психолого-педагогические средства, способствующие формированию и повышению интереса к занятиям эстетической гимнастикой у детей младшего школьного возраста.

Направление данной работы было выбрано не случайно, проведенное нами исследование показало, что в течение первых лет занятий из спортивной секции уходит значительное количество занимающихся. Проведенное анкетирование тренеров-преподавателей, работающих в эстетических видах спорта, выявило, что часть детей уходит по причине возникающих трудностей, именно в данных видах спорта (14-25 %), какая-то часть «переходит» в другие виды спорта (7-10 %), большинство детей уходит из секции по неопределенной причине (> 60 %).

Обсуждение результатов исследования. В данной части статьи описываются результаты исследования, которое было направлено на формирование и повышение интереса к занятиям эстетической гимнастикой детей младшего школьного возраста, путем внедрения в тренировочный процесс психологических средств, с учетом выявленных возрастных особенностей мотивационной сферы занимающихся.

Исследование проводилось в течение нескольких месяцев. В эксперименте участвовали девочки 6-8 лет. Проведенное исследование состояло из нескольких этапов.

На констатирующем этапе исследования нами была изучена динамика изменений в мотивационной сфере детей при переходе из дошкольного возраста в младший школьный. Для этого было использовано анкетирование детей дошкольного и младшего школьного возрастов и родителей (рисунок), а так же тестирование занимающихся.

120 100 80 60 40 20

■ Дошкольники

¡Школьники

Сравнительный анализ основных факторов, влияющих на интерес к занятиям эстетической гимнастикой

0

В результате проведенного анкетирования нами определены основные факторы, определяющие уровень интереса к занятиям эстетической гимнастикой.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что все испытуемые дошкольного возраста имеют высокий уровень интереса к занятиям эстетической гимнастикой. Интерес к занятиям вызывают такие факторы как использование игрового метода и похвала тренера. Младшие школьники так же показали высокий уровень интереса. На тренировках им особенно нравится изучение новых, сложных элементов, игра для них уже не так важна. Для них имеет высокое значение внимание тренера и участие в соревновательной деятельности и спортивно-массовых мероприятиях.

Также было проведено анкетирование среди родителей занимающихся обеих групп в целях выявления интереса и отношения к тренировочному процессу. В анкетировании приняли участие 20 чел. В результате были получены следующие результаты. Большинство родителей удовлетворено тренировочным процессом и работой тренера. Все ответили, что довольны обстановкой в коллективе и считают, что их детям интересно и на занятия они идут с удовольствием.

На констатирующем этапе нами было проведено еще одно исследование мотивационной сферы испытуемых по адаптированной методике Е.П. Ильина «Тройные сравнения» [2]. Цель методики -установить наличие у ребенка внешних и внутренних мотивов (факторов) учения, их направленность и силу.

Проведенные исследования позволили сделать следующий вывод: старшие дошкольники и младшие школьники показали одинаковые результаты, выбрав задания, оценка которых позволила выявить у детей высокую силу учебно-познавательных мотивов и их устойчивость.

Таким образом, было выявлено, что в момент перехода из старшего дошкольного возраста в младший школьный наблюдаются изменения мотивов занятий физической культурой и спортом, связанные с появлением нового вида деятельности. Как следствие, существует объективная необходимость в разработке и внедрении в учебно-тренировочный процесс психолого-педагогических средств, направленных на формирование и поддержание высокого уровня интересов к занятиям эстетической гимнастикой. Полученные результаты стали основанием для проведения формирующего этапа исследования.

На этапе формирующего эксперимента применялись средства, способствующие формированию и подержанию высокого уровня интереса к занятиям эстетической гимнастикой.

Перечислим некоторые из них. При работе с детьми нами были использованы: соревновательные игры, мастер-классы, теоретические беседы, массовое мероприятие с участием родителей. В учебно-тренировочном процессе детей младшего школьного возраста применялись

разнообразные средства, в частности, включение детей в организацию учебно-тренировочного процесса путем внедрения системы планирования сложности заданий (применение методики «Тройные сравнения» Е.П. Ильина), то есть в начале занятий занимающимся предлагалось выбрать себе задания на тренировку, исходя из следующих параметров: новизна, сложность и полезность. В дополнение к этому для повышения интереса дети данной возрастной группы привлекались к участию в массовых мероприятиях, а также в мастер-классах для младших возрастных групп.

Повторное анкетирование детей показало, что у участвующих в исследовании детей вырос интерес к занятиям. Школьники осознано посещают тренировки и их целью является участие в выступлениях, а, следовательно, им уже не интересны легкие занятия и игры, им интересно изучение нового материала, освоение сложных элементов.

Повторное изучение мотивационной сферы испытуемых по методике Е.П. Ильина «Тройные сравнения» выявило, что большинство детей выбрало задания, выполнение которых требует усилий, отличаются сложностью выполнения и это демонстрирует высокий уровень внутренних мотивов.

Как следствие, вышеизложенные факты позволяют говорить об эффективности предлагаемых рекомендаций.

Список литературы

1. Воложанин С.Е. Значение физической культуры в воспитании студенческой молодежи // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3.С. 6.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

3. Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С.102-109.

4. Полякова Т.А. Технология спортивной ориентации младших школьников на основе информационного подхода // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2010. № 4(17) С. 63-65.

5. Проблема формирования физкультурно-педагогической деятельности будущих педагогов / В.А. Кузнецов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С.9-11.

6. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. Г.Д. Бабушкина, В.Н. Смоленцевой. Омск: СибГУФК, 2007. 270 с.

Воробьев Николай Борисович, канд. психол. наук, доц., nikolay.nn@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский Университет),

Лабазова Анастасия Васильевна, студентка, n. labazova99@gmail.com, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский Университет),

Иванов Александр Дмитриевич, студент, ivanovad@st. mininuniver. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский Университет),

Воробьева Татьяна Владимировна, студентка, tv. vorobeva@yandex. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский Университет)

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MEANS OF FORMATION OF INTEREST TO THE CLASSES OF AESTHETIC GYMNASTICS IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

N.B. Vorobyov, A.V. Labazova, A.D. Ivanov, T.V. Vorobyova

A comparative analysis of the main factors affecting the interest in aesthetic gymnastics in children of primary school age has been carried out. The motivational sphere of children is investigated, which establishes whether the child has external and internal motives of learning, their orientation and strength. Psychological and pedagogical means are formulated that contribute to the formation and increase of interest in classes.

Key words: motivation of physical education and sports activities, children of primary school age, means of forming and maintaining motivation.

Vorobyov Nikolay Borisovich, candidate of psychological sciences, associate professor, nikolay. nn@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State University (Minin University),

Ivanov Alexander Dmitrievich, student, ivanovad@,st.mininuniver.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State University (Minin University),

Labazova Anastasia Vasilievna, student, n. labazova99@gmail. com, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State University (Minin University),

Vorobyova Tatyana Vladimirovna, student, tv. vorobeva@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Kozma Minin Nizhny Novgorod State University (Minin University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.