педагогические науки
Новожилова Юлия Сергеевна, Седов Иван Александрович АНИМАЦИЯ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...
УДК 379.8
АНИМАЦИЯ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ В ФИТНЕС - КЛУБЕ
© 2018
Новожилова Юлия Сергеевна, преподаватель кафедры физическая культура Седов Иван Александрович, преподаватель кафедры физическая культура Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. Целью работы является разработка и реализация анимационной методики на физкультурном занятии с детьми дошкольного и школьного возраста в условиях фитнес - клуба. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения педагогических условий для повышения уровня мотивации у детей дошкольного и школьного возраста в системе фитнес - клубов на современном этапе. Системный подход позволил определить выбор конкретных методов исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, опрос (анкетирование, беседа), педагогический эксперимент, методы математической статистики. В работе раскрыты новые теоретические положения по совершенствованию педагогических условий для повышения уровня мотивации к занятиям спортом у детей в системе фитнес-клубов. Разработаны теоретические принципы внедрения анимационной методики спортивных занятий для детей в условиях фитнес
- клуба. Сформулированы педагогические условия для детей в процессе спортивных занятий в условиях фитнес -клуба, которые помогут повысить уровень сотрудничества, воображения, а так же мотивацию к занятиям спортом, за счет оптимизации содержания, форм, средств и методов как важнейших детерминантов технологического процесса. Теоретически обоснована анимационная методика спортивных занятий для детей в системе фитнес - клубов.
Ключевые слова: фитнес-клуб, анимация, творческая деятельность, педагогическая деятельность, физическая культура, спорт, анимационные методики, дети 6-7 лет, мотивация, самооценка, эксперимент, секция акробатики, сотрудничество, воображение.
ANIMATION AS CREATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH CHILDREN
IN FITNESS - CLUB
© 2018
Novozhilova Yulia Sergeyevna, teacher of department physical culture Sedov Ivan Aleksandrovich, teacher of department physical culture Nizhny Novgorod state pedagogical university of Kozma Minin (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov Street 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The purpose of work is development and realization of an animation technique on sports occupation with children of preschool and school age in conditions fitness - club. The relevance of a subject of a research is caused by need of studying of pedagogical conditions for increase in level of motivation at children of preschool and school age in system fitness - clubs at the present stage. System approach has allowed to define the choice of concrete methods of a research: analysis and synthesis of data of scientific and methodical literature, pedagogical observation, poll (questioning, conversation), pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. In work new theoretical provisions on improvement of pedagogical conditions for increase in level of motivation to sports activities at children in the system of fitness clubs are opened. The theoretical principles of introduction of an animation technique of sports occupations for children in conditions fitness - club are developed. Pedagogical conditions for children in the course of the sports occupations in conditions fitness
- club which will help to increase the level of cooperation, imagination, and also motivation to sports activities, due to optimization of contents, forms, means and methods as the most important determinants of technological process are formulated. The animation technique of sports occupations for children in system fitness - clubs is theoretically proved.
Keywords: fitness club, animation, creative activity, pedagogical activity, physical culture, sport, animation techniques, children of 6-7 years, motivation, self-assessment, experiment, acrobatics section, cooperation, imagination.
В настоящее время, многими исследователями отмечается проблема снижения мотивации к занятиям фит-несом у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Второй проблемой является устаревшие формы организации деятельности учащихся младших классов в условиях фитнес-клуба, когда для них применяются и адаптируются технологии досуговой деятельности, которые созданы для взрослого контингента, что недопустимо в связи с задачами современной парадигмы образования. Следовательно, возникает вопрос, каким образом вызвать у ребенка интерес к занятиям физической культурой в условиях фитнес-клуба. Современные методы преподавания требуют от педагога постоянного включения новых технологий в обычное занятие, а в условиях конкурентоспособности фитнес-клубов применение инновационных методик положительно влияет на посещение детьми занятий, а следовательно их общая физическая подготовка возрастает[1]. Одной из таких является технология анимации, которая включает в себя соревновательные, игровые и методы творческой деятельности. Для того, чтобы сформировать и закрепить детский контингент в фитнес-клубах надо действовать через эвристические методы и технологии, которые свойственны природе ребенка и соответствуют ведущим видам деятельности в этом возрасте[2]. В этом смысле технология анимации наибольшим образом реализуется в событийном пространстве, когда дети готовятся и реа-
лизуют именно спортивные детские праздники, которые сейчас наиболее популярны в фитнес-клубах .
В последние годы появилось много работ, в которых рассматриваются разнообразные мотивы занятий физической культурой, ценностные аспекты этого вида деятельности. К ним, в первую очередь следует отнести работы М. А. Арвисто. Основными мотивами, по мнению М. А. Арвисто[3], являются: укрепление здоровья, развитие физических качеств, воспитание характера, воли, развитие чувства красоты и т.д.
Психолого-педагогическим проблемам преподавания в учебных заведениях, перспективам их развития большое внимание уделено в трудах Ш.А. Амонашвили[4] , В.П. Беспалько[5].
Особую роль и огромное влияние на становление и развитие педагогических условий совершенствования преподавания в фитнес-клубах представляют труды А.Д. Жаркова[7], Л.С. Жарковой[8] и также работы Бальсевич В. К.[9]. Проблемы анимационной деятельности раскрывают в своих трудах А.Д. Жаркова[6], Хоули Э. Т.[10], Л.В. Курило[11].
Цель работы - разработка и реализация анимационных методик на физкультурном занятии с детьми 6-7 лет в условиях фитнес - клуба. Следует предположить, что мотивация детей дошкольного и школьного возраста на физкультурных занятиях в фитнес - клубе будет повышаться, если будут разработаны и применены методы
Novozhilova Yulia Sergeyevna, Sedov Ivan Aleksandrovich ANIMATION AS CREATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY .
pedagogical sciences
технологии анимации в условиях циклов акробатических занятий и упражнения для общей физической подготовки.
В соответствии с целью были поставлены задачи исследования:
1. Разработать технологию анимации в условиях фитнес - клуба.
2. Определить результативность экспериментальной технологии для детей дошкольного и школьного возраста в условиях фитнес- клуба.
Для реализации технологии анимации в деятельности фитнес-клуба «Х-Рй» нами была проведена экспериментальная работа с занимающимися в фитнес -клубе «Х-Рй» на занятии в секции акробатики, в количестве 10 человек, 6-7 лет, для которых был предложен комплекс занятий на 6 циклов, регулярность посещения 2 раза в неделю.
Организация эксперимента предусматривала двукратное тестирование занимающихся, включающее оценку умения сотрудничества, степени воображения и определение уровня мотивации к занятиям физической культурой. Тестирования проводились в начале и в конце эксперимента для выявления результатов разработанной технологии.
На протяжении эксперимента с детьми проводились беседы, с целью определения уровня мотивации к занятиям по физической культуре[11-14]. Им задавались такие вопросы, например:
1. Что тебя привело в фитнес — клуб?
A) желание быть спортивным
Б) желание родителей
B) мода
Г) проблемы со здоровьем (лишний вес, неуспехи по физкультуре в школе)
2. Как ты оцениваешь состояние здоровья?
A) хорошее
Б) не очень
B) плохое, часто болею
3. Занимаешься ли ты в спортивных секциях?
А) да
Б) нет
4. Занимаешься ли ты физической культурой в свободное время?
A) да
Б) нет
B) нерегулярно
У детей, занимающихся физической культурой и спортом в фитнес-клубе, отмечаются положительные результаты среди которых: социальная адаптация, приобретённая в играх с другими детьми; развитие самостоятельности; способность преодолевать трудности; улучшение здоровья ребёнка; умение слушать и следовать инструкциям; умение быть честным в соревновании; высокая самооценка; тело ребёнка становится подвижным и гибким; приобретённые навыки и умения сохраняются на всю жизнь.[2]
Проанализировав и обобщив результаты наших наблюдений, мы сформулировали основные принципы построения экспериментальной анимационной технологии проведения циклов занятий:
1. При планировании нагрузки необходимо учитывать индивидуальные способности занимающихся.
2. Определение индивидуальных способностей занимающихся необходимо для выяснения готовности каждого ребенка к более сложным изменениям на спортивном занятии. Альтернативой усложнения содержания занятия является увеличение его интенсивности за счет добавления бега и прыжков в игровой форме.
3. При подборе упражнений в основной части занятия необходимо уделять внимание на технику исполнения элементов.
4. Разработка методики занятий с использованием технологии анимации.
С учетом данных положений нами была разработана
экспериментальная анимационная методика спортивных занятий. Экспериментальная методика рассчитана на 6 месяцев с двухразовым посещением занятий в неделю. Занятия проводятся с музыкальным сопровождением, длится 40 минут и предусматривает выделение четырех этапов (таблица 1).
Каждый цикл включает в себя следующие этапы:
1 этап подготовительный - разучивание отдельных элементов, которые способствуют осуществлению задач анимации в этом цикле.
2 этап создания игрового замысла - разучивание движений, слов, игр, которые соответствующих тематике цикла.
3 этап осуществление игрового замысла- проведение праздника.
Таблица 1 - Фрагмент 3-х занятий тематического комплекса на 6 циклов
№ цикла Тема цикла Элементы физических качеств
1. бродячего цирка» группировки; перекаты, полушпагаты, мост из грудью коленок; (2 подхода,держать 10 счетов) 2.Висы на гимнастической стенке; (2 подхода,держать 15 секунд) 3.Из положения лежа на спине, одновременное поднимание прямых ног н рук (2 подхода по 10 раз) 4.Эстафета
2. «Путешествие в зоопарк» Продолжать учить положению группировки из р а зных исходных перекаты в группировки;, полушпагат. 1 .Махи правой и левой ногой вперёд, в стороны, назад с опорой о гимнастическую стенку (2 подхода,по 10 раз) 2.Сгнбанненразгн0аннерук, в упоре лёжа, из виса на перекладине (2 подхода,по 7 pas) З.Челночныйбег {Зраза по 10м)
3. ■■(Полет в Продолжать учить стойку руками приближаясь к ногам; учить кувырок вперед; осваивать элемент 1 .Из положения лежа на животе, подниматься на руках, выпрямляя локти, прогибая спину, сгибать ноги в коленях и стопами тянутся к затылку. (2 подхода,удерживая 10 счетов); 2.Поднимание, опускание и удержание двух ног из (2 подхода,по 15 раз). 3 Подвижная игр а «Третий лишний»
В результате реализации оригинальной анимационной методики были получены следующие результаты:
1. Подводя итоги и беседы с детьми и родителями после занятий, важно бы отметить моменты, которые испытали участники этого мероприятия:
— боевой настрой всех участников;
— дружеская и веселая атмосфера;
— совместная работа педагога и детей, взаимодействие, без которого невозможен успех в спорте;
2. По отзывам участников, и взрослые, и дети остались очень довольны, многие выражали желание участвовать в подобных мероприятиях и в дальнейшем. В результате повторного проведения тестов и анкет нами выявлено значительное увеличение интереса у детей к занятиям в фитнес-клубе.
3. На основании полученных данных педагогического эксперимента мы имеем возможность констатировать тот факт, что разработанная нами анимационная методика спортивных занятий с детьми в условиях фитнес - клуба приводит к улучшению уровня умения сотрудничества, повышается уровень воображения, а так же мотивация к занятием спортом.
В результате анализа научных и методических источников было выявлено, что сущность анимационной деятельности в досуговой сфере заключается в вовлечении представителей социума в активные формы досуга. И именно это отражает специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и технологическом (методическом) уровнях. Именно в системе фитнес - клуба спортивные занятия с детьми проводятся с помощью анимационной деятельности и это происходит в разных направлениях и для разного возраста. Для детей это особенно важно, ведь грамотно организованная социальная среда оказывает огромное влияние на повышение общего уровня культуры личности, пробуждает веру в свои силы и возможности, устанавливает новый качественный стиль межличностных общений и повышает уровень мотивации к спортивным занятиям и здоровому образу жиз-ни[15-17]._
146
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Новожилова Юлия Сергеевна, Седов Иван Александрович
АНИМАЦИЯ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ...
Анимация дает возможность формирование опыта творческой деятельности, воображение, формирование навыков сотрудничество, собственно — воспитательная деятельность. В связи с тем, что ученики стали заниматься по анимационной методики у них существенно улучшились физические качества, увеличилась мотивация к занятиям физической культурой. Анимация позволила вызвать мотивацию, в результате регулярных занятий дети стали получать новые успехи в спорте, изучение новых двигательных действий, развитие физических качеств они стали испытывать чувство успешности, что дало дополнительный толчок к занятиям в фитнес- клубе.
Анимационная методика является эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе спортивных занятий укрепляется здоровье, развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость, воспитываются личностные свойства: сознательное и активное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллективизма, уверенность в своих силах[18-20]. Они содействуют развитию общей физической подготовленности детей. Повышение показателей уровня интереса к занятиям физической культурой свидетельствуют об эффективности использования методов технологии анимации для детей.
На основании полученных данных педагогического эксперимента мы имеем возможность констатировать тот факт, что педагогическая анимация детей дошкольного и школьного возраста в условиях фитнес - клуба на спортивных занятиях, значительно повысила уровень сотрудничества, воображения у детей, а также мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шульга, И.И. Генезис понятия «педагогическая анимация»./ И.И. Шульга //Педагогическое образование и наука. 2008 №1.с. 35-40
2. Соколов A.B. Феномен социально-культурной деятельности./ А.В. Соколов — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. — 204с.
3. Арвисто, М.А., Мотивация физкультурно-спор-тивной деятельности / М.А. Арвисто — М.:ФиС. 2012.
- 134 с.
4. Амонашвили Ш. А. Педагогические притчи/Ш. А. Амонашвили - М.: «Амрита», 2010. - 180 с.
5. Беспалько В.П. Учебник: теория создания и применения/ В.П. Беспалько - М.: «НИИ школьных технологий», 2006. - 188 с.
6. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов /под ред. Т.Н. Третьякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
7. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-до-суговой деятельности. // Учебник для Вузов. — М.: Изд. дом МГУКИ, 2007. — 480с.
8. Жаркова, Л.С. Мотивационное развитие личности в учреждениях культуры на основе оптимального соотношения творческой и коммерческой деятельности: Дис. д-ра пед. наук. / Л.С. Жарков— М., 2008. — 494с.
9. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры.
- 2002. - № 3. - С. 2-4.
10. Хоули, Э.Т. Оздоровительный фитнес - / Э.Т. Хоули, Б.Д. Френкс Киев: Олимпийская литература, 2013. - 367 с.
11. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристкой анимации: учебное пособие / под ред. Л.В. Курило. - М.: Советский спорт, 2008. - 195 с.
12. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пос./ под ред. А.В.Соколов — СПб.: Изд-во Михайлова
В.А., 2002. — 461с.
13. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин - 13. Ассоциативное мышление в технологии культурно- досуговой деятельности: уч. пособие / под ред. А.Д .Жарков— М.2007. - 432 с.
14. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность/ А.Г. Маслоу
— СПб.: Евразия, 2009. — 478с.
15. Матвеев,Л.П. Теория и методика физической культуры/Л.П.Матвеев - М., 2008.144 с.
16. Арвисто, М.А., Мотивация физкультурно-спор-тивной деятельности / М.А. Арвисто — М.:ФиС. 2012.
- 134 с.
17. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев — М., 2006. - 159 с.
18. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов — М.: Смысл, 2011. — 197с.
19. Чичикин, В.Т. Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении: монография /В.Т. Чичикин, П.В. Игнатьев, Е.Е. Конюхов; Департамент образования Нижегородской области, Нижегородский институт развития образования.-Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.- 344с.
20. Викторов, И.В. Спорт для ребенка/ И.В. Викторов // Известия АН. Серия мотивация к занятиям физической культурой- 2001.- № 6.- С. 646-655.
Статья поступила в редакцию 01.02.2018 Статья принята к публикации 28.03.2018