Научная статья на тему 'Психолого-педагогические проблемы воспитательного процесса'

Психолого-педагогические проблемы воспитательного процесса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / МОДЕЛЬ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / UPBRINGING / MINORS / THE OFFENSE / PROPHYLAXIS / MODEL / THE PUBLIC

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шпилёва Е. В., Романенко Л. Н.

В статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних правонарушителей, обосновывается значимость консолидации всех сил общественности в воспитательном процессе. Изложен практический опыт по созданию новой актуальной модели социальной коммуникации в системе профилактики правонарушений, как одного из условий преодоления отрицательной направленности асоциальной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические проблемы воспитательного процесса»

Шпилёва Е.В., Романенко Л.Н. ©

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия», Автономная некоммерческая организация «Центр «Наш район - наш дом»,

г. Воронеж

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних правонарушителей, обосновывается значимость консолидации всех сил общественности в воспитательном процессе. Изложен практический опыт по созданию новой актуальной модели социальной коммуникации в системе профилактики правонарушений, как одного из условий преодоления отрицательной направленности асоциальной личности.

Ключевые слова: воспитание, несовершеннолетние, правонарушение, профилактика, модель, общественность.

Keywords: upbringing, minors, the offense, prophylaxis, model, the public.

В современных условиях неоспорима особая значимость профилактики правонарушений силами самого общества. Это позволит значительно повысить уровень доверия населения к деятельности органов полиции, укрепить партнерские отношения в части профилактики преступности между всеми заинтересованными организациями и лицами, а также добиться снижения уровня преступности по отдельным направлениям в отдельно взятом микрорайоне города.

Психолого-педагогические исследования проблем предупреждения и преодоления правонарушений среди несовершеннолетних показали, что подавляющее число несовершеннолетних правонарушителей в прошлом были педагогически запущенными подростками и трудновоспитуемыми детьми. В результате длительного воздействия таких факторов, как нравственно-неблагополучная атмосфера в семье и педагогическая неграмотность родителей; недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений и школы; отсутствие целесообразной организации внешкольной воспитательной работы и свободного времени подростков в микрорайоне по месту жительства; влияние отрицательных группировок подростков в микросреде двора или улицы; недостаточный учет психологических особенностей детей и подростков и т.д., возникающая трудновоспитуемость детей развивалась в состояние педагогической запущенности подростков. Первые импульсы аморальной направленности трудновоспитуемые получают в неблагополучных семьях, поскольку у более 87% процентов испытуемых, как показали результаты обследования, их аморальное поведение отражало личностные стереотипы родителей или старших братьев и сестер. Наиболее значимым фактором в развитии аморальной направленности несовершеннолетних является накапливаемый ими опыт противоправных поступков, поскольку в антиобщественной деятельности, негативно выраженные мотивы и потребности приобретают исключительную устойчивость. Они определяют структуру направленности к совершению повторных правонарушений. Для направленности подростков, склонных к рецидивизму, специфично наличие таких потребностей, которые побуждают совершать в первую очередь идентичные правонарушения.

Это состояние и является той психологической почвой, которая благоприятствует действию криминогенных факторов, способствует формированию антиобщественных мотивов и способов поведения, подводит подростков к правонарушениям. Поэтому

© Шпилёва Е.В., Романенко Л.Н., 2013 г.

необходимо вовлечение педагогически запущенных подростков во все сферы воспитательной работы. Координация воспитательной работы социальных институтов в процессе взаимодействия семьи, школы и общественности может дать положительные результаты, поможет преодолеть педагогическую запущенность подростков и ликвидировать правонарушения со стороны несовершеннолетних.

Отсюда вытекает существенный вывод, что профилактику правонарушений среди несовершеннолетних следует начинать на ранних стадиях возникновения трудновоспитуемых детей и педагогической запущенности подростков путем педагогически целесообразной организации учебно-воспитательной работы с ними в семье, дошкольных учреждениях, в школе, внешкольных учреждениях и по месту жительства.

Для решения этих проблем создана автономная некоммерческая организация «Центр «Наш район - наш дом». Основу концепции разработки и внедрения настоящего социального проекта - «Центр «Наш район - наш дом» составили стратегические принципы программы гуманистического направления развития Воронежской области, а именно: «... создания здесь и сейчас образа будущего, в котором каждый видит себя и свою семью; новый формат мышления .. движение вперед, ответственность, передача накопленного следующим поколениям.»; участие в развитии института гражданского общества земли Воронежской.

В статье отражены основные составляющие деятельности Автономной некоммерческой организации "Центр социально-правовых услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации «Наш район - наш дом» в течение года с момента регистрации. Изложен практический опыт по созданию новой актуальной модели социальной коммуникации в системе профилактики правонарушений, как одного из условий преодоления отрицательной направленности асоциальной личности, предупреждению сложных жизненных ситуаций граждан, в том числе профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних, на примере отдельно взятого микрорайона «Южный» Левобережного района г. Воронежа в современных условиях.

Целью настоящей концепции является: предоставление на безвозмездной основе социально-правовых услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе многодетным семьям, неполным семьям, будущим молодым мамам, вдовам, инвалидам, пенсионерам и иным лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Помощь в профилактике социального сиротства. Одна из основных задач правоохранительных органов на местах - это защита интересов жителей района, в том числе и методами профилактических мероприятий правонарушений.

Исторически сложилось так, что микрорайон "Южный" Левобережного района г. Воронежа с населением 74 тысячи человек населен, в основном, рабочими, трудившимися здесь же, на крупных промышленных предприятиях. В настоящее время эти организации в основном прекратили свое существование, закрыв почти 90% рабочих мест и, как следствие, высокая доля населения осталась с доходами ниже величины прожиточного минимума. Сегодня в обществе микрорайона, явно присутствуют и преступность и виктимность.

Известно, что системный подход к профилактике правонарушений посредством социального контроля над преступностью положительно влияет на криминальную ситуацию в районе, обеспечивая комфортное проживание граждан на территории, обслуживаемой данным отделом полиции.

По статистике в 2012 году значительная доля преступлений была совершена лицами в алкогольном, наркозависимом состоянии, не имеющими постоянного места работы, ранее судимыми, социальные условия которых были ниже средних по району. На одну тысячу жителей микрорайона «Южный» г. Воронежа было зарегистрировано 99,57 преступлений, при общегородском показателе - 80,56. В первом полугодии 2013 года было зарегистрировано 348 преступлений на 12 фактов меньше АППГ. Причем данное положение сложилось практически по всем видам преступлений.

Устранению условий, способствующих совершению правонарушений, придавалось и всегда предается первостепенное значение. Формы и методы накопления оперативной

информации в современных условиях требуют анализа, изучения и соответствующих нестандартных подходов эффективного решения образовавшейся проблемы, инновационных позиций в организации деятельности общественности. С учетом теоретических рекомендаций, опыта практической работы, был выбран методологический способ решения проблемы своевременного информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности отдела полиции об объектах вышеназванного оперативного учета, был создан Координационный штаб при отделе полиции №7 УМВД России по г. Воронежу, руководствуясь ст. 10 Закона РФ «О Полиции»: взаимодействие и сотрудничество, как форма взаимодействия с общественными объединениями, организациями и гражданами. При Координационном штабе была открыта телефонная горячая линия по консультированию населения микрорайона о доступных мерах предупреждения преступлений, другим социально-правовым вопросам, были выпущены и распространены среди населения информационные листы, совместно с Автономной некоммерческой организацией «Центр «Наш район - наш дом» были проведены общешкольные собрания с учениками и их родителями. К данным мероприятиям были привлечены представители РПЦ, Уполномоченного по правам человека по Воронежской области, проведены другие мероприятия по обеспечению функций открытого диалога общества и полиции по программе «Наш район - наш дом».

Как результат за первое полугодие 2013 г работы Координационного штаба, отделом полиции было получено 13 информаций по линии профилактики правонарушений в районе, при проверке которых 5 требовали проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Перспективность данного эксперимента очевидна и имеет практическую значимость для отделов полиции, организаций непосредственно работающих с населением, в том числе и по защите прав личности в оперативно - розыскном производстве.

Литература

1. Абрамова С. В. Педагогические условия формирования социальной активности личности // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. № 1. С. 10-14

2. Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: монография / под общ. ред. Б.Н. Герасимова. - Вып. 2. - Пенза: Приволжский Дом знаний; Самара, СГАУ, 2012. С. 7081

3. Потанин Г.М. Социальная педагогика: проблемы и пути решения. Сб. научных трудов / Под ред. Потанина Г.М. - Донецк, 1994. - 168 с.

4. Худотеплова Е. Н. Психолого-педагогическая грамотность учителя // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 4. С. 152-155

5. Шпилёва Е.В., Шпилёв А.В. Воспитательная составляющая образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М: Институт Стратегических Исследований , 2013. № 3. С. 271-273

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.