Научная статья на тему 'Роль субъект-субъектных взаимодействий в профилактике правонарушений подростков'

Роль субъект-субъектных взаимодействий в профилактике правонарушений подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ / СУБЪЕКТСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова М.Н.

государство предусматривает, что в целях дальнейшего укрепления законности в деятельности государственных органов и общественных организаций по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечения надлежащих условий для воспитания детей и подростков, нуждающихся в специальном педагогическом режиме, повышения эффективности мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, необходимо совместно решать задачи по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказанию на них необходимого воспитательного воздействия и обеспечению надлежащих условий для их обучения. Руководство этой деятельностью осуществляют органы полиции и учреждения образования. Субъект-субъектные взаимодействия в профилактике правонарушений подростков обеспечивают бесконфликтное общение и укрепляют степень доверия между участниками отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаталова М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль субъект-субъектных взаимодействий в профилактике правонарушений подростков»

творчески ориентированных содержания, средств, форм и методов, адекватных цели и субъектам деятельности.

Становление и развитие творческого потенциала будущего педагога происходят под воздействием ряда факторов, совокупность которых определяет следующие тенденции - их социокультурную детерминацию, обусловленность актуализацией в образовании уникальности «Я» человека и творческого проявления личности, обусловленность изменением содержания и организации образования. Социокультурная детерминация определяется существующими в обществе культурными традициями, наследием, ситуацией. В силу того, что образование, просвещение выступают важнейшими составляющими культуры, в этот контекст вписаны и образовательные и педагогические традиции, наследие, ситуация. Частным, но значимым проявлением этого, являются представления о сущности педагогической профессии и личности педагога. Социокультурную обусловленность педагогической деятельности ученые (А.П. Тряпицына, С.А. Писарева и др.) трактуют как «совокупность взаимосвязанных социальных и культурных отношений к деятельности педагога, которые определяются тенденциями изменений в социальных структурах общества, в позиции государства в отношении целей образования, в изменениях в культуре, проявляющихся в первую очередь в формировании нового культурного типа личности».

Становление и развитие творческого потенциала являются неотъемлемой частью профессионально-личностного становления и развития будущего педагога.

Литература

1. Гребенкина JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: дис. док. пед. наук. - М., 2000. - 441 с.

2. Иванченко В.Н. Развитие творческого потенциала педагога дополнительного образования в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 210 с.

3. Михайлов А.Ю. Развитие творческого потенциала будущего педагога в образовательном процессе вуза: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2006. - 22 с.

4. Мартишина Н.В. Сущность и основные характеристики творческого потенциала педагога // Педагогическое образование и наука. 2007. № 5, с. 9-11.

М.Н. Шаталова

РОЛЬ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

ROLE OF SUBJECT-SUBJECT INTERACTIONS IN DELINQUENCY PREVENTION TEENAGERS

Аннотация: государство предусматривает, что в целях дальнейшего укрепления законности в деятельности государственных органов и общественных организаций по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечения надлежащих условий для воспитания детей и подростков, нуждающихся в специальном педагогическом режиме, повышения эффективности мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям, необходимо совместно решать задачи по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказанию на

© М.Н. Шаталова, 2012

них необходимого воспитательного воздействия и обеспечению надлежащих условий для их обучения. Руководство этой деятельностью осуществляют органы полиции и учреждения образования. Субъект-субъектные взаимодействия в профилактике правонарушений подростков обеспечивают бесконфликтное общение и укрепляют степень доверия между участниками отношений.

Ключевые слова: профилактика правонарушений подростков, субъект-субъектное взаимодействие, взаимодействие органов полиции и учреждений образования.

Abstract: state provides that in order to further strengthen the rule of law in government and community organizations to prevent child neglect and juvenile delinquency, providing the right conditions for the education of children and adolescents in need of special educational mode, improving educational measures to be applied to juvenile offenders should work together to solve problems in the prevention of child neglect and juvenile delinquency, providing them the necessary educational impact and ensuring appropriate conditions for their learning. The leadership of this activity is carried out by police and educational institutions. Subject-subject interaction in the prevention of adolescent delinquency provide conflict-free communication and enhance the degree of confidence between relations.

Keywords: crime prevention teenagers, subject-subject interaction, interaction between the police and educational institutions.

В современных условиях государство и общество предъявляют повышенные требования к результативности профилактической работы среди несовершеннолетних. Добиться этого результата возможно в условиях заинтересованности и координации действий всех организаций этой сферы. Методологическую основу поиска составили философские идеи о социальной природе развития человека, теория деятельности и личностного подхода, положения о ведущей роли социокультурной среды в процессе развития личности, концепция индивидуальной и социальной субъектности человека в его личностном саморазвитии идеи системного, личностно-деятельностного, гуманистического, средового и других подходов к развитию личности.

В отделе полиции «Криволученский» УМВД России по г. Туле профилактическая работа в подростковой среде реализуется на основе личностно-ориентированного подхода, который обеспечивает развитие у несовершеннолетнего качеств личности, необходимых ему как субъекту своей жизнедеятельности, для реализации активной, ответственной, «взрослой» позиции с целью развития субъектности подопечного путем «запуска» механизмов саморазвития и самореализации. Необходимость реализации личностно-ориентированного подхода обусловлена тем, что традиционное педагогическое воздействие не в полной мере обеспечивает потребности общества в предотвращении правонарушений несовершеннолетних, т.е. строить субъект-субъектное взаимодействие в образовательном пространстве необходимо с участием государственных и общественных структур.

Анализ научной литературы показал, что категория «субъект-субъектного взаимодействия» приобрела статус междисциплинарного понятия. В зависимости от того, как она представлена в научных трудах исследователей, отдают предпочтение изучению тех или иных аспектов в философских, социальных, психологических и педагогических трудах. В философии «взаимодействие» рассматривается как форма развития; в социальных науках - определяется как многоуровневая, многофункциональная деятельность; в психологии - как источник саморазвития, причина и следствие взаимодействующих сторон; в педагогике - как субъективные связи и отношения, как организация деятельности воспитанников. Изучение явления «взаимодействие» в психологии ведется с точки зрения трех основных направлений: взаимодействие как процесс деятельности (Г.М. Андреева, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев,

С.Л. Рубинштейн и др.); взаимодействие как процесс общения (В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.); взаимодействие как межличностные отношения (Н.В. Кузьмина, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, В.В. Рубцов, Г.П. Щедровицкий).

Роль субъект-субъектных взаимодействий в профилактике правонарушений подростков мы рассматриваем через содержание категории «субъектности» с учетом структурных компонентов (содержание деятельности, поведение в деятельности и эмпатийные умения), которые реализуются в программе профилактической деятельности. Содержание когнитивного компонента образуют знания о сущности педагогического субъектного взаимодействия, его особенностей, принципов построения, о субъекте профессионального взаимодействия, способах его оценивания, о направленности на педагогическое взаимодействие. Содержание поведенческого компонента составляют умения и навыки организации, проектирования и развития субъектного взаимодействия с воспитанниками, установление контакта и педагогически целесообразных отношений, рефлексивный анализ своей деятельности, стремление к саморазвитию. Содержание эмоционального компонента составляют эмпатийные умения, которые способствуют созданию атмосферы открытости и доверия, установлению эмоциональных связей между субъектами взаимодействия.

Таким образом, роль субъект-субъектных отношений в профилактике правонарушений подростков заключается в выстраивании внешних и внутренних характеристик общения, формирования степени доверия между субъектами, установлением ведущей роли взрослого без нарушения равноправия в общении. Данное положение определяет направление профилактической деятельности, расширяя ее педагогическое содержание, функции и средства реализации. Центральным звеном в этом тандеме является субъект внимания - подросток, а субъект воздействия -взрослый может меняться, присутствовать или отсутствовать, но проблемы подростка остаются, не зависимо от степени активности взрослого. Субъект-субъектные отношения в профилактике правонарушений подростков построены на принципах субъектности, проблемности, самоактуализации, доверия и поддержки самостоятельного выбора.

В настоящее время вызывает тревогу тот факт, что происходит увеличение количества участников преступлений, являющихся учащимися. Причиной является недостаточная воспитательная и профилактическая работа с учащимися в образовательных учреждениях, не давшая положительных результатов и после введения в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел так называемых «школьных» инспекторов милиции. Например, деятельность школьных инспекторов милиции, по мнению прокуратуры Московской области, в течение последних лет является неэффективной. Введение дополнительных должностей «школьных инспекторов» во многих городах и районах фактически явилось лишь поводом для увеличения штатной численности подразделений по делам несовершеннолетних, при этом круг обязанностей этих сотрудников не отражает специфику работы в условиях образовательного учреждения, а в отдельных случаях на них возлагаются функции, не относящиеся к роду деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних.

В этой связи необходимо особое внимание уделить взаимодействию психологов, социальных педагогов в учреждениях образования с психологами и социальными работниками учреждений социальной защиты населения и уполномоченными инспекторами полиции. Разработаны и реализуются программы, комплексные планы работы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, в реализации которых активное участие принимают уполномоченные инспекторы полиции. В учебных учреждениях проводятся ставшие традиционными «Дни профилактики», направленные на пропаганду правовых знаний и формирование негативного отношения

к употреблению наркотиков, алкоголя, других психоактивных веществ. В соответствии с требованиями ФЗ-120-99 «Об основах системы профилактики...» в отношении данной категории несовершеннолетних должна проводиться индивидуальная профилактическая работа, однако этого не происходит. Персонифицированные сведения о подростках, употребляющих наркотические вещества, в комиссии по делам несовершеннолетних не сообщаются, из-за этого отсутствует социальное сопровождение несовершеннолетних данной категории.

На практике особенности индивидуальной профилактической работы с подростками зависят от ситуации, в которой они находятся. Проводится проверка исполнения осужденными подростками обязанностей, возложенных судом. Применяются к подростку меры наказания воспитательного характера, направленные на его исправление; возложение дополнительных обязанностей, например, продолжить обучение, трудоустроиться; ограничение пребывания вне дома в вечернее и ночное время.

Уполномоченные инспекторы полиции отдела полиции «Криволученский» УМВД России по г. Туле несколько лет сотрудничают со школами района. Например, за это время в МОУ «Лицей №3» г. Тулы 38 подростков были исключены из группы риска. В целях профилактики противоправного поведения для подростков данной категории были организованы поездки в следственный изолятор и в Щекинскую воспитательную колонию. Ежегодно перед летними каникулами проводятся собрания с несовершеннолетними группы риска и их родителями. В мероприятии принимают участие представители всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Целью мероприятий является организация летнего отдыха и оздоровления подростков, содействия их трудовой занятости. Подросткам предлагаются варианты временного трудоустройства в летний период, путевки в оздоровительные лагеря, занятия в кружках и секциях. Кроме того, с ними проводятся профилактические беседы с разъяснением правовых категорий, правил поведения в общественных местах, ответственности за совершение правонарушений и преступлений.

Не застрахованы эти дети и от профессиональных неудач дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические, то они вызывают, прежде всего, педагогическую запущенность [2].

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний [3].

Профилактическую работу необходимо организовывать с участием всех специалистов и служб. Так, работа школьного психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую, прежде всего, входят те психологические и социально-психологические свойства и явления,

которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии [1].

Работа полицейского инспектора позволяет ему реализовать субъект-субъектные отношения в педагогических ситуациях взаимодействия, придавая им практико-ориентированный характер; осваивать субъектную роль и накапливать субъектный опыт взаимодействия с подростками и другими субъектами общения; творчески подходить к решению профилактических задач, связанных с ситуацией педагогического общения; анализировать полученные результаты обратной связи, своих личных впечатлений и действий; видеть пути для личностного и профессионального роста.

Литература

1. Анисимова Р.А. Психологическая служба школы и мастерство педагога. -М.: 2003.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М.: 2003.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.