Научная статья на тему 'Психолого-педагогические принципы реализации художественного потенциала в процессе личностно-профессионального становления студентов'

Психолого-педагогические принципы реализации художественного потенциала в процессе личностно-профессионального становления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ARTISTIC POTENTIAL / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ART AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычева Инна Васильевна

В статье представлены основные принципы организации творческой деятельности, обеспечивающие успешность реализации художественного потенциала студентов в вузе. Раскрывается влияние психологических характеристик художественного потенциала обучающихся на процесс их личностно-профессионального становления. Определено содержание художественно-образовательной среды и ее функции в становлении личности в профессионально-ориентированной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF THE INDIVIDUAL''S ART POTENTIAL IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

The article presents the main principles of the organization of creative activity, ensuring the success of the artistic potential implementation of university students. The influence of psychological features of the artistic potential of students on the process of their personal and professional development is revealed. The content of the artistic and educational environment and its functions in the formation of personality in the process of professionally-oriented activities is determined.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические принципы реализации художественного потенциала в процессе личностно-профессионального становления студентов»

5. Калина О.Г. Роль отца в психическом развитии ребенка [Текст] / О.Г.Калина, А.Б.Холмогорова. -М.: Форум, 2011. - 112 с.

6. Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности [Текст] / И.С.Клецина // Женщина в российском обществе. - 2009. - №3. - С. 29-41.

7. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире [Текст] / И.С.Кон. - М.: Время, 2009. - 496 с.

8. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины [Текст] / И.С.Кон. - М.: Время, 2010. - 622 с.

9. Семенова Л.Э. Нетрадиционные подходы к исследованию родительства [Текст] / Л.Э.Семенова, Е.В.Кожина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - №10. - С. 188-194.

10. Семенова Л.Э. Психологическое благополучие матерей из разных типов семей, воспитывающих детей раннего возраста [Текст] / Л.Э.Семенова, А.В.Чевачина, И.В.Родионова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №56-9. - С. 335-342.

11. Фомина О.О. Факторы и возможные типы психологического благополучия личности [Текст] / О.О.Фомина // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. -2016. - №2. - С. 168-174.

12. Чикалова Е.А. Исследования отцовства и маскулинности: точки пересечения [Текст] / Е.А.Чикалова // Женщина в российском обществе. - 2012. - №2. - С. 43-53.

13. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация [Текст] / Р.М.Шамионов // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - №3 (15). - С. 213-219.

14. Шебанец Е.Ю. Объективные факторы субъективного благополучия матери, имеющей ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП) [Текст] / Е.Ю .Шебанец // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №1. - С. 180-185.

15. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) [Текст] / Т.Д.Шевеленкова, П.П.Фесенко // Психологическая диагностика. - 2005. - №3. -С. 95-129.

16. Goldberg W. Trends in Academic Attention to Fathers, 1930-2006 [Text] / W.Goldberg, T.Edwin, L.Tan Kara // Fathering. - 2009. - Vol. 7. - No.2. - Р. 159-179.

17. Lamb M. The role of the father: an introduction [Text] / M.Lamb, C.Tamis-LeMonda // Lamb M. (ed.). The role of the father in child development. - New Jersey: Wiley, 2004. - Р. 1-32.

18. LaRosa R. Fatherhood and social change [Text] / R.LaRosa // Kimmel M.S., Messner M.A. fcd.). Men's Lives. - New York: Macmillan, 1992. - P. 532-544.

19. Pleck J.H. Paternal involvement revised conceptualization and theoretical linkages with child outcomes [Text] / J.H.Pleck // Lamb M.E. (ed.). The role of the father in child development. - New York: Wiley, 2010. -Р. 58-93.

20. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being [Text] / C.D.Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. - Vol. 57. - P. 1069-1081.

21. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited [Text] / C.D.Ryff // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. - Vol. 69. - P. 719-727.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Сычева Инна Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлены основные принципы организации творческой деятельности, обеспечивающие успешность реализации художественного потенциала студентов в вузе. Раскрывается влияние психологических характеристик художественного потенциала обучающихся на процесс их личностно-профессионального становления. Определено содержание художественно-образовательной среды и ее функции в становлении личности в профессионально-ориентированной деятельности.

Ключевые слова: психолого-педагогические принципы, художественный потенциал, личность, студенты, творческая деятельность, самореализация, художественно-образовательная среда, личностно-профессиональное становление.

Annotation. The article presents the main principles of the organization of creative activity, ensuring the success of the artistic potential implementation of university students. The influence of psychological features of the artistic potential of students on the process of their personal and professional development is revealed. The content of the artistic and educational environment and its functions in the formation of personality in the process of professionally-oriented activities is determined.

Keywords: psychological and pedagogical principles, artistic potential, personality, students, creative activity, self-realization, art and educational environment, personal and professional development.

Введение. Проблема личностно-профессионального становления студентов является сложной в самоопределении каждой личности. В настоящее время многие выпускники вузов различных специальностей сталкиваются с несоответствием своих личностно-профессиональных качеств, умений и навыков с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью. Исходя из этого можно отметить, что в юношеском возрасте выбор профессии выступает одним из важнейших жизненных выборов, имеющим большую значимость как для самого человека, так и для общества в целом. При верном выборе индивидуальные особенности индивида сходятся с требованиями профессии, а возникающие затруднения в профессиональном самоопределении влияют на выбор жизненного пути. Адекватно выбранная профессия

является ценностью личности, дает ей возможность самореализоваться, стать профессионалом в своем деле, выжить в условиях конкуренции.

Современное высшее образование должно создавать соответствующие условия для подготовки компетентного специалиста, ориентированного на постоянное профессиональное развитие, самосовершенствование, что обеспечит в дальнейшем высокий уровень конкурентоспособности, продуктивности профессиональной деятельности и, как следствие, карьерный рост и самореализацию. На протяжении всего процесса обучения и профессионального становления личности в вузе необходимо формирование ее психологической готовности к социальной деятельности, к максимально полной реализации возможностей своего потенциала и к определению индивидуальных путей личностно-профессионального и творческого развития [2, 3].

Для студентов творческих специальностей, будущих педагогов-художников, дизайнеров особое место в личностно-профессиональном становлении занимает развитие художественного потенциала [4], который позволяет личности реализовывать духовно-нравственные и эстетические ценности, смыслы, эмоциональные переживания, а также формировать индивидуальный творческий стиль своей деятельности. В профессиональном самоопределении личности, желающей сделать своей профессией творческую деятельность, в частности художественную, на разных этапах обучения необходима профориентационная работа, психолого-педагогическая помощь педагогов в выявлении соответствия уровня художественного потенциала и психофизиологических особенностей личности с требованиями выбранной специализации. В этой связи в число актуальных выдвигается проблема разработки психолого-педагогических принципов и условий реализации художественного потенциала студентов в процессе их профессионального становления в вузе.

Изложение основного материала статьи. Проблемы личностно-профессионального становления студентов исследовались в работах О.С. Анисимова, А.Г. Асмолова, В.К. Вилюнас, A.A. Деркач,

A.Л. Журавлева, И.А. Зимней, Ф.И. Иващенко, Е.А. Климова, Г. Крайга, И.С. Мансурова, А. Маслоу, Д. Майерса, Н.С. Пряжников, Ж. Пиаже, М.А. Робер, Л.Н. Рожиной, В.И. Слободчикова, Ф. Тильмана, Э.С.Чугуновой и др. Вопросы актуализации студентов художественных специальностей в профессиональной деятельности изучали Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томина,

B.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев и др. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития личности в художественном творчестве позволяет отметить, что художественный потенциал определяется прежде всего потребностью самовыражения индивида в творческой деятельности, которая проявляется лишь у тех, кто испытывает потребность в художественном преобразовании окружающей действительности. Важнейшим условием возникновения у личности такой потребности в деятельности является наличие художественных способностей, позволяющих ей реализовать свои возможности, то есть благодаря художественным способностям актуализируется художественный потенциал. Можно отметить, что если на начальном уровне обучения у личности не обнаруживается данной познавательной мотивации и творческой активности, то затрудняется процесс ее обучения, и это препятствует в дальнейшем повышению ее профессионального уровня, так как в этом случае может формироваться негативное отношение к профессиональному обучению и к выбранной профессии, а следовательно, творческая деятельность не становится для нее профессией.

Личностно-профессиональное становление индивида в творческой деятельности отличается от общих закономерностей развития личности, т.к. оно связано с влиянием художественно-образовательной среды [5]. Художественно-образовательная среда выполняет функции организованного художественного пространства, позволяющего транслировать эмоциональные переживания, художественно-эстетический опыт, ценностные ориентации в художественные образы. Художественно-образовательная среда включает художественную деятельность, основными элементами которой являются художественный образ и художественное действие, направленные на стимулирование творческой активности и самопознание потенциальных возможностей личности, самовыражение, накопление впечатлений, художественно-эстетического опыт, формирование новых смыслов, системы позитивных отношений, эмоций, созидательной направленности деятельности, установление саморегуляции, взаимоотношения в коллективе, коммуникации с собой и миром. В соответствии с этим нами были сформулированы основные функции художественно-образовательной среды, оказывающие значимое влияние на развитие самосознания индивида и его личностно-профессиональное становление как художника. Среди них: активизирующая, проективная, познавательная, формирующая, регулирующая и коммуникативная функции.

На основе практической работы в Воронежском государственном педагогическом университете на факультете искусств и художественного образования в течении 2000-2017 г.г. мы выделили общедидактические и специфические принципы реализации художественного потенциала в творчестве: художественности, значимости эмоциональных переживаний, осознанности, отсутствия регламентации творческой активности, открытости и доверия, учета индивидуально-психологических особенностей личности, самоактуализации. Данные принципы соединяют разработанные теоретические положения личностного становления студентов в художественно-образовательной среде вуза с практической профессиональной творческой деятельностью.

Рассмотрим их подробнее. Принцип художественности определяется эстетичностью окружающего пространства, степенью погруженности и взаимодействия с ним, количеством и качеством художественных образов, с которыми субъект контактирует. Художественный образ является средством реализации художественного потенциала в творческой деятельности индивида. Создание и восприятие художественных образов является основой психологического воздействия искусства на становление и развитие личности, социума, отношений. В творческую деятельность должны быть включены художественно-образные формы познания - метафоры, аллегории, которые способствуют активизации художественно-творческого мышления, восприятия, действия. От степени проявления особенностей художественного мышления зависит способность художника к широкому охвату целостной картины мира, умению обобщить в образной форме сущность значимого, передать суть разнообразных явлений действительности.

Принцип художественности предполагает эстетизацию образовательной среды в творческой деятельности: ее гармоничность, выразительность. Это относится ко взаимоотношениям, взаимодействию, обстановке аудиторий и ко всем остальным компонентам художественно-образовательной среды. Практически все виды художественно-творческой деятельности интегративны, так как призваны объединять

частное и общее, эмоциональное и рациональное, выразительные и изобразительные средства. Красота как соразмерность, гармония, ритмичность, вызывая эстетическое переживание, способствует стимуляции, релаксации, инициирует эвристическое поведение, творческую активность.

Художественное пространство должно инициировать стремление к открытию новых перспектив - в себе, во взаимоотношениях, в профессии. Важно, чтобы выработалось стремление к поисковой, инстайт ориентированной деятельности. Это является важнейшим условием для позитивных самоотношений, самопринятия, которые необходимы в реализации художественного потенциала. Важно построить творческий процесс таким образом, чтобы его участники стремились сделать правильно, хорошо не для того, чтобы похвалили, одобрили, удивились, а чтобы открыть в самом себе что-то новое, то, что было скрыто.

Принцип значимости эмоциональных переживаний является необходимым для художественного действия и взаимодействия уровня напряжения и динамики в творческом процессе. Эмоциональность является свойством художественного пространства, элементом взаимодействия, инициирующим самовосприятие и взаимовосприятие, а также средством создания художественного образа. При организации художественно-образовательной среды необходимо предусматривать это и создавать среду для восприятия, актуализации, художественной репрезентации и коммуникации эмоций. Эмоции должны быть отрефлексированы, осознаны. Необходимо стремиться к тому, чтобы они были не искусственно создаваемыми (изображаемыми), а действительно переживаемыми. Не менее важен процесс демонстрации и трансляции эмоций, которым необходимо учить на технологическом уровне и развивать на психологическом. Чувство сопереживания, сотворчество, эмпатия, активизирующиеся за счет эстетической реакции, должны находить выражение и отражение в художественном действии.

В качестве основного психологического средства самопознания студентом своего «Я» выступает субъективное переживание в процессе создания художественного образа. Оно является «единицей развития личности» (термин Л.С. Выготского), так как основополагающим в развитии личности является ее умение ориентироваться в собственных переживаниях. Человек, обладающий таким умением - это личность, овладевающая основными конструктами собственной деятельности: мыслительной и творческой.

Переживание как особая деятельность субъекта оказывается сопричастным к выявлению и открытию скрытых возможностей его художественного потенциала. Через переживание в художественных образах индивид способен передавать свои личностные смыслы, которые могут обрести всеобщую значимость. Необходимо обучать учащихся не просто техническим приемам, а переживанию, обращать их внимание на то, что можно восхищаться всем тем, что существует вокруг в мире.

Заслуживает внимания принцип осознанности. Несмотря на то, что одним из достоинств художественного творчества является актуализация бессознательного, необходимо предусматривать возможность рефлексии и саморефлексии - периоды анализа, подробного планирования технологии создания образа, выбора механизмов трансляции и т.д. Сознательно формируется идея произведения, хотя ее осознание может начаться с переживания, то есть с неосознанных импульсов. Все художественные образы, которые создаются в творческой деятельности должны быть не только пережиты, прочувствованы и воплощены в действии и взаимодействии, но и осознаны на уровне планирования перспектив и оценивания результатов.

В художественно-образовательной деятельности необходимо учитывать также принцип отсутствия регламентации творческой активности. Создание художественных образов предполагает отмену правил и лимита времени для выполнения творческих заданий. Не должно быть временных ограничений в эмоциональной, интеллектуальной, личностной активности художественного действия и взаимодействия, процесс может быть детерминирован только желанием, мотивацией и вдохновением студентов.

При организации творческого взаимодействия студентов мы руководствовались принципом открытости, доверия. Взаимное уважение, доверительный стиль общения, искренность, открытое выражение своих мыслей и чувств, доброжелательность по отношению к другому, право на существование любой точки зрения, право каждого отстаивать свое мнение являются важными компонентами творческого взаимодействия. Эффективность процесса взаимодействия, его развивающий эффект возникает в результате непрерывных субъект-субъектных действий и действий внутрисубъектного характера, в результате чего и происходит создание единого смыслового пространства художественно-образовательной среды. Творческое взаимодействие должно осуществляться на всех уровнях - внутриличностном, межличностном, эмоциональном, когнитивном.

Значимым аспектом в личностном становлении студентов в творческой деятельности является стремление к самоактуализации, потребность в самоизменении, реализации своих личностных возможностей и способностей (А. Адлер, К. Гольдштейн, Г. Олпорт, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Юнг). Принцип самоактуализации понимается нами как «становление человека тем, кем он хочет и может стать», «полное раскрытие талантов и способностей личности» (А. Маслоу), реализация художественного потенциала. Самоактуализация личности в художественно-образовательной среде имеет художественный характер, так как включает процесс художественно-творческого восприятия, который интегрирует продукты активности всех уровней психики.

Самоактуализации художественного потенциала студентов способствует принцип учета индивидуально-психологических особенностей личности. Для того чтобы реализовать художественный потенциал в учебно-профессиональной деятельности педагогу необходимо в процессе обучения анализировать психические процессы и психологическое состояние каждого студента, учитывать интегративную сущность отражающихся в характере связей его составляющих (способностей, воли, характера, темперамента, мотивации, эмоциональной увлеченности и удовлетворенности от процесса деятельности). Важно сохранение и развитие тех природных художественных задатков, которыми изначально наделена личность. В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, среди которых: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия, необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества.

Выводы. Использование вышеперечисленных принципов в художественном пространстве творческой деятельности способствует созданию условий для выхода личности за пределы заданных границ своих возможностей. Это позволяет каждому индивиду не только погрузиться в другую реальность, но и создать

образ «Я» своей личности. В художественно-образовательной среде создается не только психотехническое пространство, называемое зоной ближайшего развития (Л.С. Выготский), но и пространство проектирования профессионального будущего. Достигается это благодаря применению эффективных методов культивирования художественно-образного восприятия, мышления, актуализации и взаимодействия, организации процесса художественной деятельности и сотворчества.

Эмпирические исследования, посвященные изучению психолого-педагогических принципов реализации художественного потенциала студентов в вузе, позволили выявить его компоненты и на их основе определить личностно-профессиональные характеристики становления студентов. Были выделены следующие компоненты: эмоционально-волевой (наличие впечатлительности, наблюдательности, открытости к внутреннему опыту переживаний, общий уровень развития волевых качеств: ответственности, решительности, настойчивости, самостоятельности и инициативности в реализации своих идей; высокой работоспособности и умения управлять собой), ценностно-смысловой (наличие способности к накоплению интеллектуально-художественных и изобразительно-технических умений и навыков, эмоционально-эстетических переживаний; ценностно-смыслового отношения к педагогической и творческой деятельности), регулятивно-деятельностный (самоконтроль и наличие способности к саморегуляции, умение снимать чувство страха и фрустрации, контролировать свои эмоции, преодолевать препятствия на пути к достижению цели), нравственный (наличие сознательности, саморегуляция своей деятельности моральными нормами), самоактуализационный (наличие потребности в самовыражении и самосовершенствовании, способности к преобразованиям, креативного отношения к себе и окружающему миру, способности видеть и понимать вариативность решений, генерировать оригинальные идеи, быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию).

Таким образом, реализация художественного потенциала студентов в процессе их личностно-профессионального становления в вузе определяется соответствием требований выполняемой деятельности способностям, профессиональным навыкам и умениям, познавательным, эмоциональным и волевым процессам, психофизиологическим особенностям - темпераменту, специфике процессов высшей нервной деятельности. Возможность индивида в творческой деятельности субъективировать личностные смыслы, ценности, включать их в структуру собственного опыта позволяет ему принимать активное участие в собственном личностно-профессиональном становлении.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.

2. Деркач, А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста [Текст] // А.А. Деркач // Акмеология. -2013. - №1. - С. 14-21.

3. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 400 с.

4. Сычева, И.В. Обусловленность развития художественного потенциала студентов-дизайнеров их личностно-профессиональными характеристиками [Текст] / И.В. Сычева // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 7. - С. 292-298.

5. Чернышова, И.В. Художественно-образовательная среда педагогического вуза и ее влияние на личностное становление студентов: монография [Текст] / И.В. Чернышова. - Воронеж: ВГПУ, 2013. - 316 с.

Психология

УДК: 316.6

кандидат психологических наук, доцент Талипова Олеся Азатовна

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (Нижнекамский филиал) (г. Нижнекамск); кандидат педагогических наук Гатауллина Резеда Фарвазовна

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (Нижнекамский филиал) (г. Нижнекамск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР

АДАПТАЦИИ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье предлагаются пути психологической поддержки школьников среднего звена в период адаптации к образовательному процессу. Подчеркивается, что своевременная психологическая поддержка может не только обеспечить эффективность психологической адаптации школьников, но и содействовать созданию конструктивных условий для дальнейшего формирования личностного и профессионального самосознания, для выработки эффективных поведенческих стратегий в различных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психолог, школьники, учащиеся среднего звена, психологическая помощь, психологическая поддержка.

Annotation. The article suggests ways of psychological support for middle school students in the period of adaptation to the educational process. It is emphasized that timely psychological support can not only ensure the effectiveness of psychological adaptation of schoolchildren, but also contribute to the creation of constructive conditions for the further formation of personal and professional self-awareness, for the development of effective behavioral strategies in different life situations.

Keywords: psychological health, psychologist, schoolchildren, middle school students, psychological help, psychological support.

Введение. Психическое здоровье выступает одним из существенных факторов, психологической адаптации обучающихся к образовательному процессу в школе. Теоретические и эмпирические исследования в данной области малочисленны.

Особенно остро он встает в средних классах школы. В период психологически сложного, проблемного подросткового возраста школьникам наиболее тяжело. Часто этот период жизни сопровождается стрессом, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, гипервозбудимостью, фрустрацией в форме агрессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.