Научная статья на тему 'Личностное становление студентов в художественно-образовательной среде педвуза'

Личностное становление студентов в художественно-образовательной среде педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / PERSONALITY OF THE STUDENT / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / FORMATION OF THE PERSONALITY / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБ РА ЗО ВАТЕЛЬ НАЯ СРЕДА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ART POTENTIAL / ART-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ART-EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышова И. В.

В статье представлена и охарактеризована модель личностного становления студентов в художественно-образовательной среде педвуза. Конкретизированы понятия «художественно-образовательная среда», «личностное становление студентов в художественно-образовательной среде», «художественный потенциал личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the model of personal formation of students in their arteducational environment of Pedagogical University. It also examines the concepts of "arteducational environment", "personal formation of students in their art-educational environment", and "art potential of the personality".

Текст научной работы на тему «Личностное становление студентов в художественно-образовательной среде педвуза»

ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДВУЗА

И.В. Чернышова

Аннотация. В статье представлена и охарактеризована модель личностного становления студентов в художественно-образовательной среде педвуза. Конкретизированы понятия «художественно-образовательная среда», «личностное становление студентов в художественно-образовательной среде», «художественный потенциал личности».

Ключевые слова: личность студента, становление личности, художественно-образовательная среда, художественно-образовательная деятельность, художественный потенциал.

Summary. The article represents the model of personal formation of students in their art-educational environment of Pedagogical University. It also examines the concepts of "art-educational environment", "personal formation of students in their art-educational environment", and "art potential of the personality".

Keywords: personality of the student, formation of the personality, art-educational environment, art-educational activity, art potential.

56

Социальные, экономические преобразования в жизни современного общества создают предпосылки для саморазвития творческого человека, способного адаптироваться в изменяющихся условиях жизни и успешно реализующего свои потенциальные возможности. Данный подход отражает необходимость проектирования в образовательном процессе вуза среды, которая позволила бы личности творчески активизироваться, актуализовать свои индивидуальные способности. Важная роль в этом процессе отводится искусству, художественно-образовательной среде, позволяющей личности установить творческое взаимоотношение с миром и раскрыть свой художественный потенциал.

Основываясь на исследованиях ученых, посвященных анализу художествен-

ного творчества (Л.С. Выготский, Л.Б. Ер-молаева-Томина, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев и др.), мы рассматриваем художественный потенциал личности как скрытую возможность художественного преобразования воспринимаемой действительности в художественный образ.

Качественно по-новому подойти к проблеме обучения современного специалиста педагога-художника можно с опорой на теоретико-методологические основы личностного становления студентов творческих специальностей. На основе анализа понятия «становление личности» (Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм и др.) можно отметить, что личностное становление является непрерывным процессом изменения, преобразования, обогащения личности, в результате чего возникает нечто

новое. Становление в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, В.И. Смирнов, В.Н. Столетов и др.) и представителей зарубежной гуманистической психологии (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Юнг и др.) понимается как созревание и рост, переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня, осуществление потенциально возможного в актуальном в процессе развития. Оно предполагает позитивные качественные изменения личности, находящие отражение в ее личном опыте. Процесс становления личности совершается по особым внутренним закономерностям и под влиянием разнообразных факторов внешней среды.

На основе теоретико-методологического анализа развития личности в художественном творчестве (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев и др.) мы сделали вывод, что личностное становление студентов в художественно-образовательной среде педагогического вуза представляет собой целенаправленный процесс субъектного духовно-творческого преобразования внутреннего мира личности студентов (эмоциональные переживания, художественно-эстетический опыт, ценностные ориентации и т.д.) как результат актуализации ее художественного потенциала в художественной деятельности. Личностное становление студентов в художественно-образовательной среде вуза имеет свои особенности. Данный процесс обусловлен двойственной природой художественно-образовательной среды, то есть одновременной ее принадлежностью к целостной системе образования и системе художественного творчества. Отсюда, с одной стороны, возникает жесткая регламентация, вызы-

ваемая спецификой образовательной практики (нормативная база, государственные образовательные стандарты). С другой стороны, являясь подсистемой культуры, художественное образование подчинено практике творческой деятельности, живому процессу творения.

В рамках нашего исследования художественно-образовательная среда педагогического вуза представляет собой совокупность социальных, культурных, а также специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий художественной деятельности (межличностное взаимодействие, творческая среда и т.д.), направленных на реализацию художественного потенциала личности студентов и предполагающих выход личности за пределы существующих условий и обстоятельств. Художественно-образовательная среда является для студентов организованным художественным пространством для трансляции эмоциональных переживаний, художественно-эстетического опыта, ценностных ориентаций в художественные образы.

Цель нашего проекта, о результатах которого сообщает эта статья, заключалась в формировании поэтапного личностного становления студентов в художественно-образовательной среде педвуза, результатом которого является самоактуализация художественного потенциала, формирование профессиональной компетентности педагогов-художников, духовно-нравственное совершенствование личности студентов. Задачами нашего исследования стали: определение этапов формирования личностного становления студентов; изучение психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию экспериментальной обучающей программы личностного становления студентов в художественно-образова-

57

4 / 2013

Преподаватель ^

58

тельной среде педвуза; определение уровней этого становления; оценка эффективности экспериментальной программы.

При создании модели мы исходили из следующих методологических предпосылок:

• личностное становление студента определяется развитием основных аспектов его самопроявления как личностное, индивидуальное и субъектное;

• личность студента в образовательном процессе выступает как субъект и индивидуальность с наличием устойчивых индивидуально-психологических особенностей, различий в уровнях развития художественного потенциала, художественно-эстетического опыта;

• прохождение этапов личностного становления способствует субъектному преобразованию, результатом которого является формирование образа «Я» личности, индивидуального стиля деятельности и обретение себя как субъекта художественной деятельности;

• в личностном становлении студентов в художественно-образовательной среде важен процесс осознания своих потенциальных возможностей, индивидуального своеобразия, ценностей внутреннего мира и готовности к их актуализации.

В разработанной нами модели выделяются стадии личностного становления студентов: развитие, становление, преобразование. Результатом данного процесса является обретение студентами себя как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Постоянная незавершенность процесса становления является важной особенностью психологической организации личности и одним из обязательных условий ее способности к безграничному развитию.

Стадия развития раскрывает начальный этап вхождения личности в

творческий процесс художественно-образовательной деятельности. На данном этапе происходит самопознание студентами своих индивидуальных особенностей, складывается положительная Я-концепция. Самопознание включает осознание студентами своих эмоциональных переживаний, личностных смыслов, художественных возможностей. В результате самопознания складывается определенное представление личности о себе, включающее знание о своем внутреннем мире, о своей деятельности. Студенты осознают возможности развития своего художественного потенциала, у них появляется уверенность в собственных возможностях.

Стадия становления характеризуется проявлением у студентов открытости к внутреннему опыту переживаний, стремления выразить собственные ощущения, впечатления. В учебно-творческих работах студенты способны передать сложное смысловое содержание идеи, самостоятельно создать оригинальный и выразительный художественный образ. Важным новообразованием на данном этапе является наличие самоконтроля, саморегуляции творческой активности. Наличие самоконтроля предполагает диагностику своих возможностей, умение осуществлять рефлексию своих действий, предполагать возможные изменения как в своих работах, так и в личностных качествах. Понимание своих недостатков и нахождение приемов их преодоления, самоконтроль за результатами развития способствуют развитию как эмоциональной, так и волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании.

Высшей стадией личностного становления студентов является преобразование. Субъектное преобразование личности студентов в художественно-обра-

зовательной среде вуза осуществляется как процесс самореализации художественного потенциала, результатом которого является духовно-творческое преобразование внутреннего мира личности студентов (эмоциональные переживания, художественно-эстетический опыт, ценностные ориентации и т.д.), их личностно значимых педагогических и эстетических ценностей.

В разработанной нами модели выделяется несколько уровней развития художественного потенциала: низкий (познавательно-репродуктивный), средний (оценочно-творческий), высокий (художественно-преобразовательный).

Интерес представляет высокий уровень развития художественного потенциала как наиболее продуктивный результат личностного становления студентов в художественно-образовательной среде педвуза. Он основан на самостоятельной творческой активности личности, направленной на художественное преобразование, совершенствование окружающей действительности и самого себя в личностном и профессиональном плане. Студенты с таким уровнем развития способны создавать свой индивидуальный стиль деятельности, проявлять стремление к созиданию, изменению своего личностного и творческого «Образа Я». Образ «Я» - это представления студентов о самом себе как о возможном представителе будущей профессии, которые являются динамичными и зависят от самовосприятия, саморефлексии, самопонимания и самопринятия. Возможность студента субъективировать личностные смыслы, ценности, включать их в структуру собственного опыта позволяет ему быть субъектом собственного личностного становления.

На основе показателей становления личности студентов были выделены не-

сколько уровней личностного становления в художественно-образовательной среде: мотивационно-побудительный, эмоционально-познавательный, ценностно-смысловой, рефлексивно-продуктивный, созидательно-преобразовательный.

Мотивационно-побудительным уровень предполагает вхождение личности в творческую деятельность и включает психологическую готовность студентов к деятельности, проявление творческой активности к творческому познанию и преобразованию воспринимаемой действительности. На данном уровне студенты нуждаются в руководстве педагога и поэтому обращаются за помощью. Педагог содействует формированию у студента широкого спектра личностно значимых позитивных (педагогических и эстетических) ценностей; появлению развитой «Я-концепции» как результата самопознания; готовности будущего учителя к разнообразной и активной творческой деятельности, осознаваемой как возможность для проявления своей индивидуальности; формированию развитых коммуникативных качеств.

Эмоционально-познавательный уровень выражается в проявлении познавательной направленности личности на окружающую действительность, связанной с положительным эмоциональным переживанием, эмоциональной отзывчивостью. Творческая активность студентов связана также с мотивами достижения цели, эмоциональной вовлеченностью в процесс творчества и заинтересованностью в получении результата.

Ценностно-смысловой уровень характеризуется пониманием личностью смысла педагогической и художественной деятельности. На данном этапе у студентов формируется художественно-творческое сознание. Эстетическая направленность восприятия студентов способствует фор-

59

4 / 2013

Преподаватель

60

мированию ценностно-смысловых ори-ентаций личности, основой которых является внутренняя потребность в красоте. Через эмоциональное переживание студенты способны глубже понимать идею, смысл своего творчества и преобразовывать свои личностные идеалы во всеобщие значимые ценности.

Рефлексивно-продуктивный уровень отражается в формировании навыков самоконтроля, самооценки творческой деятельности и ее результатов. На данном уровне студенты способны понять будущий результат своей деятельности, оценить качество выполняемой работы, посмотреть на продукт своей деятельности со стороны других людей. Важным новообразованием в личностном становлении студентов является открытость к внутреннему опыту переживаний.

Созидателъно-преобразователъный уровень предполагает актуализацию уже полученных знаний, умений и навыков в позиции, когда человек рассматривает себя как субъекта творческого созидания. Данный уровень характеризуется изменением эмоционально-ценностного отношения личности к миру, к людям и к себе, что является одним из качественных показателей ее становления как творческого субъекта.

На каждом уровне необходимы обусловленные целями личностного становления формы и принципы организации художественно-творческой активности личности и художественные свойства образовательной среды. Они должны способствовать психической активности субъекта в нужном направлении (художественность личности) и создавать побуждающее эту активность художественное пространство (художественность среды). Отметим, что мотиваци-онно-побудительный уровень личностного становления реализуется, в основ-

ном, на начальных курсах, эмоционально-познавательный и ценностно-смысловой - на втором и третьем курсах, рефлексивно-продуктивный, созидательно-преобразовательный - на последних.

Представленная модель личностного становления студентов в художественно-образовательной среде вуза обеспечивает процесс вхождения личности в художественную деятельность и актуализацию ее художественного потенциала. Применение разработанной модели позволит совершенствовать процесс личностного становления студентов в художественно-образовательной среде, направленного на внутренний мир субъективных переживаний личности, самопознание учащимися индивидуальных художественно-творческих возможностей. На основе принципов открытости и доверия, диало-гичности, учета индивидуально-психологических особенностей, гуманизма, сознательности, реализации художественного потенциала художественно-образовательная среда обеспечивает наличие психологической среды, способствующей реализации основных аспектов самопроявления студентов как личности, индивидуальности и субъекта художественной деятельности. Возможность студента субъективировать личностные смыслы, ценности, включать их в структуру собственного опыта позволяет ему быть субъектом собственного личностного становления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. - 224 с.

2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под. ред. Н.Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1989. - 924 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.