Научная статья на тему 'Психологические и психофизиологические особенности обучения студентов художественных специальностей'

Психологические и психофизиологические особенности обучения студентов художественных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHISIOLOGICAL FEATURES / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / SUCCESS IN TRAINING / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ART POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышова Инна Васильевна

Рассматриваются значимые психологические и психофизиологические особенности студентов художественных специальностей в процессе их личностного становления в профессиональной деятельности. Изучены закономерности влияния психологических и психофизиологических особенностей на успешность в обучении и реализации художественного потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHISIOLOGICAL FEATURES OF ART SPECIALITIES STUDENTS’ TRAINING

Significant psychological and psychophisiological features of art specialities students in the course of their personal formation in professional activity are considered. Regularities of psychological and psychophisiological features’ influence on success in training and realization of students’ art potential are studied.

Текст научной работы на тему «Психологические и психофизиологические особенности обучения студентов художественных специальностей»

STUDY ON AGGRESSIVENESS AND SOCIOMETRIC STATUS MANAGERS

Lidiya Sergeyevna Chernova - PhD student, North-Caucasian Federal University; Kulakova Prospekt, Stavropol Russia, 2355029; e-mail: oreshekzu@mail.ru

Abstract

This article analyzes the results of empirical research of aggressiveness in managers depending on their group status. In addition, it presents issues of theoretical analysis of the problem of aggression in psychology. The practical application of the study is that the results can be used in the work of psychologists during professional consultations and recruitment.

Keywords: aggression, sociometric status, leader, outsider.

УДК 159.922.23

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Чернышова Инна Васильевна (Воронеж, Россия) - кандидат психологических наук, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ); ул. Ленина, 86; chernyshovaiv2012@mail.ru

Аннотация

Рассматриваются значимые психологические и психофизиологические особенности студентов художественных специальностей в процессе их личностного становления в профессиональной деятельности. Изучены закономерности влияния психологических и психофизиологических особенностей на успешность в обучении и реализации художественного потенциала студентов. Ключевые слова: психологические и психофизиологические особенности, творческая деятельность, успешность обучения, художественный потенциал.

Актуализация личности в профессиональной деятельности во многом зависит от уровня профессиональной подготовки, направленности, мотивации, в том числе и ее индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей. В творческой деятельности для реализации художественного потенциала студентов учитывание индивидуальных качеств и потенциальных возможностей обучающихся имеет важное значение, так как в настоящее время большинство абитуриентов, поступающих на факультеты художественного образования, имеют недостаточный уровень художественной подготовки. Это заставляет обратить особое внимание на первых этапах их обучения на разную степень включенности студентов в активный творческий процесс, на способность эмоционального реагирования на окружающую действительность, развитость зрительных анализаторов.

Значимые идеи по проблеме изучения психологических и психофизиологических особенностей личности в творчестве рассматриваются работах П.К. Анохина, Е.И. Игнатьева, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Н.В. Рождественской, Т.А. Ратано-вой, В.Д. Шадрикова, П.Я. Якобсона и др. В работах этих и других исследователей подчеркивается, что уровень художественного потенциала определяется в целом генетической предрасположенностью человека к творчеству, но в большей степени зависит от условий развития. Успешность обучения в творческой деятельности во многом зависит от соответствия требований выполняемой деятельности способностям, профессиональным навыкам и умениям, познавательным, эмоциональным и волевым процессам, психофизиологическим особенностям: проявления темперамента личности, высшей нервной деятельности.

При обучении студентов художественных специальностей педагогу необходимо обращать внимание на развитие профессиональных важных качеств личности (А.В. Карпов, В.Д. Шадриков и др.), к которым относятся цветовая дифференциальная чувствительность, свойства зрительного анализатора, степень концентрации и переключаемости внимания, общая изобразительно-техническая сообразительность, равномерность и точность движений рабочей руки, зрительно-двига-

тельная координация, цветовая образная память и наглядно-действенное практическое мышление.

Целью нашего исследования является изучение закономерностей влияния психологических и психофизиологических особенностей на успешность учебно-профессиональной деятельности студентов, обучающихся на художественных отделениях. В течение нескольких лет (2000-2015 гг.) нами анализировался процесс реализации художественного потенциала с учетом психофизиологических состояний студентов. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов отделений дизайна и изобразительного искусства факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета. Были использованы следующие методики: методика изучения индивидуально-психологических черт личности (Г. Айзенка), тест-опросник (Я. Стреляу) изучения нейродинамических характеристик личности, методика «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко), тестовая методика диагностики эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонова), тест креативности Е.П. Торренса «Закончи рисунок», адаптированный тест И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой, художественно-графический тест «Картина мира» (Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкина).

По результатам исследования выборки студентов были выделены три основные группы, которые отличались друг от друга по уровням развития художественного потенциала и индивидуально-психофизиологическим характеристикам личности. В некоторой степени на отнесение конкретного студента к той или иной группе учитывалась психологическая характеристика его темперамента.

Первая группа студентов характеризовалась высокой степенью силы возбуждения и подвижностью нервных процессов и низкой степенью силы торможения. Студенты данной группы быстро включались в работу и достигали высокой производительности, они способны легко переключаться от одного вида деятельности к другому. Однако испытуемые данной группы слабо контролировали себя в поведенческих реакциях, что иногда сопровождалось сильными кратковременными эмоциональными реакциями, неустойчивым настроением, несдержанностью в поведении. В творческой деятельности студенты этой группы способны к яркой выраженности эмоциональных переживаний, впечатлительности, эмпатии, наблюдательности, к самовыражению внутреннего мира субъективных переживаний. У них наблюдалась эмоциональная вовлеченность в процесс достижения цели продуктивной деятельности. В работах таких студентов присутствовала вариативность решения, была отмечена способность к генерированию оригинальных идей, гибкость, абстрактность и ассоциативность творческого мышления.

Для испытуемых второй группы характерны низкие значения силы возбуждения и подвижности нервных процессов, а также высокие показатели силы процессов торможения. Студентов данной группы медленно включались в творческий процесс, имели низкую степень творческой активности и работоспособности. У них наблюдался высокий уровень самоконтроля, уравновешенные реакции, устойчивое настроение, терпеливость, сдержанность. В творческой работе они не способны к высокой эмоциональной отзывчивости и к эмоциональному переживанию эстетической сущности воспринимаемой действительности. При выполнении заданий испытуемые этой группы характеризовались низкой степенью концентрации и переключаемости внимания, слабо выраженной способностью выполнять упражнения по общепринятым нормативным знаниям, приобретаемым в процессе обучения, несформированностью образных ассоциаций.

У испытуемых третьей группы отмечались высокие показатели силы возбуждения, силы торможения и подвижности нервных процессов. Данное обстоятельство свидетельствует о таких особенностях нервной системы этих студентов, которые позволяют им быть устойчивыми в различных ситуациях обучения, сохранять стабильность творческой активности в обучении, даже в ситуациях неудачи. Испытуемые данной группы легко включались в работу и могли долгое время работать без утомления. Для них свойственна гибкость поведения, частая смена настроения, быстрая реакция на окружающие события и неглубокие эмоциональные переживания. Во время выполнения учебно-творческих заданий испытуемые могли длительное время концентрировать свое внимание на его реализации и стремились довести начатое дело до конца.

Они проявляли способность оценивать, переживать художественно-эстетические ценности воспринимаемой действительности, выбирать главное, характерное и структурировать зрительную информацию. Творческое мышление студентов третьей группы характеризовалось проявлением абстрактности и ассоциативности.

Знание психологических и психофизиологических особенностей студентов необходимо учитывать преподавателям в формировании творческих навыков и развитии художественного потенциала личности в учебно-профессиональной деятельности. Основываясь на опыте практической работы в вузе, мы можем утверждать, что выполнение разными студентами одного и того же творческого задания занимает неодинаковое время, разнится также степень включенности в творческий процесс и уровень выполнения задания. Для каждого студента важно обеспечение условий, наиболее благоприятных для творчества, выработка режима и ритма деятельности, соответствующего динамике работоспособности. В данном случае педагогу необходимо ориентировать студентов на их индивидуальные возможности и оказывать психологическую поддержку при затруднениях, связанных с выполнением задания. В ходе индивидуальных консультаций педагог может проанализировать процесс исполнения работы, указать причины возникновения и пути преодоления имеющихся трудностей с учетом индивидуально-психологических различий студентов (уровня развития их изобразительных и творческих способностей). Использование индивидуальных форм работы позволяет учесть в обучении психологические и психофизиологические особенности студентов (эмоциональную чувствительность, неуверенность в себе, тревожность, напряженность и т.д.).

Таким образом, эффективность актуализации художественного потенциала студентов в творческой деятельности в определенной степени обусловлена психологическими и психофизиологическими особенностями личности студента. Для достижения продуктивных результатов учебно-профессиональной деятельности необходимо в процессе обучения анализировать психические процессы и психологическое состояние каждого студента, пытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества личности.

Литература

[1]. Зыкова Н.Ю. Профессиональное воспитание студентов средствами психотерапии // Акмеология. № 1-2. 2014. С. 86-87.

[2]. Карпов А.В. Психологическая структура профессиональной деятельности // Психология труда: учебник для вузов / Под ред. А.В. Карпова. - М.: Владос-Пресс, 2005.

[3]. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие для вузов. - М.: Логос, 1996.

PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHISIOLOGICAL FEATURES OF ART SPECIALITIES STUDENTS' TRAINING

Chernyshova Inna Vasilevna (Voronezh, Russia) - the candidate of psychological sciences, Voronezh State Pedagogical University (VSPU), Lenin St., 86; chernyshovaiv2012@mail.ru

Abstract

Significant psychological and psychophisiological features of art specialities students in the course of their personal formation in professional activity are considered. Regularities of psychological and psychophisiological features' influence on success in training and realization of students' art potential are studied. Key words: psychological and psychophisiological features, creative activity, success in training, art potential.

УДК 159.9

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Чернякова Надежда Владимировна (Брянск, Россия) - магистрант Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; ул. Горького, 18; hady1978@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития гражданственности с позиции акмеологического подхода. В данной работе актуализируется роль гражданственности в становлении зрелой личности, способной к достижению «акме» в социальной жизнедеятельности гражданского общества.

Ключевые слова: гражданственность, акмеологический подход, личность.

Современная потребность в исследовании гражданственности личности с позиции акмеологического подхода обусловлена рядом обстоятельств: стремление подрастающего поколения к самоопределению в обществе, в родном городе или месте проживания, государстве, стране; стремление к самовыражению как личности - гражданина России; осознание личностью себя как носителя культуры, знаний, духовно-нравственных качеств, способствующих развитию «акме» гражданственности.

Пристальное внимание в акмеологическом подходе уделяется объективным и субъективным детерминантам развития личности. Термин «акме» являясь центральным в акмеологии, свидетельствует о стремлении человека к достижению высоких результатов в своем развитии. В то же время, в акмеоло-гии указывается, что достигаемое человеком «акме» оказывается ограниченным небольшим временным промежутком [1].

В контексте акмеологического подхода научный интерес ученых привлекает феномен «акме» гражданственности и прежде всего качества личности - гражданина своей страны приближающего ее к акмеологическому уровню развития.

Согласно К.А. Климину, гражданственность характеризуется принадлежностью к государству; осознанием возможности пользования гражданскими правами, государственными законами; осознанная степень готовности к исполнению гражданских обязанностей, выраженность высокого уровня сформированности актуальных гражданских отношений и качеств; осуществление заботы об общественном благе и национальной безопасности государства [4].

Наполнением «акме» личности в контексте гражданственности является уровень развития личности и динамичный процесс развития системы отношений личности к государству, обществу, гражданским правам и обязанностям, а также гражданские качества как субъекта Отечества.

В исследованиях А.А. Деркача «акме» гражданственности понимается как достигнутая вершина гражданской зрелости личности, сформировавшаяся в результате стихийного и целенаправленного развития. Это актуальный набор качеств личности, система и программа отношений (к государству, к себе как гражданину), способствующая успешной социальной и профессиональной самоактуализации [1].

Процесс образования гражданственности А.М. Князевым рассматривается как становление системы отношений человека к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям [5].

Основываясь на результатах исследований А.А. Деркача, А.С. Гусевой, В.Г. Зазыкина, А. Марковой и др. достижение «акме» развития гражданственности как наивысшей ступени гражданской зрелости зависит от конкретных акмеологиче-ских закономерностей, являющихся устойчивыми отношениями и связями. Такой устойчивой связью является уровень интереса к стране проживания и динамика становления гражданственности.

Особое место в рамках акмеологического подхода занимает проблема гражданского самоопределения. Ученые (И.Н. Бойко, А.А. Деркач, В.Н. Маркин, О.Д. Халтагарова) рассматривают данный феномен через систему гражданских ценностей и смыслов. Личность, стремящаяся к гражданскому самоопределению должна быть созидательна к выбору, в основе которого, содержится осознание и безусловное принятие общегражданских ценностей.

В основе гражданственности с позиции акмеологического подхода (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин) содержатся компоненты:

- мотивационный (положительное отношение к стране проживания и проявление стремления к достижению успехов в сферах жизни на благо обществу и государству);

- когнитивный (знания о этике гражданского поведения и государственных стандартах);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.