УДК 370.153
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.В. Чернышова (Воронеж)
Аннотация. Психологическая готовность студентов к художественнообразовательной деятельности позволяет им осознанно подойти к овладению выбранной специальностью, понять смысл, ценность своей деятельности, творчески активизироваться и максимально реализовать свой художественный потенциал в процессе обучения. В статье характеризуются показатели психологической готовности личности к творческой деятельности в образовательном процессе. Определена роль творческой активности, индивидуально -психологических особенностей и уровня художественного потенциала в личностной готовности студентов к будущей деятельности. Рассмотрен опыт практической работы в вузе.
Ключевые слова: психологическая готовность; художественный потенциал; самореализация; художественно-образовательная деятельность; личностное становление студентов.
В современных условиях происходят существенные изменения в области подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются одними из актуальных и наиболее сложных в системе художественного образования. Анализ работ Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.П. Зинченко, В.С. Кузина,
Н.Н. Ростовцева и др. по проблеме нашего исследования показывает, что при недостаточной психологической готовности студентов к художественно-образовательной деятельности в личностной и профессиональной самореализации молодого специалиста могут возникнуть творческие кризисы, влияющие на актуализацию его художественного потенциала. В связи с этим возникает необходимость поиска и определения методов, позволяющих педагогу осуществлять психологопедагогическую помощь при вхождении личности в продуктивный творческий процесс художественно-образовательной деятельности.
Анализ подходов к пониманию психологической готовности к профессиональной деятельности свидетельствует о широком спектре данного понятия. В исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А. А. Деркача психологическая готовность определяется как возможность студентов решать в условиях обучения задачи по своей специальности. О.С. Советова рассматривает психологическую готовность как состояние наивысшей вариабельности и максимальной включенности творческих сил и способностей субъектов в деятельность. Психологическую готовность как сложное
89
№ 48
Сибирский психологический журнал
2013 г.
личностное образование, включающее профессионально значимые качества личности, умения и психологические состояния, рассматривают К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др. Обобщив теоретические подходы к понятию психологической готовности, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемым является следующее его определение: психологическая готовность к учебно-профес-
сиональной деятельности предполагает наличие у студентов устойчивых мотивов, соответствие требований выполняемой деятельности способностям, навыкам, умениям и особенностям темперамента личности, ее познавательным, эмоциональным и волевым процессам.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития личности в художественном творчестве показывает, что психологическая готовность студентов к художественно-образовательной деятельности определяется наличием возможностей художественного потенциала личности, навыков и умений для его реализации (Л. С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев и др.). Показатели готовности студентов к художественно-образовательной деятельности обусловлены спецификой самой деятельности, которая осуществляется в системе образования и в системе художественного творчества, т.е. во взаимосвязи двух процессов - образовательного и художественно-культурного (Э.В. Паничева, Н.Н. Ростовцев, Н.К. Шабанов и др.). Художественная деятельность в образовательном процессе создает условия личности для самовыражения переживаний, чувств, мыслей в художественных образах, развивая способность преображать и совершенствовать существующую реальность.
Для успешной реализации личности в художественном творчестве ученые выделяют необходимость наличия потребности в художественном творчестве, познавательной мотивации, творческой активности (Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.Н. Ростовцев), художественных способностей (Т.М. Хрусталева, Т.М. Харламова, В.С. Кузин, Б.М. Теп-лов), эмоционального отношения в восприятии действительности, открытости к внутреннему опыту переживаний (Л.С. Выготский,
А.А. Мелик-Пашаев, А.Н. Малюков и др.), развитость познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения (Л.Г. Медведев,
О.И. Никифоров, Я.А. Пономарев и др.). Однако в современной теории и практике художественного образования недостаточно изучены показатели психологической готовности студентов к актуализации художественного потенциала в творческой деятельности. В разработке также нуждаются приемы и методы диагностики психологической готовности студентов к подобной деятельности. Опыт практической работы в вузе показал, что в готовности будущих учителей изобразительного искусства к художественно-образовательной деятельности больше внимания отводится уровню владения техническими навыками самовыражения личности с использованием художественно-выразительных
90
Психологическая готовность студентов педвуза
средств искусства. В недостаточной степени учитывается эмоциональная отзывчивость на явления действительности, уровень художественного потенциала.
Для исследования готовности студентов к реализации художественного потенциала были использованы: тестовая методика эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов), тест креативности Е.П. Торренса «Закончи рисунок», художественно-графический тест «Картина мира» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкин), также осуществлялись анализ и педагогическое наблюдение за учебной и внеучебной деятельностью студентов. Для осуществления объективного анализа и последующей интерпретации полученных данных использовались статистическая обработка результатов по ф-критерию Фишера, коэффициент корреляции Пирсона, качественный анализ.
Результаты диагностики студентов в количестве 40 человек, поступивших на художественные отделения Воронежского государственного педагогического университета, показали, что 57,5% из них имеют низкий уровень готовности к художественной деятельности. Студенты данной группы обладают недостаточной степенью включенности в творческий процесс, самостоятельности, самоконтроля и эмоциональной отзывчивости на явления воспринимаемой действительности. Для них также характерно наличие фрустрации. Средний уровень готовности присущ 27,5% студентов, для которых характерны эмоциональная вовлеченность в процесс и результат художественной деятельности, стремление к самореализации, задания выполняются под руководством педагога. Студенты, имеющие высокий уровень готовности, составляют 15%, они обладают эмоциональной направленностью на переживания внутреннего мира, умением самостоятельно видеть проблемы и ставить перед собой задачи, формулировать темы, способностью к самоконтролю и поиску индивидуального стиля деятельности, к рефлексии, получают эмоциональную удовлетворенность от процесса работы. Мы предполагаем, что недостаточный уровень психологической готовности студентов может быть связан с введением в качестве вступительного испытания формы тестирования (ЕГЭ).
В формировании личностной готовности студентов к профессионально-творческому развитию в художественно-образовательной деятельности присутствуют значительные трудности, связанные с повышенной эмоциональной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью, недостаточной уверенностью в своих возможностях, ростом тревожности и появлением сомнений в правильности выбора профессии. К тому же включенность студентов в продуктивный творческий процесс требует высокоорганизованной саморегуляции и рефлексии.
Основываясь на исследованиях ученых, посвященных анализу художественного творчества (Л. С. Выготский, Л.Б. Ермолаева-Томина,
А. А. Мелик-Пашаев, О.И. Никифорова, Я. А. Пономарев, Н.В. Рожде-
91
№ 48
Сибирский психологический журнал
2013 г.
ственская и др.), мы рассматриваем художественный потенциал личности как скрытую возможность художественного преобразования воспринимаемой действительности в художественный образ. Психологическая готовность студентов к актуализации художественного потенциала выражается в когнитивных, личностных и творческих проявлениях возможностей личности. Необходимыми предпосылками для развития художественного потенциала являются: эмоционально-чувственное отношение к явлениям окружающей действительности в восприятии мира, внутренняя мотивация, наличие развитого художественного видения, образной памяти, творческого мышления, эстетического чувства, способности к эмпатии. Все эти качества необходимы для личностного становления будущего специалиста в сфере художественного образования: они обеспечивают интеграцию его интеллектуальных, эмоциональных, волевых и практических возможностей.
Художественный потенциал человека трансформируется в процессе личностного развития и формируется не изолированно от остальных качеств личности, а во взаимодействии с ними и только в рамках творческого процесса. Однако художественный потенциал может и не быть актуализированным личностью. Для его актуализации необходима активность личности в художественной деятельности. Потребность в художественной деятельности проявляется лишь у тех, кто испытывает необходимость в художественном преобразовании окружающей действительности. Наличие художественных способностей -важнейшее условие возникновения у личности потребности в деятельности, позволяющей их реализовать. Таким образом, благодаря художественным способностям личности актуализируется её художественный потенциал.
Основу для формирования психологической готовности студентов к художественно-образовательной деятельности составляет характер мотивационно-познавательной потребности и вызываемая ею интеллектуальная активность. По наличию у студентов познавательной мотивации (особенно на первом этапе обучения) определяется их творческая активность. Проявление такой активности выражается в стремлении студентов к творческому познанию и преобразованию воспринимаемой действительности в художественные образы.
В качестве содержательных компонентов активности личности можно выделить: инициативность (способность к активным и самостоятельным действиям, способность решиться на поступки, склонность к риску) и интерес (познавательная направленность личности на окружающую действительность, связанная с положительным эмоциональным переживанием, эмоциональной отзывчивостью), потребность в реализации самовыражения и самоизменения, рефлексия и самооценка. Творческая активность студентов связана также с мотивами достижения цели, эмоциональной вовлеченностью в процесс творчества и
92
Психологическая готовность студентов педвуза
заинтересованностью в получении результата. Особое значение при этом имеет способность к постоянной самоотдаче, напряженной деятельности, желание заниматься художественной деятельностью без контроля со стороны наставников или преподавателей.
В художественной деятельности важно проявление творческой активности студентов во внутренней направленности (на себя), в самопознании и самопонимании своего внутреннего мира. Это выражается в осознании своих эмоциональных переживаний, личностных смыслов, художественных возможностей, способствующих позитивному личностному развитию. Мы разделяем точку зрения Д.Б. Богоявленской,
B. Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, В. А. Петровского, рассматривающих творческую активность как продуктивный вид активности, направленный на преобразование наличной ситуации и собственного опыта посредством преодоления сложившейся установки, норм, традиций, выхода за пределы предлагаемой ситуации. В художественнообразовательной деятельности большое значение приобретает не только активность субъекта, являющаяся лишь «внешней экспликацией продуктов внутреннего акта», но и внутренняя - «акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена» [4.
C. 147]. Проявление творческой активности студентов является основой в их личностном становлении.
Наблюдения за работой студентов показывают, что психологическая готовность личности к творчеству проявляется также в умении контактировать с миром и самостоятельно видеть проблемы, находить пути их решения. Творческий контакт со средой дает возможность студентам осознать смысл, ценность самой художественной деятельности, реагировать на происходящие изменения в природе, обществе на эмоциональном и рациональном уровне. Потребность увидеть новое в объекте, ситуации, отношениях между воспринимаемыми предметами, необычное в обычном определяет нестандартный подход личности к деятельности и художественно-творческое отношение к действительности.
Для актуализации личности в художественной деятельности важны три типа контакта со средой: чувственный, социально-духовный и творческий. Чувственный контакт со средой является главным каналом развития специфических качеств художественно-творческого восприятия действительности. Социально-духовный контакт - это «видение» новых социальных потребностей, борьбы существующего с необходимым, вхождение «в дух эпохи» с позиции творца, т.е. видение своего места в духовном возрождении людей средствами изобразительного искусства [5]. Творческий контакт со средой представляет собой акт коммуникативного творчества, т.е. является проявлением креативности общения (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на занятиях).
93
№ 48
Сибирский психологический журнал
2013 г.
По мнению Л.И. Анцыферовой, чем выше уровень пристрастности, эмоциональности, креативности взаимодействия личности с окружающим предметным миром и социальным пространством, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многоцветнее ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое расстояние между нею и окружающим миром. Кроме того, внутренний мир личности может пониматься как сложная система способов субъектной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает или которые намеренно ищет, тех событий, участницей которых она становится, тех влияний, объектом которых оказывается [1. С. 426-429].
Особенности проявления креативности студентов оценивались с помощью методики творческого мышления Е.П. Торренса «Закончи рисунок». Первичные данные, полученные в результате тестирования, позволили выделить испытуемых с высоким, средним и низким уровнем развития творческого мышления. По показателям творческого мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) у студентов с высоким уровнем в процентном соотношении преобладал показатель разработанности идеи - 42,5%. Показатель гибкости составил 10%, оригинальности - 15%. У студентов со средним уровнем наиболее высоким был показатель беглости - 60%, менее высоким: гибкости - 36,7%, оригинальности - 25%. У студентов с низким уровнем творческого мышления преобладал показатель оригинальности -60%, гибкость составила 53,3% и наименьшая степень проявления была отмечена у показателя беглости - 13,3%. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что способность студентов к созданию большого количества идей, их варьированию очень низкая. Отмечается также недостаточный уровень развития способности выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать несколько стратегий решения проблем.
После формирующих воздействий произошли положительные изменения значений каждого показателя творческого мышления на уровне значимости p < 0,01. Значительные изменения наблюдаются в значениях показателя беглости (ф = 4,17; p < 0,01); менее заметные изменения произошли в «разработанности» (но они статистически значимые - ф = 2,76; p < 0,01); по показателю гибкости (ф = 3,01 ; р < 0,01), по показателю оригинальности (ф = 3,02; p < 0,01).
Результаты корреляционного анализа до и после формирующих воздействий показывают, что существующая положительная взаимосвязь между показателями беглости и разработанности (г = +0,50; p < 0,01) является значимой и достоверной. В определенном качестве произошло развитие между показателями оригинальности и разработанности (г = +0,23; p < 0,05). Кроме того, наличие данной взаимосвязи обусловлено динамическими изменениями в развитии беглости творческого
94
Психологическая готовность студентов педвуза
мышления испытуемых, а также усилением выразительности и оригинальности создаваемого художественного образа.
Необходимым признаком психологической готовности студентов к художественно-образовательной деятельности является их эмоциональная готовность к оценке и переживанию эстетической сущности воспринимаемой действительности, способность понимать свои чувства, эмоциональные переживания и распознавать эмоции других людей. Эмоции как реакция личности в художественной деятельности являются также одним из важных условий ее взаимодействия с окружающим миром. Переживание выступает как начальная фаза творческого процесса и является внутренней необходимостью для передачи эмоционального состояния личности в создаваемом образе. Эмоции здесь являются выражением мироощущения личности, ее отношения к миру, проявляющегося в настроениях, чувствах, переживаниях (Н.А. Ветлу-гина, С.А. Флерина), а также регулятором деятельности личности, обеспечивая более высокий ее уровень: гибкость, креативность, нестандартность (П.К. Анохин, В.П. Зинченко, Я. Рейковский).
Определенное эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению выступает в качестве важного условия развития художественной, творческой личности студента. Это отношение через способность чувственно воспринимать мир реальной действительности, переживание эстетических явлений выражается в осмысленном («интеллектуальном») понимании студентами прекрасного и в отражении жизни по «законам красоты». Готовность считывать информацию с опорой на те переживания, которые возникают при восприятии, позволяет личности сосредоточиться на своем внутреннем мире. Необходимо в процессе обучения создавать для студентов ситуации, помогающие им переживать окружающий мир как нечто значимое, личностно ценное. Практика показала, что в этом случае могут быть продуктивны задания, направленные на создание творческого продукта через вхождение в свое собственное состояние переживания. Через эмоциональное переживание студенты способны глубже понять главную идею, смысл своего творчества и научиться преобразовывать свои личностные смыслы во всеобщие значимые человеческие ценности. Исходя из этого можно сказать, что опыт эмоционального переживания дает для личности студентов содержательные ориентиры, смыслы движения в творческом развитии и реализации своей индивидуальности.
Для выявления динамических изменений возможности личности ориентироваться в собственных переживаниях в экспериментальной группе была использована проективная методика - художественнографический тест «Картина мира» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкин) [8]. В тестировании с целью изучения индивидуальных особенностей «образа мира», «картины мира» испытуемым предлагалось выполнить инструкцию: «Нарисуйте «картину мира», т.е. мир, его образ, как Вы его
95
№ 48
Сибирский психологический журнал
2013 г.
себе представляете». Для тестирования использовались альбомный лист бумаги, цветные карандаши, ручки. Преимущество этого теста состоит в том, что он предполагает неограниченную свободу самовыражения. Результат выполнения (как и задание выполнить рисунок) адресован не логическим формам мышления, а непосредственно образному его содержанию, смыслу графического изображения, в форме представлены и образ, и отношение к миру, и личный опыт, и переживание субъекта.
На констатирующем этапе эксперимента в рисунках студентов преобладали изображения «планетарной» (27,5%) и «пейзажной» (32,5%) картины мира. Исходя из особенностей изображений картины мира, можно сделать вывод, что образное представление картины мира испытуемых на данном этапе эксперимента строится на основе общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в процессе обучения или желаемой картины своего окружения.
На контролирующем этапе (после применения формирующих воздействий) произошло значительное увеличение количества студентов, в чьих рисунках были отражены модели картины мира: «Непосредственное окружение» - 32,5% (ф = 2,54; p < 0,01), «Опосредованная, или метафорическая, картина мира» - 25% (ф = 2,26; p < 0,01), значительно уменьшилось количество испытуемых с изображением «планетарной» -7,5% (ф = 2,45; p < 0,01) и «пейзажной» - 20% (ф = 1,28; p < 0,05) картины мира. Картина мира, представленная в рисунках студентов на основе образов непосредственного окружения, характеризует стремление испытуемых экспериментальной группы выразить собственные ощущения, впечатления, восприятия, переживания, передать атмосферу субъективного мира личности. В изображениях картины мира, представленной опосредованно или метафорически в виде какого-либо образа, передается сложное смысловое содержание идеи студентов. Это обусловлено их умением самостоятельно создавать оригинальный и динамичный художественный образ.
Психологическое содержание эмоциональной готовности студентов выражается через эмоциональную направленность личности. Б.И. Додонов, изучая проявление эмоций, определил понятие «эмоциональной направленности личности» как наиболее ценные для человека эмоции, выступающие в виде эмоционального переживания или состояния личности [3]. Исследователь подчеркивает, что те или иные эмоции побуждают личность к действиям для удовлетворения ее потребности.
Проведенное нами исследование позволило выявить особенности эмоциональной направленности личности студентов, обучающихся в художественно-образовательной деятельности вуза. В этом смысле интересна представленная Б.И. Додоновым методика «Диагностика эмоциональной направленности личности». В работе со студентами мы использовали данную методику. Были выявлены статистически значи-
96
Психологическая готовность студентов педвуза
мые изменения в практической (ф = 5,5; p < 0 ,01), эстетической (ф = 3,27; p < 0,01) и романтической (ф = 4,18; p < 0,01) эмоциональной направленности деятельности студентов, что обусловливается эффективностью применения формирующих воздействий, направленных на развитие художественного потенциала личности.
Используя классификацию Б.И. Додонова [3] для интерпретации полученных результатов, мы пришли к выводу о том, что для студентов, имеющих практическую эмоциональную направленность, важными в продуктивной деятельности являются стремление к цели, эмоциональная вовлеченность в процесс ее достижения. Практическая эмоциональная направленность характеризует эмоциональную удовлетворенность студентов при выполнении практической деятельности, они получают радость от процесса работы. У индивидуальности, склонной к самоактуализации, доминирующим мотивом чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим она отличается от тех людей, которые стремятся удовлетворить потребность в том, чего им недостает [6].
Мы ориентировали студентов на поиск новых способов видения, переживания мира. Проявляющиеся состояния позволили установить динамические изменения отношения личности к миру, что выражалось в изменении точек зрения студентов, в появлении новых оценок художественных явлений, в ощущении личностью собственной целостности и единения с миром.
Присутствие эстетической эмоциональной направленности характеризует внутреннюю сосредоточенность студентов, их стремление оценивать и переживать прекрасные явления в восприятии действительности, быть в гармонии с окружающим. Романтическая направленность проявляется в желании испытуемых переживать проблемные ситуации, связанные с ощущением необычного в познании мира. Согласно Б.И. Додонову, «...тип общей эмоциональной направленности личности, выступая в качестве одного из системообразующих факторов всей ее психологической структуры, накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы, а через нее - на восприятие ею действительности...» [3. С. 105].
В творческом процессе личные переживания и особенности восприятия окружающего мира каждого студента определяют своеобразие его работ. Готовность студентов работать в художественной деятельности с опорой на свои индивидуально-психологические возможности (интеллектуально-художественные, изобразительно-технические умения и навыки, уровень развития художественного потенциала) способствует формированию индивидуального стиля деятельности. Классики психологии творчества утверждают, что гением в любом виде творчества становится только такой человек, который нашел свой индивидуальный стиль деятельности [9]. Создать свой особый изобразительный
97
№ 48
Сибирский психологический журнал
2013 г.
язык и соотнести возможности своего художественно-эстетического опыта позволяет преодоление барьера между «хочу» и «могу». Это помогает студентам в ходе выполнения учебно-творческих работ раскрывать свои индивидуальные особенности, реализовывать себя как творческую личность.
Развитие творческой индивидуальности в художественнообразовательной деятельности является одной из возможностей реализации художественного потенциала студентов. Для того чтобы реализовать художественный потенциал, необходимо учитывать интегративную сущность отражающихся в характере связей его составляющих (способностей, воли, характера, темперамента, мотивации, эмоциональной увлеченности и удовлетворенности от процесса деятельности). Важно сохранение и развитие тех природных художественных задатков, которыми изначально наделена личность. В формировании творческих способностей обязательными являются самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, интенсивность работы. Кроме того, необходимо проанализировать психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества.
Для выполнения разными студентами одного и того же творческого задания требуется разный промежуток времени, характерна также неодинаковая степень включенности в творческий процесс и уровень выполнения задания. Для каждого студента важно нахождение условий, наиболее благоприятных для творчества, выработка режима и ритма деятельности, соответствующего динамике работоспособности. В данном случае педагогу необходимо ориентировать студентов на их индивидуальные возможности и оказывать психологическую поддержку при затруднениях, связанных с выполнением задания. В форме индивидуальных консультаций педагог может проанализировать процесс исполнения работы, указать причины возникновения и пути преодоления возникающих трудностей с учетом индивидуально-психологических различий студентов (уровня развития их изобразительных и творческих способностей). Использование индивидуальных форм работы позволяет учесть в обучении личностные особенности студентов (эмоциональную чувствительность, неуверенность в себе, тревожность, напряженность, темперамент).
В межличностном взаимодействии студентов важным показателем их психологической готовности является способность с помощью механизмов самовосприятия объективно оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей. Формирование самооценки способствует умению оценить качество выполняемой работы, понять будущий результат деятельности. Умение посмотреть на продукт своей де-
98
Психологическая готовность студентов педвуза
ятельности глазами других как на нечто самостоятельное является важной характеристикой психологической готовности личности к творческой деятельности.
На практике в своей работе со студентами мы особое внимание уделяли созданию учебных ситуаций, в которых студенты считают целесообразным вступать в творческое взаимодействие между собой. При анализе образцов творческих заданий во время самостоятельного коллективного обсуждения выполненных работ, организации совместного познания и генерации идей студенты учились давать оценку воспринимаемым объектам, переосмысливая ранее накопленный опыт.
Оценка учебно-творческих работ производилась в форме коллективного обсуждения. На первом этапе обсуждения у студентов отмечалась несформированность готовности дать объективную оценку своей работе и работе своих товарищей, присутствовал страх высказать собственное мнение. Эмоционально-оценочное отношение к работам выражалось на уровне «мне нравится», «не нравится». Эмоциональная оценка продукта творчества со стороны однокурсников на первом этапе не всеми студентами воспринималась адекватно. В качестве разъяснения своей идеи студентами часто выдвигалась формула, согласно которой они создавали свое произведение для «самовыражения», не учитывая реакцию зрителей и ответ на вопрос, какие эмоции оно вызовет и «для чего» создано, какие новые смыслы бытия откроет и какие отношения сформирует.
В результате систематических коллективных просмотров учебнотворческих работ, анализа представленного продукта деятельности были отмечены интеллектуальные решения, позволяющие оценивать не только работу другого, но и повышение психологической зрелости к оценке произведения искусства. Характер эстетических суждений студентов и их оценка стали аргументированными. Это проявлялось в самостоятельности и избирательности описаний ассоциаций, художественно-эстетических явлений и объектов, в желании отметить различные достоинства в реализации замысла, способы его выражения, индивидуальные приемы решения. Посредством диалогового общения происходило идейно-смысловое осмысление внешней формы и внутреннего содержания создаваемых художественных образов.
Подробный анализ работ стимулировал мотивацию: некоторые студенты, увидев со стороны недостаточную выразительность своих работ, проявляли желание повторить их на более качественном уровне или выполнить дополнительные задания. Коллективное обсуждение творческих работ на разных этапах творческого процесса способствовало развитию рефлексии, уровня критичности и самооценки творческой деятельности и ее результатов.
Важно отметить, что в психологии творчества оценка выделена как специальное условие. На ее основе делается выбор и принимаются
99
№ 48
Сибирский психологический журнал
2013 г.
решения. Способность к объективной оценке своей работы обеспечивает возможности самоконтроля, уверенности творческой личности в самой себе, ее самостоятельности и другие интеллектуальные и личностные качества, в том числе и волевые (В.П. Зинченко, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев и др.).
Волевые качества личности выражаются не только в желании и умении преодолевать препятствия в творческом процессе непосредственно технического характера, но и в направленности всей личности на достижение поставленных целей. В процессе творчества в художественной деятельности необходимо воспитывать такие ценные качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, умение сознательно управлять эмоциональными состояниями и побуждениями. Данные качества позволят студентам на рефлексивном уровне реализовывать личные мотивы, актуализо-вать свой художественный потенциал и раскрыться как творческая личность.
Анализ данных, полученных в результате исследования, позволил определить следующие признаки психологической готовности студентов к творческой деятельности: наличие эмоциональной направленности (практическая, эстетическая, романтическая), открытость к внутреннему опыту переживаний, творческое мышление, образное представление окружающей действительности. В творческом процессе важно также учитывать потребность в творчестве (значимость художественного творчества для личности) и способность саморегуляции творческой активности.
Мы считаем, что психологическая готовность студентов к художественно-образовательной деятельности выражается в максимальном включении потенциальных возможностей и творческих способностей субъекта в художественное преобразование воспринимаемой действительности. Можно отметить, что личностная готовность студентов зависит от множества факторов, как объективных (содержание художественно-образовательной деятельности, индивидуальный подход в развитии, психологическая помощь педагога), так и субъективных (индивидуально-личностные особенности, уровень художественного потенциала). Готовность может поддерживаться и совершенствоваться не только самим студентом, но и направленностью художественно-образовательной деятельности.
Психологическая готовность студентов к творческой деятельности включает формирование особого внутреннего состояния личности, преобразование ее внутреннего мира (эмоциональные переживания, художественно-эстетический опыт, ценностные ориентации), способствующие актуализации художественного потенциала. Состояние готовности студентов к учебно-профессиональной художественной деятельности является продолжением устойчивой, длительной способно-
100
Психологическая готовность студентов педвуза
сти личности к самосовершенствованию в своей специальности и открытию новых возможностей саморазвития.
Литература
1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в
системе наук / под ред. И.Т. Фролова. М., 1989. С. 426-434.
2. Блонский П.П. Память и мышление. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
3. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев : Политиздат Украины, 1987. 139 с.
4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М. : Академия, 1996. 224 с.
5. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов. М. : Академический проспект, 2003. 304 с.
6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / под ред. Г.А. Балла. М. : Смысл,
1999. 425 с.
7. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М. : Прогресс-Традиция, 2000. 271 с.
8. Романова Е.С., Потемкин О.Ф. Графические методы в практической психологии.
СПб. : Речь, 2002. 416 с.
9. Guilford J., Hoepfher R. The Analysis of Intelligence. N.Y., 1971.
STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL READINESS FOR ART-EDUCATIONAL ACTIVITY Chernyshova I.V. (Voronezh)
Summary. Students’ psychological readiness for art-educational activity allows them to approach consciously in mastering the chosen speciality, to understand sense, value of the activity, creatively to become more active and to realize the artistic potential in the course of training as much as possible. In article indicators of psychological readiness of the personality to creative activity in educational process are characterized. The role of creative activity, individual and psychological features and level of artistic potential in students’ personal readiness for future activity are defined. Experience of practical work in higher education institution is considered.
Key words: psychological readiness; artistic potential; self-realization; art-educational activity; student’s personal formation.
101