Научная статья на тему 'Особенности становления личности студентов в художественнообразовательной деятельности с разным уровнем развития художественного потенциала'

Особенности становления личности студентов в художественнообразовательной деятельности с разным уровнем развития художественного потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / STUDENT'S PERSONALITY FORMATION / ARTISTIC POTENTIAL OF A PERSONALITY / ARTISTIC AND EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышова Инна Васильевна

Рассмотрены особенности развития художественного потенциала личности студента в художественно-образовательной деятельности, дана характеристика основных уровней развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления личности студентов в художественнообразовательной деятельности с разным уровнем развития художественного потенциала»

10. Словарь иностранных слов. М. : Рус. яз., 1990.

11. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1983.

12. Современный экономический словарь. URL : http://www.enbv.narod.ru/text/Econom/ses/in-dex.html.

13. ИСО 9000: 2000. П. 3.9.12.

14. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования : материалы ко второму заседанию методологического семинара. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Essential characteristics of qualification as the educational goal of working with personnel

There is suggested the author’s idea of the notion "qualification " as the educational goal of working with personnel, specified the modern scientific interpretation of the given notion.

Key words: qualification, system of further training, personnel, production, competence, professionalism, mastery.

и.В. чернышова

(Воронеж)

особенности становления личности студентов в художественнообразовательной деятельности с разным уровнем развития художественного потенциала

Рассмотрены особенности развития художественного потенциала личности студента в художественно-образовательной деятельности, дана характеристика основных уровней развития.

Ключевые слова: художественный потенциал личности, художественно-образовательная деятельность, становление личности студента.

Период обучения в вузе является наиболее важным для личностного роста студента, становления его личности в профессионально-

ориентированной деятельности. Это время формирования познавательных и профессиональных интересов, активной духовнотворческой работы над собой, самопознания и поиска возможностей реализации своего потенциала. В структуре личностного потенциала студентов творческих специальностей особое место занимает художественный потенциал, который позволяет личности реализовать возможности внутреннего мира и раскрыть творческую индивидуальность.

Становление творческой индивидуальности является важным периодом дальнейшей актуализации потенциала личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовывать свои творческие возможности, успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, создает индивидуальный стиль деятельности, способен к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Если рассматривать художественный потенциал как особый личностный феномен, можно сказать, что ему свойственно не только развитие, но и саморазвитие, связанное с культурной средой, профессиональным образованием и духовным миром личности. Для того чтобы содействовать развитию художественного потенциала студентов в условиях обучения в вузе, необходимо учитывать психологические характеристики юношеского возраста.

Период юношества (17-21 год) является переходным этапом от подросткового возраста (13-16 лет) к периоду зрелости (22-55 лет). Он сложен для понимания окружающих в связи с высокой импульсивностью подростка и с необходимыми организационными рамками зрелости. Подростки психологически более подвижны и склонны к увлечениям, они нуждаются в большей интеллектуальной дисциплине и собранности. Напротив, взрослый, психологически оформившийся человек невольно тяготеет к привычному, хорошо знакомому, тогда как его творческое начало проявляется вне организационных рамок, в способности к спонтанным, неожиданным даже для него самого поступкам и ассоциациям.

Давая психологическую характеристику юношеского возраста, Л.С. Выготский акцентирует внимание на следующих новообразованиях: преобразование всей системы ценностных ориентаций, интенсивное формирование специфических способностей, рост самосознания и формирование личной идентичности

© Чернышова И.В., 2011

как центрального психологического процесса. Юность - начало практической реализации жизненных планов, которые складываются к концу подросткового возраста. Характерным для данного возрастного периода является движение от детской зависимости к взрослой ответственности [1]. Данные возрастные характеристики тесно связаны с преобразованием личности и окружающего мира, а значит, с творчеством, посредством которого личность реализует свой художественный потенциал.

обобщая результаты исследований, посвященных проблеме развития художественного потенциала личности (А. Адлер, Л.С. Выготский, Л.Б. Ермолаева-Томина, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, О.И. Никифорова, Я.А. Пономарев, Н.В. Рождественская и др.), мы рассматриваем художественный потенциал личности как скрытую возможность творческого преобразования воспринимаемой действительности в художественный образ. Художественный потенциал не является неизменным, изначально данным человеку. он трансформируется в процессе личностного развития и формируется не изолированно от остальных качеств личности, а во взаимодействии с ними и только в рамках творческого процесса. Для того чтобы реализовать художественный потенциал в художественно-образовательной деятельности, необходимо учитывать интегративную сущность отражающихся в характере связей его компонентов (способностей, воли, характера, темперамента, мотивации, эмоциональной увлеченности и удовлетворенности от процесса деятельности).

Важными особенностями развития художественного потенциала студентов в художественно-образовательной деятельности являются эмоциональная направленность, художественно-эстетический опыт, познавательно-творческие интересы, обусловливающие творческую активность личности и обеспечивающие взаимодействие студентов с окружающей действительностью в процессе ее познания, изменения, преобразования.

В настоящее время контингент поступающих на факультеты художественного образования характеризуется разными уровнями художественной подготовки и развития художественного потенциала. В связи с этим требуется определение критериев для выявления исходного уровня художественных возможностей (эмоциональная выразительность работы, цельность изображения, образное решение) и готовности личности студента к художествен-

ной деятельности (творческая активность, эмоциональная оценка явлений действительности, владение техническими изобразительными средствами). Это существенным образом может содействовать становлению личности студента в процессе обучения.

В ходе исследования был изучен уровень развития художественного потенциала студентов, поступивших на факультет дизайна института культуры и искусства Воронежского государственного педагогического университета. При этом использовались тестовая методика диагностики эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов); методика «Диагностика уровня эмпатии» (И.М. Юсупов), тест креативности Е.П. Торренса «Закончи рисунок», художественно-графический тест «Картина мира» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкин), опросник «Самооценка творческого потенциала личности», тестовая методика «Визуальный интеллект», метод экспертной оценки и анализа учебно-творческих работ испытуемых.

Названные методики позволили выявить следующие структурные компоненты художественного потенциала личности студента: особенности эмоциональной направленности личности (практическая, эстетическая, романтическая), особенности зрительного восприятия (способность выбирать главное и структурировать получаемую информацию), творческое мышление, образное представление окружающей действительности, эмпатия. На основе этого мы выделили студентов с низким (познавательно-репродуктивным), средним (оценочно-творческим) и высоким (художественно-преобразовательным) уровнями развития художественного потенциала личности.

Познавательно-репродуктивный уровень характеризуется тем, что у исследуемой личности художественное преобразование воспринимаемой действительности основано на общепринятых нормативных знаниях, приобретаемых в процессе обучения, не сформированы образные ассоциации. Студенты нуждаются в руководстве педагога и поэтому обращаются за помощью. однако в целом испытуемые с таким уровнем могут проявлять интерес при выполнении отдельных творческих заданий, стремление познавать необычное в мире.

Испытуемые с оценочно-творческим уровнем развития художественного потенциала способны оценивать художественно-эстетические ценности воспринимаемой действительности, выбирать главное, характерное и структурировать зрительную информацию. Во время твор-

ческого процесса у таких студентов обнаруживается эмоциональная направленность на достижение цели в продуктивной деятельности. Для данного уровня развития художественного потенциала свойственны проявление абстрактности и ассоциативности творческого мышления, положительные установки студента в отношении самого себя, адекватный «Я-образ».

Процесс развития художественного потенциала на оценочно-творческом уровне осуществляется на пути от интуитивного поиска к осмысленному пониманию художественноэстетической сущности воспринимаемых явлений действительности. Рисуя с натуры, студенты не просто копируют изображаемые объекты, не пассивно срисовывают их очертания, а творчески осмысливают, образно передают свои впечатления, изображают видимое в соответствии с собственными восприятием, пониманием и замыслом.

У испытуемых с художественно-преобразовательным уровнем развития художественного потенциала ярко выражены эмоциональная отзывчивость и способность к эмоциональному переживанию эстетической сущности воспринимаемой действительности. В работах таких студентов реализуются вариативность решения, способность к генерированию оригинальных идей, гибкость, абстрактность и ассоциативность творческого мышления. Студенты могут находить и ставить проблемы, формулировать темы, применять навыки самостоятельного поиска форм для их воплощения, предлагая новый способ действий. Данный уровень отражает профессиональную направленность личности, значимую в сфере «человек - художник», способность к самопознанию и поиску индивидуального стиля деятельности.

В результате самопознания складывается определенное представление личности о себе, включающее знание о своем внутреннем мире и собственной деятельности. Студенты осознают возможности развития своего художественного потенциала, у них появляется уверенность в художественной деятельности.

Для личностно-профессионального становления студентов представляется особенно продуктивной идея Л.С. Выготского об искусстве как организации поведения на будущее, мобилизации душевных сил личности во имя высших социальных целей. Таким образом, художественно-образовательная деятельность в вузе является формой бытия, благодаря которой студенты вступают в новые связи с внешним миром, изменяясь духовно.

А.В. Свешников акцентирует внимание на том, что занятия художественной деятельностью связаны с удовлетворением духовных потребностей индивида, мотивацией, источник которой составляет эстетические художественные потребности [2, с. 95-100]. Автор отмечает большие возможности, предоставляемые художественной деятельностью студентам в рамках вузовского обучения для удовлетворения их фундаментальных духовных нужд и укрепления творческого стремления к учебе. Важным также представляется то, что «... вовлечение студентов в сферу художественных и эстетических ценностей помогает успешнее преодолевать формальное отношение к художественной деятельности» [2, с. 95]. Для организации последней требуется формирование художественнотворческого сознания, которое начинается с осознания себя созидателем, владеющим инструментами творчества (а не ремесленником с изобразительными навыками). Проблема понимания и развития в себе художника является одной из ключевых в процессе обучения, т.к. художник - это не только специалист в области художественного творчества, а человек, способный обнаруживать вокруг себя пластические ценности, умеющий видеть, тонко чувствовать ритм, цвет, фактуру, структуру мироустройства [3, с. 302]. Отметим, что художественные ценности, не воспринятые эстетическим сознанием студента и не пережитые в эстетических чувствах, теряют свой смысл. С педагогической позиции эстетическое сознание дает студентам не только целостный образ мира, но и образную модель будущего, создающего эмоционально-волевую установку на творческое преобразование действительности.

Для формирования и развития художественного потенциала личности студента в процессе его художественно-образовательной деятельности мы предлагаем использовать модель «Реализация художественного потенциала личности студентов в образовательном процессе вуза». Она включает в себя три этапа («Я - личность», «Я - художник, «Я - творец»), каждый из которых является ступенью восхождения личности студента от одной субъектной позиции к другой («Я познающий», «Я преобразующий», «Я созидающий»).

Первый этап («Я - личность») предполагает приобретение студентами знаний о себе как о субъекте творческого познания объективной реальности. На данном этапе предусматривается самопознание личности, осмысление студентом своей индивидуальности, формирующейся в

процессе его собственной творческой активности. Художественно-образовательная деятельность личности на данном этапе осуществляется в субъективной позиции «Я познающий». Постижение студентом своего Я происходит в контексте изучаемой дисциплины через субъективное переживание, которое выступает здесь как «единица развития личности» (термин Л.С. Выготского), т.к. основополагающим в развитии личности является ее умение «ориентироваться в собственных переживаниях». человек с развитой способностью ориентироваться в своих переживаниях - это личность, овладевающая основными конструктами мыслительной и творческой деятельности. Становление такой способности происходит главным образом в художественной, творческой и игровой деятельности. Основной смысловой вопрос «Кто я?» актуализируется через вектор развития - понимание. Согласно В.П. Зинченко, преподаватель в данном случае выступает в качестве посредника между миром культуры и миром студента. узнавание студентом самого себя, своего знания в культуре открывает перед ним новые горизонты - новое видение, новое действие [4].

Второй этап модели («Я - художник») определяется позицией личности, которая осознает себя как субъект художественной деятельности. На данном этапе студенты знакомятся с художественной картиной мира (на основе иллюстраций работ художников), в нагляднопрактической форме собственной деятельности познают художественно-эстетические ценности окружающей действительности, получают возможность поиска индивидуального стиля деятельности. На данном этапе художественнообразовательная деятельность личности осуществляется в субъектной позиции «Я преобразующий».

Третий этап модели («Я - творец») предполагает актуализацию уже полученных знаний, умений и навыков в позиции, когда человек рассматривает себя как субъект творческого созидания. Данный этап основан на самостоятельной творческой активности, направленной на художественное преобразование, совершенствование окружающей действительности и самой личности в личностном и профессиональном плане.

Каждый этап развития художественного потенциала предполагает выход за пределы заданного, знакомого, усвоенного, в том числе за пределы собственной личности, а поэтому открывает новые возможности самопознания своей индивидуальности. По достиже-

нии определенного уровня развития возникает стремление личности студента к изменению и познанию нового уровня, поэтому развитие художественного потенциала определяет постоянное стремление личности к изменению и познанию собственных возможностей.

Таким образом, в процессе реализации потенциала личности студента происходит ее становление. Это отражается в эстетической направленности восприятия, совершенствовании в нравственном и духовном плане, проявляется в личностных приобретениях (расширяется самосознание, изменяется отношение личности к себе и к миру, повышаются самооценка, способность к саморегуляции творческой активности, «Я-образ» приближается к идеалу). Творческий процесс, направленный на воплощение переживаемой системы представлений личности о себе в профессионально значимые образы, имеет несколько ступеней развития: Я - познающий себя как личность; Я - реализующий себя как художник; Я - созидающий, творец.

литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М. : Пресс, 1996.

2. Свешников А.В. Формирование творческой активности на занятиях академическим рисунком у акцентуированных личностей // Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством : межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина; отв. ред. Н.Н. Ростовцев. М. : МГПИ, 1983.

3. Ермолаев А.П., Шулика Т.О., Соколова М.А. основы пластической культуры архитектора-дизайнера : учеб. пособие. М. : Архитектура-С, 2005.

4. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) : учеб. пособие. М. : Гардарики, 2002.

Peculiarities of students’ personality formation in the artistic and educational work with different levels of artistic potential development

There are considered the peculiarities of student’s personality artistic potential development in the artistic and educational work. There are characterized the main levels of development of student’s personality artistic potential in the artistic and educational work.

Key words: artistic potential of a personality, artistic and educational work, student’s personality formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.