ACMEOLOGIC ASPECT OF USE OF TESTING IN PROFESSIONAL ACTIVITY
Khutornoi Margaret L. (Voronezh, Russia) - Ph.D., Associate Professor, International Institute of Computer Technology, ul. Sun, 29 «B»; [email protected]
Abdalina Larisa (Voronezh, Russia) - Doctor of Psychology, professor, a subsidiary of the Russian State Social University in Voronezh, Leninsky Prospect, 91; [email protected]
Abstract
The article is devoted to approaches and methods of use of didactic tests as a means of objective control of knowledge of the professional. Keywords: competence, strategy, tests.
УДК 159.923
ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У МЕНЕДЖЕРОВ
Чернова Лидия Сергеевна - аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет; ул. Пушкина, 1, Ставрополь, Россия, 355029; e-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования агрессивности у менеджеров в зависимости от их социометрического статуса. В ней раскрываются вопросы теоретического анализа проблемы агрессивности; ее практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе профессионального консультирования и при подборе персонала.
Ключевые слова: агрессивность, социометрический статус, лидер, аутсайдер.
Одной их значимых проблем современных акмеологиче-ских исследований является изучение проблемы агрессивности в различных профессиональных средах. Тревожным симптомом общества является рост числа профессионалов, применяющих асоциальные действия и проявляющих демонстративное, вызывающее поведение в профессиональных группах по отношению к коллегам. В крайних формах может проявляться жестокость, агрессивность, провоцирующаяся в средствах массовой информации, что находит своё заметное отражение в агрессивном поведении людей [1; 2; 3 и др.].
В психологических исследованиях агрессивности традиционно поднимались вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика проявления в связи с особенностями профессиональной деятельности. Существующие на сегодняшний день теории агрессивности по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека (инстинктивные влечения (К. Лоренц, З.Фрейд), реакция на фрустрацию (Л. Берковиц, Дж. Доллард), результат социального научения (А.Бандура)).
Таким образом, проблема агрессивности, как личностной особенности, весьма актуальна и её проявление у менеджеров в зависимости от группового статуса стало предметом нашего исследования.
Изучив современную научную проблематику, мы в своей работе исследуем взаимосвязь агрессивности со статусным положением современных менеджеров, так как в литературе наблюдаются противоречия, в понимании этой взаимосвязи.
В ряде исследований показано, что высокий уровень агрессивности коррелирует с высоким низким социометрическим статусом.
Цель исследования: выявить взаимосвязь агрессивности, как личностной особенности и группового статуса у менеджеров автомобильных компаний.
Объект исследования: особенности агрессивных проявлений у менеджеров.
Предмет исследования: взаимосвязь агрессивности, как личностной особенности с групповым статусом у менеджеров.
Гипотеза исследования: у менеджеров между агрессивностью, как проявлением личностной особенности и групповым статусом существует взаимосвязь: менеджеры-лидеры имеют
более высокие показатели агрессивности по сравнению с ме-неджерами-предпочитаемыми и аутсайдерами.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют концептуальные разработки, посвящённые проблеме психического развития: Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, представления Д.Б. Эльконина о ведущей деятельности и Л.И. Божович о формировании личности в онтогенезе. Кроме того, мы основывались на психоаналитическом подходе З.Фрейда и А. Басса, разработавшего поведенческий подход к агрессии.
Методы и методики исследования: тестирование (Опросник А.Басса и А.Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии»); методика «Незаконченные предложения» С. Леви; проективная методика «Несуществующее животное»; метод социометрии.
База исследования: в исследовании принимали участие 55 менеджеров двух автосалонов «Компания 1»- 24 человека и «Компания 2» - 31 человек.
Приведенные выше результаты показали, что у менеджеров автосалона «Компании 1» (п=24), агрессивность более выражена, чем у менеджеров автосалона «Компании 2» (п=31). Согласно данным, которые были получены при выявлении группового статуса, наиболее агрессивные менеджеры имеют лидерские позиции. С целью выявления взаимосвязи показателей агрессивности и статусного положения был проведен корреляционный анализ (программа SPSS16.0).
Корреляционный анализ выявил обратную взаимосвязь между негативизмом и раздражением (г= -0,758): чем ниже негативизм, тем выше раздражение (чем пассивнее ведется сопротивление против авторитета, требований, правил, законов, тем больше проявляется раздражение, вспыльчивость, резкость, грубость).
Анализ данных показал, что лидеры-менеджеры, в отличие от менеджеров, имеющих другое статусное положение, имеют высокий уровень физической и вербальной агрессии.
Проведенное исследование взаимосвязи личностных особенностей и группового статуса у менеджеров позволяет сделать следующие выводы:
- выявлена положительная взаимосвязь между агрессивностью и групповым статусом: менеджеры-лидеры имеют более высокие показатели агрессивности по сравнению с «менедже-рами-пренебрегаемыми» и аутсайдерами.
- менеджеры-лидеры обладают высоким уровнем физической и вербальной агрессии. Физическая и косвенная агрессия положительно коррелирует с раздражением (чем выше склонность к раздражению у менеджеры-лидеры, тем чаще они используют против других лиц злые шутки).
- чем выше групповой статус у предпочитаемых, тем сильнее они выражают негативные чувства через форму и содержание словесных обращений к другим лицам.
- существует положительная связь между групповым статусом и обидой (групповой статус зависит от проявлений зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства за действительные или мнимые страдания).
6. Выявлена обратная взаимосвязь между негативизмом и раздражением аутсайдеров: чем ниже негативизм, тем выше раздражение. Чем пассивнее ведётся сопротивление против авторитета, требований, правил, законов, тем больше проявляется раздражение, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.
Литература
[1] Агапов, В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна1 / В.С. Агапов // Акмеология. - 2012. - № 1. - С. 133-143. ^N2075-7577.
[2]. Деркач А.А.Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентно-способного специалиста /А.А. Деркач // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 22-33. ^N2075-7577
[3]. Мишина, М.М. Атрибуты интеллектуальной деятельности личности /М.М. Мишина // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. -С. 103-107. ^N2075-7577
STUDY ON AGGRESSIVENESS AND SOCIOMETRIC STATUS MANAGERS
Lidiya Sergeyevna Chernova - PhD student, North-Caucasian Federal University; Kulakova Prospekt, Stavropol Russia, 2355029; e-mail: [email protected]
Abstract
This article analyzes the results of empirical research of aggressiveness in managers depending on their group status. In addition, it presents issues of theoretical analysis of the problem of aggression in psychology. The practical application of the study is that the results can be used in the work of psychologists during professional consultations and recruitment.
Keywords: aggression, sociometric status, leader, outsider.
УДК 159.922.23
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Чернышова Инна Васильевна (Воронеж, Россия) - кандидат психологических наук, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ); ул. Ленина, 86; [email protected]
Аннотация
Рассматриваются значимые психологические и психофизиологические особенности студентов художественных специальностей в процессе их личностного становления в профессиональной деятельности. Изучены закономерности влияния психологических и психофизиологических особенностей на успешность в обучении и реализации художественного потенциала студентов. Ключевые слова: психологические и психофизиологические особенности, творческая деятельность, успешность обучения, художественный потенциал.
Актуализация личности в профессиональной деятельности во многом зависит от уровня профессиональной подготовки, направленности, мотивации, в том числе и ее индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей. В творческой деятельности для реализации художественного потенциала студентов учитывание индивидуальных качеств и потенциальных возможностей обучающихся имеет важное значение, так как в настоящее время большинство абитуриентов, поступающих на факультеты художественного образования, имеют недостаточный уровень художественной подготовки. Это заставляет обратить особое внимание на первых этапах их обучения на разную степень включенности студентов в активный творческий процесс, на способность эмоционального реагирования на окружающую действительность, развитость зрительных анализаторов.
Значимые идеи по проблеме изучения психологических и психофизиологических особенностей личности в творчестве рассматриваются работах П.К. Анохина, Е.И. Игнатьева, П.В. Симонова, Б.М. Теплова, Н.В. Рождественской, Т.А. Ратано-вой, В.Д. Шадрикова, П.Я. Якобсона и др. В работах этих и других исследователей подчеркивается, что уровень художественного потенциала определяется в целом генетической предрасположенностью человека к творчеству, но в большей степени зависит от условий развития. Успешность обучения в творческой деятельности во многом зависит от соответствия требований выполняемой деятельности способностям, профессиональным навыкам и умениям, познавательным, эмоциональным и волевым процессам, психофизиологическим особенностям: проявления темперамента личности, высшей нервной деятельности.
При обучении студентов художественных специальностей педагогу необходимо обращать внимание на развитие профессиональных важных качеств личности (А.В. Карпов, В.Д. Шадриков и др.), к которым относятся цветовая дифференциальная чувствительность, свойства зрительного анализатора, степень концентрации и переключаемости внимания, общая изобразительно-техническая сообразительность, равномерность и точность движений рабочей руки, зрительно-двига-
тельная координация, цветовая образная память и наглядно-действенное практическое мышление.
Целью нашего исследования является изучение закономерностей влияния психологических и психофизиологических особенностей на успешность учебно-профессиональной деятельности студентов, обучающихся на художественных отделениях. В течение нескольких лет (2000-2015 гг.) нами анализировался процесс реализации художественного потенциала с учетом психофизиологических состояний студентов. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов отделений дизайна и изобразительного искусства факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета. Были использованы следующие методики: методика изучения индивидуально-психологических черт личности (Г. Айзенка), тест-опросник (Я. Стреляу) изучения нейродинамических характеристик личности, методика «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко), тестовая методика диагностики эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонова), тест креативности Е.П. Торренса «Закончи рисунок», адаптированный тест И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой, художественно-графический тест «Картина мира» (Е.С. Романовой, О.Ф. Потемкина).
По результатам исследования выборки студентов были выделены три основные группы, которые отличались друг от друга по уровням развития художественного потенциала и индивидуально-психофизиологическим характеристикам личности. В некоторой степени на отнесение конкретного студента к той или иной группе учитывалась психологическая характеристика его темперамента.
Первая группа студентов характеризовалась высокой степенью силы возбуждения и подвижностью нервных процессов и низкой степенью силы торможения. Студенты данной группы быстро включались в работу и достигали высокой производительности, они способны легко переключаться от одного вида деятельности к другому. Однако испытуемые данной группы слабо контролировали себя в поведенческих реакциях, что иногда сопровождалось сильными кратковременными эмоциональными реакциями, неустойчивым настроением, несдержанностью в поведении. В творческой деятельности студенты этой группы способны к яркой выраженности эмоциональных переживаний, впечатлительности, эмпатии, наблюдательности, к самовыражению внутреннего мира субъективных переживаний. У них наблюдалась эмоциональная вовлеченность в процесс достижения цели продуктивной деятельности. В работах таких студентов присутствовала вариативность решения, была отмечена способность к генерированию оригинальных идей, гибкость, абстрактность и ассоциативность творческого мышления.
Для испытуемых второй группы характерны низкие значения силы возбуждения и подвижности нервных процессов, а также высокие показатели силы процессов торможения. Студентов данной группы медленно включались в творческий процесс, имели низкую степень творческой активности и работоспособности. У них наблюдался высокий уровень самоконтроля, уравновешенные реакции, устойчивое настроение, терпеливость, сдержанность. В творческой работе они не способны к высокой эмоциональной отзывчивости и к эмоциональному переживанию эстетической сущности воспринимаемой действительности. При выполнении заданий испытуемые этой группы характеризовались низкой степенью концентрации и переключаемости внимания, слабо выраженной способностью выполнять упражнения по общепринятым нормативным знаниям, приобретаемым в процессе обучения, несформированностью образных ассоциаций.
У испытуемых третьей группы отмечались высокие показатели силы возбуждения, силы торможения и подвижности нервных процессов. Данное обстоятельство свидетельствует о таких особенностях нервной системы этих студентов, которые позволяют им быть устойчивыми в различных ситуациях обучения, сохранять стабильность творческой активности в обучении, даже в ситуациях неудачи. Испытуемые данной группы легко включались в работу и могли долгое время работать без утомления. Для них свойственна гибкость поведения, частая смена настроения, быстрая реакция на окружающие события и неглубокие эмоциональные переживания. Во время выполнения учебно-творческих заданий испытуемые могли длительное время концентрировать свое внимание на его реализации и стремились довести начатое дело до конца.