СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 159.99
Смолонская Анна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
sergiusa v@mail. ш
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОСОБЫХ ДЕТЕЙ
Поставлена задача, рассмотреть психолого-педагогические аспекты к исследованию развития социальных компетенций у особых детей. Отмечена определенная разработка данной проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья подросткового возраста, детьми, не имеющими проблем в развитии. Существует определенное противоречие между растущей необходимостью и недостаточной изученностью содержания и технологии формирования социальных компетенций у особых детей дошкольного возраста. Данные аспекты существенно определяют развитие личности ребенка в условиях инклюзивного образования. Представлены результаты исследования.
Ключевые слова: право, правовые компетенции, дети с ограниченными возможностями здоровья, соблюдение прав, тревожность, неуверенность в себе, самооценка, правовое просвещение, формирование основ правовых знаний.
Исследования, посвященные проблеме формирования правовых знаний, в работе с особыми детьми были предприняты Б.П. Пузановым, представленные в исследовании «Правовое обучение и воспитание учащихся старших классов вспомогательной школы»; основы правового воспитания учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи рассмотрены С.Н. Фалько; различные аспекты по формированию правосознания подростков с нарушением интеллектуального развития разработаны в исследовании О.А. Кавинской; подходы к формированию правовой культуры у глухих старшеклассников представлены И.П. Лариной. Исследователи отмечают, что дети с ограниченными возможностями здоровья недостаточно социально адаптированы и защищены в обществе (что противоречит положению государственных и межгосударственных нормативных актов), поскольку знания о правах и обязанностях, ответственности и защите носят поверхностный характер и не связаны с практикой повседневного поведения.
Процессы интеграции и инклюзии имеют одно общее, а именно, возможность преодоления на более ранних этапах развития разделение, социальную изоляцию, таким образом, чтобы уменьшить побочные отрицательные воздействия на детей с ограниченными возможностями и способствовать повышению общности всех детей [6, с. 26].
В Конвенции ООН о правах ребенка в пункте 1, статьи 23 утверждается, что «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» [4, с. 22].Объективно существует определенное противоречие между рас-
тущей необходимостью и недостаточной изученностью содержания и технологии формирования социальных компетенций у особых детей. Данные аспекты существенно определяют развитие личности ребенка в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования: изучить особенности сфор-мированности правовых компетенций у особых детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 18, 21, 20, 28, 36, 41, 76; муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка - детского сада №35 г. Костромы; муниципального специального коррекционного образовательного учреждения детский сад - начальная школа №71 «Аист» и муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №75 «Медвежонок» г. Ногинска, Московской области. Исследованием было охвачено 340 реципиентов из них: 159 детей старшего дошкольного возраста (67 лет) - 49 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (соматогенного, психогенного, конституционального, церебрально-органического происхождения); 20 детей с нарушениями зрения (врожденная катаракта, сходящееся косоглазие, ранняя миопия, дальнозоркий астигматизм) 10 детей с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа); 80 детей, не имеющих проблем в развитии (контрольная группа); 159 родителей, воспитывающих детей экспериментальной и контрольной групп; 22 педагога.
Исследование проводилось с помощью следующих методик: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, направлен на выявление ситуаций вызывающих тревогу во взаимоотношениях с взрослыми и детьми, а так же в жизненных ситуациях; методика определения самооценки «Лесен-
122
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
© Смолонская А.Н., 2013
ка»; анкета для родителей (Е.В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т.С. Лагода); анкета для воспитателей (Т.Н. Доронова); опросник для детей старшего дошкольного возраста (Н.Н. Копытова, Р.А. Жукова, Т.Н. Доронова, Т.В. Макарова, Г.Ф. Ларионова, Л.К. Мячина, Т.А. Шорыгина) [1; 2; 3]. Анкетирование позволило выявить отношение к нарушению прав ребенка, юридическую и психолого-педагоги-ческую компетентность - в отношении взрослых и сформированность социальных компетенций -в отношении детей старшего дошкольного возраста.
В ходе психолого-педагогического исследования, по тесту тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен получены следующие результаты. Так у дошкольников, составивших экспериментальную группу (63% мальчиков и 75% девочек), выявлен высокий уровень тревожности. Высокая тревожность у детей обусловлена их недостаточной эмоциональной приспособленностью, адаптированно-стью к жизненным ситуациям. Следует отметить, что высокую тревожность испытывает больший процент мальчиков (56%), чем девочек (50%).Тре-вожность, порождаемая необходимостью вступать во взаимоотношения, контакты с взрослыми, несколько чаще выражена у мальчиков (63%), чем у девочек (50%). У дошкольников экспериментальной группы выявлен средний индекс тревожности 37% мальчиков и 25% девочек характеризуются тревожностью, которая проявляется в неопределенной ситуации, когда ребенок не показывает своего волнения, но его душевное состояние при этом напряжено. Низкого уровня тревожности в экспериментальной группе не наблюдалось. В целом по контрольной группе преобладают показатели средней тревожности: мальчики - 67%, девочки - 75%. У девочек контрольной группы зафиксированы весьма низкие индексы тревожности, связанной как с жизненными ситуациями (13%), так и с взаимоотношениями (25%).Все это свидетельствует о более высокой степени адаптивности детей, не имеющих проблем в развитии, к различным жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.
С целью исследования различных аспектов са-моотношения и осознания своего места в системе социальных связей мы использовали методику определения самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур) по данным методики были получены следующие результаты. У 70% дошкольников экспериментальной группы выявлена завышенная самооценка, дошкольники переоценивают себя, свои возможности и личные качества, не воспринимают объективной оценки взрослого, считают ее несправедливой. Это порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния, отрицательное отношение к взрослому, проявления упрямства и агрессивности. Заниженная самооценка диагностирована у 30% дошкольников, входящих в состав экспериментальной группы. По данным наблюдений и отзывам воспитателей имен-
но эти дети характеризуются повышенным уровнем тревожности, ожиданием неудач еще до начала выполнения заданий, наиболее выраженными проявлениями неуверенности в себе. В экспериментальной группе не выявлены дошкольники, с адекватной самооценкой. Адекватная самооценка наблюдалась в контрольной группе у 25% детей. Такие дети в состоянии реально оценивать свои возможности, соотносить их с требованиями взрослого.
Опрос детей старшего дошкольного возраста показал следующие данные. На вопрос, «Какие права существуют у человека?», 20% детей контрольной группы ответили, что их обижают, 80% детей не знали ответ, или же говорили «Нет никаких прав». 90% детей экспериментальной группы на данный вопрос не смогли ответить. 10% детей подразумевали иное значение термина «право»: «Есть права на машину, на большую машину, на мотоцикл, трактор». На вопрос: «Какие права есть у детей?» в контрольной группе прозвучали следующие ответы: 10% детей ответили - «родители любят», возможно, ребенок хотел данной фразой сказать, что есть право на любовь родителей. 30% детей ответили «играть, гулять, веселиться. Полученные ответы позволяют судить о понимании детьми данного вопроса. 60% детей не ответили на данный вопрос. Встречались ответы детей, в которых говорилось, что нет прав у детей, это связано либо о незнании прав, возможно, о наличии подобного мнения у членов семьи. В экспериментальной группе 90% детей не смогли ответить на данный вопрос, 10% ответили: «нет никаких прав у детей». На вопрос: «Какие обязанности имеют дети?», дошкольники контрольной группы отвечали, либо нет обязанностей, либо, есть обязанности, связанные с их бытом: 20% детей ответили- «убрать игрушки», «разложить диван», 10% - «не ломать игрушки», «не хулиганить». 70% не знают ответ на данный вопрос. В экспериментальной группе 10% детей дали ответы, связанные с условиями жизни, быта: «убрать игрушки». 90% детей не дали ответ на данный вопрос. На вопрос:«От чего нужно защищать детей?» - 20% детей экспериментальной группы ответили, что защищать нужно не только от «злых», но и «от людей», «от молнии», «от страшных снов», 60% детей не смогли ответить на данный вопрос. 40% детей контрольной группы ответили: «от хулиганов», 10% детей - «от молнии», «собак», «мальчиков». Дошкольники понимают, от каких опасностей их защищают взрослые люди, 50% детей не знают ответ на данный вопрос.
Анкетирование родителей, воспитывающих детей экспериментальной и контрольной групп оказало следующие данные. Основной контингент опрошенных составили женщины: в экспериментальной группе - 85%, в контрольной - 75%. Образование родителей экспериментальной группы: высшее 35%, среднее специальное 65%; в контрольной
группе: высшее 55%, среднее специальное 45%. В основном семьи экспериментальной и контрольной групп полные, состоящие из обоих родителей и ребенка (детей). Неполные семи в экспериментальной группе 25%, контрольной 10%.
Отвечая на вопрос анкеты:«Считаете ли Вы, что были нарушены права ребенка, если воспитатель в качестве наказания посадил ребенка на стул «подумать о своем поведении»?». Родители не отметили этот пункт как нарушающий права ребенка. Родители считают, что ударить ребенка означает нарушить его права. Родители экспериментальной 30% и контрольной 15% групп считают, что были нарушены права ребенка, если оставить его одного на несколько часов, уходя из дома по делам. На вопрос:«От кого чаще всего физически страдают дети?» - 50% родителей экспериментальной и 50% контрольной групп, ответили - «от сверстников на улице». Родители детей экспериментальной группы - 55% считают, что «обязаны заниматься воспитанием ребенка». В контрольной группе мнения на данный вопрос были различны: «быть хорошим родителем» - 25%, «воспитывать ребенка» - 25%, «заботиться о ребенке» - 20%, «считаться с мнением ребенка» - 15%, а так же «дать образование» -15%. «Конвенция о правах ребенка» имеет равное отношение ко всем участникам процесса воспитания ребенка, однако только 35% родителей экспериментальной группы так считают.
На вопрос: «Как Вы относитесь к высказыванию Тараса Бульбы «Я тебя породил - я тебя и убью!», в экспериментальной группе: 5% согласились, 5% ответили «ни как», 90% не согласны с данным высказыванием. Родители контрольной группы - 100% не согласились с подобным утверждением. Указание типичных ситуаций, в которых родителям приходится прибегать к наказаниям ребенка, в экспериментальной группе 40% ответили «непослушание ребенка», так же «грубость и агрессия у ребенка» - 25%, «ребенок устраивает истерику» - 15%, «делает на зло» - 10% и «грубит» -10%. У родителей контрольной группы ответы указывали на такие ситуации, как например: «делает на зло» - 25%, «лентяйничает» - 20%,«отказ от еды» - 10%, «обижает других» - 10%, так же родители указали на то, что «наказания не происходят» - 35%. Отвечая на вопрос, «Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к детям?», в экспериментальной группе указали: «ремень» - 15%, «нашлепать» -10%, «подзатыльник» - 5%. Пункт 1 статьи 65 «Семейного кодекса Российской Федерации» гласит, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию [5]. В контрольной группе, 25% родители применяют «строгий выговор».
«Что раздражает Вас в Вашем ребенке?», 40% родителей экспериментальной группы считают, что
«неуравновешенность». 25% родителей раздражает в ребенке «упрямство», 20% «медлительность», 15% «говорит не правду», 5% «ничего не раздра-жает».Родителям экспериментальной группы в воспитании особых детей необходимо знать и учитывать особенности развития. Родителей контрольной группы раздражает в ребенке 35% «непослушание», 15% «упрямство», 15% «употребление плохих слов», 5% «баловство» и 25% «ничего не раздражает». При оценке родителями своей компетентности: в экспериментальной группе компетентными ощущают себя 40% родителей - «у нас почти все получается так, как мы хотим» - 20%; «все будет в порядке: мы выросли - и они вырастут» -20%, 60% родителей неуверенны в своей компетентности - «ребенок у нас хороший, но мы чувствуем себя не уверенно» - 30%; «мы все время знакомимся с рекомендациями по воспитанию детей» - 20%; «не уверены, что действуем правильно» - 10%. Компетентными ощущают себя в контрольной группе 85% родителей. Результат опроса о делегировании ответственности показал, что в экспериментальной группе 50% родителей считают, что «родители и сотрудники учреждений образования в равной степени отвечают за воспитание детей», 25% «педагоги и психологи могут помочь только советом -действовать все равно должны в первую очередь мы, родители» и 25% «хотели бы, чтобы заботу о перевоспитании нашего ребенка взяли на себя педагоги - ведь это их профессия». В контрольной группе 60% «педагоги и психологи могут помочь только советом - действовать все равно должны в первую очередь мы, родители», 40% считают, что «родители и сотрудники учреждений образования в равной степени отвечают за воспитание детей». Родители контрольной группы не склонны переадресовывать ответственность за воспитание ребенка дошкольному образовательному учреждению.
Педагогам экспериментальной и контрольной групп была предложена анкета, в которой предлагалось ответить на ряд вопросов касающихся различных аспектов правовой культуры и сотрудничества с родителями по формированию правовых знаний. Возрастной ценз педагогов составил от 2553 лет, образование высшее. Педагогический стаж у педагогов обеих групп превышает пять лет, что говорит о достаточном опыте работы с детьми.
Отвечая на вопрос: «Какие документы о правах ребенка Вы знаете?», педагоги экспериментальной группы указали на «Конвенцию о правах ребенка» 100%. Педагоги контрольной группы так же указали на «Конвенцию о правах ребенка» - 50% и «Семейный кодекс» - 50%. Педагоги экспериментальной и контрольной групп дали сходные ответы на вопрос, «Какие права детей Вы знаете?»:«Право на образование», «Право на воспитание», «На безопасное условие жизни», «На приемлемый уровень жизни», «На достаточное питание», «На от-
124
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19
дых», «На медицинский уход», «Говорить на родном языке».Ответственны за охрану прав детей, по мнению педагогов экспериментальной и контрольной групп - «родители, воспитатели и учителя», а также «органы опеки».На вопрос: «Что может сделать учреждение для защиты прав детей?» педагоги экспериментальной группы ответили, что «просвещать родителей и детей»,образовательное учреждение может вовремя сообщить в соответствующие органы о насилии в семье и о других нарушениях; контрольной группы - «соблюдать права». Однако, что бы «просвещать родителей и детей» и «соблюдать права», необходимо обладать знаниями в области правовых документов. Отвечая на вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли давать дошкольнику знания о правах и обязанностях человека (ребенка)?» педагоги обоих групп дали краткий ответ - «да». Кроме того, по мнению педагогов экспериментальной группы это необходимо это делать, для того чтобы ребенок уважал себя и других людей - 25%, рос свободным, полноправным гражданином и мог защищать свои права - 25%. На вопрос: «Зачем ребенку давать знания о правах человека (ребенка)?» педагоги экспериментальной и контрольной групп, прежде всего, обозначили «для уверенности в себе» - 50%, считают, что если ребенок будет знать права, то будет уверенным в себе. Так же воспитатели экспериментальной группы дали ответы «для жизни» - 25% и «защитить себя» - 25%, в этом случае так же ребенок будет уверенным в себе, что бы защитить себя в жизни. В контрольной группе - «для активного пользования своими правами» -50%, для уверенности в себе- 50%. На вопрос: «Где ребенок может получить знания о своих правах?», у воспитателей экспериментальной группы мнения разделились, 50% ответили - «в дошкольном учреждении» и 50% «предоставить, это сделать родителям». Формирование правовых знаний, адресуют педагоги к родителям, обуславливая тем, что надо изучить необходимую литературу и подобрать соответствующие методы работы. По мнению педагогов контрольной группы (100%), знания о своих правах, ребенок может получить«на занятиях» - в образовательном учреждении.
Результаты, полученные, в ходе исследования позволили сделать следующие выводы: 1) дети с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с нормально развивающимися сверстниками более зависимы от взрослых, испытывают агрессию, идущую со стороны родителей; 2) особые дети чувствуют себя более слабыми и неуверенными по отношению к окружающим, в то время как нормально развивающиеся сверстники чувствуют себя достаточно уверенными; 3) у особых детей наблюдается низкая самооценка и отсутствие адекватной самооценки, в то время как у нормально развивающихся сверстников, наоборот, низкая самооценка не наблюдается, присутствует адекватная
самооценка; 4) дети с ограниченными возможностями характеризуются повышенным уровнем тревожности, связанным как с жизненными ситуациями, так и с взаимоотношениями с взрослыми и детьми; 5) у дошкольников с ограниченными возможностями не сформированы социальные компетенции, они не знают, какими правами они обладают. Особые дети характеризуются, наиболее выраженными проявлениями неуверенности в себе, что проявляется в заниженной самооценке и высоком уровне тревожности. Исследование показало также, что у родителей, с одной стороны, были выявлены особенности понимания прав ребенка. В то же время, для родителей, воспитывающих особых детей, характерно более частое проявление агрессии по отношению к ребенку, в том числе и применение физического наказания. Кроме того, правовое сознание родителей в воспитании детей недостаточно сформировано, так 25% из числа опрошенных делегируют ответственность за воспитание ребенка на образовательное учреждение. Педагоги образовательных учреждений понимают необходимость работы в направлении формирования основ правовых знаний, однако теоретически и практически к данной работе не подготовлены.
В связи с этим, определены перспективы работы с детьми и взрослыми в направлении формирования правовых компетенций: 1) более тщательной диагностики личностных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и учет ее результатов в разработке целостных программ; 2) повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, воспитывающих особых детей; 3) организацию совместной деятельности взрослых и детей для выработки кодекса поведения.
Библиографический список
1. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. - М.: Просвещение, 2006. - 143 с.
2. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / авт.-сост.: Е.В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т.С. Лагода, Н.М. Степина. - М.: АРКТИ, 2004. - 88 с.
3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. - 160 с.
4. Права ребенка. Сборник международных и российских законодательных актов. - М.: Новая волна, 1999. - 130 с.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ. - М.: Омега-Л, 2011. -65 с.
6. Burli A. Integration und Inklusion aus internationaler Sicht / A. Burli, U. Strasser, A. D Stein. - Julius Klikhardt, 2009. - 336 p.