Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / БУДУЩИЕ ВРАЧИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Татьяна Владимировна

Введение. Актуальность статьи обусловлена отсутствием психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств (ПВК) у студентов медицинских вузов и требованиями, предъявляемыми к выпускнику социальным «заказом» и требованиями профессионального стандарта и ФГОС ВО. Целью статьи является теоретическое и экспериментальное обоснование подходов к формированию ПВК будущих врачей. Теоретический анализ. Проанализированы подходы к формированию комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей. В составе комплекса ПВК выделены группы личностных качеств, характеристик самоактуализирующейся личности, волевых свойств и ценностных ориентаций, необходимых для эффективной работы врача. Эмпирический анализ. Использование различных подходов в разных формах и методах просветительской и психокоррекционной работы позволило улучшить показатели комплекса ПВК личности будущего врача. Методами математической статистики проведен анализ изменений в полученных показателях после участия в экспериментальной программе. Заключение. Результаты эксперимента позволили оценить эффективность применения личностно-ориентированного, компетентностного, аксиологического и деятельностного подходов в рамках модели формирования ПВК личности будущего врача, что находит свое практическое применение в подготовке студентов медицинских вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTICLE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF A COMPLEX OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PERSONALITY TRAITS OF FUTURE DOCTORS

Introduction. The relevance of the article is due to the lack of psychological and pedagogical support for the formation of professionally important qualities (PIQ) among medical university students and the requirements imposed on the graduate by the social “order” and the requirements of the professional standard and the Federal State Educational Standard. The purpose of the article is the theoretical and experimental substantiation of approaches to the formation of PIQ of future doctors. Theoretical analysis. The author has carried out a theoretical analysis of approaches and conducted an experiment on their implementation within the framework of approbation and implementation of a model for the formation of a complex of professionally important personality traits of future doctors. As part of the complex of PIQ, groups of personal qualities, characteristics of a self-actualizing personality, volitional properties and value orientations necessary for the effective work of a doctor are identified. Empirical analysis. The use of different approaches in various forms and methods of educational and psychocorrective work allowed to improve the indicators of the complex of PIQ of the future doctor. The analysis of changes in the obtained indicators after participation in the experimental program was carried out by methods of mathematical statistics. Conclusion. The data allowed us to evaluate the effectiveness of the application of personality-oriented, competence-based, axiological and activity-based approaches within the framework of the model of the formation of the PIQ of the future doctor, which finds its practical application in the training of medical students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ»

ПСИХОЛОГИЯ

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 185-191

Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 2, pp. 185-191 https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-185-191

EDN: MFTLUC

Научная статья УДК 159.9

Психолого-педагогические подходы к формированию комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей

Т. В. Герасимова

Самарский филиал Московского городского педагогического университета, Россия, 443092, г. Самара, ул. Стара Загора, д. 76

Медицинский университет «Реавиз», Россия, 443092, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 227

Герасимова Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры реабилитологии и сестринского дела, ul.h2015@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6551-6353

Аннотация. Введение. Актуальность статьи обусловлена отсутствием психолого-педагогического сопровождения формирования профессионально важных качеств (ПВК) у студентов медицинских вузов и требованиями, предъявляемыми к выпускнику социальным «заказом» и требованиями профессионального стандарта и ФГОС ВО. Целью статьи является теоретическое и экспериментальное обоснование подходов к формированию ПВК будущих врачей. Теоретический анализ. Проанализированы подходы к формированию комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей. В составе комплекса ПВК выделены группы личностных качеств, характеристик самоактуализирующейся личности, волевых свойств и ценностных ориентаций, необходимых для эффективной работы врача. Эмпирический анализ. Использование различных подходов в разных формах и методах просветительской и психокоррекционной работы позволило улучшить показатели комплекса ПВК личности будущего врача. Методами математической статистики проведен анализ изменений в полученных показателях после участия в экспериментальной программе. Заключение. Результаты эксперимента позволили оценить эффективность применения личностно-ориентированного, компетентностно-го, аксиологического и деятельностного подходов в рамках модели формирования ПВК личности будущего врача, что находит свое практическое применение в подготовке студентов медицинских вузов.

Ключевые слова: психологические подходы, формирование профессионально важных качеств, студенты медицинского вуза, будущие врачи, психолого-педагогические условия, самоактуализирующиеся характеристики личности

Для цитирования: Герасимова Т. В. Психолого-педагогические подходы к формированию комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 185-191. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-185-191, EDN: MFTLUC

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ

Article

Psychological and pedagogical approaches to the formation of a complex of professionally important personality traits of future doctors

T. V. Gerasimova

Samara Branch of the Moscow City Pedagogical University, 76 Stara Zagora St., Samara 443092, Russia

Medical University "Reaviz", 227 Chapaevskaya St., Samara 443092, Russia

Taiana V. Gerasimova, ul.h2015@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6551-6353

Abstract. Introduction. The relevance of the article is due to the lack of psychological and pedagogical support for the formation of professionally important qualities (PIQ) among medical university students and the requirements imposed on the graduate by the social "order" and the requirements of the professional standard and the Federal State Educational Standard. The purpose of the article is the theoretical and experimental substantiation of approaches to the formation of PIQ of future doctors. Theoretical analysis. The author has carried out a theoretical analysis of approaches and conducted an experiment on their implementation within the framework of approbation and implementation of a model for the formation of a complex of professionally important personality traits of future doctors. As part of the complex of PIQ, groups of personal qualities, characteristics of a self-actualizing personality, volitional properties and value orientations necessary for the effective work of a doctor are identified. Empirical analysis. The use of different approaches in various forms and methods of educational and psychocorrective work allowed to improve the indicators of the complex of PIQ of the future doctor. The analysis of changes in the obtained indicators after participation in the experimental program was carried out by methods of mathematical statistics. Conclusion. The data allowed us to evaluate the effectiveness of the application of personality-oriented, competence-based, axiological and activity-based approaches within the framework of the model of the formation of the PIQ of the future doctor, which finds its practical application in the training of medical students. Keywords: psychological approaches, formation of professionally important qualities, medical university students, future doctors, psychological and pedagogical conditions, self-actualizing personality characteristics

For citation: Gerasimova T. V. Psychological and pedagogical approaches to the formation of a complex of professionally important personality traits of future doctors. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 2, pp. 185-191 (in Russian). https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-185-191, EDN: MFTLUC

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

В настоящее время повышаются требования к выпускникам медицинских вузов - будущим врачам, которые должны обладать не только необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и определенным набором личностных качеств и свойств, определяющим эффективность будущей профессиональной деятельности. Средствами общеобразовательных и специальных дисциплин в процессе обучения сформировать необходимый уровень профессионально важных качеств личности врача не представляется возможным. Необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса формирования ПВК в медицинских вузах и определила актуальность исследования.

Теоретический анализ

В современной психологии существуют разные классификации профессионально важных качеств врача, разные подходы к их формированию. Структура ПВК врача представлена разнообразными наборами качеств и свойств, начиная от физических, антропологических и физиологических характеристик особенностей когнитивных процессов [1], индивидуальных особенностей познавательных процессов [2],

особых интерперсональных навыков [3], и заканчивая духовно-нравственными качествами личности [4, 5]. Разные исследователи выделяют разные этапы, стадии и закономерности профессионального развития [6]. Общими для них являются непроизвольность и неконтролируемость процесса формирования ПВК в ходе профессионального обучения.

Эмпирический анализ

Необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов медицинского вуза с целью подготовки специалиста высокого уровня [7] привела к созданию модели формирования комплекса ПВК личности будущих врачей. Методологической основой модели выступили личностно-ориентированный, компетент-ностный, аксиологический и деятельностный подходы.

Для выделения значимых в профессиональной деятельности врача качеств личности была сформирована экспертная группа. Путем факторного анализа была установлена взаимосвязь между отдельными качествами личности и эффективностью профессиональной деятельности [8]. В результате был выделен комплекс ПВК личности врача, включающий личностные качества (интернальность, эмпатия, сензитив-

ность, контактность, креативность), качества самоактуализирующейся личности (самопринятие, самоуважение, синергичность), волевые свойства (самоконтроль за своим поведением в группе, спонтанность, гибкость поведения), ценностные ориентации на «модус бытия» как идеи служения людям в профессиональной деятельности врача. Становление вышеуказанных качеств в период обучения в вузе возможно только при наличии определенных психолого-педагогических условий, включающих в себя наличие установки на учебно-познавательную и профессиональную деятельность, реконструкции жизненных ценностей и изменения представлений обучающихся о самих себе как субъектах профессиональной деятельности.

Формирование комплекса ПВК личности будущих врачей должно базироваться на таких подходах, которые обеспечивают работу психологической службы по преодолению трудностей, связанных со становлением личности будущего врача. Выработка качеств самоактуализирующейся личности обеспечивается использованием просветительского направления работы и реализацией личностно-ориен-тированного подхода, развитие личностных качеств, волевых способностей и формирование установок в мотивационно-потребностной сфере - использованием тренинговой работы и реализацией деятельностного подхода; выстраивание жизненных ориентаций на «модус бытия» как наивысшей ценности служения людям в профессиональной деятельности врача - использованием консультативной работы и реализацией аксиологического и компетентност-ного подходов. Назначением личностно-ори-ентированного подхода к формированию ПВК личности будущего врача является направленность на учет личностных особенностей каждого студента, что обеспечивает формирование личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности: интерналь-ности, сензитивности, контактности, креативности, эмпатии. Назначением деятельностного подхода является создание социально-психологических установок на учебно-познавательную и профессиональную деятельность, развитие навыков саморегуляции наряду с выработкой необходимых навыков и умений [9]. Целью компетентностного подхода в формировании комплекса ПВК личности является развитие у студентов представлений о самопознании, самоуважении, самопринятии и саморазвитии. Аксиологический подход направлен на создание жизненных ориентаций на «модус бытия» как наивысшую ценность служения людям в

профессиональной деятельности врача, творчество, созидательный труд, здоровье, общение, активную жизненную позицию.

Внедрение и апробация модели формирования комплекса ПВК личности будущих врачей осуществлялись в процессе реализации экспериментальной программы, которая включает 3 блока: теоретический, коррекционно-развивающий, обучающе-формирующий. Полученные теоретические знания закрепляются и отрабатываются путем погружения в игровые и рефлексивные задачи [10].

Теоретический блок реализуется в формах мини-лекций, групповой дискуссии, мозгового штурма и включает темы о профессионализме врача, психологии самопознания и саморазвития, мотивах и потребностях, ценностных ориентаци-ях и направленности личности врача.

Коррекционно-развивающий блок осуществляется с применением рефлексивных упражнений, тренингов, психологического консультирования, с помощью работы с кейсами и состоит из следующих тематических разделов: самоконтроля и саморегуляции, общения в профессиональной деятельности, профессионального врачебного взаимодействия. Данный блок также предполагает диагностические процедуры, направленные на выявление уровня и степени сформированности комплекса ПВК личности будущего врача.

Обучающе-формирующий блок включает отработку и закрепление навыков эмоциональной саморегуляции и самоконтроля студентов в процессе профессионального общения; по-требностно-мотивационных установок на учебно-познавательную и профессиональную деятельность и осуществляется в форме групповой дискуссии и создания квазипрофессиональных ситуаций.

В реализации программы принимали участие 90 обучающихся V курса медицинского университета (экспериментальная группа). 90 обучающихся V курса медицинского университета, не принимавшие участия в программе, составили контрольную группу. Студенты были обследованы при помощи психодиагностических методик («Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана, опросник В. И. Моро-сановой «Стиль саморегуляции поведения», опросник исследования уровня субъективного контроля Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда, самоактуализационный тест Э. Шостром, методика дигностики уровня эмпатии В. В. Бойко) до и после участия в эксперименте. В качестве статистического метода был использован критерий Вилкоксона.

Проведенный анализ показателей комплекса ПВК личности будущих врачей свидетельствует о статистически значимых изменениях в показателях личностных качеств эмпатии, интернальности, сензитивности, контактности,

%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

креативности благодаря применению личност-но-ориентированного подхода, реализуемого в коррекционно-развивающем блоке модели формирования ПВК личности будущих врачей (рис. 1).

I До участия в программе После участия в программе

Рис. 1. Динамика показателей личностных качеств в экспериментальной группе (цвет

онлайн)

Fig. 1. Dynamics of indicators of personal qualities in the experimental group (color online)

Достоверность данных исследования подтверждена методами математической статистики (критерий Вилкоксона). Суммарный показатель эмпатии (Ъ = -3,486); общий показатель интернальности (Ъ = -4,023); сензитивность (Ъ = -1,32); контактность (Ъ = -1,762); креативность (2 = -3,662) при р < 0,01.

Также наблюдается рост показателей самоактуализирующейся личности: самоуважение,

самопринятие, синергичность благодаря ком-петентностному подходу в формировании ПВК личности будущего врача в теоретическом блоке программы (таблица).

Расчет различий до и после участия в программе показал достоверность данных по самоуважению (Ъ = -1,183); самопринятию -(Ъ = - 073); синергичности (Ъ = -1,683) при р < 0,01.

Динамика показателей самоактуализирующихся качеств в экспериментальной группе Table 1. Dynamics of indicators of self-actualizing qualities in the experimental group

Характеристика самоактуализирующейся личности ДО участия в программе ПОСЛЕ участия в программе

низкий средний высокий низкий средний высокий

Самоуважение 16,7 13,3 70 13,3 10 76,7

Самопринятие 13,3 70 16,7 6,7 53,3 40

Синергичность 0 20 80 0 16,7 83,3

В волевых свойствах личности также произошли изменения по показателям саморегуляции, гибкости и спонтанности поведения (рис. 2). Рост данных показателей связан с применением деятельностного подхода с использованием форм и методов обучающе-формирующего блока программы формирования комплекса ПВК личности будущих врачей.

Расчет различий в диагностических показателях методом Вилкоксона составил по саморегуляции Ъ = -0,755; по гибкости Ъ = -4,507; по спонтанности Ъ = -3,602 при р < 0,01.

Полученные данные свидетельствуют о реконструкции ценностных ориентаций будущих врачей. Произошло снижение количества студентов с преобладанием модуса обладания

%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

I До участия в программе

После участия в программе

Гибкость

Сспонтанность

Саморегуляция

Рис. 2. Динамика показателей волевых свойств в экспериментальной группе (цвет

онлайн)

Fig. 2. Dynamics of indicators of volitional properties in the experimental group (color

online)

и увеличение количества студентов с преобладанием модуса бытия. Модус бытия как ценностная ориентация представляет собой высший этап профессионального становления врача в варианте модуса служения людям и включает в себя мотивы общей и творческой активности, социальной полезности, бескорыстности [11]. В противоположность модус обладания характеризуется мотивами

%

70 60 50 40 30 20 10 0

материальной выгоды, социального статуса и комфорта. Развитие модуса бытия и снижение модуса обладания приближает показатели ПВК к идеальной модели врача и становится возможным благодаря аксиологическому подходу, осуществляемому в обучающе-формирующем и теоретическом блоках программы формирования комплекса ПВК личности будущих врачей (рис. 3).

|До участия в программе После участия в программе

Модус обладания

Модус бытия

Рис. 3. Динамика показателей ценностных ориентаций в экспериментальной группе

(цвет онлайн)

Fig. 3. Dynamics of indicators of value orientations in the experimental group (color online)

Использование углового коэффициента Фишера подтвердило достоверность различий в процентных соотношениях модуса бытия и модуса обладания в группе до и после участия в программе (ф* = 2,0; р < 0,05). Достоверно значимых отличий показателей комплекса ПВК личности в показателях контрольной группы не выявлено [12].

Заключение

В результате участия в программе формирования ПВК личности будущих врачей произошли изменения в сторону роста показателей комплекса ПВК. Полученные результаты подтверждают эффективность выбранных подходов к созданию психолого-педагогических

условий формирования ПВК личности будущих врачей и могут использоваться в системе медицинского и других видах гуманитарного образования.

Список литературы

1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М. : ПЕР СЭ, 2006. 153 с.

2. Ясько Б. А. Психология профессиональной деятельности. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача // Психологический журнал. 2004. № 3. С. 71-81.

3. Соловьева С. Л. Индивидуально-психологические особенности личности врача. СПб. : СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2001. 54 с.

4. Фабулова М. А. Формирование нравственного сознания студентов - будущих врачей средствами иностранного языка: учебно-методическое пособие. М. : Издательство Русско-американского университета, 2012. 87 с.

5. Филоненко Н. М. Психологические аспекты становления личности будущего врача в условиях вузовского обучения // Высшее образование Украины в контексте интеграции к европейскому образовательному пространству: материалы VII Международной научно-практической конференции. Киев : Национальный университет имени Т. Г. Шевченко, 2012. С. 333-340.

6. Васильков А. М., Василькова А. П. Формирование и развитие профессиональных качеств врачей // Ананьевские чтения - 2001: тезисы научно-практической конференции / под общ. ред. А. А. Крылова, В. Я. Якунина. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. С. 145-146.

7. Митина Л. М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: учебное пособие для практических психологов. Кемерово : Кемеровский ОИУУ, 1996. 49 с.

8. Герасимова Т. В. Взаимосвязь комплекса профессионально важных качеств врача с эффективностью профессиональной деятельности // Наукосфера. 2022. № 9 (2). С. 80-84.

9. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 480 с.

10. Лунина Н. А., Филозоп А. А. Учебная деловая игра в образовательном процессе подготовки врача-стоматолога в медицинском вузе // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза : МЦНС «Наука и просвещение», 2018. С. 206-209.

11. Фромм Э. Иметь или быть. М. : Прогресс, 1990. 115 с.

12. Герасимова Т. В., Корнилова О. А. Опыт реализации модели психолого-педагогического сопровождения

формирования комплекса профессионально важных качеств личности будущих врачей в медицинском вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 09 (74). С. 24-32. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ opyt-realizatsii-modeli-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya-kompleksa-profes-sionalno-vazhnykh-kachestv-lichnosti-budushhikh--vrachej-v-meditsinskom-vuze.html (дата обращения: 19.09.2022).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bodrov V. A. Psihologiya professionalnoi prigodnosti [Psychology of Professional Fitness]. Moscow, PER SE, 2006. 153 p. (in Russian).

2. Yasko B. A. Psychology of professional activity. Expert analysis of professionally important qualities of a doctor. Psychological Journal, 2004, no. 3, pp. 71-81 (in Russian).

3. Solovyova S. L. Individualno-psihologicheskie osoben-nosti lichnosti vracha [Individual Psychological Characteristics of a Doctor's Personality]. St. Petersburg, I. I. Mechnikov SPbSMA Publ., 2001. 54 p. (in Russian).

4. Fabulova M. A. Formirovanie nravstvennogo soznaniya studentov-budushchih vrachei sredstvami inostran-nogo yazyka [Formation of Moral Consciousness of Students - Future Doctors by Means of a Foreign Language: An Educational and Methodological Manual]. Moscow, Publishing House of the Russian-American University, 2012. 87 p. (in Russian).

5. Filonenko N. M. Psychological aspects of the formation of the personality of a future doctor in the conditions of university education. Vyssheye obrazovaniye Ukrainy v kontekste integratsii k evropeyskomu obrazovatel'nomu prostranstvu: materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Higher education of Ukraine in the context of integration to the European educational space: Abstracts of the VII International scientific and practical conference]. Kyiv, Taras Shevchenko National University, 2012, pp. 333-340 (in Russian).

6. Vasilkov A. M., Vasilkova A. P. Formation and development of professional qualities of doctors. In: A. A. Krylov, B. Ya. Yakunina, total ed. Anan'evskie chteniya - 2001 [Ananiev Readings 2001: Abstracts of the scientific and practical conference]. St. Petersburg, Sankt-Petersburgskiy universitet, 2001, pp. 145-146 (in Russian).

7. Mitina L. M. Psihologicheskaya diagnostika kom-munikativnyh sposobnostey uchitelya [Psychological Diagnostics of Teacher's Communicative Abilities]. Kemerovo, Kemerovskii OIUU Publ., 1996. 49 p. (in Russian).

8. Gerasimova T. V. Interrelation of the complex of professionally important qualities of a doctor with the effectiveness of professional activity. Naukosfera [The Sciencosphere], 2022, no. 9 (2), pp. 80-84 (in Russian).

9. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Y. Psihologiya truda i chelovecheskogo dostoinstva [Psychology of Labor and Human Dignity]. Moscow, Akademia, 2007. 480 p. (in Russian).

10. Lunina N. A., Filozop A. A. Educational business game in the educational process of training a dentist at a medical university. In: Prioritety pedagogiki i sovremennogo obrazovaniya: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Priorities of pedagogy and modern education: A collection of articles of the International scientific and practical conference]. Penza, MTsNS "Nauka i Prosveschenie" Publ., 2018, pp. 206-209 (in Russian).

11. Fromm E. Imet' ili byt' [To Have or to Be]. Moscow, Progress, 1990. 115 p. (in Russian).

12. Gerasimova T. V., Kornilova O. A. The experience of implementing a model of psychological and pedagogical support for the formation of a complex of professionally important personality qualities of future doctors in a medical university. Mir pedagogiki i psikhologii: mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal (World of Pedagogy and psychology: International scientific and practical journal), 2022, no. 09 (74), pp. 24-32. Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/opyt-realizatsii-modeli-psikhologo-pedagogicheskogo-so-provozhdeniya-formirovaniya-kompleksa-professional-no-vazhnykh-kachestv-lichnosti-budushhikh-vrachej-v-meditsinskom-vuze.html (accessed 9 September 2022) (in Russian).

Поступила в редакцию 28.02.2023; одобрена после рецензирования 16.03.2023; принята к публикации 27.03.2023 The article was submitted 28.02.2023; approved after reviewing 16.03.2023; accepted for publication 27.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.