Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ / МОДУС БЫТИЯ / МОДУС ОБЛАДАНИЯ / САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Татьяна Владимировна, Корнилова Ольга Алексеевна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования ценностных ориентаций личности студентов медицинских вузов для их эффективной профессиональной деятельности. Обучение в медицинском вузе представляет собой достаточно многогранный процесс оптимального развития и воспитания цельной личности студента и содержит в себе не только овладение специальными профессиональными компетенциями, но, в первую очередь, развитие личности профессионала медицинской сферы деятельности. Цель настоящей статьи заключается в исследовании результатов внедрения программы психолого-педагогической программы сопровождения формирования личностно-мотивационных компонент профессионально-важных качеств студентов-медиков, способствующих эффективности их профессиональной деятельности. Проведенное авторами исследование показало динамику показателей личностно-мотивационной сферы обучающихся после участия в данной программе. В статье проведен обзор блоков программы, её этапов. Для оценки результативности программы психолого-педагогической программы сопровождения формирования личностно-мотивационных компонент профессионально-важных качеств студентов-медиков отобран комплекс методик для диагностирования таких характеристик как стили саморегуляции поведения, уровень субъективного контроля, виды учебной мотивации студентов, уровни соотношения «ценности и доступности» в различных жизненных сферах, внутриличностного конфликта и внутреннего вакуума, черты самоактуализирующейся личности, уровень эмпатии и каналы эмпатии, мотивационная структура личности. В результате участия студентов-медиков в разработанной психолого-педагогической программе скорректировались такие показатели как качества самоактуализирующейся личности: ориентация во времени, гибкость поведения, взгляд на природу человека, самопринятие, познавательные потребности, креативность; саморегуляция; ценностные ориентации, ценности здоровье, любовь, верные друзья, познание, счастливая семейная жизнь; моральнонравственные ориентации, уверенность в себе; интернальность в межличностных и производственных отношениях; проникающая способность эмпатии; установки на процесс и труд; профессиональные мотивы, учебно-познавательные мотивы и мотив творческой самореализации; повышение показателей модуса бытия и снижение показателей модуса обладания. Снижение значимости таких показателей как ценности красота природы и искусства, материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе, свобода; вакуум по ценностям верные друзья, познание, творчество; установка на эгоизм; уровень мотива избегания. Полученные авторами закономерности позволили сделать вывод об эффективности программы и перспективе её дальнейшей разработки. Статья предназначена для работников системы медицинского и другого гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимова Татьяна Владимировна, Корнилова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERSONAL AND MOTIVATIONAL COMPONENTS OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF MEDICAL STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS

The relevance of the article is determined by the need to form the value orientations of the personality of medical students for their effective professional activity. Training in a medical university is a rather multi-faceted process of optimal development and education of the whole personality of the student and contains not only the acquisition of special professional competencies, but, first of all, the development of the personality of a professional in the medical field. The purpose of the article is to study the results of the implementation of the program of the psychological and pedagogical program of support for the formation of personal and motivational components of professionally important qualities of medical students that contribute to the effectiveness of their professional activities. The study conducted by the authors showed the dynamics of the indicators of the personal and motivational sphere of students after participation in this program. The article provides an overview of the program blocks and its stages. To assess the effectiveness of the program of the psychological and pedagogical program of support for the formation of personal and motivational components of professionally important qualities of medical students, a set of methods was selected for diagnosing such characteristics as styles of self-regulation of behavior, the level of subjective control, types of educational motivation of students, the levels of the ratio of "value and accessibility" in various spheres of life, intrapersonal conflict and internal vacuum, traits of a self-actualizing personality, the level of empathy and channels of empathy, the motivational structure of the individual. As a result of the participation of medical students in the developed psychological and pedagogical program, such indicators as the qualities of a self-actualizing personality were adjusted: orientation in time, flexibility of behavior, view of human nature, self-acceptance, cognitive needs, creativity; self-regulation; value orientations, values of health, love, loyal friends, cognition, happy family life; moral and moral orientations, self-confidence; internality in interpersonal and industrial relations; penetrating ability of empathy; attitudes to process and work; professional motives, educational and cognitive motives and the motive of creative self-realization; increasing the indicators of the mode of being and reducing the indicators of the mode of possession. Reducing the importance of such indicators as the values of beauty of nature and art, financially secure life, self-confidence, freedom; a vacuum in the values of loyal friends, knowledge, creativity; an attitude to selfishness; the level of the motive of avoidance. The regularities obtained by the authors allowed us to draw a conclusion about the effectiveness of the program and the prospects for its further development. The article is intended for employees of the system of medical and other humanitarian education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №3, Том 9 / 2021, No 3, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-3 -2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN321.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Герасимова Т.В., Корнилова О. А. Развитие личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств студентов-медиков в процессе обучения // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №3, https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN321.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gerasimova T.V., Kornilova O.A. (2021). Development of personal and motivational components of professionally important qualities of medical students in the learning process. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN321.pdf (in Russian)

Герасимова Татьяна Владимировна

ЧУ ОО ВО «Медицинский университет «Реавиз», Самара, Россия

Старший преподаватель E-mail: ul.h2015@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6551-6353

Корнилова Ольга Алексеевна

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Филиал в г. Самара, Самара, Россия Профессор

Доктор психологических наук, доцент E-mail: oa.kornilova30@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=351448

Развитие личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств студентов-медиков в процессе обучения

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования ценностных ориентаций личности студентов медицинских вузов для их эффективной профессиональной деятельности. Обучение в медицинском вузе представляет собой достаточно многогранный процесс оптимального развития и воспитания цельной личности студента и содержит в себе не только овладение специальными профессиональными компетенциями, но, в первую очередь, развитие личности профессионала медицинской сферы деятельности. Цель настоящей статьи заключается в исследовании результатов внедрения программы психолого-педагогической программы сопровождения формирования личностно-мотивационных компонент профессионально-важных качеств студентов-медиков, способствующих эффективности их профессиональной деятельности. Проведенное авторами исследование показало динамику показателей личностно-мотивационной сферы обучающихся после участия в данной программе. В статье проведен обзор блоков программы, её этапов. Для оценки результативности программы психолого-педагогической программы сопровождения формирования личностно-мотивационных компонент профессионально-важных качеств студентов-медиков отобран комплекс методик для диагностирования таких характеристик как стили саморегуляции поведения, уровень субъективного контроля, виды учебной мотивации студентов, уровни соотношения «ценности и доступности» в различных жизненных сферах, внутриличностного конфликта и внутреннего вакуума, черты самоактуализирующейся личности, уровень эмпатии и каналы эмпатии, мотивационная структура личности. В результате участия студентов-медиков в разработанной психолого-педагогической программе

https:// mir-nauki. com

скорректировались такие показатели как качества самоактуализирующейся личности: ориентация во времени, гибкость поведения, взгляд на природу человека, самопринятие, познавательные потребности, креативность; саморегуляция; ценностные ориентации, ценности здоровье, любовь, верные друзья, познание, счастливая семейная жизнь; морально-нравственные ориентации, уверенность в себе; интернальность в межличностных и производственных отношениях; проникающая способность эмпатии; установки на процесс и труд; профессиональные мотивы, учебно-познавательные мотивы и мотив творческой самореализации; повышение показателей модуса бытия и снижение показателей модуса обладания. Снижение значимости таких показателей как ценности красота природы и искусства, материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе, свобода; вакуум по ценностям верные друзья, познание, творчество; установка на эгоизм; уровень мотива избегания.

Полученные авторами закономерности позволили сделать вывод об эффективности программы и перспективе её дальнейшей разработки. Статья предназначена для работников системы медицинского и другого гуманитарного образования.

Ключевые слова: программа психолого-педагогического сопровождения; студенты-медики; профессионально-важные качества; личностно-мотивационные компоненты; модус бытия; модус обладания; самоактуализирующаяся личность

В ситуации современной масштабной модернизации современного высшего медицинского образования профессиональное становление личности будущего врача является приоритетной задачей и одним из основных направлений, которому отводится значительное внимание. Обучение в медицинском вузе представляет собой достаточно многогранный процесс оптимального развития и воспитания цельной личности студента. Профессиональное развитие студентов-медиков на этапе вузовского обучения рассматривается в качестве непрерывного процесса развития личности будущего врача, содержащего в себе не только овладение специальными профессиональными компетенциями, знаниями, умениями, навыками, но, в первую очередь, развитие личности профессионала медицинской сферы деятельности [1].

Проблемам профессиональной подготовки будущих врачей отводится большое внимание в научно-теоретических, научно-методических и практических исследованиях, посвященных организации учебного процесса в медицинских учебных заведениях. Исследования Е.А. Климова, О.Н. Климова, Н.А. Русина, С.М. Косенко, И.И. Косарева [2], Е.В. Медяновой [3], С.Л. Соловьевой [4], М.К. Телеусова [5], Б.А. Ясько [6] посвящены профессионализации личности в медицинских профессиях.

Нормативные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии рассматривались в исследованиях В.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Г.М. Андреевой и др. В последнее время все более распространенной становится концепция «неограниченного развития» (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, К.К. Платонов, Я.А. Пономарев и др.), согласно которой развитие не прекращается до конца жизни человека, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.

В концепции отечественных и зарубежных ученых (Б.С. Братусь, И.А. Ильина [7], В.Д. Шадрикова, Э. Фромма, В. Франкла) рассматриваются вопросы духовно-нравственной доминанты и ценности личности, ее достижений в деятельности, общении и профессиональной деятельности.

Введение

Работы Р.С. Адзиева, А.И. Артюхиной, А.М. Василькова, А.Д. Доника, Г.Ю. Сагдуллиной, С.Л. Соловьевой, И.В. Турковой, Н.М. Филоненко и др., посвященные исследованию процесса формирования профессионально важных качеств, личностных характеристик, особенностей самоактуализации студентов будущих врачей, показали, что существующая в нашей стране система высшего медицинского образования неоднозначно воздействует на процесс самоактуализации, на формирование профессионально важных качеств студентов-медиков.

В исследованиях З.О. Алборовой, И.Н. Денисова, А.Д. Доника [8], Л.А. Костиной, В.А. Якунина проанализированы особенности психолого-педагогического сопровождения обучения студентов-медиков. Основная идея психолого-педагогического сопровождения заключается в разработке и внедрении авторских психолого-педагогических программ, направленных на формирование личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств.

Цель исследования — определить возможность развития личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств в результате проведенной психолого-педагогической программы и оценить эффективность данной программы у студентов-медиков в процессе обучения.

Психолого-педагогическая программа сопровождения формирования личностно-мотивационных компонент профессионально-важных качеств студентов-медиков

Нами была разработана психолого-педагогическая программа сопровождения формирования личностно-мотивационных компонент профессионально-важных качеств студентов-медиков, способствующих эффективности их профессиональной деятельности.

Основной целью данной программы является формирование модуса бытия у студентов медицинского вуза. Основными задачами нашей программы были заявлены:

• овладение студентами психологическими знаниями, умениями, навыками;

• повышение у студентов показателей качества самоактуализирующейся личности;

• повышение показателей интернальности у студентов;

• развитие эмпатии;

• коррекция ценностных ориентаций, выраженности внутриличностного конфликта и внутреннего вакуума;

• развитие профессиональных и учебных мотивов;

• развитие установок в мотивационно-потребностной сферы.

Психолого-педагогическая программа сопровождения формирования личностно-мотивационных компонент профессионально-важных качеств студентов-медиков, способствующих эффективности их профессиональной деятельности, состоит из 3-х блоков: просветительского, коррекционного и развивающего. Просветительский блок включает в себя предварительное индивидуальное консультирование, лекционные занятия. Задачей реализации данного блока являются информирование студентов-медиков о профессионально важных в работе врача качествах, о возможности и необходимости их развития. Также на этапе реализации данного блока происходит мотивирование обучающихся на участие в программе психолого-педагогического сопровождения.

Коррекционный и развивающий блоки программы направлены на развитие личностно-мотивационных компонент ПВК и нивелирование характеристик, мешающих эффективной работе специалиста. Большую значимость при развитии мотивационно-личностных компонент ПВК врача имеет ориентированность на повышение модуса бытия и снижение модуса обладания у студентов-медиков [9]. Тренинговый компонент программы включает психологическое содержание, которое направлено на развитие когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного компонентов, необходимое для развития навыков психосаморегуляции, позитивных социальных установок, интернальности, эмпатии, ценностных ориентаций, интернального локуса субъективного контроля, учебных и познавательных мотивов. Социально-психологический тренинг способствует раскрытию внутреннего потенциала будущих врачей, осознанию личных ресурсов и внутренних инструментов успешности, развивает системное мышление и создает для них условия выбора максимально эффективных путей решения поставленных профессиональных задач.

Психолого-педагогическая программа рассчитана на 144 часа, продолжительностью 3 часа занятие. Оптимальная частота занятий 2 раза в неделю.

Разработанная программа представлена лекционными, семинарскими и тренинговыми занятиями, а также индивидуальными консультациями на всех этапах реализации программы.

Методы

Реализация авторской психолого-педагогической программы формирования личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств студентов-медиков, способствующих эффективности их профессиональной деятельности, проводилась в 2019-2020 гг. на базе Частного учреждения образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз». В исследовании приняли участие 90 студентов 5 курса направления подготовки «лечебное дело», с которыми проводились занятия по авторской программе (экспериментальная группа), и 90 студентов 5 курса, с которыми данные занятия не проводились (контрольная группа).

Для обоснования эффективности разработанной нами программы психолого-педагогического сопровождения до и после участия в ней студенты обеих групп были обследованы с помощью методик, позволяющих диагностировать личностно-мотивационный компонент профессионально важных качеств студентов-медиков.

1. Диагностика мотивационной структуры личности (Мильман В.Э.). Цель: исследование мотивационного профиля личности.

2. Опросник Моросановой В.И. «Стиль саморегуляции поведения». Цель методики — диагностирование развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля.

3. Методика Фанталовой Е.Б. «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД). Цель: диагностика уровня ценностей и внутриличностного конфликта.

4. Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК) Бажина Е.Ф., Голынкиной Е.А., Эткинда Л.М. Цель: Методика применяется для диагностики локуса контроля у студентов.

5. Самоактуализационный тест (САТ). Шостром Э.А. (САМОАЛ). Цель: Диагностика основных сфер самоактуализации.

6. Методика диагностики уровня эмпатии (Бойко В.В.). Цель: Методика применяется для определения ведущего канала эмпатии.

7. Установки в мотивационно-потребностной сфере (Потемкина О.Ф.) Цель: диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.

8. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (Реан А.А. и Якунин В.А., модификация Бадмаева Н.Ц.). Цель: диагностика мотивов учения.

Эффективность реализуемой психолого-педагогической программы определяется посредством сравнения результатов диагностики, полученных до реализации программы и после её реализации.

Результаты эксперимента

Статистический анализ Вилкоксона позволил определить различия (в сторону увеличения) в ЭГ2 в показателях саморегуляции: планирование ^ = -4,851; р < 0,01); моделирование ^ = -4,750; р < 0,01); программирование ^ = -4,665; р < 0,01); оценивание результатов ^ = -4,548; р < 0,01); гибкость ^ = -4,507; р < 0,01); самостоятельность ^ = -4,544; р < 0,01). Т. е. в целом повысились способности к саморегуляции, к постановке и проработке целей и программы действий, гибкость поведения в различных ситуациях [10].

Показатели по суммарной шкале саморегуляции также значимо повысились ^ = -4,755; р < 0,01) (рис. 1).

60 50 40 30 20 10 0

о4

sa

sa ■

н о о

sa ■

ч

о И

низкии

среднии

высокии

ЭГ 1

10

56,7

33,3

ЭГ 2

6,7

43,3

50

Рисунок 1. Динамика общего уровня саморегуляции у студентов экспериментальной группы (методика Моросановой) (составлено авторами)

Динамика показателей интернальности и экстернальности [11] наглядно представлена авторами на рисунке 2.

Значимые изменения в сторону увеличения установлены по показателям интернальность в межличностных отношениях (Z = -3,541; р < 0,01), интернальность в производственных отношениях (Z = -4,023; р < 0,01), интернальность за здоровье (Z = -3,317; р < 0,01).

При помощи методики Реана А.А.1 были отслежены показатели учебной мотивации, и статистический анализ установил значимые изменения в показателях ЭГ1 и ЭГ2, наступившие после участия в программе.

1 Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. — СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001. С. 4-9. Страница 5 из 12

Рисунок 2. Изменение показателей интернальности в группе студентов до и после эксперимента (методика УСК) (составлено авторами)

Повысился уровень профессиональных мотивов (2 = -3,209; р < 0,01) учебно-познавательных мотивов (2 = -4,585; р < 0,01) и творческой самореализации (2 = -4,420; р < 0,01). Снизился уровень мотива избегания (2 = 3,213; р < 0,01).

При помощи критерия Вилкоксона установлены достоверные различия по значимости ценностей (методика Фанталовой Е.Б.) [12; 13]. Повысилась значимость ценностей «здоровье» (2 = -4,995; р < 0,01); «любовь» (Т = -4,832; р < 0,01), «верные друзья» (2 = -4,703; р < 0,01), «познание» (2 = -4,817; р < 0,01), «счастливая семейная жизнь» (2 = -4,769; р < 0,01). Понизилась значимость ценностей «красота природы и искусства» (2 = 4,730; р < 0,01), «материально-обеспеченная жизнь» (2 = 4,593; р < 0,01), «уверенность в себе» (2 = 4,585; р < 0,01), «свобода» (2 = 4,776; р < 0,01 (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика показателей терминальных ценностей у студентов экспериментальной группы (методика Фанталовой) (составлено авторами)

Снизились показатели ВЛК по ценности «материально-обеспеченная жизнь» (2 = 4,134; р < 0,01). Повысились показатели ВЛК по ценностям «свобода» (2 = -4,513; р < 0,01), «уверенность в себе» (2 = -4,287; р < 0,01). Снизился вакуум по ценностям «верные друзья» (2 = 4,447; р < 0,01), «познание» (2 = 4,155; р < 0,01), «творчество» (2 = 4,113; р < 0,01).

Качества самоактуализирующейся личности также изменились в экспериментальной группе после участия студентов в программе [14]. Результаты двух исследований по методике Шострома [15] представлены авторами в таблице 1.

Самые высокие показатели самоактуализирующейся личности у ЭГ2 по шкалам «ценностные ориентации» — у 80 % отмечен высокий уровень; «сензитивность» (86,7 %) «спонтанность» (86,6 %), «синергичность» (83,3 %)

Таблица 1

Динамика показателей самоактуализирующейся личности (в %) у студентов ЭГ1-ЭГ2

ЭГ1 ЭГ2

низкий средний высокий низкий средний Высокий

Ориентация во времени 30 60 20 20 40 60

Поддержка 6,7 63,3 30 0 60 40

Ценностные ориентации 0 30 70 0 20 80

Гибкость поведения 16,7 56,7 26,6 10 23,3 66,7

Сензитивность 13,3 20 76,7 0 13,3 86,7

Спонтанность 13,3 13,3 73,4 6,7 6,7 86,6

Самоуважение 16,7 13,3 70 13,3 10 76,7

Самопринятие 13,3 70 16,7 6,7 53,3 40

Взгляд на природу человека 43,3 43,3 13,4 30 30 40

Синергичность 0 20 80 0 16,7 83,3

Принятие агрессии 30 13,3 46,7 10 23,3 66,7

Контактность 13,3 43,3 43,4 10 30 60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Познавательные потребности 30 30 40 10 20 70

Креативность 30 20 50 13,3 10 76,7

Составлено авторами

Самые низкие показатели по шкалам «поддержка» (только у 40 % — высокий уровень), «самопринятие» (40 %), «взгляд на природу человека» (40 %), что свидетельствует о проблемах с самовоспитанием и возможных сложностях в межличностных отношениях.

Рисунок 4. Динамика усредненных показателей компонентов эмпатии у студентов экспериментальной группы (методика Бойко) (составлено авторами)

Критерий Вилкоксона позволил установить рост показателей по шкалам: «ориентация во времени» (2 = -3,111; р < 0,01), «гибкость поведени» (2 = -4,359; р < 0,01), «взгляд на природу человека (2 = -3,625; р < 0,01), «самопринятие» (2 = -3,602; р < 0,01), «познавательные потребности» (2 = -3,602; р < 0,01), «креативность» (2 = -3,662; р < 0,01).

Результаты измерения компонентов эмпатии с помощью методики Бойко2 показали, что значимо выросли показатели: рациональный канал эмпатии (2 = -2,947; р < 0,01), проникающая способность эмпатии (2 = -4,850; р < 0,01), идентификация (2 = -4,342; р < 0,01), суммарная шкала эмпатии (2 = -3,486; р < 0,01) (рис. 4).

По суммарной шкале эмпатии студентов с низким уровнем не осталось. У 50 % студентов зафиксирован средний уровень этого показателя. У 3,3 % отмечен очень высокий уровень (рис. 5).

Рисунок 5. Изменение показателей суммарной эмпатии у студентов экспериментальной группы (составлено авторами)

Среди социально-психологических установок в материально-потребностной сфере согласно методике Потемкиной наиболее высокий средний балл у установок на процесс, альтруизм, свободу. Наиболее низкий средний балл у установок на власть и деньги.

Значимо повысились средние баллы у установок на процесс (2 = -2,900; р < 0,01) и труд (2 = -3,272; р < 0,01). Снизился средний балл установки на эгоизм (2 = 4,044; р < 0,01). Наглядно результаты представлены авторами на рис. 6.

Рисунок 6. Динамика установок в мотивационно-потребностной сфере (методика Потемкиной) у студентов ЭГ (составлено авторами)

2 Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. — Самара, 2001. С. 486-490.

Также нами была проанализирована динамика уровней модуса бытия и модуса обладания в ЭГ. Поскольку большинство показателей всех анализируемых психодиагностических методик претерпели статистические изменения и находятся в корреляционной связи с модусами бытия и обладания, то можно предположить, что и эти показатели изменятся.

На рисунке 7 авторами показана динамика суммарных показателей по методике Мильмана [16]. Модус обладания в ЭГ2 снизился: в ЭГ1 студентов с преобладанием его было 53,3 %, а в ЭГ2 стало 37,7 %. Модус бытия, проявляющийся в любви к окружающим людям и позволяющий человеку выходить за рамки наличных возможностей [17], в группе ЭГ1 преобладал у 46,7 % а в ЭГ2 таких студентов стало 63,3 %.

Рисунок 7. Сравнение показателей модусов бытия и обладания в выборках ЭГ1 и ЭГ2 (методика Мильмана) (составлено авторами)

Статистика углового преобразования Фишера позволила установить различия между процентными долями студентов с преобладанием модуса бытия над модусом преобладания в ЭГ2 (ф* = 2,0; р < 0,05).

В группе ЭГ1 закономерностей в этом плане не установлено.

В контрольной группе за тот же период значимых изменений в обследованных показателях не произошло.

Заключение

Участие студентов экспериментальной группы в психолого-педагогической программе сопровождения формирования личностно-мотивационных компонент профессионально-важных качеств студентов-медиков, способствующих эффективности их профессиональной деятельности позволило скорректировать показатели мотивационно-личностной сферы: повысились такие показатели, как саморегуляция; иинтернальность в межличностных отношениях, интернальность в производственных отношениях, интернальность за здоровье; профессиональные мотивы, учебно-познавательные мотивы и мотив творческой самореализации.

Снизилась значимость ценностей: красота природы и искусства, материально-обеспеченная жизнь, уверенность в себе, свобода; вакуум по ценностям верные друзья, познание, творчество; установка на эгоизм; уровень мотива избегания.

У студентов экспериментальной группы показатели модуса бытия значимо превысили показатели модуса обладания и приблизились к показателям высокопрофессиональных врачей (но еще не достигли их).

https:// mir-nauki. com

Исходя из анализа полученных результатов, можно утверждать, что участие студентов в психолого-педагогической программе сопровождения формирования личностно-мотивационных компонент профессионально-важных качеств студентов-медиков, способствующих эффективности их профессиональной деятельности, оказало эффективное влияние на динамику мотивационно-личностных компонент профессионально важных качеств, привело к росту показателей модуса бытия и снижению показателей модуса обладания. Это означает, что разработанная и использованная нами программа оказалась эффективной, и работу по ее реализации возможно проводить в практической деятельности субъекта высшего образования, осуществляющего подготовку врача как в вузе, так и в послевузовский период, в рамках дополнительного образования, на курсах повышения квалификации.

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Адзиев Р.С. Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика // Молодой ученый.

— 2019. — № 43. — С. 223-225.

Косарев И.И. Педагогические аспекты высшего медицинского образования / И.И. Косарев, А.В. Попков. — М.: ФГУП Экспериментальная типография, 2003.

— С. 20-23.

Медянова Е.В. К вопросу о структуре ценностной сферы личности студентов-медиков // Психологические исследования: электронный журнал. 2009. № 1.

Соловьева С.Л. Индивидуально-психологические особенности личности врача.

— СПб.: ОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2001. — 148 с.

Телеусов М.К. Сферы компетентности выпускника медицинского вуза / М.К. Телеусов. — Караганда, 2010. — 46 с.

Ясько Б.А. Психология профессиональной деятельности. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача. Психологический журнал / 2004 / Психологический журнал за 2004 г. № 3.

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2006. — 352 с.

Доника А.Д. Профессиональный онтогенез: Медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности. — М.: Академия Естествознания, 2009. — 300 с.

Егоров Г.В., Меланина Т.В. Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика. 2013. — 114 с.

Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998. — 191 с.

Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — Том 5. — 1984. — № 3.

— С. 152-162.

Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах». — Журнал практического психолога — 1996. — № 2. — С. 32-37.

Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. — 128 с.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. C. 426-433.

Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. — М.: Рос. пед. агентство, 1995. — 43 с.

Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М., 1990.

— С. 23-43.

Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. — М.: Академия, 2005. — 560 с.

Gerasimova Tatiana Vladimirovna

«Reaviz» Medical University, Samara, Russia E-mail: ul.h2015@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6551-6353

Kornilova Olga Alekseevna

Moscow City Pedagogical University Samara branch, Samara, Russia E-mail: oa.kornilova30@yandex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=351448

Development of personal and motivational components of professionally important qualities of medical students in the learning process

Abstract. The relevance of the article is determined by the need to form the value orientations of the personality of medical students for their effective professional activity. Training in a medical university is a rather multi-faceted process of optimal development and education of the whole personality of the student and contains not only the acquisition of special professional competencies, but, first of all, the development of the personality of a professional in the medical field. The purpose of the article is to study the results of the implementation of the program of the psychological and pedagogical program of support for the formation of personal and motivational components of professionally important qualities of medical students that contribute to the effectiveness of their professional activities. The study conducted by the authors showed the dynamics of the indicators of the personal and motivational sphere of students after participation in this program. The article provides an overview of the program blocks and its stages. To assess the effectiveness of the program of the psychological and pedagogical program of support for the formation of personal and motivational components of professionally important qualities of medical students, a set of methods was selected for diagnosing such characteristics as styles of self-regulation of behavior, the level of subjective control, types of educational motivation of students, the levels of the ratio of "value and accessibility" in various spheres of life, intrapersonal conflict and internal vacuum, traits of a self-actualizing personality, the level of empathy and channels of empathy, the motivational structure of the individual. As a result of the participation of medical students in the developed psychological and pedagogical program, such indicators as the qualities of a self-actualizing personality were adjusted: orientation in time, flexibility of behavior, view of human nature, self-acceptance, cognitive needs, creativity; self-regulation; value orientations, values of health, love, loyal friends, cognition, happy family life; moral and moral orientations, self-confidence; internality in interpersonal and industrial relations; penetrating ability of empathy; attitudes to process and work; professional motives, educational and cognitive motives and the motive of creative self-realization; increasing the indicators of the mode of being and reducing the indicators of the mode of possession. Reducing the importance of such indicators as the values of beauty of nature and art, financially secure life, self-confidence, freedom; a vacuum in the values of loyal friends, knowledge, creativity; an attitude to selfishness; the level of the motive of avoidance. The regularities obtained by the authors allowed us to draw a conclusion about the effectiveness of the program and the prospects for its further development. The article is intended for employees of the system of medical and other humanitarian education.

Keywords: program of psychological and pedagogical support; medical students; professionally important qualities; personal and motivational components; mode of being; mode of possession; self-actualizing personality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.