Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУС БЫТИЯ / ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЦЕННОСТЬ / "ОБЩЕЖИТЕЙСКАЯ" НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Татьяна Владимировна, Устюжанинова Елена Николаевна

В статье рассмотрены мотивационно-личностные особенности студентов различных направлений обучения с позиций модуса бытия и модуса обладания (Э. Фромм). В современном мире происходит смещение направления развития личностных черт молодежи от модуса бытия к модусу обладания, что негативно отражается на подготовке специалистов в системе «человек - человек». Специалист, обладающий глубокими знаниями, но ориентированный в большей степени на материальные блага, в противовес настроенности на отдачу, на помощь людям, может оказаться низкоэффективным во многих критических профессиональных ситуациях. Успешность профессиональной деятельности, таким образом, зависит от психологического сопровождения в ходе профессионального становления, в частности, в период студенчества. В рамках этой статьи приведены исследования мотивационно-личностной сферы (методика Мильмана) и выраженности показателей внутриличностного конфликта как одного из возможных факторов профессионального развития (методика Е. Фанталовой) у студентов, изучающих менеджмент, психологию и медицину. Были выявлены разные уровни внутриличностного конфликта, разные суммарные показатели основных мотивов у студентов различных направлений обучения. Достоверно значимых различий между группами студентов по модусу бытия и модусу обладания не установлено. Анализ полученной факторной матрицы позволил определить модус бытия и модус обладания с характерными основными мотивами и внутриличностной дезинтеграцией, поэтому целью психологического сопровождения на этапе профессионального образования является осознание студентом своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста, стремление к поиску, творчеству, экспериментированию. Решающими в данной ситуации профессионального развития являются возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свободу, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет, - с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS IN VARIOUS FIELDS OF STUDY

The article discusses the motivational and personal characteristics of students in various fields of study from the standpoint of the mode «being» and the mode «having» (E. Fromm). In the modern world, there is a shift in the direction of development of young people’s personal traits from the mode «being» to the mode «having», which negatively affects the training of specialists in the «person - person» system. A specialist who has deep knowledge, but is more focused on material benefits, as opposed to a commitment to return, to help people, can be ineffective in many critical professional situations. The success of professional activity largely depends on psychological support during professional development, in particular, during the student period. This article presents research on the motivational and personal sphere (Milman's method) and the severity of indicators of intrapersonal conflict, as one of the possible factors of professional development (E. Fantalova's method) in students of managers, psychologists and various medical fields of study. Different levels of intrapersonal conflict, different total indicators of the main motives of students in different areas of study were identified. There were no significant differences between the groups of students in the mode of being and the mode of having. The analysis of the obtained factor matrix allowed us to determine the «mode of being» and «mode of having» with characteristic main motives and intrapersonal disintegration. Therefore, the purpose of psychological support at the stage of professional education is the student's awareness of their potential, prospects for personal and professional growth, the desire to search, creativity, and experimentation. A crucial element of this situation of professional development is the ability and necessity to make a choice, which means to feel your freedom, on the one hand, and your responsibility for everything that happens and will happen, on the other.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

Т. В. Герасимова https://orcid.org/0000-0002-6551-6353 Е. Н. Устюжанинова https://orcid.org/0000-0002-9452-9196

Мотивационно-личностные особенности студентов различных направлений подготовки высшего образования

Для цитирования: Герасимова Т. В., Устюжанинова Е. Н. Мотивационно-личностные особенности студентов различных направлений подготовки высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 143-150. DOI 10.20323/1813-145X^021-1-118-143-150

В статье рассмотрены мотивационно-личностные особенности студентов различных направлений обучения с позиций модуса бытия и модуса обладания (Э. Фромм). В современном мире происходит смещение направления развития личностных черт молодежи от модуса бытия к модусу обладания, что негативно отражается на подготовке специалистов в системе «человек - человек». Специалист, обладающий глубокими знаниями, но ориентированный в большей степени на материальные блага, в противовес настроенности на отдачу, на помощь людям, может оказаться низкоэффективным во многих критических профессиональных ситуациях. Успешность профессиональной деятельности, таким образом, зависит от психологического сопровождения в ходе профессионального становления, в частности, в период студенчества.

В рамках этой статьи приведены исследования мотивационно-личностной сферы (методика Мильмана) и выраженности показателей внутриличностного конфликта как одного из возможных факторов профессионального развития (методика Е. Фанталовой) у студентов, изучающих менеджмент, психологию и медицину. Были выявлены разные уровни внутриличностного конфликта, разные суммарные показатели основных мотивов у студентов различных направлений обучения. Достоверно значимых различий между группами студентов по модусу бытия и модусу обладания не установлено.

Анализ полученной факторной матрицы позволил определить модус бытия и модус обладания с характерными основными мотивами и внутриличностной дезинтеграцией, поэтому целью психологического сопровождения на этапе профессионального образования является осознание студентом своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста, стремление к поиску, творчеству, экспериментированию. Решающими в данной ситуации профессионального развития являются возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свободу, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет, - с другой.

Ключевые слова: модус бытия, внутриличностная дезинтеграция, профессиональное самоопределение, профессионально важные качества, ценность, «общежитейская» направленность личности.

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

T. V. Gerasimova, E. N. Ustyuzhaninova

Motivational and personal characteristics of students in various fields of study

The article discusses the motivational and personal characteristics of students in various fields of study from the standpoint of the mode «being» and the mode «having» (E. Fromm). In the modern world, there is a shift in the direction of development of young people's personal traits from the mode «being» to the mode «having», which negatively affects the training of specialists in the «person - person» system. A specialist who has deep knowledge, but is more focused on material benefits, as opposed to a commitment to return, to help people, can be ineffective in many critical professional situations. The success of professional activity largely depends on psychological support during professional development, in particular, during the student period.

© Герасимова Т. В., Устюжанинова Е. Н., 2021

This article presents research on the motivational and personal sphere (Milman's method) and the severity of indicators of intrapersonal conflict, as one of the possible factors of professional development (E. Fantalova's method) in students of managers, psychologists and various medical fields of study. Different levels of intrapersonal conflict, different total indicators of the main motives of students in different areas of study were identified. There were no significant differences between the groups of students in the mode of being and the mode of having.

The analysis of the obtained factor matrix allowed us to determine the «mode of being» and «mode of having» with characteristic main motives and intrapersonal disintegration. Therefore, the purpose of psychological support at the stage of professional education is the student's awareness of their potential, prospects for personal and professional growth, the desire to search, creativity, and experimentation. A crucial element of this situation of professional development is the ability and necessity to make a choice, which means to feel your freedom, on the one hand, and your responsibility for everything that happens and will happen, on the other.

Keywords: mode «being», mode «having», intrapersonal disintegration, professional self-determination, professionally important qualities, value, accessibility, «Dorm» orientation of the individual, «working» orientatio n of the individual.

Введение

Развитие в угоду институтам рыночного хозяйства (способствующим развитию частной инициативы) таких качеств личности, как собственная выгода, индивидуализм, саморазвитие и самореализация, эгоизм, освобождение подавленной агрессии, способствует появлению у современной молодежи типичных нарциссических личностных черт. В свою очередь, это ведет к потере приоритетов ценностей истинной духовной личности, потере свободы от модуса обладания [Фромм, 1990], к потере настроя на модус бытия. Тогда как важнейшей предпосылкой для ориентации на модус бытия (бытие) является наличие критического разума, а также свобода и независимость. Такой настрой проявляется в активности, прежде всего, не в смысле деятельности, а как внутренней готовности человека к продуктивному использованию всех своих возможностей. Это способствует преодолению узких рамок своего собственного «я», развитию и обновлению себя, проявлению при этом интереса и любви к другим людям, желания отдавать, а не брать. Такие качества занимают главенствующее место в структуре профессионально важных качеств специалистов в системе «человек - человек».

В приведенных рассуждениях проявляется важная проблема, возникающая при подготовке менеджеров, педагогов, психологов, медицинских работников и т. п. Ведь даже обладающий отличными знаниями специалист, настроенный в большей степени на материальные блага, в противовес настроенности на отдачу, на помощь людям, может оказаться низкоэффективным во многих критических профессиональных ситуациях.

Обзор литературы

Современные исследования профессионального становления личности ведутся на основе лич-ностно-деятельностного подхода, учитывающего

единство мотивационно-потребностной и операционной сфер учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности [Пряж-ников, 2001]. Эта общая позиция конкретизируется в следующем: участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, студент не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Развиваясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе как к специалисту, он развивается как личность. Профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, являющаяся составной частью общего развития личности и охватывающая период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни.

Ядром профессионального становления, по мнению Зеера, принято считать взаимодействие личности и профессии. В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности происходят структурные изменения и в личности работника, и в структуре самой деятельности, то есть профессионализация личности приводит к изменению характера и содержания профессии.

Профессиональное становление на современном рынке труда, предъявляющем новые высокие требования к будущим профессионалам, во многом зависит от системы психологического сопровождения в той профессиональной среде, в которой будущий специалист формируется, развивается и где реализует свой интеллектуальный, творческий и социальный потенциал [Митина, 1996].

Методы исследования

Для нас представляется важным исследование мотивов обучения, оказывающих влияние на будущую профессиональную деятельность студен-

тов. При этом мотивы обучения, на наш взгляд, имеют определенную взаимосвязь с особенностями самоопределения [Устюжанинова, 2014]. В рамках этой статьи было проведено психодиагностическое исследование 50 студентов 1 курса лечебного и стоматологического факультетов медицинского университета и 50 студентов 1 курса факультета педагогики и психологии и факультета права и управления (в дальнейшем - психологи и менеджеры) педагогического университета. Было проведено исследование мотивационно-личностной сферы (методика Мильмана) и выраженности показателей внутриличностного конфликта как одного из возможных факторов профессионального развития (методика Е. Фанталовой) у студентов-менеджеров, психологов и различных медицинских направленностей обучения.

Методика Е. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах» (УСЦД)

Цель: диагностика уровня ценностей и внутри-личностного конфликта. Шкалы теста и их сокращенные названия: активная, деятельная жизнь (актив. ж.); здоровье - физическое и психическое здоровье (здоровье); интересная работа (интер. раб.); красота природы и искусства (красота прир.); любовь - духовная и физическая близость

с любимым человеком (любовь); материально обеспеченная жизнь - отсутствие материальных затруднений (матер. обесп.); наличие хороших и верных друзей (верные друзья); уверенность в себе - свобода от внутренних противоречий, сомнений (увер. в себе); познание - возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие (познание); свобода как независимость в поступках и действиях (свобода); счастливая семейная жизнь (сч. сем. ж.); творчество - возможность творческой деятельности (творчество).

Результаты исследования

В Таблице 1 представлены результаты исследования ценностей студентов.

Согласно полученным данным, низшие рейтинговые места у испытуемых занимают ценности «Красота природы», «Активная жизнь» и «Творчество», высшие рейтинговые места зафиксированы в отношении ценностей «Здоровье», «Любовь», «Верные друзья», «Счастливая семейная жизнь».

Для целей настоящего исследования важно установление разницы между ценностью и ее доступностью, так как она отражает рассогласование и дезинтеграцию в личностно-мотивационной сфере (Таблица 1).

Таблица 1

Рейтинг терминальных ценностей у студентов факультетов лечебного, стоматологии, педагогики и психологии права и управления (методика Е. Фанталовой) ___

актив. здоро- интерес. красота любовь матер. верные увер. в позна- свобода счастье творче-

жизнь вье работа природы обесп. друзья себе ние сем. ство

Стоматологи 2,9 88 44,8 33,1 77,4 66,1 77,9 44,9 44,6 44,2 99,6 2,9

1 курс

Лечебники 1 4,5 66,1 55,7 33,3 77,8 55,2 66,6 44,3 55,5 33,4 88,4 2,5

курс

Психологи 1 3,5 66,5 55,8 33,6 77,5 55,5 66,9 44,1 55,3 33,9 88,4 33,1

курс

Менеджеры 1 4,5 77,1 55,1 33,5 77,2 66 77,8 55 44,9 55 88,9 3

курс

Данные статистического анализа при помощи метода Крускалла - Уоллеса свидетельствуют о том, что у студентов-первокурсников нет значимых различий в расхождении ценности и доступности в сфере таких ценностей, как «Активная жизнь», «Познание», «Уверенность в себе», «Интересная работа», «Творчество». Статистические различия в показателе внутриличностного конфликта установлены по ценностям «Здоровье», «Материально обеспеченная жизнь», «Верные друзья», «Счастливая семейная жизнь». Причем наиболее высокие показатели превышения ценности над доступностью (тенденция внутрилич-

ностного конфликта) по сферам «Счастливая семейная жизнь» - у менеджеров; «Здоровье», «Верные друзья» - у психологов; «Материально обеспеченная жизнь» - у менеджеров и стоматологов. Доступность ценности «Свобода» выше у менеджеров, «Красота природы и искусства» -выше у стоматологов. По этим показателям также установлены различия.

Доступность выше ценности в сферах «Активная жизнь», «Уверенность в себе», «Познание» и «Творчество». Следует повториться в том, что у студентов разных факультетов статистических различий по этим показателям не наблюдается.

Общий показатель внутриличностного конфликта выражается в значении внутриличностной дезинтеграции. Среднее значение внутриличност-ной дезинтеграции у студентов лечебного факультета - 51 балл, у студентов-психологов - 40, у студентов-стоматологов - 39, у студентов-менеджеров - 32. Поскольку показатели нормы по этому параметру распределяются следующим об-

Далее проведен анализ тестирования студентов по методике В. Мильмана «Диагностирование мо-тивационной структуры личности».

Цель: исследование мотивационного профиля личности студентов разных специальностей.

К шкалам мотивационного профиля относятся поддержание жизнеобеспечения, комфорт, социальный статус, общение, общая активность, творческая активность, общественная полезность.

Все названные шкалы представлены в четырех сферах, из которых мы рассматривали две: общежитейскую, относящуюся ко всей сфере жизнедеятельности (ОЖ), и рабочую (учебную), которая относится только к рабочей или учебной сфере (Р).

Шкалы объединены в модусы: модус бытия (МБ) включает в себя общую активность, творческую активность, общественную полезность; модус обладания (МО) - поддержание жизнеобеспечения, комфорт, социальный статус.

Группа мотивов (Д, ДР, ОД) в тесте Мильмана определяется как личностно-развивающая или производительная тенденция, мотивы общей активности, творческой активности и социальной полезности, составляющие в своей основе ряд самоактуализации или то, что Маслоу обозначает как потребности «роста». В значительной степени в этих группах отражаются те способы существования человека, которые Э. Фромм определяет как модус бытия.

Э. Фромм пишет: «Структура моего характера, истинная мотивация моего поведения составляют

разом: 33 балла у мужчин, 37 у женщин - низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфер, до 50 - средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, 50-72 - высокий уровень дезинтеграции в мотива-ционно-личностной сфере, мы можем сделать заключение о том, что менеджеры в этом смысле находятся в наиболее благополучном положении.

мое реальное бытие. Мое поведение частично может отражать мое бытие... Бытие относится к человеческому опыту. Предпосылками модуса бытия являются независимость, свобода и наличие критического разума. Основная характерная черта модуса бытия - это активность, но не внешняя - в смысле занятости, а внутренняя, означающая продуктивное использование человеческих потенций. Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми в разной степени наделен каждый человек. Это значит испытывать глубокий интерес (к окружающему миру), страстно стремиться к чему-либо, отдавать. Такие характеристики идеальны для профессионала системы "человек - человек". Описать бытие словами невозможно, к нему можно лишь приобщиться, разделив собственный опыт. В структуре обладания правят мертвые слова, в структуре бытия - живой невыразимый опыт (и, разумеется, живое и продуктивное мышление)» [Фромм, 1990].

По мнению Э. Фромма, новый способ существования - бытие - может возникнуть лишь тогда, когда происходит отказ от обладания. «Быть» - значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия.

Анализ

Как свидетельствуют результаты исследования, суммарные показатели основных мотивов распределились в среднем по группам испытуемых следующим образом: на первом месте в выборке студентов-менеджеров стоят мотивы «Общение»,

Таблица 2

Выраженность внутриличностных конфликтов и внутренних вакуумов у студентов факультетов лечебного, стоматологии, педагогики и психологии, права и управления (методика Е. Фанталовой)_

актив. жизнь здоровье интерес. работа красота природы любовь матер. обесп. верные друзья увер. в себе познание свобода счастье сем. творчество

Стоматологи -4,1 33,8 00,8 -5,1 44,9 22,3 22,8 -1 -3,1 -3 66,7 -4,4

1 курс

Лечебники 1 -3,9 11,5 11,3 -3,4 33,7 11,7 00,8 -0,5 -2,6 -0,9 44,5 -4,5

курс

Психологи 1 -3,7 44,2 11,2 -3,3 33,6 11,5 33,8 -0,1 -2,7 -1,1 44,6 -4,2

курс

Менеджеры 1 -4 33 11,1 -5 44,9 33,2 33,3 -0,8 -3 -3,1 55,5 -4,3

курс

далее - «Комфорт» и «Социальный статус», наименьший суммарный показатель зафиксирован в отношении мотивов «Поддержание жизнеобеспечения», «Общественная полезность», «Общая активность».

Сумма всех баллов по шкалам «Поддержание жизнеобеспечения», «Комфорт», «Социальный статус» и «Общение», которые характеризуют «общежитейскую» направленность личности, составила в среднем по группе студентов-психологов 30,1 балла; а сумма баллов по шкалам «Общая активность», «Творческая активность» и «Общественная полезность», характеризующая «рабочую» направленность личности, составила 18,3 балла.

В группе студентов лечебного факультета сумма баллов по шкалам, характеризующим «общежитейскую» направленность личности, составила

30,6, у стоматологов - 31,5 балла, у менеджеров -31,9 балла, а сумма баллов по шкалам, характеризующим «рабочую» направленность личности, составила у лечебников 18,4, у стоматологов -17,9, у менеджеров - 17,4 балла.

Таким образом, у большинства испытуемых, независимо от того, на каком факультете они учатся, в большей степени выражен «общежитейский» мотивационный профиль. При этом методом Крускалла - Уоллеса установлено различие в уровне рабочей направленности личности (р < 0,05), что свидетельствует о более гармоничной структуре мотивов у студентов лечебного факультета и психологов, по сравнению со студентами-менеджерами и стоматологами.

Достоверно значимых различий между группами студентов по модусу бытия и модусу обладания не установлено.

Таблица 3

Выраженность модусов бытия (сумма мотивов общественной и творческой активности и общественной полезности) и обладания (сумма мотивов поддержания жизнеобеспечения, социального статуса и комфорта) в выборках испытуемых (методика В. Мильмана)

Стоматологи Лечебники Психологи Менеджеры

Модус бытия 40 % 41 % 42 % 38 %

Модус обладания 60 % 59 % 58 % 62 %

По итогам исследования психологов и менеджеров была вычислена корреляционная матрица (Таблица 4) и проведен качественный анализ значимых корреляционных связей. Для уменьшения количества этих связей матрицу подвергли факторному анализу с Varimax-вращением. Было выявлено, что вклад первых двух факторов составляет наибольшую дисперсию: в I факторе 0,44, во II - 0,24, поэтому при обсуждении полученных результатов мы ограничились этими двумя факторами.

Анализ полученной факторной матрицы дал следующие результаты. Первый фактор можно

назвать «модусом бытия», так как в него вошел со значимым весом показатель S (преподавательские интересы) с факторной нагрузкой 0,472. В данный фактор также вошли внутриличностный конфликт в области психологического и физического здоровья с факторной нагрузкой 0,713; общая активность (рабочая реальная) с факторной нагрузкой 0,791; общая активность (рабочая идеальная) с факторной нагрузкой 0,495; общественная полезность (рабочая реальная) с факторной нагрузкой 0,795 и модус бытия (реальный) с факторной нагрузкой 0,852.

Таблица 4

Результаты факторного анализа данных психодиагностики (выборочная матрица) студентов-психологов и менеджеров по методикам Е. Ф. Бажина, С. А. Эткинда, А. М.

1 2 3

Б (Психолого-преподавательские) ,472 -,195 ,070

E (Торговые) ,139 ,427 -,204

ВЛК (здоровье) ,713 -,389 ,255

ВЛК (счастливая семейная жизнь) ,652 ,123 ,144

ВЛК (познание) ,407 ,135 ,231

ВЛК (красота природы и искусства) ,491 ,250 ,111

Общественная полезность (РР) ,795 ,115 ,133

Творческая активность (И) ,463 ,193 ,172

Социальный статус (ОЖ) ,068 ,746 ,158

Социальный статус (уч) ,311 ,759 ,231

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая активность (РР) ,791 ,245 ,167

1 2 3

Общая активность (РИ) ,495 ,430 ,052

Модус обладания ,197 ,846 -,242

Модус бытия (РР) ,852 ,142 ,244

Дисперсии 44 24 6

Так как данные показатели входят в один фактор, можно говорить об их взаимосвязи, в частности о взаимосвязи внутриличностного конфликта с мотивационными особенностями как компонентами профессионального самоопределения. Взаимосвязь внутриличностного конфликта в области здоровья с мотивом общей активности (реальным и идеальным) можно рассматривать как желание раскрыться в учении, определенным образом реализоваться, тем самым уменьшая внутреннее противоречие.

Говоря о взаимосвязи внутриличностного конфликта в области «Здоровье» с мотивом общественной полезности (реальным) и выбором профессии типа 8, можно сделать вывод о желании оказывать помощь людям при глубоком понимании существующей проблемы. Это подтверждает и взаимосвязь данного внутриличностного конфликта с модусом бытия в настоящий момент жизни студентов, так как общая активность и общественная полезность являются частями модуса бытия, смысл которого состоит в потребности роста, стремлении к творчеству, независимости, желании укрепить свои ценностные позиции.

Второй фактор можно назвать «модусом обладания», так как в него вошел со значимым весом показатель Е (торговые интересы) с факторной нагрузкой 0,427. В данный фактор внутрилич-ностный конфликт в области здоровья вошел с отрицательным весом, что можно трактовать следующим образом: чем меньше внутриличностный конфликт по ценности «Здоровье», тем больше выражены торговые интересы, связанные с предпринимательской деятельностью, а значит, с руководством, принятием серьезных решений, ведением финансовых дел, что граничит с определенным риском. Это вполне оправданно: человек, имеющий серьезные внутренние противоречия, с меньшей готовностью связывает свою деятельность с риском. Ярко выражена взаимосвязь внут-риличностного конфликта с мотивом стремления поддерживать жизнеобеспечение в общежитейской и учебной сферах с факторными нагрузками 0,668 и 0,579 соответственно. Данная взаимосвязь говорит о желании обеспечить себя материальными благами. Все это подтверждается взаимосвязью внутриличностного конфликта с модусом обладания (идеальным) с факторной нагрузкой 0,846.

При помощи контент-анализа сочинения на тему «Почему я выбрал свою специальность» удалось выяснить, что на факультеты психологии и лечебный приходят люди, целью которых является, в первую очередь, «помощь людям» (58 и 56 % студентов).

Заключение

Таким образом, помочь студенту осознать свои потенциальные возможности, перспективы личностного и профессионального роста, побудить его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора в данной ситуации - цель психологического сопровождения на этапе профессионального образования, являющегося вторым этапом процесса профессионального становления личности вообще и личности студентов психологов в частности. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, -с другой. Роль саморегуляции и ее влияния на успешность роста самоактуализации и различных видов активности как основных профессионально важных качеств для профессионала-медика сложно переоценить.

Библиографический список

1. Адзиев Р. С. Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика // Молодой ученый. 2019. № 43. С. 223-225.

2. Айвазян Ш. Г. Общая врачебная практика как предмет исследования социологии медицины : монография / Ш. Г. Айвазян, А. Д. Доника, Ю. Г. Элланский. Москва : Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 116 с.

3. Долгова В. И. Формирование профессионально важных качеств. Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 133 с.

4. Еремина М. В. Формирование личностных компетенций врача на додипломной стадии профессиоге-неза // Безопасность-2017 : материалы I Межрегиональной научно-практической конференции. Волгоград : Волгоградский государственный медицинский университет, 2017. С. 20-22.

5. Климова О. Н. Проявление качеств личности, значимых для профессионализации врача на разных этапах его становления / О. Н. Климова, Н. А. Русина,

С. М. Косенко // Медицинская психология в России. 2015. № 3(32). C. 9.

6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / под ред. Е. А. Климова. Москва : Педагогика, 1996.

7. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. Москва : МГУ 1990. С. 23-43.

8. Митина Л. М. Проблемы профессиональной социализации личности. Кемерово : Кемер. облИУУ, 1996. 159 с.

9. Михайлюк Ю. В. Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза (теоретические и практические аспекты) / Ю. В. Михайлюк, В. А. Хриптович, В. А. Манулик. Минск : БГМУ, 2015. 68 с.

10. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. Москва : Академия. 2001. 560 с.

11. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / отв. ред. В. А. Бодров. Москва : Ин-т психологии АН СССР, 1991. 234 с.

12. Редько Л. Л. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе / Л. Л. Редько, Ю. А. Лобейко. Москва : Илекса, 2008. 296 с.

13. Рогов Е. И. Психология становления профессионализма (в социономических профессиях) : монография. Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального университета, 2016. 339 с.

14. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. Санкт-Петербург : Питер, 2003. 464 с.

15. Сагдуллина Г. Ю. Развитие профессионально важных качеств врача специальности хирургия / Г. Ю. Сагдуллина, И. Р. Сагдуллин // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6-1. С. 98-99.

16. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учебное пособие для вузов. Москва : Академия, 2010. 400 с.

17. Устюжанинова Е. Н. Формирование профессионально важных качеств будущего педагога-психолога в процессе заочного образования // Экспериментальная педагогическая психология и педагогика : сборник научных статей / под ред. В. М. Миниярова. Прага : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. 315 с.

18. Фромм Э. Иметь или быть? Москва : Прогресс, 1990. 330 с.

19. Шехсаидова З. М. Проблема подготовки кадров медицинского профиля // Международный журнал исследований культуры. 2015. № 2. С. 184-184.

20. Andy Tix Ph. D. Psychological Factors in Student Success // Psychology Today. 2020. № 4. Р. 158-161.

21. Dahlin M., Joneborg N., Runeson B. Stress and depression among medical students: a cross-sectional study // Medical education. 2005. June. P. 594-604.

22. Orit Avidov-Ungar, Alona Forkosh-Baruch. Professional identity of teacher educators in the digital era in light of demands of pedagogical innovation // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 73. P. 183-191.

Reference list

1. Adziev R. S. Neobhodimost' v upravljaemom formirovanii professional'no vazhnyh psihologicheskih kachestv lichnosti budushhego medika = The need for manageable formation of professionally important psychological qualities of the personality of the future physician // Molodoj uchenyj. 2019. № 43. S. 223-225.

2. Ajvazjan Sh. G. Obshhaja vrachebnaja praktika kak predmet issledovanija sociologii mediciny : monografi-ja = General medical practice as a subject of study of the sociology of medicine: monograph / Sh. G. Ajvazjan, A. D. Donika, Ju. G. Jellanskij. Moskva : Izdatel'skij dom Akademii Estestvoznanija, 2017. 116 s.

3. Dolgova V I. Formirovanie professional'no vazhn-yh kachestv = The formation of professionally important qualities. Cheljabinsk : Izd-vo Juzh.-Ural. gos. guman.-ped. un-ta, 2017. 133 s.

4. Eremina M. V. Formirovanie lichnostnyh kompe-tencij vracha na dodiplomnoj stadii professiogeneza = Formation of a doctor's personal competencies at the pre-diploma stage of professional genesis // Bezopasnost'-2017 : materialy I Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd : Volgogradskij gosudarstvennyj medicinskij universitet, 2017. S. 20-22.

5. Klimova O. N. Projavlenie kachestv lichnosti, znachimyh dlja professionalizacii vracha na raznyh jetapah ego stanovlenija = Manifestation of personality qualities significant for the professionalization of a doctor at various stages of his formation / O. N. Klimova, N. A. Rusina, S. M. Kosenko // Medicinskaja psihologija v Rossii. 2015. № 3(32). C. 9.

6. Merlin V. S. Psihologija individual'nosti: izbrannye psihologicheskie trudy = Psychology of individuality: selected psychological works / pod red. E. A. Klimova. Moskva : Pedagogika, 1996.

7. Mil'man V Je. Metod izuchenija motivacionnoj sfery lichnosti = Method of studying the motivational sphere of personality // Praktikum po psihodiagnostike. Psihodiagnostika motivacii i samoreguljacii. Moskva : MGU 1990. S. 23-43.

8. Mitina L. M. Problemy professional'noj socializacii lichnosti = Problems of professional socialization of the individual. Kemerovo : Kemer. oblIUU, 1996. 159 s.

9. Mihajljuk Ju. V Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u studentov medicinskogo vuza (teoret-icheskie i prakticheskie aspekty) = Formation of medical students' communicative competence (theoretical and practical aspects) / Ju. V. Mihajljuk, V. A. Hriptovich, V. A. Manulik. Minsk : BGMU, 2015. 68 s.

10. Pijazhnikov N. S. Psihologija truda i chelovech-eskogo dostoinstva = Psychology of work and human

dignity / N. S. Prjazhnikov, E. Ju. Prjazhnikova. Moskva : Akademija. 2001. 560 s.

11. Psihologicheskie issledovanija problemy formi-rovanija lichnosti professionala = Psychological research of professional personality formation problem / otv. red. V. A. Bodrov. Moskva : In-t psihologii AN SSSR, 1991. 234 s.

12. Red'ko L. L. Psihologo-pedagogicheskaja pod-derzhka adaptacii studenta-pervokursnika v vuze = Psychological and pedagogical support for the adaptation of a freshman student at a university / L. L. Red'ko, Ju. A. Lobejko. Moskva : Ileksa, 2008. 296 s.

13. Rogov E. I. Psihologija stanovlenija professional-izma (v socionomicheskih professijah) = Psychology of development of professionalism (in socionomic professions) : monografija. Rostov-na-Donu : Izd-vo Juzhnogo federal'nogo universiteta, 2016. 339 s.

14. Romanova E. S. 99 populjarnyh professij: psi-hologicheskij analiz i professiogrammy = 99 popular professions: psychological analysis and professions. Sankt-Peterburg : Piter, 2003. 464 s.

15. Sagdullina G. Ju. Razvitie professional'no vazhn-yh kachestv vracha special'nosti hirurgija = Development of professional qualities of a doctor specializing in surgery / G. Ju. Sagdullina, I. R. Sagdullin // Mezhdunarod-nyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2014. № 6-1. S. 98-99.

16. Smirnov S. D. Pedagogika i psihologija vysshego obrazovanija: ot dejatel'nosti k lichnosti = Pedagogy and psychology of higher education: from activity to personality : uchebnoe posobie dlja vuzov. Moskva : Akademija, 2010. 400 s.

17. Ustjuzhaninova E. N. Formirovanie professional'no vazhnyh kachestv budushhego pedagoga-psihologa v processe zaochnogo obrazovanija = Formation of professional qualities of future teacher-psychologist in the process of part-time education // Jeksperimental'naja ped-agogicheskaja psihologija i pedagogika : sbornik nauch-nyh statej / pod red. V. M. Minijarova. Praga : Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014. 315 s.

18. Fromm Je. Imet' ili byt'? To have or to be? Moskva : Progress, 1990. 330 s.

19. Shehsaidova Z. M. Problema podgotovki kadrov medicinskogo profilja = The problem of medical training // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2015. № 2. S. 184-184.

20. Andy Tix Ph. D. Psychological Factors in Student Success // Psychology Today. 2020. № 4. R. 158-161.

21. Dahlin M., Joneborg N., Runeson B. Stress and depression among medical students: a cross-sectional study // Medical education. 2005. June. P. 594-604.

22. Orit Avidov-Ungar, Alona Forkosh-Baruch. Professional identity of teacher educators in the digital era in light of demands of pedagogical innovation // Teaching and Teacher Education. 2018. Vol. 73. P. 183-191.

150

Т. В. Герасимоeа, Е. Н. YcmmwamHoea

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.