Научная статья на тему 'Особенности мотивационной сферы личности студентов-психологов'

Особенности мотивационной сферы личности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
929
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / MOTIVATIONAL SPHERE / MOTIVE / MOTIVATIONAL PROFILE / PROFESSIONAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Былинская Наталья Викторовна, Дубина Александра Михайловна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению базовой структуры мотивационной сферы студентов, обучающихся на специальности «Психология». Результаты исследования показали, что в учебной, рабочей сфере четко выражена мотивационная направленность студентов на социальный статус, общение и творческую активность. Общежитейская сфера студентов разных курсов характеризуется отсутствием четкой иерархии мотивов. К третьему курсу структура мотивационной сферы претерпевает изменения и приобретает профессиональную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Былинская Наталья Викторовна, Дубина Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the motivational sphere of psychology students personality

The article presents the results of empirical research devoted to studying the basic structure of the motivational sphere of students, who studies the “Psychology” specialty. The results of the research showed that in the educational, working sphere the motivational orientation of students towards social status, communication and creative activity is clearly expressed. The hostel sphere of the different year students is characterized by the absence of a clear motivation hierarchy. By the third year, the structure of the motivational sphere is changing and acquiring a professional orientation.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационной сферы личности студентов-психологов»

УДК 159.9

Наталья Викторовна Былинская

г. Брест, Республика Беларусь Александра Михайловна Дубина

г. Брест, Республика Беларусь

Особенности мотивационной сферы личности студентов-психологов

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению базовой структуры мотивационной сферы студентов, обучающихся на специальности «Психология». Результаты исследования показали, что в учебной, рабочей сфере четко выражена мотивационная направленность студентов на социальный статус, общение и творческую активность. Общежитейская сфера студентов разных курсов характеризуется отсутствием четкой иерархии мотивов. К третьему курсу структура мотивационной сферы претерпевает изменения и приобретает профессиональную направленность.

Ключевые слова: мотивационная сфера, мотив, мотивационный профиль, профессиональная ментальность.

Natalya Viktorovna Bylinskaya

Brest, Belarus Aleksandra Mikhailovna Dubina

Brest, Belarus

Features of the motivational sphere of psychology students personality

The article presents the results of empirical research devoted to studying the basic structure of the motivational sphere of students, who studies the "Psychology" specialty. The results of the research showed that in the educational, working sphere the motivational orientation of students towards social status, communication and creative activity is clearly expressed. The hostel sphere of the different year students is characterized by the absence of a clear motivation hierarchy. By the third year, the structure of the motivational sphere is changing and acquiring a professional orientation.

Keywords: motivational sphere, motive, motivational profile, professional mentality.

Мотивационная сфера личности сложное, многоаспектное и многоуровневое образование, характеризующееся в своем развитии параметрами ширины, гибкости и иерархизированности. Оценка особенностей мотивационной сферы имеет большое значение для прогнозирования успешности любой деятельности. Сама мотивационная сфера формируется в процессе развития и деятельности личности, а ее составляющие представлены целостно, они упорядочены и взаимосвязаны. В.Э. Мильман предложил классификацию типов мотивационных систем, включающую в себя мотивы-интересы, мотивы-направленности личности и мотивы-функциональные тенденции личности, где последние являются ядерными составляющими, а мотивы-интересы соответствуют периферийным структурам мотивации. Перечисленные мотивы опосредуют поведение и деятельность человека, формирование и структуру его личности в целом. В период выбора профессии и обучения в университете активно формируется профессиональная мен-тальность, позволяющая наиболее полно представить мотивы поведения и личностные качества субъекта профессии. Наличие полных представлений и знаний обучающихся высшей школы о выбираемой профессии и профессионале, а так же наличие у них субъективно значимых мотивов способствует дальнейшему успешному освоению профессии и развитию в ней.

Анализ научной литературы показывает, что исследования в области проблем мотивации профессионального становления студентов являются очень акту-

альными в настоящее время. Студенческий возраст изучается с точки зрения различных подходов (Е.А. Ларина, М.В. Романова, Р.И. Цветкова и др.). Однако, как показывают результаты исследований (Ш.А. Амонашвили, Г.И. Ибрагимов, В.С. Ильин, В.Ф. Моргун и др.), интерес к учению у студентов падает. В связи с этим проблема мотивации студентов в период их профессионального становления требует дополнительных исследований и систематизации.

Опыт работы в системе высшего образования и проведенное нами пилотажное исследование показали, что поступление многих абитуриентов в педагогический университет на специальность «Психология» обусловлено внешними мотивами (желание родителей, материальное положение семьи, географическая близость университета, престижность профессии и т.п.). В конечном итоге после окончания университета только часть студентов работает в системе образования. При этом, не все молодые специалисты, отработав срок по распределению, остаются на рабочих местах. Возможно, такая ситуация обусловлена тем, что, изначально поступая в университет, абитуриенты далеко не всегда имеют объективную информацию и представление о будущей профессиональной деятельности. Несоответствие представлений о профессии и о личности профессионала реальным требованиям той или иной профессии, а так же имеющиеся у студентов иллюзорные ожидания оказывают влияние на мотиваци-онную сферу обучающихся. В ходе профессионального становления у студента (особенно на ранних этапах обучения в университете) формируется профессио-

нальная ментальность, являющаяся базисом для дальнейшей успешной реализации в выбранной профессии. Поскольку мотивационная сфера студенчества является важной составляющей дальнейшей успешной профилизации и удовлетворенности профессиональной деятельностью, существует необходимость изучения специфики их мотивационной сферы, а именно доминирующих мотивов и мотивационных профилей.

В настоящем исследовании принимали участие 120 респондентов (студенты-психологи), обучающихся с первого по четвертый курс в Учреждении образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина».

В качестве диагностического инструментария была использована методика «Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильмана которая позволяет определить общий мотивационный профиль личности в соответствии с двумя жизненными сферами: общежитейской (Ож), относящейся ко всей сфере жизнедеятельности и рабочей (Рб), относящейся в нашем случае только к учебной сфере. Результаты, полученные при тестировании, позволяют зафиксировать особенности мотивационной сферы в целом, определить выраженность функциональных тенденций личности, таких как производительная и потребительная установки субъекта. Методика позволяет построить мотивационный профиль по семи 12-балльным шкалам: П - мотивация поддержания жизнедеятельности; К - мотивы комфорта; С - статусно-престижная мотивация; О - мотивация общения; Д - мотивация общей активности; ДР - мотивы творческой, развивающей активности; ОД - мотивы социальной полезности [2].

Для изучения базовой структуры мотиваци-онной сферы личности студентов был проведен анализ выраженности побудительных мотивов с учетом идеального и реального состояния мотивов в общежитейской (Ож) и рабочей (Рб) (в данном случае, учебной) деятельности. Полученные результаты выражены в 12-балльной шкале. В анализе учтены характеристики эмоционального поведения ввиду их близости к мотивации вообще и практической значимости в психологическом ис-

следовании. В результате тестирования фиксируются два качества: «Э» - характер эмоциональных предпочтений, и «Ф» - толерантность к фрустрации, в двух возможных противоположно направленных состояниях - стеническом (активном) и астеническом (пассивном).

Результаты исследования показали, что у респондентов 1 курса специальности «Психология» все шкалы графиков общежитейского («Ож») и рабочего (учебного) мотивационных профилей (МП) находятся на среднем уровне (4-8 баллов), что говорит нормальной мотивации (графическое изображение мотивационных профилей представлено на рисунках 1и 2).

Профиль «Ож» располагается относительно высоко (6-8 баллов) и имеет сглаженный характер, что может говорить о некоторой мотивационной «всеядности». Низкий балл на игнорируемом мотиве «Социальный статус» не меняет характер профиля в целом. Профиль «Рб» варьирует от 4 до 8 баллов, имеет более высокие показатели по шкалам «Социальный статус» (С = 8,0 баллов), «Общение» (О = 7,9 баллов), «Творческая активность» (ДР = 7,4баллов), и более низкие баллы по шкалам «Поддержание жизнеобеспечения» (П = 4,1 баллов) и «Деловая активность» (Д = 4,8 баллов). Необходимо отметить, что разница между всеми шкалами незначительна, поэтому явной дифферен-цированности определенных мотивов не зафиксировано. Таким образом, учебный профиль респондентов является уплощенным, с некоторой ориентацией на социальную значимость, общение и творчество. Наблюдается недосыщение удовлетворения мотива по двум крайним шкалам общежитейского профиля «Поддержание жизнеобеспечения», «Общественной полезности» и удовлетворение мотивов по всем остальным шкалам обоих графиков. Идеальные и реальные показатели обоих профилей находятся в диапазоне 3-8 баллов, что и говорит как о недосыщении по некоторым шкалам, так и том, что первокурсники не задействуют весь свой потенциал.

•ПС1 Ожид ПСЮжре

Рис. 1. Общежитейский мотивационный профиль личности

ПС1 Рбид ПС1 Рбре

Рис. 2. Рабочий (учебный) мотивационный профиль личности

Суммарный график по одноименным «идеальным» показателям профилей «Ож» и «Рб» имеет маловыразительный характер. Обобщенный профиль схож с общежитейским в части «Поддержание жизнеобеспечения» - «Комфорт» - «Социальный статус» и с рабочим в части «Деловая активность» - «Творческая активность» - «Общественная полезность». Это свидетельствует о том, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании потребительных мотивов, рабочая -в формировании развивающей части профиля. Эмоциональный профиль студентов 1 курса специальности «Психология» соответствует «Смешанному стеническому» типу по В.Э. Мильману [2]. Профиль характеризуется высокой астеничностью эмоциональных предпочтений, в то время как в ситуациях фрустрации респонденты склонны прибегать к устойчивой, стеничной эмоциональной позиции. В целом мотивационная структура личности первокурсников по средним показателям отражает находящуюся в поиске, еще не определившуюся, находящуюся на грани между производительной и потребительной мотивацией личность.

У студентов 2 курса специальности «Психология» шкалы «идеального» графика общежитейского профиля «Ож» расположены на среднем уровне (4-8 баллов), что говорит о нормальной мотивации (графическое изображение мотивацион-ных профилей представлено на рисунках 3 и 4).

Графическое изображение данных, представленных на рисунках 3 и 4 демонстрируют недосы-щение по шкалам «Поддержание жизнеобеспечения» (П), «Творческая активность» (ДР) и удовлетворение мотивов по остальным показателям данного профиля. Таким образом, график профиля «Ож» имеет уплощенный характер, что указывает на отсутствие ведущих мотивов в мотивационной общежитейской сфере. В учебном (рабочем) профиле «Рб» все шкалы располагаются в границах от 4,2 до 7,1 баллов, что свидетельствует о нормальной мотивации, кроме низкого значения по игнорируемому мотиву «Общественной полезности» (ОД = 3,2 балла).

■ ПС2 Ожид ПС2 Ожре

Рис. 3. Общежитейский мотивационный профиль личности

Рис. 4. Рабочий (учебный) мотивационный профиль личности

Можно наблюдать более высокие показатели по шкалам: «Общение» (О = 7,1 баллов), «Социальный статус» (С = 7,1 баллов), «Творческая активность» (ДР = 6,2 баллов); более низкие по шкале «Общественная полезность» (ОД = 3,2 баллов). «Реальные» показатели указывают на неудовлетворенность по шкале «Социальный статус», пресыщение по шкале «Комфорт» и удовлетворение мотивов по остальным шкалам.Это свидетельствует о том, что учебный профиль «Рб» 2 курса является уплощенным, с незначительной ориентацией на общение, социальный статус и творчество. Показатели обоих профилей по «идеальной» и «реальной» шкалам находятся в границах 2-8 баллов, что говорит, как о неудовлетворенности некоторых мотивов, так и о не использовании второкурсниками своих ресурсов.

Обобщенный график «идеальных» показателей обоих профилей в данном случае несколько ближе к первичному «рабочему» профилю, чем к «общежитейскому». Это говорит о том, что мотивация, связанная с учебой, начинает играет в структуре личности ведущее значение. В эмоцио-

нальные устремления астенической эмоциональности, связанной с пассивными переживаниями сибаритского типа (склонность к невоздержанности и праздности, побуждаемая исключительно потребительскими устремлениями) [2]. Если сравнить показатели поведения в ситуации фрустрации, то здесь заметно более выраженное поведение стени-ческого, стрессоустойчивого характера. В мотива-ционной структуре личности второкурсников обнаружено некоторое превалирование потребительной направленности над производительной, неудовлетворенность своим статусом в учебной сфере и неопределенность личности.

У респондентов 3 курса специальности «Психология» «идеальный» график общежитейского профиля находится в границах от 3,7 до 7,2 баллов при max=12, что соответствует низкой и средней мотивации (графическое изображение мотиваци-онных профилей представлено на рисунках 5 и 6).

Графическое изображение данных (рисунок 5 и 6) демонстрирует недосыщение по шкале «Поддержания жизнеобеспечения» (П). Удовлетворение всех остальных мотивов примерно соответствует

нальной сфере можно отметить в целом эмоцио- их уровню (+/-2) [2].

■ ПСЗ Ожид ■ ПСЗ Ожре Рис. 5. Общежитейский мотивационный профиль личности

Рис. 6. Рабочий (учебный) мотивационный профиль личности

Низкий балл по мотиву «Социальный статус» не меняет невыразительный, сглаженный характер профиля, что, как говорилось ранее, является показателем отсутствия четкой иерархии мотивационной сферы. Шкалы «идеального графика рабочего (учебного) профиля располагается так же в границах низкой и средней мотивации (3-7 баллов) с удовлетворенностью мотивов всех шкал. Несколько выше остальных «идеальные» показатели по шкалам «Общение» (О = 6,4 баллов), «Творческая активность» (ДР = 6,2 баллов), «Социальный статус» (С = 5,9 баллов) и несколько ниже остальных значение шкале «Общественная полезность» (ОД = 3,0 баллов). Следовательно, рабочий (учебный) профиль «Рб» 3 курса можно считать уплощенным, с некоторой ориентацией уже на общение, творчество и игнорированием мотивов общественной полезности. Показатели обоих профилей находятся в границах 1 до 7 баллов, что свидетельствует как о неудовлетворенности некоторых мотивов, так и о не использовании третьекурсниками всего своего потенциала.

График суммы одноименных «идеальным» показателям обоих профилей ближе к первичному «рабочему» профилю своей производительной частью («Деловая активность» - «Творческая активность» - «Общественная полезность»), и к «обще-

житейскому» потребительной частью («Поддержание жизнеобеспечения» - «Комфорт» - «Социальный статус»). Думается, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании потребительных мотивов, рабочая - в формировании производительной части профиля. В эмоциональной сфере респондентов этой группы наблюдаются устремления астенического типа. В ситуации фрустрации третьекурсникам свойственно более выраженное поведение стенического, стрессоустойчивого характера. Кроме этого, в мотивационной структуре третьекурсников-психологов заметны признаки как потребительной направленности (стремление к кофморту), так и признаки производительной направленности (творческая мотивация). Однако все показатели находятся на относительно средне-низком уровне, что может свидетельствовать о недостаточной выраженности у респондентов данных мотивов и, следовательно, низкой активности.

У студентов 4 курса специальности «Психология» «реальный» и «идеальный» графики общежитейского профиля Ож имеют явно сглаженный характер (графическое изображение мотивацион-ных профилей представлено на рисунках 7 и 8).

Рис. 7. Общежитейский мотивационный профиль личности

\

ПС4 Рбид ПС4Р6ре

Рис. 8. Рабочий (учебный) мотивационный профиль личности

«Идеальный» график лежит на среднем уровне, однако достаточно высоко (5-8 баллов), что свидетельствует об отсутствии четкой иерархии мотива-ционной сферы и мотивационной «всеядности» в общежитейской сфере. Присутствует незначительное недосыщение по шкале «Поддержание жизнеобеспечения» (П) и удовлетворенность всех остальных мотивов. «Идеальный» рабочий профиль располагается в границах средней и ниже средней мотивации (3-8 баллов). При этом «реальный» график указывает, что все мотивы удовлетворены в той или иной мере. Наличие явно выраженного пика по шкале «Творческая активность» (ДР =7,5 баллов) и плато с пиковыми шкалами «Общение» (О = 6,9 баллов), «Социальный статус» (С = 6,6 баллов), а так же низкими баллами по игнорируемым мотивам шкал «Поддержание жизнеобеспечения» (П = 3,6 баллов), «Комфорт» (К = 4,4 балла), «Деловая активность» (Д = 4,8 баллов) и «Общественная полезность» (ОД = 3,9 баллов) может говорить о том, что учебный (рабочий) рофиль «Рб» 4 курса соответствует «Экспрессивному» типу по В.Э. Мильману [2]. Для данного типа профиля характерно отсутствие существенных отличий между производительной частью («Деловая активность» - «Творческая активность» - «Общественная полезность»), и потребительной («Поддержание жизнеобеспечения» - «Комфорт» - «Социальный статус») его частью. Однако в каждом из соответствующих рядов имеются свои предпочтительные для субъекта («пики») и отвергаемые («завалы») шкалы. Здесь отсутствует явное направление «прогресса» или «регресса», конкретные мотивационные предпочтения (и отвержения) респондентов, как бы реализуют в единство и борьбу противоположностей; а не предпочтение одной противоположности над другой [2]. Показатели обоих профильных линий находятся в границах от 4 до 8 баллов, что говорит о том, что при удовлетворенности мотивов, студенты четвертого курса не используют все свои жизненные возможности.

Обобщенный график «идеальных» показателей обоих профилей в данном случае несколько ближе к

первичному «рабочему» профилю, чем к «общежитейскому». Это говорит о том, что мотивация, связанная с учебой, начинает играть в структуре личности обучающихся ведущее значение. Эмоциональный профиль респондентов соответствует «Астеническому» типу, для которого характерно превышение значений астеничности в характере эмоциональных предпочтений и фрустрационного поведения. Отражает склонность испытуемого к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического и пассивного типа, а также - неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов [2].

Анализируя общежитейский «Ож» и учебный «Рб» мотивационных профилей студентов 1 -4 курсов специальности «Психология» (графическое изображение мотивационных профилей представлено на рисунке 9) можно отметить их пульсирующий характер по линии «идеальной» мотивации. Детальный анализ данных, представленных на рисунке 9, показал, что графики с 1 по 4 курсы не выразительные, уплощенные, и единственный ярко выраженный пик у всех курсов по шкале «Творческой активности» (ДР) не меняет эту картину. Это говорит о недостаточной дифференцированности иерархии мотивационной сферы и преобладании у студентов черт медлительности, упрямства, недостаточной самостоятельности и самопонимания. Обладатели «Уплощенного» мотивационного профиля могут быть обидчивы, подозрительны и одновременно излишне конформны [2]. Однако рабочий (учебный) профиль 4 курса, схожий с профилями предыдущих курсов, отличается от них наличием кроме выраженного пика (крайние значения меньше на 2 и более баллов) по шкале «Творческая активность» (ДР), пикообразным плато по шкалам «Социальный статус» и «Общение», что дает предпосылки считать данный профиль соответствующим «Экспрессивному» типу по В.Э. Мильману. Представители этого типа характеризуются стремлением к самоутверждению в социуме, признании, развитым честолюбием, живостью характера, хорошим контролем над эмо-

циональной сферой; для них может быть характерно стремление к оригинальности, эксцентричности, лидерству, постоянному повышению уровня притязаний [2]. Результаты исследования, представленные графически на рисунке 9, наглядно демонстрируют, что в эмоциональном профиле респондентов 4 курса специальности «Психология» показатели астенично-

сти превышают показатели стеничности по обеим шкалам - «Характер эмоциональных предпочтений» (Э) и «Толерантность к фрустрации» (Ф), что характеризует выборку как эмоционально пассивную, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.

«Реальные» линии учебного (рабочего) профиля

Рис. 9. Графическое изображение одноименных линий мотивационных профилей студентов 1-4 курсов специальности «Психология»

Эмоциональный профиль личности обучающихся 1-3 курсов соответствует характерному, по исследованиям В.Э. Мильмана, для молодежи «Смешанному стеническому» типу, характеризующемуся стеничностью фрустрационного поведения (устойчивая, управляемая позиция в стрессовых ситуациях) и одновременно астеничностью эмоциональных предпочтений (склонность испытуемого к гомеостатиче-скому комфорту, эмоциональным переживаниям ге-

донистического и пассивного типа). Необходимо отметить, что эмоциональный профиль выражает определенную разнонаправленность внутри общей эмоциональной сферы и характерен молодежи. В то время как в эмоциональной сфере 4 курса наблюдается проявление фрустрационной толлерантности и астеничности эмоциональных предпочтений, что соответствует «Астеническому» типу по В.Э. Мильману [2].

В целом исследование показало, что профильная линия находится в среднем положении (4-8 баллов), что говорит о недостаточной иерархической структурированности мотивационной сферы личности у респондентов.

Графическое изображение профилей, полученных в результате сложения одноименных «идеальных» показателей по «Ож» и «Рб» дают обобщенный мотивационный профиль, который значительно ближе к первичному «рабочему» профилю, чем к «общежитейскому» у 2 и 4 курсов. Это говорит о том, что мотивация, связанная с учебой, играет в структуре личности студентов данных курсов ведущее значение. В то время как у 1 и 3 курсов график суммы одноименных «идеальным» показателям обоих профилей ближе к первичному «рабочему» профилю своей производительной частью (Д-ДР-ОД), и к «общежитейскому» потребительной частью (П-К-С) (общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании потребительных мотивов, рабочая - в формировании производительной части профиля).

Сопоставление одноименных показателей «идеальной» и «реальной» мотивации отражает степень реализованности, насыщенности по данным мотивам. Обращает внимание заметное превышение «идеального» показателя мотивации жизнеобеспечения по шкале «Поддержание жизнеобеспечения» в общежитейской сфере («Ож») (П = 6,1-7,5 баллов, при тах=12) над соответствующим показателем «реальной» мотивации (П = 2,8-4,1 баллов, при тах=12); это означает заметное недо-сыщение в удовлетворении данной мотивации, недостаток материальной обеспеченности. В отношении мотивации остальных шкал наблюдается удовлетворение мотивов в той или иной мере.

У студентов четырех курсов наблюдается выраженность «идеальных» показателей мотивов рабочей сферы по шкалам социального статуса (5,9-8,0 баллов, при тах=12), общения (6,4-7,9 баллов, при тах=12) и творческой активности (6,2-7,5 баллов, при тах=12) с изменением высоких средних показателей шкалы «Социальный статус» на первых курсах на высокий средний показатель шкалы «Творческая активность» на четвертом курсах, при показателях шкалы «Общение» (7,1 и 6,4) у 2 и 3 курсов соответственно. Это говорит о незначительном смещении мотивов от стремления к социальному статусу и престижу к творческой реализации, при этом мотивы общения у всех курсов не снижают позиций, что может свидетельствовать о том, что общение и взаимодействие в студенческие годы один из важных факторов обучения и являются специфичными для данного периода жизни.

Идеальные и реальные показатели Ож находятся в диапазоне 1 -8 баллов, что соответствует низкой и оптимальной мотивации. Это может говорить, как о недостаточном удовлетворении некоторых потребно-

стей, так и о том, что студенты не склонны задействовать весь свой жизненный потенциал.

Обработка данных посредством метода Ь критерия Стьюдента показала незначительные различия между курсами. Значимо отличается 1 курс от всех остальных курсов по шкале «Общественная полезность» линии «идеальной» мотивации учебной сферы (5,5 баллов против 3,0-3,9 баллов, при тах=12). Это может говорить о том, что для первого курса обучение в университете является одним из этапов самоактуализации и совершенствования себя как личности, в то время как остальные курсы не видят данного смысла в учебной деятельности. Наблюдаются значимые отличия 1 и 4 курсов от 2 и 3 по шкалам «Поддержания жизнеобеспечения» (7,5-7,6 против 5,7-5,9), «Творческой активности» (6,7-6,8 против 4,3-4,8) по линии «реальной» мотивации учебной сферы и по линии «идеальной» мотивации общежитейской сферы по шкалам «Деловая активность» (6,0-6,6 против 4,4-4,8) и «Общественной полезности» (5,9-6,9 против 4,2-4,5). Можно предположить, что 1 и 4 курсы более удовлетворены по базовым потребностями и творческой активности, чем 2 и 3 курсы. Это можно связать с тем, что данные курсы переломные в студенческой жизни. Для первого курса обучение в университете является еще не прочитанной книгой, в то время как перед 4 курсом вот-вот откроются двери в самостоятельную трудовую деятельность. И там, и там присутствует недостаток знаний о грядущем будущем (что отражено графически в низкой деловой активности («Деловая активность» (Д = 4,8), отвечающей за планирование, деловую активность, целеполагание), который замещается творческой активностью, включающей в себя активное созидание, достижение, понимание, познание окружающей действительности.

Удовлетворенность мотивов общежитейского профиля на 3 курсе значительно ниже всех остальных курсов по шкалам «Комфорта» (4,9 vs 6,5-6,9), и ниже 4 курса по шкалам «Социального статуса» (4,7 vs 7,1), «Общения» (5,1 vs 7,2), «Общественной полезности» (2,5 vs 4,0). Возможно, это связано с тем, что 3 курс является переломным в учебной деятельности студентов.

Таким образом, исследование специфики мо-тивационных профилей студентов показало, что базовая структура мотивационной сферы, обозначенная В.Э. Мильманом как «общежитейская», характеризуется отсутствием четкой иерархии мотивов. В то время как в учебной (рабочей) сфере студенты демонстрируют выраженность мотивацион-ной направленности на социальный статус, общение и творческую активность. Примечательно, что наиболее существенные отличия мотивационных сфер студентов (как общежитейской, так и рабочей, учебной) наблюдаются у третьекурсников. Их мо-тивационные профили значимо отличаются от других курсов одной специальности. Это говорит о том,

что третий курс является переломным для мотива-ционной сферы студентов. Результаты проведенного исследования показали, что студенты всех четырех курсов по средним показателям в той или иной мере ориентированы на потребительную функциональную установку личности. Это говорит о том, что у обучающихся специальности «Психология» мотивы потребительного характера превалируют

над мотивами производительного характера, однако, изучая полученные данные, складывается впечатление «зависания на грани» между двумя данностями «дефицита» и «роста» (по А. Маслоу), между «обладанием» и «бытием» (по Э. Фромму). Это свидетельствует об активном росте, глубинных переживаниях и поиске себя в период профессионального становления [1; 3].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб. : Питер, 2009.

2. Мильман, В.Э. Компоненты и уровни в функциональной структуре деятельности / В.Э. Мильман // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 71-80.

3. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М. : АСТ, 2000. REFERENCES

1. Maslou A.G. Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality]. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.

2. Mil'man V.E. Komponenty i urovni v funkcional'noj strukture deyatel'nosti [Components and levels in the functional structure of activities]. Voprosypsihologii [Psychology questions], 1991, no. 1, pp. 71-80.

3. Fromm E. Imet' ili byt' [To have or to be]. Moscow: AST, 2000. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.В. Былинская, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Белоруссия, e-mail: soloves_@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2545-5592.

А.М. Дубина, магистр, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Белоруссия, e-mail: alex-toschka@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.V. Bylinskaya, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of Department of Psychology, Brest State University in the name of A.S. Pushkin, Brest, Belarus, e-mail: soloves_@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2545-5592.

A.M. Dubina, Master, Brest State University in the name of A.S. Pushkin, Brest, Belarus, e-mail: alex-toschka@yandex.ru.

УДК 159.9

Светлана Павловна Гурская

г. Челябинск Анастасия Фёдоровна Лубягина

г. Челябинск

Взаимосвязь между мотивами профессионального выбора и удовлетворённостью

карьерой среди молодых специалистов

Данная статья является частью выпускной квалификационной работы. В ней приведены результаты пилотажного исследования взаимосвязи между мотивами профессионального выбора и удовлетворённостью карьерой среди молодых специалистов. Было проведено интервью, после предварительной обработки результатов которого, с помощью контент-анализа, было выделено 8 смысловых категорий мотивов: осознанность, опора на собственные личностные черты, информационная насыщенность, перспективы, достижение, избегание, субъектность, объектность. Затем проведена оценка уровня удовлетворённости карьерой и представлены результаты корреляционного анализа между данной переменной и мотивами профессионального выбора. При изучении взаимосвязи между мотивами профессионального выбора и уровнем удовлетворенностью карьерой среди молодых специалистов были обнаружены статистически значимые корреляционные связи между высоким уровнем удовлетворенностью карьерой и мотивом профессионального выбора осознанность, а также между высоким уровнем удовлетворенностью карьерой и мотивом профессионального выбора информационная насыщенность.

Ключевые слова: профессиональный выбор, мотивы профессионального выбора, карьера, удовлетворённость карьерой, профориентация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.