Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ВЫРАЖЕННОСТИ МОДУСА БЫТИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ВЫРАЖЕННОСТИ МОДУСА БЫТИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУС БЫТИЯ / МОДУС ОБЛАДАНИЯ / ПРОГРЕССИВНЫЙ МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / РЕГРЕССИВНЫЙ МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Т.В., Устюжанинова Е.Н.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования ценностных ориентации личности студентов-медиков для их эффективной профессиональной деятельности. Цель статьи заключается в исследовании возможности коррекции выраженности модуса бытия будущих врачей. Проведенное авторами исследование личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств студентов-медиков, проведенный анализ литературных источников позволили прийти к выводу, что успешность профессиональной деятельности врачей связана с наличием модуса бытия. В статье проводится анализ выраженности модусов бытия и обладания у студентов лечебного, стоматологического факультетов и профессиональных медицинских работников, динамика рассматриваемых показателей в процессе обучения. Произведено теоретическое обоснование и диагностика значимых для развития модуса бытия характеристик. Выявлены корреляционные связи между психодиагностическими показателями модусов. Определены личностно-мотивационные характеристики студентов с высоким модусом бытия. Полученные авторами закономерности позволили создать программу по снижению показателей модуса обладания и повышению показателей модуса бытия. Статья предназначена для работников системы медицинского и другого гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE POSSIBILITY OF CORRECTING THE SEVERITY OF THE MODE OF BEING IN MEDICAL STUDENTS

The relevance of the article is due to the need to form the value orientations of the personality of medical students for their efficient professional activity. The purpose of the article is to study the possibility of correcting the severity of the mode of being at future doctors. The study of the personal-motivational components of the professionally important qualities of medical students conducted by the authors, the analysis of literary sources led to the conclusion that the success of the professional activity of doctors is associated with the presence of a mode of being. The article analyzes the severity of the modes of being and possession among students of medical, dental faculties and professional medical workers, the dynamics of the considered indicators in the learning process. The theoretical substantiation and diagnostics of characteristics that are significant for the development of the mode of being have been carried out. Revealed correlation links between psycho-diagnostic indicators of modes. The personal and motivational characteristics of students with a high mode of being have been determined. The regularities obtained by the authors made it possible to create a program to reduce the indices of the mode of possession and increase the indices of the mode of being. The article is intended for workers in the system of medical and other humanitarian education.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ВЫРАЖЕННОСТИ МОДУСА БЫТИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ»

УДК 159.9

Исследование возможности коррекции выраженности модуса бытия студентов-медиков

Study of the possibility of correcting the severity of the mode of being in medical students

Герасимова Т.В., ЧУ ОО ВО «Медицинскийуниверситет «Реавиз», ul.h2015@yandex.ru

Устюжанинова Е.Н., СФ ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, psylu@mail.ru

Gerasimova T., "Medical University "Reaviz", ul.h2015@yandex.ru

Ustyuzhaninova E., Samara Branch of the Moscow City Pedagogical University, psylu@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.028

Ключевые слова: модус бытия, модус обладания, прогрессивный мотивационный профиль, регрессивный мотивационный профиль, профессионально важные качества, студенты-медики.

Keywords: mode of being, mode of having, progressive motivational profile, regressive motivational profile, professionally-important qualities, medical students.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования ценностных ориентации личности студентов-медиков для их эффективной профессиональной деятельности. Цель статьи заключается в исследовании возможности коррекции выраженности модуса бытия будущих врачей. Проведенное авторами исследование личностно-мотивационных компонент профессионально важных качеств студентов-медиков, проведенный анализ литературных источников позволили прийти к выводу, что успешность профессиональной деятельности врачей связана с наличием модуса бытия. В статье проводится анализ выраженности модусов бытия и обладания у студентов лечебного, стоматологического факультетов и профессиональных медицинских работников, динамика рассматриваемых показателей в процессе обучения. Произведено теоретическое обоснование и диагностика значимых для развития модуса бытия характеристик. Выявлены корреляционные связи между психодиагностическими показателями модусов. Определены личностно-мотивационные характеристики студентов с высоким модусом бытия. Полученные авторами закономерности позволили создать программу по снижению показателей модуса обладания и повышению показателей модуса бытия. Статья предназначена для работников системы медицинского и другого гуманитарного образования.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to form the value orientations of the personality of medical students for their efficient professional activity. The purpose of the article is to study the possibility of correcting the severity of the mode of being at future doctors. The study of the personal-motivational components of the professionally important qualities of medical students conducted by the authors, the analysis of literary sources led to the conclusion that the success of the professional activity of doctors is associated with the presence of a mode of being. The article analyzes the severity of the modes of being and possession among students of medical, dental faculties and professional medical workers, the dynamics of the considered indicators in the learning process. The theoretical substantiation and diagnostics of characteristics that are significant for the development of the mode of being have been carried out. Revealed correlation links between psycho-diagnostic indicators of modes. The personal and motivational characteristics of students with a high mode of being have been determined. The regularities obtained by the authors made it possible to create a program to reduce the indices of the mode of possession and increase the indices of the mode of being. The article is intended for workers in the system of medical and other humanitarian education.

Введение. Современная наука призвана формировать ценностные ориентации личности, её доминанты, модусы, установки. Особенно актуально это для вузов, выпускники которых в

своей профессиональной деятельности будут работать в модели «человек - человек» [2]. В современных условиях необходимо развивать не только технократическое мышление, но и

гуманитарное. На наш взгляд, ведущую роль в процессе передачи этического знания должны играть гуманитарные науки.

Для медицинских работников очень важными являются биоэтические установки. Любая медицинская специальность формируется, исходя из моральных оснований, имеет моральное значение и наполнена моральным смыслом. В статье [4] мы представили результаты исследования личностно мотивационных компонент ПВК у студентов-медиков 2 факультетов: факультета стоматологического и факультета лечебное дело в динамике: от первого до 5 курса. Нами было установлено, что в процессе обучения на различных факультетах и курсах у студентов не наблюдается устойчивой картины формирования и развития личностно мотивационных компонентов ПВК будущего врача.

Материалы и методы исследования. Мы теоретически обосновали и продиагностировали ряд значимых для развития модуса бытия характеристик [4]. К ним мы отнесли следующие характеристики: саморегуляция (Опросник

Моросановой В.И.), ценности и их соотнесение с доступностью (Методика Фанталовой Е.), интернальность (опросник УСК Бажина Е.Ф., Голынкиной Е.А., Эткинда Л.М.), качества самоактуализирующейся личности (САТ Шостром Э.), эмпатия (методика Бойко В.В.), установки личности в мотивационно-потребностной сфере (методика Потемкина О.Ф.), учебная мотивация студентов (методика Реана А.А, Якунина В.А. в модификации Бадмаевой Н.Ц.).

Результаты исследования. Дальнейшие глубокие исследования проблемы подготовки медицинских работников привели нас к принятию убеждения Агеевой Н.А. о том, что способность эффективно общаться с пациентами присуща в большей степени тем врачам, которые живут в модусе «Бытия» в противоположность модусу «Обладания» (Э. Фромм) [1]. Проведенное нами исследование показало, что выраженность модусов бытия и обладания у студентов 1 и 5 курсов медицинского университета представляется следующим образом, см. рисунок 1.

Рисунок 1. -Выраженность модусов бытия (суммамотивов общественной и творческой активности и общественной полезности) и обладания (сумма мотивов поддержания жизнеобеспечения, социального статуса и комфорта) в выборке испытуемых 1 курса и 5 курсов (методика В. Мильмана)

Группа мотивов (Д, ДР, ОД) в тесте Мильмана определяется как личностно развивающая или производительная тенденция, мотивы общей активности, творческой активности и социальной полезности, составляющие в своей основе ряд самоактуализации, или то, что Маслоу обозначает как потребности «роста». В значительной степени в этих группах отражаются те способы существования человека, которые Э.Фромм определяет как модус бытия.

Как видно из рисунка 1, модус бытия во всех 4 группах (1 и 5 курсы студентов факультета стоматологии и лечебного дела) в меньшей степени выражен в сравнении с модусом обладания. Модус бытия встречается меньше чем у половины студентов.

По мнению Э.Фромма, новый способ существования - бытие - может возникнуть лишь тогда, когда происходит отказ от обладания. «Быть» - значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия [10].

При дальнейшем анализе данных, полученных по методике В. Мильмана, нами установлены усредненные мотивационные профили у студентов.

Прогрессивный мотивационный профиль личности (когда (Д+ДР+ОД) - (П+К+С)>5) баллов встречается у 4% стоматологов и 5% лечебников 1 курса. Этот тип часто встречается у лиц, добившихся успеха в учебе.

Регрессивный профиль противоположен прогрессивному. Он отличается превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами ((П+К+С)

>(Д+ДР+ОД)). Встречается часто у плохо успевающих учащихся. Таких среди студентов тоже не много (соответственно 4% и 3%).

Методом Фишера мы установили, у студентов 1 курса преобладает модус обладания над модусом бытия, т.е. на первом курсе обучения значимо чаще встречаются студенты с преобладанием модуса обладания (60%) над модусом бытия (40%) - ф*=3,5. Аналогичный результат получен и при расчете различий у студентов-лечебников (ф*=3,5).

При расчете различий в возможной динамике показателя модуса бытия у студентов лечебного факультета (с 41% на 1 курсе до 46% на 5 курсе) ф*(леч.1-5к) = (ф1 - ф5) х ^(п1 х п5) / (п1 х п5) = 0,64 - статистических различий не установлено.

Проведенное нами исследование тех же показателей у профессионалов на стадии

мастерства (обследовались специалисты высшей категории, из них 20 стоматологов и 20 человек лечебного профиля) показало, что в 30% случаев встречается прогрессивный мотивационный профиль личности. Он характеризуется более высоким уровнем развивающих мотивов в сравнении с мотивами поддержания: (Д+ДР+ОД) - (П+К+С) > 5 баллов. У 60% профессионалов это различие > 1 балла. Такой тип характерен для лиц, добившихся успеха в работе (учебе), свойственен личности с социально направленной позицией.

Регрессивный профиль среди профессионалов отсутствует.

При помощи критерия Фишера мы определили, что среди профессионалов-стоматологов чаще встречаются профессионалы с преобладанием модуса бытия (65%), чем с модусом обладания (35%) - ф*=2,3. У профессионалов лечебного профиля 70% - с модусом бытия и 30% с модусом обладания, что также позволяет утверждать об установлении значимых различий - ф*=2,7.

В сравнении со студентами-стоматологами (41%) (рисунок 2) пятого курса обучения значимо чаще встречаются профессионалы с преобладанием модуса бытия (65%) - ф*=2,1. Среди профессионалов лечебного профиля (70%) также чаще, чем у 5 курса (46%) встречаются с преобладанием модуса бытия (ф*=2,1).

Рисунок 2. -Выраженность модусов бытия и обладания в выборках испытуемых студентов 5 курсов и профессиональных медицинских работников (методика В. Мильмана)

Этот факт вызывает осознание важности развития этого качества у студентов-медиков. Перед нами встал вопрос о том, какие характеристики необходимо корректировать у студентов, чтобы добиться положительного

изменения в структуре «модус бытия - модус обладания» у студентов-медиков.

Для решения этой проблемы мы исследовали сопряженные с этими важнейшими качествами ряд важных для профессиональной деятельности

медицинского работника особенностей студентов.

Современные исследования профессионального становления личности ведутся на основе личностно-деятельностного подхода, учитывающего единство мотивационно-потребностной и операционной сфер учебно-профессиональной и собственно

профессиональной деятельности [7]. Эта общая позиция конкретизируется в следующем. Участвуя сначала в учебно-профессиональной, а затем и в профессиональной деятельности, студент не только приобретает адекватные представления о своей профессии и о собственных возможностях, но и активно развивает их. Развиваясь как субъект профессиональной деятельности и формируя отношение к себе как к специалисту, он развивается как личность [3;9].

Профессиональное становление - это большая часть онтогенеза человека, являющаяся составной частью общего развития личности и охватывающая период с начала формирования профессиональных намерений и до завершения профессиональной жизни [5].

Ядром профессионального становления, по мнению Зеера Э.Ф., принято считать взаимодействие личности и профессии. В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности

происходят структурные изменения и в личности работника, и в структуре самой деятельности, т.е. профессионализация личности, приводит к изменению характера и содержания профессии [6].

Профессиональное становление на современном рынке труда, предъявляющем новые высокие требования к будущим профессионалам, во многом зависит от системы психологического сопровождения в той профессиональной среде, в которой будущий специалист формируется, развивается и реализует свой интеллектуальный, творческий и социальный потенциалы [8].

Для составления программы

психологического сопровождения по коррекции неконтролируемого процесса динамики мотивационно личностных особенностей студентов-медиков необходимо глубоко проанализировать полученные результаты. Поэтому исследованные нами характеристики мы подвергли факторному анализу с целью выявления структуры корреляционных связей полученных психодиагностических показателей.

Факторный анализ психодиагностических показателей с Varimax вращением проведен в программе SPSS - 17. В таблице 1 выборочно представлены коэффициенты факторной матрицы.

Показатели психодиагностики Фактор 1 Фактор 2

Планирование 0,502

Оценивание результатов 0,498

Сумма саморегуляция 0,531

Ценность «счастливая семейная жизнь» 0,436

Ценность «познание» 0,425

Ценность «здоровье» 0,406

Ценность «любовь» 0,420

ВЛК «материально-обеспеченная жизнь» - 0,459

Интернальность в производственных отношениях 0,615

Гибкость поведения (с.а.) 0,439

Познавательные способности (с.а.) 0,434

Креативность (с.а.) 0,556

Проникающая способность в эмпатии (э) 0,389

Идентификация (э) 0,391

Эмпатия 0,412

Установка на эгоизм - 0,444

Установка на труд 0,531

Установка на процесс 0,467

Учебно-познавательные мотивы 0,451

Мотивация избегания - 0, 512

Мотивы творческой самореализации 0,404

Модус бытия (Р) 0,597

Модус обладания (Р) - 0,534

Таблица 1. -Выборочные коэффициенты матрицы факторизации показателей мотивационно личностных особенностей студентов

При анализе факторной матрицы мы ограничились двумя первыми факторами, внесшими дисперсионный вклад: 1 фактор - 25%, второй 15%. Дальнейшие факторы взаимосвязи оказались мало значимыми для выполнения поставленной нами цели.

Анализируемый нами первый фактор свидетельствует о том, что с ростом баллов по шкале «интернальность в производственных отношениях» (самая высокая нагрузка R = 0,615) растут баллы по шкалам: «планирование» (0,502), сумма саморегуляция (0,531), ценность «счастливая семейная жизнь» (0,436), ценность «любовь» (0,42), познавательные способности (с.а.) (0,434), креативность (с.а.) (0,556), проникающая способность в эмпатии (э) (0,389), эмпатия (0,412), установка на труд (0,531), установка на процесс (0,467), учебно-познавательные мотивы (0,451), мотивы творческой самореализации (0,404), модус бытия (р) (0,597).

По второму фактору мы определили, что со снижением баллов по модусу обладания (-0,534) растут баллы по шкалам: оценивание результатов (0,498), ценность «здоровье» (0,406), ценность «познание» (0,425), ВЛК «материально-обеспеченная жизнь» (-0,459), гибкость поведения (с.а.) (0,439), идентификация (э) (0,391); и снижаются баллы по шкалам: установка на эгоизм (-0,444), мотивация избегания (-0, 512).

Заключение. Таким образом, студентов с высоким показателем модуса бытия будут характеризовать следующие особенности: сформированная потребность в осознанном планировании деятельности, гибкость и адекватность реагирования на изменение условий, осознанность выдвижения и достижения цели. Они способны при высокой мотивации достижения сформировать стиль саморегуляции, позволяющий компенсировать влияние характерологических и личностных

особенностей, препятствующих достижению цели; легко овладевают новыми видами активности, уверенно чувствуют себя в незнакомых ситуациях. В иерархии ценностей у них высокий рейтинг ценностей «любовь» и «счастливая семейная жизнь», а также высоко стремление к приобретению знаний об окружающем мире. Направленность их личности

нацелена на развитие креативности. Студентам с высоким показателем модуса бытия свойственно такое проявление коммуникативных свойств, которое способствует созданию атмосферы доверительности и открытости, развитый уровень эмпатии. Такие студенты ориентированы на труд и его одобрение со стороны окружающих, на получение новых знаний, учебных навыков, способов регуляции учебной работы, стремятся к наиболее полному выявлению и развитию собственных способностей к их реализации, их отличает творческий подход к решению задач.

Для студентов с низким модусом обладания свойственны развитая и адекватная самооценка, сформированные и устойчивые субъективные критерии оценивания результатов. Они адекватно оценивают рассогласование полученных результатов, нацеленных на деятельность, а так же причины, приведшие к рассогласованию. При этом они гибко адаптируются к изменению условий. На высоких рейтинговых местах у данных студентов располагаются ценности «познание», «здоровье», а также снижается внутриличностный конфликт в сфере «материально-обеспеченная жизнь». Поведение отличается гибкостью в различных ситуациях, гибкостью применения стандартных оценок, принципов. Высокие баллы по шкале «идентификация» у таких студентов свидетельствуют об их умении понимать другого человека на основе сопереживаний, об умении поставить себя на место другого. В основе показателя идентификация лежат: гибкость и подвижность эмоций, легкость, способность к подражанию. Снижение модуса обладания приводит к тому, что снижается сосредоточенность исключительно на своих личных интересах. При принятии решений студенты уже не столь сильно учитывают то, как последствия этих решений отразятся на них лично. Низкие показатели модуса обладания у студентов приводят и к снижению уровня мотива на неудачу.

Полученные нами закономерности позволили разработать программу по снижению показателей модуса обладания и повышению показателей модуса бытия. В дальнейших публикациях мы обсудим результативность занятий со студентами по этой программе.

Литература:

1. Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента / Н.А. Агеева // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №. 5.

2. Адзиев Р.С. Необходимость в управляемом формировании профессионально важных

психологических качеств личности будущего медика / Р.С. Адзиев // Молодой ученый. - 2019. - № 43. - С. 223-225.

3. Васильков А.М., Василькова А.П. Формирование и развитие профессиональных качеств

врачей / А.М. Васильков, А.П. Василькова. - СПб., 2001.

4. Герасимова Т.В., Устюжанинова Е.Н. Проблемы теории и практики современной науки / Т.В. Герасимова, Е.Н. Устюжанинова // Материалы Международной научно-практической конференции 20 ноября 2020 (г. Нефтекамск, Башкортостан). - 2019. -С. 704-716.

5. Долгова В.И., Шаяхметова В.К. Инвариантность профессионально важных качеств: монография / В.И. Долгова, В.К. Шаяхметова. -Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 314 с.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический Проект, 2003. - 336 с.

Referen

1. Ageeva N.A. Ethical aspect of the problem of the relationship between a doctor and a patient / N.A. Ageeva // Humanities and Social Sciences. - 2012. - № 5.

2. Adziev R.S. The need for a controlled formation of professionally-important psychological qualities of the personality of the future physician / R.S. Adziev // Young scientist. - 2019. - № 43. - S. 223-225.

3. Vasilkov A.M., Vasilkova A.P. Formation and development of professional qualities of the doctors / A.M. Vasilkov, A.P. Vasilkova - SPb., 2001.

4. Gerasimova T.V., Ustyuzhaninova E.N. Problems of the theory and practice of modern science / T.V. Gerasimova, E.N. Ustyuzhaninova // Materials of the International Scientific and Practical Conference dated on November 20, 2020 (Neftekamsk, Bashkortostan). - 2019. -S. 704-716.

5. Dolgova V.I., Shayakhmetova V.K. Invariance of professionally important qualities: monograph / V.I.

7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001.

8. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: учеб. пособие для практ. психологов / Л.М. Митина; Кемер. обл. ин-т усовершенствования учителей, Психол. ин-т Рос. акад. образования. - Кемерово: Кемер. облИУУ, 1996. - 49 с.

9. Соловьева С.Л. Индивидуально-психологические особенности личности врача / С.Л. Соловьева. - СПб.: ОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2001.

10. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1990. - 115 с.

Dolgov, V.K. Shayakhmetova. - Chelyabinsk: LLC Publishing House RECPOL, 2009. - 314 p.

6. Zeer E.F. Psychology of professions: a textbook for university students / E.F. Zeer. - M.: Academic Project, 2003. - 336 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Psychology of labor and human dignity / N.S. Pryazhnikov, E.Yu. Pryazhnikova. - M.: Academy, 2001.

8. Mitina L.M. Psychological diagnostics of the teacher's communicative abilities: manual for practicing psychologists / L.M. Mitina; Kemer. region Institute of Improvement of Teachers, Psychol. Institute Ros. acad. education. - Kemerovo: Kemer. oblIUU, 1996. - 49 p.

9. Solovyova S.L. Individual and psychological characteristics of a doctor's personality / S.L. Solovyov. -St.-Pb.: OUVPO SPbGMA im I.I. Mechnikov, 2001.

10. Fromm E. To have or to be / E. Fromm - M.: Progress, 1990. - 115 p.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах:

Герасимова Татьяна Владимировна (г. Самара, Россия), старший преподаватель кафедры реабилитологии и сестринского дела, Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», e-mail: ul.h2015@yandex.ru

Устюжанинова Елена Николаевна (г. Самара, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Самарский филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования, Московский городской педагогический университет, e-mail: psylu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.