Н. А. Усачева
МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ У СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ
Мотивационная система профессиональной деятельности имеет сложную и многоуровневую структуру, носящую динамический характер. На разных профессиональных этапах она имеет свои особенности и по-разному связана с жизненной направленностью, системой представлений о себе и идеальным образом профессионала. И, несмотря на большое количество работ по мотивации, эти взаимосвязи в литературе исследованы крайне мало.
На основании ряда работ можно говорить о некоторых группах мотивационных установок. К. К. Платонов, например, выделял врачей с конформной, потребительской, нейтральной и социально активной направленностью1. В. Е. Каган, Ю. Е. Рахальский упоминают следующие основные потребности, мотивирующие профессиональную активность врача: потребность в сотрудничестве с больным, потребность в эмоциональной нейтральности пациента, потребность в признании2.
При изучении мотивационной стороны процесса профессионализации врача В. Э. Мильман обнаружил двойственность системы ценностей, он вводит понятие производительной и потребительской систем в структуре мотивации3. В соответствии с этим, у субъекта формируется один из мотивационных профилей — «прогрессивный» или «регрессивный». В. А. Москалев обнаруживает положительную связь между феноменом психической дезадаптации личности врача и низким уровнем выраженности мотивации профессионального самосовершенствования (МПСС), выражающимся, прежде всего, в отношении к себе как к профессионалу, и отношении к самосовершенствованию4.
Исследование Б. А. Ясько подтверждают наличие двух видов профессиональной направленности5. По ее данным 68,3 % практикующих врачей и 82 % студентов оценивают потребности «присвоения» как «очень» и «отчасти» привлекательные. С другой стороны, значимость потребности «возможность приносить людям облегчения от физических страданий» как побудительного мотива также сохраняется (63,3 % и 85,6 % соответственно). Отмечается динамика в оценке отдельных утверждений в процессе изменения социального статуса врача. Привлекательность фактора «социальная значимость труда медицинских работников» падает от 72 % до 43 % респондентов, а фактор «оказание помощи страждущим» 25 % врачей со стажем более 15 лет оценили как непривлекательный. Аналогично «стабильность и материальная обеспеченность» значение снижается — от 50 % в группе молодых специалистов до 10 % у врачей со стажем. «Чувства превосходства, персональной власти» — из группы «мастеров» только 48 % человек дали ему высокую оценку, против 70 % студентов.
По данным Р. И. Цветковой, уровни мотивации обучения в вузе студентов первого и пятого курса имеют существенные различия, акцент смещается с системы личностноценностных мотивов к преобладанию социальных, профессиональных и личностно-нравственных6.
© Н. А. Усачева, 2008
Однако зарубежные исследователи M. Vigild и E. Schwarz, напротив, отмечают, что в течение трех лет у студентов-стоматологов ведущим мотивом выбора профессии оставался мотив «помощи другим людям»7. A. Mubarik сравнивал студентов лечебного факультета и стоматологов. Оказалось, что первая группа руководствуется альтруистическими и интеллектуальными установками, во второй группе преобладают личные и финансовые8.
На наш взгляд, мотивационные установки, выделяемые различными исследователями, согласуются с осями развития личности по Адлеру: социальный интерес и стремление к превосходству. Первая группа мотивов: «возможность облегчать страдания других людей», стремление к самосовершенствованию, интеллектуальному развитию, социальная полезность профессии. И вторая группа: «чувство превосходства и стремление к власти», стремление к финансовому благополучию, повышение социального статуса. Эта идея раскрывает две установки: альтруистическую, с ориентацией на помощь, и индивидуалистскую (эгоистическую), с ориентацией на удовлетворение собственных потребностей, достижение успеха.
Таким образом, мотивация профессиональной деятельности врача определяется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, при этом в сознании индивида формируется такой образ субъекта деятельности, который, желателен, но которого еще нет в наличии. Стремление максимально идентифицироваться с ним, развивая при этом собственную индивидуальность, свой профессиональный стиль, направляет активность развивающейся личности профессионала.
О возможной взаимосвязи мотивов выбора профессии в стоматологии и представлений о себе говорят работы T. Tsuchiya, Y. Yamada, K. Kurosu. Они выделяли у студентов стоматологов 5 и 6 курсов 3 типа Я-концепций: позитивную, негативную, нейтральную9. Оказалось, что самопредставления тесно связаны с мотивами выбора врачебной профессии и с дальнейшем выбором после обучения. Студенты, имеющие позитивную оценку себя, выбирали данное направление более осмысленно, собирались продолжить работу в этом направлении.
Однако, как уже отмечалось, эта тема исследована крайне недостаточно.
На данном этапе целью работы ставиться изучение особенностей мотивационных установок и представлений о себе у студентов-стоматологов 1 курса обучения.
Для изучения мотивационной структуры использовались методики: МИМ; СЖО; Методика изучения структуры мотивации (Мильмана). Для изучения представлений о себе и идеального образа профессионала использовалась методика «Личностный дифференциал» в 4 вариантах: «Я-реальное», образ «Идеального врача», образ «Успешного человека», образ «Помогающего человека». Кроме того, нами была разработана анкета общих сведений, в которой учитывается общее удовлетворение от выбранной профессии, причины выбора профессии и биографические данные.
В исследовании участвовало 59 студентов 1 курса факультета стоматологии СПбГМУ им. И. П. Павлова, из них девушек — 72 %, юношей — 28 %. Средний возраст составляет 17 лет. Опыт работы по специальности имеют 10,7 %. Большая часть испытуемых — 59 % — имеют родственников, владеющих медицинской профессией. 19,6 % испытуемых являются приезжими.
Оказалось, что наиболее значимыми причинами поступления в медицинский вуз являются желание лечить людей — 50 % , затем возможность заботиться о здоровье близких — 37 %. Престиж профессии на третьем месте. Значимость семейных традиций в выборе профессии значительно варьируется — 20 % студентов поставили его на первое место. Немаловажна также материальная заинтересованность — 5 место. И далее — получение диплома, желание решать научные проблемы. Возможность оказывать влияние
на других людей, доступность медикаментов и совет друзей наименее значимы в выборе профессии.
Для девушек (М = 2,71, ранг предпочтения по убыванию) в большей степени важна возможность заботиться о здоровье близких, чем для юношей (4,5). У последних значительную роль играют семейные традиции. Студенты, имеющие родственников в медицинской сфере, признают их влияние на выбор (2,82). При отсутствии таковых практически все студенты определяю свой выбор «стремлением помогать другим людям» (1,57). Значимых различий между приезжими и местными студентами не обнаружено.
В целом, можно говорить о двух блоках причин выбора профессии: альтруистические и личностно-ценные. В данной выборке определяющими являются гуманистические мотивы: желание лечить людей, заботиться о близких, решать научные проблемы; и такие личностно-ценные мотивы, как престижность профессии, влияние родственников, материальная заинтересованность, получение диплома.
Что касается соотношения мотивов по параметру «рабочие — общежитейские» (методика Мильмана), то было обнаружено, что из мотивов «общежитейского» профиля наименьшее среднее значение принимает шкала жизнеобеспечение, (61,9 % от максимального балла по шкале). При этом у приезжих студентов показатели выше (73,8 %; (57,2 %). Это, видимо, связано с тем, что студенты-первокурсники направлены скорее на учебную деятельность. А приезжие студенты с начала обучения сталкиваются с вопросами финансового и бытового обеспечения. Наиболее значимы в данной выборке шкалы социальный статус (62,6 %), комфорт (70,9 %) и сфера общения (75,5 %).
По «рабочему» профилю: общая активность — 59,1 % от максимальной суммы баллов, творческая активность — 64,3 %, социальная полезность — 55 %. Что свидетельствует о меньшей профессиональной направленности студентов.
Обнаружены достоверно значимые половые различия по шкале общая активность (М = 16,2; 13,5; t = 2,14) и по общежитейскому профилю (М = 70; 64,61; t = 2,02). Оба эти показателя более выражены у юношей. Обычно они более активно осваивают окружающую социальную среду и деятельность. Возможно, это говорит о том, что они менее мотивированы на учебную деятельность. Наличие работы так же обеспечивает более высокие баллы по факторам «общей активности» (М = 13,7; 18,3; t = -2,7), «социальной полезности» (М= 16,6; 20,6; t = -2,02), «рабочей направленности» (М = 5 0,51; 62,16; t = -2,7). Отсюда можно сделать вывод, что с началом работы общая ведущая направленность меняется, повышается общая и познавательная активность. Различий между студентами, имеющими родственников в медицинской среде и не имеющими таковых, не обнаружено.
Таким образом, в данной выборке студентов можно говорить о доминировании «общежитейского» профиля над рабочим (75,3 %, 59,2 % от максимальной суммы). Различия по группам перекрываются возрастными особенностями, ведущими потребностями молодых людей 17-18-летнего возраста, а также определяются периодом адаптации студентов. Это значительный интерес к повышению социального статуса, стремление к комфорту и отдыху, потребности в общении, стремлении занять свое место в группе, самораскрытии своей личности. Их стремление помогать людям пока еще носит «необоснованный характер», что и отразилась на картине мотивационных особенностей, где наименьшее значение принимают социальная полезность, творческая активность. Выбор профессии по «альтруистическим» мотивам определяется скорее устремленностью в будущее.
Анализ смысложизненных ориентаций показал, что девушки имеют достаточно высокие показатели по всем шкалам, что характеризует их как целеустремленных, направленных в будущее, верящих в свои силы и способность управлять своей жизнью;
прошедший школьный этап оценивается ими позитивно. У юношей можно наблюдать неоднозначную картину: часть из них ориентированы на «жизнь сегодняшним днем», не удовлетворены своим прошлым, считают себя неспособными контролировать жизненную ситуацию, не могут проявить себя, тогда как другая часть показывает высокие значения. Обнаружены значимые различия по этой шкале, оказалось, что приезжие студенты демонстрируют более высокие значения (М = 28; 24), следовательно, они оценивают свое прошлое как очень значимое. Это можно объяснить тем, что для них поступление в вуз явилось новым жизненным этапом во всех сферах, было связанно с переездом, обустройством, установление новых социальных контактов. Соответственно, оглядываясь в прошлое, они видят в нем опору себе и собственному мировоззрению.
Что касается представлений о себе, то по показателям оценки, силы, активности студенты получили 12,3; 6,8 и 8,3 балла, что соответствует средним значениям. 68 % студентов оценивают себя положительно. Наибольший разброс отмечается по шкале сила — сигма 5,3. Это свидетельствует о неоднородности выборки по данному показателю. По шкале активности большинство студентов воспринимают себя как спокойных, неэмоциональных, пассивных. В «представлениях о себе» девушки склоны оценивать себя как обаятельных, добросовестных, добрых, подчеркивая стереотипно женские черты (М = 10,4; 13,5). Студенты, имеющие родственников в медицине, воспринимают себя менее позитивно (12; 15), но при этом высоко оценивают свои волевые качества (9,7; 7) и активность в целом (9,5; 6,2). Приезжие также воспринимают себя как более активных (10; 7,5) и волевых (11,5; 8).
Образ «идеального врача» оценивается в основном положительно и принимает высокие значения по шкалам оценки и силы (17,6; 11,4); активность — среднее значение 7,7. Врача видят скорее невозмутимым, спокойным, но при этом открытым, уверенным в себе, решительным. В представлениях об «идеальном враче» как студенты с родственниками в медицине, так и не имеющие таковых сходны во взглядах по шкале активности и силы (они принимают среднее значение), но во второй группе образ врача еще в большей степени идеализирован (17; 18,8). При сравнении представлений о враче выяснилось, что в группе приезжих студентов по всем шкалам уровень оценок выше (М = 18,5; 13,2; 9,3) , чем в группе местных студентов; (17; 11,1; 7,5). Это можно объяснить, неоднородностью данной группы и тем, что в «малых» городах профессия врача имеет большую значимость.
При сравнении различных представлений студентов по шкале «оценка», «реальный студент» ближе всего к «успешному человеку» (12,3; 14,7), к образу «идеального врача» близки представление о «помогающем человеке» (17,6; 16,8). Таким образом, врач изначально представляется как более альтруистичный, что соответствует образу помогающей профессии, однако сами студенты первого курса отождествляют себя с «успешной» стороной деятельности. Это свидетельствует об одностороннем восприятии будущей профессии и противопоставлении собственных устремлений с формирующимся профессиональным образом.
Юноши воспринимают «успешность» более позитивно, чем девушки. Анализируя аспект «помогающего человека», студенты схожи в оценках, однако, у юношей разброс выше. Это говорит о том, что юноши в большей степени ориентированы на настоящий момент, тогда как аспект «помощи» и «образ врача» в большей степени связаны с будущей деятельностью. Видимо, аспект «помощи» менее проработан, не у всех сложилась ясная картина будущей профессиональной деятельности.
Можно отметить, что как девушки, так и юноши по «силе» помогающего и успешного человека оценивают одинаково (помощь — 9,9; 10,6; успех — 10,2; 12,4). В группах
студентов местных и приезжих, имеющих родственников в медицине и не имеющих, наблюдается схожая картина. Это говорит о том, что молодые люди осознают необходимость волевых качеств в любых видах деятельности. Статистически значимых различий по полу в шкале активности не обнаружено.
Таким образом, можно говорить о том, что в данной выборке преобладают личноценностные мотивационные установки, направленные на общение, социальный статус, отдых, развлечения, «рабочий» профиль не является ведущим, хотя студенты и определяют свой выбор профессии «желанием помогать другим людям». Данные мотивационные установки, как оказалось, отражены в структуре представлений студентов. Оценивая себя, студенты в большей степени склонны отождествлять себя с «успешным человеком», тогда как «идеальный образ врача» — с «помогающим». Возможно, это противоречие является закономерным для данного этапа обучения, когда представление о субъекте профессиональной деятельности еще не сформированы. С другой стороны, такое разделение успешности и помощи может привести к дальнейшей дезадаптации в профессии, острым переживанием профессиональных кризисов.
1 Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.
2 Каган В. Е., Рахальский Ю. В. К вопросу о психологии лечебного процесса // Психология и медицина. М., 1978. С. 193-196.
3 Мильман В. Э. Производительная и потребительская мотивация // Психологический журнал. 1988. № 1. С. 27-29.
4 Москалев В. А. Психолого-акмеологическое сопровождение последипломного образования специалистов лечебно-профилактических учреждений: Автореф. дисс. ... канд. психологич. наук. М., 2001.
5 Ясько Б. А. Врач: психология личности. Краснодар, 2001.
6 Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности соврменного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: Автореф. . дисс. канд. психологич. наук. Иркустк, 2006.
7 VigildM, Schwarz E. Characteristics and study motivation of Danish dental students in a longitudinal perspective. Denmark, 2001. Aug. 5(3). P. 127-33.
8 Mubarik A. A comparative investigation of dental and medical student’s motivation towards career choice. Crossley ML // Br Dent J. 2004. Apr. 24; 196(8). P. 441.
9 Tsuchiya T., Yamada Y., Kurosu K. Survey of what dental students feel regarding their profession. The relation with their self concept // Article in Japanese. Aichi Gakuin Daigaku Shigakkai Shi. 1989. Dec. 27(4).