Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности воспитания трудных подростков средствами физической культуры'

Психолого-педагогические особенности воспитания трудных подростков средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
689
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДИСЦИПЛИНИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / TEENAGERS' PSYCHO-PEDAGOGICAL PECULIARITIES / EDUCATIONAL AND PROPHYLACTIC WORK / DISCIPLINED BEHAVIOR / LEISURE PLANNING / MEANS OF PHYSICAL CULTURE / MORAL QUALITIES FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельникова Ирина Васильевна

В статье раскрываются причины негативного поведения подростков, даётся психолого-педагогическая характеристика возникновения социально запущенных детей. Особый аспект воспитания, который может оказать правильное влияние на формирование положительной жизненной позиции, повысить общую культуру, дать собственные активные установки на здоровый образ жизни - привитие интереса к физической культуре и спорту. На занятиях физической культурой не только развиваются физические и двигательные способности, но и создаются благоприятные возможности для воспитания у учащихся нравственных качеств личности, формирования полезных и преодоления пагубных привычек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-Pedagogical peculiarities of problem teenagers' education by means of physical culture

development of interest to physical culture and sport as a special aspect of education can influence the formation of positive life position, increase the general culture, motivate for a healthy way of life. Physical training lessons don't only develop physical and motor skills, but also create good opportunities for educating of students' moral qualities, formation of good habits and controlling bad ones.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности воспитания трудных подростков средствами физической культуры»

Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение).

Помимо тестового контроля мы широко применяем такие методы, как самоконтроль и взаимопроверка, которые активизируют познавательную деятельность студентов, воспитывают сознательное отношение к проверке, способствуют выработке умений находить и исправлять ошибки. Все это необходимо для формирования навыков самообразования.

В рамках статьи мы не имеем возможности подробно раскрыть все методы оценки и контроля, мы остановились лишь на некоторых, а именно тех, которые, с нашей точки зрения, позволяют получить достаточно точную и объективную картину сформированности профессиональных знаний, умений и навыков студентов педагогического факультета гуманитарного вуза.

Примечания

1. Морева Н. А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-вед. М., 2005.

2. Там же.

3. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 2001.

УДК 796.01:159.9

И. В. Стрельникова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрываются причины негативного поведения подростков, даётся психолого-педагогическая характеристика возникновения социально запущенных детей. Особый аспект воспитания, который может оказать правильное влияние на формирование положительной жизненной позиции, повысить общую культуру, дать собственные активные установки на здоровый образ жизни - привитие интереса к физической культуре и спорту. На занятиях физической культурой не только развиваются физические и двигательные способности, но и создаются благоприятные возможности для воспитания у учащихся нравственных качеств личности, формирования полезных и преодоления пагубных привычек.

The article states the reasons of teenagers' negative behavior. Psycho-pedagogical characteristics of socially problematic children is given here. The

© Стрельникова И. В., 2010

development of interest to physical culture and sport as a special aspect of education can influence the formation of positive life position, increase the general culture, motivate for a healthy way of life. Physical training lessons don't only develop physical and motor skills, but also create good opportunities for educating of students' moral qualities, formation of good habits and controlling bad ones.

Ключевые слова: воспитательно-профилактическая работа, дисциплинированное поведение, организация досуга, психолого-педагогические особенности подросткового возраста, средства физической культуры, формирование нравственных качеств.

Keywords: educational and prophylactic work, disciplined behavior, leisure planning, teenagers' psycho-pedagogical peculiarities, means of physical culture, moral qualities formation.

Нравственное воспитание учащихся тесно связано с формированием важнейших черт личности, в основе которых лежит умение управлять своим поведением в соответствии с общественно значимыми нормами и требованиями коллектива. Психологическими основами проявления этого качества являются волевые процессы, умение подавлять свои желания, подчинять поведение необходимости.

Педагогические просчёты в школьном и особенно семейном воспитании порождают у некоторой части детей отрицательные черты характера, приводящие к стойким отклонениям в нравственном развитии и поведении, нарушению дисциплины в учёбе, хулиганскому поведению и даже совершению преступлений. Особое беспокойство вызывает проблема ранней алкоголизации, токсикомании и наркомании детей и подростков. Особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, ослабление положительного статуса школьного воспитания создают общую негативную ситуацию детства в России [1].

В современном обществе «возраст» пьянства и наркомании значительно снизился, увеличилось число несовершеннолетних, злоупотребляющих пагубными привычками, что приводит к тяжелым, порой необратимым последствиям. Неокрепший детский организм подвергается разрушительному воздействию в связи с недостаточной сфор-мированностью защитных сил, психофизиологической незрелостью, эмоционально-волевой неустойчивостью, неразвитостью убеждений. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД [2].

В России более 14 тыс. несовершеннолетних состоят на учёте в качестве потребителей наркотиков и около 7 тыс. - в качестве потребителей сильно действующих одурманивающих веществ [3]. Статистика показывает, что число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, возрастает каждый год почти на четверть.

Число школьников, пристрастившихся к наркотикам за последние 4 года, увеличилось в 6— 8 раз [4].

Не менее глобальна проблема употребления алкоголя среди детей. Так называемая алкоголизация подрастающего поколения имеет свои особенности развития. Анализ последних данных выявил, что первое употребление алкогольных напитков у детей происходит уже в дошкольном возрасте. Исследование воспитанников подготовительной группы одного из детских садов на Урале показало, что из 27 ребятишек 20 уже пробовали пиво, 7 - вино, а один мальчик даже пил с папой водку. Такое раннее приобщение к спиртному приносит не только вред здоровью, но и создаёт реальную угрозу развития у них тяжёлой болезни - алкоголизма [5].

В процессе изучения ранней алкоголизации чрезвычайно важным является определение мотивов употребления алкогольных напитков. В НИИ физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ были проведены исследования, которые показали, что у 30,5% учащихся основной причиной, побудившей к первому употреблению алкоголя, стало любопытство, у 20,1% - подражание взрослым, 15,8% - желание почувствовать себя взрослым, 10,4% - стремление утвердиться в группе сверстников, 9% - побороть скуку, 5,8% - чтобы легче общаться с другими людьми, 3,6% - для смелости, 2,5% - устранить страх, 2,2% - снять напряжение [6].

Выявленные мотивы показывают, что первые наиболее значимые опыты употребления алкоголя у подростков находятся в тесной зависимости прежде всего от особенностей семейного уклада и микросреды. В процессе общения у подростков идёт бурное развитие самосознания и познание других людей, вырабатываются навыки и способы поведения. При этом могут возникать трудности, конфликты, разного рода барьеры, которые подросток болезненно переживает, но самостоятельно преодолеть не может.

В современной психологии по степени педагогической и социальной запущенности учащихся условно разделяют на три группы.

Подростки первой группы имеют нормальные отношения с окружающими, но у них есть недостатки в характере, часто объясняемые «болезнью роста», психологическими возрастными особенностями. Часть таких детей имеет отклонения в физическом развитии, что ещё больше усугубляет их недисциплинированность и ослабляет процесс морально-волевого становления личности. Неумение и нежелание организовывать своё поведение, подчиняться старшим, разрыв между нравственными понятиями, суждениями и воз-

можностями, между сознанием и поведением приводят к тому, что эти школьники конфликтуют с родителями, педагогами и сверстниками. У них не выработаны правильные критерии оценки жизненных ситуаций, поэтому они не всегда могут отделить хорошее от плохого. Свои недостатки эти школьники знают, но бороться с ними не могут, так как не умеют правильно пользоваться своей самостоятельностью, не подготовлены родителями и школой к свободе действий.

Ко второй группе относятся подростки, обладающие ярко выраженным эгоцентризмом, который превращает имеющиеся у них отдельные недостатки и привычки в отрицательные черты характера, делает их тяжелыми в общении. Школьники этой группы себялюбивы, эгоистичны, неуживчивы. На осуждение их поведения реагируют озлобленостью, завистью, желанием сделать все наоборот, причинить боль другим. Учащиеся этой группы никому не желают подчиняться, отрицают за кем бы то ни было право на их воспитание. Всё в жизни становится для них неинтересным, учиться они не хотят, любая работа им в тягость. Такие подростки легко попадают в дурные компании.

У подростков третьей группы обращает на себя внимание высокая агрессивность, циничность, склонность к хулиганству. Отношения с родителями у них нарушены, вследствие чего имеется низкая самооценка, конфликтность как доминирующая черта характера и жестокость по отношению к слабым (как своеобразная компенсация низкой самооценки, желание почувствовать себя в роли «героя», заставить более слабого признать его, подростка, превосходство). Контроль со стороны общественности, школы и родителей у таких детей отсутствует: все средства перепробованы, все бесполезно. Учащиеся этой категории чаще всего имеют неоднократные приводы в милицию [7].

Как показывает опыт, углубление конфликтных ситуаций приводит к тому, что у подростков возникают проблемы в школе, семье, они легко и без сожаления прерывают учебу. Атмосфера полного психологического дискомфорта выталкивает их на улицу. Утрачивается не только определённость в вопросах профессиональной ориентации, но сама установка на трудовую деятельность. Круг активной жизни ограничивается интересами той социально извращённой компании, в которую они попадают.

В связи с этим необходима координирующая роль воспитательно-профилактической деятельности всех общественных организаций. Ради этого создаются различные программы и структуры, которые могли бы стать реальной помощью и поддержкой в решении трудной задачи - профилактика и организация социальной и психо-

логической помощи подрастающему поколению, формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок [8]. Несомненно, что это общегосударственная проблема, решение которой должно быть комплексным, с использованием современных научно-медицинских, правовых, педагогических и социальных технологий.

Эффективная профилактическая работа невозможна без участия семьи и школы. Первой социальной средой для ребёнка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Именно в семье ребенок усваивает основные правила и нормы поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие в семье отражается на детях. Не случайно подавляющее большинство подростков (90%), часто употребляющих алкогольные напитки, живут в социально неустойчивых, неблагополучных семьях [9].

Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологическими особенностями периода отрочества приводят в свою очередь к негативным отклонениям в поведении подростков. В результате формируется своеобразный стиль жизни, часто характеризующийся даже асоциальной шкалой жизненных ценностей [10].

Предупреждение и преодоление у детей и подростков пагубных привычек - важная задача родителей и педагогов.

Основными средствами в воспитательно-профилактической работе учащихся являются:

1. Улучшение организации досуга молодежи, расширение возможностей рационального использования свободного времени детьми и подростками, что является мерами отвлекающего характера.

Отсутствие социального опыта и общественно полезных интересов, живого настоящего дела сопровождается желанием отгородиться от мира взрослых с помощью так называемой «молодежной, подростковой субкультуры» (стиль одежды, модная музыка и т. д.). Подростки самоутверждаются практически лишь в сфере проведения досуга, который в их жизни занимает первостепенное место. Стремясь к общению со сверстниками, но не зная, как интересно и рационально использовать свое свободное время и избавиться от скуки, подростки «убивают время» с помощью спиртного. Потому для этой категории учащихся проблема организации досуга имеет очень важное воспитательное значение.

2. Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям.

3. Формирование негативного общественного мнения по отношению к пьянству взрослых и тем более несовершеннолетних.

4. Вытеснение вредных алкогольных обычаев с помощью грамотно построенного антиалкогольного воспитания и просвещения детей и подростков, что является частью их нравственного воспитания. Достичь абсолютной трезвости подрастающего поколения можно лишь на основе ранней профилактики вредной привычки к употреблению алкоголя, сочетая оба пути.

5. Формирование отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления.

6. Стимулирование собственной самостоятельности и активности детей, что является важным условием повышения эффективности проводимой работы [11].

В процессе воспитания у учащихся должны возникнуть собственные активные установки на здоровый образ жизни.

Особый аспект воспитания, который может оказать правильное влияние на формирование положительной жизненной позиции, повысить общую культуру и нравственность у ребёнка -привитие интереса к физической культуре и спорту.

По данным ученых, трудные подростки в три раза реже увлекаются чтением книг, в десять раз реже интересуются техническим творчеством. В то же время занятия физкультурой и спортом их интересуют не в меньшей мере, чем социально благополучных сверстников. Поэтому физическая культура в организации досуга трудных детей должна занимать одно из ведущих мест [12].

Тем не менее учащиеся из компаний с асоциальным поведением реже посещают коллективные спортивные соревнования и другие зрелищные мероприятия, участвуют в походах, ходят в различные спортивные кружки, чем дети с нормальным поведением.

Важно и то, с какой целью данные дети посещают спортивные мероприятия (полюбоваться или подебоширить) и спортивные секции (чтобы сформировать себя как нравственную личность или чтобы завоевать авторитет в компании силою мышц). Поэтому приход подростка в спортивную секцию не гарантирует еще его исправления. Для того чтобы занятия спортом возымели должное воспитательное действие, педагоги физической культуры и тренеры-общественники должны своевременно принимать соответствующие меры в отношении данной группы детей по коррекции их мировоззрения и поведения.

Следует пытаться влиять на социальное окружение учащегося: попытаться привлечь всю компанию к активным занятиям спортом, а если это не удастся, то отвлечь школьника от компании созданием более сильных мотивов, связан-

ных с занятиями спортом. Для этого нужно знать, какие ценностные ориентации управляют поведением школьника, что для него наиболее важно, престижно.

Одни, например, ценят физическую силу, завидуют тем, кто сильнее, стремятся следовать примеру сильного человека. Таких школьников следует сориентировать в секцию тяжелой атлетики, борьбы, поставить им в пример выдающегося спортсмена, раскрыв и его высокие нравственные качества, проявившиеся в поступках. Другие стремятся к лидерству, хотят верховодить ребятами. Поскольку стремление к лидерству - это нормальная потребность человека, в желании верховодить другими нет ничего асоциального. Вопрос в том, для чего подросток хочет верховодить. Поэтому задача педагога - найти разумный и общественно полезный повод для реализации этого стремления у подростка. Тогда для него отпадет необходимость добиваться лидерства в уличной компании. Сначала его надо привлечь к ситуативному руководству группой ребят в спортивной секции, а по мере социального созревания такого учащегося можно сделать и формальным лидером, например капитаном команды, старостой секции и т. п. [13]

Необходимо, чтобы и в школе изменилось отношение к таким учащимся. Важно их вовлекать в различные виды общественно полезной деятельности, предоставлять инициативу, делать ответственными в различных поручениях - физорг в классе, помощник, дежурный, судейство спортивных соревнований в школе, тем самым повышая его статус в коллективе. В результате у учащихся меняется самооценка, растёт уровень притязаний, активность, целеустремлённость.

Открыто выраженное доверие к нравственности подростков вызывает у них ответную реакцию - ведь подростки очень ценят то, что им доверяют. Дети стремятся быть замеченными, чувствительны к похвале. Задача преподавателя физической культуры - разглядеть в трудном учащемся хорошие черты характера, скрывающиеся порой за внешним проявлением грубости, негативизма, а подчас и цинизма.

Психологическое действие такого подхода состоит в том, что школьник часто искренне убежден, что он плохой, что из него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью педагога ребенок находит в себе что-то положительное, то это сознание изменяет его самооценку, открывает для него надежду на исправление, если он действительно этого хочет. Увидев свою пользу для людей, он уже не устраняется от них, не противопоставляет себя классному коллективу или спортивной команде. В нем

начинает пробуждаться коллективистское самосознание. Однако при этом надо, чтобы доверие со стороны педагога было искренним, а не воспитательным приемом, чтобы подросток поверил в эту искренность. Учитель, оказав доверие ученику, не должен оставаться пассивным наблюдателем своего эксперимента. Он должен тактично и терпеливо помогать подростку освоиться с новой ролью, постоянно держать такого ученика в центре своего внимания, вовремя оказывать ему поддержку и помощь при возникновении трудностей. Конечно, не каждому трудному школьнику следует оказывать доверие и давать ему ключи от кладовой спортивного зала. Здесь тоже нужен индивидуальный подход, понимание учителем психологии подростка, степени его запущенности.

Также полезно к работе с такими подростками привлекать бывших своих воспитанников-спортсменов, которые сами раньше были «трудными». Они служат для трудных подростков наглядным примером того, что ещё есть время исправиться. Приглашать для бесед со школьниками известных спортсменов, тренеров, ветеранов спорта и т. д.

Ключевым моментом в данной ситуации должна стать внеклассная спортивная работа в школе, создание различных клубов по месту жительства, секций по интересам. Свидетельством этому является опыт работы с трудными подростками в ряде городов. Поэтому усиление взаимодействия школы, семьи и общественности должно способствовать обеспечению разнообразных способов рационального заполнения досуга молодежи.

Безусловно, организация всех сфер деятельности учащихся влияет на формирование их характера, нравственной позиции, мировоззрения. Но нельзя недооценивать собственную активность детей, их отношение к различным воздействиям. Ребенок, прежде всего, субъект воспитания и самовоспитания, а не пассивный объект позитивных или негативных влияний. Любое воздействие будет эффективным только тогда, когда оно приобретает значимость и личностный смысл для ребенка. Поэтому в процессе воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы, потребности, мотивы. Такая организация деятельности детей будет характеризоваться положительным настроем на занятия физической культурой, воспитывать нравственные качества, повышать самооценку и самосознание учащихся.

Примечания

1. Березин С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 26 с.; Гаранский А. Н. Наркомания: методические рекомендации по преодо-

лению наркозависимости / под ред. А. Н. Гаранско-го. М.: Лаборатория Базовых знаний, 2000. 384 с.; Скворцова Е. С. Алкоголь, женщины, подростки. М.: Медицина. 1988. 40 с.

2. Березин С. В. Указ. соч.; Сирота Н. А, Ялтон-ский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 5-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 176 с.

3. Гаранский А. Н. Указ. соч.

4. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Указ. соч.

5. Абрамова И. И. Как не вырастить алкоголика? Книга о детях и их родителях. СПб.: Речь, 2008. 152 с.; Скворцова Е. С. Указ. соч.

6. Березин С. В. Указ. соч.

7. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец.

№ 2114 «Физ. воспитание». М.: Просвещение, 1987. 287 с.

8. Гаранский А. Н. Указ. соч.

9. Абрамова И. И. Указ соч.; Москаленко В. Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕР СЭ, 2002. 335 с.; Скворцова Е. С. Указ. соч.

10. Ильин Е. П. Указ. соч.; Москаленко В. Д. Указ. соч.

11. Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 245 с.; Николаева Л. П., Колесов Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе: пособие для учителя. 2-е изд., стер. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009. 64 с.

12. Ильин Е. П. Указ. соч.

13. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.