Ю. Е. СУДАКОВА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: физическая культура и спорт; профилактика наркомании; школьники; трудные подростки; двигательная активность; Ульяновская область
Key words: physical culture and sport; drug-addiction preventive measures; school children; screwed-up teen-ager; physical activity; the Ulyanovsk Region
В последние годы алкогольная и наркологическая ситуация в Российской Федерации существенно обострилась. Темпы наркотизации и алкоголизации, тяжесть и масштабы их последствий создают угрозу здоровью нации, общественному порядку и национальной безопасности. Сложившаяся в стране субпопуляция людей, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, многократно опережает по темпам роста популяцию здоровых.
По итогам 2008 г. болезненность наркоманией в Ульяновской области составила 315,0 наркозависимых лиц на 100 тыс. чел. населения, которая ниже аналогичного периода 2007 г. на 1,4 % (319,4 лиц на 100 тыс. чел. населения). В среднем на протяжении 2008 г. наблюдалось снижение этого показателя на 1,3 %1. Однако, несмотря на официальные данные медицинской статистики о заболеваемости «наркоманией», действительные масштабы этой болезни в регионе значительно шире.
Кафедра социальных и экологических наук Ульяновского государственного университета, филиала в г. Димитровграде проводила анкетирование подростков на тему «Исследование асоциального поведения подростков Ульяновской области». Нами были опрошены 932 учащихся общеобразовательных
СУДАКОВА Юлия Евгеньевна, ассистент кафедры социальных и экологических наук Ульяновского государственного университета, филиала в г. Димитровграде.
школ Ульяновской области в возрасте 10—15 лет (235 юных спортсменов, 509 школьников с «нормативным поведением» и 188 трудных подростков). По нашим данным, основной возраст детей и подростков первого знакомства с наркотиками составляет 10—11 лет. Результаты социологических исследований учащихся в возрасте 10—15 лет свидетельствуют о том, что в окружении опрошенных подростков есть знакомые, которые пробовали и изредка употребляли наркотики, вдыхали токсические вещества, бывали в состоянии алкогольного опьянения. Анонимные исследования показали, что школьники имеют знакомых, пробовавших наркотические, токсические вещества: от 7,8 % (возраст — 10 лет) до 63,3 % (возраст — 15 лет). Приятели рассказывали им о «благоприятном» состоянии после принятия наркотиков и предлагали попробовать.
При опросе школьников подтвердили потребление наркотиков хотя бы раз в жизни 6,3 % трудных подростков в возрасте 10 лет; 25,0 % — в возрасте 13 лет; 53,6 % — в возрасте 15 лет. Эти показатели у учащихся с «нормативным поведением» значительно ниже: в 10 лет не отмечается таких случаев, в 13 лет — 4,5 %, а в 15 лет — 9,5 %. Показатели юных спортсменов еще менее выражены: 10 лет — отсутствуют, 13 лет — отсутствуют, 15 лет — 2,6 %. Таким образом, у различного контингента выражена тенденция роста лиц, зависимых от наркотических веществ: половина трудных подростков в возрасте 15 лет употребляет легкие наркотики или вдыхает токсические вещества. Некоторые ребята скрывают этот вид асоциального поведения. У трудных подростков в этот период наблюдается интенсивный рост (с 18,8 до 82,1 %) числа лиц с этой привычкой. Из обследуемого контингента с «нормативным поведением» постоянно курят от 2,3 % (возраст — 10 лет) до 17,9 % (возраст — 15 лет).
Среди опрошенных подростков с «нормативным поведением» употребляют спиртные напитки от 3,5 % (возраст — 10 лет) до 39,3 % (возраст — 15 лет). Показатели трудных подростков значительно выше: в возрасте 10 лет они составляют 25,0 %, в 13 лет — 67,9 %, в 15 лет — 89,3 %. Только отдельные (5,1 %) юные спортсмены отметили эту вредную привычку. Наибольший рост числа школьников, употребляющих спиртные напитки, зафиксирован в возрасте
14—15 лет. По данным опроса, крепкие алкогольные напитки начинают употреблять дети 11—12-летнего возраста.
К употреблению наркотиков 58,3 % школьников пришли из-за любопытства, 19,8 % — подражания другим, 11,6 % обследуемых попробовали их по предложению друзей, 9,3 % получили в качестве бесплатного угощения, а 7,0 % респондентов применяли их под воздействием угроз. Большинство (68,1 %) учащихся знает о вредном влиянии наркотиков на организм. Они согласны с тем, что употребление наркотиков вызывает привыкание и зависимость. Вместе с тем 31,9 % подростков мало интересуются вопросами, связанными с этим негативным явлением.
Число школьников, не отрицающих знакомство с конкретными случаями потребления легких наркотиков, составляет у учащихся с «нормативным поведением» 58,2 %, трудных подростков — 98,9 %, что косвенно свидетельствует о реальном размахе распространения наркотиков. Прежде всего эта информация касается знакомых (41,4 %) и посетителей дискотек (37,2 %). По нашим данным, только 3,2 % опрошенных трудных подростков приобщались к употреблению наркотиков у себя дома.
Для определения частоты обсуждения темы наркомании подростки с «нормативным поведением» были распределены по трем группам. К первой отнесены учащиеся, которые никогда не разговаривают о наркотиках. Во многих возрастных группах таких оказалось большинство (10—11 лет — 75,9 %; 12—13 лет — 71,1; 14—15 лет — 54,2 %). Ко второй группе были отнесены школьники (10—11 лет — 18,2 %; 12— 13 лет — 20,2; 14—15 лет — 21,1 %), которые редко говорят о наркотиках со своими приятелями. К третьей группе относятся учащиеся (10—11 лет — 5,9 %; 12—13 лет — 8,7; 14—15 лет — 24,7 %), часто обсуждающие тему наркомании. Во все возрастные периоды у трудных подростков доминирует третья группа (10—11 лет — 58,8 %; 12—13 лет — 67,3; 14—15 лет — 80,4 %).
Таким образом, тема наркотиков интересует школьников с «нормативным поведением» и «группы риска», но разница в тематических оценках по группам существенна. Нами выявлена и другая закономерность: чем чаще в подростковой среде обсуждается проблема наркомании, тем менее критично к ней подходят молодые люди.
По нашим данным, 44,2 % от общего числа опрошенных знают места постоянной продажи наркотиков, даже в своей школе. Самый печальный результат исследования — наличие в подростковом коллективе не только наркопотребителей, но и достаточно большого числа трудных подростков (31,4 %), уже осознавших свою зависимость от наркотиков, и только треть из них желает избавиться от наркотической зависимости. Вместе с тем 72,4 % школьников отказались от первой пробы наркотического вещества. Большинство (70,4 %) респондентов объясняет свой отказ «опасностью для здоровья», 31,1 % уверены в себе и справятся со своими проблемами без наркотиков. Среди других мотивов отказа прозвучали такие, как « с наркотиками нет будущего», «я не враг себе», «не хочу испортить себе жизнь, своим родным», «хочется пожить подольше, жизнь прекрасна». Анализ результатов опроса показал, что большая часть учащихся с «нормативным поведением» (83,7 %) отмечает ценность состояния здоровья. Существенным компонентом в мотивационных факторах стало и осознание того, что наркотики — это средство решения каких-либо проблем, но весьма иллюзорное.
Значительная активность респондентов проявилась в ответе на вопрос о мерах борьбы с наркоманией. Большая часть школьников с «нормативным поведением» отдает предпочтение репрессивным мероприятиям: за ужесточение контроля над распространением наркотиков высказались 30,8 %, за усиление наказания распространителям — 43,8 %. Менее эффективными представляются воспитательные меры (10,0 %) и массовая пропаганда вреда наркотиков (9,4 %). Отдельные респонденты (6,0 %) высказали нейтральную позицию по отношению к употреблению наркотиков. Трудные подростки более сдержанно осуждали борьбу с наркоманией. Они в основном полагали, что каждый человек может сам решать: или применять, или не использовать наркотики. Таким образом, массив опрошенных разделяется на группы «радикалов», «равнодушных» и «сочувствующих» в своем отношении к мерам противодействия наркотикам.
По нашим данным, около половины (52,8 %) учащихся с «нормативным поведением» считают, что «умеренное» употребление спиртного не вредит здоровью; 40,3 % опрошенных не видят отличий между «алкоголизмом» и «бытовым
пьянством»; 71,7 % таких школьников считают, что алкоголь отрицательно влияет на молодой организм. Противоположного мнения придерживаются 17,1 % опрошенных, 14,2 % учащихся затрудняются ответить на данный вопрос. Трудные подростки скептически отнеслись к ответам на эти вопросы, только 28,7 % из них считают, что алкоголь вредит здоровью.
Характерной особенностью образа жизни современной учащейся молодежи является пристрастие к курению. 12,8 % школьников с «нормативным поведением» и 51,1 % трудных подростков считают, что выкуривание менее 10 сигарет в день не вредит здоровью. Многие анкетируемые (68,0 %) убеждены в том, что степень вредности сигарет зависит от их сорта. Большинство школьников с «нормативным поведением» (69,5 %) отмечает, что курение опасно. Этот показатель у трудных подростков значительно меньше (31,9 %).
Большинству опрошенных (80,8 %) известно понятие «пассивное курение». Школьники с «нормативным поведением» отметили, что они вынуждены быть пассивными курильщиками в компании приятелей (56,4 %), на улице (25,1 %), дома (11,0 %), в других местах (7,5 %). По нашим данным, более половины респондентов с «нормативным поведением» (54,6 %) указывают на необходимость усиления работы по борьбе с курением в школе.
Учащиеся, занимающиеся спортом, в основном не курят (96,2 %), не пьют спиртных напитков (94,9 %), не употребляют наркотические вещества (99,1 %). Распространенность вредных привычек значительно выше у школьников, не занимающихся спортом, особенно у трудных подростков. Некоторые юные спортсмены с 10-летнего возраста употребляют пиво (2,9 %), а с 12 лет приобщаются к табакокурению (2,3 %). Отдельные спортсмены (2,4 %) начинают употреблять наркотические вещества в возрасте 14 лет. Во все возрастные периоды показатели наличия вредных привычек у школьников, не занимающихся спортом, значительно выше, чем у юных спортсменов.
Анализ результатов анкетирования показывает сопряженность распространения вредных привычек у различного контингента подростков. Как правило, учащиеся, употребляющие наркотики, курят и выпивают алкогольные напитки. Наиболее выраженно эта закономерность проявляется у трудных подростков.
Нетрадиционные виды спорта (роликобежный, стритбол, скейтбол) наиболее притягательны для школьников в возрасте 10—15 лет, особенно они популярны среди подростков «группы риска». Трудные подростки также желают заниматься мотоспортом, альпинизмом, парашютным, парусным, планерным спортом. К сожалению, эти виды спорта не в достаточной степени распространены у этой категории молодых людей. Необходимо развивать эти виды спорта, чтобы они стали доступны для этого контингента учащихся, включать их в программы городских и районных спортивных соревнований. Проведение различных мероприятий с учетом интересов подростков будет способствовать формированию здорового образа жизни, предупреждению наркомании в подростковой среде.
Результаты нашего исследования показали, что структура досуга различного контингента учащихся имеет сходства и существенные различия. Небольшое число респондентов (школьники с «нормативным поведением» — 19,9—21,1 %, учащиеся «группы риска» — 10,8—17,6 %) занято организованным досугом (кружки, спортивные секции), а большая часть опрошенных предоставлена самой себе. Особенностью подросткового досуга является то, что незначительное число учащихся — как среди школьников с «нормативным поведением» (9,0—16,5 %), так и среди учащихся «группы риска» (5,8—8,8 %) — помогает родителям по дому.
Подростки (школьники с «нормативным поведением» — 48,8—59,0 %; учащиеся «группы риска» — 70,6—76,9 %) большую часть свободного времени проводят с друзьями, а форма общения носит стихийный характер («просто гуляю», «провожу время», «общаюсь с друзьями»). Существенно различаются и ведущие интересы у этих школьников. Юные спортсмены мало свободного времени проводят с друзьями, почти не читают книг, не уделяют должного внимания самообразованию и духовному развитию, по телевизору смотрят в основном спортивные передачи.
Проведенная диагностика состояния здоровья трудных подростков выявила в основном их низкие показатели. У них даже при небольшом стаже систематического употребления психоактивных веществ (от нескольких месяцев до года) показатели здоровья были значительно ниже нормы. Кроме того, большинство из обследованных трудных подростков
имело низкую толерантность к физической нагрузке и замедленный период восстановления.
Материалы наших обследований свидетельствуют о том, что 25,2 % трудных детей росли избалованными, 17,8 % — жили в нездоровой семейной обстановке, 40,9 % — находились без надзора, 16,1 % — чувствовали себя отверженными. Одними из важных факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются группирование со сверстниками, эмансипация (стремление выйти из под опеки взрослых), чувство протеста и оппозиции (в ответ на излишнее «давление взрослых» подросток демонстративно начинает курить, употреблять алкоголь и наркотики), имитация (копирование подростками поведения взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям), «омоложение» лиц, употребляющих наркотические средства. Нами выявлены наиболее типичные недостатки поведения подростков: грубость, невыдержанность, отрицательное отношение к учебе, обособленность и замкнутость, конфликтные отношения с окружающими, наличие вредных привычек.
Также нами изучались особенности мотивации и психофизическая подготовленность школьников, склонных к правонарушениям и употреблению психоактивных веществ. Физическое и психоэмоциональное состояние подростков характеризуется наличием взаимосвязи двигательного потенциала с психоэмоциональным состоянием. У подростков с низким и ниже среднего уровнями физической подготовленности отмечаются повышенный уровень тревожности, низкая умственная работоспособность, недостаточная психическая устойчивость. Установлено, что при общем положительном отношении к занятиям физическими упражнениями 45,9 % учащихся негативно относятся к урокам физической культуры. К наиболее значимым факторам, определяющим интерес к урокам физической культуры, подростки относят разнообразие средств и методов тренировки (26,9 %), снижение усталости и повышение работоспособности (17,9 %), всестороннее физическое развитие (16,7 %). Негативное отношение к занятиям определяется плохой организацией уроков (35,9 %), однообразием учебного материала (29,5 %), невнимательным отношением преподавателя (17,8 %), отсутствием ощутимого прогресса в физической подготовленности (16,8 %).
Занятия физическими упражнениями по общепринятой методике, проводимые без учета личностных особенностей занимающихся, их потребностей и склонностей к определенным видам двигательной активности, не оказывают существенного влияния на уровень психофизической подготовленности и, как следствие, не способствуют стабилизации психоэмоционального состояния.
Основными особенностями работы с подростками группы социального риска с использованием средств физической культуры и спорта являются, во-первых, учебно-воспитательный процесс, который должен носить оздоровительно-профилактический характер, способствовать формированию интереса к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, подбор средств и методов физической культуры и спорта, который должен быть адекватным личностным особенностям занимающихся, отвечать их интересам и потребностям, способствовать формированию психофизической устойчивости, положительной самооценки, самодисциплины.
Совершенствование процесса физического воспитания детей группы социального риска возможно за счет перехода от групповых к личностно ориентированным формам организации занятий физическими упражнениями с использованием технологии индивидуально-дифференцированного подхода. Это обеспечит оптимальный объем двигательной активности и будет способствовать формированию интереса к систематическим занятиям физической культурой, повысит уровень психофизической подготовленности. Полученные нами данные могут служить одним из компонентов при разработке программы профилактики наркомании и преступности среди подростков средствами физической культуры и спорта.
Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности подростка и на особенности его поведения, основное место занимают семья и неформальные группы сверстников. По мнению опрошенных, большинство родителей (88,5 %) негативно относится к употреблению наркотиков, 10,3 % проявляют безразличие, и только 1,2 % родителей относятся к наркотикам положительно. Эти показатели являются подтверждением мнения о том, что работу по профилактике наркомании надо начинать в семье. 34,0 % трудных подростков отметили, что семейные отно-
шения действуют на них угнетающе, 52,1 % равнодушны к тому, что происходит в семье, и только для 13,9 % детей семейное общение является ободряющим. Это сказывается на уровне доверительности между родителями и детьми: своими радостями, горестями и переживаниями в семье с родителями делятся только 18,1 % педагогически запущенных подростков. Результаты проведенного исследования показали важность семейного общения, его социально-педагогическую значимость, влияние на формирование личности педагогически запущенных подростков.
Результаты нашего исследования показывают в целом тревожную ситуацию в системе профилактики потребления наркотиков. Одной из основных причин, влияющих на распространение наркомании и токсикомании в подростковой среде, является легкая доступность психоактивных веществ. Важный фактор наркотизации подростков — снижение превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер.
Сегодня число молодых наркоманов интенсивно пополняется подростками из семей с высоким материальным достатком. Именно эти дети преимущественно формируют особую подростковую субкультуру, главными ценностями которой является свободное, гедонистическое времяпрепровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни. Большое число составляют наркоманы из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Наиболее предпочтительными следует признать семьи со средним материальным достатком. Как правило, родители в таких семьях имеют высшее образование, активно занимаются воспитанием детей2.
Результаты исследования убеждают, что у детей с асоциальным поведением ослаблен социально-познавательный интерес. Такие подростки в основном не дружат с товарищами в классе и школе, а находят коллектив, втягивающий их в наркотическую и другую зависимость. Существенные отклонения в нравственном, волевом и физическом развитии подростков требуют определенной специфики воспитательной работы и различных двигательных режимов. Необходимо практиковать разнообразные формы взаимодействия образовательных учреждений с родителями: общешкольные, классные родительские собрания; родительские конференции; родительский всеобуч; совместные мероприятия семьи
и школы (праздники, соревнования, походы, экскурсии); специальные телепередачи по физическому воспитанию на муниципальных каналах. При образовательных учреждениях должны действовать советы профилактики, советы отцов.
В сложившейся ситуации поиск новых физкультурно-спортивных моделей, средств и форм организации занятий физической культурой и спортом может рассматриваться как необходимое условие предупреждения правонарушений и распространения вредных привычек. Это направление профилактики наркомании должно предусматривать создание благоприятных и привлекательных для учащихся «группы риска» форм физкультурно-спортивного досуга, изучение личностных особенностей детей с девиантным поведением, коррекцию их физического и нравственного здоровья, использование нестандартных средств физической культуры и спорта.
Таким образом, профилактика вредных привычек рассматривается как совокупность мер, создающих благоприятные социально-экономические, социокультурные и социально-педагогические условия, направленные на содействие семье в выполнении функций по воспитанию физически и социально здоровых детей, реализации воспитательных функций общеобразовательных учреждений всех типов, по обеспечению полноценного развития интересов и способностей школьников, занятости их общественно полезной деятельностью во внеурочное время. В данном случае физическая культура и спорт — наиболее эффективное средство профилактики вредных привычек в подростковой среде.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области. Итоги деятельности управления за 2008 год. URL: http://www. ulgnk.ru (дата обращения: 30.01.2009).
2 См.: Паршиков А.Т., Виноградов П.А., Паршикова Н.В., Моченов В.П., Изаак С.И. Физкультурно-спортивная деятельность в организации профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи: метод. пособие для общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования спортивной направленности. М.: Монтэс Инвест, 2002. 112 с.
Поступила 16.12.09.